Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Жизнь как биологическое явление.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1) признаки жизни. Живые материальные объекты называются организмами; к ним относятся микроорганизмы, растения, животные и люди. Для жизни как способа существования организмов, характерны следующие основные признаки: а) раздражимость – изменение физиологического состояния организма, его органов, тканей и клеток под воздействием внешних объектов; б) обмен веществами и энергией между организмами и окружающей средой; в) самовоспроизводство (репродукция) – размножение или воспроизводство себе подобных; г) саморегуляция – приспособление организма к условиям окружающей среды с целью выживания. 2) возникновение жизни. Существует 2 точки зрения: а) божественное творение (креационизм), например, в библии говорится, что Бог создал растения, животных и людей. б) самозарождение, например, советский биолог Александр Опарин полагал, что в процессе возникновения жизни выделяются 3 этапа: а) образование на Земле органических веществ из неорганических. Б) возникновение из органических соединений белковых веществ под воздействием природного электричества, ультрафиолетового излучения и так далее. В) образование на основе белковых веществ простейших организмов (белковых тел). 3) развитие жизни. Существует 2 точки зрения: 1) неизменность биологических видов, например, французский биолог Жорж Курье (1769 – 1832 гг.) считал, что созданные Богом организмы не подвергались биологическим переменам и оставались неизменными. 2) биологическая эволюция. Это – возникновение новых биологических видов в процессе приспособления организмов к условиям окружающей среды. Существует 3 направления эволюции: а) ароморфоз – усложнение строения организмов: первыми организмами были одноклеточные, а затем совершается переход к многоклеточным. Происходит усложнение организации (строения) живых объектов, то есть появляются растения, животные и люди. б) идиоадаптация – частное приспособление при сохранении прежней организации. Например, происхождение скатов от акул. в) общая дегенерация – упрощение строения организмов. Например, рачок саккулина, паразитирующий на теле краба. Главными причинами (движущими силами) эволюции являются: наследственность, изменчивость и естественный отбор. Наследственность – это сохранение свойств организма, передаваемых потомкам. Изменчивость – это появление у организмов новых свойств. Она проявляется в изменении генотипа, то есть набора генов. Существует три формы изменения генотипа: 1) полиплоидия – кратное увеличение количества хромосом в клетках; 2) мутация – изменение химического состава генов и хромосом; 3) комбинативная изменчивость – возникновение новой комбинации генов без их химического изменения и при сохранении прежнего количества хромосом. Если изменения оказались полезными для организма (то есть способствовали лучшему приспособлению его к окружающей среде) и передавались по наследству, то потомкам этого организма было легче выжить в борьбе за существование. Так происходит естественный отбор; в результате изменений генотипа возникают новые биологические виды. Теория эволюции была разработана английским естествоиспытателем Чарльзом Дарвином (1809 – 1882 гг.).
Психика как форма отражения. Термин «психика» происходит от греческого слова «психе» - душа. 1) философское понимание отражения. Отражение – это свойство материальных объектов реагировать при воздействии на них других материальных объектов. Существует 2 вида отражения: а) физическое – возникает в результате физического воздействия на материальные объекты (перемещение, разрушение, обратные изменения). б) информационное – возникает при воздействии сигналов, то есть информации. Оно существует у объектов, имеющих сигнальную систему, которая позволяет воспринимать и обрабатывать информацию, производить ответные действия. 2) нервная система. Нервная система – это совокупность тех клеток организма, которая специализируется на отражении. Нервную систему имеют животные и люди. У высших животных и людей нервная система состоит из: 1) ткани мозга; 2) рецепторов – нервных окончаний, преобразующих внешние и внутренние воздействия в нервные импульсы; 3) нервных волокон, передающих импульсы от рецепторов в мозг из мозга в другие части тела. Нервная система подразделяется на: 1) центральную – клетки головного и спинного мозга; 2) периферическую – рецепторы органов чувств (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание) и волокна, соединяющие их с мозгом и мозг со скелетными мышцами; 3) вегетативную – внутренние рецепторы и волокна, соединяющие их с мозгом и мозг с мышцами внутренних органов и железами. 3) признаки психики. Нервная система является материальной основой психики. Психика – это информационное отражение животными и людьми окружающей действительности, то есть результат взаимодействия сигнальной системы и окружающего мира. Для психики характерны следующие признаки: а) восприятие (получение) информации. Реальный мир воздействует на рецепторы живого объекта, через них поступает информация о нем. На основе этой информации формируется образ реального мира. б) оценка реального мира. Полученная информация вызывает у живого объекта определенное отношение к действительности – положительное, нейтральное, отрицательное. в) воздействие на внешний мир. Для удовлетворения своих потребностей, живой объект «выбирает» цели и методы их достижения, то есть предпринимает ответные действия на раздражители. г) хранение и передача информации. Живые объекты способны хранить информацию и передавать ее другим живым объектам.
