Философское понимание познания.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философское понимание познания.



Познание не является простым зеркальным отражением окружающего мира в сознание человека. Ленин говорил, что познание – это процесс движения мысли от незнания к знанию, от знания неполного и неточного к знанию все более полному и точному. Наука о познании называется гносеологией.

1) истина. Цель познания – достижение истины, то есть достоверного знания об окружающем мире. Истины бывают: а) относительными, содержание которых меняется по мере накопления знаний. Например, сначала ученые полагали, что материя – это вещество, но на рубеже XIX-XX вв. был открыт новый вид материальных объектов – поле. б) абсолютными, содержание которых не меняется в процессе познания. Например, факт II Мировой Войны, материя – это объективная (независящая от сознания) реальность.

В понимании истины существует 2 крайние точки зрения: а) релятивизм, сторонники которого считают, что в наших знаниях о мире нет ничего устойчивого; что вчера казалось истинным, сегодня оказывается ложным. б) догматизм, сторонники которого утверждают, что наши знания неизменны, и не подлежат уточнению и обновлению.

2) познаваемость мира. Существует 2 точки зрения:

Первая – мир познать нельзя (агностицизм). Человек не может познать мир по следующим причинам: а) мы познаем не сами предметы внешнего мира, а свои ощущения, возникающие при взаимодействии этих предметов с органами чувств; б) наши знания относительны, так как люди имеют дело только с относительными истинами. Таким образом, человек познает мир таким, каким он ему кажется (представляется) (с помощью органов чувств и размышлений), а не таким, каков мир на самом деле. Представители – Анаксагор (Древняя Греция, V в. до н. э.), Девид Юм (1711 – 177 гг., Англия), Иммануил Кант.

Вторая – мир познать можно. Это объясняется следующими причинами: а) наши органы чувств дают нам относительно правдивую информацию об окружающем мире, которая позволила человеку выжить и стать преобладающим элементом природы; б) познавая мир, человек открывает не только относительные, но и абсолютные истины. В процессе познания наши представления об окружающем мире становятся все более точными.

 

 

Религиозный взгляд на познание.

Религия – это вера людей в сверхъестественные силы (Богов, духов), более могущественные, чем человек. Примером религиозного взгляда на познание является христианское богословие (теология). В познании играет роль три этапа:

1) ощущение. Человек представляет собой смертное тело, в котором находится данная Богом бессмертная душа, сообщая ему жизнь. Тело и душа находятся в единстве, но не соединяются. Человек познает окружающий мир с помощью органов чувств своего тела: в его душе возникают чувственные образы окружающего мира, то есть ощущения. В результате первородного греха Адама и Евы (Нарушение запрета Бога вкушать плоды с Древа Познания добра и зла) душа превратилась в служанку тела, то есть тело стало бременем души. Римский папа Григорий Великий (540 – 604 гг.) называл тело «омерзительным одеянием души».

2) разум. Душа человека создана по образу Божьему, то есть, наделена разумом. В силу этого человек может постичь Премудрость Божью, то есть вечные божественные истины (нормы морали, законы красоты и т. д.), которые Бог дал людям в «Библии». Познание Божественной премудрости осуществляется с помощью истолкования Библейских текстов (экзегетика), то есть раскрытие их подлинного смысла. Ее постижению мешает власть тела над душой. Например, иудейский философ Филон Александрийский (20 г. до н. э. – 54 г. н. э.), которого почитали христиане, истолковал исход евреев из египетского плена, как освобождение души от власти тела.

3) вера. Цель познания – постижение божественных истин. Успех познания обусловлен верой в Бога. Вера основана на откровении («Слове Божьем») – истине, которую Бог сообщает (открывает) людям, либо сам непосредственно, либо через своих вестников (ангелов). Только поверив в Бога, человек получает исходящую от Бога благодать, которая: а) позволяет человеку совершить очищение (катарсис) своей души – подавить в себе греховные побуждения, то есть преодолеть власть тела; б) укрепляет его разум и помогает осуществить познание (гносис) Божественной премудрости, то есть правильно истолковать «Библию». таким образом, главный элемент познания – вера. Однако, вера или неверие – это результат свободного выбора человека, то есть данной Богом свободой воли.

