Глава 1. Понятие и сущность юридического лица. 4 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Понятие и сущность юридического лица. 4



Оглавление

Введение. 3

Глава 1. Понятие и сущность юридического лица. 4

Понятие и признаки юридического лица в гражданском праве. 4

1.1 Понятие юридического лица.

1.2 Признаки юридического лица.

Виды юридических лиц

2.1. Характеристика организационно-правовых форм юридических лиц.

2.2. Коммерческие организации

2.3. Некоммерческие организации

Глава 2 Понятие и виды правоспособность юридического лица

2.1 Виды правоспособности;

2.2 Содержание правоспособности юридического лица;

2.3 Ограничение правоспособности;

2.3.1 Ограничения правоспособности российских юридических лиц;

2.3.2 Ограничения правоспособности иностранных юридических лиц в России;

2.4 Прекращение правоспособности юридического лица;

 

Заключение. 14

Список используемой литературы. 15

 

 

 

Введение.

 

Развитие института юридического лица тесно связано с бурным ростом рыночной экономики, где необходима концентрация капиталов. Поскольку товарно-денежные отношения зачастую требуют объединения значительных материальных средств, то отдельные граждане, как правило, не в состоянии принимать самостоятельное участие в этих отношениях. Только объединив капиталы многих субъектов хозяйствования можно ставить и решать крупные задачи. Эта особенность рыночных товарно-денежных отношений и обусловила участие в них образований, действующих на рынке в качестве самостоятельных субъектов хозяйствования, именуемых юридическими лицами. Именно институт юридического лица и стал правовой формой концентрации капиталов.

Конструкция «юридическое лицо», возникнув ещё в Древнем Риме, прошла длительный путь развития. В научной литературе этот институт частного права подвергался неоднократному и тщательному анализу. Учёные-цивилисты во все времена вели острые дискуссии по поводу сущности, признаков, правоспособности юридического лица. Эти дискуссии находили своё отражение и в законодательстве.

Юридическое лицо является сегодня одним из элементов правовой и экономической системы государства. И необходимость в детальном изучении сущности и содержания категории юридического лица обусловливается тем, что в ней концентрируются проблемы, противоречия и тенденции развития правоспособности, права частной собственности и других институтов частного права.

Юридическое лицо - это субъект гражданского права. Но мы не можем удовлетвориться простой констатацией этого. Важно решить вопрос: какую задачу решает участие именно юридических лиц в гражданских отношениях? В чём состоит общественная необходимость этого?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к экономическому обоснованию юридических лиц и определиться с подходом к исследованию экономических отношений, которые опосредуются правовой формой юридического лица. Особо важным для нас является сделать правильный выбор количественного средства соизмерения многообразных экономических явлений, которые предлагаются теориями того или иного подхода.

Проблема юридического лица очень сложна и трудна для права. История права показывает, что современное правовое представление о юридическом лице как особой и единой личности, созданной людьми (физическими лицами) для реализации определенных хозяйственных (нехозяйственных) целей, сложилось далеко не быстро.

В своей работе мы будем использовать метод системного анализа. И в исследовании мы ставим перед собой следующие цели:

- исследовать понятие юридического лица;

- выяснить его сущность и найти отличительные признаки;

- выяснить как организационно-правовая форма юридического лица влияет на объем его правоспособности.

 

Глава 1. Теоретическая характеристика понятий.

 

Понятие юридического лица.

1. Юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

2. Юридическое лицо должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных настоящим Кодексом.

3. К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют вещные права, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения.

К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют корпоративные права, относятся корпоративные организации (статья 65.1).

4. Правовое положение Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяется Конституцией Российской Федерации и законом о Центральном банке Российской Федерации.

Понятие правоспособности.

Под правосубъектностью юридического лица понимается наличие у него качеств субъекта права, т. е. правоспособности и дееспособности.

Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания, который приурочен к его государственной регистрации (п. 3 ст. 49 и п. 2 ст. 51 ГК), и прекращается в момент исключения его из единого государственного реестра юридических лиц (п. 8 ст. 63 ГК).

Объем правоспособности юридического лица определяется не только ее общим или специальным характером. Юридическое лицо не может обладать такими правами, которые в силу своей специфики могут принадлежать лишь гражданам. Осуществление некоторых видов деятельности требует получения от государства специальных разрешений (лицензий). Кроме того, законом могут быть установлены специальные ограничения правоспособности для отдельных видов юридических лиц.

