Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Малый бизнес и задачи его развития в национальной экономике

Поиск

Малый бизнес — это предпринимательская деятельность, дающая прибыль на малых предприятиях, не входящих ни в одно монополистическое объединение. По действующему законодательству малое предпринимательство в Республике Беларусь представлено в двух формах: юридические лица и индивидуальные предприниматели. В соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» к субъектам малого предпринимательства — юридическим лицам — относятся предприятия и организации со среднесписочной численностью работников: в промышленности и на транспорте — до 100 человек;сельском хозяйстве и научно-производственной сфере — до 60 человек;строительстве и оптовой торговле — до 50 человек;других отраслях производственной сферы, общественном питании, бытовом обслуживании населения и розничной торговли — до 30 человек;других отраслях непроизводственной сферы — до 25 человек.

Развитие малого бизнеса в Беларуси сопряжено со многими проблемами: нестабильное законодательство; сложность и высокая стоимость процедуры регистрации, особенно юридических лиц; отсутствие механизма гарантий и поручительств, связанных с финансированием субъектов малого бизнеса; громоздкое налогообложение; высокие арендные ставки на помещения; сложность проведения процедуры сертификации и стандартизации продукции, товаров и услуг и др.Для субъектов негосударственной формы собственности по-прежнему сохраняются неравные условия функционирования по сравнению с государственными предприятиями, в частности, при выделении квот на приобретение сырья, формировании цен на сырье, материалы и комплектующие.

Для активизации малого бизнеса следует устранить факторы, препятствующие развитию предпринимательства, выйти на более высокий уровень его государственной поддержки.В связи с этим необходимо:1) совершенствовать правовые и экономические условия для устойчивого развития предпринимательства;2)повысить эффективность системы государственной поддержки малого бизнеса;3)упростить налогообложение и процедуру получения кредитов;4)упорядочить систему государственной регистрации и лицензирования видов деятельности;5)развивать инфраструктуру предпринимательства, в том числе на региональном уровне (центров поддержки предпринимательства, технопарков, инкубаторов, инновационных центров, венчурных фондов и др.) при частичном финансировании государства;6)создавать льготные условия для доступа малого бизнеса к материально-техническим и информационным ресурсам, а также к научно-техническим разработкам и технологиям;7)расширять возможность эффективного использования имущества, находящегося в республиканской и коммунальной собственности, для развития производственной деятельности субъектов малого предпринимательства;8)стимулировать развитие малого бизнеса в сельской местности и малых городах.


58.Структурная трасформация НЭ:цели, задачи, принципы, механизмы. РБ после распада СССР стала сув-ым гос-вом и получила в наследство достаточно развитую эк-ку с многоотраслевой структурой,где преимущ.роль играли машиностроение, хим. и нефтехим., лесная и деревообрабатывающая, легкая и пищ. промыш-ть, животноводство, льноводство и картофелеводство. Однако в нов. усл-ях переходного к рын.отношениям периода слож-ся производственно-экономические связи были нарушены, эк-ий кризис привел к потере или значительному сокращению рынков сбыта бел.предприятий, потере дешевых источников топливно-энергетических и сырьевых ресурсов. В связи с низким платежеспособным спросом населения и ухудш-ем финн-го пол-ия предприятий(более 1/3 убыточные)экономика перестала быть востребуемой как на внутр., так и на вн-их рынках,и проблема ее мод-ии и стр.перестройки в соотв-ии с совр-ми треб-ми рын. стала акт-ой. В первые годы эк.кризиса-либерализация хоз.жизни, приватизация, жесткая дкп, что не привело к ожидаемому результату.По мере выхода из криз.состояния было решено разрабатывать и реализовывать эффективную инновационно-инв-нную политику,учит-щей специф.особ-ти РБ и мир.опыт структурных преобразований.Основные стр-ые деформации РБ:1)несоответствие структуры произ-ва внутр. и внешн.