Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Введение. Предмет философии.↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Основы философии Зуб Александр Иванович
Введение. Предмет философии.
Термин «философия» в переводе с греческого языка означает «любовь к мудрости». Предмет (перечень рассматриваемых вопросов) философии можно определить двояко. Во-первых, философия – это учение об умении выжить и обрести душевное спокойствие в мире, где никому ни до кого нет дела. Например, римский философ-стоик, император Марк Аврелий (121 – 180 гг.) говорил: «Жизнь мирская ничто иное, как погоня за почестями и наслаждениями; она – подмостки, по которым проходит суетливая толпа. Она, подобно своре собак, грызущихся из-за кости, или рыбам в пруду, хватающим крошки хлеба. Держаться достойно в этой свалке, умея рассмотреть в ней проявление добра, вот – назначение человека. Все следует делать, обо всем говорить и помышлять так, как будто каждое мгновение может оказаться для тебя последним». Во-вторых, философия – это учение о наиболее общих законах природы, общества и познания. Она рассматривает следующие проблемы: 1) первооснова существующего мира и источник его развития; 2) причины возникновения и признаки сознания, его отношение к окружающему миру; 3) познание человеком окружающей действительности; 4) место человека в этом мире. Эти проблемы называются основными вопросами философии.
Раздел I. Бытие. Учение о бытии называется онтологией.
Тема 1. Первооснова мира. Существуют 3 точки зрения на первооснову (первопричину) мира: материализм, идеализм, дуализм.
Материализм Это – учение, объясняющее все из материи, рассматривающее мир как материальное целое. Таким образом, первоосновой мира считается материя. 1) Признаки материальных объектов. Различные явления окружающего мира существуют независимо от того, что мы о них думаем или знаем о них вообще, и воздействуют на наши органы чувств, или на созданные человеком приборы. Таким образом, они существуют независимо от нашего сознания, то есть объективно. Науке пока известны 2 вида материальных объектов: а) вещество, состоящее из мельчайших частиц (атомов, молекул). Мы знаем четыре агрегатных состояния вещества – твердое, жидкое, газообразное, плазменное (ионизированный газ). б) поле (излучение), имеющее волновое строение. Известны следующие виды полей – гравитационные (сила притяжения в физике Ньютона), магнитные, электрические. Существуют материальные объекты, обладающие одновременно признаками вещества и поля (световое излучение – поток фотонов). 2) Представления о материи. Существуют разные представления о материи. Древнегреческий философ Гераклит (544 – 483 гг. до н. э.) считал первоосновой мира огонь. Основной закон мироздания, или Логос – это вечное и беспрерывное движение, причиной которого является борьба. «Все течет, все изменяется. Враждующие соединяются, все возникает в борьбе». Этот закон лучше всего олицетворяет огонь, находящийся в постоянном движении. «Этот Космос (Вселенная, мировой порядок) – один и тот же для всех вещей – не создал никто из богов, никто из людей; но он был всегда, есть и будет вечно живым огнем, загорающимся и потухающим». Из огня в результате его угасания появились воздух, вода и земля; через определенное время они снова превратятся в огонь. Древнеримский философ Тит Лукреций Кар (99 – 55 гг. до н. э.) считал, что вечный и бескрайний Космос состоит из пустоты и мельчайших несотворимых и неразрушимых частиц или атомов, которые находятся в непрерывном движении. Соединяясь, атомы образуют все существующее – богов, звезды, людей и другие предметы. Распавшись в одном месте, атомы соединятся в другом, образуя новые предметы и миры. «Вещам невозможно из ничего возникать и, родившись, в ничто обращаться». Боги ведут безмятежную жизнь в пустых промежутках между мирами; они не создавали Космос и не управляют явлениями природы, которая «все создает по собственной воле». В. И. Ленин (1870 – 1942 гг., Россия) – «Материя есть то, что, действуя на наши органы чувств, производит ощущение; материя есть объективная реальность, данная нам в ощущении». «Стандартная космологическая модель». Во вселенной 5 % составляют атомы, 20 % - «темная материя», 75 % - «темная энергия». «Темная материя» и «темная энергия» опытным путем не установлены, их наличие только предполагается.
