Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Налоговое право Российской ФедерацииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Налоговое право является подотраслью финансового права. Налоговое право и налоги являются взаимосвязанными категориями, поэтому, прежде чем рассматривать особенности налогового права и налоговых правоотношений, необходимо определить понятие налога и выделить его признаки.
Налоговый кодекс Российской Федерации определяет налог как обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 Налогового кодекса РФ).
Само понятие уже содержит основные юридические признаки налога: обязательность, индивидуальность, безвозвратность и безвозмездность уплаты, легитимность, уплата производится в денежной форме, вносятся платежи в бюджет или внебюджетный фонд, абстрактность.
В отличие от налога сбор – это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (ст. 8 Налогового кодекса РФ).
Данное понятие «сбор» имеет собирательное значение и дается в таком же значении, в каком оно употреблено в Конституции РФ, охватывая собственно сборы, а также пошлины. При этом налог, сбор и пошлина имеют определенные отличия. Налог представляет собой, как правило, систематический взнос, уплачиваемый без всякого встречного удовлетворения (то есть безвозмездно). Сбор – это плата государству за право пользования или право деятельности. Пошлина – это плата за совершение действий государственными органами.
Классифицировать налоги можно по различным основаниям.
По способу взимания налоги делятся на:
• прямые (подоходно-поимущественные) –взимаютсянепосредственно с имущества или дохода налогоплательщика, окончательным плательщиком прямого налога является владелец имущества (дохода); • косвенные (налоги на потребление) –включаются в цену товаров
и услуг, окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товара. В зависимости от органа,который устанавливает и имеет правоизменять и конкретизировать налоги: • федеральные (общегосударственные)налоги устанавливаютсяГосударственной Думой, взимаются на всей территории Российской Федерации, однако это не исключает возможность их зачисления не только в федеральный бюджет, но и в бюджеты другого уровня;
• региональные налоги устанавливаются и вводятся в действиефедеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации, являются обязательными к уплате на территории соответствующих субъектов. Представительные органы власти субъектов Российской Федерации вправе определять дополнительные льготы, изменять ставку налога (в установленных пределах), порядок, сроки уплаты и форму отчетности. Иные элементы налогообложения устанавливаются федеральным законодательством;
• местные налоги устанавливаются и вводятся в действиефедеральным законодательством и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, являются обязательными к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
Налоговым кодексом РФ определены следующие виды налогов и сборов:
• федеральные налоги и сборы:налог на добавленную стоимость,акцизы, налог на прибыль организаций, налог на доходы от капитала, подоходный налог с физических лиц, взносы в государственные внебюджетные фонды, государственная пошлина, таможенная пошлина и таможенные сборы, налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, налог на дополнительный доход от добычи углеводородов, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, лесной налог, водный налог, экологический налог, федеральные лицензионные сборы;
• региональные налоги и сборы:налог на имущество организаций,налог на недвижимость, дорожный налог, транспортный налог, налог с продаж, налог на игорный бизнес, региональные лицензионные сборы;
• местные налоги и сборы: земельный налог,налог на имуществофизических лиц, налог на рекламу, налог на наследование или дарение, местные лицензионные сборы.
Введение на территории Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования иных налогов, не предусмотренных Налоговым кодексом РФ, не допускается. Итак, налоговое право – это совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению, введению, и взиманию налогов, а также отношения, возникающие в связи с осуществлением налогового контроля, и по установлению ответственности за совершение налоговых правонарушений.
Предмет налогового права составляет:
• группу однородных отношений, возникающих между государством и налогоплательщиками (иными обязанными лицами) в связи с установлением, введением и взиманием налогов;
• отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействий) их должностных лиц, привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, и иных отношений, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
Обязанность платить законно установленные налоги и сборы
определена статьей 57 Конституции РФ, при этом «законно установленными» считаются налоги и сборы, если они установлены федеральным законом и введены в действие в соответствии с действующим законодательством7.
Основным же нормативным правовым актом, лежащим в основе правового регулирования налоговых отношений, является Налоговый кодекс РФ (в дух частях). Первая часть определяет основные начала законодательства о налогах и сборах, устанавливает систему налогов и сборов в Российской Федерации, определяет круг субъектов налогового права, их права и обязанности, общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, основы налогового контроля, регламентирует понятие и виды налоговых правонарушений, ответственность за их совершение, определяет порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействий) их должностных лиц.
Вторая часть Налогового кодекса РФ посвящена отдельным видам налогов. В настоящее время в нее входят основные федеральные налоги (НДС, акцизы, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых), ряд региональных налогов (налог с продаж, транспортный налог), а также устанавливаются специальные налоговые режимы. Налоговое законодательство включает в себя также ряд федеральных законов о налогах и сборах, принятых в соответствии с Налоговым кодексом РФ, а также законы, иные нормативные акты представительных органов субъектов Российской Федерации и нормативные акты представительных органов местного самоуправления, регламентирующие налоговые отношения.
К числу источников налогового права относятся также и подзаконные акты – указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные 7 Конституционный Суд РФ. Постановления. Определения. 1997–1998 / Отв. ред.
Т.Г. Морщакова. М., 2000. С. 46.
правовые акты федеральных органов исполнительной власти, нормативные акты органов субъектов Российской Федерации и муниципальных органов по отдельным вопросам в сфере налогообложения.
В ходе реализации предписаний норм налогового права его субъектами возникают налоговые правоотношения, обладаюющие определенными особенностями, которые:
• возникают в процессе деятельности государства и муниципальных образований по установлению и взиманию налогов; • состоят из общих и специальных отношений. Общие возникают между налогоплательщиком и государством (муниципальным образованием) по поводу исполнения налогового обязательства и имеют денежный характер. Специальные складываются в процессе реализации налогового обязательства налогоплательщика перед государством между плательщиком налогов и налоговыми органами, банками и т. д.
С точки зрения структуры, налоговые правоотношения раскрываются посредством характеристики их субъектов, объектов и содержания. К числу субъектов налоговых правоотношений относятся:
• субъекты, обладающие частной налоговой правосубъектностью: налогоплательщики; • субъекты, обладающие публичной налоговой правосубъектностью: налоговые органы (Министерство по налогам и сборам Российской Федерации), таможенные органы России (Государственный таможенный комитет), финансовые органы (Министерство финансов Российской Федерации, министерства финансов и финансовые управления (департаменты, отделы) субъектов Российской Федерации и муниципальных образований), правоохранительные органы;
• субъекты, содействующие уплате налога и (или) проведению налогового контроля: налоговые агенты, налоговые представители, банки, сборщики налогов, регистрирующие органы, участники мероприятий налогового контроля (свидетели, понятые, эксперты, специалисты).
Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаютсяорганизации и физические лица, на которых в соответствии с налоговым законодательством возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Объект налогообложения –операции по реализации товаров(работ,услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога. Объект необходимо
отличать от источника налога, то есть от резерва, используемого для его уплаты. В экономическом смысле существуют только два источника, за счет которых может быть уплачен налог, – доход и капитал.
Сумма налога уплачивается в установленные сроки. Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ. При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.
Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.108.8 (0.011 с.) |