Введение в экономическую теорию.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Введение в экономическую теорию.



Введение в экономическую теорию.

Тема 1. Предмет и метод экономической теории.

Предмет экономической теории и её функции

В ходе развития экономической теории её предмет видоизменялся. На предмет экономической теории указывает Адам Смит в названии своего главного труда: «Исследование о природе и причинах богатства народов». Для Давида Рикардо в качестве предмета выступали законы, которые регулируют распределение произведенного продукта. У Карла Маркса это законы движения капитализма. С конца XIXв. и по настоящее время усилия учёных сосредоточены на анализе человеческого поведения в отношении между данными целями и ограниченными средствами, которые имеют альтернативные возможности применения.

Проблема между безграничными потребностями общества и ограниченным количеством товаров и услуг.

Экономическая теория изучает то, как общество сталкиваясь с центральной проблемой согласования безграничных желаний в потреблении товаров и услуг с ограничивающими их выпуск редкими ресурсами, решает три главных проблемы: что, как и для кого производить.

В зависимости от уровня изучения процессов и явлений экономической жизни экономическая теория подразделяется на два больших раздела:

1.) Микроэкономику

2.) Макроэкономику

Предметом микроэкономики является поведение индивидуального экономического субъекта рыночной экономики, функционирующего в условиях ограниченности ресурсов, при этом под индивидуальным экономическим субъектом понимается первичный элемент хозяйственной системы, самостоятельно осуществляющей определенные экономические функции.

Такими звеньями являются: предприятие (фирма), домашнее хозяйство (домохозяйство), потребитель, инвестор, собственник земли, капитала или рабочей силы.

Поведение экономического субъекта- это процесс выработки, принятия и реализации решения о том, как ему использовать имеющиеся в его распоряжении ограниченные ресурсы с наибольшей для него пользой или выгодой.

В микроэкономики принято считать, что экономические субъекты действуют рационально. Это значит, что основным мотивом их деятельности является максимизация материальной выгоды, измеренной в конкретном показателе. Для предприятия это показатель прибыли, для покупателя- полезность приобретённого товара, для инвестора- отдача от капиталовложений. Таким образом, рациональными считаются все действия, которые приводят к уменьшению затрат ресурсов и увеличению выгоды.

Предметом макроэкономики является экономическая система в целом.

Этот раздел экономической науки оперирует такими агрегированными показателями, как ВНП (Валовый Национальный Продукт), национальный доход, общий уровень цен, платёжный баланс, торговый баланс и т.п.

Внимание макроэкономики сосредоточено на таких вопросах, как занятость, инфляция, экономический рост, состояние платёжного и торгового балансов.

Теоретическое решение данных вопросов- база для формирования экономической политики.

Экономическая теория выполняет в обществе следующие основные функции:

1.) Познавательную- т.е. экономическая теория изучает экономические процессы и явления и даёт их научное объяснение

2.) Практическую- т.е. экономическая теория дает научные рекомендации для экономической политики, для управления производством на различных уровнях.

3.) Методологические- т.е. экономическая теория служит основой, дает методы и научные инструменты для целого комплекса экономических наук- отраслевых (экономика, строительство, транспорт, отрасли лёгкой промышленности и др.) и функциональных (экономика труда; финансы, денежное обращение и кредит; экономическая статистика и др.) а так же для экономических наук, которые находятся на стыке различных отраслей знаний (демография, теория управления и др.)

 

 

Метод экономической теории

Слово «метод» в переводе с греческого означает «путь к чему-либо». Применительно к экономической теории- это путь к достижению научной истины экономических процессов.

Реальная экономика является достаточно сложной и запутанной, поэтому, для выявления экономических закономерностей используется метод научных абстракций, позволяющий достаточно упростить реальную экономику. Абстракции предполагают, что все другие явления, за исключением анализируемых в данный момент остаются неизменными.

Научные абстракции позволяют выделить наиболее существенные стороны изучаемого явления и отвлечься от всего второстепенного и случайного.

В отличие от многих естественных наук, в экономике возможности проведения «натурально» эксперимента весьма ограничены, а очень часто и вообще отсутствуют. Поэтому, в экономических исследованиях широко используются модели. Экономическая модель- это упрощённая картина действительности, абстрактное обобщение (примером может служить рыночная модель совершенной конкуренции). Обычно модель стремиться объяснить как ключевые экономические переменные (объём производства, издержки производства, прибыль, цены и т.д.) влияют на различные факторы или экономические условия. Модели бывают логические, графические, экономико-математические.

