Билет: Мегалитические постройки бронзового века (менгиры, алиньеманы, дольмены, кромлехи)



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет: Мегалитические постройки бронзового века (менгиры, алиньеманы, дольмены, кромлехи)



Рис. 2.18. Комплекс пирамид в Гизе, IV династия. План (по А.В. Бунину и Т.Ф. Саваренской)

«2. Хеммис [Хеопс] построил самую большую из трех пирамид, причисленных к семи чудесам света.

3. Эти пирамиды находятся в ста двадцати стадиях от Мемфиса в сторону Ливии и в сорока пяти стадиях от Нила. Величина сооружений и искусность работы повергает зрителей в дивное изумление.

4. Самая большая пирамида – четырехгранная, и каждая сторона основания равна семи плетрам; высота же ее превышает шесть плетров. Грани постепенно суживаются до вершины, где ширина каждой составляет шесть локтей.

5. Все пирамиды построены из твердого камня, с трудом поддающегося обработке, но зато долговечного….

 

А б

в г

 

Рис. 2.19. Пирамида Хуфу (Хеопса), IV династия: a – вид с юго-запада; б – вид со стороны Большого Сфинкса; в – статуэтка Хуфу, h = 9 см; г – галерея внутри пирамиды

… Ведь не менее тысячи лет, а, по словам некоторых писателей, даже свыше трех тысяч четырехсот лет, протекло до наших дней, и тем не менее камни поныне, как и прежде, прилегают друг к другу и не дают сооружению разрушаться.

6. Говорят, что камни были доставлены издалека, из Аравии, а постройка велась при помощи насыпей, так как в те времена еще не были изобретены подъемные орудия.

7. Наиболее удивительно, что там, где воздвигнуто такое огромное сооружение, кругом почва всюду песчаная и даже следа не осталось ни насыпи, ни каменотесных работ; могло бы поэтому показаться, что создано оно не человеческими руками, постепенно, а вся громада сразу, готовая, словно богом поставлена в окружающих ее песках…» [Диодор, I, 63, 2-7].

 

Если верить Геродоту, на постройку этой пирамиды пошло 2,3 млн. каменных блоков весом по 2,5 тонны каждый. Общий вес сооружения – 6,3 миллиона тонн. Подсчитано, что из этого материала можно было бы возвести стену высотой 2 метра, шириной 0,5 метра и длиной в 2,5 тысячи километров (!). По поводу монтажа этих блоков существуют самые различные гипотезы. Принято считать, что из каменоломен блоки перевозили на деревянных полозьях по каткам, смазанным жирным речным илом. Наверх блоки поднимали по земляным насыпям, используя простейшие рычаги.

Во времена Хеопса грани пирамиды были облицованы полированными плитами из известняка и мелкозернистого песчаника. В XIII веке землетрясение расшатало некоторые из камней оболочки и арабы стали использовать их в строительстве дворцов мамлюкских султанов и жилых домов в Каире (рис. 2.18).

«Хеопс заставил всех египтян работать на него. Одни обязаны были таскать из каменоломен, что в Аравийском хребте, к Нилу; после перевозки камней реку на судах их должны были принимать другие египтяне и тащить к хребту, называемому ливийским. Таким образом работало непрерывно, сменяясь каждые три месяца, по сто тысяч человек. Народ томился десять лет над проведением дороги, по которой таскали камни, – работа, как мне кажется, только немногим более легкая, чем сооружение пирамид; действительно, дорога имеет пять стадий в длину, оргий в ширину и восемь оргий в самом высоком месте в вышину; она вымощена шлифованным камнем с высеченными на нем [по бокам дороги] изображениями животных. Десять лет продолжалась постройка дороги и подземных покоев в том холме, на котором стоят пирамиды; покои эти Хеопс сооружал для себя, как усыпальницу, на острове, для чего провел канал из Нила. Самая постройка пирамиды длилась двадцать лет; каждая из четырех сторон ее имеет восемь плетров длины и столько же высоты; сделана она из шлифованных камней, в совершенстве пригнанных друг к другу; нет ни одного камня меньше, чем в тридцать футов…. Сделанная уступами, которые у иных называются зубцами (krossai), у других алтарчиками (bōmidai), эта пирамида сооружалась таким образом: закончив уступы, поднимали остальные камни машинами, сложенными из коротких кусков сначала с земли на первый ряд уступов; каждый положенный здесь камень перекладывали на другую машину, уже стоявшую в первом ряду ступенек; отсюда поднимался и укладывался на третью машину во второй ряд. Вообще или машин было столько, сколько рядов ступеней в пирамиде, или же машина была одна, удобоподвижная, которую переносили с одного ряда на другой, лишь только камень был снят с нее; о двух способах мы говорим потому, что и нам так рассказывали. Прежде всего отделывались верхние части пирамиды, потом следовавшие за ними сизу, наконец самые нижние части, те, что лежат на земле. В египетской надписи, начертанной на пирамиде, обозначено, сколько издержано было для рабочих на редьку, лук и чеснок; как я хорошо помню, переводчик при чтении надписи говорил мне, что всего было выдано тысяча шестьсот талантов. Если это действительно так, то сколько же должно быть издержано на железные орудия для работы, на пищу и одежду рабочих? На все эти работы употреблено столько времени, мною сказано; немало времени пошло также, думается мне, на ломку и доставку камней и на работы под землей…» [Геродот, II, 124-125].

