Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Испытание культуры тоталитаризмом и демократией (30-80-е годы)
Жесткая и однозначная регламентация всех сторон жизни тоталитаризмом. Обезличе- ние культуры и человека, растворение личности в государственно-корпоративных струк- турах (человек-винтик, солдат партии). Дегенерация социокультурного пространства и отношений: вместо диалога – монологический диктат (пропаганда), вместо культуры правления – мифологизированный культ вождя, вместо культуры ответственности – культ тотальной виновности, культ страха; культ массовых жертвоприношений, культ помпезной монументальности. «Ниши» и способы самосохранение культуры и искусст- ва: конформизм, «внешняя» и «внутренняя» эмиграция культуры и искусства. Дисси- дентское движение как социокультурное явление. Открытие формы протеста и борьбы с тоталитаризмом в 60-80-е гг. ХХ века. Человек и искусство в условиях предельных испы- таний (фашистские концлагеря, Гулаг). Особенности развития культуры в конце ХХ века Свободная самореализующаяся личность в демократическом обществе – шанс выжи- вания культуры. «Принудительная» свобода и ее проблемы. Демократия как конвенци- онное ограничение и добровольное ограничение личного суверенитета. Опасности, под- стерегающие человека и культуру в условиях формальной, лже-, псевдо- и т.п. демокра- тии. Эрозия культуры под влиянием рыночных механизмов. Феномен «массовой» куль- туры. Бунт «контркультуры» – хиппи (60-70-е гг.) молодежные субкультуры агрессивно- го стиля (рокеры, панки, люберы, бритоголовые др.) – неизбежная плата за свободу? Основные памятники Культура «серебряного века». Религиозно-философская мысль: В.С. Соловьев: «Рус- ская идея», «Оправдание добра», «Повесть об антихристе»; сб. «Вехи» (1909 г.) Литература. Л.Н. Толстой: «Воскресение», «Власть тьмы», «Плоды просвещения»; А.П. Чехов: «Палата № 6», «Дом с мезонином», «Дама с собачкой»; А.М. Горький: «Фома Гордеев», пьесы «Мещане», «На дне», «Васса Железнова»; творчество И.А Бу- нина, А.И. Куприна, В.Г. Короленко, В.В. Вересаева и др. Поэзия. Символизм – творчество В.Я. Брюсова, К.Д. Бальмонта, Ф.К. Сологуба, Д.С. Мережковского, З.Н. Гиппиус (старшие символисты); А.А. Блока, А. Белого, В. Иванова (младшие символисты); акмеизм – творчество Н.С. Гумилева, А.А. Ах- матовой, О.Э. Мандельштама, С.М. Городецкого, М.А. Кузьмина; футуризм – твор-
чество В.В. Маяковского, В. Хлебникова, И. Северянина, Б.Л. Пастернака. Творчест- во М. Цветаевой, М. Волошина, Н. Клюева, С. Есенина. Театр и музыка. Творчество Л.В. Собинова, Н.В. Неждановой, А.П. Павловой; Н.А. Римский-Корсаков: «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок», «Цар- ская невеста»; С.И. Танеев: «Орестея», С.В. Рахманинов: опера «Алеко», символиче-
ские поэмы «Остров мертвых», «Колонола»; А.Н. Скрябин: «Божественная поэма», «Прометей»; И.Ф. Стравинский: «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная». Архитектура. Ф.О. Шехтель – здание Ярославского вокзала, особняк промышлен- ника Рябушинского у Никитских ворот (Москва, стиль модерн); А.В. Щусев – здание Казанского вокзала (неорусский стиль); И.А. Фомин – особняк А.А. Половцева на Ка- менном острове (неоклассицизм, Петербург). Скульптура. П.П. Трубецкой – памятник Александру III в Петербурге; Н.А. Андрее- ва – памятник Н.В. Гоголю (Москва), С.Т. Коненков – «Самсон, разрывающий узы» (Петербург). Живопись. А.Е Архипов: «Прачки», С.В. Иванов: «Расстрел», А.М. Васнецов: «Улица в Китай-городе»; М.В. Нестеров: «Великий постриг»; И.И. Левитан: «Март», «Озеро», «Над вечным покоем», К.А. Коровин: «Париж», «Париж вечером», «Париж. Бульвар капуци- нов»; В.А. Серов: «Девочка с персиками», «Петр I», «Похищение Европы»; М.А. Врубель: «Царевна-лебедь», панно «Испания», книжные иллюстрации (к произведениям Лермонто- ва); В.Э. Борисов-Мусатов «Майские цветы», «Гобелен», «Изумрудное ожерелье», творче- ство «мирискусников» – Л.С. Бакста, М.В. Добужинского, Е.Е. Лансере, К.А. Сомова, А.Н. Бенуа; «Союза русских художников» – И.Н. Грабаря: «Февральская лазурь», Ф.А. Маля- вина: «Вихрь»; художники-символисты («Голубая роза») – П.В. Кузнецов: «Мираис в степи», М. Сарьян: «Финиковая пальма»; творческое объединение «Бубновый валет» – И.И. Машков: «Синие сливы», П.П. Кончаловский, А.В. Лентулов, М.Ф. Ларионов; твор- чество М.Ф. Ларионова: «Отдыхающий солдат»; М.З. Шагала: «Венчание», «Я и дерев- ня», И.П. Филонова: «Восток и Запад», «Пир королей» (примитивизм); абстракционизм –
