Приводится часть лекционного материала по эмбриогенезу.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Приводится часть лекционного материала по эмбриогенезу.



Латинские названия анатомических и топографических образований даются в соответствии с Международной анатомической номенклатурой.

Учебное пособие предназначено для студентов медицинских колледжей, специальность 060101.

 

 

 

 

Уважаемый студент!

Сегодня Вы приступаете к изучению анатомии человека - дисциплины, которая является фундаментом медицины. От знаний, полученных на анатомии, зависит успех не только будущей учебы в колледже, но и всей Вашей трудовой деятельности, независимо от специальнос­ти.

Основной метод познания анатомии - изучение строения органов, систем органов и тела человека в целом на трупе и препаратах от трупа человека.

Для каждого студента, начиная с 1-го курса, должно стать святой заповедью выражение: "Hic locus est, ubi mors gaudet succurrere vitae" - "Здесь смерть помогает жизни". Иными словами, на анатомии Человек и после своей смерти помогает живым как объект, с помощью которого мы постигаем тайны строения тела человека, готовимся помогать больным лю­дям.

Эта заповедь обязывает нас быть в высшей степени гуманными в обращении с трупом, трупным материалом, не допускать никакого кощунства и вести себя соответствующим образом во время лекций, практических заня­тий, при самоподготовке, при занятии с атласами и фотографиями, на занятиях в отделении судебно-медицинской экспертизы, при работе с ана­томическими препаратами в кабинете анатомии.

Надо запомнить, что за нарушение морально-этических норм при ра­боте с трупами и отдельными анатомическими препаратами студент будет привлечен к ответственности; перед администрацией может быть поставлен вопрос об исключении студента, поведение которого несовместимо с высо­ким званием медицинского работника.

 


· Анатомия -наука о строении тела человека

· Основная цель предмета анатомии- приобретение знаний о нормаль­ном строении органов, систем органов и тела человека в целом для изу­чения других медико-биологических и клинических дисциплин, а также для практической работы врача.

· Задачи анатомии

· После изучения анатомии студент должен:

а) знать и уметь объяснить:

1. Строение отдельных органов, их положение в теле человека и взаимоотношения с другими органами в организме; связь между строением и функцией органов.

2. Индивидуальные, половые и возрастные особенности строения ор­ганов, систем органов и тела человека.

3. Зависимость строения органов, систем органов и тела человека от биологических и социальных факторов.

б) уметь:

1. Показать на трупе, на препаратах и других учебных пособиях ор­ганы, их части и другие анатомические образования.

2. На теле человека пальпировать (прощупывать) и определять поло­жение отдельных органов, костные выступы; проецировать на поверхность тела крупные сосуды и нервы, находить точки пальпации сосудов.

в)иметь представление о:

1, Вариантах и аномалиях строения органов и систем органов в связи с особенностями эмбрионального развития.

2.Рентгеноанатомии органов и систем органов.

· Методы изучения анатомии

o Выделяют 2 группы методов изучения анатомии человека:

§ 1 - на трупе;

§ 2 - на живом человеке.

o Труп и анатомические препараты служат основным материалом для изучения тела живого человека.

o К методам изучения анатомии на трупе относятся:

· Препарирование (греческое anatemno - рассекаю) - исследование тела путем его рассечения при помощи скальпеля с последующим изучени­ем формы, размеров, строения органов, их положения в организме.

· Метод распилов - изучение срезов тела человека, предвари­тельно уплотненных с помощью низких температур или другими способами с последующим заключением в прозрачные среды.

· Метод наливки (инъекции) - наполнение кровеносных и лимфати­ческих сосудов, других полых образований или полостей тела загус­тевающей массой с последующим препарированием.

· Метод коррозии (латинское corrosio - разъедание) - метод, ис­пользующий предварительную наливку загустевающими массами, с последую­щим удалением тканей органа путем разъедания их в кислотах или щелочах.

o К методам изучения анатомии на живом человеке относятся:

· Осмотр, ощупывание, простукивание, измерения (антропометрия) областей и частей тела.

· Использование рентгеновского метода исследования (рентгеноско­пия, рентгенография, их различные модификации).

· Компьютерная томография.

· Изучение трубчатых и полых органов при помощи эндоскопи­ческих приборов (инструментов).

o В зависимости от инструментальной вооруженности исследователей строения тела человека различают:

· Макроскопическую анатомию – изучение внешней формы и строения невоору­женным глазом.

· Макро-микроскопическую анатомию - изучение анатомии с исполь­зованием оптических устройств небольшого увеличения.