спросу,неполное использование имеющихся произв-ых мощностей,созданных ранее для уд-я общесоюзных потреб-тей; знач.объемах нереализ.гот.продукции; росте числа убыточных предприятий, дебит. и кред.задолженн-ти;2) высокие энерго- и материалоемкость производства, его сильная зависимость от импортных поставок топливно-энергетических и сырьевых ресурсов;3)выс. уровень физ. и мор.износа активной части основных произв-ых фондов вследствие недостатка инвест-ых средств не только для расширенного, но и простого их воспр-ва;4)недостат. развитие наукоемких экспортных производств. Системный подход к реш-ю проблемы структурной перестройки- необходимо обновить не только технологии и парк действующего оборудования, но и воспроизводственную, отраслевую и технологическую структуры экономики, набор инструментов, стим-щих работу предприятий. Задачи системы гос. рег-я:•стр-я мод-ия эк-ки;• полноценное включение механизмов рын. конкуренции, что в совокупности обеспечит долгосрочный рост конкурентосп-сти бел.эк-ки. Принципы:•многоукладности экономики, обесп-ия равных условий хоз-ия всем юр.и физ.лицам;• конц-ии ресурсов на эффективном исп-ии конкур-ых преимуществ, •постеп. трансформации отношений собственности, развития предприн-ва, либерализации всех видов эк-ой деят-и;• перехода на иннов-ый путь развития экономики;•соц.ориентации перспективной структуры эк-ки, ускоренного развития сферы услуг; •приоритетности развития наукоемких, высокотехнологичных, конкурентоспособных, экспортоориентир-х и импортозам-х отраслей и производств; •учета факторов глобализации экономики,•гармонизации развития крупного производства (создание национальных и вхождение в транснациональные корпоративные структуры) и малого предпринимательства; •обеспечения рац.исп-ия прир--экономических, демограф- и др. местных ресов;•рац-го сочетания системы гос-го рег-ия и рын. саморег-ия+обеспечение нац.безопасности(прод-ой,энергет-ой,фин-ой,эколог-ой,оборонной).Стр.пол-ка РБ–рац.сочетание стратегий развития и отраслей:1.Группа отраслей,исп-щих рег. факт. условия и ресы; ввозимые ресы, прежде всего топливно-энергетические. Основн. направление-наращ-ие объемов произв-ва продукции, конкур-ной на внутр. и вн.рынках, путем модернизации производства, внедрения прогрессивных технологий и техники, привлечения ПИИ.2.Традиц.отрасли пром-сти, обладающие большим научно-техн-им пот-ом и способные в относительно короткие сроки повысить уровень конкур-сти выпускаемой пр-ии(тракторное и с/х машиностроение, автомобилестр-ие, станкостроение, дорожное и транспортное машин-ие, черн. металлургия, легкая пром-ть). Тут-модернизация.3.Наукоемкие экспортоориен-ые отрасли и произв-ва, реализующие перед. достижения НТП и исп-щие более полно человеческий потенциал Б.-высококвалиф-й труд. Это наиб. перспективная, но и требующая самых больших инве-ий и затрат чел-го капитала группа отраслей.Во всех группах отраслей должен применяться комплекс методов гос. рег-я - снижение нал. нагрузки, льг. кредитование, прямые гос. инвестиции и субсидии, защитные импортные тарифы для дост-ия приемлемых стандартов кач-ва и ур-я издержек в сравнении с конкур-ми, методы нетарифного рег-ия.


59.Модернизация структур реального сектора экономики. Стр-ные преобразования в межотраслевых комплексах и отраслях нар.хозяйства, происходящие в соответствии с целенапр-нной гос-ой стр-ой политикой, а также под возд.НТП и запросов внутр. и внешн. рынков, определяют изменение всех макроэкономических структур страны. Воспроизводственная структура эк-ки хар-ет соотношение ее секторов по произв-у и потр-ию благ и услуг на всех стадиях воспр-тва.На стадии производства — это соотношение ПП (уд.расход топлива, энергии, сырья, материалов и других мат-ых элементов обор.капитала на единицу валового выпуска тов. и усл.) и ВДС (разность между выпуском тов.и услуг и промеж. потреблением),важнейшая макроэк. пропорция, в кот. находит отражение достигнутый уровень развития производ-ых сил страны. Валовой внутренний продукт -характеризует конечный результат как в сфере мат.производства, так и в сфере немат.