Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

КТО? (передает сообщение) – Коммуникатор

Поиск

ЧТО? (передается) – Сообщение (текст)

КАК? (осуществляется передача) – Канал

 

КОМУ? (направлено сообщение) – Аудитория

 

С КАКИМ ЭФФЕКТОМ? – Эффективность.

 

Можно выделить три позиции коммуникатора во время коммуникативного процесса: открытая (открыто объявляет себя сторонником издагаемой точки зрения), отстраненная (держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения) и закрытая (умалчивает о своей точке зрения, скрывает ее).

Невербальная коммуникация. Выделяют четыре группы невербальных средств общения:

1) Экстра- и паралингвистические (различные околоречевые добавки, придающие общению определенную смысловую окраску – тип речи, интонирование, паузы, смех, покашливание и т.д.)

2) Оптико – кинетические (это то, что человек «прочитывает» на расстоянии – жесты, мимика, пантомимика)

Жест – это движение рук или кистей рук, они классифицируются на основе функций, которые выполняют:

-коммуникативные (заменяющие речь)

-описательные (их смысл понятен только при словах)

-жесты, выражающие отношение к людям, состояние человека.

Мимика – это движение мышц лица.

Пантомимика – совокупность жестов, мимики и положения тела в пространстве.

3) Проксемика (организация пространства и времени коммуникативного процесса)

В психологии выделяют четыре дистанции общения:

- интимная (от 0 до 0,5 метра). На ней общаются люди, связанные, как правило, близкими доверительными отношениями. Информация передается тихим и спокойным голосом. Многое передается с помощью жестов, взглядов, мимики.

- Межличностная (от 0,5 до 1,2 метра). На ней осуществляется общение между друзьями).

- Официально-деловая или социальная (от 1,2 до 3,7 метра). Используется для делового общения, причем чем больше расстояние между партнерами, тем более официальны их отношения.

- Публичная (более 3,7 метров). Характерезуется выступлением перед аудиторией. При таком общении человек должен следить за речью, за правильностью построения фраз.

4) Визуальный контакт. Визуалика, или контакт глаз. Установлено, что обычно общающиеся смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд.[6]

3 - в) Интерактивная сторона общения.

 

Это характеристика тех компонентов общения, которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Есть два типа взаимодействий – кооперация и конкуренция[7]. Кооперативное взаимодействие означает Координацию сил участников. Кооперация является необходимым элементом совместной деятельности, пораждается самой ее природой.

Конкуренция – одной из наиболее ярких ее форм является конфликт.

3 - г) Перцептивная сторона общения

– это процесс восприятия и понимания людьми друг друга.

Все три стороны общения тесно переплетаются между собой, органически дополняют друг друга и составляют процесс общения вцелом.

3) Общение выполняет целый ряд функций в жизни человека:

1. Социальные функции общения

a) Организация совместной деятельности

b) Управление поведением и деятельностью

c) Контроль

2. Психологические функции общения

a) Функция обеспечения психологического комфорта личности

b) Удовлетворение потребности в общении

c) Функция самоутверждения

4) Уровни общения. Общение может происходить на различных уровнях:

1. Манипулятивный уровень, заключаеться в том что один из собеседников через определенную социальную роль пытается вызвать сочувствие, жалость партнера.

2. Примитивный уровень, когда один из партнеров подавляет другого (один постоянный коммуникатор, а другой постоянный реципиент).

3. Высший уровень – это тот социальный уровень, когда независимо от социальной роли, статуса партнеры относятся друг к другу как к равной личности.

5) Виды общения[8].

В зависимости от содержания, целей и средств общение можно поделить на несколько видов.

1. По содержанию оно может быть:

1.1 Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности)

1.2 Когнитивное (обмен знаниями)

1.3 Кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями)

1.4 Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями)

1.5 Деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками)

2. По целям общение делиться на:

2.1 Биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма)

2.2 Социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида)

3. По средствам общение может быть:

2.3 Непосредственное (Осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу – руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.)

2.4 Опосредованное (связанное с использованием специальных средств и орудий)

2.5 Прямое (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения)

2.6 Косвенное (осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди).

 

Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество. Чтобы общение как взаимодействие происходило беспроблемно, оно должно состоять из следующих этапов:

1. Установка контакта (знакомство). Предполагает понимание другого человека, представление себя другому человеку.

2. Ориентировка в ситуации общения, осмысление происходящего, выдержка паузы.

3. Обсуждение интересующей проблемы.

4. Решение проблемы.

5. Завершение контакта (выход из него).

 

21. Коммуникативная сторона делового общения.

- В основе коммуникативной культуры лежат общепринятые нравственные требования к общению, неразрывно связанные с признанием неповторимости, ценности каждой личности:

▪ Вежливость выражение уважительного отношения к другим людям, их достоинству, проявляющееся в приветствиях и пожеланиях, в интонации голоса, мимике, жестах.

▪ Корректность умение держать себя в рамках приличия в любых ситуациях, прежде всего, в конфликтных.

▪ Тактичность чувство меры, чувство границ в общении, превышении которых может обидеть человека, поставить его в неловкое положение.

▪ Скромность сдержанность в оценках, уважение вкусов, привязанностей других людей.

▪ Точность без точного выполнения данных обещаний и взятых обязательств в любой форме жизнедеятельности дела вести трудно.

▪ Предупредительность стремление первым оказать любезность, избавить другого человека от неудобств и неприятностей.

Не менее важными аспектом коммуникативной культуры является культура речи, в которой можно выделить три стороны: Содержательная характеризуется богатством, значительностью и доказательностью мыслей; Выразительность речи связана с ее эмоциональной окрашенностью; Побудительная сторона состоит во влиянии ее на мысли, чувства и волю слушателя. От уровня речевой культуры, зависит степень восприятия речи слушателями.

Коммуникативная сторона восприятия включает в себя вербальные и невербальные виды общения.

К невербальным средствам относятся:

- Кинесические средства выразительные средства движения, проявляющиеся в позе, мимике, походке, взгляде, жесты. Жесты адаптеры (жесты приветствия, прощания, привлечения внимания).

Жесты регуляторы (жесты одобрения, растерянности, неудовлетворения, доверия и недоверия).

Жесты символы.

- Просодические средства интонация, громкость, тембр, темп, сила ударения.

- Экстралингвистические средства включение в речь пауз, вдох, смех, плач, кашель.

- Такесические средства динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя.

- Проксимические средства близость. Приближение человека к человеку на определенное расстояние.

- Ольфакторные средства приятные и неприятные, естественные и искусственные запахи окружающей среды;

22. Интеракция (взаимодействие) как сторона делового общения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.4.50 (0.011 с.)