Психофизические взаимосвязи в работе профессионального певца. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психофизические взаимосвязи в работе профессионального певца.



Дипломный реферат.

Психофизические взаимосвязи в работе профессионального певца.

Содержание

Введение.

Глава 1. Психофизические особенности работы певца.

Глава 2. Взаимодействие физических процессов в пении.

Роль внешних физических признаков певца в процессе пения

Певческое дыхание и открытие профессора К.П.Бутейко.

Взаимосвязи некоторых органов и систем тела в процессе пения.

Глава 3. Воздействие психических процессов на пение и певческое дыхание.

№2. Певческое дыхание.

№3. Взаимосвязь дыхательного центра человека и психики.

№4. Взаимосвязь сознания с обменом веществ и дыханием (из теории К.П.Бутейко).

№1. Психизм голоса и социум.

Глава 4. Факторы эффективности певческой профессии.

№1 Как сделать так чтобы голос звучал.

№2. Какие предпосылки улучшают звучание голоса.

№3. «О питании» из книги Паваротти.

№4 какие процессы помогают.

№5 режим певца.

№1 Расслабление(Ирина райзина) и

№2 координация.

№4 Болезни психики, потребности и неудовлетворенность в жизни певца, практические рекомендации.

№2 Физические Советы педагогам, учащимся. (питание, питие, дыхание, место жительства, солнце, режим, физкультура, витамины, сода, перекись, бесслизистая диета)

№3 Советы по управлению психики.

Заключение.

Введение.

Творческий труд певца-вокалиста связан с множеством трудностей и обусловлен многими факторами жизнедеятельности самого певца: как его внутренним миром, так и внешними матерьяльными задачами.

К сожалению, в современном муз. Образовании каждый начинающий певец рассматривается как единица, подлежащая подчинению нормативам. Что в свою очередь может нарушить целостность и естественность процесса обучения. Особенно это касается психики человека, его настроения, которые часто не учитывается вообще.

Так, например, согласно программе установленной в вузе, студент I курса должен исполнять одни произведения, а на V курсе учащийся обязан овладевать сложным репертуаром, требующим определенной вокальной и психологической нагрузки. Такая система, однако, не учитывает индивидуальные психические и физические возможности и особенности студентов-вокалистов. Тогда как работа певца сопряжена с огромными умственными, физическими и эмоционалными усилиями. Каждый вокалист это уникум, к которому нужно найти свой подход и вести его по особой программе, основываясь на темпераменте, выносливости, внимательности обучающегося, а так же учитывая многие другие нюансы, скажем самочувствие, периоды адаптации и пр.

И, наконец, надо учесть, что каждый вокалист ищет свой голос самостоятельно, отталкиваясь от замечаний педагога. Так, встретив трудности, попробовав учебу у нескольких преподавателей по вокалу, ученик может заключить, что пение не для него, а голос – это врожденное качество, которое невозможно наработать. Отчасти это верно, но точнее можно выразить так: голос – это очень сложный, трудно поддающийся совершенствованию механизм. Отсюда возникает необходимость изучения пения с точки зрения психики и физиологии. Для достижения хорошего результата изучению этого вопроса нужно посвятить достаточно продолжительное время и немало усилий.

 

 

Основной целью этой работы является научное определение и подтверждение примерами основные, глубинные закономерности функционирования певческого аппарата. Вопрос, касающийся психофизических взаимосвязей очень широк и многогранен, и в одной работе просто невозможно охватить все направления этой темы. В связи с этим отметим, что данная работа обозначит основные и главные закономерности по теме.

Тема дипломной работы частично исследована и среди источников по физиологии певческого организма можно отметить: Напр.: Сетт Ригз «Как надо петь» – отталкивается от практиеских упражнений, а у Л.Д. Дмитриева в книге «Основы вокальной методики»…………………………………….., где

– преобладают теоретические изыскания, преимущественно в физиологии. Интересно отметить и более широкие труды, охватывающие голос и как психический и даже культурный феномен. ……………………………….