«Главный вопрос: каким способом поднимались камни на такую высоту? Одни предполагают, что при помощи насыпей из селитры и соли, повышавшихся по мере роста сооружения, а по окончании его размытых отведенной рекой; другие думают, что выстроены были подмостки из необожженных кирпичей, а по окончании постройки кирпичи были отданы для частных домов (по мнению этих писателей, Нил, лежащий гораздо ниже, не мог быть отведен сюда). В самой большой пирамиде есть внутри колодец в восемьдесят шесть локтей. Думают, что туда и была впущена вода реки…» …» [Плиний, XXXVI, 12, 17].

 

Главный вход в пирамиду расположен на её северной стороне, в 17 метрах от уровня земли (13-й ряд гранитных плит). Согласно Страбону, он был замурован камнем треугольной формы (рис. 2.19). Камень закреплялся на шарнире в вершине треугольника и мог поворачиваться, открывая вход в коридор.

Для поворота этого своеобразного балансира требовалось усилие не более 25 килограммов. Флиндерс Питри, изучая вход в пирамиду Веги, обнаружил по обеим сторонам круглые гнезда диаметром 9 и глубиной 14 сантиметров, расположенные на небольшой высоте друг напротив друга. Вероятно, это были углубления для шарниров, на которых подвешивались треугольные каменные «двери».

 

Рис. 2.20. Поперечный разрез пирамиды Хуфу (Хеопса)

Вход в пирамиду нашел на ее северной стороне арабский халиф Аль-Мамун в 820 году. Он расположен в 17 метрах над землей и представляет собой наклонную галерею сечением 1,04×1,19 м), ведущую вниз на 105,15 м, с скалистому основанию, под углом 26°31`23``. В нижнем конце галереи – большая подземная камера, «бездонная яма». Затем входная галерея меняет направление на горизонтальное (на расстояние 8,83 м) и завершается камерой 14×8,1×3,5 метров (рис. 2.20).

Погре­бальный склеп фараона в пирамиде Хеопса находится приблизительно в ее средней точке. К склепу ведет наклонный ход, рас­ширяющийся в так называемую Большую га­лерею. Ниже расположены еще два склепа. Камера осталась незаконченной. Предполагают, что это был первый вариант погребальной камеры фараона, перенесенной впоследствии выше. Через 18 метров от главного входа в пирамиду начинается восходящий туннель длиной около 40 метров. Он идет под углом 26°31`23`` вверх. Туннель переходит в Большую галерею высотой 8,53м и длиной 46,6 м, заканчивающуюся входом в помещение из полированного гранита на высоте 42,7 м над уровнем земли. Это Камера царя. Она имеет размеры 5,23×10,46×5,81 м. Стены к пол этой камеры отделаны черным гранитом, привезенным из Асуана. Вес гранитных блоков – до 30 тонн. Они тщательно отшлифованы и подогнаны друг к другу. Между ними не проходит лезвие ножа. Входная галерея имеет уклон 26º34`. Примерно под этим углом во времена Хеопса была видна звезда Тубан (α Дракона) в конце июня (канун разлива Нила).

Согласно древнеегипетским верованиям, душа почившего владыки после смерти улетает к полярным созвездиям. Поэтому с восточной стороны пирамиды на глубине 27 метров был устроен подземный эллинг, где стояла в разобранном виде «звездная» ладья. В ней душа фараона путешествовала на север.

В результате прецессий, происшедших за пять минувших тысячелетий, оси древнеегипетских пирамид развернулись к западу примерно на четыре минуты Об этом говорят многие публикации.

 

«Четыре стороны (пирамиды Хуфу) с поразительной точностью ориентированы по сторонам света…. Когда-то она была облицована известняком, и тогда четыре ее грани, как зеркало, отражали солнечные лучи и озаряли окрестности…» [12].

« (Фландерс Питри)… обнаружил, что стороны пирамиды (Хуфу, П.Е.) почти точно ориентированы на магнитные полюса… (отклонение составляет всего три градуса, что меньше, чем 0,06 процентов погрешности)…» [13].

