Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Георгий. «у каждого своя фантазия»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Для родившегося ребенка важно, чтобы материнская защита была обеспечена ему в течение долгого времени. Забота и любовь матери поселяют в душе ребенка чувство безопасности, и тогда он спокойно развивается в соответствии со своим внутренним потенциалом. Если рядом нет заботливой матери, ребенок как бы отступает вглубь себя и выставляет защиту от опасных влияний окружающей среды. За таким крепостным валом скрывается страх, который, когда он становится слишком большим, преобразуется в агрессию. Одна воспитательница в школе-интернате как-то сказала: «Посмотрите нашим детям в глаза, и вы увидите, что их взгляд не открытый и радостный, он скорее напоминает взгляд устрицы из глубины защитной раковины». Георгий с рождения воспитывался в учреждениях для детей-сирот, его мать отказалась от него в роддоме. Когда он появился в школе-интернате, то для всех педагогов сразу стало очевидно, что он нуждается в особой заботе. Первое время воспитательница буквально водила его за руку, потому что если вдруг она отпускала его руку, он сразу начинал носиться по комнате, шуметь и кричать, корчить рожицы и дергать детей за одежду, голосить непристойные песни, забираться то на стол, то под стол. Конечно, внимание всех было приковано только к нему. В его медицинской карте значился диагноз: гиперактивный синдром, развитие личности по истероидному психопатическому типу. Со временем он немного привык к правилам и распорядку в школе. Однако такое поведение периодически повторялось. В особо трудные для него времена он вскакивал на подоконник с угрозами, что выпрыгнет из окна, или, сидя на полу, бился головой о ножку стола. Когда он впервые вошел в мой кабинет, я увидела печального мальчика. Он тихо сел за стол, и мы начали мирную беседу. Не прошло и десяти минут, как он неожиданно поскакал по столам, добрался до электрической розетки и сказал, что сейчас сунет в нее пальцы. Страх приковал меня к стулу, и я замерла. Однако через пару минут он вновь уселся за стол и продолжил неспешный рассказ о себе. Больше он не проверял меня подобным образом. Мы встречались с ним регулярно в течение года. Он с удовольствием рисовал и играл. Любимым его занятием была игра в пастуха. Он был пастухом, а я – его женой. Он уходил в горы пасти овец, а я поддерживала домашний очаг, готовила еду. Я хорошо помню первую игру из этой серии. Я накрошила цветной бумаги на тарелку, изобразив салат. Когда он вернулся с пастбища и стал ужинать, то взял горсть бумаги, на самом деле начал жевать ее и проглотил. Расхваливая салат, он заметил: «А ты, жена, что же не ешь?» Лишь постепенно в процессе игр стал появляться символический мир «как будто бы». В возрасте 12 лет, когда он перешел в пятый класс, у него появились серьезные проблемы с обучением. Они были связаны не с интеллектуальным уровнем, который находился в пределах средних значений для данного типа школы (для детей с интеллектуальной задержкой), а с трудностями в отношениях с товарищами. Из-за агрессивного поведения и частых срывов им уроков его перевели на индивидуальное обучение. Учительнице, которая теперь с ним занималась, трудно было установить продуктивное сотрудничество. Предлагаемые ею задания он не делал, говоря примерно следующее: «Давайте лучше сыграем в шашки. Вы не хотите? Ну, тогда я пойду кричать и бегать по коридору». Он был тонким манипулятором. На этом же этаже находился кабинет завуча, и он хорошо понимал, что учительница не может допустить подобного поведения с его стороны. С таким его отношением к учебе усилия учительницы не могли принести желаемых результатов. Он отстал по программе, втайне завидовал бывшим одноклассникам и еще больше задевал их обидными словами, и в результате совсем не осталось симпатизирующих ему детей. В такой ситуации мы возобновили наши встречи. В это время я начала использовать песочницу. При первой же встрече, увидев ее и фигурки, он сразу же приступил к строительству и потом создавал композиции на каждой сессии. Построение и рассказ о композиции занимали фактически все время каждой встречи.
