Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственная поддержка некоммерческого сектора

Поиск

В 2010 году продолжена практика федеральной государственной поддержки социально значимых проектов некоммерческих организаций, которая зарекомендовала себя достаточно эффективным инструментом содействия развитию демократических институтов в стране (Приложение 2). Во многом, благодаря средствам господдержки в регионах функционируют ресурсные центры НКО и детские центры, реализуются студенческие проекты, проводятся изыскательские экспедиции, создаются Интернет-сайты и порталы некоммерческого сектора.

3.1. На основании распоряжения Президента Российской Федерации «Об обеспечении в 2010 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии гражданского общества» 5 общероссийских общественных организаций (НКО-операторов) провели открытые конкурсы социально значимых проектов НКО. Общая сумма, предусмотренная в федеральном бюджете на проведение конкурсов и выделение по их результатам грантов другим некоммерческим неправительственным организациям составила 1 млрд. рублей.

Всего в конкурсные комиссии НКО-операторов поступило около 3,7 тыс. заявок, в том числе от НКО Сибирского федерального округа - 328 (около 9%). Победителями определены 604 некоммерческие организации, из них только 53 сибирских НКО (8,8%).

Несмотря на то, что действующей схемой государственной поддержки НКО участие аппарата полномочного представителя в процессе отбора проектов и контроля за целевым использованием выделенных средств не предусмотрено, НКО-операторам была оказана помощь в оценке социальной значимости проектов, представленных сибирскими общественными организациями. Также в их адрес направлялись письма-рекомендации в поддержку проектов, часть из которых была реализована.

3.2. В открытом конкурсе, проведенном Автономной некоммерческой организацией «Институт общественного проектирования» (объем предоставленной субсидии из федерального бюджета – 80 млн. руб.), гранты получили 48 общественных организаций на сумму 75,2 млн. руб. Среди победителей – 3 НКО (6,3%) из сибирских регионов, которым выделено 3,4 млн. руб., что составляет 4,5% от общего объема средств государственной поддержки по названному направлению. Наиболее крупную сумму (1,29 млн. руб.) на реализацию проекта «Зачем молодежи модернизация?» получит Новосибирское некоммерческое партнерство «Сибирское методологическое агентство развития территорий - Концепт».

По результатам конкурса на осуществление проектов в области образования, искусства, культуры и общественной дипломатии, проведенном Региональной общественной организацией «Институт проблем гражданского общества» (160 млн. руб.), между 105 НКО распределено 152,3 млн. рублей средств федерального бюджета. Из них 13 (12,4%) некоммерческим организациям Сибирского федерального округа выделены финансовые средства на сумму 9,7 млн. руб. (6,4%). Наибольший грант (1,2 млн. руб.) получен Региональной молодежной общественной организацией «Акуна Матата» Республики Бурятия на реализацию проекта «Новый вектор развития общественно активных школ Байкальского региона».

В конкурсе на осуществление значимых проектов в сфере защиты прав и свобод человека, правового просвещения населения, проведенного Межрегиональной правозащитной общественной организацией «Сопротивление» (160 млн. руб.), гранты завоевали 74 организации на сумму более 150 млн. руб. Среди победителей – 6 НКО (8,1%) из сибирских регионов, которым выделено 4,9 млн. руб. (3,3%). Проект автономной некоммерческой организации «Правовое общество», направленный на защиту прав социально незащищенных категорий граждан, в первую очередь пострадавших от преступлений, несовершеннолетних, родственников осужденных и заключенных на территории Новосибирской области выиграл грант в сумме 1,5 млн. рублей.

По итогам конкурса проектов в сфере поддержки и социального обслуживания малоимущих и социально незащищенных категорий граждан, проведенном Общероссийским общественным фондом «Национальный благотворительный фонд» (320 млн. руб.), победу одержали 276 НКО, среди которых распределено 300,8 млн. рублей. Из них 27 (9,8%) организациям Сибири выделено - 13 млн. руб. (4,3%). Наиболее значительные гранты (по 1 млн. руб.) получили проекты Некоммерческого фонда поддержки и развития факультета психологии Института психологии, и педагогики и социальных наук Забайкальского государственного педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского «Психолог» «Победишь себя - победишь весь мир»: комплексная программа социализации и адресной поддержки незрячих людей (детей, молодых людей, семейных пар, одиноких, престарелых и особо нуждающихся инвалидов по зрению)», а также проект Городской патронажной службы при сестричестве святых Жен-Мироносиц г.Кемерово (оказание духовно-нравственной, психологической, санитарно-гигиенической, социально-бытовой помощи ветеранам ВОВ, труда, инвалидам и членам их семей)».

Конкурсной комиссией Фонда подготовки кадрового резерва «Государственный клуб» (280 млн. руб.) поддержаны свыше 100 социально значимых проектов в сфере поддержки молодежных инициатив, проектов молодежных движений и организаций. Всего между ними распределено 263,2 млн. рублей. От Сибирского федерального округа 4 НКО (4%) получили федеральные средства на общую сумму 3,5 млн. руб. (1,3%). Межрегиональной общественной организации «Федерация автовладельцев» (г. Новосибирск) на реализацию проекта «Предупреждение детского травматизма на дорогах общего пользования, юридическая, профилактическая, реабилитационная, материальная помощь детям, попавшим в ДТП и их семьям» выделено 2 млн. рублей.

