Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие мировоззрения . Его структура и виды↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Понятие мировоззрения. Его структура и виды Философия – это не наука, а система различных мировоззрений. Мировоззрние – это взгляды человека на мир и на самого себя. Мировоззрение включает в себя: картины мира, убеждения, мативы поведения, ценности, принципы познания, нравственные и эстетические воззрения и т.д. Типы: 1)мифологическое: объясняет или знает всё (фантастичность и эмоциональность); синкретичность (слитность, неразделенностьсознания чел.), ничего не выделялось. Примеры: расизм, религиозная или национальная вражда, цыгане. 2)религиозное: фантастичность, эмоциональность, принятие знаний на веру; 3)философское: высокий теоритический уровень мышления, использующий достижения науки; Выделяют 4 аспекта: а)онтологический (о бытии); б)гносеологический(познание); в)аксиологический(ценности); г)праксеологический(эффективная деятельность человека). 4)научное: теоритическое осмысление мира и чел. на основе формальной логики и научного закона. Мировоззрение может иметь 2 уровня: чувственный(мироощущение) и рациональный(миропонимание). Цель философии: научить человека свободно, творчески, аналитически мыслить, находить смысл жизни.
Предмет философии и его историческая динамика Философия – это мышление людей. Имеет 2 основные формы: материалистическую и идеалистическую. Основной вопрос философии: Что первично, материальное или духовное? В переводе философия означает любовь к мудрости; по смыслу – стремление к истине. Философия – это духовно-рациональное освоение действительности. Периодизация: I. античная философия (6 в. до н.э. -): Из чего все появилось? II. Средневековье: отношение человека и Бога, соотношение веры и разума? III. Эпоха Возрождения, или Ренессанса: Статус человека. IV. Новое время: Проблема познания: что человек может познать, и каким образом? V. Новейшее время: Человек, сущность человека?
Структура философского знания I. онтология (о бытии); II. гносеология (о познании); III. праксеология (об эффективной деятельности человека; IV. логика (наука о законах формалогического мышления); V. этика (наук а о моральной нравственности); VI. эстетика (наука о прекрасном); VII. аксиология (о ценностях); VIII. философия культуры (теоритический анализ культуры); IX. философия религии (сущность религии); X. соц. философия (теоритическое исследование жизни); XI. методология науки (методы познания); XII. философская антропология (изусение человека); XIII. футурология (наука о проектировании будущего); XIV. философия истории. Метод - это способ получения новго знания. Методология – совокупность различных методов познания. Методы познания: общенаучные (анализ, гепотеза, дедукция, синтез), честонаучные(специфические), философские (феноменологический, метафизический, диалектический, герменевтический).
Социально-исторические и культурные предпосылки возникновения философии. Проблема первоначала в философии досократиков Ант фил возн 6 до н. э.-6 н. э. осевое время. Греция родина фил. Условия возникн 1.формир абстрактного мышления 2.демократия греции 3.появление своб времени. Вселенную ант мыслит наз макрокосмо а чел микрокосмо. Досократовский период: Милеты. Основатель – Фалес, представители: Анаксимандр, Анаксимен. Все происходит из воды. Фалес (640-562) был родом из богатой семьи. Его ученик – Анаксимандр (611-546) изучал природу, занимался астрономическими исследованиями, в начале первоосновой лежит так называемый apeiron – нечто беспредельное. Гераклит (540-480) – самый тёмный философ античности, считая, что миром правил Логос, как некая закономерность; всё состоит из противоположности. В борьбе обнаруживается тождество противоположности. Первооснова мира – огонь, образ вечного движения и изменения. Философия античности классического периода(Сократ, Платон, Аристотель) Классический период: вершина древнегреческой философии; в этот период возникают потребности в широком образовании граждан. Появляются первые учителя по общему образованию. Главной задачей считают стать мудрым. Сократ (469-399). Искусство рождения мысли – майевтика. Стремятся понять мир в другой манере, он движется от событий к их смыслу. Начиная с Сократа, человечество начинает осваивает мир родового общего. Этот мир родового иерархизирован. Мораль = знанию. Приобрести знание можно через диалектику, которая состоит из иронии и майевтика. До Сократа основным предметом философии являлась природа, Сократ отодвигает центр тяжести философских интересов в сторону человека. Сократ отвергает всю натурфилософию как излишнюю для человека. Главной задачей философии Сократ считает рациональное обоснование религиозно-нравственного мировоззрения. Мир является творением божества великого и всемогущего, а основой сущностью мира является духовный принцип. Сократ является первым из 3-х наиболее выдающихся философов классического периода. Платон (427-347) имел свои школы – академии. Выделяют три периода творчества Платона: сократический, платонический, период зрелости диалоги Платона. Теория идей. Вся вселенная состоит из миров: мир идей мир вещей. Платон убеждён в объективности идей, в том, что они не могут существовать без сопричастности к ним вещей. Наилучшая форма правления – монархия. Вывод: идеальным, государство могло бы предотвратить многочисленные несправедливости, он исходит из идеала и строит идеальное государство, которое могло бы столь же неизменным как его идея. Аристотель. Антологические взгляды: всякую вещь, любой предмет можно объяснить зная 4 причины: материальную, формальную, движущую и целевую. Форма – образ вещи. Движущая объединяет форму и материи. Целевая причина – это то, ради чего вещь создана. Первая цель: мировой разум. Критерием научности Аристотель считает созерцательность. Диалектика – предварительный уровень логики. Аристотель создал свою школу – школа перипатетиков (гуляющие философы).