Поднос № 1 (рис. 2.2). «История чудес» [5]
Смотрите все, куда мы отправляемся. Мы отправляемся на электричке в большое путешествие, где много чудес. Первая станция – ворота мелодии и красоты. Здесь четыре знака, давайте посмотрим эти знаки: зеркало, месяц, звезда и солнце. Что объединяет эти символы? Это свет и красота. Зайдите в ворота. Перед нами – роскошный лебедь. Синий камень – к солнцу, коричневый камень – к зеркалу, фиолетовый камень – к луне. Вдали играют чудесные инструменты, звучит завораживающая музыка любви. Дальше поехали, расстелился мир жары. Посмотрите внимательно, видите – скелет! Он от жары замерз, хочет пить и есть. Здесь перед нами красивый забор, за которым находятся камни – источник жизни. Дальше между роскошных деревьев стоит велосипед. А вот нас ожидают чудеса. Поплыли на лодке, на нас нападают гигантские белые акулы, потом на нас нападает гигантский паук. Бэтмен налетел на него и убил (фигурки Бэтмена нет в композиции. – Е. Т.). Мы отплыли и поехали в дом ужасов и страха. Далее – мир людоедов. Там кровожадный злодей, Бэтмен направляет на него пушку и уничтожает. Остальные монстры начали уходить. И вот мы приехали на пикник, нас пригласили и угостили. Часы показывают время.
Рис. 2.2. Георгий. Поднос № 1 «История чудес» При построении композиции на подносе Георгий сначала тщательно утрамбовал песок руками. Первыми он поставил железную дорогу и поезд и не менял их изначальное расположение до конца создания композиции, остальные предметы он часто передвигал, а какие-то убрал совсем. Окончательный вариант композиции отображен на рис. 2.2. Итак, это несколько отдельных чудесных миров, которые представлены взору путешественников. В рассказе неким «мы» предложено совершить путешествие, внимательно осмотреть разные миры и послушать историю чудес. Это рассказ человека, который является, скорее, не имеющим личного отношения к происходящему сторонним летописцем, чем участником этих миров. В рассказе мальчика есть местоимения «мы» и «нас», но нет местоимений «я» и «мое», как будто его самого нет в этих мирах и он тоже лишь путешественник, который смотрит со стороны вместе с остальными зрителями на свою историю жизни как на историю чудес, на свой внутренний мир – как на фантазию, созданную для других. В композиции нет фигурок людей: ни того, кто приглашает в путешествие, ни самих путешественников. Возможно, бегство в мир фантазии позволяет отстраниться от тягот повседневной жизни, угрожающего внешнего мира и сильных чувств. Этот предложенный для обозрения другим красивый мир, сверкающий яркими красками, может быть нарядным фасадом, закрывающим будничную жизнь ребенка, которая кажется ему серой, скучной и никому не интересной. Здесь нет Бэтмена, главного героя, который борется с агрессивными пожирающими сущностями, о нем лишь говорится в рассказе. Его фигурка была взята, но не поставлена в композицию. Здесь есть только скелет, который «хочет есть и пить». Источник жизни, изображенный с помощью камней, – древних твердых структур – находится рядом, но пока доступ к нему затруднен. И это проясняет собственное состояние Георгия: что-то в нем почти заморожено и нуждается в жизненных силах, чтобы возродиться. И все же здесь, на первом подносе, уже намечен путь героя, и в рассказе история о победах Бэтмена изложена после истории о скелете и источнике сил, который может возродить его к жизни. При ближайшем рассмотрении можно заметить, что в этой картине представлен процесс концентрации к середине, а в рассказе этот путь обозначен совершенно ясно. Маршрут путешествия идет по спирали от верхнего правого угла к центру подноса. Таким образом, данная спираль скручивается по часовой стрелке к центру. Центрирование в человеке эквивалентно внутренней собранности, соприкосновению с глубинным потенциалом. На подносе показан не простой путь, человеку предстоит пройти полярные миры любви и вражды, жары и холода, жизни и смерти, поглощающий мир и мир, дающий питание. Эти отдельные миры в композиции разграничены цепочками и заборами, что подчеркивает их разобщенность. Для путешествия предлагаются разные средства: поезд, велосипед, лодка. Однако фактически энергия движения заблокирована. Поезд не может ехать, поскольку рельсы не составлены вместе, велосипед зажат между двух деревьев, лодка стоит на песке, повозка с лошадьми ограничена кругом (цепочкой из колец). Кибитка, запряженная лошадьми, направлена прямо «к миру любви» в области будущего, но на ее пути стоит «отправляющийся в путешествие поезд», видимо, сначала надо пройти все круги спирали и достигнуть центра, лишь после концентрации в середине энергия сможет объединиться и двинуться вперед. Итак, это не легкое путешествие, в которое мы отправляемся вдвоем, это путешествие будет проходить из огня да в полымя, во время него важно не заснуть от чарующих песен об идеальной любви, не замерзнуть от жары, не пропасть в чреве акулы и не сгореть от холодящего ужаса. Бэтмен, возродившийся герой, может совершить это путешествие, победить чудовищ и прийти к центру себя. Я слышу его слова: «Посмотрите внимательно…». Это напутствие мне как терапевту быть внимательным свидетелем путешествия героя по разным мирам к своему истинному Я и его вера в то, что я буду такой же надежной страховкой, какая была у Одиссея, когда он смог проплыть мимо сирен. В его дальнейших построениях перемежались картины любви и вражды. И на шестом подносе отразилась тема борьбы в ее кульминации.
