Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философское понимание познания.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Познание не является простым зеркальным отражением окружающего мира в сознание человека. Ленин говорил, что познание – это процесс движения мысли от незнания к знанию, от знания неполного и неточного к знанию все более полному и точному. Наука о познании называется гносеологией. 1) истина. Цель познания – достижение истины, то есть достоверного знания об окружающем мире. Истины бывают: а) относительными, содержание которых меняется по мере накопления знаний. Например, сначала ученые полагали, что материя – это вещество, но на рубеже XIX-XX вв. был открыт новый вид материальных объектов – поле. б) абсолютными, содержание которых не меняется в процессе познания. Например, факт II Мировой Войны, материя – это объективная (независящая от сознания) реальность. В понимании истины существует 2 крайние точки зрения: а) релятивизм, сторонники которого считают, что в наших знаниях о мире нет ничего устойчивого; что вчера казалось истинным, сегодня оказывается ложным. б) догматизм, сторонники которого утверждают, что наши знания неизменны, и не подлежат уточнению и обновлению. 2) познаваемость мира. Существует 2 точки зрения: Первая – мир познать нельзя (агностицизм). Человек не может познать мир по следующим причинам: а) мы познаем не сами предметы внешнего мира, а свои ощущения, возникающие при взаимодействии этих предметов с органами чувств; б) наши знания относительны, так как люди имеют дело только с относительными истинами. Таким образом, человек познает мир таким, каким он ему кажется (представляется) (с помощью органов чувств и размышлений), а не таким, каков мир на самом деле. Представители – Анаксагор (Древняя Греция, V в. до н. э.), Девид Юм (1711 – 177 гг., Англия), Иммануил Кант. Вторая – мир познать можно. Это объясняется следующими причинами: а) наши органы чувств дают нам относительно правдивую информацию об окружающем мире, которая позволила человеку выжить и стать преобладающим элементом природы; б) познавая мир, человек открывает не только относительные, но и абсолютные истины. В процессе познания наши представления об окружающем мире становятся все более точными.
Религиозный взгляд на познание. Религия – это вера людей в сверхъестественные силы (Богов, духов), более могущественные, чем человек. Примером религиозного взгляда на познание является христианское богословие (теология). В познании играет роль три этапа: 1) ощущение. Человек представляет собой смертное тело, в котором находится данная Богом бессмертная душа, сообщая ему жизнь. Тело и душа находятся в единстве, но не соединяются. Человек познает окружающий мир с помощью органов чувств своего тела: в его душе возникают чувственные образы окружающего мира, то есть ощущения. В результате первородного греха Адама и Евы (Нарушение запрета Бога вкушать плоды с Древа Познания добра и зла) душа превратилась в служанку тела, то есть тело стало бременем души. Римский папа Григорий Великий (540 – 604 гг.) называл тело «омерзительным одеянием души». 2) разум. Душа человека создана по образу Божьему, то есть, наделена разумом. В силу этого человек может постичь Премудрость Божью, то есть вечные божественные истины (нормы морали, законы красоты и т. д.), которые Бог дал людям в «Библии». Познание Божественной премудрости осуществляется с помощью истолкования Библейских текстов (экзегетика), то есть раскрытие их подлинного смысла. Ее постижению мешает власть тела над душой. Например, иудейский философ Филон Александрийский (20 г. до н. э. – 54 г. н. э.), которого почитали христиане, истолковал исход евреев из египетского плена, как освобождение души от власти тела. 3) вера. Цель познания – постижение божественных истин. Успех познания обусловлен верой в Бога. Вера основана на откровении («Слове Божьем») – истине, которую Бог сообщает (открывает) людям, либо сам непосредственно, либо через своих вестников (ангелов). Только поверив в Бога, человек получает исходящую от Бога благодать, которая: а) позволяет человеку совершить очищение (катарсис) своей души – подавить в себе греховные побуждения, то есть преодолеть власть тела; б) укрепляет его разум и помогает осуществить познание (гносис) Божественной премудрости, то есть правильно истолковать «Библию». таким образом, главный элемент познания – вера. Однако, вера или неверие – это результат свободного выбора человека, то есть данной Богом свободой воли.