Идеализм Это – учение, признающее творцом мира идею или разум. Таким образом, первоосновой (первопричиной) мира считается идея или дух. Наиболее известным представителем идеализма был немецкий философ Георг Гегель (1770 – 1831 гг.) Первопричиной бытия является мировой разум (идея или дух), который познает сам себя, то есть развивается. В результате этого самопознания возникают природа и общество. В своем развитии мировой разум проходит три этапа: 1) логика. Мировой разум развивается в «стихии чистого мышления», постигается мыслительный процесс, познаются формы и законы мышления; 2) философия природы. Мировой разум познает себя в явлениях природы. Однако, развивается не физический (материальный) мир, а идеи, составляющие духовную сущность природы. 3) философия духа. Мировой разум познает себя в проявлениях человеческого духа, то есть формах сознания людей, различных видов человеческой деятельности, социальных учреждениях. Так завершается самопознание мирового разума. Учение Гегеля называется «Абсолютным идеализмом», так как он признавал первоосновой бытия только идею или мировой разум.
Дуализм. Это – учение, признающее первоосновой мира 2 начала – материю и идею, в результате взаимодействия которых возник и развивается окружающий мир. Наиболее известный дуалист – древнегреческий философ Платон (427 – 347 гг. до н. э.) 1) первооснова мира. Первоосновой мира является материя и «вечные идеи». Материя пассивна, не имеет формы и не воспринимается органами чувств человека; это – небытие. «Вечные идеи» не зависят от материи и так же не воспринимаются органами чувств. Они активны и неизменны, и поэтому называются «подлинным бытием». 2) Космос (Вселенная) был сотворен Демиургом (Создателем) в результате соединения активных «вечных идей» с пассивной и бесформенной материей. Возникшие в результате такого взаимодействия предметы воспринимаются органами чувств человека. Они приходящи: возникают, изменяются и исчезают. Эти предметы – «тени», «отпечатки» или «подобие» «вечных идей», поэтому они называются «кажущимся бытием». «Наш Космос есть живое существо, наделенное душой и умом; родился он с помощью божественного проведения». Душа человека до помещения ее в телесную оболочку находилась в мире «вечных идей». Люди познают их с помощью памяти, то есть воспоминаний души о своем пребывании среди вечных идей.
Тема 2. Детерминация.
Закон как философское понятие. 1) всеобщая связь явлений. Между явлениями окружающего мира существуют взаимосвязи. Примером может служить следующая ситуация: в недрах Солнца в результате ядерных реакций возникают тепловая и световая энергии. Тепло и свет, проникая в листья растений, способствуют превращению углекислоты в кислород, который необходим для жизнедеятельности животных и людей. В свою очередь, для растений нужны влага и плодородная почва, которые появляются либо природным путем, либо в результате целенаправленной деятельности человека (орошение, удобрение), 2) определение закона. Объективные, всеобщие и устойчивые связи между предметами и явлениями окружающего мира, называются законами. Например, закон Архимеда – если твердое тело погрузить в жидкость, то объем вытесненной жидкости будет равен объему тела. Вытеснение данного объема будет происходить: а) независимо от нашего сознания – объективность; б) при погружении любого тела в любую жидкость – всеобщность; в) при каждом повторении эксперимента – устойчивость. 3) виды закона. Законы делятся на 2 вида: а) частные, касающиеся ограниченного круга явлений. Например, законы биологии имеют отношение только к живым материальным объектам (организмам), б) общие, касающиеся всех явлений мира, то есть универсальные, например, всеобщие законы движения.
