Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Билет: архитектурные Особенности кромлеха стоунхендж (XIX-XVI вв. До Н. Э. )Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Наиболее известной солнечной обсерваторией бронзового века, конечно же, является Стоунхендж. О том, что этот памятник был связан именно с культом солнца, писал Диодор Сицилийский: «На острове есть великолепное святилище Аполлона, а также прекрасный храм, сферический по форме…. Говорят также, что бог посещает остров каждые девятнадцать лет; это период, за который звезды завершают свой путь по небу и возвращаются на прежнее место. При своем появлении бог играет на кифаре и танцует ночь напролет от весеннего равноденствия до восхода Плеяд…» [7]. О нем упоминали в своих трудах Юлий Цезарь, Тацит и другие греческие и римские историки. В 1605 году впервые был зарисован архитектором Иниго Джонсом (рис. 1.19, 1.20).
Рис. 1.19. Общий вид Стоунхенджа (1800-1500 гг. до н. э.)
Рис. 1.20. Стоунхендж. Общий вид; траектория солнечного луча в канун летнего солнцестояния
Этот памятник был построен в 1800 году до н. э. и пережил несколько реконструкций. В течение 1850-1500 гг. до н. э. перестраивался трижды. Первый вариант был выполнен из серого сарсена (местная порода песчаника), второй – из голубоватых камней, привезенных из Уэльса (транспортный путь – порядка 250 км). Третий вариант включал камни обоих видов.Окончательный вариант датируется 1500 годом до н. э. (рис. 1.21). Вероятный автор последнего варианта – безымянный зодчий с острова Крит, о чем свидетельствует изображение минойского кинжала на одном из камней.
Рис. 1.21. Общий вид, аэрофотосъемка и план Стоунхенджа (1800-1500 гг. до н. э.):
В состав Стоунхенджа входили следующие компоненты:
1 – алтарный камень 4,8×1,0×0,5 м; 2 – трилиты (высота камней 6,0-7,2 м, диаметр подковы 15 м); 3 – кольца голубых камней; 4 – сарсеновое кольцо (30 камней высотой по 5,5 м, диаметр кольца – 31 м); 5 – кольцо лунок «Z» (30 лунок, диаметр кольца 40 м); 6 – кольцо лунок «Y» (30 лунок, диаметр кольца 53,4 м); 7 – кольцо лунок Джона Обри (56 лунок, диаметр кольца 87,8 м); 8 – внутренний меловой вал (диаметр вала – 100 м, ширина – 6,0 м, высота – 1,5 м); 9 – внешний земляной вал (диаметр вала – 115 м, ширина – 2,5 м, высота – 0,5-0,8 м); 10 – аллея; 11 – «Пяточный камень» Хеле (высота 6 м, вес – около 35 тонн)
Давно уже было замечено, что в семидесяти метрах от внешнего кольца Стоунхенджа стоит Хеле (Пяточный камень). Он как бы замыкает ось, идущую от алтарной плиты в центре святилища. Если в период летнего солнцестояния смотреть на этот камень со стороны алтаря, можно убедиться, что солнце восходит точно над ним. Это явление впервые отметили в III-II тыс. до н. э. Еще в начале нашей эры друиды праздновали здесь начало нового солнечного года, принося «сияющему» Лугу человеческие жертвы. Джеральд Хоккинс был уверен, что многие камни внутри и за пределами Стоунхенджа ориентированы на точки восходов и заходов солнца и Луны в различные периоды года: «Пользуясь современной вычислительной техникой, (он) доказал, что большой менгир указывает направление на точку восхода Солнца в летнее солнцестояние, а камни F и D – предельные азимуты восходов Луны, повторяющихся каждые 18,61 года. Выяснилось также, что четыре опорных камня – ориентиры на точки равноденствий…» [8] (рис. 1.22, 1.23).
«В начале нашего века известный английский астрофизик Джозеф Норман Локьер пришел к выводу, что заключения другого английского исследователя доктора Уильяма Стьюкли, высказанные еще в середине XVIII века, имеют под собой весьма веские основания. Речь в данном случае идет о продуманной координации древних памятников, предназначенных для наблюдений за небом и звездами, друг с другом, об отражении ими некоей модели, выраженной строго рассчитанным расположением святилищ, менгиров, групп камней и т. д.