услуг. На стадии производства он определяется путем суммирования ВДС всех отраслей с учетом потребленной в процессе производства стоимости основного капитала. По объему производства ВВП на душу населения определяют уровень социально-экономического развития страны.На стадии потр-ия особую значимость приобретают пропорции в исп-ии ВВП. Уд.вес расходов на кон.потребление,вкл.потребление в дом.хоз., г/у, неком. Орг-ми, обслуживающими д/х, в перспективе исходя из поставленных целей модернизации экономики будет снижаться за счет увеличения доли валовых накоплений. В январе-ноябре 2011 г. объем ВВП сост. в тек.ценах 249,4 трлн. рублей и ув-я по сравнению с январем-ноябрем 2010 г. в соп.ценах на 5,8%. Уд. вес в ВВП ВДС пром-сти составил 31,1%, торговли; ремонта авт-лей, бытовых изделий и предметов личного пользования–12,4%, строительства–7%, транспорта и связи–6,9%, с/х, охоты и лесного х.–10%.Нераспределенная часть валового рег-го продукта (ВРП) представляет собой ВДС нерын. услуг,оказ. гос. организациями обществу в целом (услуги обороны, гос. управления);др. нерын. услуг, финн-мых из средств республ.бюджета; ненаблюдаемой экономики; налогов на продукты, поступающих в респ.бюджет и субсидий на продукты, предоставляемых из респ. бюджета (16,1% за янв-нояб 2011).К воспроизводственной примыкает так называемая институциональная структура экономики, характеризующая прежде всего складывающиеся пропорции секторов экономики по формам собственности(свидетельствует об уровне развития рын.отношений в стране). Отраслевая структура хар-ет пропорции между отраслями и межотр-ми комплексами, отражает специализацию НЭ на выпуске таких видов тов. и услуг, кот. в наиб. степени соотв-ют прир.-э-им, дем-им факторам и усл-ям страны, наиболее полно отвечают/ запросам внутр. и вн. рынков.Мат.основу изменения отр.стр-уры экономики сост-ют нововведения, несущие в отрасль техн-ий прогресс.Учеными были выделены след.фазы цикла преобр-ий:•начало цикла-появление важных техн-их нововведений, приводящих к росту произв-ти труда и прибыли;•середина цикла-массовое распр-ие новых технологий на другие отрасли и сферы деят-ти;•окончание цикла-пост-ое снижение эфф-ти данной группы нововведений.Наибольший удельный вес в отраслевой структуре занятых занимает пром-сть-на ее долю приходится четвертая часть всех занятых. Заметно уменьшается доля сельского и лесного хозяйств и существенно возрастает удельный вес занятых в сфере услуг, что свидетельствует о сов-нии стр-ры эк-ки респ-ки. В янв.-ноя 2011 г. объем пром.пр-ва по видам эк.деят-ти: “Горнодобывающая промышленность”, “Обрабатывающая промышленность” и “Производство и распределение электроэнергии, газа и воды” в текущих ценах составил 290,5 трлн. Рублей(жк и плазм.телики,картофелеуб.машины,электропылесосы,груз.автомобили,тракторы,мотоциклы,стальные трубы,дизтопливо).Индекс пром.производства к уровню аналогичного периода 2010 года составил 109,5%.В янв.-ноя2011 г. в хозяйствах всех категорий производство продукции сельского хозяйства в текущих ценах составило 58,4 трлн. рублей и увеличилось по сравнению с январем-ноябрем 2010 г. в соп. ценах на 6,5%.В организациях, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность, объем производства продукции за этот период увеличился на 9,4%, в том числе производство продукции растениеводства – на 16,7%, животноводства – на 3,6%. Технологическая структура эк-ки Беларуси, кот. в знач.степени предопределяет ее эфф-ть и ур-нь конкур-сти продукции,по оценкам экспертов, хар-тся исп-ем преим-нно 3го и 4го техн-их укладов(инд-ные технологии и техника).Доля 5го и частично 6го техн-их укладов (микроэлектроника,оптико-волоконная техника,телекомм-ии,биотехнологии, косм., тонкая химия)в респ-ке не превышает 10 %.Именно они определяют техн.структуру постинд-ого общества и занимают знач.уд. вес в эк-ке развитых стран мира. Региональная структура характеризует терр-ые пропорции размещения нар.хозяйства и отдельных его отраслей, формируемые исходя из соблюдения принципов: обеспечения комплексного развития производительных сил регионов на основе рационального использования местных природных, экономических, демографических и других факторов и условий; постепенного выравнивания условий жизни населения, проживающего на их территории.