Выводы из экономических моделей выражаются в форме гипотез. При выработки модели для объяснения явлений хозяйственной жизни в стране необходимо как моно более точно обосновать правомерность той или иной модели. Т.е. учесть границы её использования и условия, для которых она была разработана.

Анализ экономических явлений может быть нормативным и позитивным. С помощью позитивного анализа делаются такие утверждения «если…, то…», которые затем посредством сравнения с факторами могут быть подтверждены или опровергнуты (например: если ставка налога на прибыль будет уменьшена, то доходы бюджета сократятся). Позитивный анализ не даёт оценке результата и не определяет того, плох он или хорош, и ничего не говорит о желательности того или иного альтернативного результата. Это дает нормативный анализ. Нормативный экономический анализ используется для оценки желательности альтернативных результатов в соответствии с основополагающими оценочными суждениями. С помощью нормативного анализа дается рекомендация в области государственной политики; он служит для корректировки рыночной деятельности, когда последняя не соответствует установленному критерию.

Нормативные утверждения- это «следует сделать это или то» (например, «следует уменьшить безработицу до уровня полной занятости»).

Нормативные суждения нельзя проверить фактами поскольку они определяют цель действий. Именно поэтому утверждение нормативного анализа и вызывают наиболее глубокие разногласия.

 

 

Тема 2. Основные проблемы экономической организации общества.

Определение: Экономику как общественную науку, которая описывает и анализирует выбор общества при производстве товаров и услуг составляют два фундаментальных фактора:

1.) Материальные потребности общества (называют так же экономическими благами), т.е. это потребности, составляющих данное общество индивидов и институтов, которые (потребности) буквально безграничны и неутомимы.

2.) Экономические ресурсы, т.е. средства производства товаров и услуг, которые ограничены или редки.

 

Таким образом, поскольку возможностей покупать, производить, взимать и получать у всех субъектов рынка ограниченные, то все они сталкиваются с проблемой выбора, т.е. необходимость принять наиболее рациональное решение (эффективное) для настоящего времени.

В экономике проблему выбора определяют через понятие альтернативной стоимости.

Определение: Альтернативная стоимость- цена товара или услуги, выраженная через цену другого товара (или услуги), которым пришлось пожертвовать. Уточнение: Альтернативной стоимостью является только второй по желаемости товар, т.е. это товар, который рассматривается как объект покупки, но не был куплен, и поэтому представляет собой альтернативную стоимость купленному товару.

Таким образом, из принятых допущений очевидно, что данная экономика находится перед выбором между двумя производственными альтернативами (сколько производить одного и другого). Поскольку данная экономика уже достигла полной занятости ресурсов, то невозможно одновременно увеличивать производство и потребительского, и инвестиционного товара, и равным образом невозможно увеличивая производство одного из них, производство другого оставлять на прежнем уровне.

Ограниченность ресурсов означает ограниченность выпуска, =), любая экономика в каждый данный момент времени должна жертвовать частью производства одного товара ради увеличения производства другого товара, например, рост производства потребительского товара ведет к сокращению производства инвестиционного товара и наоборот, потому что в условиях полной занятости ресурсов увеличение производства одного из благ достигается путем перераспределения части ресурсов из производства другого блага, а именно либо из производства товара А в производство товара В если общество хочет наращивать запасы капитала, либо из В в А, если цель- рост производства потребительской продукции.

Таким образом, из вышеизложенного анализа следует, что возможности общества производить товары и услуги определяется наличными ресурсами, в каждый данный момент времени, поэтому при производстве товаров и услуг существуют две экономические политики: «больше сейчас» и «гораздо больше потом».

Экономическая политика «больше сейчас» направлена на увеличение производства товаров индивидуального спроса, т.е. бОльшую часть заработного дохода, и, =), ресурсов общество направляет на производство потребительских товаров и услуг, что ведет к росту производства такой продукции, и, тем самым, к увеличению прямого потребления.

Тем не менее, данная политика может привести к значительному ухудшению состояния материально-технической базы страны, т.е. сократиться количество и ухудшится качество основного капитала (основных производственных мощностей). В результате сокращения производства и прямого потребления.

