Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Приводится часть лекционного материала по эмбриогенезу.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Латинские названия анатомических и топографических образований даются в соответствии с Международной анатомической номенклатурой. Учебное пособие предназначено для студентов медицинских колледжей, специальность 060101.
Уважаемый студент! Сегодня Вы приступаете к изучению анатомии человека - дисциплины, которая является фундаментом медицины. От знаний, полученных на анатомии, зависит успех не только будущей учебы в колледже, но и всей Вашей трудовой деятельности, независимо от специальности. Основной метод познания анатомии - изучение строения органов, систем органов и тела человека в целом на трупе и препаратах от трупа человека. Для каждого студента, начиная с 1-го курса, должно стать святой заповедью выражение: "Hic locus est, ubi mors gaudet succurrere vitae" - "Здесь смерть помогает жизни". Иными словами, на анатомии Человек и после своей смерти помогает живым как объект, с помощью которого мы постигаем тайны строения тела человека, готовимся помогать больным людям. Эта заповедь обязывает нас быть в высшей степени гуманными в обращении с трупом, трупным материалом, не допускать никакого кощунства и вести себя соответствующим образом во время лекций, практических занятий, при самоподготовке, при занятии с атласами и фотографиями, на занятиях в отделении судебно-медицинской экспертизы, при работе с анатомическими препаратами в кабинете анатомии. Надо запомнить, что за нарушение морально-этических норм при работе с трупами и отдельными анатомическими препаратами студент будет привлечен к ответственности; перед администрацией может быть поставлен вопрос об исключении студента, поведение которого несовместимо с высоким званием медицинского работника.
· Анатомия -наука о строении тела человека · Основная цель предмета анатомии - приобретение знаний о нормальном строении органов, систем органов и тела человека в целом для изучения других медико-биологических и клинических дисциплин, а также для практической работы врача. · Задачи анатомии · После изучения анатомии студент должен: а) знать и уметь объяснить: 1. Строение отдельных органов, их положение в теле человека и взаимоотношения с другими органами в организме; связь между строением и функцией органов.
2. Индивидуальные, половые и возрастные особенности строения органов, систем органов и тела человека. 3. Зависимость строения органов, систем органов и тела человека от биологических и социальных факторов. б) уметь: 1. Показать на трупе, на препаратах и других учебных пособиях органы, их части и другие анатомические образования. 2. На теле человека пальпировать (прощупывать) и определять положение отдельных органов, костные выступы; проецировать на поверхность тела крупные сосуды и нервы, находить точки пальпации сосудов. в)иметь представление о: 1, Вариантах и аномалиях строения органов и систем органов в связи с особенностями эмбрионального развития. 2.Рентгеноанатомии органов и систем органов. · Методы изучения анатомии o Выделяют 2 группы методов изучения анатомии человека: § 1 - на трупе; § 2 - на живом человеке. o Труп и анатомические препараты служат основным материалом для изучения тела живого человека. o К методам изучения анатомии на трупе относятся: · Препарирование (греческое anatemno - рассекаю) - исследование тела путем его рассечения при помощи скальпеля с последующим изучением формы, размеров, строения органов, их положения в организме. · Метод распилов - изучение срезов тела человека, предварительно уплотненных с помощью низких температур или другими способами с последующим заключением в прозрачные среды. · Метод наливки (инъекции ) - наполнение кровеносных и лимфатических сосудов, других полых образований или полостей тела загустевающей массой с последующим препарированием. · Метод коррозии (латинское corrosio - разъедание) - метод, использующий предварительную наливку загустевающими массами, с последующим удалением тканей органа путем разъедания их в кислотах или щелочах. o К методам изучения анатомии на живом человеке относятся: · Осмотр, ощупывание, простукивание, измерения (антропометрия) областей и частей тела. · Использование рентгеновского метода исследования (рентгеноскопия, рентгенография, их различные модификации). · Компьютерная томография. · Изучение трубчатых и полых органов при помощи эндоскопических приборов (инструментов). o В зависимости от инструментальной вооруженности исследователей строения тела человека различают:
· Макроскопическую анатомию – изучение внешней формы и строения невооруженным глазом. · Макро-микроскопическую анатомию - изучение анатомии с использованием оптических устройств небольшого увеличения. · Микроскопическую анатомию (гистологию, цитологию) - изучение более тонкого строения органов и тканей с помощью микроскопа. o В зависимости от плана изучения строения тела человека различают следующие виды анатомии: o Систематическая анатомия - изучение анатомии тела человека по системам, т.е., изучение органов, объединенных общностью развития, структуры, положения и функции. o Выделяют следующие системы органов: 1 - костную систему; 2 - систему соединений костей; 3 - мышечную систему; 4 - системы внутренних органов; 5 - нервную систему; 6 ‑ сердечно-сосудистую систему; 7 - систему органов чувств; 8 - систему желез внутренней секреции. o Функциональная анатомия - рассматривает строение органов, систем органов и организма человека в связи с выполняемыми функциями, сформировавшимися в ходе развития под влиянием факторов внешней и внутренней среды. o Топографическая анатомия - занимается послойным изучением взаимного расположения органов, частей органов и различных анатомических образований в определенных областях тела человека. o Динамическая анатомия - анатомия опорно-двигательного аппарата при выполнении различных движений (работа мышц, сохранение позы, равновесия и т.п.). o Пластическая анатомия - занимается изучением внешних форм и пропорций частей тела человека в связи с функцией и внутренним устройством тела человека. o Сравнительная анатомия - занимается сравнением развития и строения одинаковых органов и анатомических образований человека и различных животных, что позволяет объяснить особенности строения тела, его частей, органов и систем органов у человека. o Для правильного понимания механизмов и особенностей формирования органов, систем органов и организма, а также вариантов, аномалий и пороков в анатомии используются данные эмбриологии. o Эмбриология - наука о внутриутробном развитии (эмбриогенезе) организма. o В анатомии при описании строения органов и систем органов часто используются понятия – онтогенез и филогенез. o Онтогенез (греч. onthos - особь, genesis - развитие) - история развития особи в течение жизни. o Филогенез (греч. phylon - род, genesis - развитие) - история развития (эволюция) животных. · Уровни организации тела человека
o Тело человека состоит из клеток и внеклеточных структур, объединенных в ткани, органы и системы органов. o Клетка - элементарная целостная биологическая система (элементарная частица живого организма), имеет мембрану, цитоплазму, ядро, характеризуется обменом веществ, способностью к самообновлению, самовоспроизведению и развитию. o Ткань - это филогенетически сложившаяся система клеток и внеклеточных структур, характеризующаяся общностью происхождения, строения и выполняемой функции. Различают 4 вида тканей: 1 - эпителиальную, 2 - соединительную, 3 - мышечную, 4 - нервную. o Орган - филогенетически сложившаяся система различных тканей, объединенных структурно и функционально. Одна из тканей в органе является основной и определяет его главную функцию. Орган характеризуется присущими ему формой, строением, положением, источниками кровоснабжения, лимфооттока, иннервации и функцией.
o Система органов - совокупность органов, объединенных происхождением, топографией и функцией. o Аппарат органов - совокупность органов различных систем, объединенных происхождением или выполнением общих функций (опорно-двигательный аппарат, мочеполовой аппарат). · Плоскости и оси в анатомии
o Для ориентирования частей тела или органов в анатомии используют 3 плоскости фронтальную (1); сагиттальную (2); горизонтальную (3). o
o. Плоскости (а) и оси (б, в) в анатомии. o Фронтальная плоскость, planum frontale - это вертикальная плоскость (параллельная плоскости лба), перпендикулярная сагиттальной, которая делит тело человека (органы) на передний и задний отделы. o Горизонтальная (поперечная) плоскость, planum horizontale - это плоскость, перпендикулярная вертикальным плоскостям, которая делит тело человека (органы) на верхнюю и нижнюю части. o Для описания движений в суставах и функции мышц в анатомии используются три основные оси (рис. 1, б, в): сагиттальную (1), axis sagittalis; поперечную, или фронтальную (2), axis frontalis; вертикальную (3), axis verticalis. o Сагиттальную ось, axis sagittalis проводят перпендикулярно фронтальной плоскости спереди назад (от лат. sagitta - стрела). o Поперечная (фронтальная) ось, axis frontalis имеет направление, перпендикулярное сагиттальной плоскости (слева направо). o Вертикальная ось, axis verticalis - это ось, перпендикулярная горизонтальной плоскости и направленная сверху вниз. · Анатомическая терминология o Анатомическая терминология - это слова и словосочетания, обозначающие названия областей и частей тела, органов и частей органов, и определенные анатомические понятия. o Выделяют общую и частную анатомическую терминологию. o Общая терминология - это слова или словосочетания, обозначающие общие признаки органов, частей тела или тела в целом. o Частная терминология - это слова или словосочетания, определяющие конкретные органы и анатомические образования. o Общие термины, termini generales, используются для указания величины или расположения части тела, анатомического образования или органа по отношению к плоскостям и осям. При этом понимается вертикальное положение тела человека с ладонями, обращенными кпереди.