60.Финансовая система НЭ. Нац. финн. система РБ возн. с обр-ем в 1990 г. сув-го гос-ва,кот. прошла сложный путь стан-ия и разв-я в усл-ях выхода из глубокого системного кризиса,вызв-го распадом бывшего СССР. Сегодня она представляет собой систему, построенную по межд. стандартам с учетом специфики экономики страны. Ее новые (рыночно ориентированные) сущность, назначение, структура, функции закреплены в Конституции и Налоговом кодексе РБ.Финансово-кредитная система РБ вкл. Бюдж. систему,банк. систему,а также финн.средства внебюджетных фондов,предприятий, учреждений, организаций и граждан.На терр.РБ проводится единая бюджетно-финансовая, налоговая, денежно-кредитная, валютная политика.Система финансов пронизывает все сферы общества и государства. В состав фин. системы гос-ва исходя из роли субъектов фин.отношений в процессе общественного воспр-ва включаются 2 крупные сферы: 1.Финансы предприятий (организаций) -децентрализованные финансы. Фин-сы предприятий подразделяются в зависимости от характера деятельности на: 1.Фин-сы коммерческих организаций.2.Финансы некоммерческих организаций. В зависимости от отрасли экономики: 1.Фин-сы промышленных предприятий.2.Фин-сы агропромышленного комплекса.3.Фин-сы строительных организаций.4.Фин-сы энергетики и т.д. В состав финн-ов неком-х организаций, исходя из организационно-правовой формы субъектов, различают: 1.фин-сы учреждений.2.Фин-сы общественных и религиозных организаций.3.Финн-сы благотворительных и др. фондов.Исходя из хозяйственного кодекса РБ, к субъектам хозяйствования. Кроме коммерческих и некоммерческих организаций, отнесены также ФЛ и ИП. Таким образом, целесообразно дополнить этим звеном сферу финн-й системы. 2)Централизованные финансы(общегосуд) включают следующие звенья: 1. Гос. бюджет.2.Целевые бюджетные и внебюджетные фонды.3.Гос. кредит.Отдельной сферой финн. системы являются органы управления финансами, которые организуют деятельность всех других сфер. В составе этой сферы, исходя из структуры органов управления, различных государств, выделяют звенья:1. органы общего управления финансами (высшие органы законодательной и исполнительной власти).2. Органы оперативного управления:·МинФин ·ЦБ ·МНС ·Гос. таможенный комитет3.Органы отраслевого управления:Финансовые службы министерств и ведомств;Финансовые службы предприятий и организаций. Финансовая политика -сов-ть целей,средств их реализации и мероприятий по обеспечению эфф-ой мобилизации финн.ресурсов, их перераспр-ия и исп-ия для вып-ия гос-вом своих функций. Финн.пол-ка определяет страт-ие и такт-ие цели развития экономики, общий объем финн.ресурсов, их источники и направления использования, вырабатывается механизм рег-ия и стим-ия социально-экономических процессов финансовыми методами. Осн-ми док-ми прав-ва в этой области явл-ся Нац. стратегия уст.развития РБ на 15 лет, Основные направления социально-экономического развития (СЭР) на 10 лет, Программа СЭР на 5 лет и ежегодные прогнозы СЭР. В каждом документе осущ-ся выбор долговрем. и краткоср. целей и сост-ие целевых программ концентрации фин.ресурсов на главных направлениях эк-го и соц-го развития. Фин.политика выраб-ся и реал-ся системой управления финн-ми или спец-ым аппаратом и его звеньями различных уровней:фин.службы(отделы)предприятий, организаций и учреждений,страховые органы,финн. органы и налоговые инспекции. На уровне республики управление финансами осуществляют прежде всего высшие органы гос. власти — Президент и Национальное собрание РБ, ежегодно рассматривающие проект бюджета страны и утверждающие его путем принятия соответствующего Закона о бюджете на предстоящий фин.год. Важнейшие фин.органы, разрабат. фин. политику гос-ва и осущ-е управление финн-ми- Минфин и его органы на местах.