Поднос № 6 (рис. 2.3). «Мир зла»
Когда-то мир был чудесным, но однажды пришли вооруженные всадники, которые решили его уничтожить, – желтые, синие, черные, серые и зеленые. Хотя их было мало, они были могучими. Они решили захватить всю власть, но наши не сдавались, особенно Бэтмен. Эти трое решили уничтожить мир, они настроены злобно, как монстры. Бэтмен крикнул: «Война!», дудка заиграла. Появились поезд, он мчался нам на помощь на всех парусах, и танк. Началась война. Они хотели завоевать этот шар, который мог превращаться во что угодно. Он взял и превратился в мусорку. Эти трое подумали, что это мусор, и война закончилась. Вот и все. Все здесь охраняет кристалл – этот шар.
Рис. 2.3. Георгий. Поднос № 6 «Мир зла» В этой композиции две враждующие силы вступили в открытую борьбу. Напряжение противостояния подчеркивается забором, который разграничивает две половины подноса стоящими рядом с ним двумя свечами и воткнутыми в песок ножами. Это стадия дифференциации, различения добра и зла, противоборствующих сил в себе. Бэтмен на белом коне, с орлом на голове, в сопровождении единорога – главный герой, который дает бой миру зла. Силы Бэтмена, расположенные на вершине горного хребта, – силы Эго, связанные с духовностью, а теневые аспекты – три персонажа, представляющие силы зла и желающие получить всю власть, находятся у подножия горы, на голубом пространстве дна подноса. Бэтмен и «главный монстр» обращены лицом друг к другу и напрямую взаимодействуют. Их фигурки очень похожи, они выполнены из одного материала, обе черного цвета и одинакового размера. Кроме того, монстр представлен фигуркой Человека-паука, и значит, фактически они сходные персонажи. И Бэтмен, и Человек-паук – тайные герои, борющиеся за справедливость и спасающие мир. Они оба обыкновенные юноши, которые скрывают свои лица за масками. Надев специальный костюм, они обретают огромную силу и необычные способности. В нем, служа добру, они остаются неузнанными. Противостояние двух героев отражает борьбу мальчика с самим собой. Георгий пытается поразить и победить себя, являясь одновременно и нападающим, и защищающимся. Это определенный этап на пути к целостности, интеграции духовного и телесного, будничного и геройского в себе, признания своих сильных энергий и овладения мощными потенциалами. В средневековых историях часто присутствует тема Черного рыцаря. Служение является главной миссией рыцарства, оно ведет к преобразованию пешего человека в человека, управляющего своим конем, владеющего телом и духом, т. е. оказывается путем обретения целостности (Кирло Х., 2007). Черный рыцарь терпит несчастья и пребывает в уединении, печали и покаянии. В таком состоянии находился и Георгий, у него не было близких друзей, его собственные действия часто становились источником его несчастий. Он старался привлечь к себе внимание, но его поступки вызывали негативное отношение, его действия часто обескураживали и взрослых и детей, и он навлекал на себя «грозу» неудовольствия и наказаний. В некоторых легендах Черный рыцарь призван охранять сокровища. В сюжете Георгия Бэтмен оберегает сокровище, за которое и ведется борьба. Это кристалл, он же шар, который способен превращаться во что угодно. В композиции он представлен индийской древней игрой «Лотос» – конструкцией, которой можно придавать разные формы. По всей видимости, на этом подносе в образе способного к трансформации шара представлена Самость. Согласно рассказу, именно способность ценного кристалла трансформироваться в мусор, в то, что кажется не представляющим никакой ценности, позволяет прекратить борьбу Эго с Тенью. Итак, три фигуры на подносе обладают способностью к трансформации и используют свои скрытые силы. Бэтмен и Человек-паук из неприметных обычных юношей превращаются в таинственных сильных героев. Кристалл же, наоборот, из драгоценного и загадочного превращается в ненужное и