o В анатомии используются общие термины по отношению к сагиттальной, фронтальной и горизонтальной плоскостям. o По отношению к сагиттальной плоскости используют термины: o medianus - срединный, расположенный в плоскости, которая делит тело, его части или орган на симметричные или примерно равные половины; o medialis - медиальный, расположенный ближе к срединной плоскости; o lateralis - латеральный, боковой, удаленный от срединной плоскости (лат. latus - бок); o intermedius - промежуточный; o dexter - правый; o sinister - левый. o По отношению к фронтальной плоскости используют термины: o anterior - передний; o posterior - задний; o ventralis - вентральный, лежащий ближе к передней поверхности тела (лат. venter - живот); o dorsalis - дорсальный, лежащий ближе к задней поверхности тела (лат. dorsum - спина). o По отношению к горизонтальной плоскости используют термины: o superior - верхний; o inferior - нижний; o cranialis - расположенный ближе к голове (лат. cranium - череп), то же, что и верхний; o caudalis - расположенный ближе к хвосту (лат. cauda - хвост), то же, что и нижний. o Общие термины для описания расположения частей тела или органов по основным осям или линиям: o verticalis - вертикальный; o sagittalis - сагиттальный; o transversalis - поперечный; o longitudinalis - продольный (независимо от положения тела или части тела); o proximalis - расположенный ближе к началу части тела или органа, то же, что и краниальный; o distalis - расположенный на удалении от начала части тела или органа, то же, что и каудальный; o rostralis - расположенный ближе к голове, к началу тела (лат. rostrum - клюв); o apicalis - расположенный на верхушке; o basalis - базальный, расположенный ближе к основанию; o basilaris - базилярный, являющийся основанием, основной частью. o Общие термины, используемые для определения глубины (поверхности) расположения анатомического образования: o centralis - центральный; o periphericus - периферический; o superficialis - поверхностный; o profundus - глубокий; o palmaris, volaris - ладонный; o plantaris - подошвенный. o Общие термины, используемые при описании величины органа или анатомического образования: o major - большой (больший); o magnus - большой; o parvus - малый; o minus - малый (меньший); o intermedius - промежуточный; o minimus - наименьший, малый; o maximus - наибольший, большой; o longus - длинный; o brevis - короткий. Контрольные вопросы 1. Что изучает анатомия, её цель и задачи? 2. Какие методы используются для изучения анатомии человека? 3. Какие виды анатомии человека существуют и чем это определяется? 4. Назовите основные плоскости и оси, используемые при изучении анатомии человека. 5. Что такое анатомическая терминология и для чего она необходима?
ОБЩАЯ ОСТЕОЛОГИЯ Остеология, osteologia - раздел анатомии, изучающий пассивную часть опорно-двигательного аппарата - кости. Кость, os - это орган твердой опоры (скелета) тела человека. Для кости характерны следующие признаки органа: 1) определенный зачаток развития в эмбриогенезе; 2) присущее данной кости строение (анатомия); 3) постоянные место (топография) и соединение с другими костями в скелете; 4) относительно постоянные источники кровоснабжения, пути лимфооттока и нервные связи;
5) определенная для данной кости функция.
· Функции кости
Кости в организме выполняют механические и биологические функции. Механические функции: 1) твердая опора тела; 2) защита внутренних органов; 3) двигательная (рычаги). Биологические функции: 1) минеральный обмен (кальций, фосфор и др.); 2) кроветворная (красный костный мозг).
