Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 7. Медицина и фармация нового времени (1640-1918).Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Влияние французского материализма ХУШ в. на развитие медицины и фармации. Великие естественнонаучные открытия конца ХУШ и начала Х1Х вв. и их влияние на развитие лекарствоведения и медицины. Дифференциация медицинских дисциплин. Медико-биологическое направление. Внедрение анатомических вскрытий в преподавание медицины в Западной Европе. Лейденская анатомическая школа. Ф.Рюйш (1638-1731, Голландия). Учебники анатомии. Начало анатомических вскрытий в России. Основание Кунсткамеры (1717). Вклад П.А.Загорского (1764-1846), И.В.Буяльского (1789-1866), Н.И.Пирогова (1810-1881) в развитие анатомии. Общая патология. Макроскопический период. Зарождение патологической анатомии. Дж.Морганьи (1682-1771), М.Биша (1771-1802). Микроскопический период. Гуморализм К.Рокитанского (1804-1876). Целлюлярная патология Р.Вирхова (1821-1902). Функциональное направление в патологии. Микробиология. Эмпирический период (до Л.Пастера). Первые микроскопические наблюдения. Эмпирические методы борьбы с эпидемиями особо опасных инфекций. Вклад русских ученых в развитие методов борьбы с чумой (Д.С.Самойлович, 1742-1805). Открытие вакцины против оспы (Э.Дженнер, 1796, Англия) и введение оспопрививания. Эмпирические методы борьбы с раневой инфекцией (И.Ф.Земмельвейс, Венгрия; И.В.Буяльский, Россия; Дж.Листер, Англия – основоположник метода антисептики (1867); Н.И.Пирогов, Россия). Экспериментальный период. Л.Пастер (1822-1895, Франция) – основоположник научной микробиологии и иммунологии. Первые пастеровские станции во Франции (1885) и России (1886). Пастеровский институт в Париже. Развитие учения о защитных силах организма: клеточная теория иммунитета (И.И.Мечников, 1883, Россия) и гуморальная теория иммунитета (П.Эрлих, 1990, Германия).Развитие бактериологии (Р.Кох, 1843-1910, Германия), вирусологии: (Д.И.Ивановский, 1864-1920, Россия). Физиология и экспериментальная медицина. Достижения по изучению отдельных систем и функций организма: Р.Декарт (1596, Франция), А.Галлер (1708-1777, Швейцария), А.М.Филомафитский (1807-1849, Россия), Й.Мюллер (1801-1858, Германия), К.Людвиг (1816-1895, Германия), Г.Гельмгольц (1821-1894, Германия), и др. Развитие нервизма и формирование нейрогенной теории в России: Е.О.Мухин, И.Е.Дядьковский, И.М.Сеченов, С.П.Боткин, И.П.Павлов. Становление экспериментальной медицины. Первые клинико-физиологические лаборатории (Л.Траубе, Германия; С.П.Боткин, Россия). Учение И.П.Павлова об условных рефлексах и высшей нервной деятельности. Клиническая медицина. Терапия. Передовые медицинские центры Западной Европы. Лейденский университет. Утверждение клинического метода. Г.Бурхааве (1668-1738, Голландия); его учение о распознавании и лечении болезней. Первые методы и приборы физического обследования больного. Открытие перкуссии (Л.Ауэнбруггер, 1722-1809, Австрия), посредственной аускультации (Р.Лаэннек, 1781-1826, Франция), изобретение стетоскопа (1819). Рентгеновский метод (1895). Хирургия. Развитие техники оперативных вмешательств: Л.Гейстер (1683-1758, Германия), Ж.Л.Пти (1674-1750, Франция), Ж.Д.Ларрей (1766-1842, Франция), И.В.Буяльский (1789-1866, Россия), Б.Лангенбек (1810-1887, Германия), Н.И.Пирогов (1810-1881, Россия). Создание топографической анатомии (Н.И.Пирогов). История открытия наркоза: эфирного (У.Мортон, Ч.Джексон, 1846, США), хлороформного (Дж.Симпсон, 1847, Англия). Успехи хирургии в связи с открытием методов антисептики (Дж.Листер, 1867, Англия) и асептики (Э.Бергманн, К.Шиммельбуш, 1890, Германия). Открытие групп крови: К.Ландштейнер (1900, Австрия), Я.Янский (1907, Прага). Переливание крови. Трансплантация органов и тканей. Идея государственного здравоохранения: Й.П.Франк (1745-1821, Австрия, Россия); его труд «Система всеобщей медицинской полиции». Первый закон об общественном здравии и государственное учреждение по охране общественного здоровья (Англия, 1848). Становление экспериментальной гигиены: М.Петтенкофер (1818-1901, Германия), А.П.Доброславин (1842-1889, Россия), Ф.Эрисман (1842-1915, Россия).
Тема 8. Здравоохранение, медицина и фармация в России и СССР Организационные принципы советского здравоохранения. Этапы становления системы управления здравоохранением. Народный комиссариат здравоохранения РСФСР (1918). Н.А.Семашко (1874-1949), З.П.Соловьев (1876-1928). Народный комиссариат здравоохранения СССР (1936). Г.Н.Каминский (1895-1938). Профилактическое направление. Задачи государства в области здравоохранения; их реализация в первые годы советской власти. Декрет о национализации аптек (28.12.1918). Порядок взимания платы за отпускаемые из аптек медицинские средства. Открытие первого в стране фармацевтического института (Петроград, 1919). Борьба с эпидемиями. Санитарное просвещение. Оздоровление условий труда и быта. Охрана материнства и младенчества. Участие населения в здравоохранении. Проблема медицинских и фармацевтических кадров и пути ее решения. Единство медицинской науки и практики здравоохранения. Проблемы развития медицины и фармации в России и СССР в первые годы советской власти. Пути их решения. Основные достижения. Развитие медицинской и фармацевтической науки в России и СССР в первые годы советской власти. Медицинская и фармацевтическая печать. Научные съезды. Международные конгрессы. Открытия в области медицины и фармации и смежных с ними наук, отмеченные Нобелевскими премиями. Международное сотрудничество в области здравоохранения. История создания Всемирной организации здравоохранения.