невзрачное, но именно в этом качестве он оказывается наиболее могущественным. «Великое совершенство похоже на несовершенное, его действие бесконечно; великая полнота похожа на пустоту, ее действие неисчерпаемо» (Дао-Дэ цзин 45, Ян Хин-Шун, 1950, с. 140). «Этот кристалл охраняет весь созданный на подносе мир». Я вижу в словах Георгия свидетельство того, что динамика взаимодействия сторон происходит на основе глубоко укорененной безопасности. Манифестированная Самость страхует развитие и усиление индивидуальности. Под ее охраной может происходить дифференциация противоположностей, их удержание и в дальнейшем – синтез. Этот поднос – кульминационный пункт в работе. Д. Калфф отмечала, что когда манифестируется Самость, то это означает появление отправной точки для развития здорового Эго и врожденных личностных качеств. Потенциалы для развития, которые ранее подавлялись страхами и поэтому переживались как агрессии, освобождаются, и теперь им надо помочь, направляя их (Kallf D. M., 2003). Манифестированная Самость еще нуждается в дальнейшей поддержке, в таких безопасных и свободных условиях, в которых она могла бы укрепиться, и тогда установилась бы прочная ось «Эго-Самость».
Поднос № 9 (рис. 2.4). «Город и едущий транспорт»
Катера перевозят грузы: хлеб, булку, посуду, мебель. А это машины, красивые и обычные. Тут есть огромнейшая машина и обычная машина, которая перевозит деньги. Здесь поезд перевозит людей в город. Здесь у нас просто перевозят песок. Это запасные поезда – вдруг авария. Автобус везет детей на развлечения. Самолет тоже везет их в город. А это пожарная машина на случай, если что-то загорится. Есть «скорая помощь» – вдруг что-то случится. Она может трансформироваться в робота и совершать разные спасательные работы. Этот самолет – тоже «скорая помощь», он взлетает, если надо помочь людям. Пушка и грузовик – это защита, если вдруг нападение, они тогда предупреждают, что будут стрелять. Это другая земля – обычный Китай. Экскаватор грузит песок для строительства. «Строймонтаж» строит город.
Рис. 2.4. Георгий. Поднос № 9 «Город и едущий транспорт» В этой композиции представлено активное строительство нового города. По четырем дорогам, соединяющим нижний участок земли с верхним островом, едет разный транспорт, он перевозит взрослых и детей, еду и предметы, необходимые для жизни. Перевозится и песок – субстанция, необходимая для построения прочной основы. Перевозка грузов осуществляется не только наземным транспортом, но и по воде (катером и лодкой), и по воздуху (самолетами). Движение циркулирует в обоих направлениях и хорошо отрегулировано, нет столкновений или пробок, некоторые машины стоят в ожидании своей очереди. Все здесь свидетельствует о хорошей организации перево зок и строительства, которым руководит единый центр – «Строймонтаж». Следовательно, теперь силы полностью освобождены и консолидированы. Освобожденные энергии аккуратным потоком безопасно перемещаются по защищенным, упорядоченным путям. Есть транспортные средства, необходимые для поддержания безопасности на дорогах. На случай, если что-то случится, наготове стоят пожарные машины и запасные поезда. Есть и военная защита – пушка и грузовик. В этом новом городе имеются и свои целительные силы – самолет и машина «скорой помощи». Вся энергия упорядочена и направлена на созидание. Я вижу в транспортной магистрали, соединяющей большую землю и остров, графическое изображение оси Эго-Самость. Теперь установлена взаимосвязь сознания и бессознательного. Четыре устойчивые прочные дороги подчеркивают основательность и надежность соединяющей оси. Все необходимое из области бессознательного направляется на строительство нового Эго. Здоровое психическое развитие находится в стадии реализации. Этот сюжет отличается от предыдущих будничным содержанием обыденной трудовой жизни, но он так же увлекателен для Георгия, как и чудеса.