Всеобщие законы движения. Для движения характерны следующие основные всеобщие законы: 1) закон единства и борьбы противоположностей. В материальных объектах наблюдается борьба противоположностей. Примеры такой борьбы: а) неживая природа – притяжение и отталкивание, положительные и отрицательные электрические заряды. б) живая природа – обмен веществ (поглощение и выделение), наследственность и изменчивость. в) общество – социальные конфликты, то есть борьба между классами. Противоположности существуют в единстве и борьбе; такое отношение между ними называется противоречием. Противоречие является источником движения, то есть изменения. Например, конфликты между классами-противоположностями приводят к социальным переменам, то есть к изменению способов хозяйствования и правления. Из-за внутренних противоречий материальные объекты не могут находиться в состоянии абсолютного покоя; противоречие приводит их в движение. Закон единства и борьбы противоположностей показывает причину движения, его источник. 2) закон перехода количественных изменений в качественные. Любой предмет или явление обладает определенными качественными и количественными характеристиками. Качество – это неподдающиеся изменению признаки или свойства, которые отличают один предмет или его составляющие от другого. Количество характеризует предмет с точки зрения измерительных (метрических) величин – веса, объема, протяженности, скорости. Например, химический элемент алюминий. Качественные признаки – серебристый цвет, хорошая проводимость тепла и электричества, ковкость и т. д. Количественные признаки – заряд ядра +13, атомная масса 27, температура плавления 660°C. Каждое явление или предмет имеет определенное сочетание количественных и качественных признаков. Количественные изменения происходят постепенно, до определенной «критической точки», не вызывая изменений качества. При переходе этой «критической точки» количественные перемены вызывают качественные изменения. Таким образом, происходит переход к новому качеству, который в философии называется «скачком». Например, нагревание или охлаждение вещества приводит к изменению скорости движения молекул в нем, то есть к количественным переменам. А это, в свою очередь вызывает изменение агрегатного состояния вещества, то есть качественные перемены. Закон перехода количественных изменений в качественные показывает, как происходит процесс движения. 3) закон отрицания отрицания. В процессе движения постоянно возникает новое; такая смена старого новым в философии называется «отрицанием». В свою очередь это новое в последствии также подвергается изменениям, то есть новому отрицанию. Таким образом, происходит отрицание отрицания. В процессе отрицания часть элементов старого включается в новое, часть – уничтожается; это явление в философии называется «снятием». Движение идет по спирали, то есть повторяются уже пройденные этапы, но на новом уровне. В «Библии» Книге Екклесиаста говорится: «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем». Примером спирали может служить история германских народов. Древние германцы жили в условиях демократии, которая распространялась только на воинов-мужчин, исключая женщин и рабов («военная демократия»). Затем большинство мужчин перестало быть воинами, и было отстранено от власти; она перешла в руки королей и дворян-феодалов (синьоров), которые продолжали считаться воинами. В современных государствах, созданных германцами (Англия, Германия, Франция и т. д.), существует демократия; но теперь она распространена на всех граждан (женщин и мужчин), а рабства не существует. При переходе от старого к новому может преобладать не только прогрессивное, но и регрессивное движение. Например, возрождение рабства в XVI – XIX вв. в странах, основанных европейцами в Америке. Закон отрицания отрицания показывает направление движения.
Раздел II. Сознание.
Тема 6. Психика.
Понятие. 1) определение понятия. Понятие – это мыслительная (логическая) операция, в результате которой отдельные предметы объединяются в одну группу на основе их общих признаков. Понятие можно также определить как обобщение или собирательный образ. Каждое понятие имеет: а) содержание – существенные признаки предметов, мыслимые в данном понятии; б) объем – совокупность предметов, мыслимых в данном понятии. Например, понятие дерева. Содержание (основные признаки) – корни, ствол, листья. Объем (различные породы) – береза, клен, липа и т. д. 2) логические приемы образования понятия. Понятие образуется с помощью следующих логических приемов: а) анализ – мысленное разделение отдельного предмета на составные части (признаки) и изучение каждой из них. б) синтез – мысленное соединение частей (признаков) предмета, разделенного анализом, в единое целое и изучение связей между ними. Предмет представляется как целостная система взаимосвязанных признаков. в) сопоставление – мысленное выделение у разных предметов общих и несовпадающих признаков. г) обобщение – мысленное объединение разных предметов, имеющих общие существенные признаки, в одну группу, то есть понятие. Мысленное выделение общих существенных признаков и отвлечение от несовпадающих второстепенных называется абстрагированием определения содержания и объема понятия.