61.Бюджетная система НЭ. Бюджет- осн.фин.план формирования и исп-ия ден-ых средств для обесп-ия функций гос-ых органов, эк-го и соц-го разв-я страны или соответ-щих адм-но-терр-ых единиц.Гос.бюджет образует централизованный фонд ден.ресурсов Прав-ва для сод-ия гос-ого аппарата,Вооруж.Сил, здравоохранения, образования,выплаты соц.пособий. Бюдж.система- основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов, действующих на территории страны. Бюдж.устройство- организация бюджетной системы, принципы ее построения (единства, полноты, реальности, гласности, самостоятельности). Бюдж.классификация- обяз.групп-ка дох. и расх. бюджетов всех уровней по однор.признакам, а также источников покрытия бюджетного дефицита и видов государственного долга. Бюдж.процесс- регл-нная зак-вом деят-ть гос-ых и местных орг.власти по сост-ю, рассм-ию, утв-ию и исп-ию гос. и местн.бюджетов.1ый Закон «О бюджетной системе в РБ» был принят в июне 1993 г., заменив действовавший с 1991 г. Закон «О бюджетных правах РБ». В мае 1998 г. был принят Закон РБ «О бюджетной классификации РБ». С середины 1998 г. вступила в силу новая редакция Закона РБ «О бюджетной системе РБ и гос.внебюдж. фондах», которая обеспечивала необходимую для соответствующего анализа респ. и межд-ую сопоставимость показателей бюджетов всех уровней и включала классификации:•доходов;•расходов,;•источников вн-го финн-ния дефицита респ-го и местных бюд-ов;•источников вн-го финн-ния дефицита респ-ого бюджета;•видов внутреннего государственного долга РБ;•видов внешнего госдолга РБ.Кл-ция дох-ов вкл.три крупные категории(тек.,капит. и безвозмездные).Гос-ые ресурсы распр-ся в посл-е годы след.обр.:•осн.часть напр.на тек. расходы в форме закупки товаров и оплаты услуг-более 50 %, из них около 65—70 % расходуется на выплату зарплаты рабочим и служащим бюдж.орг-ий, оплату их командировок и служебных разъездов, оплату трансп.и комм.услуг для бюдж.сферы;•субсидии и текущие трансферты занимают примерно 20— 22 % всех гос.расходов, из них около 7 % приходится на трансферты нас-ию,ост.-субсидии и текущие трансферты местным бюджетам и за границу;•доля капит.расходов составляет более 20;• примерно 5—6 % приходится на платежи за использование заемных средств на финн-ие бюдж.дефицита и расходы по предоставлению кредитов за вычетом погашения. Бюдж. Устр-во РБ основывается на принципах единства бюджетной системы, полноты, реальности, гласности и сам-ости всех бюджетов, входящих в бюдж.систему, и определяется админ-но-терр-ым делением. В бюджБ систему как самостоятельные части включаются республиканский и местные бюджеты. Конс-ный бюджет РБ (бюджет республики) составляют бюджеты шести областей, г. Минска и респ. бюджет. Внебюджетные фонды -средства прав-ва и местных властей,связанные с финна-ем расходов,не включаемых в бюджет. Они формируются за счет обязательных целевых отчислений. К ним относится Фонд соцзащиты населения Минтруда и соцзащиты рб и др.В число цел.бюдж.фондов Б.входят:•Респ.фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки;•Гос.фонд содействия занятости;•Респ.дорожный фонд;•Респ.фонд охраны природы;•Респ.фонд «Энергосбережение».Расходы бюджетов опр-тся программами соц.-эк-го развития РБ и соответствующей административно-территориальной единицы.Сбаланс-сть бюджетов всех адм-но-терр-ых единиц рассм-тся как необх.условие бюдж.-финансовой пол-ки.Респ.бюджет утверждается законом РБ, местные бюджеты-решениями местных Советов депутатов.Контроль за исп-ием респ.бюджета осущ-ся Президентом, Правительством и Комитетом госконтроля. Оперативный контроль за своевременным поступлением доходов и расходованием средств по целевому назначению возлагается на Минфинансов, Мин. по налогам и сборам, Гос там. комитет, местные финансовые, нал-е и тамо-ые органы. По итогам 9 месяцев 2011 года доходы конс.бюджета составили 52,2 трлн. руб. и увеличились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 50,8% (в реальном выражении – на 10,9%).За январь-октябрь 2011 года в бюджет сектора органов государственного управления поступило НДС на сумму 19,3 трлн. рублей, или 78,7 процента уточненного годового плана. Налога на прибыль поступило 6,5 трлн. рублей, или 80,1 процента уточненного годового плана. Акцизы поступили в сумме 4,3 трлн. рублей, или 79,0 процентов уточненного годового плана. Доходы от внешнеэкономической деятельности составили 10,9 трлн. рублей, или 72,8 процента уточненного годового плана. Поступления в Фонд соц.защиты населения составили 22,6 трлн. рублей, или 87,1 процента уточненного годового плана. Расходы конс-го бюджета в янв.-сент. 2011 г. профинансированы в сумме 47,8 трлн. руб. (на 28,5% выше уровня янв.-сент. 2010 г., в реальном выражении ниже на 5,5%).Расходы на общегосударственную деятельность составили 9,6 трлн. рублей (71,9 процента), на финансирование национальной экономики – 11,2 трлн. рублей (73,3 процента), на финансирование социальной сферы (социальная политика, образование, здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации,Фонд соц.защиты населения) направлено 46,2 трлн. рублей (76,9 процента).Консолидированный бюджет в янв.-сент. 2011 г. исполнен с профицитом в размере 4,5 трлн. руб., или 2,4% ВВП (в январе-сентябре 2010 г. – дефицит – 2,2% ВВП).


