Понятие мировоззрения . Его структура и виды 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие мировоззрения . Его структура и виды



Понятие мировоззрения. Его структура и виды

Философия – это не наука, а система различных мировоззрений.

Мировоззрние – это взгляды человека на мир и на самого себя.

Мировоззрение включает в себя: картины мира, убеждения, мативы поведения, ценности, принципы познания, нравственные и эстетические воззрения и т.д.

Типы:

1)мифологическое: объясняет или знает всё (фантастичность и эмоциональность); синкретичность (слитность, неразделенностьсознания чел.), ничего не выделялось. Примеры: расизм, религиозная или национальная вражда, цыгане.

2)религиозное: фантастичность, эмоциональность, принятие знаний на веру;

3)философское: высокий теоритический уровень мышления, использующий достижения науки;

Выделяют 4 аспекта:

а)онтологический (о бытии);

б)гносеологический(познание);

в)аксиологический(ценности);

г)праксеологический(эффективная деятельность человека).

4)научное: теоритическое осмысление мира и чел. на основе формальной логики и научного закона.

Мировоззрение может иметь 2 уровня: чувственный(мироощущение) и рациональный(миропонимание).

Цель философии: научить человека свободно, творчески, аналитически мыслить, находить смысл жизни.

 

Предмет философии и его историческая динамика

Философия – это мышление людей.

Имеет 2 основные формы: материалистическую и идеалистическую.

Основной вопрос философии: Что первично, материальное или духовное?

В переводе философия означает любовь к мудрости; по смыслу – стремление к истине.

Философия – это духовно-рациональное освоение действительности.

Периодизация:

I. античная философия (6 в. до н.э. -): Из чего все появилось?

II. Средневековье: отношение человека и Бога, соотношение веры и разума?

III. Эпоха Возрождения, или Ренессанса: Статус человека.

IV. Новое время: Проблема познания: что человек может познать, и каким образом?

V. Новейшее время: Человек, сущность человека?

 

 

Структура философского знания

I. онтология (о бытии);

II. гносеология (о познании);

III. праксеология (об эффективной деятельности человека;

IV. логика (наука о законах формалогического мышления);

V. этика (наук а о моральной нравственности);

VI. эстетика (наука о прекрасном);

VII. аксиология (о ценностях);

VIII. философия культуры (теоритический анализ культуры);

IX. философия религии (сущность религии);

X. соц. философия (теоритическое исследование жизни);

XI. методология науки (методы познания);

XII. философская антропология (изусение человека);

XIII. футурология (наука о проектировании будущего);

XIV. философия истории.

Метод - это способ получения новго знания. Методология – совокупность различных методов познания.

Методы познания: общенаучные (анализ, гепотеза, дедукция, синтез), честонаучные(специфические), философские (феноменологический, метафизический, диалектический, герменевтический).

 

Социально-исторические и культурные предпосылки возникновения философии. Проблема первоначала в философии досократиков

Ант фил возн 6 до н. э.-6 н. э. осевое время. Греция родина фил. Условия возникн 1.формир абстрактного мышления 2.демократия греции 3.появление своб времени.

Вселенную ант мыслит наз макрокосмо а чел микрокосмо.

Досократовский период: Милеты. Основатель – Фалес, представители: Анаксимандр, Анаксимен. Все происходит из воды. Фалес (640-562) был родом из богатой семьи. Его ученик – Анаксимандр (611-546) изучал природу, занимался астрономическими исследованиями, в начале первоосновой лежит так называемый apeiron – нечто беспредельное. Гераклит (540-480) – самый тёмный философ античности, считая, что миром правил Логос, как некая закономерность; всё состоит из противоположности. В борьбе обнаруживается тождество противоположности. Первооснова мира – огонь, образ вечного движения и изменения.

Философия античности классического периода(Сократ, Платон, Аристотель)

Классический период: вершина древнегреческой философии; в этот период возникают потребности в широком образовании граждан. Появляются первые учителя по общему образованию. Главной задачей считают стать мудрым.