Поднос № 10 (рис. 2.5). «Спокойная земля красоты»
Заяц выглядывает из-за кустов и дивится, как же здесь спокойно и красиво. Здесь крепкие деревья и красивые цветы. Лесник-гном живет в этом доме и ухаживает за садом. Ему 99 лет. Это аист и его жена – фламинго. Это небольшое семейство петуха и курицы. Это семейство оленей. Это лебедь и собака-охранник. Она охраняет весь лес. Лягушата – простые животные. Змеи читают. Крокодилы разговаривают. Прилетели бабочки. Это все трудолюбивые звери, и сейчас они отдыхают. Четыре ангела охраняют эту красоту. Эта простая башня по ночам дает свет людям и животным. Эту елку лесник зажигает на Новый год. Здесь стоит дуб, на нем живет сова. Ночью ее глаза освещают. Если кто-то ночью не спит, она сообщает леснику. И он говорит: «Спите, здесь все спокойно». Черепашка посадила здесь все эти деревья, а лесник ей помогал и поливал. Итак, это ухоженный сад, где растет много деревьев и цветов. На первом подносе были людоеды и ужасы, а теперь здесь животные, которые могут спокойно трудиться и отдыхать. Этот ухоженный сад является безопасным пространством внутреннего мира, которое теперь достигнуто. Безграничная ненадежность, страхи и агрессия, владевшие Георгием, теперь сменились внутренней безопасностью, поддерживаемой теменосом.
Рис. 2.5. Георгий. Поднос № 10 «Спокойная земля красоты» Наличие семейств животных показывает присутствие энергии, способной восстанавливать теплые семейные взаимоотношения. К жизни вызвана архетипическая семейная ситуация, на основе которой стало объединяться то, что было разрушено в самом раннем детстве. Много зелени говорит о том, что вся энергия теперь направлена на рост и развитие. Две скрещенные цветущие ветви, расположенные в самой середине подноса, символизируют возрождение к жизни. В этой композиции Георгий разместил всех лягушек и бабочек, какие были в коллекции, что подчеркивает активность происходящего процесса трансформации. Это место освещено и охраняется. Лесник-гном, которому 99 лет, представляет собой архетипическую мудрую мужскую энергию. В рассказе он главный создатель сада, он наделен особыми полномочиями, поддерживает его существование и делает все для его развития. Он обустраивает сад таким образом, чтобы в нем можно было расслабиться и найти отдохновение, и в этом ему помогают духовные и мудрые природные силы. Черепаха посадила все деревья. Во многих древних культурах черепаха является символом мудрости и миропорядка, на ней держится вся земля. Сад охраняется дружественной энергией – ангелами и собакой. Освещение в темное время суток (свет в башне и на елке, которую зажигает лесник-гном, светящиеся глаза совы, живущей на дубе) обеспечивает ощущение безопасности. Заяц, прятавшийся в глубине подноса, за кустом, теперь может убедиться в безопасности этого пространства и выйти из-за своего укрытия. Обычное и пугливое в нем самом теперь может ослабить свои жесткие защиты. В первой композиции на этом месте за забором находился источник жизни. То, что пряталось, – энергия простой, спокойной, трудолюбивой жизни – теперь вышло на сцену. Итак, он возделал сад свой души, нашел свое «внутреннее королевство», а это, по словам Д. Калфф, заключается «в становлении как индивидуума, полезного члена коллектива в соответствии со своими способностями. Разве не так, что каждый из нас – сам свой собственный мастер и король, которому по рождению предоставлено право развивать задатки решать повседневные задачи, и это ежедневно возрождает нас и делает счастливыми?» (Kallf D. M., 2003, с. 42). Путешествие к себе, обозначенное на первом подносе как путь по спирали к центру, теперь завершено. Георгий прожил психологические стадии: выражение агрессии, манифестация Самости, позитивное использование энергетических ресурсов – и достиг своего «королевства» – создал теменос в самом центре своего внутреннего существования. В процессе работы терапевту важно создавать и удерживать свободное и защищенное пространство, и тогда с установлением переноса клиент проживает условия, сходные с изначальной ситуацией единства «мать-ребенок», что восполняет на символическом уровне то, что не было прожито в раннем детстве при взаимодействии с матерью. Опыт проживания безопасных и свободных условий интериоризуется, и это означает создание в самом внутреннем своем существе теменоса, некоего символического пространства безопасности, своего «королевства», которое является эмоциональным внутренним ресурсом. Благодаря ему Самость имеет возможность манифестироваться, и доступ к ней позволяет реализовывать свою индивидуальность и справляться с задачами внешнего мира. Следующий терапевтический час был последним, мы оба чувствовали, что наша работа подошла к концу. На этой встрече Георгий сказал: «Вы знаете, пожалуй, я закончу на этом, у меня появилось сейчас много дел, я записался в кружок мягкой игрушки… по математике много задают, а по вечерам я играю с друзьями в футбол». Через некоторое время после разговора он спросил: «К вам ведь ходят и другие дети, а как они строят?» Я ответила, что каждый по-своему. На что, подумав, он заметил: «Ну да, ведь у каждого своя фантазия и своя жизнь». И я поняла, что теперь он готов услышать и других людей тоже. Его жизненная ситуация менялась постепенно и в результате изменилась кардинально. В течение трех весенних месяцев он активно занимался с учительницей, учеба стала доставлять ему удовольствие, он выполнял все задания и догнал своих одноклассников по всем предметам. После летних каникул он снова был определен в свой класс, где занимался также усердно. Одновременно с этим он установил конструктивные отношения с одноклассниками и воспитателями, у него появилось много друзей и совместных дел. Его поведение больше не вызывало опасений у педагогов.