Экономическая политика «гораздо больше потом» направлена на увеличение производства, средств производства, т.е. основной доход и ресурсы общество направляет на покупку или создание новых инвестиционных товаров, тем самым, увеличивается количество и улучшается качество основных капитальных мощностей (укрепляется и развивается материально-техническая база страны если общество наращивает запасы капитала), а необходимым результатом будет рост производства потребительской продукции и увеличение прямого потребления.

Тема 4

Типы экономических систем

Главной задачей или целью всей экономической деятельности является: наиболее эффективно распределить имеющиеся факторы производства (экономические ресурсы) и решить проблему ограниченности, которая возникает из беспредельности желаний общества и нехватки экономических ресурсов.

Но, что бы добиться этой цели любое общество, прежде всего должно ответить на три важных экономических вопроса или решить три взаимосвязанных проблемы: что производить?; как производить?; кто купит?

По способу ответа на эти вопросы все экономические системы делятся на следующие виды:

1. Традиционная экономическая система

2. Чистый капитализм или рыночная экономика свободной конкуренции

3. Командно-административная или централизованная экономика

4. Смешанная экономика или современная рыночная система хозяйствования

В целом же, под экономической системой понимают следующее: Экономическая система- это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих целостность отношений по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.

Замечание: необходимо отметить, что ни один из указанных типов экономических систем в чистом виде на практике никогда не существовал. Это значит, что отдельные элементы противоположного типа встречались в каждой реальной экономике, но при этом преобладали элементы только одного из типов. Например, экономика Западноевропейских стран XIX века- это образец преимущественно рыночного типа хозяйства, а экономика СССР- это пример командно-административной системы. Каждый из этих двух типов хозяйства имеет и преимущества, и недостатки. В связи с чем, во второй половине XX века, в наиболее развитых странах сформировалась смешанная экономическая система, т.е. система в функционировании которой присутствуют элементы и рыночной, и командной систем.

 

Тема 5. Теория спроса.

Определение: Спрос- это желание и возможность потребителя купить товар или услугу по в определенном месте и в определенное время по каждой возможной цене.

Шкала спроса. Кривая спроса и закон спроса.

Шкала спроса на товар в течение недели

Цена за ед. товара Величина спроса
10 ед.
20 ед.
35 ед.
55 ед.
80 ед.

 

 

 

 


Кривая спроса

 

Шкала спроса и кривая спроса D показывают, что спрос был выше при низких, а не высоких ценах.

Отсюда следует, что:

Закон спроса:

Закон спроса выражает обратную или отрицательную зависимость между ценой за единицу товара и величиной спроса.

 

Спрос зависит от цены обратно.

Кривая спроса D является нисходящей т.к. демонстрирует действия закона спроса, т.е. указывает на то, что по мере снижения цен спрос увеличивается, и, наоборот.

Принципы, лежащие в основе закона спроса:

1. По меньшей цене большее количество потребителей сможет сделать покупку, это значит, что существуют товары и услуги, при изменении цен на которые, меняется количество их покупателей, и так же, товары и услуги, при снижении цен на которые, меняется количество их покупок (при этом же количестве покупателей).

2. Принцип убывающей предельной полезности. Согласно этому принципу потребление товара или услуги в течение какого-то времени приводит к тому, что его полезность для потребителя уменьшается (уменьшается удовлетворение от потребления). В результате уменьшается спрос, но потребители готовы покупать дополнительные единицы данного товара при условии, что цена будет снижаться.

3. Эффекты дохода означает, что при уменьшении цены единицы товара увеличивается покупательная способность денежного дохода потребителя. И поэтому, он может купить большое количество товара по сниженной цене + все альтернативные товары, которые он планировал купить раньше (как вариант).

Эффект замещения относится к взаимозаменяемым (родственным) товарам, которые так же называются «товары субституты».

Например, если два товара А и В являются взаимозаменяемыми, то при увеличении цены товара А (цена товара В предполагается неизменной) потребители могут принять решение купить родственный товару А товар В потому что он теперь относительно дешевле. В этом случае покупательная способность денежного дохода потребителя не меняется.

Таким образом, эффекты дохода и замещения совмещаются и приводят к тому, что потребители готовы покупать больше товаров по более низким ценам.

