Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ЛФК при хронических заболеваниях органов дыхания.

Поиск

Особенности лечебной физкультуры при бронхиальной астме, эмфиземе легких, бронхоэктатической болезни предста­влены в таблице 5. ЛФК широко применяется для профилактики и купирования приступов бронхиальной ас­тмы, наилучшим образом себя зарекомендовал метод волевой нормализации дыхания (ВНД) по К. П. Бутейко. Учитывая важность психического воздейс­твия на больного физических упражнений, врачебного слова целесообраз­но первые занятия по обучению приемам ВНД проводить лечащему врачу, врачу ЛФК. Усвоение методики начинается с выбора удобного положения (например, сидя руки на коленях), мышцы расслаблены. Пациенту объясня­ется суть методики - дышать нужно спокойно, менее глубоко, стараться уменьшить объём вдоха, сохраняя прежнюю частоту дыхания. Врач говорит: "Следите только за частотой дыхания, сделайте его спокойным, малозаме­тным, тихим, поверхностным, сдерживайте кашель, желание глубоко вдох­нуть, не нужно разговаривать". Кроме регуляции глубины вдоха купирова­нию приступа бронхиальной астмы способствуют тренировки в задержке ды­хания после обычного вы доха. Суммарное время дыхательных пауз, после вы­доха, в течение дня должно равняться около 10 минут. Повторную тренировку в задержке дыхания следует повторять с интервалами в 5 минут. После овладения методикой огра­ничения объема легочной вентиляции я задержки на выдохе больному не­обходимо приступить к занятиям общеразвивающими упражнениями, дози­рованной ходьбой, медленным бегом, терренкуром и др. Противопоказанием к назначению методики являются:

- астматический статус;

- недостаточность кровообращения, вызванная декомпенсацией хроничес­кого легочного сердца, миокардитом, инфарктом миокарда, артериальной гипертензией, пороком сердца и др. причинами;

С точки зрения этиопатогенеза эмфизема легких не всегда является резу­льтатом обструкции дыхательных путей. Последний факт должен учитыва­ться при назначении средств ЛФК. Так при первичной (панацинарной) эм­физеме существенно больше нарушается диффузионная способность легких по сравнению с вторичной (центральной) эмфиземой, выраженная оды­шка, компенсаторные возможности вентиляции больных даже в состоянии покоя могут находиться на низком уровне. В связи с этим уже во время небольшой мышечной работы нарастает артериальная гипоксемия, отмеча­ется низкая толерантность к физической нагрузке. Так как терминаль­ные бронхи не имеют хрящевого каркаса, их просвет во многом зависит от эластической тяги легочной ткани, свойства которой при первичной (панацинарной) эмфиземе значительно ухудшены. Кроме того, в результа­те повышения давления в грудной клетке в процессе выдоха происходит дополнительное респираторное коллабирование мелких дыхательных путей. Это требует увеличения работы дыхательной мускулатуры, повышения эне­рготрат на обеспечение организма кислородом. В данной ситуации пато­генетически обоснованный будет использование специальных дыхатель­ных упражнений (произношение звуков ПФФ, шипящих, свистящих) повыша­ющих давление в воздухоносных путях, а также упражнений, направлен­ных на улучшение подвижности грудной клетки, позвоночника, трениров­ку мышц брюшного пресса.

У больных с вторичной (центрацинарной) эмфиземой довольно рано развивается гиповентиляция, гипоксия, обусловливая своего рода адап­тацию к хронической гипоксемии и гиперкапнии. Помимо упражнений, ко­торые используются при первичной эмфиземе, этим больным показаны уме­ренные физические нагрузки (терренкур, гребля, лыжи и др.) Вызывая увеличение вентиляции дополнительно включенных альвеол, они снижают тем самым гипоксемию, улучшают общее состояние больных.

Лечебной физкультуре при бронхоэктатической болезни должен предшествовать, в зависимости от локализации бронхоэктазов, постуральный дренаж. Кроме того, с целью лучшего выведения мокроты, гноя рекомендуется в дренажных положениях делать физические упражнения (повороты и наклоны туловища в сочетании с движением верхних и нижних конечностей), поколачивание над местом поражения, массаж.

 

ЛФК при плевритах.

Лечебная физкультура при серозно-фибринозном (экссудативном) плеврите (см. табл. 6). Хотя плеврит в большинстве случаев не является самостоятельным заболеванием, вместе с тем встречается довольно часто. Особенностью лечебной физкультуры при экссудативном плеврите является многократное повторение статических в динамических дыхательных упражнений лежа на здоровом боку в сочетании о поворотом туловища вперед или назад, сравнительно длительное использование для занятий лечебной гимнастикой постельного и полупостельного двигательных режимов.