Суждение. 1) определение суждения. Суждение – это мыслительная (логическая) операция, в результате которой утверждается или отрицается связь либо между предметом и признаком (свойством), либо между предметами. Примеры: а) сахар является сладким – утверждение связи между предметом и признаком; б) солнце не является планетой – отрицание связей между предметами. 2) состав суждения. Суждение состоит из 3 элементов. Первый – субъект (S), то есть предмет, который мы определяем. Второй – предикат (P), то есть признаки или предметы, с помощью которых определяется субъект. Третий – связка (–), то есть либо утверждение, либо отрицание связи между субъектом и предикатом. Например – Земля является планетой, где субъект – Земля, предикат – планета, связка – является. Формула суждения – S – P. 3) виды суждений. Суждения бывают различных видов: а) по качеству суждения делятся на утвердительные и отрицательные. Качество – это характер связки, то есть либо утверждение, либо отрицание связи. б) по количеству суждения делятся на единичные (когда речь идет об одном предмете понятия), частные (когда речь идет о части предметов понятия) и общие (когда речь идет о всех предметах понятия). в) по истинности суждения делятся на истинные и ложные. Примеры: Солнце является звездой – истинное. Солнце является планетой – ложное.
4. Умозаключение. 1) определение умозаключения. Умозаключение – это мыслительная (логическая) операция, в результате которой из нескольких суждений выводится новое суждение. В состав умозаключения входят: а) посылки – исходные, уже известные суждения, из которых выводятся новые суждения. б) заключение – полученное (выведенное) новое суждение. в) вывод – метод выведения нового суждения, то есть логический переход от посылок к заключению. 2) виды умозаключений. По выводу умозаключения делятся на 3 вида. Первый – дедуктивное, когда из общего суждения-посылки выводится частное или единичное суждение-заключение. Пример. Посылки: а) все деревья имеют корни, ствол и листья (общее суждение). б) береза имеет корни, ствол и листья (единичное суждение). Заключение – береза является деревом (единичное суждение). Второй – индуктивное, когда из единичного или частного суждения-посылки выводится общее суждение-заключение. Пример. Посылки: а) береза, клен и липа имеют корни, ствол и листья (частное суждение). б) береза, клен и липа являются деревьями (частное суждение). Заключение – две деревья имеют корни, ствол и листья (общее). Третий – аналогичное (подобное), когда из единичного или частного суждения-посылки выводится частное или единичное суждение-заключение. Пример. Посылки: а) береза является деревом (единичное суждение). б) береза и липа имеют корни, ствол и листья (частное суждение). Заключение – липа является деревом (единичное суждение). Умозаключение, в котором из 2-х посылок выводится заключение, называется простым силлогизмом. Сложный силлогизм состоит из простых, когда заключение первого простого силлогизма является посылкой второго, и так далее.
Теория доказательств. 1) определение доказательства. Доказательство – это мыслительная (логическая) операция, в результате которой обосновывается (доказывается) истинность какого-либо суждения с помощью других суждений, истинность которых была установлена раньше. Доказательство включает 3 элемента: А) тезис – суждение, истинность которого надо доказать. Б) аргументы (основания) – суждения, с помощью которых обосновывается (доказывается) тезис. В) демонстрация – способ доказательства, когда сначала указывается тезис, затем приводятся аргументы. Таким образом, в доказательстве существует обратный порядок рассуждения по сравнению с простым силлогизмом. Классическим примером доказательства являются теоремы в геометрии. 2) виды доказательств. Доказательства делятся на 2 вида: а) собственно доказательство, когда обосновывается истинность утвердительного суждения. Пример. Тезис – береза является деревом. Аргументы: а) береза имеет корни, ствол и листья. б) все деревья имеют корни, ствол и листья. б) опровержение, когда обосновывается истинность отрицательного суждения. Пример. Тезис – береза не является животным. Аргументы: а) все животные имеют нервную систему. б) береза не имеет нервной системы.