Рис. 1.22. Стоунхендж. Проект реконструкции
Рис. 1.23. Стоунхендж. Утро в дни летнего солнцестояния (22-24 июня)
Альфред Уоткинс после смерти Н. Локьера выдвинул дерзкую идею о расположении святилищ и прочих древних сооружений по линиям, которые прослеживались за пределами видимого горизонта на многие десятки миль. Такого рода линии («дороги») со своеобразными вехами (памятниками вроде отдельных камней, колец, куч, каменных глыб, курганов, колодцев, храмов и с характерными природными «зарубками» на горизонте в виде эффективных скальных выступов) были ориентированы астрономически значимо и образовывали строгую систему. Эти линии покрывали, как сетью, значительные по площади районы, и, следуя по ним, можно было, не теряя ориентировки, путешествовать по стране. Окончательный удар по скептикам в данной проблеме нанесен профессором Оксфордского университета А. Томом, который, обследовав на островах Англии сотни памятников со стоячими камнями, пришел к выводу, что они сооружались по единым стандартам и канонам, близким принятым пифагорейской школой. К началу второго тысячелетия до н.э. люди, жившие на территории нынешней Англии, использовали стандартную единицу измерения, которую А. Том назвал «мегалитическим ярдом», равным 2,72 фута (82,9 см)…» [4, С. 42].
По мнению Н.И. Брунова, в кольца лунок «Z», «Y» и Обри было положено по два камня – белого и черного. Дежурные жрецы-друиды перекатывали эти камни из одной лунки в другую через определенные периоды времени. Различные сочетания камней позволяли им предсказывать различные природные явления – затмения, приливы и т. п. В то же время Дж. Вуд довольно скептически оценивает астрономический потенциал Стоунхенджа: «Мы не должны предаваться соблазну и видеть в нём доисторический прототип Гринвичской обсерватории. Та научная астрономия, которую мы знаем теперь, возникла лишь несколько веков назад, а люди позднего неолита, хотя они и вели тщательные наблюдения солнца и Луны, делали это из религиозных побуждений, а не ради изучения небесной механики. Вот почему мы находим кремированные останки во рву и человеческие кости в лунках Обри…. После постройки сарсенового кольца и трилитов в Стоунхендже-III возможности для драматических эффектов в церемониях, связанных с солнцеворотами, безмерно расширились, и как знать – может быть, именно для этого они главным образом и были воздвигнуты…» [8, С. 227-228]. 4 Билет: Заупокойный ансамбль фараона Джосера в Саккара (ок. 3000 г. до н. э.).
Погребальный комплекс фараона Джосера стоит на прямоугольной площадке размером 545×278 метров (около 15 га). Участок имеет ярко выраженную меридиональную ориентацию длинной оси. Это первое сооружение в Египте, выполненное полностью в камне (белый известняк). Доминантой комплекса служила огромная ступенчатая пирамида высотой около 60 м. Верхняя часть пирамиды разрушена временем. Вокруг пирамиды, в замкнутом прямоугольнике общего плана, размещались различные храмовые постройки для заупокойного культа, своеобразные гробницы, галереи, дворы и т. д. (рис. 2.6).
Рис. 2.6. Пирамида Джосера в Саккаре (общий вид, реконструкция по Перрингу)
Главный строитель комплекса – придворный зодчий Имхотеп, с именем которого связывался один из упомянутых выше архитектурных трактатов. Имя его ознаает «Тот, кто пребывает в покое» (рис. 2.7). Он носил почетный титул «Брат фараона», был верховным жрецом города Гелиополя, «Начальником всех работ фараона». После смерти он был обожествлен, имел свой заупокойный храм, в который приносили в качестве жертвы мумии ибисов – священных птиц бога Тота. Гениальный зодчий, сумевший облегчить вес пирамиды с помощью системы пустот, заполненных песком, он был также выдающимся врачом (греки прозвали его Асклепием, римляне – Эскулапом), геологом, создателем египетской письменности, астрономом и т. д. Впервые применил элементы архитектурного ордера (полуколонны в виде стеблей лотоса и папируса). Ему же приписывается создание канонической системы древнеегипетского храма.
В книге К. Целлар «Архитектура стран фараонов» (М.,1990) высказано предположение, что комплекс Джосера в Саккара является имитацией первой египетской столицы: «Стена комплекса символизирует белую крепостную стену Мемфиса; ступенчатая пирамида возвышается на месте храма бога Пта. Заупокойный храм символизирует царский дворец. Административные здания символизируют Южный и Северный дома. Номы Верхнего, Египта представлены молельными с западной стороны двора для юбилейных праздников, номы нижнего Египта – молельными с восточной стороны.
Рис. 2.7. Статуэтка зодчего Имхотепа. Его творение – пирамида Джосера в Саккаре.
Рис. 2.8. Пирамида, портрет фараона Джосера Великолепного, III династия.
