Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1.2. Понятие, признаки и сущность государства↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
I. Задания для самостоятельной работы 1) Изучив обстоятельно учебный материал по проблеме происхождения государства, расставьте по степени значимости приведенные факторы, обусловившие возникновение государства: 1. общественное разделение труда, выделение управленческого труда; 2. возникновение частной собственности, общественных классов, эксплуатации одними людьми других; 3. географические факторы: ландшафт, естественные природные ресурсы; 4. демографические и этнические факторы; 5. психологические и ментальные факторы: государство – плод человеческого разума, психики, эмоций; 6. антропологические факторы: государственная форма общежития – потребность человека, условие его выживания; 7. экологические факторы: климатические условия, плодородие почв; 8. внешние факторы: внешние угрозы, опасность войны или сама война, заимствование опыта развития других стран. Обоснуйте свой ответ предпочтений. Какой из указанных признаков общественной власти был характерен для первобытнообщинного строя? а) наличие аппарата управления; б) слитность прав и обязанностей членов общества; в) наличие аппарата подавления; г) административно-территориальная организация населения; д) сбор налогов и пошлин.
Заполните таблицу.
Соотнесите фамилии ученых, философов, политиков и созданные ими теории происхождения государства. Проставьте буквы в квадратах. а) теологическая (религиозная); б) патриархальная; в) договорная (естественно-правовая); г) органическая; д) насилия; е) психологическая; ж) классовая. Шан Ян, Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский Аврелий Августин, Фома Аквинский К. Маркс, Ф. Энгельс Л. Петражицкий, Г.Тард Г. Спенсер Аристотель Г. Гроций, Дж. Локк, Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо, Ш.-Л. Монтесье Заполните пропущенные графы в предложенной таблице.
Известно, что развитое гражданское общество может существовать при наличии правового государства. К числу отличительных признаков правового государства относятся: верховенство закона, реальность прав и свобод индивидов, организация и функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей. А куда относится легитимное применение государством силы на данной территории? * 7) Заполните пустые графы в предложенной таблице.
II. План семинарского занятия (Форма обучения: очная, заочная)
Семинар № 1. 1. Многообразие теорий происхождения государства и права. 2. Догосударственное общество. Система власти и управления. 3. Система социального регулирования в догосударственном обществе.
Семинар № 2. 1. Причины возникновения государства. 2. Пути формирования государства: типичные и уникальные. *Семинар № 3. 1. Понятие и признаки государства. 2. Подходы к сущности государства. 3. Типология государства: многообразие критериев классификации. Модели государства.
III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке К семинарскому занятию Задания по содержательной линии «Понятие, признаки и сущность государства» определяют уровень владения основными понятиями, к которым относятся следующие: «протогосударство», «государство», «сущность государства», «исторический тип» и др. Для выполнения заданий усвойте основные понятия содержательной линии права, умейте соотнести понятие или правовой термин (дефиницию) с конкретным правовым явлением, правовой областью, с возможной деятельностью и др. Для решения некоторых заданий применяйте логическое мышление. Прежде всего, важно учесть, что со времен античности и до сегодняшнего дня по вопросам происхождения государства идут оживленные дискуссии, даются многочисленные интерпретации и определения, выстраиваются различные теории. Необходимо представить общую характеристику известных теорий происхождения государства (в том числе таким как: кризисная, демографическая теория, культовая, волюнтаристская, функциональная и т.д.) Следует учесть, что государство появилось в результате развития первобытного общества. Для первобытного общества были характерны: наличие родовой общины, объединяющей ее членов на основе кровнородственных связей; отсутствие в общине социальных групп с отчетливо выраженными противоречивыми интересами; коллективные усилия, как в добывании жизненно необходимых средств существования, так и в отношениях вражды или сотрудничества с соседями, и, что особенно важно, потребляющая, присваивающая экономика (собирательство плодов и корней, охота и рыболовство). Управление осуществляли старейшины, власть принадлежала собранию рода, племени. Необходимо обратить внимание на то, что в первобытном обществе существовала примитивная и в то же время самобытная система социального регулирования, адекватная сложившимся общественным условиям. Она выступала в виде строгих, непререкаемых, безусловно, обязательных норм – обычаев, традиций, ритуалов и т.