Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. 3. Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность

Поиск

I. Задания для самостоятельной работы

* 1) К юридической ответственности граждане могут привлекаться с определенного возраста: к гражданско-правовой – частично с 14, полностью с 18 лет; к дисциплинарной – с 16 лет; к административной – с 16 лет; к уголовной – с 16 лет, а за такие преступления, как убийство, нанесение телесных повреждений, причинивших вред здоровью, изнасилование, кража, грабеж и некоторые другие, - с 14 лет. Какими мотивами руководствовался законодатель, устанавливая разный возраст, достижение которого необходимо для привлечения лица к юридической ответственности? Подготовьте письменный ответ.

* 2) Выделите признаки юридической ответственности.

 

а) обязанность правонарушителя претерпеть лишения;

б) вид государственного принуждения;

в) неотвратимость наказания;

г) применение только за совершённое правонарушение;

д) справедливость.

5) Восстановите недостающие фрагменты схемы:

юридическая ответственность

Принципы

Законность       Целесообразность    

4) Из газетной статьи: «…Борясь с безбилетным проездом граждан в городском транспорте, Городская дума г. Урюпинска объявила в своем законе это деяние преступлением и установила за него наказание в 6 месяцев каторжных работ…» Найдите ошибки, допущенные в статье.

5) Гражданин Иванов, поссорившись со своим приятелем, решил убить его и, подкараулив его в подъезде, нанес 3 удара ножом, от которых пострадавший скончался. Определите элементы состава преступления.

II. План семинарского занятия

 

(Форма обучения: очная, заочная)

Семинар № 1.

1. Понятие, признаки и виды правомерного поведения.

2. Понятие и признаки правонарушения.

3. Состав правонарушений. Причины правонарушений. Виды правонарушений.

* Семинар № 2.

1. Понятие и признаки юридической ответственности. Функции юридической ответственности.

2. Виды юридической ответственности.

3. Отличие юридической ответственности от иных мер государственного принуждения.

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке

К семинарскому занятию

Задания по содержательной линии «Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность» определяют уровень уяснения основных понятий, к которым относятся следующие: «правомерное поведение», «противоправное поведение», «правонарушение», «преступление», «юридическая ответственность» и др.

Для выполнения заданий усвойте основные понятия содержательной линии указанной проблематики, изучив рекомендованную литературу.

Подготовку семинарского занятия начните с уяснения того, какие виды поведения человека в обществе выделяют в юридической литературе. Проведите четкую грань между правовым (юридически значимым) и внеправовым (юридически безразличным) поведением, не допуская при этом смешения понятий «внеправовое поведение» и «противоправное поведение». Для этого не только назовите, но и раскройте содержание признаков правового поведения. Характеристика должна быть четкой, отражающей суть называемого признака.

В учебниках и учебных пособиях по курсу правоведение анализ правонарушения и его понятия начинается, как правило, непосредственно с характеристи­ки признаков этого явления как негативно ориентирован­ного правового - противоправного - поведения индиви­дов и коллективно действующих субъектов права (орга­низаций). Важность и объективная необходимость ис­следования этой стороны не подлежит сомнению. В то же время представляется, что отправной точкой рассмотре­ния и понятия, и самого правонарушения, как явления правовой действительности, следует избрать подход к не­му как к разновидности негативного социального откло­нения и тем самым - антисоциального поведения людей.

Это будет способствовать более осмысленному и глубоко­му пониманию специфики правонарушения уже как имен­но неправомерного поведения.

В многочисленной литературе по проблемам сущности, причинам и предупреждения антиобщественных и, в том, числе противоправных поступков, дана довольно развер­нутая характеристика их черт и особенностей.

Всякие антисоциальные поступки людей детермини­рованы разнообразными причинами и условиями, которые могут иметь как общий, так и специфический (индивиду­альный) характер.

