Насколько эффективно функционируют рынки в условиях совершенной конкуренции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Насколько эффективно функционируют рынки в условиях совершенной конкуренции.



 

Любая предпринимательская фирма, как было уже отмечено ранее, в своей деятельности стремится минимизировать издержки и максимизировать прибыль. Минимизация издержек создает условие для появления и роста прибыли (схема 5.1). Однако сам этот процесс зависит от типа фирмы: является ли она совершенно конкурентной или несовершенно конкурентной. Выявление особенностей совершенно конкурентной фирмы — исходный вопрос в изучении темы.

Прежде всего следует определить, что совершенно конкурентная фирма — это фирма, принимающая цену на свою продукцию как данную, не зависящую от продаваемого ею объема продукции. Ctipoc на продукцию отдельной фирмы, объем продаж которой не оказывает никакого влияния на изменение рыночной цены, отражает кривая спроса совершенно конкурентной фирмы. Эта кривая спроса представляет собой кривую абсолютно эластичного спроса, показывая, что любое количество товаров и услуг фирма будет продавать по одной и той же цене, которая определяется общим отраслевым спросом и предложением (схема 5.2).

Совершенно конкурентная фирма продает свою продукцию на совершенно конкурентном рынке.Последний представляет собой рынок, где удовлетворяются условия совершенной конкуренции. Характерные черты этого рынка: большое количество мелких фирм, однородность их продукции, вступление новых фирм в отрасль не встречает каких-либо препятствий или ограничений, вход и выход из отрасли абсолютно свободен, и, наконец, нет ограничений на доступ к информации о состоянии рынка, о ценах на товары и ресурсы, о затратах, качестве товаров, технике производства (схема 5.3).

Основная проблема совершенно конкурентной фирмы — поиск объема выпуска, который максимизирует прибыль в условиях, когда спрос на ее продукцию является абсолютно эластичным.

Обратите внимание, что прибыль определяет разницу между валовым доходом и совокупными издержками за период продаж. Сам же валовой доход определяется путем умножения цены проданного товара на количество продукции, которое фирма может продать. Доход от единицы продукции представляет собой средний доход. Дополнительный же доход от продажи еще одной единицы продукции выражает предельный доход. Поскольку цена товара для совершенно конкурентной фирмы вне ее влияния, то каждая дополнительная единица продаж присоединяет точно свою цену и предельный доход будет равен его цене, т.е. будет постоянным (схема 5.4).

 

Для фирм, действующих в любой рыночной структуре, важное значение имеет фактор времени, который оказывает существенное влияние на принимаемые фирмой решения относительно изменений объема производства. Не является исключением в этом плане и совершенно конкурентная фирма.

На краткосрочном временном интервале совершенно конкурентная фирма, принимая решение об увеличении количества продаж, не имеет достаточно времени для того, чтобы увеличить объем производства. В результате фирма пытается приспособить свой объем производства для максимизации прибыли или минимизации убытков. И "для этого существует два пути. Первый состоит в том, что фирма сравнивает получаемый ею валовой доход и валовые издержки. Второй же путь предполагает сравнение предельного дохода и предельных издержек. Если сопоставление валового дохода и валовых издержек обеспечивает проверку общей прибыльностью для оптимального выпуска в краткосрочном временном периоде, то сопоставление предельного дохода и предельных издержек предполагает проверку предельной прибыльностью (схема 5.5).

Следует вспомнить, что именно разница между валовым доходом и валовыми издержками представляет собой прибыль. Соответственно максимальная прибыль может быть получена при таком выпуске продукции, при котором валовой доход превышает валовые издержки на максимальную величину. Если рыночная цена опускается настолько, что не обеспечивает желаемого превышения валового дохода над валовыми издержками, то фирма несет убытки. Однако фирма не закроется и будет осуществлять производство, если сумма убытка будет меньше на какую-то величину ее совокупных постоянных издержек. Наконец, если рыночная цена опустится так низко, что при всех уровнях производства убытки будут превышать стоимость постоянных издержек, то фирме следует остановить производство. Осуществляя в этом случае производство, фирма понесет большие потери, чем при ее закрытии (схема 5.6).