д. в самом общем виде всю их совокупность позднее стали назвать мононормой, которая имела унифицированное значение, то есть комплексно регулировала сложившиеся к тому времени общественные отношения. Первоначально сформировались запреты. И лишь потом появились позитивные обязывания и дозволения. Процесс регулирования шел путем придания нормативного характера мифам, сказаниям, сагам, былинам и иным формам художественного общественного сознания. Они принимали характер религиозно-моральных норм. Запреты позднее выразились в юридических нормах, обеспечиваемых принудительной силой государства, комплексом мощных юридических санкций. Важно обратить внимание на тот факт, что долгое время причиной возникновения государства считался раскол общества на классы с непримиримыми интересами. Такой подход был обусловлен господством в юридической науке марксистско-ленинской методологии. Современная же юридическая наука считает, что раскол общества на классы был ведущим государствообразующим фактором лишь в Европе. Однако первые государства возникли около 5 тыс. лет назад в долинах крупных рек, где для успешного земледелия необходимо было создание ирригационных сооружений, что и предопределило необходимость объединения людей под единым началом государства. Ученые различают особенности возникновения государства у древнегерманских племен (синтезный путь развития). Процесс появления государства здесь был ускорен завоеванием франками значительных территорий Римской империи. Помните о том, что данная форма возникновения государства была присуща и некоторым другим странам Европы. Как вы полагаете, что характерно для бессинтезного пути образования государства? Таким образом, типичным был путь возникновения государства на Древнем Востоке, а появление рабовладельческих (Древние Греция и Рим) и феодальных государств (германцы и славяне) представляло собой уникальное явление. При определениипонятия государства обратите внимание на их многообразие в юридической литературе. Постарайтесь всесторонне проанализировать различные определения государства. Выберите из многих определений государства, имеющихся в литературе, наиболее общее определение этого сложного социального феномена. Любое государство характеризуется рядом признаков, часть из которых отличает государство от организации власти в первобытном обществе. Государство представляет собой сложную социальную систему и взаимодействие всех ее составляющих. Отличает государство от иных политических организаций общества наличие таких признаков, как налоги (займы), суверенитет, монополия на правотворчество и др. При определении сущности государства выдвигают на первый план либо принуждение в отношении эксплуатируемых классов, либо организацию «общих дел», вытекающих из природы всякого общества. Как вы полагаете, чем еще может характеризоваться сущность современного государства? Таким образом, государство имеет двоякую противоречивую сущность; оно выступает в качестве инструмента выражения как классовых, так и общесоциальных интересов. При этом соотношение классового и общесоциального в сущности государства претерпевают серьезную эволюцию в процессе исторического развития. В обществах с ярко выраженными классовыми антагонизмами на первый план выступает классовое содержание государственности. В современном же постиндустриальном обществе с весьма сложной социальной структурой более отчетливо обнаруживается общесоциальное назначение государства как механизма согласования разнообразных социальных интересов. Определитесь с категорией «исторический тип» государства. Уделите внимание закономерностям развития и смены одного исторического типа государства другим. Раскройте содержание традиционного в отечественной теории формационного подхода к типологии государства, базирующегося на категории «общественно-экономическая формация». Аргументировано покажите как позитивные аспекты данной типологии, так и недостатки. Определите и проанализируйте иные критерии типологии государств. В отличие от формационной теории цивилизационный подход к типологии государства исходит из того, что основными факторами, определяющими развитие государственности, являются характер идеологии, социокультурные параметры общества, уровень духовности народа, его традиции, национальный характер, географическая среда и т.д. Разберитесь в сути современных подходов к типологии государств. Охарактеризуйте наиболее известные модели современных государств (социальное, правовое, клерикальное, светское и др.). После изучения данной темы ответьте на предложенные ниже вопросы для самоконтроля.
IV. Рекомендуемые источники Нормативно-правовые документы 1. Конституция Российской Федерации. – М., 1993. Основная литература 1. Правоведение: учебник / М.В. Мархгейм, М.Б. Смоленский, Е.А. Тонков. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2008. 2. Правоведение: учебник / под ред. И.В. Рукавишниковой, И.Г. Напалковой. – М.: Норма, 2010. Дополнительная литература 1. Гармоза, П.В. Власть как категория юридической науки// Государство и право. – 2008. – № 5. 2. Орлова, О.В. Гражданское общество и личность: политико-правовые аспекты / О.В. Орлова. – М., 2005. 3. Смирнов, И.В. Ответственность в контексте теории правового государства// История государства и права. - 2007. - № 9. V. Контрольные вопросы для самопроверки 1. Каковы основные подходы к определению государства? 2. Почему сущность государства определяется причиной его возникновения? 3. Что такое суверенитет? Какие виды суверенитета вы знаете? 4. Что такое «тип государства»? 5. Каковы основные критерии типологии государства?
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 372; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.73.124 (0.011 с.) |