Максим. «И не сказала ни единого слова…»
В сентябре Максим был определен в школу-интернат для детей-сирот в первый класс. До этого времени его воспитывала одна мама. Летом перед школой она отправила его с детским садом на дачу в пригороде Петербурга, однако после окончания летнего сезона так и не забрала его домой. Она пропала без вести, и больше Максим маму никогда не видел. Так мальчик оказался в школе-интернате для детей-сирот. За весь сентябрь Максим не проронил ни единого слова. Он не разговаривал ни со взрослыми, ни с детьми, ни в стенах школы, ни за ее пределами. Молодая учительница, для которой этот первый класс был первым опытом в педагогической деятельности после окончания института, очень старалась дать детям знания и создать благоприятную атмосферу в классе. К каждому ребенку она нашла индивидуальный подход, и только Максим молчал, не выполнял заданий, не плакал, не грустил, не смеялся. Он просто сидел, сосредоточенно смотрел в одну точку и не участвовал ни в чем. Учительница обратилась ко мне как к психологу школы-интерната за помощью. Мы начали встречаться с Максимом раз в неделю в обговоренное время. Я приходила за ним в класс, брала его за руку, говорила, куда мы идем, и приводила его в кабинет. В первый день, войдя в помещение, Максим встал в дверях, спокойно оглядел комнату, увидел полки с фигурками, ничего не сказал и сел за стол. Я рассказала ему о подносе, о фигурках и о том, что он может построить композицию, если хочет. После моих слов он взял стул, поставил его к полкам, сел и стал смотреть на фигурки. Я тоже взяла стул и села напротив него. Я еще раз рассказала о песочнице, коллекции и возможном построении. Максим сидел, не шевелясь, и разглядывал фигурки, не дотрагиваясь до них. До окончания времени сессии мы молчали. На следующий день все повторилось. Только на этот раз он сразу взял стул и сел к полкам. Мы молча сидели рядом. Я смотрела на него и думала о том, какое чувство безысходности он испытывает, о том, что я не могу вернуть ему маму или переместить его в прошлое, чтобы он смог хотя бы спросить: «Мама, почему ты уходишь от меня?» В его душе нет ответа, почему она так поступила, бросила ли она его или что-то случилось, где она сейчас. И я, как и никто другой, не могу ответить на этот вопрос. И он знает то, что никогда об этом не узнает. Если бы она умерла, то он горевал бы, если бы она сказала, что бросает его, это вызвало бы злость или гнев. Но она исчезла, не сказав ни единого слова. Когда невозможно спросить, невозможно узнать, невозможно понять, то трудно простить. Безысходность погружает в молчание. Мама не сказала ни единого слова. Как согласиться с этим? Одновременно с этими размышлениями во мне ожили и собственные давние переживания. На третий день встреча началась все так же, но почти в самом конце часа он вдруг неожиданно произнес: «У вас нет кита». Я ответила: «Да, действительно, у меня нет кита… у меня есть пластик, ты можешь вылепить из него кита, какого ты хочешь». Следующие две встречи он лепил своего кита. Он сделал его и, когда фигурка высохла, покрасил в черный цвет. В эти дни он также молчал. Во время шестой встречи он построил свою единственную композицию (рис. 2.6). Сначала он налил воду в поднос и сформировал берега и водное пространство в центре. Затем поставил маленький домик и фигурку божка с детьми в правый нижний угол. После этого он взял кита, посмотрел на него долгим пристальным взглядом и аккуратно положил в центре синей глади со словами: «Кит уплывает». В то время на экранах шел популярный фильм «Освободите Вилли» – о ките-касатке, который был разлучен со своей семьей и доставлен в парк развлечений, другим героем этого фильма был мальчик, сбежавший из дома и нашедший новых родителей. С первой же встречи герои фильма стали друзьями, и в конце истории мальчик сумел помочь киту обрести свободу. Одним могучим прыжком кит перелетел через каменную дамбу и вырвался на океанские просторы. Кит Максима тоже уплывал в океан, оставляя маленький домик и мечты о заботливой маме. В каком-то смысле Максим одновременно был и тем китом, который обрел свободу, и тем мальчиком, который с ним подружился. Максим, вернувшись в класс после этой сессии, начал разговаривать. С порога улыбнулся учительнице, теперь он готов был откликнуться на ее старания и сердечность. В дальнейшем у него сложились хорошие ровные отношения с детьми и педагогами школы, а со своей первой учительницей они стали друзьями на долгие годы.