Основные законы мышления. 1) закон тождества. Каждая мысль (суждение) не должна менять своего содержания в процессе рассуждения, то есть должна оставаться тождественной себе самой. Перед началом спора необходимо «договориться о терминах», то есть четко определить, содержание и объем используемых понятий. 2) закон противоречия. Суждения, содержание которых противоречит друг другу, называются несовместимыми. Два несовместимых суждения не могут быть одновременно истинными; они либо оба ложные, либо одно из них истинное, другое ложное. Примеры. Первый вариант: а) Волга впадает в Белое море (ложное). б) Волга впадает в Аральское море (ложное). Второй вариант: а) Волга впадает в Каспийское море (истинное). б) Волга впадает в Черное море (ложное). 3) закон исключенного третьего. Два несовместимых суждения, в одном из которых утверждается то, что отрицается в другом, не могут быть одновременно ложными; одно из них непременно истинное. Пример: а) Солнце является звездой (истинное). б) Солнце не является звездой (ложное). 4) закон достаточного основания. Всякое суждение признается истинным только тогда, когда оно имеет достаточное основание; таким основанием служат другие суждения, истинность которых уже установлена (доказана). Эти законы называются также законами формальной логики. Первые 3 закона были сформулированы Аристотелем (Древняя Греция), а четвертый – Готфридом Лейбницем (1646 – 1716 гг., Германия).
Первая сигнальная система (ICC). 1) ощущение. IСС основана на деятельности органов чувств – зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания. Предметы внешнего мира воздействуют на рецепторы органов чувств живых существ, и в них возникает нервное возбуждение (биоэлектрический импульс). Это возбуждение по нервным волокнам передается в мозг, где возникают чувственные образы – ощущения. На основе ощущений формируется картина окружающего мира. 2) рефлексы. Мозг реагирует на раздражители и посылает ответные импульсы в соответствующие органы тела, вызывая определенные действия (реакции). Ответные действия организма на внешние раздражители, которые воздействуют на рецепторы, называются рефлексами. Они бывают 2-х видов: а) безусловные, или врожденные рефлексы, на основе которых формируются инстинкты – голод, страх, продолжение рода (репродукция). б) условные, которые приобретаются живым объектом в течение его жизни. Главная задача рефлексов – обеспечение выживания отдельной особи и биологического вида. Таким образом, в IСС раздражителем или сигналом является ощущение; эта система существует у животных и людей.
Признаки сознания. Сознание существует на основе IIСС; для него характерны следующие основные признаки: 1) логическое (абстрактное) мышление. Животные имеют предметное мышление, но абстрактным обладают только люди, то есть только для человеческой психики характерны такие мыслительные операции, как понятие, суждение, умозаключение и доказательство. а) эксперимент, доказывающий наличие у животных предметного мышления. Состоит из 2 этапов. 1 этап – в комнату с гладкими стенами и высоким потолком, на котором подвешен банан, помещают обезьяну. Она пытается его достать, но не может. 2 этап – вносятся ящики. В конечном счете, обезьяна забирается на ящики и достает банан. Это доказывает, что у нее имеется предметное мышление, так как она достала банан с помощью ящика. б) эксперимент, доказывающий отсутствие у животных логического мышления. Состоит из двух этапов. 1 этап – Разжигается костер, рядом с костром лежит ковш, чуть на отдалении стоит бочка с водой. Подводится обезьяна, ее обучают команде «погаси костер». Она берет ковш, бежит к бочке, зачерпывает воду, бежит назад и тушит костер. 2 этап – действие переносится на водоем. Обезьяна с костром и ковшом на одном плоту, бочка с водой на другом, они соединены между собой тонкой жердочкой. При команде «погаси костер» она бежит к бочке с водой по тонкой жердочке, хотя можно было бы зачерпнуть воду из водоема, но она этого не понимает. Это доказывает отсутствие у нее абстрактного мышления. 2) язык. Некоторые животные (например, попугаи) способны воспроизводить членораздельную речь, то есть произносить слова и предложения. Но они только повторяют услышанное и не передают информацию целенаправленно. Язык, как система сигналов – слов, понятий, характерен только для человека. 3) самосознание. Это – осознание самого себя, собственного «Я». Оно имеет следующие проявления: а) выделение себя в качестве отдельного объекта из окружающего мира. б) самонаблюдение (рефлексия) – наблюдение за самим собой («посмотреть на себя со стороны»), то есть познание своих чувств и мыслей. в) самоконтроль – управление своим внутренним состоянием и поведением. Самосознание характерно только для людей. Наука полагает, что животные его не имеют, как человек в младенческом состоянии. Таким образом, сознание – это свойство человеческого мозга, считается, что животные им не обладают. Используя сознание, человек создает орудия труда, и с их помощью преобразовывает окружающий мир.