«Стороны пирамид в Гизе ориентированы точно в направлении восток-запад – азимут 90˚, – и никакого отклонения невооруженным глазом обнаружить нельзя. Как добились этого строители, неизвестно…. Как бы то ни было, стороны пирамид указывают на точку восхода Солнца в первый день весны, на точку весеннего равноденствия. Сфинкс… (также) устремляет свой взгляд на (восточный) горизонт. Направление этого взгляда – азимут 90˚. Астрономически он ориентирован на склонение, равное 0˚, что соответствует положению Солнца на заре в день равноденствия…» [14].

 

Остается добавить, что прямоугольные планы погребальных построек времен Древнего царства наилучшим образом отвечали требованиям солнечного культа :

 

«Фигура эта потому носит у геометров имя пирамиды, что кверху она суживается конусом наподобие огня, по-гречески pyr. Так как их громада, воздымаясь на чрезвычайную высоту, постепенно суживается, то она, на основании расчета механики, не может дать тени…» [Аммиан .Марцеллин, XXII, 15, 29].

 

Пирамида и мастаба являлись идеальными моделями для демонстрации оптических эффектов, создаваемых солнечными лучами. Именно поэтому их грани были идеально ориентированы по сторонам света (рис. 2.21). По мере того как поднималось Солнце, зеркальные бока каменных громад горели все ярче, пока в полуденные часы пирамида не становилась звездой или огненным лотосом – средоточием четырех ослепительных лучистых потоков, бивших над равниной во все стороны света[1]. А на закате над могилой фараона вставали широкие столбы красного пламени, вонзавшиеся в малиновое вечернее небо. В связи с этим некоторые египтологи поддержали версию Плиния о том, что пирамиды являются солярными символами и олицетворяют солнечные лучи, пробивающиеся сквозь облака. По каменному склону пирамиды фараон якобы «идет домой к Солнцу»: «Эти колоссальные треугольники по сторонам пирамид кажутся падающими с неба, подобно лучам солнца, скрытого грозовыми облаками; они спускаются из туч на землю в виде лестницы из лучей…» [121, С. 203]. И. Эдвардс добавляет к этому свой комментарий: «Если остановиться на дороге, ведущей в Саккара, и посмотреть в направлении поля пирамид, то можно увидеть, что косые солнечные лучи падают примерно под тем же углом, что и стены Великой пирамиды. Создается впечатление, будто перед тобой нематериальный прообраз и его материальное воплощение…» [95, С. 282].

 

Рис. 2.21. Конструктивное решение пирамиды Хеопса

 

На юге от пирамиды был обнаружен аналогичный подземный эллинг с «солнечной» ладьей, развернутой носом к западу. Очевидно, она предназначалась для ежедневных путешествий души фараона по небосводу вместе со своим отцом – богом Ра.

Окутано тайной и внутреннее устройство пирамиды, пронизанной сложной системой камер, галерей, вентиляционных каналов. Главное помещение – Камера царя, облицованная розовым асуанским гранитом. В ней стоит пустой черный саркофаг. Согласно Геродоту, тело фараона покоится на искусственном острове посреди подземного озера, которое ежегодно наполняется водами разливающегося Нила. Вода якобы поступает в озеро по подземным каналам. Но эта версия пока еще не нашла подтверждения. Камера супруги фараона находится в центре пирамиды, приблизительно в 120 м от ее вершины.

 

 

Рис. 2.22. Каменные блоки, из которых сложена пирамида. Главный вход на северном фасаде.

 

В древности пирамида Хеопса была обнесена стеной. К югу от этой стены были расположены два дока для священных ладей (обнаружены в 1954 году). Ладьи были разобраны и закрыты большими известняковыми плитами весом около 16 тонн. Одна из ладей восстановлена и экспонируется в специальном стеклянном павильоне рядом с пирамидой – в музее Солар-Барке (Солнечной Ладьи). Ладья имеет длину 43,6 м, ширину 9 метров. Построена она из ливанского кедра и некоторых местных пород древесины (рис. 2.23). Завершается каютой, закрытой циновками. Вторая ладья была обнаружена в шахте к востоку от первой.

Два больших дока, вырубленных в скале у восточной стороны пирамиды, также имитируют своей формой ладьи с носом и кормой.

На восточной стороне пирамиды Хеопса находятся пирамиды его супруг и гробницы членов его семьи. Здесь же, у восточного склона пирамиды, расположены фундаменты заупокойного храма Хуфу. Дорога процессий длиной 825 метров идет на север к долинному храму Хуфу (деревня Назлет зль-Самман). Гробницы вельмож находятся к западу от пирамиды. В гробницах сохранились надписи с титулами сановников – «Жрец пирамиды», «Смотритель Пирамиды», «Смотритель припирамидного города Хуфу», «Тот, кто над тайнами царя».