· Строение кости Кость построена из костной ткани. В ней различают o компактное вещество, substantia compacta (1) – наружный слой и o губчатое вещество, substantia spongiosa (2) – внутренний слой. Перекладины губчатого вещества располагаются упорядоченно в соответствии с функциональной нагрузкой. В костях свода черепа губчатое вещество называется диплоэ, diploe; в нём располагается большое число каналов, образующих стенки диплоических вен (venae diploicae). В длинных костях средняя часть кости состоит только из компактного вещества, а внутри располагается костномозговая полость,(3). Губчатое вещество кости заполнено красным костным мозгом. До периода полового созревания костномозговая полость содержит красный костный мозг, который с возрастом замещается желтым костным мозгом. Кость снаружи покрыта надкостницей, periosteum (4), которая представлена тонкой, плотной соединительнотканной пластинкой, прочно сращенной с костью. Через надкостницу осуществляется кровоснабжение, лимфоотток и иннервация кости. За счет надкостницы в эмбриональном периоде происходит периостальное окостенение, а также рост кости в толщину и регенерация при переломах. Поверхности костей, образующих суставы, покрыты суставным (как правило, гиалиновым) хрящом, (5). На поверхности кости имеются питательные отверстия (6), а в толще кости - питательные каналы, через которые в вещество кости проникают сосуды и нервы. Структурной единицей кости является остеон – система концентрически расположенных пластинок вокруг центрального канала, в котором проходят кровеносные сосуды микроциркуляторного русла и нервы. Соседние остеоны соединены между собой основным веществом, цементирующим кость, а также вставочными или промежуточными пластинками. Остеоны располагаются соответственно функциональной нагрузке кости, что увеличивает прочность костной ткани: в трубчатых костях вдоль оси кости, в губчатых – в поперечной плоскости, в плоских костях черепа – параллельно поверхности кости и радиально. Сосуды каналов остеонов анастомозируют друг с другом и с сосудами костного мозга и надкостницы.
· Классификация костей По форме кость может быть 1. Длинной (1), os longum. 2. Короткой (2), os breve. 3. Плоской (7), os planum. 4. Воздухоносной (5), os pneumaticum.
С учетом строения различают следующие кости 1. Трубчатые кости:2. Губчатые кости (3,4): а) длинные (1); а) длинные; б) короткие (2). б) короткие; в) сесамовидные. 3. Плоские кости: а) кости свода черепа; б) кости пояса верхней (6) и нижней конечностей. 4. Смешанные кости (височная кость и др.).
На длинной трубчатой кости различают следующие части 1. Диафиз, diaphysis (a) - средняя часть кости, или тело, corpus. 2. Эпифизы (проксимальный (b) и дистальный (с), epiphysis (proximalis et distalis) - проксимальный и дистальный концы кости. 3. Метафиз, metaphysis (d) - зона между диафизом и эпифизом. 4. Эпифизарную линию, linea epiphysialis (f) - место, где располагается зона роста – эпифизарный хрящ, cartilago epiphysialis. Эта линия располагается в области метафиза. 5. Апофиз, apophysis (e) - вырост кости, обусловленный тягой мышц или прикреплением связок. По положению в скелете человека различают o – кости осевого скелета: а) кости черепа: 1) мозговой отдел (1); 2) кости лица (2); б) позвоночный столб (3); в) кости грудной клетки (4). o – кости добавочного скелета: а) кости верхней конечности (5): 1) кости пояса; 2) кости свободной конечности; б) кости нижней конечности (6): 1) кости пояса; 2) кости свободной конечности; · Развитие костей Костная ткань у зародыша человека появляется на 6-7-й неделе эмбриогенеза. Будущие кости закладываются в виде сгущений клеток мезенхимы (перепонок) - перепончатая стадия развития костей. На втором месяце внутриутробного развития основная масса перепончатых закладок костей замещается хрящевой тканью и на месте мезенхимных закладок появляются хрящевые модели будущих костей – хрящевая стадия развития костей. Начиная с 8-й недели эмбриогенеза, на месте хряща за счет надхрящницы образуется костная ткань (перихондральное окостенение) - костная стадия развития кости. По такому пути (3
Меньшая часть перепончатых (соединительнотканных) закладок костей замещается костной тканью, минуя хрящевую стадию. По такому пути развиваются покровные кости черепа, кости лица, часть ключицы (акромиальный конец).
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 355; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.151.70 (0.015 с.) |