62.Денежно-кредитное регулирование. Осущ-ся посредством дкп- сов-ость гос-ых мероприятий в области ден-го обращения и кредита с целью рег-ия эк-ки. Осн.субъекты дкп:ЦБ,комм.банки,финансовые и страховые компании,пенсионные фонды,биржи,брокеры, компании по обмену валюты.Процесс денежно-кредитного регулирования можно разделить на 2 этапа.На 1ом этапе ЦБ возд. на предл-ие денег, уровень %ых ставок, объем кредитов и т.д. На 2ом - изменения в данных факторах передаются в сферу произв-ва. Кроме ЦБ страны, в управлении ден-ми потоками со стороны гос-ва участвуют в 1ю очередь Минфинансов, основная задача которого – рег-ие знач.ден.средств при формировании и использовании гос-го бюджета, а также общеэк-ие органы Мин.экономики)..Выделяют также методы регулирования: прямые(административные):прямое лимитирование кредитов, контроль над отдельными видами кредитов,установлении верхнего предела кредитной эмиссии, ограничении размеров кредитования в тех или иных отраслях и т.д.и косвенные (экономические):* Изменение учетной ставки -право ЦБ предоставлять ссуды тем комм.банкам под опр.процент.При снижении учетной ставки увеличивается спрос коммерческих банков на ссуды.*Изменение норм обязательных резервов позволяет ЦБ регулировать пред-ие денег. Это связано с тем, что норма обяз. резервов влияет на объем избыточных резервов, а значит, и на способность комм.банков создавать новые деньги путем креди-ния(по ср-вам физ.лиц-0,по ср-вам юр.лиц-7,5%,по привлеч-ым ср-вам в иностр.валюте-7,5%).*Сущность операций на открытом рынке заключается в покупке и продаже ЦБ гос. ценных бумаг. Для применения этого инструмента необходимо наличие в стране развитого рынка ЦБ. При необходимости ув-ть ден. массу он начинает покупать государственные бумаги у коммерческих банков и населения. *Ста́вка рефинанси́рования(СЕЙЧАС 45%) -размер процентов в годовом исчислении, подлежащий уплате центральному банку страны за кредиты, предоставленные кредитным организациям.Эти кредиты являются рефинансированием временной нехватки фин.ресурсов.Через такие кредиты обесп-ся регу-ние ликвидности банк-ой системы при нед-ке у кред-ых организаций средств для осущ-ния кред-ния клиентов и вып-ия принятых на себя обязательств.На практике применяется комбинация этих методов. Конечные цели ДКП: общие цели развития экономики,которые устанавливаются исходя из глобальной функции любой трудовой деятельности, - удовлетворение потребностей человека или максимизация общественного благосостояния. Это усто-ые темпы экономического роста; высокий уровень занятости; стабильный уровень цен; равновесие платежного баланса. Достижение стратегических целей и задач денежно-кредитной политики должно осуществляться поэтапно, путем постепенного расширения сферы действия рыночных подходов к государственному регулированию денежно-кредитной сферы.

