Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Существует два типа графиков: графики эмпирических зависимостей и графики теоретических зависимостей

Поиск

Существует два типа графиков: графики эмпирических зависимостей и графики теоретических зависимостей

Для графиков эмпирических зависимостей характерно эмпирическое отражение зависимости между переменными

Для графиков теоретических зависимостей характерно теоретическое отображение зависимости между переменными; используются для иллюстрации процессов работы воображаемых экономических систем или их частей

На всех графиках эмпирических зависимостей каждая точка показывает значения переменных, наблюдаемых совместно

DD (demand curve)— кривая спроса

Е (equilibrium)— символ, обозначающий точку равновесия на графике

Ed —(coefficient elasticity of demand)— коэффициент эластичности спроса

Es (coefficient of supply elasticity)—коэффициент эластичности предложения

P (price) — цена

Q (quantity)— количество (объем) производства, выпуск продукции

MP (marginal product) — предельный продукт

MU (marginal utility) — предельная полезность

Р (price) — цена

TU (total utility) — общая полезность

U (equal-utility contour) — кривая безразличия или равнополезный контур

Литература, рекомендуемая к изучению:

Макконелл К.Р., Брю CJ1\ Экономикс: Принципы, проблемы и политика. — М.: Республика, 1992. — Т.2. — Гл. 23.

Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. — М.: Экономика, Дело, 1992. — Гл.3.

Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. — М.: Финансы и статистика, 1992. — Гл. 3,4.

Фишер С.у Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. — М.: Дело ЛТД, 1993. - Гл.6.

Рыночная экономика: Учебник. — В 3-х т. — Т.1. Теория рыночной экономики. 4.1 Микроэкономика / Под ред. В.Ф. Максимовой — М.: Соминтэк, 1992. - С.64-84.

Экономикс: Англо-русский словарь-справочник/ Под ред. ЭДж. Делан, Б.И. Домненко. — М.: Лазурь, 1994. — Теория предельной полезности и предельных издержек.

Экономика: Учебник/ Под ред. доц. А. С. Булатова. — М.: Издательство БЕК, 1995, - Гл. 3.

Долан Э.Дж.у Линдсей Д. Микроэкономика. — С.Пб: Изд-во АО "Санкт-Петербург оркестр", 1994. — Гл.5.

I

Схема 3. L Выбор потребителя

Схема 3.2. Полезность в экономической теории и проблема ее измерения

Схема 3.3. Закон убывающей

предельной полезности

j □ демонстрирует возможные варианты выбора между двумя различными благами при ограниченном бюджете потреби! еля

□ наклон бюджетной линии определяется отношением цены одного блага к цене другого

Схема 3.4. Потребительский выбор

Схема 3.5. Сдвиг бюджетной линии

положение, при котором потребитель максимизирует полезность, получаемую им от покупки разных товаров (при имеющемся бюджете), и которое означает, что любое увеличение полезности от потребления одного блага будет требовать сокращения полезности от потребления другого блага

Схема 3.6. Убывающая предельная полезность и потребительский выбор

увеличение цены на товар А сопровождается сокращением покупки подорожавшего блага и увеличением покупки благ В, которые могут заменить подорожавшие

Схема 3. 7. Эффект замещения

снижение дохода сдвигает бюджетную линию внутрь, увеличение дохода сдвигает ее вовне, новая бюджетная линия

всегда параллельна старой

Схема 3.8. Эффект дохода

 

Действие эффектов аохоаа п замешенпя на величину спроса, преаъявленного покупателями на товар

Схема 3.9. Воздействие эффектов дохсща и замещения на кривую спроса

I □ имеют отрицательный наклон

! □ не пересекаются

i

! □ выпуклы: их наклон уменьшается по мере движения вниз и вправо вдоль этих кривых

I

□ абсолютная величина наклона кривой в любой точке есть отношение предельной полезности блага, отсчитываемого по горизонтальной оси, к предельной полезности блага,

J отсчитываемого по вертикальной оси

□ кривые, расположенныс выше, соответствуют более высоким уровням полезности

; □ наборы на кривых, более удаленных от начала координат,

; предпочитаются наборам, расположенным на менее

Удаленных кривых

i

□ можно построить кривую, проходяшую через любую корзину товаров

□ набор кривых для одного потребителя и одной пары благ

Спрос и предложение совместно определяют количество произведенного и проданного товара и его дену. В предыдущих темах основное внимание было сосредоточено на факторах, определяющих спрос. Данная же тема предполагает более глубокое изучение факторов, определяющих предложение.

