Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
История развития экономической теорииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Как самостоятельная отрасль знаний экономическая наука возникла в XVв. Очевидно, что экономические проблемы существовали и до этого, и выдающиеся мыслители предшествующих периодов предпринимали попытки их исследования. Сам термин «экономика» появился ещё в античный период и его автором считается древнейший философ Аристотель (IVв. До н.э.). дословно «экономика» переводится на русский язык как учение о домашнем хозяйстве. Большое значение экономическим проблемам предавали и средневековые мыслители, но это были лишь отдельные фрагменты философских концепций, а не система экономических учений. Первой научной школой, представители которой в полной мере можно считать экономистами был меркантилизм. Основная идея меркантилистов состоит в том, что единственная форма богатства-деньги, а способы его достижения- это добыча драгоценных металлов и внешняя торговля. Такие представления вполне соответствовали объективным условиям, которые сложились в Европе в XVв. С одной стороны экономика становилась всё более товарной, расширялась торговля, а с другой стороны, с появлением османской империи был прекращён ввоз золота и серебра в Европу из Азии, поэтому и ощущалась острая нехватка денег. Однако, великие географические открытия позволили решить эту проблему и баланс между товарной и денежной массой был восстановлен. Господство меркантилизма в экономической науке продолжился с XV по XVII века. С началом мануфактурного периода меркантилистские идеи утрачивали свою актуальность и им на смену приходит классическая школа, которая видит источник богатства в производстве. А под «богатством» понимают совокупность благ, которыми располагают люди. Классики полагали, что экономика развивается по объективным законам. Основными формами классической школы были французская физиократия и английская политэкономия. Физиократы, наиболее известным из которых был Франсуа Кенэ (1694-1774). Он полагал, что единственной отраслью, где есть положительная разница между доходом и издержками является с.х.. Эту разницу они называли чистым продуктом и считали его даром земли. Промышленность, по их мнению, бесплодна, т.е. не приносит прибыли. Заблуждения физиократов, основные на том, что с.х. действительно является такой уникальной отраслью, где происходит увеличение одной и той же натурально-вещественной формы. Например, землю засевают зерном, а в конце производственного цикла, получают то же зерно, но в значительно большем количестве, =), очевиден прирост богатства. В промышленности исходные компоненты производства и его результат имеют разную натурально-вещественную форму. И для того, что бы оценить результат (эффективность) необходимо сделать стоимостные расчёты. Английские классики, в первую очередь Адам Смит (1723-1790), эту проблему решили. Оценка стоимости благ производилась ими по количеству затраченного на их производство труда. В то время машины ещё не получили широкого распространения в производстве, а это значит, что именно трудовые затраты составляли бОльшую часть затрат, связанных с производством товара. Рыночная экономика, находившаяся в тот период лишь на начальной стадии своего формирования, развивалась очень стремительно, что позволило Адаму Смиту выдвинуть идею «невидимой руки рынка», которая наиболее рационально регулирует все экономические процессы. Государство же, с точки зрения классиков, должно обеспечивать только правовой режим для функционирования экономики. К середине XIXв. последователи классической школы разделились на несколько направлении. Основные различия между ними определялись той оценкой, которую они давали рыночный экономической системе, социальным последствиям и перспективам её функционирования. Жан Батист Сэй (Франция) (1767-1832) считал, что рыночная система вполне гармонична, имеет механизм саморегулирования и справедливый механизм распределения созданного продукта. Противники такой точки зрения обвиняли рыночную экономику в социальной несправедливости и пророчили ей скорое окончание её существования как результат её внутренних противоречий. Самым известным представителем этого направления был выдающийся немецкий экономист и философ Карл Маркс (1818-1883). Если в XVIIIв. называют «золотым веком капитализма», то в XIXв. экономика действительно столкнулась с целым рядом очень серьёзных проблем, и не только социального характера. Достаточно остро стоит проблема экономических кризисов, а это заставляет учёных-экономистов задуматься о том, какими факторами определяется спрос, чем руководствуется потребитель, делая свой выбор. В связи с этим, в экономической науке возникает новое направление- маржинализм, которое во главу исследований ставит