Таким образом, местом обитания усопшего фараона по-прежнему оставалась столица объединенного государства...» (80, С. 65). С нашей точки зрения, космические границы комплекса Джосера значительно шире. Известно, что древние египтяне в течение многих веков представляли себе Землю в виде совершенно плоского, вытянутого к югу прямоугольника, вдоль длинных сторон которого высятся горы, держащие на себе железный небесный свод. Со всех сторон земля омыва-ется круговым морем Шенур, от которого отходят четыре других моря – Средиземное («Великая Зелень»), Краснее («Лазурные Воды»), Индийский и Атлантический океаны. Согласно замыслу Имхотепа, душа Джосера «Великолепного», мудрого и справедливого правителя (рис. 2.8), должна была гарантировать государству политическую стабильность и дальнейшее процветание «на миллионы лет». Этого можно было достичь, возведя погребальный комплекс из самого прочного по тем временам строительного материала – камня. Проанализируем его планировочную структуру (рис. 2.9).
Рис. 2.9. Общий вид и план комплекса Джосера в Саккара (ок. 3000 г. до н. э.):
Длинная крытая галерея вдоль северной стены, скорее всего, символизировала южную оконечность Европы, которая казалась египтянам хаотичным скоплением мелких островов. По этой причине интерьер галереи был расчленен многочисленными выступами и нишами. Обширная прямоугольная площадь перед заупокойным храмом могла имитировать Средиземное море. Расположенная южнее шестиступенчатая пирамида уподоблялась многоярусному небесному своду (египтянам были известны пять планет, видимых невооруженным глазом, не менее восьми «навигационных» звезд и созвездий). Размеры пирамиды в различных источниках варьируются. Её высота – 60 метров. Размеры плана – 121×109 м (по другим данным – 125×115 м). Пирамида и заупокойный храм высятся как бы на границе Обеих Земель. Эта граница в композиции комплекса подчеркнута в широтной направлении вытянувшимся к востоку «Двором сердаба», а в меридиональном – Северным и Южным домами, украшенными лотосо- и папирусообразными полуколоннами.
Рис. 2.10. Саккара. Генеральный план комплекса пирамиды: а – входной двор, пропилеи; б – большой двор; в – ступенчатая пирамида Джосера; г – двор хеб-сед; д – двор, Южный дворец; е – двор, Северный дворец; ж – заупокойный храм; з – двор сердаба; и – Южная гробница
a б
Рис. 2.11. Южная гробница комплекса Джосера: a – фриз с кобрами, украшающий юго-западную угловую часть стены; б – сохранившаяся юго-западная часть стены двора в погребальном комплексе Джосера в Саккара
Лотос – священное растение южных номов, папирус – северных. Восточнее пирамиды тянется вдоль стены к югу длинный двор, предназначенный для проведения «хеб-седа» – праздника о6новления жизненной силы фараона (рис. 2.10). По обе стороны этого двора стоят друг против друга небольшие сокровищницы-молельни, которые олицетворяли многочисленные номы (провинции) Верхнего Египта. С нашей точки зрения, длинный двор являл собой русло Великого Хапи (Нила), по обоим берегам которого располагались земли провинций (молельни) (рис. 2.10, г). Во время праздников «хеб-седа» по этому двору двигалась с юга на север праздничная колонна жрецов, одетых в белые и голубые одежды. Людской поток, направлявшийся к заупокойному храпу, олицетворял благодатные воды Нила. Для большего сходства во главе процессии медленно «плыла» позолоченная ритуальная ладья. В композиции храмового комплекса можно найти и нильский «исток». Согласно представлениям египтян, Хапи берет свое начало где-то за Вратами Юга – в пещере, охраняемой огнедышащими змеями. Эту функцию вполне могла выполнять Южная гробница, фриз которой украшали изображения каменных уреев (египетских кобр) (рис. 2.11). Далее рукотворная «река» течет на восток через многочисленные пороги (юго-восточный вестибюль, украшенный папирусообразными трехчетвертными колоннами), а затем поворачивает на север к молельням, к Южному и Северному домам, заупокойному храму. Таким образом, фараон Джосер был похоронен в громадной каменной модели Обеих Земель, которые он смог объединить под двойным венцом.
