Глава 4. Факторы эффективности певческой профессии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 4. Факторы эффективности певческой профессии.



№1 Как сделать так чтобы голос звучал.

Чтобы голос звучал нужно

чтобы весь голосовой аппарат певца был в исправном, т.е. здоровом состоянии.

Не должно быть перенапряжения.

Психическая энергия во многом зависит от питания и дыхания. Например слизеобразующая, или раздражающая пища очень влияет на гортань и функциональность голосовых связок. (примеры см в гл.о питании). Но, все здесь очень индивидуально и зависит от конкретного организма. Например, бытует мнение, что мороженое – вредит голосу. Но, известный певец Магомаев считает наоборот. (Автобиография Магомаева) у А качество вдыхаемого воздуха может повлиять на функциональность дыхательного аппарата.

Одним из главных факторов звучания голоса будет профессионализм. Как видно из этой работы профессионализм требует большого набора качеств от певца. Но есть некоторый фундамент пения. И здесь актуальна известная в вокальных кругах фраза Франческо Ламперти: «Школа пения – школа дыхания».

В профессии певца, одним из главнейших факторов профессионализма является свободный, расслабленный, но уверенный диафрагматический (автоматический) вдох с одной стороны, и свободная от комплексов, достаточно активная психика с другой стороны. Исходя из этого можно сформулировать цель обучающихся вокалу: специальными упражнениями раскрепостить определенные части тела, натренировать диафрагматический вдох с физической стороны и привести к гармонии, и концентрации на высоких эстетических чувствах психику – с другой.

Правильный вдох, как разобрано выше достигается не за счет мышечного усилия, а за счет расслабления тела и, что не менее важно, успокоения, гармоничности психики. Это психофизиологическое равновесие достигается за счет концентрации не на теле, а на психических процессах высокого порядка – положительных чувствах и образах. (т.к. правильный вокальный вдох – сложный психофизический процесс, требующий использования психофизиологии, т.е. чувств и образов, как более ёмких носителей импульсов управления голосом певца. Поэтому начинающему петь предлагается сконцентрироваться на чувствах прекрасного, освобождающих человека от сложности управления физиологией и вдохновляющих сделать глубокий парадоксальный (вокальный) вдох. Таким образом фундаментом для достижения звучания голоса будет: глубокое, естественное дыхание и гармоничная психическая обстановка.

 

№2. Какие предпосылки улучшают звучание голоса.

Различные грани вопроса техники вокала являются неразрывно связанными между собой, поэтому необходим комплексный подход, так как представление о существовании каждого аспекта отдельно составит неверную картину. Для достижения результата в вокале все аспекты должны совпасть у певца одновременно. Но каждый аспект не прост сам по себе, и требует отдельного рассмотрения. Рассмотрим первый аспект - РАССЛАБЛЕНИЕ.

Из опыта работы по высказыванию таких певцов как Л.Паваротти, Тотти Даль Монте, Беньямино Джильи можно отметить что, пожалуй, самым необходимым физиологическим умением и одним из основных навыков для вокалиста становится умение сознательно расслаблять (это сначала), а в идеале уже бессознательно никогда не напрягать определенные мышцы своего организма.

Мышцы, о которых идет речь – плечевой пояс и задние мышцы шеи, которые, собственно, управляют движением головы, а также все мышцы, которые окружают нашу гортань. К ним можно отнести мышцы, которые и внутри, и снаружи управляют глоткой и ртом (в том числе мышцы челюсти и мышцы, находящиеся у нас под подбородком), и мышцы, расположенные вокруг горла (я имею ввиду переднюю часть шеи).

 

Почему именно расслабленность или, скорее, отсутствие напряжения в данной части нашего организма являются «краеугольным камнем» всей конструкции вокала?

Все дело в том, что напряжение именно в этих мышцах непосредственно влияет на работу главного звукового генератора – голосовых складок. Конечно, плечи, задняя часть шеи, верх спины практически никак не связаны с гортанью, они лишь управляют положением головы, но их перенапряжение просто приводит к усталости и отвлекает от главной задачи - пения. Умение расслаблять эти мышцы постепенно научит вокалиста так же воздействовать на гораздо более важные для вокала внешние окологортанные мышцы.

Подход к позе и положению головы одинаков и в классической, и в нетрадиционной школе – стоя, не сутулясь, плечи опущены, голова прямо, то есть подбородок составляет с грудью примерно прямой угол, а не поднят вверх и не опущен. Так вот, без выработки определенной привычки довольно трудно бывает удержать себя в такой позе продолжительное время, пока идет занятие.

