Изменением на долгосрочном временном интервале цен на различные виды отраслевых затрат по мере расширения объемов выпускаемой продукции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изменением на долгосрочном временном интервале цен на различные виды отраслевых затрат по мере расширения объемов выпускаемой продукции



Схема 5.19. Кривая рыночного предложения на долгосрочном временном интервале


Схема 5.20. Долгосрочные кривые

отраслевого предложения


общество находится на границе "полезности — возможности"

Схема 5.2L Совершенная конкуренция и эффективность


□ в конкурентной рыночной системе отсутствуют мотивы оптимального распределения доходов

I 1

i □ распределяя ресурсы, конкурентная модель не допускает! побочных издержек и выгод или производства общественных j благ

j □ отрасль с чистой конкуренцией может мешать применению • лучшей производственной техники и благоприятствовать медленному темпу технического прогресса

q конкурентная система не обеспечивает ни широкого I диапазона выбора продуктов, ни условий для разработки | новых продуктов

Схема 5.22. Совершенная конкуренция и ее ограничения


Ызучив эту телсу, вы слсожете понять:

У основные черты несовершенной конкуренции;

У основные условия возникновения монополии и ее виды;

У условия максимизации прибыли или минимазации убытков фирмы-монополиста на краткосрочном временном интервале;

^ механизм максимизации прибыли фирмы-монополиста на долгосрочном временном интер-

вале;

У влияние монополии на функционирование рынка;

У особенности монополистической конкуренции;

> каковы предпосылки оптимального выпуска продукции для фирмы на краткосрочном и долгосрочном временном интервалах в условиях монополистической конкуренции;

^ экономические последствия монополистической конкуренции;

^ особенности олигополии и ее основные формы;

У поведение фирм на рынке в условиях олигополии;

> основные формальные теории олигополии и их особенности.

 

Исходную модель для анализа рыночного поведения фирм определяет совершенная конкуренция. Но на практике эта скорее абстрактная модель реализуется довольно редко. И причиной такого положения являются элементы монополизма в поведении фирм на рынке. Фирмы посредством своих собственных действий оказывают влияние на рыночную цену. Но если на рынке существуют продавцы или покупатели, которые способны воздействовать на рыночную цену, то такая конкуренция уже имеет форму несовершенной конкуренции. В зависимости от степени контроля за ценами в условиях несовершенной конкуренции можно выделить такие се формы, как монополия, олигополия и монополистическая конкуренция (схема 6.1).

Обратите внимание, что монополия характеризуется наличием единственного продавца товара, который не имеет близких заменителей (схема 6.2). В этом случае фирма-производитель полностью контролирует производство и рынок. Фирма с монопольной властью по своему усмотрению устанавливает цену на свой товар. Основой для диктата цен является непреодолимость барьеров для входа в отрасль. В роли таких барьеров выступают исключительные права, полученные от правительства, патенты и авторские права, собственность на весь предложенный объем какого-либо производственного ресурса и, наконец, низкие издержки крупного производства, обусловленные мопонолизацией рынка. Необходимо различать три вида монополии (схема 6.3): закрытые монополиикоторые имеют юридическую защиту от конкурентов; естественные монополии, которые защищены эффектом экономии в масштабах производства; открытые монополии, которые не имеют какой-либо специальной защиты от конкурентов.

Чтобы определить, как влияет монополизм на поведение фирмы, следует прежде всего остановиться на теории монопольного спроса. Фирма-монополист является единственным производителем данной продукции и спрос на ее продукцию будет совпадать с рыночным спросом. Кривая спроса на выпуск продукции фир-мой-монополистохм совпадает с кривой рыночного спроса. Особенностью этой кривой является то, что она убывающая: объем продаж можно увеличивать только за счет снижения цены. В результате предельный доход будет меньше, чем цена для каждого уровня выпуска, кроме первого, и кривая предельного дохода лежит ниже кривой спроса. Если спрос представлен в виде прямой наклонной линии, предельный доход будет составлять половину угла наклона линии спроса (схема 6.4).

 

Раскрывая особенности поведения фирмы-монополиста, следует учитывать се зависимость не только от потребительского спроса и предельного дохода, но и от издержек производства. Фирма-монополист будет увеличивать производство до такого объема, когда предельный доход будет равен предельным издержкам. Дальнейшее увеличение объема производства хотя бы на одну единицу принесет превышение дополнительных издержек над дополнительным доходом. Сокращение же хотя бы на одну единицу продукции по сравнению с этим уровнем будет означать упущенный доход, получение которого было бы возможно от продажи еще одной дополнительной единицы. Объемы выпуска, при котором предельный доход равен предельным издержкам, обеспечивает фирме-монополисту максимальную прибыль. Цена, дающая максимум прибыли, равна высоте кривой спроса при этом уровне выпуска (схема 6.5).

Если рыночные условия неблагоприятны, то фирма-монополист, так же как и фирма в условиях совершенной конкуренции, может оказаться не в состоянии получить прибыль в пределах краткосрочного временного интервала (схема 6.6). Если цена, соответствующая выпуску продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам, упадет ниже средних издержек, фирма-монополист понесет убытки. Когда же эта цена превышает минимально возможные средние издержки, то фирма-монополист получает экономическую прибыль (схема 6.7). Если же складывается положение, при котором фирма-монополист покрывает все свои издержки, но не получает прибыль, то имеет место положение безубыточности в условиях несовершенной конкуренции.