творчество В.В. Кандинского; К.С. Малевича – «Черный квадрат на белом фоне», «Белый квадрат на черном фоне»; К.С. Петров-Водкин – «Купание красного коня». Кинематография. «Понизовская вольница» (1908, реж. А.О. Драноков); «Оборона Севастополя» (1911, реж. М.В. Гончаров, А.А. Ханжонков); «Дворянское гнездо» (1914, реж. В. Гардин); «Пиковая дама» (1916, Я.А. Протазанов); «Отец Сергий» (1918, реж. Я.А. Протазанов); «Барышня и хулиган» (1918, реж. А. Славянский). Культура советской эпохи (1917-1950 гг.): философско-культурологическая мысль: сб. «Смена вех» (1921); сб. «Из глубины» (1918); А.М. Горький: «Несвоевременные мысли»; И.А. Бунин: «Окаянные дни»; Е. Замятин: «Мы». Литература. А.М. Горький: «Жизнь Клима Самгина», А. Блок: «Двенадцать», «Скифы», Б. Пастернак: «Девятьсот пятый год»; творчество А. Ахматовой, С. Городец- кого, О. Мандельштама, Н. Асеева, Э. Багрицкого, А. Безыменского, М. Светлова, А. Твар- довского, Н. Тихонова, М.М. Зощенко, М.А. Булгакова, А.П. Платонова; Д.А. Фурманов: «Чапаев», А.С. Серафимович: «Железный поток», Ф.Д. Гладков: «Цемент», Б.А. Лавре- нев: «Сорок первый», А.Г. Малышкин: «Падение Даира», М.А. Шолохов: «Тихий Дон», «Поднятая целина», А.Н. Толстой: «Петр Первый», Ф.И. Панферов: «Бруски», А.С. Ма- каренко: «Педагогическая поэма»; О. Берггольц: «Ленинградская поэма», М.И. Алигер: «Зоя»; А.Т. Твардовский: «Василий Теркин». Музыка и театр. С.С. Прокофьев – балет «Ромео и Джульетта», опера «Любовь к трем апельсинам», кантата «Александр Невский»; Д.Д. Шостакович – опера «Леди Макбет Мценского уезда», балет «Золотой век», А.И. Хачатурян – балеты «Гаянэ», «Спартак», широкий спектр монументальной и симфонической, камерно-инструментальной музыки; Д.Б. Кабалевский – опера «Кола Брюньон» и др; И.О. Дунаевский – музыка к кинофиль- мам «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», «Дети капитана Гранта»; оперетта «Золо- тая долина»; Д. Шостакович – «Седьмая симфония», в театре – творчество В.Э. Мейер- хольда, Е.Б. Вахтангова.
Архитектура. В.А. Щуко – здание библиотеки им. В.И. Ленина, Большой Каменный мост (Москва); А.В. Щусев – Мавзолей В.И. Ленина, Москворецкий мост, станция мет- ро «Комсомольская-кольцевая». В.И. Жолтовский – проект высотного здания МГУ. Скульптура. В. Мухина – «Рабочий и колхозница»; С.Т. Коненков – «Боевик», «Кре- стьянин», «Рабочий»; И.Д. Шадр – «Булыжник – оружие пролетариата», памятник Горькому для Нижнего Новгорода и Москвы; С.Д. Меркурова – памятник В.И. Ленину, К.А. Тимирязеву, бюсты-памятники у Кремлевской стены; Е.В. Вучетич – памятник павшим воинам Советской Армии. Живопись. К. Петров-Водкин – «Смерть комиссара»»; А. Дейнека – «Оборона Петро- града»; М. Греков – «Трубачи Первой конной армии»; Б. Иогансон – «Допрос коммуни- ста», «На старом уральском заводе»; А.А. Пластов – «Фашист пролетел», С.А. Гераси- мов – «Мать партизана»; Е.Е. Лансере – росписи ресторанных залов Казанского вокзала в Москве, в гостинице «Москва», панно «Метростроевцы» метро Комсомольское. Кино и плакат. «Броненосец Потемкин» (С. Эйзенштейн); «Чапаев» (братья Василь- евы), «Петр Первый» (В. Петров); трилогия о Максиме (Г. Козинцев и А. Трауберг), «Встречный» (Ф. Эрмлер и С. Юткевич); кинокомедии – «Веселые ребята», «Цирк»,
«Волга-Волга», «Светлый путь». Плакаты. Д. Моор – «Ты записался добровольцем?»; И. Тоидзе – «Родина-мать зо- вет!»; «Окна РОСТА»; плакаты на военные темы А. Кокорекина, Д. Шмаринова, Л. Го- лованова, Кукрыниксов. Песни. В. Лебедев-Кумач и А. Александров – «Священная война»; «Землянка», «Ве- чер на рейде», «Соловьи», «Темная ночь».
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.157.186 (0.027 с.) |