 

По статистике большинство педагогов рассматривают больше физический аппарат, как средство голосоизвлечения (и действительно «поет ведь тело» - говорят они), другие работы по вокалу (встречающиеся намного реже) отталкиваются от психики и чувств., имеются так же работы, в которых голос проецируется как провидение - дар свыше, который соответственно надо заслужить или принять таким как есть, увидеть его красоту, - Хазрат И. Хан – *индийский певец и философ Книга «Магия звука».),

 

Актуальность данной работы обоснована так же тем, что информация, изложенная в данной работе, является уникальным открытием, до этого не применявшимся в вокальной практике. По множеству исследованных в процессе написания работ не нашлось аналогичных, отвечающих на заданные здесь вопросы. Необходимость написания этой работы вызвана так же личной потребностью, исследованием и опытом автора. При написании этого труда было изучено и проанализировано множество самых различных, прикладных к вопросу темы трудов, таких ккак…………, очень интересно …………, из диетологии………………. Так же использовались знания………………………………… медицина, биология, физиология, психология, философия, социология, культурология. Так же использовались знания из диетологии, этика, и других сфер современной науки. В определенных вопросах использовались сведенья из трудов изучающих нетрадиционные направления познания: Цигун, Рамачарака.

 

Имея знания о психофизиологических механизмах, протекающих во время пения как начинающий, так и профессиональный певец может избежать множества трудностей на сложном пути профессионального становления и процветания. Потому что пение – это процесс сложный, взаимосвязанный с телом и психикой человека в их тесном переплетении. А эту сложную взаимосвязь в современном обучении обычно не учитывают, умалчивают, оставляя ее на процесс автоматической саморегуляции, уделяя основное внимание в отдельности физическим (голос, дыхание), либо, что реже и ограниченней, психическим процессам пения (чувствам). Разделенность и неполнота лишает этот вопрос значимости и цельности по существу как для педагогической деятельности так и для профессионалов пения.

В этой работе будет обозначено основное направление совершенствования голоса для начинающего вокалиста, чтобы он мог ориентироваться в большом количестве информации по вокалу. Будут рассмотрены следующие вопросы: к чему стремиться в пении или как достичь профессионализма; достаточно ли будет, довольствоваться малым голосом, почему многие певцы из истории имели неуравновешенную психику; почему именно профессия певца, как никакая другая так тесно связана с психикой и психологией личности: признанием, удовлетворенностью, самолюбием, но и самокритикой; от чего зависит признание профессионального певца; от чего возникает ощущение гармонии и довольства, освобожденности в профессии певца и какова мера совершенства, что такое харизматичность (как свойство личности сильно впечатлять и завоевывать широкое признание).

Будет рассмотрена психическая, чувственная, нравственная грань жизни певца, как неотъемлемая, а в некоторых случаях даже решающая и основная в вопросе профессионализма и успеха. Применительно к этому отметим, что инструмент вокалиста – это его тело, которое нужно поддерживать в определенном психофизическом настрое. И так как процесс академического вокала, дыхания сильно зависит от спокойствия и уравновешенности психики певца, то данная работа в ряде случаев будет рассматривать психическое состояние певца не как вторичный продукт голосообразования, а как его источник. Можно привести примеры, когда звукоизвлечение - это естественный процесс, происходящий по наитию, от физической или психической потребности не связанной напрямую с волей (это может быть как избыток энергии в физическом теле, так и избыток эмоций в психике, например непроизвольный крик от страха, или стон от боли, плач новорожденного ребенка, восклицание от удивления, или успокоенный глубокий вздох после трудового дня). Легко и без усилий, самопроизвольно. "Спонтанно, удивительно, непредсказуемо, свободно" – так можно кратко охарактеризовать отношение опытных певцов к певческому ощущению, словно голос им и не принадлежит. Что именно движет голосом профессионального певца? *Под профессиональным голосом в этой работе будет разуметься определенное психофизическое состояние тела в нужной степени расслабленности и концентрации при котором возможен правильный, диафрагматический вдох, без преимущественного включения грудных и ключичных отделов дыхательного центра* подробнее о работе дыхательного центра см. Глава 3 №2. Какие физические мышцы, какой душевный настрой, какой внутренний мотив и их взаимосвязь двигает певцом.