Это трудно, потому что излишне напрягаются непривычные к статичной нагрузке мышцы, и это напряжение постепенно передается туда, где оно действительно начинает влиять на работу голосовых складок.

Кроме того, знаю, опять же, по опыту, что обучающийся вокалист ОЧЕНЬ ЧАСТО на занятиях интуитивно начинает задирать вверх подбородок, когда приходится петь все более высокие ноты, и чем выше нота, тем выше подбородок, происходит натяжение, изменение формы гортани, в окологортанных мышцах возникают ненужная скованность, которая уже не дает свободно работать голосовым складкам.

Эта скованность постепенно захватывает все большую площадь, и вот уже закрепощаются внешние мышцы горла, челюсть, скулы… От этого теряется легкий и удобный звук.

Наши голосовые складки представляют из себя образования, которые одновременно состоят из мышечной и хрящевидной ткани. Благодаря мышечной ткани они могут видоизменяться (растягиваться, уплощаться, укорачиваться), а благодаря хрящевидной – вибрировать, непосредственно создавая звук. Однако, место расположения голосовых складок таково, что вокруг находится очень много различных мышц, которые имеют свое предназначение, отличное от функции складок.

Эти мышцы (внешние по отношению к самой мышечной ткани складок) тем не менее могут принимать очень активное участие в работе самих голосовых складок.

Как только задача голоса меняется (например нужно из привычного речевого диапазона подняться выше, в головной регистр), как тут же на помощь складкам приходят внешние мышцы – глотки, горла – которые помогут складкам растянуться для создания вибрации нужной частоты. Это произойдет вне нашего желания – автоматически.

Все это происходит потому что складки пока не в состоянии САМОСТОЯТЕЛЬНО растягиваться до нужной кондиции, их нужно тренировать.

Вокалист ощущает такое воздействие внешних мышц через напряжение, возникающее в горле при фонации высокой ноты. Л.Д.Дмитриевым были произведены сравнения: на разговорной высоте петь совершенно удобно, и никакого напряжения в горле и челюсти певец испытывает, причина – складки тренируются на речевую частоту голоса в течение всей жизни.

Ключом к росту вокального диапазона является такое самостоятельное умение голосовых складок без помощи внешних мышц создавать все необходимые условия для получения нужной частоты вибрации.

Внешние мышцы сами не перестанут включаться в работу, усилием воли это сделать так же нельзя, они не подчиняются прямому мозговому приказу, как, например, пальцы или губы, единственный способ заключается в постепенном ОБУЧЕНИИ этих мышц не помогать складкам.

И первым этапом на этом пути будет СНЯТИЕ НАПРЯЖЕНИЯ во время пения, со всех вышеперечисленных мышц. Заодно певец добивается чистой, не искаженной излишне напряженными мышцами дикции, повышается разборчивость текста, не искажается

Тембр включается ВИБРАТО. Конечно, тренировка связок ведется не только методом расслабления внешних мышц гортани, но умение добиваться такого расслабления – главное условие последующей успешной тренировки.

Вокальная координация.

 

Вторым главным аспектом вокала можно выделить технологический аспект – ВОКАЛЬНУЮ КООРДИНАЦИЮ. Технологический, потому что вокалист создает звук при взаимодействии между собой трех составляющих: дыхания, складок, резонаторов, от их слаженного и сбалансированного взаимодействия зависит конечное КАЧЕСТВО звука.

Взаимное согласование нескольких разнородных процессов – это уже технология. Разберем первые две составляющие. Резонаторная система совершенствуется уже при достижении первых двух основ, а в начале работы над голосом излишнее внимание к резонаторам повредит.

Для правильного создания звука именно с ДЫХАНИЕМ должна быть четко скоординирована работа голосовых складок. Вокальную координацию вообще можно определить как достижение баланса между складками и дыханием. Необходимо разобраться, что именно балансируется.

Итак, в речевом отрезке голоса все у певца сбалансировано временем, сила дыхания соответствует натяжению голосовых складок, внешние окологортанные мышцы не вмешиваются в работу голоса, нет необходимости, складки сами спокойно справляются с тем количеством воздуха, которое мы на них направляем, желая достигнуть определенной ГРОМКОСТИ звука на нужной высоте.