 

 

Детерминанты (факторы) спроса


Детерминанты (факторы) спроса.

При построении кривой спроса D1 принимается допущение, что главой детерминантой, влияющей на спрос, является рыночная цена товара, которая изменяется при «прочих равных условиях». В данном случае «прочие условия»- это другие, т.е. не ценовые факторы рыночного спроса, которые заданы, известны, не меняются и не влияют на спрос. Влияние на спрос цены называется «изменением величины спроса» (название первой модели), что представлено на рисунке движением точек а, в по стабильной кривой D1 (кривая не смещается).

Движение точки а по кривой вниз к точке в указывает на уменьшение цены и параллельный рост спроса. Движение точки в по кривой вверх к точке а указывает на увеличение цены и уменьшение спроса.

Таким образом, указанные изменения величины спроса происходят в том случае, когда не ценовые факторы являются «прочими равными условиями».

Если же «прочих равных условий», т.е. те не ценовые факторы, которые раньше считались (один или сразу несколько факторов), то вся кривая смещается.

Смещение вправо (вверх) от D1 к D2 указывает на увеличение по каждой цене под влиянием не ценовых факторов, т.е. при тех же ценах на товар, спрос на него больше, чем раньше. Смещение влево (вниз) от D1 к D3 указывает на уменьшение спроса по каждой цене под влиянием не ценовых факторов, т.е. ни одна из возможных на данный товар цен не изменилась, но спрос меньше, чем раньше.

Влияние не ценовых факторов на спрос называется «изменением в спросе» (название второй модели), =), в данном случае, «прочим равным условием» является цена товара, которая задана, известна, не меняется и не влияет на спрос.

Обобщение.

Таким образом, анализируя кривую спроса, следует отличать «изменение величины спроса», вызванное уменьшением цены и графически предполагающее стабильную кривую «от изменений в спросе», вызванных изменениями не ценовых факторов, приводящих к смещению всей кривой.

К этим факторам относятся:

1.) Вкусы или предпочтения потребителей

2.) Доходы потребителей

3.) Цены на сопряженные товары (взаимозаменяемые и взаимодополняющие)

4.) Ожидание потребителей относительно будущих цен и будущих доходов

5.) Число покупателей на рынке

Анализ не ценовых факторов:

1.) Вкусы или предпочтения

Благоприятное для данного товара изменение вкусов или предпочтений потребителей, вызванное рекламой или изменением моды приведет к росту спроса на него по каждой цене и смещению кривой вправо.

К такому же результату приведет и появление на рынке принципиально нового товара как результата технического усовершенствования.

Но, неблагоприятные для данного товара изменения в предпочтениях потребителей приведут к противоположному результату, т.е. уменьшению спроса по каждой цене и смещению кривой влево.

2.) Доходы потребителей

При увеличении доходов потребителей, увеличивается спрос на дорогие товары и услуги.

При уменьшении доходов спрос на такую продукцию падает.

Поэтому, если между изменением дохода потребителей и спросом на товары существует прямая зависимость (рост дохода- рост спроса, и наоборот), но такие товары называются товарами высшей категории или нормальными товарами.

Если же между изменением дохода и спросом на товары существует обратная зависимость (уменьшение дохода- рост спроса, и наоборот), то такие товары называются товарами низшей категории.

Таким образом, при увеличении дохода кривая спроса на нормальный товар сместиться вправо, а на товар низшей категории влево; при уменьшении дохода кривая спроса на нормальный товар сместиться влево, а на товар низшей категории вправо.

3.) Цены на сопряженные товары

Различают два вида сопряженных товаров: взаимозаменяемые или родственные (субституты) и взаимодополняемые (комплиментарные).

Если два товара а, в являются взаимозаменяемыми, то между изменениями цены на один из них, и спросом на другой существует прямая зависимость (рост цены товара а ведет к росту спроса на товар в).

Если товары а, в являются взаимодополняемыми, то спрос на них предъявляется одновременно, их нельзя использовать один без другого (например, определенная марка и запчасти к ней), поэтому между изменениями цену на один из них и спросом на другой существует обратная зависимость (рост цены товара а ведет к уменьшению спроса на товар в).

4.) Ожидание роста цен в ближайшем будущем приведут к росту спроса на товар по каждой цене и смещению кривой вправо если потребители примут решение купить товар заранее, до повышения цен.