 

Научный взгляд на познание.

1) этапы познания окружающего мира. Существует 3 этапа познания мира.

Первый – чувственное восприятие. Мы познаем мир с помощью органов чувств, через которые поступает информация об окружающей действительности. В мозгу человека возникают ощущения, которые характеризуют предмет с какой-либо одной стороны. На их основе, с участием памяти, формируется чувственное восприятие, то есть целостные образы (комплексы ощущений) к предметам окружающего мира.

Второй – логическое (абстрактное) мышление. Оно позволяет систематизировать информацию, полученную через органы чувств с помощью форм мышления (понятие, суждение, умозаключение, доказательство) и законов мышления (тождества, противоречия, исключенного третьего, дополнительного основания).

Третий – практика. В практической деятельности проверяется правильность наших представлений об окружающем мире. Таким образом, практика является мерилом оценки (критерием) истины.

2) уровни научного познания. Существует 2 уровня:

Первый – эмпирический. На этом уровне происходит непосредственное взаимодействие исследователя с изучаемым объектом. Познание осуществляется с помощью наблюдения. В результате перепроверки и сопоставления данных разных источников, устанавливается эмпирический факт. Наблюдение осуществляется следующими методами: а) созерцание, когда наблюдение происходит без активного вмешательства в исследовательский процесс; б) эксперимент, когда исследователь активно вмешивается в изучаемый процесс. Виды эксперимента: 1) поисковый – поиск новых явлений и веществ; 2) проверочный – проверка теоретических положений на практике (верификация); 3) контрольный – проверка и наладка инструментов и приборов; 4) конструктивный – создание новых веществ и устройств.

Второй – теоретический. На этом уровне нет непосредственного взаимодействия исследователя с изучаемыми объектами; оно происходит опосредованно, то есть мысленно (логически). Познание осуществляется с помощью теории, то есть системы взглядов, которая устанавливает взаимосвязи между эмпирическими фактами. Теория создается 2 методами: а) гипотеза – когда данных не хватает, поэтому используются допущения, проверить которые пока нет возможности. б) закон – когда данных достаточно, то есть взаимосвязи между фактами можно проверить на практике.

3) общелогические методы познания. а) Анализ и синтез (см. понятия); б) дедукция, индукция, аналогия (см. умозаключения); в) диалектический. Изучая явление, необходимо рассматривать его в движении (изменении) и во взаимосвязи с другими явлениями. г) исторический и логический. Исторический метод используется, когда фактов достаточно. Вывод делается на основе исследования всех данных, относящихся к изученному явлению. Логический метод используется, когда фактов не хватает. Вывод делается на основе исследования данных, относящихся к высшей стадии явления. Считается, что высшая стадия повторяет в сжатом виде предыдущие этапы развития. Например, отдельный человек в эмбриональном состоянии и младенчестве повторяет основные этапы эволюции.

Главный принцип научного взгляда на познание определил французский философ Дени Дидро (1713 – 1784 гг.): «Самая большая услуга, которую можно оказать людям, заключается в том, чтобы научить их пользоваться своим разумом и считать истинным то, что они могут проверить и констатировать».

 

Теория двух истин».

Разницу между религиозным и научным познанием определил христианский (католический) богослов Ансельм Кентерберийский (1033 – 1109 гг., Италия): «Я верю, чтобы понимать, а не стараюсь понять, чтобы потом уверовать».

Компромисс между наукой и религией представляет «Теория двух истин». Примером может служить учение Уильяма Оккама (1285 – 1349 гг., Англия). Человеку даны 2 реальности. Первая – всемогущий Бог. Человек узнает о его существовании только через веру в откровение («Слово Божье» - «Библию»). Чувствами (ощущениями) и разумом постичь Бога невозможно. Вторая – созданный Богом мир. Человек, посредством чувственного опыта, изучает отдельные вещи, затем с помощью разума делает логические выводы. Поэтому существуют и не противоречат друг другу 2 истины: 1) научная, или философская – опыт и логика; 2) религиозная, или богословская (теологическая) – вера. Но приоритет принадлежит вере.

 

Тема 13. Форма религиозных представлений.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.170.64.36 (0.012 с.)