Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2. 3. Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственностьСодержание книги
Поиск на нашем сайте
I. Задания для самостоятельной работы * 1) К юридической ответственности граждане могут привлекаться с определенного возраста: к гражданско-правовой – частично с 14, полностью с 18 лет; к дисциплинарной – с 16 лет; к административной – с 16 лет; к уголовной – с 16 лет, а за такие преступления, как убийство, нанесение телесных повреждений, причинивших вред здоровью, изнасилование, кража, грабеж и некоторые другие, - с 14 лет. Какими мотивами руководствовался законодатель, устанавливая разный возраст, достижение которого необходимо для привлечения лица к юридической ответственности? Подготовьте письменный ответ. * 2) Выделите признаки юридической ответственности.
а) обязанность правонарушителя претерпеть лишения; б) вид государственного принуждения; в) неотвратимость наказания; г) применение только за совершённое правонарушение; д) справедливость. 5) Восстановите недостающие фрагменты схемы:
Принципы
4) Из газетной статьи: «…Борясь с безбилетным проездом граждан в городском транспорте, Городская дума г. Урюпинска объявила в своем законе это деяние преступлением и установила за него наказание в 6 месяцев каторжных работ…» Найдите ошибки, допущенные в статье. 5) Гражданин Иванов, поссорившись со своим приятелем, решил убить его и, подкараулив его в подъезде, нанес 3 удара ножом, от которых пострадавший скончался. Определите элементы состава преступления. II. План семинарского занятия
(Форма обучения: очная, заочная) Семинар № 1. 1. Понятие, признаки и виды правомерного поведения. 2. Понятие и признаки правонарушения. 3. Состав правонарушений. Причины правонарушений. Виды правонарушений. * Семинар № 2. 1. Понятие и признаки юридической ответственности. Функции юридической ответственности. 2. Виды юридической ответственности. 3. Отличие юридической ответственности от иных мер государственного принуждения. III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке К семинарскому занятию Задания по содержательной линии «Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность» определяют уровень уяснения основных понятий, к которым относятся следующие: «правомерное поведение», «противоправное поведение», «правонарушение», «преступление», «юридическая ответственность» и др. Для выполнения заданий усвойте основные понятия содержательной линии указанной проблематики, изучив рекомендованную литературу. Подготовку семинарского занятия начните с уяснения того, какие виды поведения человека в обществе выделяют в юридической литературе. Проведите четкую грань между правовым (юридически значимым) и внеправовым (юридически безразличным) поведением, не допуская при этом смешения понятий «внеправовое поведение» и «противоправное поведение». Для этого не только назовите, но и раскройте содержание признаков правового поведения. Характеристика должна быть четкой, отражающей суть называемого признака. В учебниках и учебных пособиях по курсу правоведение анализ правонарушения и его понятия начинается, как правило, непосредственно с характеристики признаков этого явления как негативно ориентированного правового - противоправного - поведения индивидов и коллективно действующих субъектов права (организаций). Важность и объективная необходимость исследования этой стороны не подлежит сомнению. В то же время представляется, что отправной точкой рассмотрения и понятия, и самого правонарушения, как явления правовой действительности, следует избрать подход к нему как к разновидности негативного социального отклонения и тем самым - антисоциального поведения людей. Это будет способствовать более осмысленному и глубокому пониманию специфики правонарушения уже как именно неправомерного поведения. В многочисленной литературе по проблемам сущности, причинам и предупреждения антиобщественных и, в том, числе противоправных поступков, дана довольно развернутая характеристика их черт и особенностей. Всякие антисоциальные поступки людей детерминированы разнообразными причинами и условиями, которые могут иметь как общий, так и специфический (индивидуальный) характер. Помните, что классификация правонарушений - будет более обоснованной и эффективной, если в качестве оснований классификации будут избраны несколько критериев. К ним можно было бы отнести: юридический, социологический и смешанный критерий. Правонарушение – это общественно опасное, виновное, противоправное деяние, наносящее вред личности, собственности, государству или обществу в целом. При решении вопроса о наступлении юридической ответственности главное значение приобретает наличие в действиях лица состава правонарушения, под которым следует понимать комплекс взаимосвязанных элементов, необходимых для возложения юридической ответственности. Элементами состава правонарушения являются: субъект правонарушения, объект правонарушения, субъективная сторона правонарушения и объективная сторона правонарушения. Уясните, что по степени общественной опасности правонарушения можно подразделить на преступления и проступки (деликты). Преступления (уголовные правонарушения) отличаются от проступков тем, что они обладают высокой степенью общественной опасности, посягают на наиболее социально значимые интересы, охраняемые от посягательств уголовным законодательством. Таким образом, преступление – это запрещенное уголовным законом общественно опасное деяние, посягающее на отношения, особо охраняемые государством: общественный строй, личность, собственность, общественный порядок и т.д. В отличие от иных видов правонарушений перечень преступных деяний, предусмотренных уголовным законом, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Прежде чем характеризовать признаки юридической ответственности, укажите на неоднозначность понимания сущности, содержания этого правового института, а также на то, что наряду с т.н. негативной (ретроспективной) ответственностью нередко выделяют позитивную (перспективную) ответственность. Учтите, что сущность юридической ответственности, как и любой другой социальной ответственности, состоит в необходимости дать отчет в своих действиях, причем такая необходимость предусмотрена правом и существует в отношении лишь юридически значимого поведения. Наиболее конструктивным, оправданным с точки зрения единства интересов теории и практики представляется понимание юридической ответственности как имеющей сложную структуру, включающую в себя два аспекта: ретроспективный (ответственность за «неправомерное прошлое»), а также позитивный (ответственность «наперед»). Последний означает, что конституционная ответственность проявляется главным образом в ее позитивной направленности - как ответственное отношение субъектов к своим конституционным обязанностям, добросовестное и эффективное их исполнение. Помните, что традиционно в российской правовой науке выделяют дисциплинарную, административную, уголовную и имущественную (гражданско-правовую) виды юридической ответственности. После изучения данной темы ответьте на предложенные ниже вопросы для самоконтроля. IV. Рекомендуемые источники Нормативно-правовые документы 1. Конституция Российской Федерации. – М., 1993. Основная литература 1. Правоведение: учебник / М.В. Мархгейм, М.Б. Смоленский, Е.А. Тонков. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2008. 2. Правоведение: учебник / под ред. И.В. Рукавишниковой, И.Г. Напалковой. – М.: Норма, 2010. Дополнительная литература 1. Кузько, А.В. Теоретические вопросы обеспечения эффективности юридической ответственности// История государства и права. – 2008. - № 2. 2. Мухаев, Р.Т. Правоведение / Р.Т. Мухаев. - М., 2010. 3. Поцелуев, Е.Л. Ретроспективная юридическая ответственность: понятие, признаки, основания, цели, функции, виды и стадии/ Е.Л. Поцелуев. – М., 2006. V. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Какое поведение называют правомерным? Перечислите виды правомерного поведения. 2. Что такое правонарушение и каковы его признаки? 3. Чем правонарушение отличается от аморального проступка? 4. Какие элементы образуют состав правонарушения? Охарактеризуйте каждый из этих элементов. 5. В каком случае деяние может быть квалифицировано в качестве правонарушения? 6. Чем преступление отличается от проступка? На какие виды подразделяются проступки в зависимости от характера наносимого правонарушителем вреда? 7. Что такое юридическая ответственность? Какими признаками она характеризуется? Каких видов бывает?
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 378; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.124.123 (0.006 с.) |