Первоначальные формы религии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Первоначальные формы религии.



1) тотемизм. Это – вера в кровнородственную связь между людьми и другими явлениями окружающего мира. Человек приписывал этим явлениям свои физические и психологические качества, представлял их по своему подобию. Считалось, что люди и эти явления имеют общего предка, который зовется тотемом. В роли тотема выступают растения и животные. Например, у индейцев-ирокезов (США, штат Нью-Йорк) тотемами были волк, медведь и так далее.

2) фетишизм. Это – вера в способность некоторых предметов приносить пользу при соприкосновении с ними. Эти предметы называются фетишами.

3) магия. Это – вера в возможность установления связи с сверхъестественными силами и получение от них помощи. Считается, что эта связь осуществляется с помощью ритуалов (заклинаний и действий). Магия бывает белой (безвредной для других людей) и черной (вредоносной для других).

4) анимизм (от лат. анима – душа). Это – вера в душу, дающую телу жизнь. Душа может покидать тело на время (тогда наступает обморок и сон) и навсегда (тогда наступает смерть).

5) культ предков. Это – вера в способность умерших предков помогать или вредить своим живым потомкам. Если потомки заботились о предках, то есть «кормили» их (приносили жертвы), то предки помогали своим потомкам. Если потомки не заботились о предках, то предки причиняли им вред.

 

Представления о Боге.

1) по отношению Божеств к земному миру выделяют:

а) теизм (от греч. теос – Бог). Теисты считают, что Бог создал земной мир, но находится за его пределами. Он постоянно вмешивается в жизнь людей, вознаграждая и наказывая их. Все в земной жизни происходит по воле (провидению) Бога. Например, иудаизм, христианство, ислам.

б) деизм (от лат. деус – Бог). Деисты полагают, что Бог является первопричиной мира, находится вне его пределов и не вмешивается в земную жизнь. Люди предоставлены сами себе и поступают по своему усмотрению, а Бог не вознаграждает и не наказывает их в этой жизни. Таким образом, земная жизнь – это испытание людей, проверка их нравственных качеств. Однако, каждому человеку воздается по его земным делам после смерти. Представитель – Франсуа Вольтер (1694 – 1778 гг., Франция).

в) пантеизм рассматривает Бога как деятельную силу природы. Они полагают, что Бог как бы «растворен» в природе. Например, Джордано Бруно (1548 – 1600 гг., Италия) говорил, что природа – это «Бог в вещах».

2) по количеству почитаемых Божеств выделяют:

а) многобожие (политеизм) – вера во многих Богов. Совокупность Богов какого-либо народа называется пантеоном. Например, Олимпийский пантеон древних греков (Зевс, Афина, Апполон и др.)

б) единобожие (монотеизм) – вера в одного Бога. Например, иудейская, христианская (?), мусульманская.

3) по облику (образу) почитаемых Божеств выделяют:

а) веру в Богов, имеющих образ животных (зооморфизм).

б) веру в человекоподобных Богов (антропоморфизм). Например, Боги древних греков.

в) веру в Богов, не имеющих конкретного материального облика (имперсонализм). Например, иудаизм, ислам.

 

Религии откровения.

Откровение – «слово Божье», как правило, содержит в себе информацию о начале мира, правилах поведения людей («Божьих заповедях») и будущих событиях. Однако, Бог (Боги) открывает истину не всем людям, а только избранным, которых называют пророками. Пророки – это посредники между Богами и остальными людьми. Их задача – сообщить людям волю Богов. Религиозные учения, которые были созданы людьми, считающими, что они получили откровение от Бога, называются религиями откровения. Важнейшие из них: 1) иудаизм, 2) зороастризм (Бог – Ахура Мазда открыл истину пророку Заратуштре – Зороастро; священная книга – «Авеста»), 3) буддизм, 4) христианство, 5) ислам (мусульманство).

 

Тема 14. Буддизм.

 

Брахманизм.

Брахманизм возник в северной Индии в первой половине первого тысячелетия до н. э. в результате взаимодействия религии арийских пришельцев (ранние книги Веды – сборника философско-религиозных произведений) и культов местных народов (дравидов и мунда).

1) вероучение. Существует высший Бог – творец Брахма; все живые существа – боги (Вишну, Шива и другие), люди, животные и растения созданы и представляют собой его частицы. Брахма является единственной (абсолютной) реальностью; все остальное – иллюзия. Брахма создал 4 группы людей, или Варны: 1) брахманов – представителей жреческих родов; 2) кшатриев – членов правящих родов; 3) вайшьев – рядовых граждан; 4) шудр – слуг. Для каждой из них он определил правила поведения (дхарму). Человек имеет смертное тело и бессмертную душу, которая после смерти попадает в новое тело, то есть происходит перерождение. Перерождение зависит от поведения человека в предыдущей жизни. Если он соблюдал правила поведения своей Варны, то перерождается в человека более высокого социального положения (вплоть до царя и брахмана), либо в божество (Дэва), то есть попадает в рай. Если он не соблюдал эти правила, то перерождается в человека более низкого социального положения, животное или обитателя Ада (где испытывает муки). Конечная цель бессмертной души – прекращение перерождений, то есть соединение с Брахмой.

