Ограничение правоспособности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ограничение правоспособности.



Ограничение правоспособности российских юридических лиц

Основаниями для ограничения правоспособности являются:

1. Ограничения в законе.

Институт несостоятельности (банкротства) традиционно рассматри­вается как неотъемлемый атрибут рыночной экономики, поскольку соз­дает условия для нормализации экономических отношений путем ликви­дации или оздоровления экономически неэффективных организаций.

Однако эти процедуры затрагивают интересы большого кру­га лиц, а именно самого должника, его работников, кредиторов и других. Поэтому институт несостоятельности (банкротства) при­зван не только ограничить проявление интересов отдельных лиц, но и обеспечить баланс интересов всех лиц, участвующих в деле о несостоятельности (банкротстве). Соответственно в рамках дел о несостоятельности (банкротстве) должны осуществляться как удов­летворение требований кредиторов, так и защита должника, права которого серьезно ограничиваются.

Анализ современного состояния института несостоятельности (банкротства) позволяет отметить целый ряд проблем как теорети­ческого, так и практического характера, касающихся применения механизма ограничения прав должника через призму его граждан­ской правоспособности и дееспособности.

В настоящее время в юридической науке нет единого мнения по поводу содержания понятий «ограничение правоспособности» и «ограничение дееспособности юридических лиц», а также их соот­ношения с понятием «ограничение компетенции органов юридиче­ских лиц», что затрудняет решение этих проблем.

Правоприменительная практика также свидетельствует о необ­ходимости теоретической разработки единого подхода как к самим этим понятиям, так и к правилам ограничения правоспособности и дееспособности юридических лиц, а также компетенции их орга­нов управления при правовом регулировании.

Поскольку юридическое лицо в рамках дела о его несостоятель­ности (банкротстве) остается стороной в обязательствах, оно не мо­жет быть полностью лишено правоспособности. До момента исклю­чения из реестра должник продолжает существовать как юридиче­ское лицо и соответственно обладает правоспособностью.

Соответственно оно не может быть лишено возможности самосто­ятельно реализовывать право на защиту. При этом данная возмож­ность должна реализовываться, минуя арбитражного управляющего, который, действуя в интересах кредиторов и иных лиц, сам может быть нарушителем прав юридического лица — должника. Эти правомочия определяют пределы ограничения (минимальный объем) правоспо­собности и дееспособности юридических лиц — должников.

В соответствии с Федеральным Законом от 26.10.2002 г. «127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» под банкротством понимается неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Законом о банкротстве, по сути, предусмотрен специальный режим функционирования такого юридического лица, неспособного удовлетворять обязательства третьих лиц.

При некоторых процедурах банкротства органы управления юридического лица полностью отстраняются от управления и полномочия по управлению переходят к арбитражному управляющему. В других случаях органы управления юридического лица не теряют самостоятельности, но действуют с определенными ограничениями. В этом состоит суть ограничения правоспособности юридического лица, к которому применяются процедуры банкротства.

Так, при процедуре наблюдения органы управления должника могут совершать исключительно с согласия временного управляющего, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим законом, сделки или несколько взаимосвязанных сделок. (ст. 64 Закона о банкротстве):

- связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо или косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более пяти процентов балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения;

- связанных с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительства и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления имуществом должника. При этом органы управления должника не вправе принимать решения:

1. О реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) и ликвидации должника;

2. О создании юридических лиц или об участии должника в иных юридических лицах;

3. О создании филиалов и представительств;

4. О выплате дивидентов или распределении прибыли должника между его учредителями (участниками);

5. О размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, за исключением акций;

6. О выходе из состава учредителей (участников) должника, приобретении ранее выпущенных акций у акционеров;

7. Об участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах и иных объединениях юридических лиц;

8. О заключении договоров простого товарищества.

При введении в отношении юридического лица внешнего управления прекращаются полномочия руководителя должника, а управление делами должника возлагается на внешнего (арбитражного) управляющего (п.1 ст.94 Закона о банкротстве). Данный управляющий, в свою очередь, может совершать некоторые сделки от имени юридического лица только при наличии согласия собрания кредиторов (комитета кредитора).

 

2. Наличие специальной лицензии для некоторых видов деятельности.

3. Само юридическое лицо ограничивает себя (цели деятельности установлены в уставе).

Ограничения в правоспособности иностранных юридических лиц

 

Некоторые законодательные акты Российской Федерации содержат прямые ограничения правоспособности иностранных юридических лиц.

Так, в соответствии с п. 3 ст. 15 Земельного Кодекса РФ иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе РФ, и на иных установленных особо территориях РФ в соответствии с федеральными законами.

Согласно положению, ст. 3 Федерального закона № 101-ФЗ от 24.07.2002 г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» иностранные юридические лица, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, могут обладать земельными участками или долями в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды.

Прекращение правоспособности юридического лица.

Виды прекращения правоспособности юридического лица:

1. В момент завершения ликвидации- в момент внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

2. По истечении срока действия лицензии.

 

Заключение.

 

Теоретические разработки в области правоспособности, направленные на определение ее правовой природы и четкое определение ее видов в настоящее время продолжают оставаться актуальными вопросами и относиться к числу наиболее дискуссионных в науке гражданского права. Это обусловлено требованиями современной практики функционирования различных субъектов права, ее адекватной законодательной регламентации и степенью научной разработанности'13.

Конструкция юридического лица является основной правовой формой коллективного участия лиц в гражданском обороте. Жизнь современного общества невозможна без объединения людей в группы, союзы разных видов, без соединения их личных усилий и капиталов для достижения тек или иных целей4"1

Отмечу, что вопрос о видах правоспособности имеет не только теоретическое, но и чисто практическое значение: от правильного определения вида правоспособности юридического лица зависят последствия совершаемых им сделках. Сделки, совершенные юридическим лицом с выходом за пределы его специальной правоспособности, т.е. внеуставные сделки, иногда называемые сделками ultra vires, недействительны. Постановление Пленума ВС РФ и ВАС РФ №6/8 от 01.07.96"" приводит существенное различие между недействительностью внеуставных сделок тех коммерческих организаций, специальная правоспособность которых установлена законом или иными правовыми актами, и тех, специальная правоспособность которых вытекает из их учредительных документов. Первые согласно п. 18 Постановления являются ничтожными по ст. 168 ГК, а вторые - оспоримыми согласно ст.173 ГК РФ. Это различие основано на толковании ст. 173 ГК, и оно относится ко всем юридическим лицам91.

То есть установление вида правоспособности юридического лица и последствий по внеуставным сделкам напрямую связано с тем, в какой организационно-правовой форме существует организация, а также со способом ограничения правоспособности (законом, иными правовыми актами, учредительными документами, лицензией).

Гражданский кодекс РФ, признавая те и другие организации субъектами права, проводит между ними различие, дифференцируя все юридические лица в зависимости от цели и характера деятельности на две группы: коммерческие и некоммерческие (п. 1 ст. 50 ГК РФ).

По выражению Е.А. Суханова, деление организаций на коммерческие и некоммерческие - изобретение нашего законодателя ". Связано такое деление, прежде всего, с правоспособностью юридического лица. Оно позволяет четко определить: какие формы юридических лиц могут иметь общую правоспособность, а какие - специальную. В этом главное значение деления юридических лиц на коммерческие и некоммерческие.

 

Таким образом, вопросы формирования и выражения воли юридического лица непосредственно связаны с характером и объемом правоспособности организаций.

 

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты

[2] "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 31.01.2016). Статья 48.

[3]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 323; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.12.172 (0.008 с.)