Установлено также, что в древности все пирамиды были облицованы снаружи полированными плитами из светлого песчаника, очень плотно подогнанными друг к другу. Наклонные треугольные плоскости их фасадов, как зеркало, отражали солнечные лучи и озаряли окрестности. В утренние часы восточная грань пирамиды отбрасывала в серое небо вертикальную колонну розового цвета. «В последующих пирамидах вход обращен на север. Подземная камера теперь сооружается так, чтобы в нее проникал световой луч, направленный на альфу созвездия Дракона, являвшуюся тогда полюсом мира. Очевидно, тогда возникает новая религиозная концепция, согласно которой дух усопшего владыки Египта возносился к Полярной звезде…» [10].

 

Рис. 2.23. Священная ладья, экспонированная в музее Солар-Барке (Солнечной Ладьи)

 

Итак, душа умершего владыки плывет по небу на серебряной лодке бога Тота – Луне, которая на этих широтах очень напоминает своею формой папирусный челн. Чтобы облегчить ей путешествие к «полюсу мира», входы в гробницы и «вентиляционные» каналы в пирамидах стали ориентировать точно по меридиану. Их даже сделали наклонными, подобно гигантским катапультам. Этими мерами зодчие старались придать начальное ускорение «звездным» ладьям, в которых души фараонов стремительно летели на север, к месту своего успокоения, или на юг – к созвездию Саху-Ориона и к звезде Сотис (Сириусу). Многие египтологи считают, что эта религиозная реформа была вызвана политическим усилением жрецов бога Тота. Имхотеп, знаменитый ученый-астроном и зодчий, считался «сыном» этого бога и главой упомянутой выше жреческой коллегии. Именно ему приписывается замысел «космической» расстановки и ориентации всех древнеегипетских пирамид и храмов. С их помощью жрецы вели астрономические наблюдения, которые позволяли правильно предсказывать начало разливов Нила, периоды солнечных затмений и прочие земные и небесные явления.

После Джосера заупокойные храмы и залы поминовений вновь стали располагать на восточной стороне гробницы, однако главные входы в усыпальницы теперь делались только на северных фасадах. Примером тому могут служить знаменитые пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина в Гизе (IV династия, сер. III тыс. до н. э.). В этом плане особый интерес вызывает книга Р. Бьювела и Э. Джилберта «Секреты пирамид» [14]. В течение многих лет эти ученые занимались изучением Великих пирамид в Гизе. Ими было установлено, что строительные работы здесь велись по определенному плану. Египетские зодчие постарались в пространственной расстановке этих величественных сооружений отобразить картину звездного неба середины XXV столетия до н.э. Три пирамиды, стоящие под углом ~ 45˚ к фарватеру Нила и нацеленные своими диагоналями на город Анну (библ. Он, греч. Гелиополь), воспроизвели на земле узкий пояс созвездия Саху-Осириса – Ориона. Имеются в виду три расположенные в ряд звезды:

пирамида Хуфу (Хеопса) – Ал-Нитак (ζ Ориона);

пирамида Хафра (Хефрена) – Ал-Нилам (ε Ориона);

пирамида Менкаура (Микерина) – Минтака (δ Ориона).

 

Пирамида фараона Джедефра в Абу-Руваше стала земной проекцией звезды Саиф (χ Ориона), а пирамида фараона Небка в Завиет эль-Ариана – звезды Беллятрикс (γ Ориона). В то же время английские ученые признали, что идеального соответствия тут не получилось: «…Других известных пирамид, которые соответствовали бы каким-либо ярким звездам, к примеру, Бетельгейзе и Ригелю, не было. Поэтому я (Р. Бьювел, П.Е.) заключил, что они либо никогда не были построены, либо их разобрали, а их основания были занесены песками Восточной пустыни. Учитывая, в каком состоянии находились пирамиды в Завиет эль-Ариане и Абу-Руваше, это предположение имеет смысл. Таким образом, пять или семь ярких звезд Ориона могут соответствовать пирамидам Четвертой династии…» [14, С. 131]. Авторы книги не остановились на этом. Они попытались также отождествить две пирамиды фараона Снофру в Дашуре с наиболее яркими звездами из созвездия Тельца, расположенного по соседству с Орионом. По их мнению, «красная» (северная) пирамида соответствует оранжевой звезде Альдебаран (α Тельца), а «ломаная» (южная) – звезде 311 (ε Тельца).

