Комплексная экономико-географическая характеристика Центрального экономического района России. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Комплексная экономико-географическая характеристика Центрального экономического района России.



ЭГП района - центральное, выгодное в транспортном и других отношениях на длительном этапе исторического развития. Это древнее ядро Русского государства, главный очаг культуры и сформирования русского народа. Преимущества ЭГП этого района заключены в удобстве привлечения ресурсов по мере надобности из всех районов, в возможности включения в межрайонные (и международные) экономические связи и выполнения многообразных обязанностей лидера по отношению ко всей территории страны и особенно ее европейской части. ЦЭР - исторический, политический и хозяйственный центр страны. На его территории находится столица России - Москва. Среди всех ЭР Центральному экономическому району принадлежит ведущая роль. Центральный район граничит с Белоруссией, Украиной, Северо-западным, Центрально-чернозёмным, Волго-вятским и Северным районами.

Состав: 12 областей - Брянская, Владимирская, Ивановская, Калужская, Костромская, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тверская, Тульская, Ярославская обл., Москва - город федерального значения.

Природные условия и ресурсы: равнинно-холмистый рельеф (Валдайская и Смоленско-Московская возвышенность, Мещерская низменность). Климат - умеренно-континентальный. Почвы - лесные, дерново-подзолистые. В пределах ЦЭР берут начало известные реки - Волга, Западная Двина (Даугава), Днепр и др. Природными ресурсами район не богат, поэтому промышленность работает в основном на привозном сырье. Имеются запасы бурого угля (Подмосковный бассейн), фосфоритов, торфа, известняка, песка, леса - на севере и северо-западе района.

Население: ЦЭР - самая густозаселенная часть РФ. Территория - 486 тыс. км2 (2,9% территории страны); население - 29,4 млн. чел. (2000г.), что составляет 20 % населения РФ (первое место среди ЭР); плотность населения - свыше. 60 чел./км2 (наиболее плотно заселена Московская область – 320 чел/ км2 вместе с Москвой). Для района характерна неблагоприятная демографическая ситуация. Начиная с 1990-х годов, естественная убыль населения (до 10% в год) не перекрывалась миграционным приростом, что привело к сокращению численности населения и «старению нации». В Москве и Московской области за счет постоянного притока населения возрастная структура жителей более молодая.

Для района характерна высокая концентрация квалифицированных кадров.

Вместе с тем в регионе ощущается нехватка трудовых ресурсов, которая решается путём привлечения временных мигрантов из Украины, Молдовы, республик Кавказа и Центральной Азии. Национальный состав: русские (более 90%), украинцы, татары, народы Северного Кавказа и Закавказья, евреи.

Москва - крупнейший административно-политический, промышленный, транспортный, научный и культурный центр страны (Московская агломерация - около 12 млн. человек). На территории ЦЭР - более 250 городов. Масштабы развития промышленности обусловливают существенное преобладание городского населения - 83%. Значительные масштабы субурбанизации способствовали развитию маятниковых миграций.

Религии: православие, мусульманство и буддизм.

Главными районами специализации является: в промышленности - машиностроение, химическая, лёгкая, текстильная промышленность, цветная металлургия. В сельском хозяйстве - производство льна, картофеля, овощей, молочной продукции. Крупные города: Москва, Тула, Ярославль, Воронеж, Пенза и др.

Машиностроение – автомобилестроение (легковые и грузовые автомобили) Москва и Московская область; производство комбайнов, тракторов – Тула, Рязань, Люберцы, Владимир; энергетическое, точное, авиакосмическое, военное машиностроение – Московская агломерация. Также широко представлено станкостроение, приборостроение, электротехническое машиностроение.

Лёгкая промышленность – традиционно лидирует. Представлена текстильной промышленностью (Ивановская область – 2/3 всех хлопчатобумажных тканей в России); шерстяные и шелковые ткани – Москва и Московская область; льняные – северо – восток ЦЭР.

Химическая промышленность – производство азотных и фосфатных минеральных удобрений, пластмасс и синтетических смол, химических волокон, синтетического каучука и радиотехнических изделий, красителей и бытовой химии – Москва, Новомосковск, Щекино, Ярославль.