Но вот ситуация изменилась, и сработал пороговый эффект. Звук певцу нужен слишком высокий для речевого, естественного вида голосовых складок и привычного им режима работы. Складки растянутся САМОСТОЯТЕЛЬНО, и нота будет взята только у подготовленного вокалиста. Звук будет насыщенным и красивым, хотя обертонов, естественно, в нем поубавится. У новичка же связки растянутся тоже, но уже при помощи внешних мышц гортани, пришедших на помощь, а голос будет «сброшен» в фальцет.

Отличие этих двух примеров (новичка и профессионала) В КООРДИНАЦИИ. Неопытный вокалист в момент взятия высокой ноты прибавил или никак не изменил свое дыхание. При этом происходит следующее: растянутым в фальцетном режиме складкам очень трудно удержать то количество воздуха, которое мы обычно направляем на них в речи и пении в речевом режиме. Для того, чтобы удержать его, срабатывают (бессознательно, рефлекторно) внешние мышцы гортани.

Воздух они удержат, позволив складкам ноту взять, но не вся, созданная при этом складками вибрация превратится в звук, не весь воздух, прошедший мимо складок, завибрирует, его слишком много. Не звонкие шумы, созданные избыточным воздухом мы и воспринимаем как фальцетный призвук, или не звучащий голос.

 

Опытный вокалист дыхание убавит. Причем настолько, насколько требуется для данного конкретного звука, ни больше, ни меньше. Это означает, что он максимально СКООРДИНИРУЕТ работу голосовых складок с дыханием. Чем тренированнее складки, тем больший поток воздуха они смогут сдерживать самостоятельно, превращая в звук ВЕСЬ воздух, и тем больше будет громкость исполняемой ноты. При этом нужно помнить о том, что все ВНЕШНИЕ мышцы должны быть максимально расслаблены, то есть работает первый, физиологический аспект, а на его фоне происходит координация.

Третье основа эффективности пения – резонаторы, полости певческого аппарата. В НАЧАЛЕ работы над постановкой голоса их влияние на достижение максимального баланса между складками и дыханием необходимо исключить. Известно, что можно управлять полостями при помощи мышечных приемов, известных из классической вокальной школы, вот только приемы эти – мышечные, то есть в работу сознательно включаются уже известные нам внешние мышцы, а это нежелательно.

Исключение такого влияния резонаторной системы в современном вокале обусловлено тем, что называется РЕЧЕВОЙ ПОЗИЦИЕЙ ГОРТАНИ.

Речевой позицией называется такое расположение гортани, которое она занимает при фонации речевых, «удобных» для певца звуков. Только при таком ее местонахождении максимально снижается влияние внешних мышц гортани, мышц, управляющих резонаторами, и появляются наилучшие условия для достижения четкой координации в паре дыхание - складки. То есть, даже если перед вами стоит задача исполнить звук, выходящий за рамки речевого диапазона, создать его необходимо, не меняя высоту гортани, не поднимая и не опуская ее, а работая только своими складками, максимально расслабив внешние мышцы и добившись координации натяжения складок с потоком воздуха.

На этой платформе вокалист может «учить» (тренировать) свои голосовые складки и свое дыхание согласованной работе вне зависимости от высоты того звука, который он хочет исполнить, то есть может расширить диапазон до профессионального.

(Ирина Рамзина)

Однородность тембра.

получение «однотембрового», единого голоса является непременной задачей вокального обучения в любых методиках и школах, как в классической, так и не классической. Регистровый порог в голосе не должен быть слышен публике! Это требование и правило абсолютно непоколебимо!

Вместе с тем, расширить диапазон вверх можно только с помощью «задействования» высокого регистра - фальцетного или головного, то есть, как ни крути, придется учиться петь, используя для создания звука оба регистра одновременно. Такая техника называется микстом, или связанным голосом, или полным голосом, и о ней подробно рассказывается в рубрике «Все выше, и выше, и выше...»

«Сглаженный», «связанный» голос необходим в любом вокальном жанре и стиле, но сам по себе он может быть разным.

Услышать соответствующие примеры можно как в статьях рубрики «Все выше, и выше, и выше...», так и в статье «Правда о бэлтинге».

Соответственно, и работа над получением разного вида голоса будет отличаться в своих методах друг от друга. Именно поэтому буквально с самого начала нужно определиться с будущим репертуаром, вокальным стилем. В противном случае, чему вы научитесь-то?

*****



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 477; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.147 (0.018 с.)