Билет 16.Немецкая поэзия 17 века (М.Опиц, А.Грифиус)



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет 16.Немецкая поэзия 17 века (М.Опиц, А.Грифиус)



Мартин Опиц

• глава 1-й силезской школы поэтов-классицистов

• -что касается поэзии, был убежден в двух основных функциях поэзии: возвысить немецкий язык и служить высоким нравственным целям. Боролся за права немецкого языка, которым, по его мнению, в науке и лит-ре часто пренебрегали, предпочитая латынь. Уже в юношеском трактате ‘’Аристарх’’ рассуждал об упадке немецкого языка, ‘’засоренного иностранными словами и оборотами’’. Стремился изгнать из него диалектизмы и варваризмы.

• особое внимание воспитательным целям поэзии уделил в своем трактате ‘’Книга о немецкой поэзии’’ (1624). Для него поэзия – это школа мудрости и добродетели. Именно творениям Гомера, Гесиода, Орфея люди, по его мнению, обязаны тем, что перестали быть дикими и обратились к более высокому и благородному образу жизни. Основными достоинствами поэзии он считал мысль и совершенную литературную форму. Что касается мысли, то он писал, что ‘’поэзия вмещает в себя все виды искусств и знаний’’. В литературе 16-го века Опиц не находил достойных образцов для подражания, достойными учителями он считал греческих и латинских поэтов.

• Обязательным условием совершенной литературной формы М.Опиц считал следование правилам, которые считал проявлением хорошего вкуса и разумного начала. Установил деление жанров на низкие (комедия, эклога) и высокие (эпопея, трагедия), которые должны, соответственно, описывать людей низкого звания и богов, героев, королей. Благодаря Опицу в Германии возник жанр риторической трагедии.

• - Жанровая реформа и реформа стихосложения.

В области жанров хотел обогатить немецкую лит-ру новыми для неё жанрами (сонетом, одой, элегией) и утвердить принципы силлабо-тонического стихосложения.

Творчество

Уже раннее творчество М.Опица (любовная лирика преим.) свидетельствует о такой особенности поэзии Опица, как использование различных античных мотивов и фигур, пышных риторических оборотов с античными мотивами. И все же классическая древность, превозносимая поэтом, не несет никакой идейной нагрузки и служит обычно лишь поэтическим украшением: ‘’Образец сонета’’

ОБРАЗЕЦ СОНЕТА

Вы, небеса, ты, луг, ты, ветерок крылатый,

Вы, травы и холмы, ты, дивное вино,

Ты, чистый ручеек, в котором видишь дно,

Вы, нивы тучные, ты, хвойный лес мохнатый,

Ты, буйный сад, цветами пышными богатый,

Ты, знойный край пустынь, где все обожжено,

Ты, древняя скала, где было мне дано

Созвучие вплести в мой стих витиеватый, -

Поскольку я томим любовною истомой

К прелестной Флавии, досель мне незнакомой,

И только к ней стремлюсь в полночной тишине,

Молю вас, небеса, луг, ветер, нивы, всходы,

Вино, ручей, трава, сады, леса и воды,

Всех, всех молю вас: ей поведать обо мне

У Опица утонченный язык, так, в одном из ранних стихотворений он называет ‘’сладостный яд любви’’ ‘’дивным волшебством святой Венеры’’ (‘’К немецкой нации’’). Более позднее творчество М.Опица содержательнее, подчас он затрагивает в них серьезные темы. Опиц был автором ряда дидактических и описательных поэм. Так,в дидактической поэме ‘’Везувий’’ (1633) М.Опиц выступает гуманистом и противником войны. Поэма начинается выразительным описанием Германии, которую изуродовала Тридцатилетняя война (1618-1648): ‘’Прошелся по стране - от края и до края - Безумный меч войны. Позорно умирая, Хрипит Германия. Огонь ее заглох. На рейнских берегах растет чертополох. Смерть перекрыла путь к дунайскому верховью’’. Произведение полно пугающих красноречивых образов: меч, который вонзает война в сердце Германии, Эльба, окрашенная в красный цвет. Сравнивая ущерб, который может принести стране извержение вулкана, и война, он приходит к выводу о том, что ‘’мы злее, чем вулкан/мы смерти мастера’’. Автор риторически восклицает Когда же наконец восторжествует разум и даже склонен рассматривать происходящее как ‘’грозное предостережение людям, посылаемое небесами’’.

На тему протеста против кровопролитной войны была написано крупнейшее произведение Опица, обширная поэма: ‘’Песни утешения среди бедствий войны’’ (1621-1633). Поэму Опиц начинает так: Кто не пел о любви? Кто не воспарял в царство вымысла? Однако отныне его предназначение: говорить об ужасных бедствиях соответствующим языком, не ‘’сахарными словами’’ и среди бедствий войны обратиться к немецкому народу со словами утешения. * тему предмета поэзии развил в стихотворении ‘’ Cреди множества скорбей’’.