С помощью Р. Гантенбринка они установили также, что в пирамиде Хеопса две южные «вентиляционные» шахты были нацелены на кульминационные отметки Сотис-Исиды (Сириуса, α Большого Пса) и Ал-Нитак (ζ Осириса-Ориона). В свою очередь, две северные шахты были нацелены на звезду Тубан (α Дракона), являвшуюся в те времена «полюсом мира», и на звезду Кохаб (β Малой Медведицы) – последнее пристанище души фараона Хеопса. Это идеальное совпадение в расположении звезд произошло в год смерти фараона (2450 г. до н.э.). Именно таким оригинальным способом, по мнению Р. Бьювела и Э. Джилберта, зодчий Хемиун зашифровал для потомков сию печальную дату. Какие же церемонии совершались внутри пирамиды? Роберт Бьювел сделал следующее предположение:

«Погребальная процессия начинала свой путь в «городе солнца», затем должна была посетить Летополь, чтобы к ней присоединились «Гор» и его «четыре сына». По всей видимости, «Гор» нес свое магическое тесло, а его «четыре сына» – гроб с телом «Осириса». Под причитания плакальщиц процессия направлялась к Ростау (Гизе), воротам Дуата, царства Осириса. Теперь понятно, что Гор имел в виду, говоря:

«Я путешествовал по дорогам Ростау, по воде и земле… это дороги Осириса; они – на небе…» [14, С. 230-231].

Здесь требуется небольшое отступление.

Транспортировка гроба с мумией по воде осуществлялась в погребальных ладьях, которые по завершении обряда аккуратно разбирались на части и прятались в подземные хранилища. Впоследствии душа покойного путешествовала на них по небу. Одна из этих ладей предназначалась для сопровождения солнца с востока на запад и обратно. Условно её можно назвать солнечной. Вторая ладья, звездная, использовалась раз в год. На ней душа путешествовала на север, к полярным звездам. О том, что такие суда существовали, свидетельствуют следующие фрагменты:

«Великая пирамида – не одинокий памятник. Чтобы понять его назначение, нужно уразуметь, что она – центр сосредоточенного вокруг нее погребального комплекса. В «доках», вырубленных на востоке и юге от пирамиды найдены две большие ладьи, в которых фараон путешествует в космосе после физической смерти…» [13, С. 85].

«В 1953 г. около пирамиды Хуфу египетские археологи раскопали две огромные лодки. Длина лодок – 32,5 м, ширина – 3 м. Сделаны эти лодки из дерева, лежали они в склепе, на глубине 17 м…. Для чего же нужны были лодки покойному фараону? Точно этого пока никто не может объяснить. Ученые предполагают, что они предназначались для плавания фараона вместе с богом Солнца по «двум Нилам» (египтяне верили, что днем Солнце плавает по небесному Нилу, а ночью – по подземному)…» [11].

«На севере и юге его (Верхнего храма Хафра) были вырублены «доки», в них помещались ладьи, в которых фараон совершал небесные путешествия…» [6, С. 90].

Что же происходило дальше?

«В Ростау гроб помещался в храм. Затем этот гроб – в виде золотого саркофага – вносился в пирамиду и, очевидно, устанавливался в погребальной камере царицы. Далее, как можно судить по «Книге мертвых», мумию ставили вертикально, направляя лицом к северной шахте… Возможно также, что мумию временно могли поставить в нише, расположенной в восточной части погребальной камеры. Гор со своим теслом и четверо сыновей выполняли церемонию «открытия рта», давая, таким образом, новую жизнь мумифицированному царю. Если эта церемония действительно осуществлялась именно в погребальной камере царицы, все действие должно было совпадать со временем, когда северная шахта была направлена на Бету Малой Медведицы.

После того, как в результате магических операций душа фараона готова была отправиться на небо, из-за горизонта появлялась звезда. Отсюда пошло древнее название Великой пирамиды – «Горизонт Хуфу»; этот термин означает, что «звезда Хуфу» должна появиться из-за горизонта, и в 2450 году до н. э. действительно появлялась Дзета Ориона. Осирис-Орион-Хуфу возрождался в качестве звезды в момент, когда небесное тесло разрезало ночную тьму. Но Осирису оставалось выполнить на земле еще одну функцию – оплодотворить Исиду-Сотис и дать Египту своего наследника. Здесь должны были производиться соответствующие обряды звездного соединения между Осирисом-Орионом и Исидой… и в этом действии принимала участие южная, направленная на Сириус, шахта погребальной камеры царицы. Когда земные обязанности были полностью выполнены, мумия Осириса-царя, по всей вероятности, выносилась из погребальной камеры царицы и через Большую галерею доставлялась в погребальную камеру царя. Здесь могла происходить другая церемония – «взвешивание сердца» – перед тем, как мумию ставили лицом к южной шахте погребальной камеры. Наконец наступал драматический момент, когда душа Осириса освобождалась от своей мумии и через южную шахту направлялась к поясу Ориона, фаллическому району Осириса-Ориона на небе. Здесь звездный царь встречался с Исидой в ее звездной форме, для того чтобы дать жизнь новому Гору-царю, Гору, который «в Сотис»…. Южная шахта погребальной камеры царицы, направленная на Сириус, служила как бы космической связью между фаллосом Осириса-царя и чревом Исиды. Возможно, существовал еще один ритуал, производимый через девять месяцев и знаменующий рождение нового Гора. Это могла быть какая-либо церемония коронации, утверждающая царя фараоном обеих земель…» [14, С. 232-234].

