Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3.6. Основы уголовного права

Поиск

I. Задания для самостоятельной работы

1)Гражданин К. вместе с гражданином Н. занимались в 1983 г. скупкой и перепродажей валюты с целью наживы. Гражданин Н. был арестован в этом же году и привлечен к уголовной ответственности по ст. 88 УК РСФСР. Гражданин К. скрывался и был арестован только в 1994 г., когда данная статья вообще была исключена из Уголовного кодекса (декриминализирована). Следователь заявил о том, что он намерен возбудить уголовное дело, так как в момент совершения валютных операций данная статья действовала. Правомерно ли подобное заявление? Прокомментируйте его.

* 2) Расположите перечисленные наказания в порядке усиления строгости:

1) арест;

2) исправительные работы;

3) обязательные работы;

4) ограничение свободы;

5) штраф.

* 3) Заполните пробелы в схеме:

 

 
 


 
Дисциплинарные
 

4) П., О., Ж., решили ограбить магазин. Договорившись с продавцом К., чтобы тот оставил открытым окно, они ночью проникли внутрь помещения и вынесли радиоаппаратуру. Определите вид соучастия для каждого из преступников.

Подпольный цех изготавливал и упаковывал из растительного сырья – спред, выдававшийся за сливочное масло. Упаковка продукта являлась поддельной: на ней значилось наименование известного производителя.

Дайте уголовно-правовую оценку содеянному.

II. План семинарского занятия

 

(Форма обучения: очная, заочная)

* Семинар № 1.

1. Понятие уголовного права.

2. Преступление: понятие, признаки, категории. Состав преступления.

3. Обстоятельства, исключающие преступные деяния.

Семинар № 2.

1. Уголовно-правовая ответственность. Понятие, цели и виды наказания.

2. Уголовная ответственность и наказание несовершеннолетних.

 

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке

К семинарскому занятию

Перед изучением данной темы внимательно ознакомьтесь с рекомендованной литературой и выполните тренировочные задания по содержательной линии «Основы уголовного права».

В первую очередь обратите внимание на содержание предмета, методов и задачи уголовного права. Установите характер уголовно-правововых отношений (охранительные, общепредупредительные и регулятивные). Уясните состав источников действующего уголовного законодательства России.

Особое внимание уделите основной категории уголовного права – понятию «преступление». Проанализируйте содержание ст. 14 УК РФ и уясните смысл указанной категории. Учтите, что к числу признаков преступления относятся такие как: общественная опасность, уголовная противоправность, виновное совершение деяния, уголовная наказуемость деяния). Установите категории преступлений в соответствии со ст. 15 УК РФ.

При рассмотрении вопроса о составе преступления уделите внимание категории «состав преступления». В преступлении различают четыре обязательных элемента: объект преступления, объективную сторону, субъект и субъективную сторону преступления. Уясните содержание каждого из названных элементов. Помните, что в российском уголовном праве отсутствует принцип объективного вменения (ст. 5 УК РФ), допускающего уголовную ответственность за общественно опасное деяние, совершенное без вины, несмотря на наличие наступивших общественно опасных последствий. Выскажите свое отношение к данной проблеме, мнение отечественных специалистов по которой весьма неоднозначно. Приведите аргументы «за» и «против» относительно принципа объективного вменения. Выясните, как эта проблема решается в уголовном праве современных зарубежных стран (например, «строгая ответственность» в США и Великобритании).

В детальном анализе нуждается проблема обстоятельств, исключающих преступность деяния. С этой целью проанализируйте ст. 37 УК РФ, регламентирующей указанные обстоятельства. При этом учтите, что лица, причинившие своими действиями вред при наличии обстоятельств перечисленных в указанной статье, если они не нарушили условий правомерности и не превысили пределов допускаемой законом необходимости, уголовной ответственности не подлежат.

Изучая вопрос об уголовной ответственности, в первую очередь уделите внимание определению понятия «уголовно-правовая ответственность», признакам уголовно-правовой ответственности, видам реализации уголовной ответственности (меры уголовного наказания; меры, заменяющие уголовное наказание и др.) Детально проанализируйте цели (ч.2 ст. 43 УК РФ) и виды наказания (основные, дополнительные, смешанные). Особое внимание обратите на уголовную ответственность и наказания несовершеннолетних (гл. 20 УК РФ). В отличие от прежнего, ныне действующий УК РФ сосредоточил все нормы Общей части, относящейся к несовершеннолетним (в возрасте от 14 до 18 лет), в одной главе. Подумайте в чем на ваш взгляд причины подобной правовой новеллы?

Раскройте содержание видов уголовно-правового воздействия на несовершеннолетних, признанными виновными в совершении преступлений (назначение наказания (ст. 88); применение мер принудительных мер воспитательного воздействия (ст. 89, 90 УК РФ)).

После изучения темы проверьте свои знания ответьте на вопросы для самоконтроля, приведенные ниже.

 

IV. Рекомендуемые источники

Нормативно-правовые документы

1. Конституция Российской Федерации. - М., 1993.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации. – М., 2005.

 

Основная литература

1. Правоведение: учебник / М.В. Мархгейм, М.Б. Смоленский, Е.А. Тонков. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2008.

2. Правоведение: учебник / под ред. И.В. Рукавишниковой, И.Г. Напалковой. – М.: Норма, 2010.

Дополнительная литература

1. Богуш Г.И. О тупиках российской уголовной политики// Вестник Московского университета. Серия 11 Право. – 2006. - № 6.

2. Гонтарь И.Я. Категория общественной опасности в российском уголовном праве: история становления и современное понимание// История государства и права. – 2008. - № 3.

3. Уголовное право России. Общая часть: учебник/ под ред. А.И. Рарога. - М., 2010.

4. Уголовное право России. Части Общая и Особенная: учебник / под ред. А. И. Рарога. - М., 2008.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Что такое преступление? Каковы его признаки?

2. Что такое уголовное наказание и каковы его признаки?

3. Кто считается соучастником преступления?

4. Какие обстоятельства смягчают, а какие отягчают уголовную ответственность?

5. Существует ли в России смертная казнь как вид наказания?

6. Какие виды наказания применяются к несовершеннолетним?

7. В каких случаях несовершеннолетние не являются субъектами преступлений?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 340; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.204.52 (0.007 с.)