Таким образом, в 2010 году по итогам названных конкурсов распределено почти 942 млн. рублей, их которых сибирским некоммерческим организациям выделено всего 34,4 млн. рублей (3,7% от общей суммы распределенных финансовых средств).

Наиболее успешными следует признать результаты некоммерческих организаций, чьи проекты участвовали в конкурсах, проведенных Общероссийским общественным фондом «Национальный благотворительный фонд» (поддержка и социальное обслуживание малоимущих и социально незащищенных категорий граждан) и Региональной общественной организацией «Институт проблем гражданского общества» (образование, искусство, культура и общественная дипломатия).

Наименее удачно для сибирских НКО сложился конкурс значимых проектов в сфере поддержки молодежных инициатив, проектов молодежных движений и организаций, проведенный Фондом подготовки кадрового резерва «Государственный клуб».

В разрезе регионов безусловное лидерство - у некоммерческих организаций Новосибирской области: президентские гранты выиграли социально значимыепроекты 12 НКО на общую сумму 11,4 млн. рублей.

 
Число сибирских НКО, получивших федеральное финансирование в 2007-2011гг., продолжает уменьшаться: если в 2007 году таких организаций было 138, то по итогам конкурсов 2010 года государственное финансирование смогли выиграть всего 53 НКО

Вместе с тем, анализ итогов открытых конкурсов показал, что число сибирских НКО, получивших федеральное финансирование в 2007-2011гг., продолжает уменьшаться: если в 2007 году таких организаций было 138, то по итогам конкурсов 2010 года государственное финансирование смогли выиграть всего 53 НКО (снижение более чем в 2,5 раза). Продолжает «стремиться к нулю» и доля бюджетных средств, полученных некоммерческими организациями Сибирского федерального округа по итогам конкурсов (2007г. - 11,3%; 2008г. - 4,9%; 2009г. – 4,7%; 2010г. – 3,7%).

Следует отметить, что вопросы организации конкурсных процедур НКО-операторами и, особенно, итоги конкурсов, ежегодно вызывают всплески недовольства среди представителей некоммерческого сообщества. В 2009 году инициативная группа в составе 11 организаций, провела общественную кампанию «Каждый рубль по назначению» и выступила с публичным обращением к Президенту Российской Федерации с предложениями по совершенствованию конкурсных механизмов распределения президентских грантов, поддержанным более 500 организациями из 43 регионов страны. Весной 2010 г. 16 региональных НКО (преимущественно, из Сибири) заявили о создании Коалиции «Регионы». Организация образована как «неформальный союз социально ориентированных НКО», намеренных добиваться «справедливого распределения федеральных ресурсов между всеми регионами России; достижения равенства возможностей для всех регионов России; укрепления партнерства между региональными и московскими НКО» и т.п.

В настоящее время приходится констатировать, что интерес сибирских НКО к участию в ежегодных открытых конкурсах на президентские гранты падает, так как, по мнению многих представителей общественности, действующий механизм государственной поддержки некоммерческих организаций нельзя признать достаточно «прозрачным» и «справедливым». Это подтверждается снижением количества желающих тратить на это свои время и средства с одновременным ростом числа некачественных (по мнению конкурсных комиссий) проектов, поступивших в 2010 году. Кроме того, следует отметить, что сведения об эффективности расходования НКО полученных бюджетных средств в рамках открытых конкурсов на президентские гранты практически не публикуются.

Затруднительно провести и анализ итогов конкурсов на основании имеющихся данных: НКО-операторы на своих сайтах «выкладывают» лишь названия поддержанных проектов, НКО-разработчиков и информацию о суммах предоставленных грантов. При этом не всегда понятна территориальная принадлежность организаций: конкурсная комиссия Фонда подготовки кадрового резерва «Государственный клуб» «зашифровала» эти данные в виде ИНН, а АНО «Институт общественного проектирования» и вовсе не сочла нужным опубликовать их.

 
Механизм распределения средств федерального государственного субсидирования некоммерческих организаций целесообразно усовершенствовать, создав условия для более объективного распределения выделяемых бюджетных средств между НКО центральных и отдаленных регионов Российской Федерации

Особое «волнение» представителей многих общественных организаций вызывает уже ставшее традиционным многократное превосходство сумм финансовой поддержки, полученных по итогам конкурсов-2010 НКО Центрального федерального округа, над доставшимися некоммерческим организациям прочих федеральных округов. Очевидно, что механизм распределения средств федерального государственного субсидирования некоммерческих организаций целесообразно усовершенствовать, создав условия для более объективного распределения выделяемых бюджетных средств между НКО центральных и отдаленных регионов Российской Федерации.