Пищевая промышленность – мясные, молочные, хлебопекарные производства (Москва), в северной части – молочные и маслосыродельные заводы, на юге – сахарные заводы.

Сельское хозяйство – представлено тремя зональными типами с/х районов:

· Пригородное хозяйство, с преобладанием производства овощей, картофеля, молока и мяса;

· Льноводческий район на севере;

· Зерно – картофельный район на юге.

Инфраструктурный комплекс – важное значение – транспортный комплекс: по плотности автомобильных и железных дорог район занимает ведущее место в России. Мощная система трубопроводов обеспечивает поступление и распределение топлива. Хорошо развит речной транспорт – верхняя Волга, река Москва, Нева, бассейн Белого моря (сеть каналов). Авиатранспорт выполняет более половины авиаперевозок грузов и пассажиров в стране. Главным транспортным узлом района и всей России является город Москва. Также ЦЭР выполняет функции: столичные, дипломатические, финансовые, образовательные, культурные, научные. Сравнительно хорошо развит туризм («Золотое кольцо»), народные промыслы.

В социально- экономическом отношении район можно разделить на две части:

1) Мощный хозяйственный и социальный комплекс Московского региона;

2) Остальные области, менее развитые в социально - экономическом отношении.

 

Билет № 8

Общая характеристика стран Центральной и Восточной Европы.

Площадь – 1,3 млн. км2

Население – 130 млн. человек

Состав – 17 государств.

Центральная и Восточная Европа — бывшие социалистические государства Европы.

К странам Центральной и восточной Европы относят страны, расположенные восточнее Германии и южнее Балтийского моря до границ с Грецией: Эстония, Латвия, Литва, Польша, Восточная часть Германии (бывшая Германская Демократическая Республика) Чешская республика, Словакия, Венгрия, Румыния, Словения, Хорватия, Босния-Герцеговина, Сербия, Косово,Албания, Черногория, Македония, Болгария. Главные особенности ЭГП - положение на западных рубежах России, граница с развитыми государствами Европы, прямой выход Польши, Украины и стран Балтии к морям. Через этот регион проходят транспортные магистрали, соединяющие Россию со странами Западной и Южной Европы, что благоприятствует широкому общеевропейскому сотрудничеству. Страны расположены компактно по отношению друг к другу.

Центрально-Восточная Европа (ЦВЕ) занимает выгодное экономико-географическое положение. Регион расположен на стыке стран Западной и Восточной Европы. На севере его омывают воды Балтийского, а юге - Средиземного морей.

Площадь составляет -1,3 млн. км2.

Климат - умеренно-континентальный. Страны, расположенные севернее Карпат, имеют более влажные, но менее теплые и солнечные климатические условия, чем балканские государства. Для стран северной части региона характерны частые наводнения,а для южной части региона –засухи.

Регион имеет густую речную сеть. Исключительное значение для жизни народов ЦВЕ имеет крупнейшая река Дунай. Его воды интенсивно используются для нужд орошения, промышленности, коммунального водоснабжения, транспорта, рекреации. В странах, расположенных к югу от Карпат, преобладают высокоплодородные чернозёмы, требующие искусственного орошения. В горных районах региона растут хвойные и буковые леса, имеющие промышленное значение. Среди рекреационных ресурсов ЦВЕ выделяют морское побережье, высокогорные курорты Карпат.

Природные условия и ресурсы.

Природно-ресурсный потенциал, история развития и формирования хозяйства обусловили внутренние различия в природопользовании, что закрепилось в специализации стран региона на мировом рынке.

Рельеф региона сложный. На его территории расположены высокие горы и обширные равнины. Разнообразие рельефа определяет многообразие полезных ископаемых региона.