Сократ (469-399). Искусство рождения мысли – майевтика. Стремятся понять мир в другой манере, он движется от событий к их смыслу. Начиная с Сократа, человечество начинает осваивает мир родового общего. Этот мир родового иерархизирован. Мораль = знанию. Приобрести знание можно через диалектику, которая состоит из иронии и майевтика. До Сократа основным предметом философии являлась природа, Сократ отодвигает центр тяжести философских интересов в сторону человека. Сократ отвергает всю натурфилософию как излишнюю для человека. Главной задачей философии Сократ считает рациональное обоснование религиозно-нравственного мировоззрения. Мир является творением божества великого и всемогущего, а основой сущностью мира является духовный принцип. Сократ является первым из 3-х наиболее выдающихся философов классического периода.

Платон (427-347) имел свои школы – академии. Выделяют три периода творчества Платона: сократический, платонический, период зрелости диалоги Платона. Теория идей. Вся вселенная состоит из миров: мир идей мир вещей. Платон убеждён в объективности идей, в том, что они не могут существовать без сопричастности к ним вещей. Наилучшая форма правления – монархия. Вывод: идеальным, государство могло бы предотвратить многочисленные несправедливости, он исходит из идеала и строит идеальное государство, которое могло бы столь же неизменным как его идея.

Аристотель. Антологические взгляды: всякую вещь, любой предмет можно объяснить зная 4 причины: материальную, формальную, движущую и целевую. Форма – образ вещи. Движущая объединяет форму и материи. Целевая причина – это то, ради чего вещь создана. Первая цель: мировой разум. Критерием научности Аристотель считает созерцательность. Диалектика – предварительный уровень логики. Аристотель создал свою школу – школа перипатетиков (гуляющие философы).

 

Исторические этапы развития средневековой философии и динамика её проблемного поля

Философия имеет статус служанки богословия.

Важнейшае фил. проблемы: познание Бога, спасение души, соотношение веры и разума (главная проблема), номинализм и реализм, теория двойственной истины.

Периодизация:

I. 2- 6 вв. – патристика (сочинения Отцов Церкви);

II. 7-10 вв. – анализ возможностей слова, связанных с христианской идеей повторения мира;

III. 11-13вв. – схоластика.

Схоластика - систематическая средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (котолического) богословия и логики Аристотеля.

 

Принципы средневекового философского мышления: теоцентризм, креационизм, символизм, провиденциализм

Теоцунтризм – мировоззрение, согласно которому высшей реальностью признается не природа, а Бог, как определяющее и творящее все сущее, как беспредельное всемогущество.

Креационизм – учение о сотворении мира и человека Богом.

Символизм – понимание мира и исторических событий, как особых символов бытия;интерпритация в ключе христианского вероучения.

Провиденциализм – учение о влиянии Бога на мир с целью спасения человека;икономия спасения; Божественное домостроительство.

Эсхаталогия – учение о конечных судьбах человека и мира.

Весь мир это книга божественных символов.

 

 

Антропологический материализм Л. Фейербаха

Людвиг Фейербах(1804-1872) критика религии. «Заменить любовь к Богу любовью к человеку.»

Фейербах формулирует антрополгический принцип: человек истинно нравственен по своей природе»

«Нет никакого иного источника познания кроме материальной природы»

Верификация(проверка на подлинность) в ходе общения между людьми.

Он ввел в историю философии принцип антропологизма, согласно которому, человека следует рассматривать как единство универсальной и высшей предметной философии. Под человеком он понимал природно-биологического индивида, движ. силой которого является стремление к счастью.