Семинарские занятия
Тема № 1. Вводное занятие План 1. История медицины и фармации как наука 2. Периодизация всемирной истории медицины и фармации. Источники изучения истории медицины и фармации Цель и задачи занятия Дать определение истории медицины и фармации как науки. Охарактеризовать основные этапы ее развития, перечислить источники изучения истории медицины и фармации, раскрыть цели и задачи изучения истории медицины и фармации. Ознакомление с содержанием данной учебной дисциплины, с тематикой рефератов и докладов, требованиями к их подготовке и написанию, основными учебными пособиями и литературой для подготовки к семинарским занятиям. Материал к занятию История медицины и фармации это наука, изучающая развитие медицинской деятельности и медицинских знаний, историю лекарствоведения на различных этапах истории человечества. Она непосредственно связана с общей историей культуры народов. История медицины рассматривает развитие лечебной и предупредительной медицины, медицинской практики и теории. Знание истории медицины и фармации имеет большое значение для формирования мировоззрения будущего врача, обогащает его теоретическими знаниями, воспитывает чувство гуманизма и патриотизма. Как предмет преподавания, история медицины и фармации дает возможность на основе изучения прошлого опыта правильно оценить достижения современной медицины и фармации. История медицины делится на общую и частную. Общая история медицины изучает методологические и естественнонаучные основы медицины различных эпох, важнейшие направления ее развития, совершенствование практических навыков и умений по лечению, распознаванию и предупреждению болезней. Общую историю медицины студенты изучают на кафедре истории и философии. Частная история медицины изучает возникновение и развитие отдельных медицинских дисциплин, вклад ученых в их развитие, создание и деятельность медицинских учреждений. Частная история медицины подробно изучается на специальных кафедрах.
Студенту необходимо осмыслить и запомнить следующие понятия: Медицина – (от лат. Medicina) – система наук и практическая деятельность, направленные на сохранение и укрепление здоровье человека, продление его жизни, предупреждение и лечение болезней. Фармация – (от греч. Pharmakeia - лекарство, применение лекарств). Фармация – научно-практическая отрасль, занимающаяся вопросами изыскания, получения, исследования, хранения, изготовления и отпуска лекарственных средств. Вместе с фармакологией составляет науку о лекарствах. Фармация объединяет комплекс дисциплин: фармацевтическую химию, токсикологическую химию, фармакогнозию, технологию лекарственных форм и препаратов и др. В основу периодизации истории медицины положена периодизация всемирной истории: · первобытное общество (2 млн. лет до н.э. 1У-1 тысячелетие до н.э.) · древний мир (до середины 1 тысячелетия н.э.) · средние века (с середины 1 тысячелетия до 1640 г.) · новое время (1640-1918 гг.) · новейшая, современная история (с 1918 г.). В каждой из эпох медицина и фармация имела свои черты развития. Они менялись с развитием науки, техники, культуры, экономики.
Источники изучения истории медицины и фармации можно условно разделить на 7 основных групп: 1. Устные (фольклорные) – передача народом в устной форме образов реальной действительности 2. Лингвистические – отображение в речевой форме реальной исторической действительности 3. Письменные – рукописные или печатные документы, выполненные на папирусе, глине, керамике, бумаге, пергаменте, дереве и т.д. 4. Вещественные (материальные) – основную часть которых составляют археологические памятники, а также антропологические материалы (останки человека). 5. Этнографические – суеверия, обряды, верования, обычаи и т.д. 6. Кинофотодокументы – источники, фиксирующие события, которые могут неоднократно воспроизводиться 7. Фотодокументы – фонограммы, сделанные в момент события.
Задачи преподавания курса истории медицины и фармации: - изучение фактических данных из прошлого медицины и фармации; - развитие исторического мышления в понимании процессов становления медицины и фармации - воспитание уважительного отношения к избранной профессии на основе изучения опыта мировой и отечественной медицины, ее лучших традиций, - ознакомление с жизнью и научно-практической деятельностью выдающихся представителей отечественной и зарубежной медицины. - воспитание чувства патриотизма и гуманизма, чести и достоинства врача, провизора на основе изучения лучших традиций отечественной медицины и фармации.
Литература (общая ко всем темам семинарских занятий) · Сорокина Т.С. История медицины. М., 1994; 2004 · Лисицын Ю.П. История медицины. Учебник. М., 2004 · Заблудовский П.Е. и др. История медицины. М., 1981 · Кузьмин М.К. История медицины. М., 1978 · Мирский М.Б. Медицина России ХУ1-Х1Х веков. М., 1996 · Мирский М.Б. Хирургия от древности до современности. Очерки истории. М., 2000 · Егоров В.А., Абдулманова Е.Д. История фармации. Самара, 2002 · Зархин И.Б. Очерки из истории отечественной фармации. М., 1956. · Микиртичан Г.Л., Суворова Р.В. История отечественной педиатрии. С.-Петербург, 1998 · Выдающиеся деятели отечественной медицины. Учебно-методическое пособие. Ярославль, ЯГМА, 2000
Тема №2
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 748; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.165.234 (0.007 с.) |