Научный взгляд на познание. 1) этапы познания окружающего мира. Существует 3 этапа познания мира. Первый – чувственное восприятие. Мы познаем мир с помощью органов чувств, через которые поступает информация об окружающей действительности. В мозгу человека возникают ощущения, которые характеризуют предмет с какой-либо одной стороны. На их основе, с участием памяти, формируется чувственное восприятие, то есть целостные образы (комплексы ощущений) к предметам окружающего мира. Второй – логическое (абстрактное) мышление. Оно позволяет систематизировать информацию, полученную через органы чувств с помощью форм мышления (понятие, суждение, умозаключение, доказательство) и законов мышления (тождества, противоречия, исключенного третьего, дополнительного основания). Третий – практика. В практической деятельности проверяется правильность наших представлений об окружающем мире. Таким образом, практика является мерилом оценки (критерием) истины. 2) уровни научного познания. Существует 2 уровня: Первый – эмпирический. На этом уровне происходит непосредственное взаимодействие исследователя с изучаемым объектом. Познание осуществляется с помощью наблюдения. В результате перепроверки и сопоставления данных разных источников, устанавливается эмпирический факт. Наблюдение осуществляется следующими методами: а) созерцание, когда наблюдение происходит без активного вмешательства в исследовательский процесс; б) эксперимент, когда исследователь активно вмешивается в изучаемый процесс. Виды эксперимента: 1) поисковый – поиск новых явлений и веществ; 2) проверочный – проверка теоретических положений на практике (верификация); 3) контрольный – проверка и наладка инструментов и приборов; 4) конструктивный – создание новых веществ и устройств. Второй – теоретический. На этом уровне нет непосредственного взаимодействия исследователя с изучаемыми объектами; оно происходит опосредованно, то есть мысленно (логически). Познание осуществляется с помощью теории, то есть системы взглядов, которая устанавливает взаимосвязи между эмпирическими фактами. Теория создается 2 методами: а) гипотеза – когда данных не хватает, поэтому используются допущения, проверить которые пока нет возможности. б) закон – когда данных достаточно, то есть взаимосвязи между фактами можно проверить на практике. 3) общелогические методы познания. а) Анализ и синтез (см. понятия); б) дедукция, индукция, аналогия (см. умозаключения); в) диалектический. Изучая явление, необходимо рассматривать его в движении (изменении) и во взаимосвязи с другими явлениями. г) исторический и логический. Исторический метод используется, когда фактов достаточно. Вывод делается на основе исследования всех данных, относящихся к изученному явлению. Логический метод используется, когда фактов не хватает. Вывод делается на основе исследования данных, относящихся к высшей стадии явления. Считается, что высшая стадия повторяет в сжатом виде предыдущие этапы развития. Например, отдельный человек в эмбриональном состоянии и младенчестве повторяет основные этапы эволюции. Главный принцип научного взгляда на познание определил французский философ Дени Дидро (1713 – 1784 гг.): «Самая большая услуга, которую можно оказать людям, заключается в том, чтобы научить их пользоваться своим разумом и считать истинным то, что они могут проверить и констатировать».
Теория двух истин». Разницу между религиозным и научным познанием определил христианский (католический) богослов Ансельм Кентерберийский (1033 – 1109 гг., Италия): «Я верю, чтобы понимать, а не стараюсь понять, чтобы потом уверовать». Компромисс между наукой и религией представляет «Теория двух истин». Примером может служить учение Уильяма Оккама (1285 – 1349 гг., Англия). Человеку даны 2 реальности. Первая – всемогущий Бог. Человек узнает о его существовании только через веру в откровение («Слово Божье» - «Библию»). Чувствами (ощущениями) и разумом постичь Бога невозможно. Вторая – созданный Богом мир. Человек, посредством чувственного опыта, изучает отдельные вещи, затем с помощью разума делает логические выводы. Поэтому существуют и не противоречат друг другу 2 истины: 1) научная, или философская – опыт и логика; 2) религиозная, или богословская (теологическая) – вера. Но приоритет принадлежит вере.
Тема 13. Форма религиозных представлений.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 707; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.126.169 (0.01 с.) |