Таким образом, пространственная ориентация древнеегипетских пирамид, так же как и мегалитических обсерваторий бронзового века, была обусловлена религиозными и астрономическими причинами. С помощью этих сооружений фиксировались точки восхода и захода солнечного бога, географический «полюс мира» и важнейшие звезды и созвездия, циклически связанные с культом земного плодородия.

 

 

. Пирамида Хафра (Хефрена), Большой Сфинкс. Пирамида Микерина

 

Фараон Хафра не был непосредственным преемником Хуфу. Между царствованием двух гигантов правил Джедефра (2528-2520 гг. до н. э.). По сведениям Манефона, Хафра, имя которого по-египетски означает «Ра, когда он встает», властвовал шестьдесят шесть лет. Современная исто­риография отводит его правлению всего двадцать шесть лет. Насколько известно, царствование Хафра не отме­чено никакими важными событиями.

 

«По словам египтян, Хеопс царствовал пятьдесят лет, а по смерти его царская власть перешла к брату его Хефрену. Он во всем подражал предшественнику, между прочим построил пирамиду, уступавшую по величине пирамиде брата; мы сами измеряли ее. Под нею нет подземных покоев; к ней не проведен канал из Нила, как к пирамиде брата; там река течет по искусственному руслу и омывает остров, на котором, говорят, и покоится Хеопс. Хефрен сделал цоколь пирамиды из пестрого эфиопского камня; высота пирамиды ниже той первой пирамиды, находящейся вблизи, на сорок футов. Обе пирамиды стоят на одном и том же холме, имеющем около ста футов вышины. Хефрен царствовал, как говорят, пятьдесят шесть лет…» [Геродот, II, 127]

 

Сохранилась диоритовая статуя этого фа­раона из храма долины у пирамиды в Гизе. Царь сидит на троне, как живой. Ваятеля ничуть не смутило, что диорит – одна из са­мых твердых пород. Он великолепно воспроизвел мощ­ную мускулатуру царя. Лицо фараона спокойно и без­мятежно, он – совершенное воплощение, символ века равновесия, когда царь-бог был залогом счастья на земле. На затылке Хафра, защищая его распростер­тыми крыльями, сидит сокол Хор. Бог-сокол – это небесная сила, которая оберегает землю фараонов (рис. 2.23, 2.24).

 

Рис. 2.23. Портрет Хафра. Погребальная камера его пирамиды в Гизе.

 

Внутреннее устройство этой пирамиды значительно проще, чем пирамиды Хуфу. Два коридора, ведущие от двух входов, соединяются в один, который приво­дит в усыпальницу. В склепе находится саркофаг, ли­шенный украшений и надписей (рис. 2.23). В XII веке арабам удалось проникнуть внутрь пирамиды, но никто не знает, что они там увидели.

Поминальный, или ниж­ний храм Хафра почти так же огромен, как сама пи­рамида (рис. 2.24). Он состоял из двух главных частей: собственно храма, расположенного у подножия пирамиды, и входного «павильона», известного под ошибочным названи­ем «Храма Сфинкса». От входного па­вильона, расположенного на берегу реки, к храму шел длинный соединительный коридор.

 

 

Рис. 2.24. Диоритовая статуя фараона из храма Хафра (Хефрена). Интерьер Нижнего храма Хефрена в Гизе

 

Общая строгость сооружения, гранитные опо­ры, великолепно выражающие величавую суровость Древнего царства, – все это свидетельствует о чудесах техники, которые мы до сих пор не в силах объяс­нить. Отдельные блоки достигают огромных размеров, а некоторые из них весят более ста пятидесяти тони. Это уникальный случай в египетской архитектуре. Храм, долго считавшийся храмом Сфинкса, – един­ственное дошедшее до нас от этой эпохи в хорошей сохранности святилище такого типа. Он был засыпан песками, и лишь в 1853 г. Мариетт вновь открыл его. Над дверьми двух входов храма высечено имя Хафра. Здесь были установлены двадцать три умело освещенные алебастровые статуи Хафра. Пространство храма одновременно и открыто и недоступно свету. Оно как будто «укрощает» снопы солнечных лучей, и статуи в игре бликов и теней ка­жутся живыми.

