Экономические основы местного самоуправления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономические основы местного самоуправления



Эк. основу м.с составляют имущество и финансы м.о. К ним относятся: земля, местные природные ресурсы, мун. имущество, фин. ресурсы органов м.с, имущество и фин. ресурсы иных хоз. субъектов. Эк. функции м.с.: 1) эк. анализ, планирование и прогнозирование, 2) управление мун. имуществом, 3) инвестиционная деятельность, 4) налоговое, тарифное и ценовое регулирование, 5) внешнеэкономическая деятельность, 6) планирование развития территории.

Методы: 1) административный (прямое управление и лицензирование видов деятельности) и 2) экономический (договорные отношения с хоз. субъектами; мун. заказ, налоговые льготы, цены и тарифы, ставки земельного налога).

Муниципальное имущество – ст. 50 ФЗ-131.

40. Муниципальный бюджет: понятие, принципы построения, место в бюджетной системе

Местные бюджеты сост. 3 уровень бюджетной системы РФ. С разделением м.о. на поселения, районы и городские округа бюджетная система РФ становится 4 уровневой. При этом бюджет мун. района и свод бюджетов поселений входящих в его состав сост. консолидированный бюджет. Есть доходы от местных бюджетов от федеральных налогов и сборов, от региональных налогов и сборов и от местных налогов и сборов сответсвенно (см. 131-ФЗ).

Порядок формирования: доходы и расходы мест. бюджетов формир. по статьям единой бюджетной классификации, установл. ФЗ о бюджетной классификации в РФ. Доходы местных бюджетов делят на собственные (доходы от местных, регион. и федер. налогов и средства самообложения граждан, а также безвозмездные перечисления бюджетов других уровней включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности м.о.; доходы от мун. имущества, прибыль МУПов; штрафы, добровольные пожертвования и др.) и получаемые в виде субвенций для осуществления отдельных гос. полномочий.

Самостоятельное формир. местных бюджетов закл. в том, что рассмотрение проекта бюджета, его утверждение и контроль за исполнением и утверждением отчета о его исполнении осущ. представительный орган м.о.

К ведению исполнительных органов относ. составление проекта бюджета, его исполнение и распоряжение его средствами, контроль за исполнением выделенных бюджетных ассигнований. Самостоятельность местного бюджета обеспечивается наличием у м.о. собственных источников доходов и их правом определять направления расходования средств.

 

Управление муниципальным имуществом

Муниципальное имущество ст.50 131-ФЗ. По назначению имущество м.о. делится: 1) имущество позволяющее вести хоз. деятельность, производить товары и оказывать услуги (МУПы), 2) имущество обеспечивающее выполнение управленческих и иных нехозяйственных функций м.с.

Порядок и условия приватизации мун. собственности определяется населением непосредственно или представительными органами м.с. самостоятельно. При этом доходы от приватизации объектов мун. собственности поступ. в полном объеме в местный бюджет.

Органы м.с могут создавать МУПы и учреждения, участвовать в создании хоз. обществ в т.ч. межмуниципальных, необходимых для осущ. полномочий по решению вопросов местного значения. Органы м.с обязаны вести учет наличия и изменения состава мун. имущества. Для организации учета и управления мун. имуществом в структуре местной адм. обычно создается комитет по управлению имуществом или иной орган. Муниципальная собственность признается и защищается государством.

Особенности функционирования муниципальных предприятий и управление ими

МУП - это самостоятельный хозяйствующий субъект с правом юр. лица не наделенный правом собственности на закрепленное за ним имущество. Унитарным предприятием наз. коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ним собственником имущество. Казенное предприятие созд. органами м.с. если преобладающая или значит. часть производимой ими продукции, работ и услуг предназначена для м.о., либо для осущ. отдельных датируемых видов деятельности или ведения убыточных производств. Муниципальное учреждение – это организация созд. органами м.с. для осущ. управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемое им полностью или частично.

Правовой основой деятельности МУПов и учреждений явл. нормы ГК РФ и ФЗ от 14.11.02 «О государственных и мун. унитарных предприятий». Муниципальное имущ. переданное мун. предприятиям и учреждениям выделено из состава мун. казны и находится у МУПов на праве хоз. ведения, а у муниципальных учреждений и казенных предприятий на праве оперативного управления.