2) культ (обряды). Богослужение находилось в руках жрецов-брахманов. Жертвоприношения («кормления») и молитва (мантра) действовали на Богов принудительно, то есть обязывали их выполнять просьбы. Поэтому в Индии возникла поговорка: мир подчиняется Богам, Боги – заклинаниям, заклинания – брахманам. Существовал культ (почитание) предков, которые отправляли главы семей; он играл большую роль в жизни верующих. Особо почитались отшельники-аскеты, отрешившиеся от земных радостей; им приписывалась особая святость, то есть близость к Брахме.

 

Биография Сидхартхи.

Сидхартха – основатель буддизма из рода Раутама, сын раджи государства Шакья (Восточные Гималаи), который жил во 2 половине 6 – 1 половине 5 веков до н.э. Его называют также Шакья-муни –«мудрец шакья». В жизни Сидхартхи выделяется 3 периода:

1) «дворцовый». До 33 лет он жил во дворце своего отца и мало сталкивался с реальной жизнью. Но 4 встречи с реальностью изменили его мировоззрение. 1) встреча со старцем, когда он понял, что всех ожидает старость; 2) встреча с больным, когда он понял, что существует болезнь; 3) встреча с похоронной процессией, когда он понял, что смерть неизбежна; 4) встреча с отшельником-аскетом, когда он понял, что есть другой образ жизни, отличный от праздности и роскоши.

2) «отшельничество». В 33 года Сидхартха уходит из дома и становится отшельником. Он занимается самоистязанием, то есть изнурял тело с целью постижения истины и достижения душевного покоя. Сидхартха был отшельником-аскетом 7 лет, но так и не смог узнать истину и достичь душевного равновесия.

3) «просветление». Когда ему исполнилось 40 лет, он достиг «просветления», то есть ему открылась истина, и он стал буддой (пробуждённым, просветлённым). Он понял, что пути роскоши и самоистязания не помогут людям. К спасению приведёт третий. Средний путь. До своей смерти (80 лет), Будда стал проповедовать о третьем пути спасения.

 

Учение Сидхартхи.

Сущность третьего, среднего пути к спасению раскрывается в «у божественных истинах», которые провозгласил Сидхартха. Он изложены в «Трипитане» (с санскрита – три корзины).

1) «Страдание». Благая истина о том, что существует страдание. Рождение - страдание, смерть – страдание, болезнь – страдание, старость – страдание, соединение с тем, что неприятно - страдание, разъединение с тем, что неприятно - страдание, когда нет возможности достичь желаемого - страдание. Однако и смерть их не прекращает, каждое живое существо находится в сансаре (блуждание), перерождаясь из одного состояние в другое. Эти состояния включают в себя неделимое, материальные и духовные частицы, которые сохраняют связь между собой в процессе перерождения. Смерть приводит к распаду одного сочетания частиц и возникновению другого. Перерождение осуществляется по закону кармы (деяние). Если человек соблюдал правила поведения, то он перерождается по восходящей линии, то есть в человека более высокого социального положения или бога (дева); если не соблюдал - по нисходящей.

2) «причина страданий». Благая истина о том, что страдание имеет причину. Это жажда, ведущая к перерождению, связанная с наслаждением и страстью, находящая удовольствие т в одном, то в другом. Жажда бывает 3 видов: жажда чувственных удовольствий, жажда перерождений, жажда существования.

3) «прекращение страданий». Благая истина о том, что страдание может быть уничтожено. Это уничтожение жажды и полное уничтожение страсти. Отказ от них, освобождение от них, отвращение от них. Когда человек уничтожает в себе жажду и страсть, выходит из сансары и достигает нирваны (исчезновение, угасание, успокоение), это состояние, когда отсутствует жажда, страсть, страдание, перерождение. Состояние покоя, свободы, блаженства. О нирване нельзя сказать ничего определённого

4) «путь к прекращению страданий». Благая истина о том, что есть путь, ведущий к прекращению страданий. Этот благой восьмеричный путь таков: 1- правильные взгляды, 2 – правильные намерения, 3 – правильная речь, 4 – правильные действия, 5 – правильный образ жизни, 6 – правильные усилия, 7 – правильная память, 8 – правильное сосредоточение. Эти 8 шагов определяются следующим образом: взгляды - понимание 4 истин, намерения - решимость действовать в соответствии с этими истинами, речь - отказ ото лжи и грубой речи, действия - не нанесение вреда живым существам, образ жизни – честное добывание средств к существованию, усилие – постоянство в преодолении суетных мыслей, влияний, память - постоянное удержание в ней того, что жизненные страсти, присущие человеку, способны помешать ему, сосредоточение – достижение внутреннего спокойствия, полной невозмутимости.

Это и есть средний путь, ведущий к пониманию, умиротворению, высшему знанию, нирване.

В буддизме существуют 3 основные направления: хинаяна, махаяна, дзен.

 

Хинаяна.