· Микроскопическую анатомию (гистологию, цитологию) - изучение более тонкого строения органов и тканей с помощью микроскопа.

o В зависимости от плана изучения строения тела человека различают следующие виды анатомии:

o Систематическая анатомия - изучение анатомии тела человека по системам, т.е., изучение органов, объединенных общностью развития, структуры, положения и функции.

o Выделяют следующие системы органов: 1 - костную систему; 2 - сис­тему соединений костей; 3 - мышечную систему; 4 - системы внутренних органов; 5 - нервную систему; 6 ‑ сердечно-сосудистую систему; 7 - систему органов чувств; 8 - систему желез внутренней секреции.

o Функциональная анатомия - рассматривает строение органов, систем органов и организма человека в связи с выполняемыми функциями, сформи­ровавшимися в ходе развития под влиянием факторов внешней и внутренней среды.

o Топографическая анатомия - занимается послойным изучением взаим­ного расположения органов, частей органов и различных анатомических образований в определенных областях тела человека.

o Динамическая анатомия - анатомия опорно-двигательного аппарата при выполнении различных движений (работа мышц, сохранение позы, рав­новесия и т.п.).

o Пластическая анатомия - занимается изучением внешних форм и про­порций частей тела человека в связи с функцией и внутренним устройс­твом тела человека.

o Сравнительная анатомия - занимается сравнением развития и строения одинаковых органов и анатомических образований человека и различных животных, что позволяет объяснить особенности строе­ния тела, его частей, органов и систем органов у человека.

o Для правильного понимания механизмов и особенностей формирования органов, систем органов и организма, а также вариантов, аномалий и по­роков в анатомии используются данные эмбриологии.

o Эмбриология - наука о внутриутробном развитии (эмбриогенезе) организма.

o В анатомии при описании строения органов и систем органов часто используются понятия – онтогенез и филогенез.

o Онтогенез (греч. onthos - особь, genesis - развитие) - история развития особи в течение жизни.

o Филогенез(греч. phylon - род, genesis - развитие) - история раз­вития (эволюция) животных.

· Уровни организации тела человека

 

o Тело человека состоит из клеток и внеклеточных структур, объеди­ненных в ткани, органы и системы органов.

o Клетка - элементарная целостная биологическая система (элемен­тарная частица живого организма), имеет мембрану, цитоплазму, ядро, характеризуется обменом веществ, способностью к самообновлению, само­воспроизведе­нию и развитию.

o Ткань - это филогенетически сложившаяся система клеток и внекле­точных структур, характеризующаяся общностью происхождения, строения и выполняемой функции. Различают 4 вида тканей: 1 - эпителиальную, 2 - соединительную, 3 - мышечную, 4 - нервную.

o Орган - филогенетически сложившаяся система различных тканей, объединенных структурно и функционально. Одна из тканей в органе является основной и определяет его главную функцию. Орган характеризуется прису­щими ему формой, строением, положением, источниками кровоснабжения, лимфооттока, иннервации и функцией.

o Система органов- совокупность органов, объединенных происхожде­нием, топографией и функцией.

o Аппарат органов - совокупность органов различных систем, объеди­ненных происхождением или выполнением общих функций (опорно-двигатель­ный аппарат, мочеполовой аппарат).

· Плоскости и оси в анатомии

 

o Для ориентирования частей тела или органов в анатомии используют 3 плоскости фронтальную (1); сагиттальную (2); горизонтальную (3).

o
Сагиттальная плоскость, planum sagittale - это вертикальная плос­кость, которая делит тело человека (орган) на левую и правую части. Сагиттальная плоскость, которая делит тело или орган на симметричные половины, называется срединной.

а
б
в


o . Плоскости (а) и оси (б, в) в анатомии.

o Фронтальная плоскость, planum frontale - это вертикальная плос­кость (параллельная плоскости лба), перпендикулярная сагиттальной, ко­торая делит тело человека (органы) на передний и задний отделы.

o Горизонтальная (поперечная) плоскость, planum horizontale - это плоскость, перпендикулярная вертикальным плоскостям, которая делит те­ло человека (органы) на верхнюю и нижнюю части.

o Для описания движений в суставах и функции мышц в анатомии ис­пользуются три основные оси (рис. 1, б, в): сагиттальную (1), axis sa­gittalis; поперечную, или фронтальную (2), axis frontalis; вертикаль­ную (3), axis verticalis.

o Сагиттальную ось, axis sagittalis проводят перпендикулярно фрон­тальной плоскости спереди назад (от лат. sagitta - стрела).

o Поперечная (фронтальная) ось, axis frontalis имеет направление, перпен­дикуляр­ное сагиттальной плоскости (слева направо).

o Вертикальная ось, axis verticalis - это ось, перпендикулярная го­ризонтальной плоскости и направленная сверху вниз.