Так же в данной работе автор попытается ответить на следующие вопросы:

непостоянства голоса, и его зависимости от различных факторов, начиная от режима питания и сна вокалиста, погоды и заканчивая психическими и духовными процессами, происходящими в жизни. Так же будет произведено исследование, какие психофизические параметрынеобходитмы для успешной работы певца, и что делать чтобы избежать основных ошибок.

Последние главы решают конкретные практические задачи и дают рекомендации, к эффективности постижения профессионализма для вокалиста.

Подводя итог вступления, заключим: психофизические взаимосвязи в пении – это основа как профессии певца так и самого феномена голоса. Этот вопрос очень разносторонний и сложный. Целью данной работы является раскрыть и углубить понятие некоторых основных психофизических взаимосвязей в пении, способствующих достижению профессионализма. Тема данной работы имеет высокий уровень потребности как для профессионалов, так и педагогов вокала. При изучении других научных работ подобной направленности, автором не было найдено аналогов, рассматривающих психофизические взаимосвязи.

Задачи и выводы, поставленные данной работой – являются основой профессионализма в пении. Изучение этих вопросов будет полезно как обучающимся, педагогам, так и профессиональным певцам.

Теория профессора Бутейко.

Существуют данные, собранные в ряде медицинских исследований, которые показывают, что больные хроническими заболеваниями, вдыхают в покое в 2-3 раза больше воздуха в минуту, чем в медицинской норме.

Легкие.

Здоровые,легкие основа певческого дыхания. Работа легких координируется дыхательным центром, что происходит большей долей автоматически. Но человек имеет возможность и прямого волевого воздействия на легкие. Это прямой, более быстрый способ управления дыханием. Но при этом появляется опасность нарушения естественных, автоматических обменных процессов в организме вплоть до угрозы жизни. Основным и правильным регулятором работы легких будет психика. Это будет безопасным, естественным и профессиональным способом воспитания певческого дыхания. (подробно в гл.3.)

 

Участие мозга в пении.

По научным исследованиям и заключению президента РАН Н.Бехтеревой (Бехтерева Н. П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека. 2-е изд., перераб. и доп. Л, 1974.

Бехтерева Н.П. "Магия мозга и лабиринты жизни", С-Пб, Изд. "Нотабене", 1999 г.

 

Бехтерева Н.П. Механизмы деятельности мозга человека. Часть I. Нейрофизиология человека. — Л.: Наука, 1988.

(Межполушарные отношения. Стр. 114

Межполушарные функциональные отношения и бессознательное. Стр. 517

Экстралингвистическая информация и восприятие вокальной речи. стр. 590)

 

Бехтерева Н. П. Здоровый и больной мозг человека. Л., 1980.

Бехтерева Н. П., Бондарчук А Н., Смирнов В. М., Трохачев А. И. Физиология и патофизиология глубоких структур мозга человека. М.; Л, 1967.

),

при пении в функционировании полушарий головного мозга частично или полностью происходят кардинальные изменения в работе правого и левого полушарий: работа правого, обычно пассивного полушария начинает преобладать над левым. Существуют различные степени погружения в абстрактное правое полушарие, а в нашем примере – чувственную сферу профессионального певца (когда теория процесса звукоизвлечения уже находится в подсознании (без участия ума), но работает, так как заложена в чувствах (в примере - уверенности канатоходца). Это наблюдается у всех профессионалов. Образуется так называемый каталептический мост, т.е. согласованность работы полушарий, где в работу активно включается правое полушарие (раньше почти не задействованное в современном рациональном цивилизованном мире). Именно в работе этой части человеческого мозга, по исследованиям РАН, сокрыты ключи от гениальности, творчества.