Понятия и признаки юридического лица в гражданском праве.

Понятие юридического лица.

Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования (статья 124).

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс.

К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы.

К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения.

К юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, относятся общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

1.2 Признаки юридического лица.

Юридическому лицу присущи следующие признаки:

Признак организационного единства означает наличие определенной внутренней структуры организации: во-первых, наличие системы органов управления; во-вторых, в ряде случаев - структурных подразделений.

1.Признак имущественной обособленности юридического лица означает наличие у него имущества на праве собственности либо на ограниченных вещных правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

2.Признак самостоятельной имущественной ответственности заключается в том, что юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, на которое может быть наложено взыскание (п. 1 ст. 56 ГК РФ).

Поскольку юридическое лицо является самостоятельным, имущественно- обособленным субъектом права, то, с одной стороны, учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, с другой стороны, юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ либо учредительными документами юридического лица. Эти исключения сводятся к установлению субсидиарной (дополнительной) ответственности учредителей или собственника по долгам юридического лица.

3.Завершающий признак юридического лица - это выступление в гражданском обороте и в суде от своего имени. Юридическое лицо индивидуализируется посредством наименования и места нахождения (ст. 54 ГК РФ).

Виды юридических лиц.

По действующему российскому законодательству все юридические лица, включая предпринимательские организации, подразделяются на две большие группы: коммерческие и некоммерческие организации. Главным критерием деления организаций на коммерческие и некоммерческие служит цель создания и деятельности организации.

В первую группу (коммерческие организации) входят юридические лица, обладающие общей или специальной правоспособностью, которые могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления предпринимательской деятельности, основной целью которой является извлечение прибыли.

Некоммерческие юридические лица наделены специальной правоспособностью, они могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных целей и т.п. (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 8 декабря 1995 г. «О некоммерческих организациях»285). Предпринимательская деятельность приемлема для таких организаций только в качестве дополнительной. Унитарные предприятия тоже наделены специальной правоспособностью. Но специальный характер правоспособности некоммерческих организаций в том аспекте (целевой аспект) отличается от специального характера правоспособности унитарных предприятий и отдельных видов юридических лиц, как коммерческих организаций. Правоспособность последних предопределена особым характером деятельности, на осуществление которой необходимо специальное разрешение, а для унитарных предприятий - отсутствием права собственности на имущество (право хозяйственного ведения и право оперативного управления). То есть организациям, обладающим специальной правоспособностью (отличной от общей правоспособности) присуши различные основания для выделения их в качестве таковых.

Объединяющими моментами для некоторых видов организаций является то, что учредители некоммерческих организаций, государственных (муниципальных) унитарных и казенных предприятий обязаны определять в своих учредительных документах не только цели, но и предмет их деятельности (п. 2 ст. 52 ГК РФ). Помимо этого в ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»9" говорится о том. что устав унитарного предприятия должен содержать цели, предмет и виды деятельности унитарного предприятия (п.З ст.9 Закона), что является одним из случаев ограничения правоспособности унитарных предприятий. То есть в данном случае можно также выделить специфику целей деятельности этих организаций или общественный характер деятельности организаций, обладающих специальной правоспособностью. К тому же положение юридических лиц, осуществляющих лицензируемую деятельность, тоже предопределено специальными целями, для которых они создаются. Таким образом, поддержка государственных убыточных производств, оказание банковских услуг населению, благотворительные цели и т.д. - это специфический целевой критерий выделения специальной правоспособности организаций. Если применять такую классификацию при определении правоспособности, то деление на коммерческие и некоммерческие организации станет ненужным. Но такой подход значительно затруднит функционирование организаций, поскольку потребует создания весьма обширного перечня целей, которые следует считать специальными.

 

 

Учреждения могут быть участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах с разрешения собственника, если иное не установлено законом.

Денежная оценка вклада участника хозяйственного общества производится по соглашению между учредителями (участниками) общества и в случаях, предусмотренных законом, подлежит независимой экспертной проверке.

Полным признается товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом.

Акционерным обществом признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Особенности правового положения акционерных обществ, созданных путем приватизации государственных и муниципальных предприятий, определяются также законами и иными правовыми актами о приватизации этих предприятий.

Особенности правового положения кредитных организаций, созданных в форме акционерных обществ, права и обязанности их акционеров определяются также законами, регулирующими деятельность кредитных организаций.

Акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым акционерным обществом. Такое акционерное общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом и иными правовыми актами.

Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым акционерным обществом. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц.

Обществом с ограниченной ответственностью (далее - общество) признается созданное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей в уставном капитале общества.

Участники общества, не полностью оплатившие доли, несут солидарную ответственность по обязательствам общества в пределах стоимости неоплаченной части принадлежащих им долей в уставном капитале общества.

Общество имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Общество может иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами, если это не противоречит предмету и целям деятельности, определенно ограниченным уставом общества.

Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, общество может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Если условиями предоставления специального разрешения (лицензии) на осуществление определенного вида деятельности предусмотрено требование осуществлять такую деятельность как исключительную, общество в течение срока действия специального разрешения (лицензии) вправе осуществлять только виды деятельности, предусмотренные специальным разрешением (лицензией), и сопутствующие виды деятельности.

Общество должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения общества. Печать общества может содержать также фирменное наименование общества на любом языке народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.

Общество должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Общество вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.

Полное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное наименование общества и слова "с ограниченной ответственностью". Сокращенное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное или сокращенное наименование общества и слова "с ограниченной ответственностью" или аббревиатуру ООО.

Фирменное наименование общества на русском языке и на языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму общества.

Иные требования к фирменному наименованию общества устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации.

Обществом с дополнительной ответственностью признается общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их долей, определенном уставом общества. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами общества.

2.Фирменное наименование общества с дополнительной ответственностью должно содержать наименование общества и слова "с дополнительной ответственностью".

К обществу с дополнительной ответственностью применяются правила настоящего Кодекса об обществе с ограниченной ответственностью и закона об обществах с ограниченной ответственностью постольку, поскольку иное не предусмотрено настоящей статьей.

4.При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами общества;

В интересах развития демократии необходимо взаимодействие органов государственной власти с органами местного самоуправления по таким направлениям, как экономика, безопасность, права человека. Баланс взаимодействия предполагает использование техники централизации, доминирования,самоорганизации и регулирования самоуправления.

К специальным принципам государственного управления относят: принцип разделения властей, принцип единства, иерархичности и соподчиненности органов государственного управления, принцип строгой регламентации и обусловленности государственного управления правовыми нормами и т.п.

Чтобы понять, как региональная власть может воздействовать на органы местного самоуправления, необходимо определить специальные принципы организации муниципальной власти:

1) принцип "подзаконности", т.е. функционирования местного самоуправления в рамках, заданных законом;

2) принцип самостоятельности (организационная независимость, самостоятельность в определении структуры собственных органов, в решении вопросов местного значения, в распоряжении муниципальными материально-финансовыми средствами);

3) принцип выделенной компетенции - наличия у органов местного самоуправления собственных полномочий, в пределах которых они самостоятельны;

4) принцип выборности (требование обязательности наличия выборных органов в системе местного самоуправления);

5) принцип ресурсной обеспеченности, т.е. наличия собственных ресурсов, достаточных для осуществления органами местного самоуправления своих полномочий;

6) принцип ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением, государством и юридическими лицами;

Основным инструментом взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления является закон. Для государственной власти закон гарантирует то, что местное самоуправление будет функционировать в определенных законом пределах. Для местного самоуправления - это гарантия от волюнтаристского вмешательства государственных чиновников в деятельность муниципальных органов власти. Закон обеспечивает достаточную стабильность отношений между органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Государственная поддержка местного самоуправления - это система мер, обеспечивающих укрепление и стимулирование развития местного самоуправления федеральными и региональными органами государственной власти.

Государственная поддержка местного самоуправления, как правило, осуществляется в следующих формах:

а) издание правовых актов по вопросам организации и деятельности местного самоуправления;

б) контроль за соблюдением конституционных основ местного самоуправления;

в) информационное обеспечение органов местного самоуправления (в том числе ознакомление с проектами нормативно-правовых актов органов государственной власти, затрагивающих интересы местного сообщества);

г) оказание методической поддержки;

д) рассмотрение обращений органов и должностных лиц местного самоуправления в органы и к должностным лицам государственной власти, принятие мер по их удовлетворению;

е) участие в формировании органов местного самоуправления в случаях, установленных законом (например, в муниципальных районах и городских округах представители органов государственной власти субъекта РФ входят в состав конкурсной комиссии на замещение должности главы местной администрации, назначаемой по контракту);

ж) принятие и реализация целевых программ государственной поддержки местного самоуправления;

з) подготовка кадров муниципальных служащих;

и) оказание материальной и финансовой помощи органам местного самоуправления;

к) предоставление в пользование государственного и муниципального имущества на безвозмездной основе;

Отношения, связанные с государственной регистрацией актов гражданского состояния, воинским учетом, совершением нотариальных действий и т.п., крайне затруднительно регулировать органам государственной власти субъектов, не говоря уже о федеральных структурах. В принципе существуют два пути решения этой проблемы. Первый путь - это создание на территории местного самоуправления особых государственных структур, которые будут исполнять государственные полномочия. Второй путь - наделение государственными полномочиями органов местного самоуправления на основе договоров или законодательных актов.