Помните, что классификация правонарушений - будет более обоснованной и эффективной, если в качест­ве оснований классификации будут избраны несколько критериев. К ним можно было бы отнести: юридический, социологический и смешанный критерий.

Правонарушение – это общественно опасное, виновное, противоправное деяние, наносящее вред личности, собственности, государству или обществу в целом.

При решении вопроса о наступлении юридической ответственности главное значение приобретает наличие в действиях лица состава правонарушения, под которым следует понимать комплекс взаимосвязанных элементов, необходимых для возложения юридической ответственности. Элементами состава правонарушения являются: субъект правонарушения, объект правонарушения, субъективная сторона правонарушения и объективная сторона правонарушения.

Уясните, что по степени общественной опасности правонарушения можно подразделить на преступления и проступки (деликты).

Преступления (уголовные правонарушения) отличаются от проступков тем, что они обладают высокой степенью общественной опасности, посягают на наиболее социально значимые интересы, охраняемые от посягательств уголовным законодательством.

Таким образом, преступление – это запрещенное уголовным законом общественно опасное деяние, посягающее на отношения, особо охраняемые государством: общественный строй, личность, собственность, общественный порядок и т.д. В отличие от иных видов правонарушений перечень преступных деяний, предусмотренных уголовным законом, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Прежде чем характеризовать признаки юридической ответственности, укажите на неоднозначность понимания сущности, содержания этого правового института, а также на то, что наряду с т.н. негативной (ретроспективной) ответственностью нередко выделяют позитивную (перспективную) ответственность.

Учтите, что сущность юридической ответственности, как и любой другой социальной ответственности, состоит в необходимости дать отчет в своих действиях, причем такая необходимость предусмотрена правом и существует в отношении лишь юридически значимого поведения.

Наиболее конструктивным, оправданным с точки зрения единства интересов теории и практики представляется понимание юридической ответственности как имеющей сложную структуру, включающую в себя два аспекта: ретроспективный (ответственность за «неправомерное прошлое»), а также позитивный (ответственность «наперед»). Последний означает, что конституционная ответственность проявляется главным образом в ее позитивной направленности - как ответственное отношение субъектов к своим конституционным обязанностям, добросовестное и эффективное их исполнение.

Помните, что традиционно в российской правовой науке выделяют дисциплинарную, административную, уголовную и имущественную (гражданско-правовую) виды юридической ответственности.

После изучения данной темы ответьте на предложенные ниже вопросы для самоконтроля.

IV. Рекомендуемые источники

Нормативно-правовые документы

1. Конституция Российской Федерации. – М., 1993.

Основная литература

1. Правоведение: учебник / М.В. Мархгейм, М.Б. Смоленский, Е.А. Тонков. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2008.

2. Правоведение: учебник / под ред. И.В. Рукавишниковой, И.Г. Напалковой. – М.: Норма, 2010.

Дополнительная литература

1. Кузько, А.В. Теоретические вопросы обеспечения эффективности юридической ответственности// История государства и права. – 2008. - № 2.

2. Мухаев, Р.Т. Правоведение / Р.Т. Мухаев. - М., 2010.

3. Поцелуев, Е.Л. Ретроспективная юридическая ответственность: понятие, признаки, основания, цели, функции, виды и стадии/ Е.Л. Поцелуев. – М., 2006.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

 

1. Какое поведение называют правомерным? Перечислите виды правомерного поведения.

2. Что такое правонарушение и каковы его признаки?

3. Чем правонарушение отличается от аморального проступка?

4. Какие элементы образуют состав правонарушения? Охарактеризуйте каждый из этих элементов.

5. В каком случае деяние может быть квалифицировано в качестве правонарушения?

6. Чем преступление отличается от проступка? На какие виды подразделяются проступки в зависимости от характера наносимого правонарушителем вреда?

7. Что такое юридическая ответственность? Какими признаками она характеризуется? Каких видов бывает?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 378; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.14.104 (0.01 с.)