63.Налоговая система НЭ. Налог- принудительно изымаемые гос-вом или местными органами власти средства с физ.и юр.лиц,необходимые для осуще-ия гос-вом своих функций. Сбор налогов производится только на основе гос-ого зак-тва. В совр.условиях налоги выполняют 2 осн. функции: фиск. и эк-ую (регулирующую и распределительную). Фиск. Явл-ся основной в формировании денежных фондов гос-ва. Эк-ая функция предусматривает исп-ие налогов в качестве инструмента перераспр-ия НД, влияния на реальный процесс произв-ва и инв-ций, на масштабы и темпы роста эк-ки.. По методу взимания различают прямые( непосредственно уплачиваются конкретным плательщиком-на прибыль,подох и т.д. ) и косвенные (обязательные платежи, включенные в цену товара-акцизы, НДС., там.пошлина., эколог.налог).Сов-сть всех взимаемых в гос-ве налогов, методы и принципы их построения, способы исч-ия и взимания, налоговый контроль, уст-ые в зак-ном порядке, образуют налоговую систему. Основы бюджетно-нал-ой системы страны заложены в Конституции РБ.Право уст-ать респ.налоги и сборы, утверждать респ-ий бюджет и отчет о его исполнении принадлежит Парламенту — Нац-му собранию РБ. Уст-ие местных налогов и сборов в соотв.с законом,утв-ние местных бюджетов и отчетов об их исп-и относятся к исключительной компетенции местных Сов.депутатов. Гос-ый налоговый комитет преобразован в Мин-о по налогам и сборам РБ в 2001г.+инспекции МНС по областям и г. Минску.Новая налоговая система Б. включ. 15 осн.налогов и сборов, распр-мых между респ-им и местными бюджетами, и 8 видов отчислений в различные внебюдж-е фонды. НДС -существенную роль в доходах бюджета.Плательщики-юр.лица, иностр. юр лица и межд.организации, простые товарищества, хоз.группы, ИП, а также организации и физические лица, осуществляющие перемещение товаров через таможенную границу РБ в соответствии с законодательством.В Республики Беларусь-зачетный метод исчисления НДС. Сумма налога, подлежащая уплате плательщиком в бюджет, определяется как разность между общей суммой налога, исчисленной по итогам налогового периода и суммами налоговых вычетов. 20 процентов: реализация и ввоз на там.терр-ию РБ других товаров и услуг, по которым не применяются ставки налога в размере 0 и 10 %. Акцизы обеспечивают 7—8 % доходов бюджета. Ставка согласно перечня, установленного Совмином. В Беларуси с 1 ноября повышаются акцизы на алкоголь, таб.изделия и диз.топливо. Там.пошлины и сборы уст-ся там-ым зак-вом и взимаются там.органами. В доходах бюджета удельный вес таможенных пошлин и сборов составляет б—7 %. Подоходный налог с физ. лиц с начала 1999 г. исч-я исходя из сов.год.дохода, главной составляющей которого остается фонд оплаты труда. Принципы исч-я ПНв 2011 г. остались такими же, как и в 2010. Для физических лиц применяется единая ставка ПН 12%, а для ИП и частных нотариусов - 15% (для резидентов Парка высоких технологий - 9%).Ставка ПН в отношении полученных дивидентов 12%.Плательщики налога на прибыль -юридические лица РБ, иностр.юр. лица и межд. организации,осущ. Деят-сть в рб через пост.предст-во, простые товарищества, хоз.группы.Налогооблагаемая прибыль-общая сумма прибыли от реализации товаров(работ, услуг),иных ценностей(вкл.осн.средства, тов.-мат-ые ценности, немат.активы,ценные бумаги),имущ-ых прав и доходов от внереализационных операций,уменьш-ых на сумму расходов по этим операциям.Ставка налога на прибыль составляет 24 %. Чрезвычайный налог уст-ся в ежегодных законах о бюджете и уплачивается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями по твердой ставке к фонду заработной платы, состав которого утверждается нормативными актами правительства.Ставка равна 4 %. Доля налога в доходах бюджета в настоящее время не превышает 3 %. Имущ-ые налоги прим-ся в респ-ке в форме налога на недвижимость и платежей на землю (земельного налога). Годовая ставка налога на недвиж-ть:для орг-ий уст-ся в размере 1 %;для физ. лиц, в том числе ИП - в размере 0,1 %;для организаций, имеющих объекты сверхнормативного незав-ого стр-ва и осущ-щих стр-во новых объектов, уст-ся в размере 2 %.В наст.время ФСЗН имеет статус внебюдж.фонда, но его средства входят в состав бюджетных доходов. Доля гос-ых внебюджетных и бюджетных целевых фондов в доходах консоли-ного бюджета составляет 35% от фонда ЗП,1% от начисленной ЗП(без ФСЗН).