Спрос увеличится и кривая сместится вправо и в том случае, если потребители, ожидая дохода примут решение тратить бОльшую, а сберегать мЕньшую часть текущего дохода.

Ожидание снижения цен в скором времени приведут к уменьшению спроса по каждой цене и смещению кривой влево если потребители примут решение извлечь выгоду из предстоящего снижения цен, т.е. купить товары после понижения цен.

Спрос уменьшится и крисая сместится влево в том случае, если ожидая уменьшение дохода потребители примут решение сберегать бОльшую, а тратить мЕньшую часть текущего дохода.

5.) Число покупателей на рынке.

6.) Это число, и, =), спрос, и, =), предложение кривой зависят от других неценовых факторов спроса.

 

Тема 6. Ценовая эластичность спроса. (изменение спроса)

Согласно закону спроса потребители при снижении цен увеличивают спрос, а при повышении цен спрос уменьшается. Причем, реакция потребителей на изменение цен может варьироваться как в пределах одной и той же продукции, так и в пределах разных продуктов.

Чуткость или чувствительность потребителей к изменению цен определяют при помощи концепции ценовой эластичности спроса, которая заключается в следующем:

1.) Эластичный спрос

Определение: Если изменение цены приводит к большему изменению спроса, то такой спрос называется эластичным, или относительно эластичным.

Уточнение. К эластичному спросу относятся товары и услуги, которые реализуются по относительно высоким рыночным ценам и имеют большое количество близких заменителей. Отсюда следует: Чем меньше необходим товар потребителю (большое количество близких заменителей предоставляет потребителям широкий выбор), тем выше эластичность спроса на товар или услугу.

Согласно первому принципу закона спроса при изменении цен на товары и услуги эластичного спроса меняется количество их покупателей, а это и приводит к большему изменению спроса относительно изменения цены.

2.) Не эластичный спрос.

Определение: Если изменение цены приводит к меньшему изменению спроса, то такой спрос называется не эластичным или относительно не эластичным.

Уточнение: к такому спросу можно отнести товары и услуги, которые реализуются по относительно не высоким рыночным ценам и не имеют близких заменителей (например, товары и услуги из рыночной потребительской корзины). Отсюда следует: чем больше необходим товар покупателю (отсутствие заменителей лишает потребителя выбора), тем ниже эластичность спроса на товар или услугу.

В соответствии с первым принципом закона спроса при изменении цен на товары и услуги не эластичного спроса меняется количество их покупок (при том же количестве покупателей), а это и приводит к меньшему изменению спроса относительно изменения цены.

Тема 7. Теория предложения.

Определение: Предложение показывает какое количество товаров и услуг желают и способны произвести и предложить на рынке производители по каждой возможной цене.

Кротчайший рыночный период

Определение: Кротчайший рыночный период- это период времени слишком короткий для того, что бы предприятие смогло изменить количество всех занятых ресурсов, =), в пределах кротчайшего рыночного периода объем производства остается неизменным, а предложение является совершено не эластичным.

Пример: предположим, что кротчайший рыночный период- это один сельскохозяйственный сезон. Фермер предлагает на рынке весь урожай данного сезона, причем продукция является скоропортящейся, и, =), должна быть продана по любой рыночной цене потому что:

1.) Если бы цена оказалась выше ожиданий производителя, он всё равно не смог бы отреагировать на этот рост цены предложением большего количества продукта т.к. для этого ему потребовался бы ещё целый сельскохозяйственный сезон.

2.) Ели бы цена оказалась ниже ожиданий производителя, и даже ниже уровня издержек, то, учитывая, что это скоропортящаяся продукция, она будет продана и по самой низкой цене что бы избежать полной потери урожая.

 

 

 


 

На данном рисунке показано, что производители не способны отреагировать на рост спроса от D1 до D2 и цены от Ро до Рm предложением большего количества продукта, т.е. объем производства остается неизменным в точке Qo, а более высокая цена Рm просто нормирует (ограничивает) потребление финансированного количества продукта Qo, но никак не ведет к росту его производства.

Однако, прямая Sm не обязательно должна быть совершенно не эластичной (вертикальной) при низких текущих ценах если продукция является не скоропортящейся производитель может бОльшую часть продукта сохранить в запасе и реализовать после повышения цен. В этом случае прямая Sm будет иметь некоторый положительный наклон, как прямая S’m.