Основной утешительный довод: ‘’Все мы смертны’’ и все предначертано богом. Однако целью Опица является не пробудить в людях смирение и покорность перед безысходностью. Поэзия, по его мнению, не должна быть источником человеческой слабости. Поэзия должна воодушевлять человека, призывать его быть стойким в испытаниях. Добродетель ‘’добывается’’ достойным поведением в испытаниях и несчастиях. Германия обязана защитить отчизну, следуя примеру Нидерландов, освободившихся из-под власти Испании. И пусть трепещут изменники и тираны, ибо им не уйти от заслуженного возмездия. Тема осуждения войны звучит и в поэмах Опица «Златна» (1623) и «Похвала богу войны» (1628). В ‘’Похвале богу войны’’ он приходит к выводу о том, что насилие, война с давних пор сопутствует цивилизации, является её повивальной бабкой, и что современное общество – общество насилия. Этим он предвосхитил Гоббса с его знаменитым ‘’афоризмом Человек человеку волк’’

‘’При всей патриотичности гражданской лирики Опица она отличается абстрактностью и расплывчатостью, и Опиц уповает не сколько на свободолюбие немцев, а на милосердие божие. В этом беда Опица и многих современных ему немцев, которые просто не знали, как отстоять национальные немецкие интересы’’ (Б.И.Пуришев).

В поздней лирике Опица часто звучит мотив ухода от бедствий и воспевания уединенной сельской жизни, часто пасторальные мотивы. Стоит упомянуть стихотворения ‘’Радость жизни’’ и ‘’Поручение’’.

Выступление Опица было с восторгом встречено современниками, он был очень знаменит. Опица называли основоположником немецкой классической поэзии. В нём видели одновременно немецкого Пиндара, Горация, Вергилия и Гомера.

Андреас Грифиус (1616-1664)

Крупнейший поэт и драматург эпохи барокко. Был исключительно образованным человеком, знал много европейских и ряд древних языков. Европейские языки выучил в эпоху Тридцатилетней войны, когда Германия была наводнена иноземными войсками.

• лирика Грифиуса воплотила мироощущение человека эпохи Тридцатилетней войны: отчаяние и растерянность. В этом стоит искать корни его пессимистических настроений . Все земное для него – заблуждение и тревожный сон.

• С точки зрения жанров, писал сонеты, духовные песни, эпиграммы, сатиры. Вершину немецкой лирики эпохи барокко образуют его сонеты, наполненные трагическими мотивами. В качестве примера можно обратиться к сонету ‘’Мирские радости’’, в котором автор рассуждает о тяжести жизни, о том, что у каждого человека в жизни свой крест. О себе автор говорит о том, что и дня не провел, свободного от страха. Мир для него – юдоль скорбей, а в заключительной части сонета он называет блаженными тех, кто вознеслись на небо прямо из чрева матери, не успев коснуться стопой земного праха.

Уже названия многих произведений Грифиуса указывают на типичную для него мрачную эстетику:

‘’Мертвец говорит из своей могилы’’. Cтихотворение – это монолог мертвеца, обращенный к прохожему, который проходил мимо кладбища. Мертвец убеждает человека в том, что различие между ними не так уж и велико (уже встреченный нами у Опица мотив а-ля все мы смертны):

Ты жив. Я мертв.

Но ты и я - Почти одно и то же.

Я - твой двойник. Я - тень твоя.

Во всем с тобой мы схожи.

Мне гнить в могильной глубине,

Но ты себя узри во МНЕ.

Мертвец призывает человека оглянуться на прожитую жизнь без иллюзий и осмыслить её. Завершается стихотворение дидактически:

От зла свой дух освободи!

Ты понял?.. А теперь - иди!

+ стихотворения на ту же тему ‘’Заблудшие’’, ‘’Все бренно’’.

Однако у Грифиуса есть и стихотворения, жизнерадостные по своей тональности. Пример: ‘’Постоянство любви’’. Оно обращено к девушке, изображенной в стихотворении с помощью аллегорий и метафор: ты – природы высший дар. Лёгкое стихотворение о том, что единственное, что может устоять перед бураном и бурей – это любовь. Оно заканчивается призывом к девушке пойти с ним, ‘’показать, что чудеса не иссякли под луной, что поспоришь и с весной ты державной красотой’’.

Помимо лирики, Грифиус занимался и драматургией. Т.к. мир виделся ему юдолью скорбей, закономерным было его обращение к жанру трагедии. Его трагедии представляют собой яркие образцы немецкой риторической трагедии эпохи барокко. Будучи знатоком многих языков, Грифиус знакомился с мировой литературной трагедийной традицией, прежде всего, с античной. Так, он ввёл в ряд своих трагедий хоры, беря за образец трагедии Софокла.

Его лучшая трагедия ‘’Карденио и Целинда’’ имеет все барочные эффекты: призраки, колдовство, говорящий мертвец. К лучшим его комедиям относится ‘’Петер Сквенц’’, в гротескной форме изображающая быт различных слоев немецкого общества после Тридцатилетней войны.

Список использованной лит-ры:

1).’’Очерки немецкой литературы’’ Б.И.Пуришева.

2).Учебник Пуришева

3).Учебник Плавскина

4).Учебник Пахсарьян



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.233.219.62 (0.011 с.)