Верхний храм Хафра, к сожалению, разрушен. Он был огромен, свидетельство тому — блок весом 425 тонн. Считается, что его фасад достигал в длину 130 м. На севере и юге его были вырублены «доки». В них, как и в пирамиде Хеопса, помещались ладьи, в которых фараон совершал небесные странствия.

Высота пирамиды Хафра почти такая же, как и пирамиды Хуфу, но ее основание на пятнадцать мет­ров короче, а ребра круче. У вершины облицовка из известняка почти не повреждена, по ней пирамиду легко отличить от других (рис. 2.25). Ее основание было облицовано на высоту три метра полосой красного асуанского гранита.

 

2.25. Пирамида Хафра (Хефрена). Современное состояние

 

К этим творениям Хафра, вероятно, добавил Большого Сфинкса. В древних текстах об этой статуе нет никаких сведений. Не сохранилось ни одной надписи времен Древнего царства, где бы он упоминался. Сфинкс расположен к юго-востоку от великой пирамиды; лицо его обращено на восток. Сфинкс – это лев с человеческой головой, покрытой ритуальным головным убором – клафтом. Высота скульптуры достигает двадцати метров, а длина – пятидесяти семи. Многие исследователи считают, что у Сфинкса лицо фараона Хафра; другие же думают, что Сфинкс появился намного раньше. Греческое название «сфинкс», возможно, произошло от египетского шепес анх, что значит «живой образ». Это одно из опреде­лений Атума, творца и властелина мироздания. Сфинкс считался защитником некрополя Гизе, гордым стражем, хранящим покой мертвых и отгоняющим злых духов. С помощью «третьего глаза» он следит за восходом Солнца и обращением планет:

«Перед ними находится сфинкс, предмет гораздо более достойный упоминания, о котором, однако, молчат, – божество местных жителей. Полагают, что в этом сфинксе погребен царь Гарманс, и предпочитают считать это изваяние привозным, но на самом деле оно – отдельная естественная скала. Багровому лику чудовища воздают поклонение. Окружность головы по лбу равна ста двум футам, длина ног – ста сорока трем, высота от брюха до верхнего изгиба головы – шестьдесят один с половиной (так, если ad summam apsidem; если ad summam aspidem (Майгоф), то пришлось бы сказать: до змеи на верху головы)…» [Плиний, XXXVI, 12, 17].

 

Сфинкс – лев, иными словами – символ царя. Считалось, что этот громадный хищник вечно бодр­ствует. Его могущество и сила – порука космического порядка. Львы надзирали за восходом и заходом Солн­ца, следили, чтобы не нарушался закон обращения светила. Утверждали, что эти громадные кошки в но­чи видят так же хорошо, как и днем, и никогда не смыкают глаз. Вот почему сфинксов ставили перед храмами и гробницами (рис. 2.26).

 

Рис. 2.26. Большой Сфинкс в Гизе. Аэрофотосъемка

 

В эпоху Нового царства Сфинкса отождествляли с богом Хармахисом, имя которого означает «Хор в горизонте». Считалось, что изваяние обладает Ка, и ему приносили жертвы. Известна стела, где Сфинкс изображен на фоне пирамид Хуфу и Хафра. На Сфин­ксе тяжелое ожерелье. Он никогда не смыкает глаз и охраняет статую царя, стоящую между его лапами. Над его головой летит сокол, держащий в когтях символ вселенной.

Сфинксу постоянно угрожали пески. Фараон Тутмос IV освободил от них изваяние. Рамсес II, как считают, приказал своим камнерезам его подправить. Почти до конца язычества, то есть до IV в. н.э., народ по­клонялся Сфинксу. Во II веке римляне восстановили мостовую во дворе перед памятником и зано­во облицевали лапы изваяния.

Время пощадило этот великий памятник древней истории, но люди отнеслись к нему гораздо менее почтительно. Один египетский правитель в начале XVIII века приказал отбить нос у Сфинкса. Лицо гиганта обстреляли из пушки. Солдаты Наполеона палили ему в глаза из ружей. Англичане отбили ему каменную бороду и увезли ее в Британский музей (рис. 2.27, рис. 2.28). С момента «открытия» каменного колосса европейцами порождена масса всевозможных домыслов о его происхождении, предназначении и возможных магических свойствах. Но никто не мог докопаться до истины, пока однажды в 1943 году не была обнаружена загадочная находка.