Для оценки эффективности проводимого лечения наряду о клиничес­кими и инструментальными, сложными, методами исследования оправдыва­ют себя и такие простые, как задержка дыхания на вдохе (проба Штанге) и выдохе (проба Генче). Средняя длительность апное на вдохе и выдохе у мужчин и женщин составляет соответственно 75,0 ± 5,5 и 46,0 ± 3,3; 54,0 ± 5,2 и 32 ± 4,0 сек. Данные пробы дают некоторое представление о функциональном резерве аппарата дыхания, а именно о наличии кисло­рода в легких, а также в крови и мышцах, связанного с гемоглобином и миоглобином.

 

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВЕНТИЛЯЦИИ ЛЕГКИХ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ДЫХАТЕЛЬНОГО ОБЪЕМА Таблица 1

Дыхательный объём (мл)   Частота дыхания (в мин)   Минутный объ­ём дыхания (Vобщ, л) Альвеолярная вентиляция (Vа, л)   Эффективность вентиляции в (%) Vа / Vобщ
      3,2 5,0 6,8 62,5

 

ЧАСТОТА СЕРДЕЧНЫХ СОКРАЩЕНИЙ СООТВЕТСТВУЮЩИХ АЭРОБНОМУ РЕЖИМУ МЫШЕЧНОЙ РАБОТЫ Таблица 2

Возраст ЧСС за 10 сек ЧСС за 60 сек Максимальная ЧССх
<20 24 – 29 144 – 174 >200
20 – 24 24 – 28 144 – 168  
25 – 29 23 – 27 138 –162  
30 – 34 22 – 26 132 – 156  
35 – 39 21 – 25 126 – 150  
40 – 44 20 – 24 120 – 144  
45 – 49 19 – 23 114 – 138  
50 – 54 18 – 22 108 –132  
55 – 59 17 – 21 102 – 126  
60 – 64 16 – 20 96 – 120  
>65 15 – 20 90 – 120 <155

х Максимальная ЧСС = 220 - возраст (в годах).

 

 

Таблица 3

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

 

ЗНАЧЕНИЕ ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ Увеличивают вентиляцию, лимфо – и кровообращение в легких, снижают спазм бронхов и бронхиол, улучшают их проходимость, способствуют выделению мокроты, тренируют умение произвольно управлять дыханием, формируют правильную би­омеханику дыхания, осуществляют профилактику заболева­ний и осложнений органов дыхания.
КЛАССИФИКА­ЦИЯ ДЫХАТЕЛЬ- НЫХ УПРАЖНЕНИЙ 1. Статические дыхательные упражнения. 2. Динамические дыхательные упражнения. 3. Специальные дыхательные упражнения: а/ локализованные дыхательные упражнения (верхнегрудное, нижнегрудное, боковое и др.) б/ звуковые дыхательные упражнения (произнесение шипя­щих, свистящих, гласных, вибрирующих звуков и их со­четаний, счет цифр на выдохе, декламация стихов, во­кальные упражнения и пр.) в/ Дренажные положения и упражнения, выполняемые в этих положениях г/ парадоксальные дыхательные упражнения (стрельниковские), д/ Дыхательные упражнения, направленные на ограничение объема вдыхаемого воздуха и тренировку задержки ды­хания на выдохе.
ТИПЫ ДЫХАНИЯ Грудной Диафрагмальный Смешанный
МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ Вдох через нос, выдох через рот в сомкнутые трубочкой губы, сочетать дыхательные упражнения с общеразвивающими, акцентировать внимание на сочетании дыхания с общеразвивающими упражнениями при работе больших мышечных групп, формировать дыхание смешанного типа.

 

 

Таблица 4

 

ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА ПРИ ПНЕВМОНИИ

ПРОТИВОПО­КАЗАНИЯ К НАЗНАЧЕНИЮ Общее тяжелое состояние, высокая температура, сердечно-легочная недостаточность, острый абсцесс, резкий сдвиг лейкоцитарной формулы крови.
СРОКИ НАЗНАЧЕ­НИЯ На следующий день после нормализации температуры, снижения интоксикации. При субфебрильной температуре на 3 – 5 день.
ДВИГАТЕЛЬ­НЫЕ РЕЖИМЫ И ИХ СОДЕРЖАНИЕ Расширенный постельный 1.Статические дыхательные упражнения средней глу­бины вдоха и выдоха. 2.Специальные дыхательные упражнения (локализо­ванные, звуковые) 3.Постуральный дренаж. 4. Массаж. 5.Физические упражнения динамического характера для мелких и средних мышечных групп в соче­тании с дыхательными I упражнениями (1:3). Ды­хательные упражнения выполняются больным ка­ждый час. Палатный   1.Статические и динамиче­ские дыхате­льные упражнения. 2.Физические упражнения динамическо­го характера для средних и больших мы­шечных групп. 3.Упражнения со снарядами (соотношение физических упражнений с дыхательными 2:1). Свободный   1.Общеразвивающие упражнения для всех мышечных групп со снарядами и без них. 2.Дыхательные упра­жнения (сочетание физических упражнений с дыхательными З:1). 3. Ходьба, быстрая с ускорени­ями, медле­нный бег.  
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ ДОМА Ежедневная утренняя зарядка. Общее закаливание, дозированная ходьба, бег, лыки, плавание, игры, туристические походы.

 

 

Таблица 5

ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА ПРИ ХРОНИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ.

ФОРМЫ   Бронхиальная астма Эмфизема Бронхоэктатическая болезнь
ЗАДАЧИ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЫ Научить произвольному управлению дыханием. Повысить нервно – психический тонус. Устранить патологическую, доминанту. Улучшить сопротивляемость к инфекционно – ал-лергическим аген­там Тренировать вспомогатель­ную мускулату­ру, Формировать диафрагмальное дыхание. Предупредить дыха­тельную недоста­точность Снизить интоксика­цию организма Повысить общий тонус больного Обучить дренажным положениям и откаш-ливанию выделя-емого. Улучшить вентиляцию, лимфо – и кровообращения в легких
ОСОБЕННОСТИ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЫ Волевое ограничение легочной вентиляции и тренировка задержки дыхания на выдохе. Упражнения на расслабление, специальные звуковые упражнения, общеразвивающие упражнения. Массаж спи­ны, грудной клетки. Закаливание.   Специальные дыхательные упражнения (выдох через узкую щель. Произношение шипящих, свистящих звуков). Упражнения на расслабление, тренировка под­вижности грудной клетки, позвоноч­ника. Гре6ля, пла­вание, дозированная ходьба. Закаливание. Дренажные положения и упражнения в этих положениях. Общеукрепляющие упражнения динамического характера с акцентиро­ванным движением туловища и конечностей. Закаливание

Таблица 6

ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА ПРИ СЕРОЗНО-ФИБРИНОЗНОМ (ЭКССУДАТИВНОМ) ПЛЕВРИТЕ

 

ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ Стадия накопления экссудата (инспираторная одышка, выбухание грудной клетки на больной стороне, болезненность и ог­раничение подвижности грудной клетки при дыхании, смещение диафрагмы, сдавливание экссудатом легкого, повышенная СОЭ, снижение диуреза)
ЗАДАЧИ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЫ Профилактика расстройств дыхания и кровообращения, образования плевральных сражений, развития деформации грудной клетки, позвоночника. Общеукрепляющее воздействие. Норма­лизация оттока жидкости из плевральной полости.
МЕХАНИЗМЫ РАССАСЫВАНИЯ ЭКССУДАТА И ПРОФИЛАКТИКИ ОБРАЗОВАНИЯ ПЛЕВРАЛЬНЫХ СРАЩЕННИЙ Механическое и присасывающее воздействие физических, специальных дыхательных упражнений, массажа, образование микро вакуумов "люков" в лимфатической системе, снятие "блока" лимфообращения и ускорение лимфооттока.
ДВИГАТЕЛЬНЫЕ РЕЖИМЫ И ОСОБЕННОСТИ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЫ Постельный - полупостельный Лечебная гимнастика выполняется из исходных положений лежа на больном и здоровом боку, полусидя, сидя. Применяются в большом количестве дыхательные упражнения (статические, динамические с подниманием руки на больной стороне во время вдоха) в сочетании с простыми общеразвивающими упражнениями. Длительность занятия 10-12 мин. Комплекс ЛФК проводить 3-4 раза в день. Массаж межреберных промежутков Палатный ИП лежа, сидя, стоя, Используются динамические упражнения, с гимнастической палкой. Комплекс проводится 5-7 раз день. Свободный Лечебная гимнастика из всех. Применяются общеразвивающие упражнения со снарядами и на снарядах в сочета­нии с дыхательными 20-25 мин. Отдельные упражнения, способствующие рассасыванию экссудата, натяжению плевры, расправлению боль­ного легкого, под­вижности диафрагмы, повторять до 10-12 раз в день.

Глава 3.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.51.75 (0.009 с.)