Но чтобы явственно ощутимо почувствовать эти чувства без на то видимых причин и условий (нет полета, нет аромата, а если он и есть то ведь его нужно еще и сознательно воспринять) – нужна достаточная степень концентрации именно на психической сфере (волевом процессе воображения или прямого волевого вызова этих тонких ощущений и т.д.) и, соответственно, отведение внимания от грубых физических процессов вызванных в частности пищеварительной системой. Другими словами нужно перенести внимание от тела ради усиления концентрации на психических процессах (ведь как известно (Малая мед. Энциклопедия "Пищеварение") во время пищеварения кровь идет к желудку, а мозговые, нервные процессы «притупляются» отдавая первенство органам живота).

 

№3 От психики к физике певца. Момент психологического отвлечения.

 

Продолжая логическую цепочку о важности в пении психических процессов, рождается закономерный вопрос: как активизировать психику?

Очевидно, чтобы человек начал чувствовать необходимо перевести внимание с физической стороны пения (органов, тела, мышц) на его психическую сторону. Т.е. включить психику. Это так же необходимо (как доказано в гл.3.№3), чтобы активизировать певческое дыхание. Ответ на этот вопрос по широте может сравниться со всей жизнью и будет одним из основных ответов на поставленные задачи этой работы.

 

Психика (чувственный опыт), исходя из нашего узконаправленного исследования, развивается направлением сознания на интересное, прекрасное, то, что может ее активизировать. Заметим, что способность впечатлять и является психической составляющей вокала: певец намеренно повышает уровень эмоционального состояния, так как обладает способностью управления своими чувствами. Это условие является одним из основных требований не только педагогов но и зрителей. Если певец не будет проявлять положительных чувств - его пение будет неприятным, несостоятельным. Овладение же психикой ведет певца к становлению профессионалом.

По Станиславскому можно выделить следующие моменты психического отвлечения, способствующие пению:

Концентрация внимания на музыке, эмоциях, запахах, действиях и движениях на сцене, на зрительном зале, его пространстве и акустике.

Концентрация внимания на эмоциональной сфере, ощущениях легкости и освобожденности, концентрация на ведущей певца мысли, образе,на воспроизводимом тоне или вибрации, а так же на косвенных телесных ощущениях, не связанных с основным голосовым аппаратом и основными певческими мышцам, так же психическое отвлечение может производиться за счет концентрации наречии, дикции и произношении слов.

На этом важном заключении особо стоит обратить внимание практикующим вокал педагогам. Ведь, исходя из доказательства, если у ученика не будет активизирована психика, психическое настроение, то, не имея от природы певческих данных, ученик не способен привести в действие весь сложный психофизический аппарат и достигнуть результата в обучении вокалу, используя только указания по физике певческого процесса.

Психика певца, в свою очередь, развивается постоянно на протяжении жизни путем познания и взаимодействия с окружающим миром (из определения см гл). Чем глубже певец прочувствует жизнь, переживет любой опыт взаимодействия с миром (из определения психики), тем большим будет опыт психических ощущений и, соответственно осознанность, понимание своей психики, способность ею управлять, а значит и способность петь. (1-Оксана Булгакова «Голос как культурный феномен» Новое литературное обозрение Москва 2015) Есть так же высказывания педагогов вокала, что певец – не певец, если не пережил огонь и воду и медные трубы, не имеет опыта жизни.

Исходя из значимости психического уровня певца, можно предположить закономерности возникновения профессиональных и психических проблем, заболеваний современных певцов, которые возникают из-за именно не соответствия уровня развития психики (чувственного опыта) с уровнем применяемого поющими в жизни и работе дыхания, т.е. когда дыхание активизируется не естественным психофизическим путем, а с преобладанием физиологии, т.е. сознательного волевого импульса.

Приведем примеры взаимосвязей психики и дыхания(1- Сидоров П.И. Психология катастроф: Учебник для вузов. – Архангельск: Издательский центр СГМУ, 2007.

