Предмет философии и его историческая динамика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет философии и его историческая динамика



Философия – это мышление людей.

Имеет 2 основные формы: материалистическую и идеалистическую.

Основной вопрос философии: Что первично, материальное или духовное?

В переводе философия означает любовь к мудрости; по смыслу – стремление к истине.

Философия – это духовно-рациональное освоение действительности.

Периодизация:

I. античная философия (6 в. до н.э. -): Из чего все появилось?

II. Средневековье: отношение человека и Бога, соотношение веры и разума?

III. Эпоха Возрождения, или Ренессанса: Статус человека.

IV. Новое время: Проблема познания: что человек может познать, и каким образом?

V. Новейшее время: Человек, сущность человека?

 

 

Структура философского знания

I. онтология (о бытии);

II. гносеология (о познании);

III. праксеология (об эффективной деятельности человека;

IV. логика (наука о законах формалогического мышления);

V. этика (наук а о моральной нравственности);

VI. эстетика (наука о прекрасном);

VII. аксиология (о ценностях);

VIII. философия культуры (теоритический анализ культуры);

IX. философия религии (сущность религии);

X. соц. философия (теоритическое исследование жизни);

XI. методология науки (методы познания);

XII. философская антропология (изусение человека);

XIII. футурология (наука о проектировании будущего);

XIV. философия истории.

Метод - это способ получения новго знания. Методология – совокупность различных методов познания.

Методы познания: общенаучные (анализ, гепотеза, дедукция, синтез), честонаучные(специфические), философские (феноменологический, метафизический, диалектический, герменевтический).

 

Социально-исторические и культурные предпосылки возникновения философии. Проблема первоначала в философии досократиков

Ант фил возн 6 до н. э.-6 н. э. осевое время. Греция родина фил. Условия возникн 1.формир абстрактного мышления 2.демократия греции 3.появление своб времени.

Вселенную ант мыслит наз макрокосмо а чел микрокосмо.

Досократовский период: Милеты. Основатель – Фалес, представители: Анаксимандр, Анаксимен. Все происходит из воды. Фалес (640-562) был родом из богатой семьи. Его ученик – Анаксимандр (611-546) изучал природу, занимался астрономическими исследованиями, в начале первоосновой лежит так называемый apeiron – нечто беспредельное. Гераклит (540-480) – самый тёмный философ античности, считая, что миром правил Логос, как некая закономерность; всё состоит из противоположности. В борьбе обнаруживается тождество противоположности. Первооснова мира – огонь, образ вечного движения и изменения.

Философия античности классического периода(Сократ, Платон, Аристотель)

Классический период: вершина древнегреческой философии; в этот период возникают потребности в широком образовании граждан. Появляются первые учителя по общему образованию. Главной задачей считают стать мудрым.

Сократ (469-399). Искусство рождения мысли – майевтика. Стремятся понять мир в другой манере, он движется от событий к их смыслу. Начиная с Сократа, человечество начинает осваивает мир родового общего. Этот мир родового иерархизирован. Мораль = знанию. Приобрести знание можно через диалектику, которая состоит из иронии и майевтика. До Сократа основным предметом философии являлась природа, Сократ отодвигает центр тяжести философских интересов в сторону человека. Сократ отвергает всю натурфилософию как излишнюю для человека. Главной задачей философии Сократ считает рациональное обоснование религиозно-нравственного мировоззрения. Мир является творением божества великого и всемогущего, а основой сущностью мира является духовный принцип. Сократ является первым из 3-х наиболее выдающихся философов классического периода.

Платон (427-347) имел свои школы – академии. Выделяют три периода творчества Платона: сократический, платонический, период зрелости диалоги Платона. Теория идей. Вся вселенная состоит из миров: мир идей мир вещей. Платон убеждён в объективности идей, в том, что они не могут существовать без сопричастности к ним вещей. Наилучшая форма правления – монархия. Вывод: идеальным, государство могло бы предотвратить многочисленные несправедливости, он исходит из идеала и строит идеальное государство, которое могло бы столь же неизменным как его идея.

Аристотель. Антологические взгляды: всякую вещь, любой предмет можно объяснить зная 4 причины: материальную, формальную, движущую и целевую. Форма – образ вещи. Движущая объединяет форму и материи. Целевая причина – это то, ради чего вещь создана. Первая цель: мировой разум. Критерием научности Аристотель считает созерцательность. Диалектика – предварительный уровень логики. Аристотель создал свою школу – школа перипатетиков (гуляющие философы).

 

Исторические этапы развития средневековой философии и динамика её проблемного поля

Философия имеет статус служанки богословия.

Важнейшае фил. проблемы: познание Бога, спасение души, соотношение веры и разума (главная проблема), номинализм и реализм, теория двойственной истины.

Периодизация:

I. 2- 6 вв. – патристика (сочинения Отцов Церкви);

II. 7-10 вв. – анализ возможностей слова, связанных с христианской идеей повторения мира;

III. 11-13вв. – схоластика.

Схоластика - систематическая средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (котолического) богословия и логики Аристотеля.

 

Принципы средневекового философского мышления: теоцентризм, креационизм, символизм, провиденциализм

Теоцунтризм – мировоззрение, согласно которому высшей реальностью признается не природа, а Бог, как определяющее и творящее все сущее, как беспредельное всемогущество.

Креационизм – учение о сотворении мира и человека Богом.

Символизм – понимание мира и исторических событий, как особых символов бытия;интерпритация в ключе христианского вероучения.

Провиденциализм – учение о влиянии Бога на мир с целью спасения человека;икономия спасения; Божественное домостроительство.

Эсхаталогия – учение о конечных судьбах человека и мира.

Весь мир это книга божественных символов.

 

 

Антропологический материализм Л. Фейербаха

Людвиг Фейербах(1804-1872) критика религии. «Заменить любовь к Богу любовью к человеку.»

Фейербах формулирует антрополгический принцип: человек истинно нравственен по своей природе»

«Нет никакого иного источника познания кроме материальной природы»

Верификация(проверка на подлинность) в ходе общения между людьми.

Он ввел в историю философии принцип антропологизма, согласно которому, человека следует рассматривать как единство универсальной и высшей предметной философии. Под человеком он понимал природно-биологического индивида, движ. силой которого является стремление к счастью.

 

 

Гуманизм философской мысли Возрождения.

Гуманизм – мировоззрение антропоцентризма, провозглашающее высшую, самодостаточную и самоосознающую значимость человека; провозглашает античеловеческое и всечеловеческое, всё, что способствуетего отчуждению и самоотчуждению; отвергает приоритет идей и истины мистического происхождения.

Гуманизм формирует новый идеал человека:

1)активность человека как творца своего земного бытия, способного постичь и обратить во благо всё богатство окружающего мира;

2)творчество(креативность);

3)светскость;
4)интеллектуализм, образованность;

5)рационализм, открывающие путь к научному познанию;

6)переосмысление роли религии(протестантизм);

7)возникновение нового типа искусства – искусство Возрождения;

8)икона->католическая алтарная картина->светская картина.

Франческо Петрарка (1304-1374) первый гуманист, поэт; автор 1-й автобиографии «Письмо к потомкам»; средневековый мир, понимаемый как тайна Бога преображался в мир как тайну человека; критика схоластики и церковного духавенства.

Лоренцо Вала (1407-1457) тракты «Об истинном и ложном благе», «О свободе воли»

Мишель Монтень (1533-1592) «Оптыты» (абсолютное признание ценностей жизни).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 533; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.97.61 (0.01 с.)