С момента «открытия» каменного колосса европейцами порождена масса всевозможных домыслов о его происхождении, предназначении и возможных магических свойствах. Но никто не мог докопаться до истины, пока однажды в 1943 году не была обнаружена загадочная находка. В зарытом под землей сундуке нашли папирус, который содержал странный текст. В нем речь шла о таинственных шести рабах-сфинксах. Только в 1952 году удалось сделать новое открытие, после которого содержание этого папируса стало более понятным.

 

Рис. 2.27. Большой Сфинкс. Восточный фасад, вход в Храм Сфинкса

 

Рис. 2.28. Большой Сфинкс. Современное состояние

 

Экспедиция египетских археологов подвергла тщательному обследованию Великого Сфинкса в Гизе и неожиданно для себя нашла в громадной фигуре несколько помещений, попасть в которые можно было, лишь поднявшись на высоту около 15 метров по каменной лестнице. Перед глазами ошеломленных ученых возникла страшная картина. С потолка еще свисали кожаные ремни, в узлах которых сохранились останки человеческих ног. Пол был покрыт сотнями человеческих черепов и различными костями. Стало очевидным, что Великий Сфинкс изначально служил местом казни. Приговоренных к смерти подвешивали и выдерживали так до тех пор, пока разложившееся тело не обрушивалось на пол. Вешали ли здесь грабителей, убийц и прочих преступников, или несчастными казненными были рабочие, сооружавшие гробницы фараонов и, возможно, обладавшие секретами пирамид, тайну которых они должны были сохранить ценой своей жизни? А может быть, и те и другие?

С тех пор нашли еще пять подобных сфинксов. И все они были местом казни.

В наши дни едкий дым каирских заводов и выхлопы автомобилей разрушают камни. В 1988 году от шеи Сфинкса откололась и упала огромная каменная глыба весом 350 килограммов. В начале 90-х годов египетские археологи приступили к консервации всей громадной фигуры Сфинкса. Планируется также возвести над ним прозрачную конструкцию из стеклопластика, чтобы сохранить Великого Сфинкса от всевозможных вредных воздействий современного мира.

 

Преемник Хафра, фараонМенкаура вступил на престол в 2490 г. до н. э. и правил около двадцати лет. Однако о царствовании его практически ничего не из­вестно.

 

«После них царем стал Микерин, которого некоторые называют Менхерином, сын создателя первой пирамиды…. Он решил соорудить третью пирамиду, но умер прежде, чем постройка была окончена. Каждая сторона основания должна была иметь в длину три плетра, грани он выложил до пятнадцатого ряда из черного камня, похожего на фиванский; остальное было сделано из такого же камня, какой пошел на постройку других пирамид…. Если это сооружение и уступает по величине двум остальным, то оно все-таки намного превосходит их большею искусностью работ и качеством своего камня. На северной стороне пирамиды начертано имя того, кто ее построил – имя Микерина…» [Диодор, I, 64, 6-8].

«Микерин [сын Хеопса] также оставил после себя пирамиду, – правда, гораздо меньше отцовской; каждая из четырех сторон ее имеет в длину по три плетра без двадцати футов; наполовину она сделана из эфиопского камня…» [Геродот, II, 134].

 

Ваятели оставили нам несколько портретов царя, в частности статуи, хранящиеся в Бостонском музее. Фараон изображен вместе с супругой, которую нежно обнимает. Есть и его изображения в триаде между двух женщин. Одна из них – богиня, другая – олицетворение нома. Их тела прекрасны, крепки, их облик дышит силой и врожденным величием. Жен­щины одеты в облегающие платья. Это образ безмя­тежного мира, спокойствия страны, объединенной верой в собственное бессмертие (рис. 2.29).

Менкаура, чье египетское имя обозначает «Неру­шимы жизненные силы» или «Жизненная сила Ра», может быть, и не заслуживает звания гиганта в той мере, как Хуфу и Хафра. Его пирамида на пла­то Гизе значительно меньше пирамид двух его пред­шественников, почему – неизвестно. Высота ее чуть больше шестидесяти шести метров, а погребальный ансамбль не закончен (рис. 2.30). Кубатура пирамиды в девять раз меньше, чем пирамиды Хафра. Облицовка его пирамиды свидетельствует о строительных новациях: до тре­ти высоты она была облицована гранитом, а выше – известняком.

29 июля 1837 г. после шести месяцев поисков археолог Визе обнаружил вход в пирамиду Менкаура. Он ока­зался, как и у других великих пирамид, на северном фасаде – там, где мамелюки пробили громадную брешь. В усыпальнице, расположенной под монумен­том и целиком сложенной из гранита, археолог нашел базальтовый саркофаг с разбитой крышкой.

 

 

Рис. 2.29. Алебастровая статуя фараона Менкаура, богини Исиды (слева)

и богини-покровительницы нома (справа)



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.117.38 (0.023 с.)