Адекватно можно описать поведение фирмы-монополиста и на долгосрочном временном интервале. Обратите внимание, что при описании краткосрочного и долгосрочного интервалов изменяется лишь интерпретация кривых. Кривая, отображающая изменение средних совокупных издержек на долгосрочном временном интервале, интерпретируется как кривая долгосрочных средних издержек. Кривая предельных издержек будет уже соответствовать кривой долгосрочных предельных издержек. Следовательно, максимизация прибыли на долгосрочном временном интервале предполагает объем выпуска, при котором предельные издержки равны предельному доходу. Цена, максимизирующая прибыль фирмы-монополиста на долгосрочном временном интервале, равна высоте кривой спроса в этой точке (схема 6.8).

 

Обобщая поведение модели фирмы-монополиста на краткосрочном и долгосрочном временном интервалах, следует обратить внимание и на ценовую дискриминацию фирм, обладающих монопольной властью. Последняя предполагает политику установления разных цен на один и тот же продукт для разных категорий покупателей. На ценовую дискриминацию влияют два основных фактора: отсутствие у покупателя возможности перепродажи продукта и наличие у продавца возможности разделять покупателей на группы исходя из эластичности спроса на покупаемый продукт. Фирмы-монополисты занимаются ценовой дискриминацией, когда они с ее помощью могут увеличивать свои прибыли (схема 6.9).

Анализируя основные особенности функционирования фирм, обладающих монопольной властью, нельзя не учитывать их влияние на эффективность распределения и использования ресурсов. Следует выделить по крайней мерс три формы подобного влияния. Прежде всего имеют место ограничение объема производства и установление более высокой цены. Это приводит к тому, что ресурсы общества используются не в полном объеме и необходимая обществу продукция не производится. Данную форму влияния дополняет отсутствие стимулов к снижению производственных издержек. Обновление производства, снижение издержек и гибкость производства для фирмы-монополиста не являются вопросами выживания. Слабо заинтересована фирма-монополист и в научно-исследовательских разработках и использовании новых достижений научно-технической революции (НТР). Наконец, имеют место и огромные расходы, связанные с сохранением и укреплением монопольной власти. По всем этим причинам влияние монопольного производителя на эффективность распределения и использования ресурсов весьма отрицательно (схема 6.10).

Разобравшись в особенностях крайне несовершенной формы конкуренции, какой является монополия, следует выяснить специфику тех рыночных структур, которые занимают промежуточное положение между совершенной конкуренцией и монополией.

Наиболее близкой к совершенной конкуренции является монополистическая конкуренция. В этом случае на рынке действует большое количество продавцов, производящих разнообразную продукцию, и возможно появление новых продавцов. Вступление конкурентов в отрасль достаточно свободное (схема 6.11).

 

Спрос на продукцию в условиях монополистической конкуренции отражает кривая спроса (схема 6.12). Она показывает суммарный объем продукции, поставляемый фирмой при каждом значении цены. Подобно кривой спроса фирмы-монополиста кривая спроса на продукцию в условиях монополистической конкуренции является также убывающей. Но она намного более эластична, чем кривая спроса производителя-монополиста, поскольку продавец в условиях монополистической конкуренции сталкивается с относительно большим числом конкурентов, производящих взаимозаменяемые товары. Чем больше конкурентов и слабее дифференциация продукта, тем более эластичной будет кривая спроса в условиях монопольной конкуренции. Что же касается кривой предельного дохода в этих условиях, то и она лежит ниже кривой спроса производителя, и ее наклон также будет составлять половину угла наклона последней (см. схему 6.12).

На краткосрочном временном интервале в условиях монопольной конкуренции фирмы будут выбирать цену и объем выпуска, максимизирующие прибыль или минимизирующие убытки, также исходя из уже известного принципа равенства предельного дохода и предельных издержек (схема 6.13). Сходная ситуация имеет место и на долгосрочном временном интервале. Максимизация прибыли в этом периоде в условиях монополистической конкуренции предполагает объем выпуска, при котором предельный доход равен долгосрочным предельным издержкам (схема 6.14).

Завершая краткий анализ рыночного поведения фирм в условиях конкуренции, следует также обратить внимание на эффективность распределения и использования ресурсов. В этих условиях производится несколько меньший, чем наиболее эффективный объем продукции. Это означает, что имеет место недоиспользование ресурсов для производства товаров и установления несколько более высокой цены. Иначе говоря, издержками монополистической конкуренции яаляются избыточные производственные мощности и недопроизводство необходимой обществу продукции. Но чем острее проблема избытка производственной мощности, тем шире диапазон потребительского выбора. Монополистическая конкуренция связана с приспособлением продукта к потребительскому спросу, а потребительского спроса — к продукту. Такое приспособление является компенсирующим моментом монополистической конкуренции, но максимальная производственная эффективность все-таки не достигается (схема 6.15),

 

Завершить рассмотрение рынка несовершенной конкуренции необходимо анализом олигополии. Олигополия — рыночная структура, состоящая из небольшого числа фирм, причем по крайней мере некоторые из них имеют большие размеры относительно размеров рынка. Товар, реализуемый в условиях олигополии, может быть и дифференцированным, и стандартизованным (схема 6.16). На олигополистичсском рынке фирмы, обладающие большими долями в общем выпускаемом количестве товара, обладают способностью влиять на цену товара, варьируя его наличие на рынке. Степень преобладания на рынке одной или нескольких больших фирм определяют коэффициент концентрации и индекс Герфиндаля. Коэффициент концентрации — простейший показатель, измеряющий концентрацию рынка. Он показывает процент продаж приходящихся на данном отраслевом рынке на долю четырех (или восьми) крупнейших фирм. Индекс Герфиндаля позволяет учесть степень влияния доминирующей фирмы. Этот индекс рассчитывается путем возведения в квадрат процентных долей рынка каждой из фирм и суммирования полученных результатов (схема 6.17).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 302; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.162 (0.009 с.)