Минерально-сырьевая база стран Центральной и Восточной Европы представлена топливно-энергетическими ресурсами: каменным углем - Польша (Верхнесилезский), Чехия (Остравско-Карвинский), Украина (Донецкий и Львовско-Волынский бассейны), Россия (Печорский), бурым углем (Беларусь, Украина, Россия, Словакия, Венгрия), нефтью и газом, горючими сланцами и торфом. К рудным ресурсам этого региона относят железные руды Словакии, Венгрии, Украины, России; цинк, медь - Польши, Словакии, бокситы - Венгрии, марганец - Украины; а нерудные ресурсы представлены калийной солью - Польша, Украина, Россия, Беларусь; каменной солью - Беларусь, Украина, Россия; природной серой - Польша, Украина; фосфоритами — Эстония, Украина, Беларусь; янтарем - страны Балтии.

Население: В странах региона преобладает суженный тип воспроизводства населения. Естественная убыль составляет до 1%,что объясняется более высокой смертностью. Продолжительность жизни значительно меньше, чем в других частях европейского континента, в среднем составляет 74 года. В некоторых странах ЦВЕ нарастает процесс «старение наций».

Для стран ЦВЕ характерна исключительная этническая, языковая и религиозная пестрота. Народы говорят на славянских, романских, финно – угорских языках. Население северной части региона преимущественно исповедуют католицизм и протестантизм, а южной части – православие и ислам. Средняя плотность населения в наиболее крупных странах региона составляет около 100 чел. на 1 км2. Население размещено – неравномерно, наиболее плотно заселены долины крупных рек,приморские равнины и межгорные котловины. Здесь плотность составляет 400 чел. на 1 км2

По уровню урбанизации ЦВЕ существенно отстает от других регионов Европы- 2/3 населения проживает в городах. Сельское расселение в основном представлено крупными селами, а на севере Польши и в странах Прибалтики преобладают хутора.

Экономико-географическое положение стран Центральной и Восточной Европы можно оценить как весьма выгодное. Оно оказывает большое влияние на размещение в них производств, благоприятствует развитию экономической интеграции и созданию приграничных свободных экономических зон.

Страны ЦВЕ относятся к группе стран с переходной экономикой, но по многим экономическим показателям они отстают от большинства прочих стран Европы, хотя и завершили переход к рыночным механизмам. Уровень благосостояния жителей государств региона сравнительно ниже уровня жизни населения остальной части континента. Ежегодный ВВП на душу населения колеблется от 4 до 12 тыс. долларов в год.

Страны Центральной и Восточной Европы богаты культурно-историческими достопримечательностями. Ими славятся не только столицы и крупные города, но и многие небольшие города региона, объявленные городами-музеями.

Промышленность: разнообразное машиностроение (производство средств транспорта, сельхозтехники, станков, промышленного оборудования, бытовой электротехники и электроники); химическая промышленность (производство продуктов агрохимии, взрывчатых веществ, синтетических смол, пластмасс, красителей, бытовой химии, фармацевтики, парфюмерии и косметики); легкая (текстиль, готовая одежда, обувь); пищевая (молочные и мясные, плодовые и овощные консервы, вина, сахар, табачные изделия).

С/Х региона отличается сравнительно меньшей интенсивностью и товарностью, чем в других регионах Европы. Среди землепользователей господствуют фермы, кооперативы и мелкие крестьянские хозяйства. В растениеводстве преобладают зерновые (пшеница, рожь, овес), сахарная свекла, картофель, лен, кормовые травы. Балканские страны специализируются на выращивании пшеницы, кукурузы, подсолнечника, винограда, овощей, фруктов, табака, эфиро-масличных культур. Из отраслей животноводства выделяют: мясо-молочное скотоводство, свиноводство, овцеводство, птицеводство.

Транспорт обслуживает не только региональные грузо – и пассажиро-перевозки, но и транзитные потоки из стран СНГ и Ближнего Востока в страны Западной Европы. Внутренние перевозки осуществляются преимущественно автомобильным и железнодорожным транспортом, а внешние – морским и авиационным транспортом. Значительную роль играют судоходство по Дунаю, нефте – и газопроводы из России в Германию и Италию. Крупные транспортные узлы – Будапешт, Прага, Белград, Бухарест, Варшава.

В мировой торговле регион специализируется на продукции машиностроения, химической, лёгкой, пищевой промышленности. Среди международных услуг региона выделяются туризм, транспортный транзит, образование, наука.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1446; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.29.209 (0.011 с.)