Восточная («солнечная») ориентация погребальных сооружений оставалась неизменной достаточно долго, так как она отобразила один из наиболее фундаментальных космических законов. Дело в том, что на рубеже III тысячелетия до нашей эры древнеегипетские жрецы знали всё о весеннем и осеннем равноденствиях. Как известно, в эти дни Солнце стоит точно над экватором, периоды дня и ночи равны. Именно в этот отрезок времени фасады построек с широтной ориентацией оказывались обращенными на точки восхода и захода солнца. Циклическое равновесие Времени, подчеркнутое абсолютной симметрией архитектурных масс, – священная мистерия, которая должна была, по замыслу зодчих-жрецов, внести умиротворение в души рядовых египтян. Вероятно, именно по этой причине грани многоступенчатой пирамиды Джосера в Саккара были ориентированы строго по сторонам света. Вход в заупокойный храм был обращен на восток, в сторону восходящего Солнца. Это уже традиция: почивший владыка смотрит на своего божественного отца (рис. 2.12). По всей видимости, именно об этом храме говорится в следующей цитате: «В одной из египетских пирамид сделан глубокий и узкий туннель-коридор. Его отверстие направлено строго на восток, так что в дни равноденствий лучи восходящего Солнца проникали в глубь коридора пирамиды с помощью зеркал и освещали статую в конце коридора. Но во все остальные дни лучи солнца освещали лишь стены коридоры. Жрецы ожидали день, когда Солнце озарит статую, – тогда наступало равноденствие…» [12, С. 31]. В то же время заупокойный храм Джосера примыкал не к восточному, а к северному (!) фасаду шестиступенчатой пирамиды. Какими соображениями мог руководствовался Имхотеп при создании этого градостроительного феномена? Причиной тому могло послужить развитие научных знаний о солнечной эклиптике. Путем длительных наблюдений было установлено, что Солнце ежедневно меняет точку своего восхода на горизонте, совершая ежегодный «двойной марафон» между тропиками Рака и Козерога. Разве мог столь непостоянный бог гарантировать политическую стабильность Обеим Землям? Поэтому взоры астрономов в начале III тысячелетия до н.э. обратились на север. Было замечено, что в течение ночи все звезды совершают полный оборот вокруг звезды Тубан – α Дракона. Она одна из всех звезд сохраняет относительную неподвижность. Едва ли египетские астрономы были знакомы с космическими прецессиями, зато они были твердо уверены, что именно к этой звезде сходятся оси «земного» Нила и его небесного эквивалента – Млечного Пути. Ведь, как и все прочие народы, египтяне считали небо зеркальным отражением своего государства. По всей видимости, именно в этот период родилась идея, что душа фараона после его смерти превращается в одну из звезд где-то на северо-восточной оконечности Млечного Пути: «Фараон – это синтез животных, человеческих и космических сил…. Это он, ориентируясь по небесным звездам, чертит планы храмов. Смерть фараона – самое драматическое событие…. Он покидает землю людей, восходит на свой горизонт, достигает неба и сливается со своим создателем. Он уплывает в космическое пространство и превращается там в звезду…» [14, С. 19].
Рис. 2.12. Ориентация погребальной камеры комплекса Джосера на восток (реконструкция М.С. Булатова)
О том, что такая религиозная реформа моглаиметь место, говорят следующие фрагменты:
«Хорошо известно, что египтяне внимательно следили за звездами не только из чисто практических соображений, но для составления звездных карт и таблиц, которые они изображали на своих гробах и гробницах, поскольку звезды считались богами или душами благословенных умерших…. Нам известно, что у египтян в эпоху пирамид был весьма развит звездный культ…» [100, С. 153]. «Заупокойный храм Джосера примыкал к северной стороне пирамиды. Поскольку во всех царских погребениях до Джосера заупокойная молельня была с восточной стороны мастаб, причем тут же был и вход в них, очевидно, в расположении молельни Джосера отразились иные религиозные концепции…. После Джосера (кроме Усеркафа) храмы снова строились у восточной стороны, однако входы во всех пирамидах был уже с севера. Возможно, что произошло слияние двух религиозных учений, по одному из которых, связанному с солярным культом, заупокойные службы должны были совершаться на востоке от гробницы, согласно же другому учению, дух фараона возносился на Полярную звезду…» [14, С. 58]. 5 билет: Комплекс пирамид в Гизе (около 2900-2700 гг. до н. э.). Пирамида Хуфу (Хеопса) – первое «чудо света»
Из египетских пирамид общей известностью пользуются три пирамиды около совре- менной деревни Гизе, в нескольких десятках километров к северу от древней столицы – Мемфиса. Комплекс включал три большие пирамиды, статую Большого Сфинкса, «верхние» и «нижние» храмы, «дороги процессий», доки священных лодок, гробницы членов царских семей и вельмож, и т.д. (рис. 2.16).
Рис. 2.16. Комплекс пирамид в Гизе. Аэрофотосъемка
Центральное положение в комплексе занимали пирамиды Хуфу (Хеопса) – зодчий Хемиун, Хафра (Хефрена) – зодчий Анхи, Менкаура (Микерина) – зодчий Мериб. Автор Большого Сфинкса – скульптор Мериптах. Самая большая из них – пирамида Хеопса – имела первоначальную высоту около 147 м. Пирамида Хефрена была лишь на 3 м ниже её. Примерно вдвое ниже была пирамида Микерина (рис. 2.17).