Но независимо от того является продукция скоропортящейся или нет, объем её производства в кротчайшем периоде фиксированный, а прямая S’m просто показывает, что при низких текущих ценах производитель предлагает меньшую часть, а по более высоким ценам- бОльшую часть, но от фиксированного количества продукта.

 

Краткосрочный или короткий

Определение: Краткосрочный или короткий- это период времени недостаточный для того, что бы предприятие могло изменить количество основных мощностей, но достаточно для того, что бы изменить интенсивность использования этих фиксированных мощностей, а как же для того, что бы изменить количество других ресурсов, т.е. труда, сырья, топлива, энергии и т.д., =), в пределах короткого рыночного периода предприятие может изменить объем производства путем более или менее интенсивного использования основных мощностей, а так же путем применения бОльшого или меньшего количества других ресурсов, т.е. это более эластичное предложение, чем в кротчайшем периоде. Если под предприятием понимать предприятие фермера, то его основные мощности (количество земли и с.х. техники) остается неизменным, но он может увеличить объем производства за счет увеличения количества наемных работников и тем самым более интенсивно использовать имеющуюся технику и землю.

 

 

 

 


На рисунке показано, что реакцией производителя на рост спроса от D1 до D2 и цены от Po до Ps будет увеличение объема производства от Qo до Qs , =), это более эластичное предложение, чем в примере с кротчайшим рыночным периодом.

 

II. Сложные случаи.

Кроме вышеупомянутых простых случаев изменения предложения и спроса существуют и более сложные случаи изменения спроса и предложения нам рынке, то есть когда предложение и спрос изменяются одновременно, причем либо разнонаправлено, либо однонаправлено. А именно:

1. S увеличивается, Д уменьшается.

2. Д увеличивается, S уменьшается.

3. S увеличивается, Д увеличивается.

4. S уменьшается, Д уменьшается.

Во всех этих случаях предложение и спрос изменяются под воздействием неценовых факторов.

 

Постоянные издержки

Постоянными называются такие издержки, величина которых не меняется в зависимости от изменения объема производства.

Постоянные издержки связаны с самим существованием производственного оборудования фирмы и поэтому должны быть оплачены, даже если фирма ничего не производит. К постоянным издержкам, как правило, относится оплата обязательств фирмы по облигационным займам, рентные платежи, часть отчислений на амортизацию зданий и оборудования, страховые взносы, а также жалование высшему управленческому персоналу и будущим специалистам фирмы.

Таблица №2.

Покупатели общих издержек Показатели средних издержек
Кол-во произве-денной продук- ции. Сумма постоян- ных издержек ( TFC) Сумма перемен- ных издержек (TVC) Сумма общих издержек (TC) Средние постоян- ные издержки (AFC) Средние перемен-ные издержки (AVC) Средние Общие издержки (ATC) Предель- ные издержки (MC)
--- --- --- ---
33,33 113,33
16,67 91,67
14,69 77,14 91,43
12,50 81,25 93,75
11,11 86,67 97,78

 

В таблице №2 (колонка 2) показана сумма постоянных издержек, равная 100$. Таблица показывает, что согласно определению показатель постоянных издержек остается неизменным при всех уровнях производства, включая и нулевой.

Переменные издержки

Определение: переменными называются такие издержки, величина которых меняется при изменении объема производства.

К таким издержкам относится затраты на сырье, топливо, энергию, транспортные услуги, большую часть трудовых ресурсов и тому подобные переменные ресурсы.

Таблица №2 (колонка 3) показывает, что сумма переменных издержек меняется в прямой зависимости от объема производства. Однако необходимо отметить, что прирост суммы переменных издержек, связанный с увеличением объема производства на одну единицу не является постоянным.

Обоснование: в начале процесса увеличения производства переменные издержки будут какое-то время возрастать уменьшающимися темпами и, как показывает таблица №2 так, будет продолжаться до четвертой единицы производимой продукции. Затем переменные издержки начнут увеличиваться нарастающимитемпами в расчете на каждую последующую единицу производимой продукции.