Тема 7 – 8. Логика как наука о мышлении. Логика – это раздел философии, изучающий формы и законы мышления. Формами мышления являются понятие, суждение у умозаключение.
Понятие. 1) определение понятия. Понятие – это мыслительная (логическая) операция, в результате которой отдельные предметы объединяются в одну группу на основе их общих признаков. Понятие можно также определить как обобщение или собирательный образ. Каждое понятие имеет: а) содержание – существенные признаки предметов, мыслимые в данном понятии; б) объем – совокупность предметов, мыслимых в данном понятии. Например, понятие дерева. Содержание (основные признаки) – корни, ствол, листья. Объем (различные породы) – береза, клен, липа и т. д. 2) логические приемы образования понятия. Понятие образуется с помощью следующих логических приемов: а) анализ – мысленное разделение отдельного предмета на составные части (признаки) и изучение каждой из них. б) синтез – мысленное соединение частей (признаков) предмета, разделенного анализом, в единое целое и изучение связей между ними. Предмет представляется как целостная система взаимосвязанных признаков. в) сопоставление – мысленное выделение у разных предметов общих и несовпадающих признаков. г) обобщение – мысленное объединение разных предметов, имеющих общие существенные признаки, в одну группу, то есть понятие. Мысленное выделение общих существенных признаков и отвлечение от несовпадающих второстепенных называется абстрагированием определения содержания и объема понятия.
Суждение. 1) определение суждения. Суждение – это мыслительная (логическая) операция, в результате которой утверждается или отрицается связь либо между предметом и признаком (свойством), либо между предметами. Примеры: а) сахар является сладким – утверждение связи между предметом и признаком; б) солнце не является планетой – отрицание связей между предметами. 2) состав суждения. Суждение состоит из 3 элементов. Первый – субъект (S), то есть предмет, который мы определяем. Второй – предикат (P), то есть признаки или предметы, с помощью которых определяется субъект. Третий – связка (–), то есть либо утверждение, либо отрицание связи между субъектом и предикатом. Например – Земля является планетой, где субъект – Земля, предикат – планета, связка – является. Формула суждения – S – P. 3) виды суждений. Суждения бывают различных видов: а) по качеству суждения делятся на утвердительные и отрицательные. Качество – это характер связки, то есть либо утверждение, либо отрицание связи. б) по количеству суждения делятся на единичные (когда речь идет об одном предмете понятия), частные (когда речь идет о части предметов понятия) и общие (когда речь идет о всех предметах понятия). в) по истинности суждения делятся на истинные и ложные. Примеры: Солнце является звездой – истинное. Солнце является планетой – ложное.