«Все согласны, что эти сооружения – самые замечательные во всем Египте, не только по своим размерам и стоимости, но и в отношении искусности, проявленной теми, кто их строил…. Говорят при этом, что архитекторы заслуживают большего удивления, чем цари, предоставившие средства на постройки: ведь те силами собственного ума и собственной рачительности довели до конца намеченное, а эти – только богатством, доставшимся по наследству, и чужими усилиями…» [Диодор, I, 64, 12-14]
Рис. 2.17. Слева направо – пирамиды Микерина, Хефрена (в центре), Хеопса (на заднем плане)
Самой знаменитой из них, названной греками первым «чудом света», считается пирамида Хуфу (Хеопса) (ок. 2590-2568 гг. до н. э.). В древности её высота достигала 146,6 метров. В настоящее время верхняя часть пирамиды разрушена. По всей видимости, исчезло позолоченное навершие (греч. пирамидион). Здесь осталась квадратная площадка со стороной около 9 метров. В годы второй мировой войны на ней размещался пост ПВО. Нынешняя высота пирамиды Хеопса составляет 138 метров (203 ряда каменных блоков). В основе пирамиды лежит скала высотой приблизительно 8,2 метра. План пирамиды – почти идеальный квадрат (отклонения не более 3 минут 33 секунд). Северная сторона – 230,25 м, западная – 230,35 м, восточная – 230,38 м, южная – 230,4 м.
Рис. 2.18. Комплекс пирамид в Гизе, IV династия. План (по А.В. Бунину и Т.Ф. Саваренской) «2. Хеммис [Хеопс] построил самую большую из трех пирамид, причисленных к семи чудесам света. 3. Эти пирамиды находятся в ста двадцати стадиях от Мемфиса в сторону Ливии и в сорока пяти стадиях от Нила. Величина сооружений и искусность работы повергает зрителей в дивное изумление. 4. Самая большая пирамида – четырехгранная, и каждая сторона основания равна семи плетрам; высота же ее превышает шесть плетров. Грани постепенно суживаются до вершины, где ширина каждой составляет шесть локтей. 5. Все пирамиды построены из твердого камня, с трудом поддающегося обработке, но зато долговечного….
А б в г
Рис. 2.19. Пирамида Хуфу (Хеопса), IV династия: a – вид с юго-запада; б – вид со стороны Большого Сфинкса; в – статуэтка Хуфу, h = 9 см; г – галерея внутри пирамиды … Ведь не менее тысячи лет, а, по словам некоторых писателей, даже свыше трех тысяч четырехсот лет, протекло до наших дней, и тем не менее камни поныне, как и прежде, прилегают друг к другу и не дают сооружению разрушаться. 6. Говорят, что камни были доставлены издалека, из Аравии, а постройка велась при помощи насыпей, так как в те времена еще не были изобретены подъемные орудия. 7. Наиболее удивительно, что там, где воздвигнуто такое огромное сооружение, кругом почва всюду песчаная и даже следа не осталось ни насыпи, ни каменотесных работ; могло бы поэтому показаться, что создано оно не человеческими руками, постепенно, а вся громада сразу, готовая, словно богом поставлена в окружающих ее песках…» [Диодор, I, 63, 2-7].
