Государство как важнейший элемент политической организации общества. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государство как важнейший элемент политической организации общества.



Гос-во - организация обладающая верховной властью на опр. территории. Осуществляющей власть с помощью спец. аппарата, выступающая как представитель об-ва.

Основные признаки гос-ва:

1) Публичная власть т.е. власть не совпадающая со всем населением.

2) Суверенитет народа.

3) Территории

4) Монополия на легальной силы.

5) Исключительное право на издание з-на.

6) Право на взымание налогов

Внутренние ф-ции гос-ва:

1) Экономич.

2) Соц. ф-ции.

3) Экологическая ф-ция.

4) Защита прав граждан.

Внешние:

1) Защита границ

2) Интеграция в мировую эк-ку.

3) Защита м/у народной безопасности.

. Гос-во - это правовая общественная власть, опирающаяся на материальную силу своего административн., судебного и военного аппарата. Это организация полит. власти, экономики. Издает положения, направленные на регулирование администрат., имуществ., финансовых и др. отношений между гражданами и учреждениями. Располагая крупными финансовыми и др. возможностями, гос-во берет на себя инициативу по созданию новых отраслей производства, по решению рупных народохозяйственных задач.. Правовое гос-во, если и не обеспечивает интересы всех слоев населения, то во всяком случае дает максимальную возможность в этом отношении.В отличие от нравственных норм в правосознании понятия должного и справедливого мыслятся как возведенные на уровень гос. закона, нарушение которого сопровождается правовыми санкциями. Особенность правовых норм состоит в том, что если нормы правосознания формулируются и проводятся в жизнь государствм, то нравственые нормы складываются и функционируют в непосредственной практике поведения. Они закрепляются общественным признанием их ценности с т.зр. всеобщего блага для того или иного коллектива,не имея при этом юридически закрепленной силы. возникновения государства

 

Проблема источника и движущих сил социальной экономики.

Проблема источников и движущих сил развития всегда была одной из центр. в философии и обществознании в целом. Долгое время вопросы определения источника движения и развития являлись объектом споров и дискуссий. И только в конце XVIII — начале XIX в. проблема внутр. источника получила собственно диалектическое категориальное выражение в классической немецкой философии. Под ним понималось противоречие.

В социальной фил. марксизма под движущими силами развития понимаются разные обществ.явления: объективные обществ. противоречия, производит. силы, способ пр-ва и обмена; разделение труда; продолжит. действия больших масс людей, классов, народов; разделение общества на классы и классовая борьба; социальные революции; потребности и интересы; наука; идеальные мотивы. Соответственно и в научной литературе движущие силы развития общества также понимаются по-разному: то они связываются с противоречиями общественного развития и их разрешением, то с соц. детерминизмом, то с объективны ми и субъективными факторами истории, то с деятельностью людей или с комплексом перечисленных факторов. По-видимому, каждый из указанных подходов правомочен, отражает какую-то грань истины.

Источниками развития любого соц. явления выступают те факторы, которые тождественны «непосредственной производящей причине» (труд, технологическое раз-е труда, наука, образование). Источник — это наиболее глубокая причина, дающая исходный импульс самодвижению и саморазвитию. Строго говоря, источником выступает объективное противоречие и только оно.

К движущ. же силам относятся факторы, направл. процесс внутр. спонтанного развития общества. Само различие источников и движущих сил органически связано с проблемой «раздвоения» причинности. Причины делятся на непосредственные и опосредованные.

причины. Движущая сила развития охватывает собой и другие факторы, через которые опосредствует действие источников.

Противоречие служит одновременно и источником, и самой главной движущей силой (особенно в процессе его разрешения) развития, ибо дает первичный импульс движению и развитию. Более того, роль противоречия не ограничивается таким импульсом, апредставляет собой постоянно действ. детерминанту движения и развития.

 

Линейные и нелинейные интерпритации исторического процесса. Развитие общества как цивил. процесс.

Есть два типа толкования направлений развития истории: линейные и нелинейные (циклические).

Нелинейные - появились раньше как мифологическое «колесо истории», повторение космических циклов. Первым научным приверженцем этой интерпретации авторы называют Вико (XVIII в.), выделявшего 3 цикла истории: божественная стадия (власть жрецов без государства), героическая стадия (аристократическое государство) и человеческая стадия (демократия), вырождающаяся в первобытное состояние, где все сначала.

Линейные интерпретации исторического процесса восходят к христианству: «стрела времени» и единство судеб человечества. Два основных вида: прогрессизм (просвещение, немецкая классика) и регрессизм. Для неклассического прогрессизма характерно: придание большого значения материально-производственным факторам, гарантиям прогресса (прогресс абсолютизируется) и универсальности социальных законов.

В зависимости от единицы периодизации выделяют: 1) формационный подход (марксизм, где формации классово-экономического характера сменяют друг друга так: первобытно-общинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический строй); 2) цивилизационный подход (постиндустриальный и информационный), где признаки цивилизации – города, государство и письменность; выделяется доцивилизация и три типа цивилизаций (доиндустриальная, индустриальная и постиндустриальная (информационное общество).