«Осторожный» оптимизм у представителей некоммерческого сектора Сибири вызывает принятие Федерального закона от 5 апреля 2010 г. № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» и возможно скорая реализация, в частности, его положения о разработке федеральной программы поддержки социально ориентированных НКО, на что в федеральном бюджете 2011 года предусмотрено 900 млн. рублей. При этом уже обозначены сферы деятельности получивших статус социально ориентированных некоммерческих организаций, которые будут финансово поддерживаться государством в приоритетном порядке:

- защита детей от насилия, помощь детям в целом, сиротам, детям из неблагополучных семей, медицинское обслуживание тяжелобольных детей;

- поддержка талантливой молодёжи, молодых изобретателей, учёных, художников, предпринимателей;

- гармонизация межнациональных отношений и реализация программ, направленных на урегулирование межэтнических и межконфессиональных конфликтов, поддержка гражданского согласия;

- благотворительность.

3.3. В ряде субъектов Федерации округа продолжает действовать система грантовой поддержки социально значимых проектов НКО из средств региональных и муниципальных бюджетов. Наиболее качественно такая работа организована в Новосибирской области, Омской области, Красноярском и Алтайском краях.

В частности, в Новосибирской области названная деятельность осуществляется на основании закона «О грантах Новосибирской области». В 2010 году суммарный годовой фонд грантовой поддержки составил 40 млн. рублей, зарегистрирована 1191 заявка на участие в конкурсе. При этом 767 проектов заявлено из районов области и 425 проектов из города Новосибирска. Решением конкурсной комиссии победителями признаны 420 социально значимых проектов. В соответствии с Постановлением Губернатора Новосибирской области в 2011 году общий грантовый фонд составит 50 млн. рублей.

В Омской области значительно увеличились объемы средств бюджетов всех уровней, а также средств бизнес-компаний, выделяемых на реализацию проектов некоммерческих организаций. В 2010 году омские некоммерческие организации получили субсидии на общую сумму свыше 34 миллионов рублей. Победителями многочисленных конкурсов на соискание грантов преимущественно становились молодежные, детские организации, общественные организации инвалидов и ветеранов, просветительские и творческие некоммерческие организации.

На основании Закона Красноярского края «О краевых социальных грантах» продолжала реализовываться государственная грантовая программа Красноярского края «Социальное партнерство во имя развития», в рамках которой в 2010 году на социальные проекты НКО выделено около 14 млн. рублей. Также на территории Красноярского края традиционно проводятся конкурсы: проектов в области реализации государственной молодёжной политики «Красноярский молодёжный форум»; краевых социальных грантов на осуществление издательских проектов «Книжное Красноярье»; на муниципальный грант г. Красноярска; грантов Губернатора Красноярского края учреждениям культуры библиотечного, клубного, музейного типов; индивидуальных грантов Губернатора Красноярского края в области культуры; на гранты Губернатора Красноярского края «Жители – за чистоту и благоустройство» среди муниципальных образований края; конкурсы грантов муниципальных образований края, в том числе на консолидированный бюджет при участии бизнес-организаций (реализуются в 7 районах края).

В 2010 году поддержку регионального бюджета Алтайского края получили проекты 28 НКО, направленные на формирование толерантных отношений в молодежной среде, развитие этнокультурного обмена, патриотизма, правовой грамотности («Алтай – территория толерантности: инновационные социальные технологии профилактики ксенофобии и экстремизма»; «Организация и проведение Летней школы по китайскому языку»; «Корнями дерево сильно»; «Национальные мотивы Алтая»; «Алтайская краевая молодежная добровольная дружина» «Открытый межнациональный фестиваль «Мы вместе», «Эффективные социальные технологии профилактики межнациональных конфликтов и экстремизма через создание центров этнической и социальной толерантности», «Краевой фестиваль – эстафета «Единый праздник – общая культура», «Сохранение и развитие этнокультурного наследия Алтайского края»), на общую сумму 2,3 млн. рублей.

В целом, действующая в названных регионах система поддержки институтов гражданского общества из средств региональных и муниципальных бюджетов достаточно эффективна, так как ориентирована, прежде всего, на известные, хорошо зарекомендовавшие себя некоммерческие организации, обладающие опытом успешной реализации своих проектов. Преимущество в конкурсах отдается долгосрочным проектам, направленным на улучшение качества жизни граждан, защиту духовных ценностей и укрепление семьи, поддержку людей с ограниченными возможностями, детей-сирот, одаренных детей, на популяризацию здорового образа жизни.

Вместе с тем, следует признать, что в республиках Алтай, Бурятия, Тыва, Хакасия, Забайкальском крае, Иркутской, Кемеровской и Томской областях государственная поддержка социально значимых проектов НКО из средств региональных и местных бюджетов в силу различных, в том числе объективных причин, осуществляется в значительно меньших объемах. Здесь преобладают такие формы поддержки НКО как: организационно-методическая и информационная помощь; финансирование или софинансирование отдельных мероприятий; материальная помощь и т.п. В этой связи, некоммерческие организации для реализации своих проектов активно пытаются привлечь средства из различных внебюджетных источников, в том числе из зарубежных.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.184.207 (0.007 с.)