· Анатомическая терминология

o Анатомическая терминология - это слова и словосочетания, обозначаю­щие названия областей и частей тела, органов и частей органов, и опре­деленные анатомические понятия.

o Выделяют общую и частную анатомическую терминологию.

o Общая терминология - это слова или словосочетания, обозначающие общие признаки органов, частей тела или тела в целом.

o Частная терминология - это слова или словосочетания, определяющие конкретные органы и анатомические образования.

o Общие термины, termini generales, используются для указания вели­чины или расположения части тела, анатомического образования или орга­на по отношению к плоскостям и осям. При этом понимается вертикальное положение тела человека с ладонями, обращенными кпереди.

o В анатомии используются общие термины по отношению к сагитталь­ной, фронтальной и горизонтальной плоскостям.

o По отношению к сагиттальной плоскости используют термины:

o medianus - срединный, расположенный в плоскости, которая делит тело, его части или орган на симметричные или примерно равные полови­ны;

o medialis - медиальный, расположенный ближе к срединной плоскости;

o lateralis - латеральный, боковой, удаленный от срединной плоскости (лат. latus - бок);

o intermedius - промежуточный;

o dexter - правый;

o sinister - левый.

o По отношению к фронтальной плоскости используют термины:

o anterior - передний;

o posterior - задний;

o ventralis - вентральный, лежащий ближе к передней поверхности те­ла (лат. venter - живот);

o dorsalis - дорсальный, лежащий ближе к задней поверхности тела (лат. dorsum - спина).

o По отношению к горизонтальной плоскости используют термины:

o superior - верхний;

o inferior - нижний;

o cranialis - расположенный ближе к голове (лат. cranium - череп), то же, что и верхний;

o caudalis - расположенный ближе к хвосту (лат. cauda - хвост), то же, что и нижний.

o Общие термины для описания расположения частей тела или органов по основным осям или линиям:

o verticalis - вертикальный;

o sagittalis - сагиттальный;

o transversalis - поперечный;

o longitudinalis - продольный (независимо от положения тела или части тела);

o proximalis - расположенный ближе к началу части тела или органа, то же, что и краниальный;

o distalis - расположенный на удалении от начала части тела или органа, то же, что и каудальный;

o rostralis - расположенный ближе к голове, к началу тела (лат. rostrum - клюв);

o apicalis - расположенный на верхушке;

o basalis - базальный, расположенный ближе к основанию;

o basilaris - базилярный, являющийся основанием, основной частью.

o Общие термины, используемые для определения глубины (поверхности) расположения анатомического образования:

o centralis - центральный;

o periphericus - периферический;

o superficialis - поверхностный;

o profundus - глубокий;

o palmaris, volaris - ладонный;

o plantaris - подошвенный.

o Общие термины, используемые при описании величины органа или ана­томического образования:

o major - большой (больший);

o magnus - большой;

o parvus - малый;

o minus - малый (меньший);

o intermedius - промежуточный;

o minimus - наименьший, малый;

o maximus - наибольший, большой;

o longus - длинный;

o brevis - короткий.

Контрольные вопросы

1. Что изучает анатомия, её цель и задачи?

2. Какие методы используются для изучения анатомии человека?

3. Какие виды анатомии человека существуют и чем это определяется?

4. Назовите основные плоскости и оси, используемые при изучении анатомии человека.

5. Что такое анатомическая терминология и для чего она необходима?

 

ОБЩАЯ ОСТЕОЛОГИЯ

Остеология, osteologia - раздел анатомии, изучающий пассивную часть опорно-двигательного аппарата - кости.

Кость, os - это орган твердой опоры (скелета) тела человека. Для кости характерны следующие признаки органа:

1) определенный зачаток развития в эмбриогенезе;

2) присущее данной кости строение (анатомия);

3) постоянные место (топография) и соединение с другими костями в ске­лете;

4) относительно постоянные источники кровоснабжения, пути лимфо­оттока и нервные связи;

5) определенная для данной кости функция.

 

· Функции кости

 

Кости в организме выполняют механические и биологические функции.

Механические функции:

1) твердая опора тела;

2) защита внутренних органов;

3) двигательная (рычаги).

Биологические функции:

1) минеральный обмен (кальций, фосфор и др.);

2) кроветворная (красный костный мозг).

 

· Строение кости

Кость построена из костной ткани.

В ней различают

o ком­пактное вещество, substantia compacta (1) – наружный слой и

o губчатое вещество, substantia spongiosa (2) – внутренний слой.

Перекладины губчатого вещества располагаются упорядоченно в соответствии с функциональной нагрузкой.