Если верить Геродоту, на постройку этой пирамиды пошло 2,3 млн. каменных блоков весом по 2,5 тонны каждый. Общий вес сооружения – 6,3 миллиона тонн. Подсчитано, что из этого материала можно было бы возвести стену высотой 2 метра, шириной 0,5 метра и длиной в 2,5 тысячи километров (!). По поводу монтажа этих блоков существуют самые различные гипотезы. Принято считать, что из каменоломен блоки перевозили на деревянных полозьях по каткам, смазанным жирным речным илом. Наверх блоки поднимали по земляным насыпям, используя простейшие рычаги. Во времена Хеопса грани пирамиды были облицованы полированными плитами из известняка и мелкозернистого песчаника. В XIII веке землетрясение расшатало некоторые из камней оболочки и арабы стали использовать их в строительстве дворцов мамлюкских султанов и жилых домов в Каире (рис. 2.18). «Хеопс заставил всех египтян работать на него. Одни обязаны были таскать из каменоломен, что в Аравийском хребте, к Нилу; после перевозки камней реку на судах их должны были принимать другие египтяне и тащить к хребту, называемому ливийским. Таким образом работало непрерывно, сменяясь каждые три месяца, по сто тысяч человек. Народ томился десять лет над проведением дороги, по которой таскали камни, – работа, как мне кажется, только немногим более легкая, чем сооружение пирамид; действительно, дорога имеет пять стадий в длину, оргий в ширину и восемь оргий в самом высоком месте в вышину; она вымощена шлифованным камнем с высеченными на нем [по бокам дороги] изображениями животных. Десять лет продолжалась постройка дороги и подземных покоев в том холме, на котором стоят пирамиды; покои эти Хеопс сооружал для себя, как усыпальницу, на острове, для чего провел канал из Нила. Самая постройка пирамиды длилась двадцать лет; каждая из четырех сторон ее имеет восемь плетров длины и столько же высоты; сделана она из шлифованных камней, в совершенстве пригнанных друг к другу; нет ни одного камня меньше, чем в тридцать футов…. Сделанная уступами, которые у иных называются зубцами (krossai), у других алтарчиками (bōmidai), эта пирамида сооружалась таким образом: закончив уступы, поднимали остальные камни машинами, сложенными из коротких кусков сначала с земли на первый ряд уступов; каждый положенный здесь камень перекладывали на другую машину, уже стоявшую в первом ряду ступенек; отсюда поднимался и укладывался на третью машину во второй ряд. Вообще или машин было столько, сколько рядов ступеней в пирамиде, или же машина была одна, удобоподвижная, которую переносили с одного ряда на другой, лишь только камень был снят с нее; о двух способах мы говорим потому, что и нам так рассказывали. Прежде всего отделывались верхние части пирамиды, потом следовавшие за ними сизу, наконец самые нижние части, те, что лежат на земле. В египетской надписи, начертанной на пирамиде, обозначено, сколько издержано было для рабочих на редьку, лук и чеснок; как я хорошо помню, переводчик при чтении надписи говорил мне, что всего было выдано тысяча шестьсот талантов. Если это действительно так, то сколько же должно быть издержано на железные орудия для работы, на пищу и одежду рабочих? На все эти работы употреблено столько времени, мною сказано; немало времени пошло также, думается мне, на ломку и доставку камней и на работы под землей…» [Геродот, II, 124-125]. «Главный вопрос: каким способом поднимались камни на такую высоту? Одни предполагают, что при помощи насыпей из селитры и соли, повышавшихся по мере роста сооружения, а по окончании его размытых отведенной рекой; другие думают, что выстроены были подмостки из необожженных кирпичей, а по окончании постройки кирпичи были отданы для частных домов (по мнению этих писателей, Нил, лежащий гораздо ниже, не мог быть отведен сюда). В самой большой пирамиде есть внутри колодец в восемьдесят шесть локтей. Думают, что туда и была впущена вода реки…» …» [Плиний, XXXVI, 12, 17].
Главный вход в пирамиду расположен на её северной стороне, в 17 метрах от уровня земли (13-й ряд гранитных плит). Согласно Страбону, он был замурован камнем треугольной формы (рис. 2.19). Камень закреплялся на шарнире в вершине треугольника и мог поворачиваться, открывая вход в коридор. Для поворота этого своеобразного балансира требовалось усилие не более 25 килограммов. Флиндерс Питри, изучая вход в пирамиду Веги, обнаружил по обеим сторонам круглые гнезда диаметром 9 и глубиной 14 сантиметров, расположенные на небольшой высоте друг напротив друга. Вероятно, это были углубления для шарниров, на которых подвешивались треугольные каменные «двери».
Рис. 2.20. Поперечный разрез пирамиды Хуфу (Хеопса) Вход в пирамиду нашел на ее северной стороне арабский халиф Аль-Мамун в 820 году. Он расположен в 17 метрах над землей и представляет собой наклонную галерею сечением 1,04×1,19 м), ведущую вниз на 105,15 м, с скалистому основанию, под углом 26°31`23``. В нижнем конце галереи – большая подземная камера, «бездонная яма». Затем входная галерея меняет направление на горизонтальное (на расстояние 8,83 м) и завершается камерой 14×8,1×3,5 метров (рис. 2.20). Погребальный склеп фараона в пирамиде Хеопса находится приблизительно в ее средней точке. К склепу ведет наклонный ход, расширяющийся в так называемую Большую галерею. Ниже расположены еще два склепа. Камера осталась незаконченной. Предполагают, что это был первый вариант погребальной камеры фараона, перенесенной впоследствии выше. Через 18 метров от главного входа в пирамиду начинается восходящий туннель длиной около 40 метров. Он идет под углом 26°31`23`` вверх. Туннель переходит в Большую галерею высотой 8,53м и длиной 46,6 м, заканчивающуюся входом в помещение из полированного гранита на высоте 42,7 м над уровнем земли. Это Камера царя. Она имеет размеры 5,23×10,46×5,81 м. Стены к пол этой камеры отделаны черным гранитом, привезенным из Асуана. Вес гранитных блоков – до 30 тонн. Они тщательно отшлифованы и подогнаны друг к другу. Между ними не проходит лезвие ножа. Входная галерея имеет уклон 26º34`. Примерно под этим углом во времена Хеопса была видна звезда Тубан (α Дракона) в конце июня (канун разлива Нила). Согласно древнеегипетским верованиям, душа почившего владыки после смерти улетает к полярным созвездиям. Поэтому с восточной стороны пирамиды на глубине 27 метров был устроен подземный эллинг, где стояла в разобранном виде «звездная» ладья. В ней душа фараона путешествовала на север. В результате прецессий, происшедших за пять минувших тысячелетий, оси древнеегипетских пирамид развернулись к западу примерно на четыре минуты Об этом говорят многие публикации.