Вульгарный материализм. Это учение было распространено в Германии в XIX в. Наиболее известные представители: Бюхлер, Молешотт, Фогт. Сознание и материя тождественны, так как сознание является одним из видов материи. Сознание представляет собой результат физиологических процессов, происходящих в мозгу человека. Как печень выделяет желчь, так и мозг вырабатывает мысль. В силу этого сознание зависит от состава пищи, климата и других факторов.
Фрейд. Психика личности. Зигмунд Фрейд (1856 – 1939 гг., Австрия). «Я и Оно», «Недовольство культурой». 1) строение личности. В строении личности выделяются 3 элемента: Первый – «Оно», то есть инстинкты, стремящиеся к немедленному удовлетворению. К ним относятся: а) «инстинкт смерти» - Танатос или Мортидо, который проявляется в агрессивности человеческой натуры. В человеке скрывается «дикий зверь, которому чужда пощада к представителям собственного рода». б) «инстинкт жизни» - Эрос или Либидо, который проявляется в дружбе, любви к ближнему, между мужчиной и женщиной, родителями и детьми. «Оно» - это проявление бессознательного в личности. Второй – «Сверх-Я», который проявляется в виде совести и вызывает чувства вины и страха. Это – представитель культуры (общества) в психике, то есть моральные нормы (запреты и поощрения), усвоенные человеком в процессе воспитания, в большей части бессознательного. Третий – «Я», то есть самосознание, которое приспосабливает человека к самому себе и внешней реальности в целях его самосохранения. 2) принцип работы психики. Источником энергии психических процессов является «Оно», то есть агрессивный и сексуальный инстинкты. В психике человека идет борьба между Эросом и Танатосом, сознательным и бессознательным, инстинктами и культурой. В силу этого человек пребывает в состоянии душевного конфликта, или напряжения, которое снимается с помощью психологической защиты. Механизмы психологической защиты: а) «вытеснение» - вытеснению в бессознательную сферу неприятных мыслей (цензура); б) «рационализация» - нетравмирующее психику объяснение мотивов своего поведения; в) «сублимация» - проявление инстинктов в социально-допустимых формах; и другое. Таким образом, главный принцип работы психики – достижение удовлетворения, то есть стремление избежать страданий и поиск наслаждения.
Раздел III. Познание.
Тема 11-12. Познание окружающего мира.
Научный взгляд на познание. 1) этапы познания окружающего мира. Существует 3 этапа познания мира. Первый – чувственное восприятие. Мы познаем мир с помощью органов чувств, через которые поступает информация об окружающей действительности. В мозгу человека возникают ощущения, которые характеризуют предмет с какой-либо одной стороны. На их основе, с участием памяти, формируется чувственное восприятие, то есть целостные образы (комплексы ощущений) к предметам окружающего мира. Второй – логическое (абстрактное) мышление. Оно позволяет систематизировать информацию, полученную через органы чувств с помощью форм мышления (понятие, суждение, умозаключение, доказательство) и законов мышления (тождества, противоречия, исключенного третьего, дополнительного основания). Третий – практика. В практической деятельности проверяется правильность наших представлений об окружающем мире. Таким образом, практика является мерилом оценки (критерием) истины. 2) уровни научного познания. Существует 2 уровня: Первый – эмпирический. На этом уровне происходит непосредственное взаимодействие исследователя с изучаемым объектом. Познание осуществляется с помощью наблюдения. В результате перепроверки и сопоставления данных разных источников, устанавливается эмпирический факт. Наблюдение осуществляется следующими методами: а) созерцание, когда наблюдение происходит без активного вмешательства в исследовательский процесс; б) эксперимент, когда исследователь активно вмешивается в изучаемый процесс. Виды эксперимента: 1) поисковый – поиск новых явлений и веществ; 2) проверочный – проверка теоретических положений на практике (верификация); 3) контрольный – проверка и наладка инструментов и приборов; 4) конструктивный – создание новых веществ и устройств. Второй – теоретический. На этом уровне нет непосредственного взаимодействия исследователя с изучаемыми объектами; оно происходит опосредованно, то есть мысленно (логически). Познание осуществляется с помощью теории, то есть системы взглядов, которая устанавливает взаимосвязи между эмпирическими фактами. Теория создается 2 методами: а) гипотеза – когда данных не хватает, поэтому используются допущения, проверить которые пока нет возможности. б) закон – когда данных достаточно, то есть взаимосвязи между фактами можно проверить на практике. 