В костях свода черепа губчатое вещество называется диплоэ, diploe; в нём располагается большое число каналов, образующих стенки диплоических вен (venae diploicae).

В длинных костях средняя часть кости состоит только из компактного вещества, а внутри располагается костномозго­вая полость,(3).

Губчатое вещество кости заполнено красным костным мозгом.

До периода полового созревания костномозговая полость содержит красный костный мозг, который с возрастом замещается желтым костным мозгом.

Кость снаружи покрыта надкостницей, periosteum (4), которая представлена тонкой, плотной соединитель­но­тканной пластинкой, прочно сращенной с костью. Через надкостницу осуществляется кровоснабжение, лимфоотток и иннервация кости. За счет надкостницы в эмбриональном пе­риоде происходит периостальное окостенение, а также рост кости в тол­щину и регенера­ция при переломах.

Поверхности костей, образующих суставы, покрыты суставным (как правило, гиали­новым) хрящом, (5).

На поверхности кости имеются питательные отверстия (6), а в толще кости - питательные каналы, через которые в вещество кости проникают сосуды и нервы.

Структурной единицей кости является остеон – система концентрически расположенных пластинок вокруг центрального канала, в котором проходят кровеносные сосуды микроциркуляторного русла и нервы. Соседние остеоны соединены между собой основным веществом, цементирующим кость, а также вставочными или промежуточными пластинками. Остеоны располагаются соответственно функциональной нагрузке кости, что увеличивает прочность костной ткани: в трубчатых костях вдоль оси кости, в губчатых – в поперечной плоскости, в плоских костях черепа – параллельно поверхности кости и радиально.

Сосуды каналов остеонов анастомозируют друг с другом и с сосудами костного мозга и надкостницы.

 

· Классификация костей

По форме кость может быть

1. Длинной (1), os longum.

2. Короткой (2), os breve.

3. Плоской (7), os planum.

4. Воздухоносной (5), os pneumaticum.

 

С учетом строения различают следующие кости

1. Трубчатые кости:2. Губчатые кости (3,4):

а) длинные (1); а) длинные;

б) короткие (2). б) короткие;

в) сесамовидные.

3. Плоские кости:

а) кости свода черепа;

б) кости пояса верхней (6) и нижней конечностей.

4. Смешанные кости (височная кость и др.).

 

На длинной трубчатой кости различают следующие части

1. Диафиз, diaphysis (a) - средняя часть кости, или тело, corpus.

2. Эпифизы (проксимальный (b) и дистальный (с), epiphysis (proxi­malis et distalis) - проксимальный и дистальный концы кости.

3. Метафиз, metaphysis (d) - зона между диафизом и эпифизом.

4. Эпифизарную линию, linea epiphysialis (f) - место, где распо­лагается зона роста – эпифизарный хрящ, cartilago epiphysialis. Эта линия располагается в области метафиза.

5. Апофиз, apophysis (e) - вырост кости, обусловленный тягой мышц или прикреплением связок.

По положению в скелете человека различают

o – кости осевого скелета:

а) кости черепа:

1) мозговой отдел (1);

2) кости лица (2);

б) позвоночный столб (3);

в) кости грудной клетки (4).

o – кости добавочного скелета:

а) кости верхней конечнос­ти (5):

1) кости пояса;

2) кости свободной конечности;

б) кости нижней конечности (6): 1) кости пояса; 2) кости свободной конечности;

· Развитие костей

Костная ткань у зародыша человека появля­ется на 6-7-й неделе эмб­риогенеза.

 
Исходной основой раз­вития кости является заро­ды­шевая соединитель­ная ткань - мезенхима, возникающая из клеток среднего зародыше­вого листка - мезодермы (склеротома).

Будущие кости закла­ды­ваются в виде сгущений клеток мезенхимы (пе­репо­нок) - перепончатая стадия развития костей. На втором месяце внутриутробного раз­ви­тия основная масса пере­пон­чатых закладок костей за­мещается хрящевой тканью и на месте мезенхим­ных закла­док появляются хрящевые модели будущих костей – хря­щевая ста­дия развития костей.

Начиная с 8-й недели эмбриогенеза, на месте хряща за счет надх­рящницы образу­ет­ся костная ткань (перихонд­ральное окостенение) - кост­ная стадия развития кости.

По такому пути (3
Рис. 3. Виды костей.  
стадии) развиваются кости основания черепа, осевого и добавочного скелета.

Меньшая часть пере­пончатых (соединительнотканных) закладок костей замещается костной тканью, минуя хрящевую стадию. По такому пути раз­виваются покровные кости черепа, кости лица, часть ключицы (акромиальный конец).



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.228.52.223 (0.029 с.)