Глава 6. Методы регуляции и саморегуляции психических состояний. Стр. 474

6.2.2. Медитация. стр. 510

6.2.3. Аутогенная тренировка. Стр. 513

6.2.4. Техники успокоения. Стр. 518

6.2.6. Управление ритмом дыхания. Стр. 523

6.2.9. Музыкальное кондиционирование. Стр. 532

Управление ритмом дыхания

): по характеру мелочный, раздражительный, неудовлетворенный человек, с низким уровнем нравственности имеет по определению слабое, учащенное, сбивчивое, поверхностное дыхание. Если такой человек выберет себе певческую профессию (требующую совершенно другого типа дыхания), то у этого человека возникнет ряд сильных психофизических преград к достижению профессионализма. А если он усилием воли и достигнет какого то успеха в начале, то в последствии потребуется высокая степень усилий, чтобы удержаться на этой высоте и не «упасть» обратно на свой первоначальный уровень. И наоборот: человек со спокойным, ровным, глубоким дыханием от природы (это может быть следствием широкой грудной клетки, диафрагмы, ровности осанки и строения шеи, а так же спокойного нрава) – может обладать очень приятным характером и психикой.

Профессиональные певцы отмечают, что 90 % успеха они приобрели благодаря высокой степени трудолюбия, работы над собой, что само по себе являет психический опыт. Следует отметить, что на начальных этапах обучения эффективным трудолюбием будет работа по активизации естественных психических и физических процессов пения. Если же на начальных этапах обучения ученик будет выполнять только физические и дыхательные упражнения, без контроля психической, эмоциональной, образной составляющей то они могут даже повредить певцу, нарушив естественный баланс, что приведет к зажатости и не способности петь.

Вывод: В управлении певческим дыханием, и вокальной физиологией большую роль играет способность вокалистом управлять своей психикой. А способность управления психикой зависит от психического опыта, т.е. количества психических переживаний, что в глобальном масштабе является следствием чувственного опыта жизни.

Пример взаимосвязы дыхания и психики (Еженедельник "Аргументы и Факты" № 41 10/10/2012

Техника самообладания: как быстро успокоиться и взять себя в руки.

Профессиональными секретами поделился Олег Тарасов, кандидат в мастера спорта по рукопашному бою.

): в психологии есть прием успокоения. В течении 30 минут делать задержку дыхания после вдоха на 10 секунд и после выдоха на 10 секунд. В результате получаются видимые перемены в сознании и мироощущении. Огромный комплекс механизмов, физических и химических реакций протекающих в процессе дыхания влияет на настроение, психику и удовлетворенность. Что в свою очередь является основным условием профессионализма в пении. Примечательно так же, что процесс регулирования психики и певческого дыхания не быстрый, и певец не может приказать дыханию стать глубоким и ровным, а настроению хорошим и спокойным. (перемены в ритме дыхания) Для таких перемен нужно время и концентрация. Это сразу невозможно сделать, как невозможно приказать сердцу биться медленнее, когда есть явный регулирующий фактор извне. Сердце – орган взаимосвязанный со всем организмом. Поэтому прежде изменения пульса, нужно скоординировать весь организм (остановиться отдохнуть, вылечиться, успокоиться и т.д.).

 

№4. В основе метода Бутейко лежит *Созна́ние (1) - состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективном переживании событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях.)

*высокий уровень сознания – характеризуется количеством пережитых психических ощущений.

 

Схема наглядно показывает взаимосвязь психики и физики певца:

 

 

Если в обмене веществ возникают диспропорции и нарушения, то неизбежно это сказывается на работе всех объектов модели, включая сознание и дыхание.

Процесс дыхания прямым образом влияет на обмен веществ, что в свою очередь влияет на сознание, то есть на способность думать, чувствовать, воображать. Полноценное сознание является основным условием профессионализма певца. Другими словами уровень развития сознания, культуры певца – может управляться процессом дыхания.

 

Пример 1. (отталкиваясь от физических процессов) Певец поел пищу, начался активный обмен веществ, главным источником энергии к этому служит процесс дыхания (ПД). ПД в свою очередь происходит автоматически, то есть управляется бессознательно различными системами организма (БУД). Так же за счет БУД контролируется вдох и выдох. Рассмотрим стрелочку сознательного управления дыханием «опасно». Если доверить дыхательный процесс сознанию, то человек попросту может забыть подышать, что приведет к смерти. В меньшей степени это нарушит ествественный обмен веществ, что в свою очередь приведет к болезням и смерти. В нашем примере при попытке сознательного управления дыханием после еды – начнется дискомфорт, а при продолжении волевого регулирования дыхания - боль в животе и др. Т.е. из-за дезорганизации естественного дыхания – дезорганизуется работа обмена веществ, активной частью которого в данный момент выступает желудок.