Хозяйственное ведение устанавливает общие правила функционирования МУПа не вмешиваясь в текущую хоз. деятельность. Оперативное управление – казенное предприятие или учреждение обладает правами владения, пользования и распоряжения мун. имуществом, но только в соответствие с целями своей деятельности и заданиями собственника (м.о.)

Формы управления имуществом комплексами МУПов: 1) аренда имущественных комплексов, 2) концессия – форма долгосрочной аренды (до 50 лет) предусматривает в качестве условий аренды инвестирование средств в имущ. комплекс предприятия, 3) доверительное управление – передача имущ. комплекса на определ. срок (до 5 лет) доверительному управляющему (физ. или юр. лицам). Источником вознаграждения доверит. управляющего явл. процент от доходов предприятия. 4) акционирование имущ. комплексов при сохр. за м.о. контрольного пакета акций.

Взаимодействие органов местного самоуправления с немуниципальными хозяйствующими субъектами

Муниципальная власть заинтересована в развитии хоз. деятельности на своей территории и должна создавать для этого благоприятную институциональную среду. Муниципальная промышленная политика – это система целей поставленных органами м.с. в их взаимодействии с немуниципальными хоз. субъектами и механизмов их реализации. В СССР управление городским развитием на 70-80% входило в круг забот промышленных предприятий, а управление городом понималось как один из компонентов обеспечения основного произв. процесса. Город по существу был социальным цехом предприятий. Но с приходом «рынка» все изменилось. Возникли следующие проблемы: 1) отсутствие законодательных механизмов участия предприятий в соц. эк. развитии поселений, 2) формирование вертикально ориентированных фин.-промышленных групп, головные структуры кот. находятся за пределами м.о. 3) криминализация экономики. Для развития м.о. малый бизнес имеет не меньшее, а иногда и большее значение, чем развитие крупной промышленности. Малый бизнес – это дополнит. рабочие места, выпуск необходимой для местных нужд продукции и оказания услуг, налоговые платежи в местный бюджет, быстрое реагирование на изменения рынка, низкие издержки производства, большая способность к нововведениям.

Формы поддержки малого и среднего бизнеса на местном уровне: 1) налоговые льготы и система кредитования; 2) мун. заказ, 3) содействие объединению малых предприятий и фирм в произв. сети; 4) методическая и консультационная помощь

Муниципальное управление использованием земли и природных ресурсов

Земля явл. одним из важнейших эк. ресурсов м.о. и имеет двойственную природу: с одной стороны это природный ресурс с другой это стоимость. В России отношение к земле как к стоимости пока только формир., а доля доходов от использования земли не превышает 4-5% доходов местного бюджета. ФЗ «О разграничении гос. собственности на землю» от 2001 г. относит к мун. собственности: 1) земли особо охр. природных территории местного значения (водного фонда), 2) земли с/х назначения, 3) земельные участки на кот. располаг. недвижимое имущество наход. в частной собственности не приобр. собственником имущества; 4) земельные участки кот были предоставлены физ. или юр. лицам; 5) земельн. участки под поверхностью кот. находятся учаски недр местного значения.

Подробно – 131-ФЗ

Муниципальный заказ

Муниципальный контракт – это договор заключ. органом м.с., бюджетным учреждением, уполномоченным органом или организацией от имени мун. образования с физ. или юр. лицами в целях обеспечения мун. нужд, предусмотренных в расходях местного бюджета. Мун. заказ – это совокупность заключенных мун. контрактов на поставку товаров, производства работ, оказания услуг за счет средств местного бюджета. Предметом мун. заказа служат работы по благоустройству территории, строительство, реконструкция и капитальный ремонт дорог, строительство и ремонт объектов соц. инфраструктуры, поставка ГСМ и др.

Процесс формир. и утверждения мун. заказа: 1) сбор заявок на планируемый финансовый год о потребности бюджетных организаций в различных видах продукции и услугах; 2) разрабатывается сводный план мун. заказа; 3) определяются заказчики по отдельным позициям мун. заказа; 4) размещение муниц. заказа; 5) по итогам формирования собираются заявки на след. год.

Способы размещения мун. заказа: 1) открытый конкурс (одноэтапный и двухэтапный) 2) закрытый конкурс (если сроки ограничены, форс-мажор, невыполнение требований конкурса всеми), 3) без конкурса.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.9.115 (0.01 с.)