 

 

Философия культуры

Проблема единых сущностных оснований культуры одновременно акцентирует вопрос о реальном многообразии форм историко-культурного творчества, поскольку не существует культуры «вообще», она всегда конкретизирована в тех или иных образованиях. Учитывая многомерность феномена культуры, представляется возможным ее классифицировать: а) по типам (устойчивые интегральные культурные образования, сохраняющие свою сущностную специфику на протяжении длительного промежутка времени); б) сферам (большие культурные подсистемы, отличающиеся своей функционально-целевой направленностью); в) культурно- стратификационным подсистемам (уровни и отдельные образования, маркирующие субъектов культурного творчества); г) формам (автономные формы организации культурного творчества, отличающиеся целевыми ориентациями, характером используемых средств и языка, природой создаваемых ценностей).

а) По типам деление культуры может быть представлено: в историческом аспекте; в этноцивилизационном аспекте;

б) По сферам выделяют: материальную культуру (ориентирована на преобразование предметной реальности, удовлетворение материальных потребностей, создание материальных ценностей, спецификой которых является их количественная конечность и «исчерпаемость» по мере потребления); духовную культуру (ориентирована на трансформацию самого человека, его внутреннего мира, удовлетворение духовных потребностей, создание духовных ценностей, характеризующихся качественной бесконечностью смыслов и интерпретаций, что лишь увеличивает их значимость с течением времени).

в) По культурно-стратификационным подсистемам выделяют в вертикальном измерении следующие уровни: элитарная культура (имеет инновационно-творческий характер, поскольку осуществляет профессиональное производство новых культурных ценностей и текстов, становящихся впоследствии каноническими; отличается закрытостью и эзотеричностью (т. е. предназначенностью только для посвященных), что обусловлено необходимостью специальных навыков для продуцирования и оценки создаваемых здесь произведений; выполняет эвристико- прогностические и регулятивно-властные функции в социокультурной динамике); народная культура (характеризуется традиционностью, опорой на широкие слои населения, что связано с простотой и доступностью транслируемых здесь текстов; выполняет функции стабилизации и интеграции этноса, социализации личности); массовая культура (ориентирована не на творчество, но на потребление; характеризуется демократичностью, поскольку апеллирует к стандартам и вкусам среднего потребителя; возникая с развитием СМИ в XX в., наивностью и незамысловатостью сюжетов она напоминает народную культуру, однако в отличие от «вневременности» последней отличается динамичностью и подверженностью моде; выполняет релаксационно-терапевтические и информационные функции г) К основным формам культуры принято относить: мораль, право, политику, религию, мифологию, искусство, философию и науку. Многообразие форм, типов, уровней культурных образований организуется в единое диалогическое пространство культуры, характеризующееся возможностями перехода культурных образцов и текстов из одного континуума в другой (Восток ассимилирует западный опыт, шедевры элитарной культуры становятся элементами массовой и т. п.). Диалог, однако, не отменяет, но лишь подчеркивает уникальность каждого отдельного феномена культуры, индивидуальная самобытность которого одновременно определяет его взаимосвязь с культурным пространством в целом.

 

 

Понятие мировоззрения. Его структура и виды

Философия – это не наука, а система различных мировоззрений.

Мировоззрние – это взгляды человека на мир и на самого себя.

Мировоззрение включает в себя: картины мира, убеждения, мативы поведения, ценности, принципы познания, нравственные и эстетические воззрения и т.д.

Типы:

1)мифологическое: объясняет или знает всё (фантастичность и эмоциональность); синкретичность (слитность, неразделенностьсознания чел.), ничего не выделялось. Примеры: расизм, религиозная или национальная вражда, цыгане.

2)религиозное: фантастичность, эмоциональность, принятие знаний на веру;

3)философское: высокий теоритический уровень мышления, использующий достижения науки;

Выделяют 4 аспекта:

а)онтологический (о бытии);

б)гносеологический(познание);

в)аксиологический(ценности);

г)праксеологический(эффективная деятельность человека).

4)научное: теоритическое осмысление мира и чел. на основе формальной логики и научного закона.

Мировоззрение может иметь 2 уровня: чувственный(мироощущение) и рациональный(миропонимание).

Цель философии: научить человека свободно, творчески, аналитически мыслить, находить смысл жизни.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.239.195 (0.03 с.)