Органа государственной власти исключается из его компетенции и включается в компетенцию органов местного самоуправления. При этом срок такой передачи, как правило, не оговаривается. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, как правило, происходит в форме передачи полномочий.

Делегирование полномочий - это предоставление органам государственной власти принадлежащего ему права решения какого-либо вопроса органам местного самоуправления на один раз, на определенный срок или бессрочно. Исходя из этого, следует обратить внимание на различия в содержании понятия "передача полномочий", которая происходит на постоянной и безусловной основе, расширяя перечень вопросов ведения муниципального образования, и "делегирования полномочий", которое осуществляется на временной основе с соблюдением определенных требований, расширяя компетенцию отдельных муниципальных органов.

Статья 132 Конституции РФ

Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления по согласованию между ними могут осуществлять взаимодействие в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

К юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, относятся общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

Благотворительной организацией является неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации предусмотренных настоящим Федеральным законом целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц.

При превышении доходов благотворительной организации над ее расходами сумма превышения не подлежит распределению между ее учредителями (членами), а направляется на реализацию целей, ради которых эта благотворительная организация создана.

Фонды

1.Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Фонд использует имущество для целей, определенных в его уставе. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых создан фонд, и соответствующей этим целям. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.

Участники (члены) общественных и религиозных организаций не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе на членские взносы. Они не отвечают по обязательствам общественных и религиозных организаций, в которых участвуют в качестве их членов, а указанные организации не отвечают по обязательствам своих членов.

Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.

Общественные и религиозные организации являются некоммерческими организациями. Они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Участники (члены) общественных и религиозных организаций не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе на членские взносы. Они не отвечают по обязательствам общественных и религиозных организаций, в которых участвуют в качестве их членов, а указанные организации не отвечают по обязательствам своих членов.

Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

Устав потребительского кооператива должен содержать условия о размере паевых взносов членов кооператива; о составе и порядке внесения паевых взносов членами кооператива и об их ответственности за нарушение обязательства по внесению паевых взносов; о составе и компетенции органов управления кооперативом и порядке принятия ими решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов; о порядке покрытия членами кооператива понесенных им убытков.

Наименование потребительского кооператива должно содержать указание на основную цель его деятельности, а также или слово "кооператив", или слова "потребительский союз" либо "потребительское общество".

Члены потребительского кооператива обязаны в течение трех месяцев после утверждения ежегодного баланса покрыть образовавшиеся убытки путем дополнительных взносов. В случае невыполнения этой обязанности кооператив может быть ликвидирован в судебном порядке по требованию кредиторов.

Кооператив образуется исключительно по решению его учредителей. Число членов кооператива не может быть менее чем пять человек. Членами (участниками) кооператива могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства. Юридическое лицо участвует в деятельности кооператива через своего представителя в соответствии с уставом кооператива.

Виды правоспособности

В науке гражданского права принято различать общую (универсальную) и специальную правоспособность.

В процессе раскрытия общей и специальной правоспособности субъектов в качестве методологической основы обычно используют модели (системы) правового регулирования: дозволительную или диспозитивную и обязывающую, императивную. Согласно первой модели «дозволено все, кроме запрещенного законом». Вторая модель означает: «запрещено все, кроме дозволенного законом»97.

Общая правоспособность означает возможность для субъекта права иметь любые гражданские права и обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности. Именно такой правоспособностью обладают граждане.

Специальная правоспособность предполагает наличие у юридического лица лишь таких прав и обязанностей, которые соответствуют целям его деятельности и прямо зафиксированы в его учредительных документах.

Анализ ст. 49 ГК показывает, что общим принципом для юридических лиц, как и прежде, остается специальная правоспособность. Универсальная же правоспособность носит характер исключения из общего правила (которое, как известно, не может толковаться расширительно) и действует лишь в отношении коммерческих негосударственных юридических лиц. Этот вывод ничуть не колеблет даже тот факт, что ныне такие организации составляют численное большинство в стране.