Рис. 2.6. Максим. Поднос № 1 «Китуплывает»
Светлана. «No pasaran»
Светлана находилась на государственном обеспечении с рождения, поскольку мама отказалась от нее в роддоме, а отца у нее не было. В возрасте 15 лет Светлану перевели из одного интерната в другой – в школу-интернат для детей с задержкой интеллектуального развития, так как она не освоила программу обучения. Однако на первый план в задержке психического развития выступал не интеллектуальный аспект, а недоразвитие эмоциональной сферы. Для нее было характерно дурашливое поведение, постоянный нелепо приподнятый фон настроения, многоречивость и сюсюканье. Даже если ее критиковали, даже если ее постигали неудачи, она сохраняла стойкое, ничем не омрачаемое благодушие, казалось, ничто не может ее расстроить, огорчить или разозлить. На уроках, когда давали трудные задания, где требовались сосредоточенность и усилие, она отказывалась от их выполнения и занималась посторонними делами, иногда мешая разговорами одноклассникам. В остальном это была дисциплинированная, трудолюбивая, покладистая и общительная девочка. И все же за ее наигранной веселостью и беспечностью чувствовалась затаенная боль. Понимание ее поведения связано с защитой ребенком своего внутреннего мира от влияний и угроз окружающей среды. Если чувство внутренней безопасности не было получено в раннем детстве из общения с заботливой матерью, то мир воспринимается как угрожающий. Испуганный ребенок отступает вглубь себя и устанавливает сильную защиту вокруг своего внутреннего существования. Если страхи сильны, расходуется так много жизненной энергии, что ее не хватает на развитие личности соответственно возрасту, ее остается очень мало для чего-либо нового в жизни. Когда требования, предъявляемые Светлане, казались ей непомерными, а задания слишком сложными, она переставала их выполнять, теряла интерес к обучению, поскольку на все это не хватало энергии. Ее детское поведение, смешливость, сюсюканье, покладистость были надежной защитой от усложняющихся требований и связанных с ними страхов. Регрессия к более младшему возрасту позволяла Светлане сохранять безмятежность, когда она отказывалась выполнять задачи, соответствующие ее реальному возрасту, и приводила к потере интереса к обучению. Она пришла ко мне сама, узнав от других детей, что здесь можно построить свой мир на песке, и сказала, что тоже хочет попробовать. Сначала для нее это было просто интересное занятие, игра, но так или иначе, а процесс берет свое, о чем я и собираюсь рассказать далее. Мы встречались регулярно, раз в неделю, и при каждой встрече она создавала композицию. Само построение занимало много времени, поскольку картина многократно менялась до тех пор, пока она признавала ее завершенной. С окончанием рассказа о композиции обычно заканчивался и терапевтический час. Светлана хорошо чувствовала время, она никогда не опаздывала и не задерживалась, как и в жизни, она не доставляла особых хлопот. В общем, послушная девочка!