потребление. Австрийский экономист Карл Менгер (1840-1921) и английский экономист Джевонс (1835-1882) критикуют классическую школу и утверждают, что ценность благ определяется не издержками производства, а субъективной оценкой потребителя (нравится, не нравится). Маржинальные идеи господствовали в экономической науке не долгое время и уже к 90м годам XIXв. Альфред Маршал определил маржинальный и классический подход к оценке стоимости благ. По его мнению, цена товара определяется соотношением спроса и предложения. Современная микроэкономика в значительной степени основывается на исследованиях Альфреда Маршалла. Новый этап в развитии макроэкономических исследований связан с именем Джона Мейнарда Кейнса (выдающийся английский экономист) (1883-1946). Великая депрессия (1929-1933) показала, что циклические колебания в экономике (экономические спады и подъёмы) могут достигнуть такой амплитуды, что рыночная экономика оказывается не в состоянии вернуться к первоначальному равновесию. Кейнс и его последователи предположили систему мероприятий экономической политики государства, которая позволяет сгладить экономическую цикличность, основное внимание при этом уделяется стимулированию эффективного спроса. В 70х гг. XXв. на ряду с положительными результатами Кейнсианской политики обнаружились и её недостатки: высокие темпы инфляции, дефицит государственного бюджета и т.п., что и послужило причиной её критики. Далее, широкое распространение получили неоклассические взгляды, в соответствии с которыми государство должно минимизировать своё воздействие на экономику. С 90х гг. XXв. получает значительную популярность институциональное направление экономической науки. Сторонники этого направления полагают, что экономика развивается под мощным воздействием целого ряда юридических, политических и социальных институтов и устранение этих институтов из экономического анализа не позволяет сделать выводы науки пригодными для практического использования.
Метод экономической теории Слово «метод» в переводе с греческого означает «путь к чему-либо». Применительно к экономической теории - это путь к достижению научной истины экономических процессов. Реальная экономика является достаточно сложной и запутанной, поэтому, для выявления экономических закономерностей используется метод научных абстракций, позволяющий достаточно упростить реальную экономику. Абстракции предполагают, что все другие явления, за исключением анализируемых в данный момент остаются неизменными. Научные абстракции позволяют выделить наиболее существенные стороны изучаемого явления и отвлечься от всего второстепенного и случайного. В отличие от многих естественных наук, в экономике возможности проведения «натурально» эксперимента весьма ограничены, а очень часто и вообще отсутствуют. Поэтому, в экономических исследованиях широко используются модели. Экономическая модель- это упрощённая картина действительности, абстрактное обобщение (примером может служить рыночная модель совершенной конкуренции). Обычно модель стремиться объяснить как ключевые экономические переменные (объём производства, издержки производства, прибыль, цены и т.д.) влияют на различные факторы или экономические условия. Модели бывают логические, графические, экономико-математические. Выводы из экономических моделей выражаются в форме гипотез. При выработки модели для объяснения явлений хозяйственной жизни в стране необходимо как моно более точно обосновать правомерность той или иной модели. Т.е. учесть границы её использования и условия, для которых она была разработана. Анализ экономических явлений может быть нормативным и позитивным. С помощью позитивного анализа делаются такие утверждения «если…, то…», которые затем посредством сравнения с факторами могут быть подтверждены или опровергнуты (например: если ставка налога на прибыль будет уменьшена, то доходы бюджета сократятся). Позитивный анализ не даёт оценке результата и не определяет того, плох он или хорош, и ничего не говорит о желательности того или иного альтернативного результата. Это дает нормативный анализ. Нормативный экономический анализ используется для оценки желательности альтернативных результатов в соответствии с основополагающими оценочными суждениями. С помощью нормативного анализа дается рекомендация в области государственной политики; он служит для корректировки рыночной деятельности, когда последняя не соответствует установленному критерию. Нормативные утверждения- это «следует сделать это или то» (например, «следует уменьшить безработицу до уровня полной занятости»). Нормативные суждения нельзя проверить фактами поскольку они определяют цель действий. Именно поэтому утверждение нормативного анализа и вызывают наиболее глубокие разногласия.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.211.190 (0.009 с.) |