Исторические этапы развития средневековой философии и динамика её проблемного поля Философия имеет статус служанки богословия. Важнейшае фил. проблемы: познание Бога, спасение души, соотношение веры и разума (главная проблема), номинализм и реализм, теория двойственной истины. Периодизация: I. 2- 6 вв. – патристика (сочинения Отцов Церкви); II. 7-10 вв. – анализ возможностей слова, связанных с христианской идеей повторения мира; III. 11-13вв. – схоластика. Схоластика - систематическая средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (котолического) богословия и логики Аристотеля.
Принципы средневекового философского мышления: теоцентризм, креационизм, символизм, провиденциализм Теоцунтризм – мировоззрение, согласно которому высшей реальностью признается не природа, а Бог, как определяющее и творящее все сущее, как беспредельное всемогущество. Креационизм – учение о сотворении мира и человека Богом. Символизм – понимание мира и исторических событий, как особых символов бытия;интерпритация в ключе христианского вероучения. Провиденциализм – учение о влиянии Бога на мир с целью спасения человека;икономия спасения; Божественное домостроительство. Эсхаталогия – учение о конечных судьбах человека и мира. Весь мир это книга божественных символов.
Антропологический материализм Л. Фейербаха Людвиг Фейербах(1804-1872) критика религии. «Заменить любовь к Богу любовью к человеку.» Фейербах формулирует антрополгический принцип: человек истинно нравственен по своей природе» «Нет никакого иного источника познания кроме материальной природы» Верификация(проверка на подлинность) в ходе общения между людьми. Он ввел в историю философии принцип антропологизма, согласно которому, человека следует рассматривать как единство универсальной и высшей предметной философии. Под человеком он понимал природно-биологического индивида, движ. силой которого является стремление к счастью.
Философия культуры Проблема единых сущностных оснований культуры одновременно акцентирует вопрос о реальном многообразии форм историко-культурного творчества, поскольку не существует культуры «вообще», она всегда конкретизирована в тех или иных образованиях. Учитывая многомерность феномена культуры, представляется возможным ее классифицировать: а) по типам (устойчивые интегральные культурные образования, сохраняющие свою сущностную специфику на протяжении длительного промежутка времени); б) сферам (большие культурные подсистемы, отличающиеся своей функционально-целевой направленностью); в) культурно- стратификационным подсистемам (уровни и отдельные образования, маркирующие субъектов культурного творчества); г) формам (автономные формы организации культурного творчества, отличающиеся целевыми ориентациями, характером используемых средств и языка, природой создаваемых ценностей). а) По типам деление культуры может быть представлено: в историческом аспекте; в этноцивилизационном аспекте; б) По сферам выделяют: материальную культуру (ориентирована на преобразование предметной реальности, удовлетворение материальных потребностей, создание материальных ценностей, спецификой которых является их количественная конечность и «исчерпаемость» по мере потребления); духовную культуру (ориентирована на трансформацию самого человека, его внутреннего мира, удовлетворение духовных потребностей, создание духовных ценностей, характеризующихся качественной бесконечностью смыслов и интерпретаций, что лишь увеличивает их значимость с течением времени). в) По культурно-стратификационным подсистемам выделяют в вертикальном измерении следующие уровни: элитарная культура (имеет инновационно-творческий характер, поскольку осуществляет профессиональное производство новых культурных ценностей и текстов, становящихся впоследствии каноническими; отличается закрытостью и эзотеричностью (т. е. предназначенностью только для посвященных), что обусловлено необходимостью специальных навыков для продуцирования и оценки создаваемых здесь произведений; выполняет эвристико- прогностические и регулятивно-властные функции в социокультурной динамике); народная культура (характеризуется традиционностью, опорой на широкие слои населения, что связано с простотой и доступностью транслируемых здесь текстов; выполняет функции стабилизации и интеграции этноса, социализации личности); массовая культура (ориентирована не на творчество, но на потребление; характеризуется демократичностью, поскольку апеллирует к стандартам и вкусам среднего потребителя; возникая с развитием СМИ в XX в., наивностью и незамысловатостью сюжетов она напоминает народную культуру, однако в отличие от «вневременности» последней отличается динамичностью и подверженностью моде; выполняет релаксационно-терапевтические и информационные функции г) К основным формам культуры принято относить: мораль, право, политику, религию, мифологию, искусство, философию и науку. Многообразие форм, типов, уровней культурных образований организуется в единое диалогическое пространство культуры, характеризующееся возможностями перехода культурных образцов и текстов из одного континуума в другой (Восток ассимилирует западный опыт, шедевры элитарной культуры становятся элементами массовой и т. п.). Диалог, однако, не отменяет, но лишь подчеркивает уникальность каждого отдельного феномена культуры, индивидуальная самобытность которого одновременно определяет его взаимосвязь с культурным пространством в целом.
Понятие мировоззрения. Его структура и виды Философия – это не наука, а система различных мировоззрений. Мировоззрние – это взгляды человека на мир и на самого себя. Мировоззрение включает в себя: картины мира, убеждения, мативы поведения, ценности, принципы познания, нравственные и эстетические воззрения и т.д. Типы: 1)мифологическое: объясняет или знает всё (фантастичность и эмоциональность); синкретичность (слитность, неразделенностьсознания чел.), ничего не выделялось. Примеры: расизм, религиозная или национальная вражда, цыгане. 2)религиозное: фантастичность, эмоциональность, принятие знаний на веру; 3)философское: высокий теоритический уровень мышления, использующий достижения науки; Выделяют 4 аспекта: а)онтологический (о бытии); б)гносеологический(познание); в)аксиологический(ценности); г)праксеологический(эффективная деятельность человека). 4)научное: теоритическое осмысление мира и чел. на основе формальной логики и научного закона. Мировоззрение может иметь 2 уровня: чувственный(мироощущение) и рациональный(миропонимание). Цель философии: научить человека свободно, творчески, аналитически мыслить, находить смысл жизни.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.23.138 (0.015 с.) |