Поднос № 1 (рис. 2.7). «Рождество»
При построении первой композиции она сначала сформировала холм из песка и воды, который назвала могилой. Рядом поставила крест и напротив – колокольню. Затем налила в рюмку воды и сказала, что это водка. После завершения композиции она рассказала следующую историю. Ночью 31 декабря был Новый год. И там, в доме, его справляли дядьки. Они зажгли ночью елку и поздравляли друг друга. Звери уже спали. Пиво стали пить в доме. Лошади спали. И у них несчастье случилось, умер… Кувшин здесь и бусинка в нем на счастье. Умер бедный человек, дяденька… Это церковь… Было слишком много пива. Меня поразило несоответствие между моим представлением о празднике Нового года как о светлом радостном событии для всей страны и тем, что было изображено в композиции и рассказано о ней. После ухода Светланы я села перед подносом и задумалась. Что происходит здесь? Где же приветливые люди, накрытый стол, хороводы детей вокруг елки, подарки Деда Мороза? Тут ничего подобного нет, только в центре стоит украшенная шарами ель – символ праздника, вокруг которой простирается большое пустое пространство. Остальные фигурки находятся по краям подноса, и это отворачивающиеся животные, алкоголь, могила…
Рис. 2.7. Светлана. Поднос № 1 «Рождество» Что же это за ситуация? Рассказ велся в прошедшем времени. Это описание празднования Нового года, который был когда-то и совсем не с ней. Согласно рассказу, празднуют где-то «там» некие «дядьки». Самих людей в композиции нет, но есть много емкостей со спиртными напитками. Весь праздник безрадостный, он сводится к выпивке и заканчивается несчастьем – смертью одного из них от интоксикации алкоголем. Радостный праздник воспринимается как опасный, связанный со смертью, и Светлана полностью отстраняется от такой мрачной ситуации, описывая ее как не свою. Ее внутренние силы обездвижены. Животные, представляющие мощную и сильную внутреннюю энергию Светланы, спят. Кроме того, они поставлены так, как будто находятся в стойле, развернутом в противоположную от центра сторону, в направлении ухода из подноса. Эта первая композиция отражает собственную ситуацию Светланы, в которой она живет сейчас. И что же? Ее самой нет в ее собственном мире. Движущие силы в ней заблокированы. Здесь все погрузилось в ночь и застыло, и только ель мерцает огнями, она зажжена. Похоже, что ель в самом центре композиции отражает ее защиту. В лесу ель защищает животных, которые прячутся под ней, чтобы их не заметили сильные хищники, ее ветки зимой укрывают от холода. Все опасности: выпивка, смерть, животные – расположены далеко от ели, и значит, она надежно защищает и от внешних угроз, и от собственных энергий. Я задумалась: что же видится девочке настолько мрачным и опасным в окружающем мире, что ей нужна сильная защита и полное замирание? Украшенная ель охраняет большой круг. Я увидела в этом некоторое сходство с ее стремлением защититься с помощью детского неестественно приподнятого поведения: для окружающих она нарядная и веселая, а внутри все спит мертвенным сном. В композиции из песка и воды она сделала могильный холм. Значит, когда-то давно что-то в ней было глубоко похоронено; кому или чему поставлен крест и по ком звонит колокол? И все же этот первый поднос говорил о значительных внутренних ресурсах девочки. Здесь были темы смерти и возрождения; хотя и дремлющие, но сильные энергии, и то, что, согласно рассказу, оказалось ценностью – бусинка в кувшине на счастье. В глубинах души Светланы есть маленькая целостность, которая хранится в сосуде и пока надежно скрыта, это истинный источник ее возрождения, ее Самость. Глиняные кувшины использовались людьми еще в глубокой древности. Особенные свойства глины обеспечивают долгое хранение веществ.
Поднос № 3 (рис. 2.8). «Зверята»
Жили-были зверята, они всегда ходили купаться в солнечную погоду. Когда шел дождь, они дома сидели и книжки читали или телевизор смотрели. Там неподалеку был построен дом, и там жили зверята. А за домом был музей, там стояли скульптуры. Недалеко от этого музея жила большая кобра, и она окружила вулкан. А на вулкане был большой-большой хрустальный камень, и кобра сторожила этот камень. Кто подойдет, она укусит. А зверята подошли и с ней познакомились: две лягушки, три крокодильчика, две курицы, одна собачка, енот с зайчиком, еще зайчик, одна мышка, одна цапля, одна белочка, ежик и черепашка. Рыбки плавали и дружили друг с другом. Дельфинчики тоже дружили с рыбками. В отличие от мрачного «веселья» в первой композиции, здесь представлена совершенно иная ситуация: радужная беззаботная жизнь зверят. В рассказе описана их мирная жизнь; использование уменьшительны
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.156.91 (0.015 с.) |