3) общелогические методы познания. а) Анализ и синтез (см. понятия); б) дедукция, индукция, аналогия (см. умозаключения); в) диалектический. Изучая явление, необходимо рассматривать его в движении (изменении) и во взаимосвязи с другими явлениями. г) исторический и логический. Исторический метод используется, когда фактов достаточно. Вывод делается на основе исследования всех данных, относящихся к изученному явлению. Логический метод используется, когда фактов не хватает. Вывод делается на основе исследования данных, относящихся к высшей стадии явления. Считается, что высшая стадия повторяет в сжатом виде предыдущие этапы развития. Например, отдельный человек в эмбриональном состоянии и младенчестве повторяет основные этапы эволюции. Главный принцип научного взгляда на познание определил французский философ Дени Дидро (1713 – 1784 гг.): «Самая большая услуга, которую можно оказать людям, заключается в том, чтобы научить их пользоваться своим разумом и считать истинным то, что они могут проверить и констатировать».
Теория двух истин». Разницу между религиозным и научным познанием определил христианский (католический) богослов Ансельм Кентерберийский (1033 – 1109 гг., Италия): «Я верю, чтобы понимать, а не стараюсь понять, чтобы потом уверовать». Компромисс между наукой и религией представляет «Теория двух истин». Примером может служить учение Уильяма Оккама (1285 – 1349 гг., Англия). Человеку даны 2 реальности. Первая – всемогущий Бог. Человек узнает о его существовании только через веру в откровение («Слово Божье» - «Библию»). Чувствами (ощущениями) и разумом постичь Бога невозможно. Вторая – созданный Богом мир. Человек, посредством чувственного опыта, изучает отдельные вещи, затем с помощью разума делает логические выводы. Поэтому существуют и не противоречат друг другу 2 истины: 1) научная, или философская – опыт и логика; 2) религиозная, или богословская (теологическая) – вера. Но приоритет принадлежит вере.
Тема 13. Форма религиозных представлений.
Представления о Боге. 1) по отношению Божеств к земному миру выделяют: а) теизм (от греч. теос – Бог). Теисты считают, что Бог создал земной мир, но находится за его пределами. Он постоянно вмешивается в жизнь людей, вознаграждая и наказывая их. Все в земной жизни происходит по воле (провидению) Бога. Например, иудаизм, христианство, ислам. б) деизм (от лат. деус – Бог). Деисты полагают, что Бог является первопричиной мира, находится вне его пределов и не вмешивается в земную жизнь. Люди предоставлены сами себе и поступают по своему усмотрению, а Бог не вознаграждает и не наказывает их в этой жизни. Таким образом, земная жизнь – это испытание людей, проверка их нравственных качеств. Однако, каждому человеку воздается по его земным делам после смерти. Представитель – Франсуа Вольтер (1694 – 1778 гг., Франция). в) пантеизм рассматривает Бога как деятельную силу природы. Они полагают, что Бог как бы «растворен» в природе. Например, Джордано Бруно (1548 – 1600 гг., Италия) говорил, что природа – это «Бог в вещах». 2) по количеству почитаемых Божеств выделяют: а) многобожие (политеизм) – вера во многих Богов. Совокупность Богов какого-либо народа называется пантеоном. Например, Олимпийский пантеон древних греков (Зевс, Афина, Апполон и др.) б) единобожие (монотеизм) – вера в одного Бога. Например, иудейская, христианская (?), мусульманская. 3) по облику (образу) почитаемых Божеств выделяют: а) веру в Богов, имеющих образ животных (зооморфизм). б) веру в человекоподобных Богов (антропоморфизм). Например, Боги древних греков. в) веру в Богов, не имеющих конкретного материального облика (имперсонализм). Например, иудаизм, ислам.