Такое поведение переменных издержек обусловлено законом убывающей отдачи. Это значит, что увеличение предельного продукта в течение кого-то времени будет вызывать все меньший и меньший прирост переменных ресурсов для производства каждой дополнительной единицы продукции. А поскольку все единицы переменных ресурсов покупаются по одной и той же цене, это значит, что сумма переменных издержек будет увеличиваться уменьшающимися темпами. Но как только предельная производительность начнет падать в соответствии с законом убывающей отдачи, то все большее и большее количество дополнительных переменных ресурсов придется использовать для производства каждой дополнительной единицы продукции. А это означает, что сумма переменных издержек будет увеличиваться нарастающими темпами.

Сумма общих издержек.

Очевидно, что термин «сумма общих издержек» или «общая сумма издержек» представляет собой сумму постоянных и переменных издержек при каждом данном объеме производства (таблица №2, колонка 4). При нулевом объеме производства общая сумма издержек равна сумме постоянных издержек фирмы. За тем при производстве каждой дополнительной единицы продукции по таблице с 1 по 10 общая сумма издержек изменяется на ту же величину, что и сумма переменных издержек.

Различие между постоянными и переменными издержками имеет существенное значение для любой фирмы. Переменные издержки – это издержки, которыми фирма может управлять и величина которых может быть изменена в течение краткосрочного периода времени при изменении объема производства. С другой стороны, очевидно, что постоянные издержки находятся вне контроля фирмы. Такие издержки являются обязательными и должны быть оплачены независимо от объема производства.

Средние постоянные издержки (AFC).

Эти издержки определяются путем деления суммы постоянных издержек (TFC) на соответствующее количество единиц произведенной продукции Q, то есть

AFC =
TFC

Q

 

Поскольку сумма постоянных издержек по определению не зависит от объема производства, то средние постоянные издержки будут падать по мере увеличения количества производимой продукции. Это означает, что с ростом объема производства данная сумма постоянных издержек, равная 100$, будет распределяться на большее и большее количество единиц продукции.

Если бы производилась только одна единица продукции, то и сумма постоянных издержек и средние постоянные издержки были бы равны 100$. При производстве двух единиц сумма постоянных издержек 100$ распределилась бы по 50$ постоянных издержек на каждую единицу продукции. Затем при производстве трех единиц по 33,3$ на каждую. При производстве четырех единиц по 25$ на каждую и т.д. Таким образом, это и есть то, что администрация в сфере бизнеса обычно называет «распределением накладных расходов».

Средние переменные издержки (AVC).

Определяются делением суммарных переменных издержек TVC на соответствующее количество произведенной продукции Q, то есть

AVC =
TVC

Q

Поведение средних переменных издержек следующее: сначала средние переменные издержки падают, потом достигают своего минимума, а затем начинают расти.

Обоснование:

Поскольку сумма переменных издержек подчиняются закону убывающей отдачи, то это должно отразиться на показателях средних переменных издержек, которые рассчитываются на базе суммы переменных издержек.

На стадии возрастающей отдачи все меньше и меньше дополнительных переменных ресурсов требуется для производства каждой из первых четырех единиц продукции. В результате переменные издержки на единицу продукции будут уменьшаться. При производстве пятой единицы продукции средние переменные издержки достигнут своего минимума и вслед за этим начнут увеличиваться, поскольку убывание отдачи обусловит необходимость использования большего и большего количества переменных ресурсов для производства каждой дополнительной единицы продукции. Иначе говоря, при малом объеме производства производственный процесс будет относительно неэффективным и дорогостоящим, поскольку имеющееся у фирмы оборудование окажется недогруженным. Недостаточное количество переменных ресурсов будет комбинироваться с оборудованием фирмы. Производство будет неэффективным, а переменные издержки в расчете на единицу продукции соответственно относительно высокие. Однако по мере расширения производства более высокий уровень специализации рабочих и более полное использование капитального оборудования фирмы обеспечат повышение эффективности производства. В результате переменные издержки на единицу продукции будут уменьшаться. В следствие применение все большего и большего количества переменных ресурсов, в конце концов, наступит такой момент, когда в действие вступит закон убывающей отдачи. С этого момента капитальное оборудование фирмы будет использоваться настолько интенсивно, что каждая добавочная единица переменных ресурсов будет увеличивать объем производства на меньшую величину, чем предыдущая, следовательно, средние переменные издержки начнут увеличиваться.

Подобную ситуацию можно рассмотреть на примере таблицы №1. Предположим, что цена тру



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.215.79.116 (0.041 с.)