4. Умозаключение. 1) определение умозаключения. Умозаключение – это мыслительная (логическая) операция, в результате которой из нескольких суждений выводится новое суждение. В состав умозаключения входят: а) посылки – исходные, уже известные суждения, из которых выводятся новые суждения. б) заключение – полученное (выведенное) новое суждение. в) вывод – метод выведения нового суждения, то есть логический переход от посылок к заключению. 2) виды умозаключений. По выводу умозаключения делятся на 3 вида. Первый – дедуктивное, когда из общего суждения-посылки выводится частное или единичное суждение-заключение. Пример. Посылки: а) все деревья имеют корни, ствол и листья (общее суждение). б) береза имеет корни, ствол и листья (единичное суждение). Заключение – береза является деревом (единичное суждение). Второй – индуктивное, когда из единичного или частного суждения-посылки выводится общее суждение-заключение. Пример. Посылки: а) береза, клен и липа имеют корни, ствол и листья (частное суждение). б) береза, клен и липа являются деревьями (частное суждение). Заключение – две деревья имеют корни, ствол и листья (общее). Третий – аналогичное (подобное), когда из единичного или частного суждения-посылки выводится частное или единичное суждение-заключение. Пример. Посылки: а) береза является деревом (единичное суждение). б) береза и липа имеют корни, ствол и листья (частное суждение). Заключение – липа является деревом (единичное суждение). Умозаключение, в котором из 2-х посылок выводится заключение, называется простым силлогизмом. Сложный силлогизм состоит из простых, когда заключение первого простого силлогизма является посылкой второго, и так далее.
Теория доказательств. 1) определение доказательства. Доказательство – это мыслительная (логическая) операция, в результате которой обосновывается (доказывается) истинность какого-либо суждения с помощью других суждений, истинность которых была установлена раньше. Доказательство включает 3 элемента: А) тезис – суждение, истинность которого надо доказать. Б) аргументы (основания) – суждения, с помощью которых обосновывается (доказывается) тезис. В) демонстрация – способ доказательства, когда сначала указывается тезис, затем приводятся аргументы. Таким образом, в доказательстве существует обратный порядок рассуждения по сравнению с простым силлогизмом. Классическим примером доказательства являются теоремы в геометрии. 2) виды доказательств. Доказательства делятся на 2 вида: а) собственно доказательство, когда обосновывается истинность утвердительного суждения. Пример. Тезис – береза является деревом. Аргументы: а) береза имеет корни, ствол и листья. б) все деревья имеют корни, ствол и листья. б) опровержение, когда обосновывается истинность отрицательного суждения. Пример. Тезис – береза не является животным. Аргументы: а) все животные имеют нервную систему. б) береза не имеет нервной системы.
Основные законы мышления. 1) закон тождества. Каждая мысль (суждение) не должна менять своего содержания в процессе рассуждения, то есть должна оставаться тождественной себе самой. Перед началом спора необходимо «договориться о терминах», то есть четко определить, содержание и объем используемых понятий. 2) закон противоречия. Суждения, содержание которых противоречит друг другу, называются несовместимыми. Два несовместимых суждения не могут быть одновременно истинными; они либо оба ложные, либо одно из них истинное, другое ложное. Примеры. Первый вариант: а) Волга впадает в Белое море (ложное). б) Волга впадает в Аральское море (ложное). Второй вариант: а) Волга впадает в Каспийское море (истинное). б) Волга впадает в Черное море (ложное). 3) закон исключенного третьего. Два несовместимых суждения, в одном из которых утверждается то, что отрицается в другом, не могут быть одновременно ложными; одно из них непременно истинное. Пример: а) Солнце является звездой (истинное). б) Солнце не является звездой (ложное). 4) закон достаточного основания. Всякое суждение признается истинным только тогда, когда оно имеет достаточное основание; таким основанием служат другие суждения, истинность которых уже установлена (доказана). Эти законы называются также законами формальной логики. Первые 3 закона были сформулированы Аристотелем (Древняя Греция), а четвертый – Готфридом Лейбницем (1646 – 1716 гг., Германия).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 333; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.74.231 (0.02 с.) |