«Четыре стороны (пирамиды Хуфу) с поразительной точностью ориентированы по сторонам света…. Когда-то она была облицована известняком, и тогда четыре ее грани, как зеркало, отражали солнечные лучи и озаряли окрестности…» [12]. «(Фландерс Питри)… обнаружил, что стороны пирамиды (Хуфу, П.Е.) почти точно ориентированы на магнитные полюса… (отклонение составляет всего три градуса, что меньше, чем 0,06 процентов погрешности)…» [13]. «Стороны пирамид в Гизе ориентированы точно в направлении восток-запад – азимут 90˚, – и никакого отклонения невооруженным глазом обнаружить нельзя. Как добились этого строители, неизвестно…. Как бы то ни было, стороны пирамид указывают на точку восхода Солнца в первый день весны, на точку весеннего равноденствия. Сфинкс… (также) устремляет свой взгляд на (восточный) горизонт. Направление этого взгляда – азимут 90˚. Астрономически он ориентирован на склонение, равное 0˚, что соответствует положению Солнца на заре в день равноденствия…» [14].
Остается добавить, что прямоугольные планы погребальных построек времен Древнего царства наилучшим образом отвечали требованиям солнечного культа:
«Фигура эта потому носит у геометров имя пирамиды, что кверху она суживается конусом наподобие огня, по-гречески pyr. Так как их громада, воздымаясь на чрезвычайную высоту, постепенно суживается, то она, на основании расчета механики, не может дать тени…» [Аммиан.Марцеллин, XXII, 15, 29].
Пирамида и мастаба являлись идеальными моделями для демонстрации оптических эффектов, создаваемых солнечными лучами. Именно поэтому их грани были идеально ориентированы по сторонам света (рис. 2.21). По мере того как поднималось Солнце, зеркальные бока каменных громад горели все ярче, пока в полуденные часы пирамида не становилась звездой или огненным лотосом – средоточием четырех ослепительных лучистых потоков, бивших над равниной во все стороны света[1]. А на закате над могилой фараона вставали широкие столбы красного пламени, вонзавшиеся в малиновое вечернее небо. В связи с этим некоторые египтологи поддержали версию Плиния о том, что пирамиды являются солярными символами и олицетворяют солнечные лучи, пробивающиеся сквозь облака. По каменному склону пирамиды фараон якобы «идет домой к Солнцу»: «Эти колоссальные треугольники по сторонам пирамид кажутся падающими с неба, подобно лучам солнца, скрытого грозовыми облаками; они спускаются из туч на землю в виде лестницы из лучей…» [121, С. 203]. И. Эдвардс добавляет к этому свой комментарий: «Если остановиться на дороге, ведущей в Саккара, и посмотреть в направлении поля пирамид, то можно увидеть, что косые солнечные лучи падают примерно под тем же углом, что и стены Великой пирамиды. Создается впечатление, будто перед тобой нематериальный прообраз и его материальное воплощение…» [95, С. 282].
Рис. 2.21. Конструктивное решение пирамиды Хеопса
На юге от пирамиды был обнаружен аналогичный подземный эллинг с «солнечной» ладьей, развернутой носом к западу. Очевидно, она предназначалась для ежедневных путешествий души фараона по небосводу вместе со своим отцом – богом Ра. Окутано тайной и внутреннее устройство пирамиды, пронизанной сложной системой камер, галерей, вентиляционных каналов. Главное помещение – Камера царя, облицованная розовым асуанским гранитом. В ней стоит пустой черный саркофаг. Согласно Геродоту, тело фараона покоится на искусственном острове посреди подземного озера, которое ежегодно наполняется водами разливающегося Нила. Вода якобы поступает в озеро по подземным каналам. Но эта версия пока еще не нашла подтверждения. Камера супруги фараона находится в центре пирамиды, приблизительно в 120 м от ее вершины.