64.Валютное регулирование и контроль. Вал-я политика (ВП)- сов-ть мероприятий, осущ-х гос-м в сфере вал-кредитных отношений для вып-я поставл-х перед страной целей и задач.: обеспеч-я устойч-го эк-го роста; ↓ ур-ня безр-цы; обеспеч-я стабильности цен и равновесия ПБ. ВП выраб-ся Цент. банком страны совместно с прав-вом и закрепл-ся закон-но. ВП можно рассматривать как сочетание вал-й стратегии и вал-го регулирования. К сфере вал-й стратегии относ-ся выбор концепции вал-го курса и методов влияния на этот курс (вал-е интервенции, девальв-я\ревал-я и пр.), диверсификация вал-х резервов. Вал-е рег-е -комплекс зак-нормат-х актов, реглам-х порядок операций с валютой и вал-го контроля. К взаимосвяз-м направл-м вал-го рег-я относят: -рег-е конвертации валюты; текущих операций с валютой; операций, связанных с движением капитала;- валютный контроль, целью кот. явл-я обесп-е соблюдения вал-го законод-ва при осущ-ии всех вал-х операций. В шир. смысле в понятие ВП вкл-ся также вал-фин-е сотрудн-во, в т.ч. сотрудн-во с междунар-ми орг-ми, м\у ЦБ.В целях регулирования валютных отношений государство использует прямые и косвенные инструменты. К прямым относится установление в законодательном порядке различного рода ограничений на операции с инвалютой. К косвенным - методы воздействия гос-ва на динамику валютных курсов путем проведения валютных интервенций, а также воздействие на валютные отношения при помощи мер внутриэкономической, прежде всего денежно-кредитной политики (изменение учетной ставки центрального банка, нормы обязательных резервов для коммерческих банков, операции на открытом рынке ценных бумаг). Применение тех или иных инструментов вал. политики обусловлено степенью вовлеченности страны в МЭО,приоритетами гос. экономической политики, состоянием эк-ой конъюнктуры внутри страны и за ее пределами. Большую роль играют и собственно валютные факторы, в частности, принятый данной страной режим валютного курса, масштабы и характер несбалансированности ее внешних расчетов, размеры внешней зад-ти(на 1.10.11.-32515,7 млрд $), состояние золотовалютных резервов(6,2 млрд долларов-на 1.10.11). Руководство ВП осущ-т Президент и Национальное собрание (Палата Представителей и Совет Республики). Они принимают законод-е акты в сфере вал-х отношений Беларуси, распределяют полномочия и ф-ции по вал-му рег-ю и контролю. Законод-е акты конкретизируются и доп-ся постановл-ми СМ, положениями отдельных министерств и комитетов, нормативными документами НБ. Функции органов вал-го рег-я исполняет НБ и СМ РБ, а органов вал-го контроля, кроме указанных институтов, Комитет гос-го контроля, Гос-й тамож-й комитет. НБ и СМ РБ, каждый в пределах своих полномочий, осущ-т текущее оперативное воздействие на функц-е действующего вал-го мех-ма: определяют вал-й режим, рег-т динамику вал-го курса бел. рубля, утверждают структуру золотовалютных резервов, осуществляют погашение гос. внешнего долга, оказывают влияние на основные формы МЭО нашей страны, в частности, на внешнюю торговлю и движение капиталов, состояние платежного баланса. Национальный банк вместе с другими органами валютного контроля обеспечивает выполнение участниками ВЭД валютного законодательства, особенно, ограничений по движению капиталов. Вместе с агентами валютного контроля (таможни, банки, министерства и др.) они добиваются, с одной стороны, поступления валютной выручки от экспорта, с другой, - обеспечения обоснованности платежей в инвалюте за импортированные товары и услуги. Исполнителями валютного контроля являются коммерческие банки, подотчетные НБ. Основные направления вал. контроля:определение соответствия проводимых валютных операций валютному законодательству;обеспечение контроля за перемещением иностранной валюты и иных валютных ценностей через таможенную границу Республики Беларусь;проверка полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям;анализ данных учета, отчетности и информации по валютным операциям. Стоимость корзины валют рассчитывается как среднее геометрическое величины двусторонних курсов белорусского рубля к доллару США (USD), евро (EUR), российскому рублю (RUB) на заданную дату.орзина валют:2 865,83.

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.42.25 (0.014 с.)