Разница между предельным доходом и предельными издержками показывает, как изменяется прибыль от продажи дополнительной единицы продукции, т.е. как изменяется предельная прибыль. Максимизация прибыли на основе предельного анализа предполагает поиск выпуска продукции такого объема, который максимизирует разницу между предельным доходом и предельными издержками. Фирма максимизирует прибыль, продолжая производить продукцию, пока предельная

 

Прибыль положительна. Главным условием для фирмы, максимизирующей прибыль, является равенство предельного дохода и предельных издержек. Поскольку для совершенно конкурентной фирмы цена равна предельному доходу, то предельное условие максимизации прибыли фирмы может иметь форму равенства цены и предельных издержек (схема 5.7).

Теперь, когда нами установлен предел максимизации прибыли совершенно конкурентной фирмы, можно определить и равновесный выпуск продукции максимизирующий прибыль совершенно конкурентной фирмы. Последний представляет выпуск, при котором рыночная цена равняется предельным издержкам и предельному доходу. Любой выпуск ниже этого уровня означает, что фирма может повысить выпуск продукции для увеличения прибыли, и наоборот.

Учитывая определенные выше валовой и предельный доход, совершенно конкурентная фирма выбирает объем производства, который обеспечивает ей максимальную прибыль. При этом следует иметь в виду, что выпуск продукции, обеспечивающий фирме максимальную прибыль, вовсе не означает получение самой большой прибыли за единицу этой продукции. То есть прибыль на единицу товара нельзя использовать как критерий общей прибыли (схема 5.8).

Определяя выпуск, максимизирующий прибыль, необходимо учитывать и то, что когда цена больше, чем средние издержки производства, которые максимизируют прибыль, то совершенно конкурентная фирма получает экономическую прибыль. Получение экономической прибыли означает, что ее доходы превышают все ее издержки (схема 5.9). Если же рыночная цена на продукцию равна минимальным средним издержкам, то она позволяет совершенно конкурентной фирме лишь покрывать свои издержки, в результате фирма получает экономическую прибыль, равную нулю, т.е. нормальную прибыль,,Совершенно конкурентная фирма в этом случае находится на уровне самоокупаемости (схема 5.10). Когда же рыночная цена падает ниже минимально возможных средних издержек, но превышает минимум средних переменных издержек, то совершенно конкурентная фирма несет убытки (схемы 5.11 и 5.12). Наконец, когда цена падает до уровня минимально возможных средних переменных издержек, фирма находится в точке прекращения операций. При любой цене, опускающейся ниже минимально возможных средних переменных издержек,

 

Потери фирмы превышают постоянные издержки и совершенно конкурентная фирма закрывается (схема 5.13).

Вспомните, что кривая спроса совершенно конкурентной фирмы отражает спрос на продукцию отдельной фирмы, объем продаж которой не оказывает никакого влияния на изменение рыночной цены. Кривая спроса, с которой сталкивается отдельная совершенно конкурентная фирма, абсолютно эластична. Кривая предложения совершенно конкурентной фирмы показывает связь между ценой и количеством предлагаемого товара. Краткосрочная кривая предложения совершенно конкурентной фирмы совпадает с кривой ее предельных издержек, но только в той ее части, которая расположена выше минимально возможных средних переменных издержек (схема 5.14).

На основе выведенных краткосрочных кривых предложения для каждой из совершенно конкурентных фирм может быть определена кривая предложения и на рынке в целом. Рыночная краткосрочная кривая предложения отражает суммарный объем продукции, поставляемый всеми фирмами, предлагающими стандартизированный продукт на рынок по любой возможной цене. Краткосрочная рыночная кривая предложения получается путем суммирования объемов предложения всех фирм при каждой возможной цене (схема 5.15).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.105.31 (0.008 с.)