Идем далее по схеме: БУД напрямую влияет на сознание человека, увеличивая осознанность или уменьшая ее другими словами влияя на нравственность человека. Но как повлиять на БУД (бессознательное)? Регулирующим звеном этого будет употребляемая певцом пища, ее качество, вкус, наличие живых растительных составляющих и др.

Процесс БУД помимо сознания влияет и на сам процесс дыхания, его частоту и объем. Например, плотно поевший певец начинает тяжелее дышать, дыхание становится поверхностным и учащенным, что в свою очередь влияет на обмен веществ в виде недостатка энергии и повторного запроса на поступление энергии в организм.(1- Энергия добывается из пищи или из воздуха). Перед человеком встает выбор: поесть (быстрое но неправильное решение задачи) или нормализовать дыхание определенными упражнениями. Таким образом переедающий певец лишает себя правильного певческого дыхания, а так же активности психики и сознания (об этих закономерностях нравственности так же утверждает наука этикета). И наоборот: певец, поевший в меру и не тяжелой, не слишком перенасыщенной вкусами пищи (показателем будет ощущение бодрости, свободы, оптимизма, радости) – запускает автоматическое дыхание по правильному руслу, следствием чего будет хорошее настроение и высокие певческие показатели.

 

Пример 2. (отталкиваясь от психических процессов). К психическим процессам в данной схеме относится сознание. Например: певец вдохнул аромат цветка, вдохновился красотой, психика активизировалась положительными эмоциями, возросло количество химических реакций организма (1- Хэссет Дж. Введение в психофизиологию. — М.: Мир, 1981.

), как и потребляемая организмом энергия, необходимая на повышенный психический процесс. Эта потребность восполнилась энергией из легких, которые в свою очередь дают сигнал дыхательному центру к активации диафрагматического, вокального дыхания.

Точно так же как обмен веществ является центром и первопричиной физических процессов, сознание является равнозначной психической первопричиной всех процессов. Обе эти управляющие и взаимосвязанные с ними функции человека непосредственно влияют на процесс дыхания человека и в нем сходятся. Это и является определяющей точкой психофизических взаимосвязей. Оба параметра (и сознание и обмен веществ) необходимы, незаменимы и равнозначны. Через влияние на один параметр – можно достичь изменения другого.

В заключении главы отметим еще одну взаимосвязь на схеме: СОЗНАНИЕМ опасно влиять на процесс дыхания, но оно может контролировать его через БУД. Т.е. через весь комплекс факторов, контролирующих весь автоматический процесс дыхания, включая обмен веществ и сознание. Другими словами процесс контролирования дыхания возможен косвенным управлением, что наглядно отображено на схеме. В этом и будет заключаться профессионализм певца.

К рекомендациям по обмену веществ можно отнести:

1. умеренное питание, не перегружающее желудок,

2.любые физические нагрузки, повышающие обмен веществ и активное естественное дыхание, чтобы процесс пищеварения не угас, а продолжался эффективно (сравнение с печкой, которую если завалить дровами или закрыть доступ кислорода, то огонь может не разгореться).

3.упражнения, влияющие на БУД – такие как ритмические задержки дыхания (1- Кн Алчевского) (способствующие усиленной выработке СО2 легкими), упражнения по наблюдению за автоматическим процессом дыхания, применение певческого бандажа), упражнения на работу диафрагмы (путем замедления вдоха и выдоха).

№. Психизм голоса и социум.

Издревле голос использовалось как главенствующее средство впечатления и влияния на чувства людей. Это применялось в различных областях жизни. Вот некоторые из них: Храмовая музыка, древнегреческие ораторы, былинные баяны, придворные чтецы, древние барды и др. В наше время вокальная наука, стала в ряду первейших отраслей творящих сознание человека: концерты, радио, телевиденье, аудио-видео техника пронизывает весь день обычного человека, от работы до кухни, можно вспомнить и о времени Советского Союза, где песня и музыка являлись одиними из ведущих основ воздействия на психику, настроение, труд и жизнь человека в целом.