Рис. 2.22. Каменные блоки, из которых сложена пирамида. Главный вход на северном фасаде.
В древности пирамида Хеопса была обнесена стеной. К югу от этой стены были расположены два дока для священных ладей (обнаружены в 1954 году). Ладьи были разобраны и закрыты большими известняковыми плитами весом около 16 тонн. Одна из ладей восстановлена и экспонируется в специальном стеклянном павильоне рядом с пирамидой – в музее Солар-Барке (Солнечной Ладьи). Ладья имеет длину 43,6 м, ширину 9 метров. Построена она из ливанского кедра и некоторых местных пород древесины (рис. 2.23). Завершается каютой, закрытой циновками. Вторая ладья была обнаружена в шахте к востоку от первой. Два больших дока, вырубленных в скале у восточной стороны пирамиды, также имитируют своей формой ладьи с носом и кормой. На восточной стороне пирамиды Хеопса находятся пирамиды его супруг и гробницы членов его семьи. Здесь же, у восточного склона пирамиды, расположены фундаменты заупокойного храма Хуфу. Дорога процессий длиной 825 метров идет на север к долинному храму Хуфу (деревня Назлет зль-Самман). Гробницы вельмож находятся к западу от пирамиды. В гробницах сохранились надписи с титулами сановников – «Жрец пирамиды», «Смотритель Пирамиды», «Смотритель припирамидного города Хуфу», «Тот, кто над тайнами царя». Установлено также, что в древности все пирамиды были облицованы снаружи полированными плитами из светлого песчаника, очень плотно подогнанными друг к другу. Наклонные треугольные плоскости их фасадов, как зеркало, отражали солнечные лучи и озаряли окрестности. В утренние часы восточная грань пирамиды отбрасывала в серое небо вертикальную колонну розового цвета. «В последующих пирамидах вход обращен на север. Подземная камера теперь сооружается так, чтобы в нее проникал световой луч, направленный на альфу созвездия Дракона, являвшуюся тогда полюсом мира. Очевидно, тогда возникает новая религиозная концепция, согласно которой дух усопшего владыки Египта возносился к Полярной звезде…» [10].
Рис. 2.23. Священная ладья, экспонированная в музее Солар-Барке (Солнечной Ладьи)
Итак, душа умершего владыки плывет по небу на серебряной лодке бога Тота – Луне, которая на этих широтах очень напоминает своею формой папирусный челн. Чтобы облегчить ей путешествие к «полюсу мира», входы в гробницы и «вентиляционные» каналы в пирамидах стали ориентировать точно по меридиану. Их даже сделали наклонными, подобно гигантским катапультам. Этими мерами зодчие старались придать начальное ускорение «звездным» ладьям, в которых души фараонов стремительно летели на север, к месту своего успокоения, или на юг – к созвездию Саху-Ориона и к звезде Сотис (Сириусу). Многие египтологи считают, что эта религиозная реформа была вызвана политическим усилением жрецов бога Тота. Имхотеп, знаменитый ученый-астроном и зодчий, считался «сыном» этого бога и главой упомянутой выше жреческой коллегии. Именно ему приписывается замысел «космической» расстановки и ориентации всех древнеегипетских пирамид и храмов. С их помощью жрецы вели астрономические наблюдения, которые позволяли правильно предсказывать начало разливов Нила, периоды солнечных затмений и прочие земные и небесные явления. После Джосера заупокойные храмы и залы поминовений вновь стали располагать на восточной стороне гробницы, однако главные входы в усыпальницы теперь делались только на северных фасадах. Примером тому могут служить знаменитые пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина в Гизе (IV династия, сер. III тыс. до н. э.). В этом плане особый интерес вызывает книга Р. Бьювела и Э. Джилберта «Секреты пирамид» [14]. В течение многих лет эти ученые занимались изучением Великих пирамид в Гизе. Ими было установлено, что строительные работы здесь велись по определенному плану. Египетские зодчие постарались в пространственной расстановке этих величественных сооружений отобразить картину звездного неба середины XXV столетия до н.э. Три пирамиды, стоящие под углом ~ 45˚ к фарватеру Нила и нацеленные своими диагоналями на город Анну (библ. Он, греч. Гелиополь), воспроизвели на земле узкий пояс созвездия Саху-Осириса – Ориона. Имеются в виду три расположенные в ряд звезды: пирамида Хуфу (Хеопса) – Ал-Нитак (ζ Ориона); пирамида Хафра (Хефрена) – Ал-Нилам (ε Ориона); пирамида Менкаура (Микерина) – Минтака (δ Ориона).
Пирамида фараона Джедефра в Абу-Рув
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.195.4 (0.016 с.) |