Религии откровения. Откровение – «слово Божье», как правило, содержит в себе информацию о начале мира, правилах поведения людей («Божьих заповедях») и будущих событиях. Однако, Бог (Боги) открывает истину не всем людям, а только избранным, которых называют пророками. Пророки – это посредники между Богами и остальными людьми. Их задача – сообщить людям волю Богов. Религиозные учения, которые были созданы людьми, считающими, что они получили откровение от Бога, называются религиями откровения. Важнейшие из них: 1) иудаизм, 2) зороастризм (Бог – Ахура Мазда открыл истину пророку Заратуштре – Зороастро; священная книга – «Авеста»), 3) буддизм, 4) христианство, 5) ислам (мусульманство).
Тема 14. Буддизм.
Брахманизм. Брахманизм возник в северной Индии в первой половине первого тысячелетия до н. э. в результате взаимодействия религии арийских пришельцев (ранние книги Веды – сборника философско-религиозных произведений) и культов местных народов (дравидов и мунда). 1) вероучение. Существует высший Бог – творец Брахма; все живые существа – боги (Вишну, Шива и другие), люди, животные и растения созданы и представляют собой его частицы. Брахма является единственной (абсолютной) реальностью; все остальное – иллюзия. Брахма создал 4 группы людей, или Варны: 1) брахманов – представителей жреческих родов; 2) кшатриев – членов правящих родов; 3) вайшьев – рядовых граждан; 4) шудр – слуг. Для каждой из них он определил правила поведения (дхарму). Человек имеет смертное тело и бессмертную душу, которая после смерти попадает в новое тело, то есть происходит перерождение. Перерождение зависит от поведения человека в предыдущей жизни. Если он соблюдал правила поведения своей Варны, то перерождается в человека более высокого социального положения (вплоть до царя и брахмана), либо в божество (Дэва), то есть попадает в рай. Если он не соблюдал эти правила, то перерождается в человека более низкого социального положения, животное или обитателя Ада (где испытывает муки). Конечная цель бессмертной души – прекращение перерождений, то есть соединение с Брахмой. 2) культ (обряды). Богослужение находилось в руках жрецов-брахманов. Жертвоприношения («кормления») и молитва (мантра) действовали на Богов принудительно, то есть обязывали их выполнять просьбы. Поэтому в Индии возникла поговорка: мир подчиняется Богам, Боги – заклинаниям, заклинания – брахманам. Существовал культ (почитание) предков, которые отправляли главы семей; он играл большую роль в жизни верующих. Особо почитались отшельники-аскеты, отрешившиеся от земных радостей; им приписывалась особая святость, то есть близость к Брахме.
Биография Сидхартхи. Сидхартха – основатель буддизма из рода Раутама, сын раджи государства Шакья (Восточные Гималаи), который жил во 2 половине 6 – 1 половине 5 веков до н.э. Его называют также Шакья-муни –«мудрец шакья». В жизни Сидхартхи выделяется 3 периода: 1) «дворцовый». До 33 лет он жил во дворце своего отца и мало сталкивался с реальной жизнью. Но 4 встречи с реальностью изменили его мировоззрение. 1) встреча со старцем, когда он понял, что всех ожидает старость; 2) встреча с больным, когда он понял, что существует болезнь; 3) встреча с похоронной процессией, когда он понял, что смерть неизбежна; 4) встреча с отшельником-аскетом, когда он понял, что есть другой образ жизни, отличный от праздности и роскоши. 2) «отшельничество». В 33 года Сидхартха уходит из дома и становится отшельником. Он занимается самоистязанием, то есть изнурял тело с целью постижения истины и достижения душевного покоя. Сидхартха был отшельником-аскетом 7 лет, но так и не смог узнать истину и достичь душевного равновесия. 3) «просветление». Когда ему исполнилось 40 лет, он достиг «про
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.249.37 (0.014 с.) |