Из истории известны случаи исцеления голосом, гипноза с помощью голосовых манипуляций(Каструбин), левитации под воздействием звуковых колебаний (левитация журнал наука и религия), На востоке есть наука, которая по голосу определяет характер и заболевания человека. Звуком определенной частоты можно произвести разрушения или созидания предметов, частично эти приемы сохранились в боевых искусствах с целью усиления и защиты, а так же в медицине ультразвуком производят просмотр внутренних органов, а так же определенные операции. Все знают простой пример: колыбельная – может успокоить реально существующие ткани физического нервного вещества и успокоить психику и тело человека, введя его в сон.. этот ряд можно продолжать до бесконечности.

Поэтому голосообразование (и профессия певца) и его изучение может стать основой к изучению психики человека. И наоборот глубокий процесс изучения психики человека может привести исследователя к основным закономерностям и методам, характеризующих приятный, естественный, певческий голос. Это можно легко подтвердить примером: когда человек имеет хороший характер, или находится в хорошем настроении – то соответственно и его голос обладает приятным тембром, красками и способен впечатлять, приносить наслаждение людям, а раздраженный человек обладает неуравновешенным, крикливым и даже срывающимся голосом, а в сильном приступе может даже и вовсе его потерять. Физиологически это объясняется связью голосовых связок со всей нервной системой человека. Связки так же можно сравнить с вершиной нервной системы или с наглядным ее представлением.

Взаимосвязь голоса и психики доказывается так же тем, что голос, являющийся средством общения, напрямую связан с умом человека, который, в свою очередь движется психикой и чувствами.

Итак: психические процессы непосредственно влияют на весь организм певца, что наглядно и явно отражается на голосе, его свойствах, и даже профессионализме. Голос в свою очередь является орудием воздействия на психику.

 

Вокальная координация.

 

Вторым главным аспектом вокала можно выделить технологический аспект – ВОКАЛЬНУЮ КООРДИНАЦИЮ. Технологический, потому что вокалист создает звук при взаимодействии между собой трех составляющих: дыхания, складок, резонаторов, от их слаженного и сбалансированного взаимодействия зависит конечное КАЧЕСТВО звука.

Взаимное согласование нескольких разнородных процессов – это уже технология. Разберем первые две составляющие. Резонаторная система совершенствуется уже при достижении первых двух основ, а в начале работы над голосом излишнее внимание к резонаторам повредит.

Для правильного создания звука именно с ДЫХАНИЕМ должна быть четко скоординирована работа голосовых складок. Вокальную координацию вообще можно определить как достижение баланса между складками и дыханием. Необходимо разобраться, что именно балансируется.

Итак, в речевом отрезке голоса все у певца сбалансировано временем, сила дыхания соответствует натяжению голосовых складок, внешние окологортанные мышцы не вмешиваются в работу голоса, нет необходимости, складки сами спокойно справляются с тем количеством воздуха, которое мы на них направляем, желая достигнуть определенной ГРОМКОСТИ звука на нужной высоте.

Но вот ситуация изменилась, и сработал пороговый эффект. Звук певцу нужен слишком высокий для речевого, естественного вида голосовых складок и привычного им режима работы. Складки растянутся САМОСТОЯТЕЛЬНО, и нота будет взята только у подготовленного вокалиста. Звук будет насыщенным и красивым, хотя обертонов, естественно, в нем поубавится. У новичка же связки растянутся тоже, но уже при помощи внешних мышц гортани, пришедших на помощь, а голос будет «сброшен» в фальцет.

Отличие этих двух примеров (новичка и профессионала) В КООРДИНАЦИИ. Неопытный вокалист в момент взятия высокой ноты прибавил или никак не изменил свое дыхание. При этом происходит следующее: растянутым в фальцетном режиме складкам очень трудно удержать то количество воздуха, которое мы обычно направляем на них в речи и пении в речевом режиме. Для того, чтобы удержать его, срабатывают (бессознательно, рефлекторно) внешние мышцы гортани.