 

Белорусская модель социально-экономического развития

Республика Беларусь — унитарное демократическое государство, форма правления – президентская республика. Законодательная власть принадлежит и Национальному собранию (срок полномочий – 4 года), состоящему из Палаты представителей (110 депутатов избираются прямым всеобщим голосованием) и Совета Республики (64 депутата избирается местными Советами или назначаются президентом).

Основная административная единица — область (6 – Брестская, Витебская, Гомельская, Гродненская. Могилевская и Минская), области делятся на районы (всего 118) и города областного подчинения (12). Столица – Минск – самостоятельная административная единица, не входящая ни в одну область.

В Беларуси – социально-ориентированная рыночная экономика с доминированием государственной собственности и незначительной долей частного сектора (в основном – розничная и оптовая торговля). Государство регулирует цены на социально значимые группы товаров, реализует различные социальные программы, в том числе – бесплатную медицину и образование, дотации сельского хозяйство и ЖКХ, льготные кредиты на строительство жилья. Основные отрасли промышленности – металлургия и металлообработка, машиностроение, химическая, легкая и пищевая. Сельское хозяйство специализируется на выращивании зерновых, картофеля, овощей, сахарной свеклы, льна, мясо-молочном животноводстве. Основные минеральные ресурсы – древесина, торф, небольшие месторождения нефти и природного газа, гранит, доломит, известняк, глина, песок. Конкурентными преимуществами РБ также считаются географическое положение, развитая система транспорта и инфраструктура производства, значительные земельные и водные ресурсы, высокий профессиональный уровень населения.

Направленность развития: социально-гуманистическая направленность (учетом интересов разных групп с защитой групп с недостаточным материальным обеспечением), устойчивое развитие (в т.ч. модернизация и реформирование при избегании кризисов), расширение внешней торговли (в том числе экономическая интеграция с постсоветскими странами, прежде всего Россией), смешанность (многоукладность) экономической системы.

 

Философия культуры

Проблема единых сущностных оснований культуры одновременно акцентирует вопрос о реальном многообразии форм историко-культурного творчества, поскольку не существует культуры «вообще», она всегда конкретизирована в тех или иных образованиях. Учитывая многомерность феномена культуры, представляется возможным ее классифицировать: а) по типам (устойчивые интегральные культурные образования, сохраняющие свою сущностную специфику на протяжении длительного промежутка времени); б) сферам (большие культурные подсистемы, отличающиеся своей функционально-целевой направленностью); в) культурно- стратификационным подсистемам (уровни и отдельные образования, маркирующие субъектов культурного творчества); г) формам (автономные формы организации культурного творчества, отличающиеся целевыми ориентациями, характером используемых средств и языка, природой создаваемых ценностей).

а) По типам деление культуры может быть представлено: в историческом аспекте; в этноцивилизационном аспекте;

б) По сферам выделяют: материальную культуру (ориентирована на преобразование предметной реальности, удовлетворение материальных потребностей, создание материальных ценностей, спецификой которых является их количественная конечность и «исчерпаемость» по мере потребления); духовную культуру (ориентирована на трансформацию самого человека, его внутреннего мира, удовлетворение духовных потребностей, создание духовных ценностей, характеризующихся качественной бесконечностью смыслов и интерпретаций, что лишь увеличивает их значимость с течением времени).

в) По культурно-стратификационным подсистемам выделяют в вертикальном измерении следующие уровни: элитарная культура (имеет инновационно-творческий характер, поскольку осуществляет профессиональное производство новых культурных ценностей и текстов, становящихся впоследствии каноническими; отличается закрытостью и эзотеричностью (т. е. предназначенностью только для посвященных), что обусловлено необходимостью специальных навыков для продуцирования и оценки создаваемых здесь произведений; выполняет эвристико- прогностические и регулятивно-властные функции в социокультурной динамике); народная культура (характеризуется традиционностью, опорой на широкие слои населения, что связано с простотой и доступностью транслируемых здесь текстов; выполняет функции стабилизации и интеграции этноса, социализации личности); массовая культура (ориентирована не на творчество, но на потребление; характеризуется демократичностью, поскольку апеллирует к стандартам и вкусам среднего потребителя; возникая с развитием СМИ в XX в., наивностью и незамысловатостью сюжетов она напоминает народную культуру, однако в отличие от «вневременности» последней отличается динамичностью и подверженностью моде; выполняет релаксационно-терапевтические и информационные функции г) К основным формам культуры принято относить: мораль, право, политику, религию, мифологию, искусство, философию и науку. Многообразие форм, типов, уровней культурных образований организуется в единое диалогическое пространство культуры, характеризующееся возможностями перехода культурных образцов и текстов из одного континуума в другой (Восток ассимилирует западный опыт, шедевры элитарной культуры становятся элементами массовой и т. п.). Диалог, однако, не отменяет, но лишь подчеркивает уникальность каждого отдельного феномена культуры, индивидуальная самобытность которого одновременно определяет его взаимосвязь с культурным пространством в целом.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.221.113 (0.014 с.)