Сохранение специальной правоспособности за многими видами юридических лиц не только оправданно, но и необходимо. Так, создавая некоммерческую организацию (учреждение, фонд и т.п.), ее учредители, очевидно, преследуют вполне определенные социальные, культурные, иные общеполезные цели. Освобождение такой организации от любых уставных ограничений, предоставление ей полной свободы действий привело бы к игнорированию интересов учредителей. Аналогичным образом и государство, закрепляя за унитарным предприятием свое имущество, заинтересовано в его использовании по определенному назначению в соответствии с тем предметом деятельности, который определен уставом предприятия.

Правоспособность юридического лица всегда носит специальный характер, т.е. юридическое лицо правоспособно лишь в пределах той цели, для достижения которой оно установлено. Любая коммерческая организация, в конечном итоге, занимается определенным видом деятельности, который может включать в себя несколько направлений, перечень которых содержится в учредительных документах юридического лица. «Юридическое лицо должно иметь специальную правоспособность, дабы не господствовать над человеком»27. Это особенно опасно для учреждений, так как в союзах, созданных людьми, они могут господствовать над целью и даже прекращать существование юридического лица, тогда как в учреждениях цель господствует над людьми, и они не могут ее изменять"5. То есть, правоспособность юридического лица является специальной в отличие от правоспособности физического лица, и мы можем предположить, что законодатель, наделяя организации универсальной правоспособностью, подразумевает, что она универсальная только в сравнении с более узкой специальной.

В.II. Цирульников полагает, что общей правоспособности коммерческих организаций не существует хотя бы уже потому, что огромное количество их потенциальных возможностей подлежит лицензированию. Например, страховая организация или банк, получив лицензию на соответствующие виды деятельности, лишает себя возможности заниматься торговой, посреднической и иными видами предпринимательской деятельности. И. напротив, коммерческое юридическое лицо не может заниматься страховой или банковской деятельностью, не имея соответствующей лицензии".

Однако, отметим, что тенденция к отказу от принципа специальной правоспособности (доктрины ultra vires), особенно в отношении коммерческих юридических лиц, прослеживается во многих правопорядках.

В Швейцарском гражданском кодексе (ст. 51) прямо установлено, что юридическое лицо обладает неограниченной правоспособностью1'8.

В Англии юридические лица, созданные актами короны, всегда имели общую правоспособность, тогда как юридические лица, созданные общим или специальным актом парламента, имели права и обязанности, необходимые для достижения цели, указанной в уставе. Сделки, выходящие за пределы указанной в уставе цели, являются недействительными и могут быть оспорены в суде самим юридическим лицом либо его контрагентами. Законом о компаниях 1989 г. принцип ultra vires был отменен89.

В современном российском праве принцип целевой (специальной) правоспособности сохраняется для некоммерческих юридических лиц, для государственных (муниципальных) унитарных и казенных предприятий, хотя они являются коммерческими организациями, а

w Цирульников B.H. Определение юридического лица как субъекта гражданского права- Учебное пособие. Волилрвд, 20D1. С. 59.

!' Дубинчин Л. Некогорьх: аспекты правовою раулирования гаемно-кредшкых отношений и современных

условиях Н Хозяйство и пращу 1998. №2. С. Кб. w Козлова H В. Правоспособности юридического лица. «Статут». - М.,21)05 г. С. 1Ъ. См.: Кулаг ин М.И. Избранные труды. С. 132-134. 232; Зайцева Е.В Юридические лица Н Гражданское и торговое право капиталистических государств / Отв. ред. G.A. Васильев. М, 1993. С. 8S-S9.

также для указанных в законе отдельных видов коммерческих юридических лиц. Ряд ученых сходятся во мнении, что более верным и отражающим смысл и сущность этого правового явления представляется определение такой правоспособности как целевой, поскольку юридическое лицо может обладать только теми правами, которые соответствуют закрепленным в учредительных документах целям. Другие ученые называют подобного рода правоспособность ограниченной, поскольку учредители при создании юридического лица ограничили его право быть участником гражданских правоотношений, перечислив все виды деятельности, которыми оно вправе заниматься.

2.2. Содержание правоспособности юридического лица;

Содержанием правоспособности юридического лица являются:

- Свободно осуществляемые виды деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 442; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.197.212 (0.066 с.)