Воздух они удержат, позволив складкам ноту взять, но не вся, созданная при этом складками вибрация превратится в звук, не весь воздух, прошедший мимо складок, завибрирует, его слишком много. Не звонкие шумы, созданные избыточным воздухом мы и воспринимаем как фальцетный призвук, или не звучащий голос.

 

Опытный вокалист дыхание убавит. Причем настолько, насколько требуется для данного конкретного звука, ни больше, ни меньше. Это означает, что он максимально СКООРДИНИРУЕТ работу голосовых складок с дыханием. Чем тренированнее складки, тем больший поток воздуха они смогут сдерживать самостоятельно, превращая в звук ВЕСЬ воздух, и тем больше будет громкость исполняемой ноты. При этом нужно помнить о том, что все ВНЕШНИЕ мышцы должны быть максимально расслаблены, то есть работает первый, физиологический аспект, а на его фоне происходит координация.

Третье основа эффективности пения – резонаторы, полости певческого аппарата. В НАЧАЛЕ работы над постановкой голоса их влияние на достижение максимального баланса между складками и дыханием необходимо исключить. Известно, что можно управлять полостями при помощи мышечных приемов, известных из классической вокальной школы, вот только приемы эти – мышечные, то есть в работу сознательно включаются уже известные нам внешние мышцы, а это нежелательно.

Исключение такого влияния резонаторной системы в современном вокале обусловлено тем, что называется РЕЧЕВОЙ ПОЗИЦИЕЙ ГОРТАНИ.

Речевой позицией называется такое расположение гортани, которое она занимает при фонации речевых, «удобных» для певца звуков. Только при таком ее местонахождении максимально снижается влияние внешних мышц гортани, мышц, управляющих резонаторами, и появляются наилучшие условия для достижения четкой координации в паре дыхание - складки. То есть, даже если перед вами стоит задача исполнить звук, выходящий за рамки речевого диапазона, создать его необходимо, не меняя высоту гортани, не поднимая и не опуская ее, а работая только своими складками, максимально расслабив внешние мышцы и добившись координации натяжения складок с потоком воздуха.

На этой платформе вокалист может «учить» (тренировать) свои голосовые складки и свое дыхание согласованной работе вне зависимости от высоты того звука, который он хочет исполнить, то есть может расширить диапазон до профессионального.

(Ирина Рамзина)

Однородность тембра.

получение «однотембрового», единого голоса является непременной задачей вокального обучения в любых методиках и школах, как в классической, так и не классической. Регистровый порог в голосе не должен быть слышен публике! Это требование и правило абсолютно непоколебимо!

Вместе с тем, расширить диапазон вверх можно только с помощью «задействования» высокого регистра - фальцетного или головного, то есть, как ни крути, придется учиться петь, используя для создания звука оба регистра одновременно. Такая техника называется микстом, или связанным голосом, или полным голосом, и о ней подробно рассказывается в рубрике «Все выше, и выше, и выше...»

«Сглаженный», «связанный» голос необходим в любом вокальном жанре и стиле, но сам по себе он может быть разным.

Услышать соответствующие примеры можно как в статьях рубрики «Все выше, и выше, и выше...», так и в статье «Правда о бэлтинге».

Соответственно, и работа над получением разного вида голоса будет отличаться в своих методах друг от друга. Именно поэтому буквально с самого начала нужно определиться с будущим репертуаром, вокальным стилем. В противном случае, чему вы научитесь-то?

*****

Заключение.

№4 Болезни психики, потребности и неудовлетворенность в жизни певца, практические рекомендации.

Болезни психики и недостатки голоса в основном связаны с тем или иными преградами полноценному дыханию и как следствие сознанию человека. Преграды полноценному дыханию могут заключатся как во врожденных так и приобретенных недостатках тела. Например: слабость мышц (в том числе диафрагмы), сутулость, узость грудной клетки, длинная шея, строение и различные травмы голосового аппарата, боллезни и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1035; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.172.95.106 (0.096 с.)