Переводится как «малая колесница» или «узкий путь спасения». Основные положения:

1) миропорядок. Сансара и Нирвана существуют изначально и никем не были сотворены. Боги «Вед» помогают людям в земных делах, но они не могут помочь им достигнуть Нирваны. «Просветлению» людей мешают злые существа. Достижение Нирваны зависит только от самого человека: «Не ищи защиты у других, будь сам защитой себе». Мир развивается циклически, или по кругу, то есть периодически разрушается и восстанавливается.

2) Будды. Это – люди, достигшие высшего просветления, Нирваны. Их предназначение – проповедь Дхармы, или пути, ведущего к спасению (Нирване). В прошлых жизнях Сидхартха накапливал качества, необходимые для будды. В предпоследнем воплощении он жил в мире Богов и, уступив их просьбам, согласился родиться в облике человека, стать буддой и проповедовать путь спасения. До Сидхартхи были 24 будды, но их учения были забыты. Учение Сидхартхи также будет искажено, но ему на смену придет грядущий будда – Майтрея, который проповедует Дхарму в мире Богов. Люди, решившие стать буддами, и помочь другим избавиться от страданий, называются бодхисатвами (стремящимися к просветлению, пробуждению). Это – 24 прошлых будды, Сидхартха и Майтрея.

3) состав верующих. Верующие делятся на монахов (нищих), порвавших с мирской жизнью, и мирян (почитателей). «Почитатели» должны чтить Сидхартху, делать пожертвования в пользу монахов и соблюдать «Пять правил» (Панча-Шила). Эти правила таковы: не убивать, не воровать, не лгать, не употреблять спиртного, не касаться чужой жены. Только монахи могут стать архатами (достойными), то есть людьми, способными достичь Нирваны. Миряне могут надеяться только на лучшее перерождение.

Хинаяна распространена во Вьетнаме, Камбодже, Лаосе, Мьянме (Бирме), Таиланде, Шри-Ланке, поэтому ее называют также южным буддизмом.

 

Махаяна.

Переводится как «Большая колесница», или «Широкий путь спасения». Как и в Хинаяне, признается: Сансара и Нирвана, циклическое развитие мира, деление верующих на монахов и мирян. Важнейшими отличиями Махаяны от Хинаяны являются:

1) учение о 3 телах Будды. Будда имеет 3 тела: Первое – «тело Дхармы» (космическое тело, Адибудда), которое никем не сотворено, нерушимо, не имеет формы и материальных признаков, пронизывает все миры и присутствует во всем живом. Второе – «тело блаженства», то есть духовные образы, с помощью которых Адибудда общается с бодхисатвами (людьми, достигшими высшего понимания). Третье – «тело воплощения», то есть земные будды, являющиеся материальными воплощениями образов «тела блаженства». Они много раз спускались на землю для проповеди пути спасения. Среди них был Сидхартха и будет Майтрея, который появится, когда весь мир окажется под властью одного справедливого буддийского правителя. Единственной реальностью является Адибудда, все остальное в мире – иллюзия, то есть производные божества.

2) учение о бодхисатвах. Бодхисатвы обладают состраданием ко всему живому. Находясь в пути к состоянию будды, они дали обет помочь всем живым существам избавиться от страданий. Бодхисатвы могут помочь людям не только в земных делах, но и в достижении Нирваны. В силу этого они выше архатов, которые спасают только себя. На своем пути бодхисатвы перерождаются много раз, и их число бесконечно. Бодхисатвой может стать любой человек, а не только монах.

3) возникновение буддийского пантеона. Наряду с традиционными Богами (Ведийскими и другими) обожествляются будды «тел блаженства» и «воплощения», а также бодхисатвы.

Махаяна распространена в Китае, Корее, Монголии, России (Бурятии, Калмыкии, Туве), Японии; поэтому ее называют также северным буддизмом.

 

Дзен.

Японское слово «дзен» происходит от санскритского слова «Дхьяна» - «сосредоточенное созерцание» (медитация). Основателем Дзен считается Бодхидхарха, который в 520 г. пришел из Индии в Китай. Из Китая его учение проникло в Японию и там получило название Дзен. Его основные положения:

1) смысл учения Будды (Сидхартхи) нельзя выразить словами; он постигается не разумом, а интуицией, через «высшее озарение» - «сатори». Один из представителей Дзен – Судзуки Дайсетсу (1870 – 1966 гг., Япония) говорил: «Истина – созерцание, она по ту сторону слов. Книгами и словами ее не передать. Ее нельзя познать, ее надо пережить». «Озарение» достигается погружением в дзен. Человек сидит в позе дзен, то есть скрестив ноги, закрыв глаза, молча и неподвижно. Он приходит в состояние полной отрешенности от внешнего мира, исчезает «Я», наступает пустота. Пустота – это очищение, освобождение от существенной формы человеческого бытия, возвращение к подлинной первоприроде человека.

2) мир постоянно меняется. В процессе совершенствования не может быть вершины. Полное совершенство достигается только на миг, который тут же исчезает в потоке времени.

3) В Дзен нет незыблемых авторитетов; есть наставники, которые обучают человека искусству медитации (погружению в дзен). Однако, постижение истины является результатом умственных усилий самого человека.

Дзен распространен в Японии, Вьетнаме, Корее.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.69.152 (0.028 с.)