Как и при анализе выбора потребителя, особое внимание будет уделено целям производителей, а также препятствиям и ограничениям, стоящим на путях к достижению этих целей. Предположим, что главной целью частной фирмы является максимизация прибыли, а главными препятствиями, возникающими при достижении этой цели, — издержки производства и спрос на произведенную продукцию.

Явные, или денежные, издержки представляют собой альтернативные издержки, которые принимают форму денежных платежей собственникам ресурсов производства и полуфабрикатов. Тогда как неявные, или вмененные, издержки определяют альтернативные издержки использования ресурсов, которые принадлежат фирме, и принимают форму потерянного дохода от использования ресурсов, являющихся собственностью фирмы.

Различие между явными и неявными издержками позволяет определить, что, собственно, понимается под прибылью в экономической науке. Если из дохода фирмы вычесть явные издержки, то результатом будет бухгалтерская прибыль. Чистая экономическая прибыль равна разнице между бухгалтерской прибылью и величиной неявных (вмененных) издержек. Нормальная же прибыль равна вмененным издержкам, вложенным в дело, а не направленным в производство (схема 4.3).

Краткосрочном временном интервале. Поскольку дополнительные издержки, связанные с увеличением выпуска продукции на одну единицу, есть предельные издержки, то именно на последние и следует обратить особое внимание.

На краткосрочном временном интервале предельные издержки действуют полностью по закону убывающей доходности: поскольку отдача каждой дополнительной единицы ресурса производства на определенном этапе оказывается меньше, чем отдача его предыдущей единицы, то и затраты по привлечению этой дополнительной единицы оказываются больше. То есть увеличение объема производства, связанное с вовлечением дополнительных единиц ресурсов производства, сопровождается ростом предельных издержек (схема 4.10).

Зеркальным отражением изменения предельных издержек является динамика изменения предельной производительности — величина изменения общего объема производства, связанного с присоединением каждой дополнительной единицы переменного фактора. С ростом предельной производительности предельные издержки обязательно падают. В момент, когда предельная производительность достигает максимального значения, предельные издержки минимальны. Падение же предельной производительности сопровождается ростом предельных издержек (схема 4.11).

На долгосрочном временном интервале фирма может менять все используемые ресурсы производства, и все издержки будут выступать в качестве переменных. Фирма может регулировать объемы постоянных затрат, изменяя тем самым размеры производственного предприятия (схема 4.12) С изменением масштабов производства изменяются долговременные средние издержки. Первоначально какое-то время расширение производственных мощностей будет сопровождаться сокращением долговременных средних издержек. Однако в итоге увеличение объемов производства приведет к росту долговременных средних издержек. Если в каком-либо диапазоне выпуска долговременные средние издержки падают с ростом выпуска, то фирма получает экономию, обусловленную ростом масштабов производства. Если же эти издержки растут, то имеет место ущерб от роста масштабов производства. Отсутствие у фирмы как экономии, так и ущерба от изменений масштабов производства, указывает на то, что она получает постоянный эффект от изменения масштабов производства (схема 4.13).

Наконец, нельзя упустить из внимания, что наличие положительной или отрицательной экономии от изменений масштабов производства отражает форма кривой долгосрочных средних издержек (схема 4Л4). Кривая долгосрочных средних издержек по-

 

Завершая анализ долгосрочного временного интервала, необходимо показать особенности и долгосрочных предельных издержек. Предельные издержки на долгосрочном интервале представляют собой прирост издержек производства, связанных с производством дополнительной единицы продукции, когда все факторы производства являются переменными и производитель имеет возможность изменять размеры предприятия. Графически предельные издержки в долгосрочном временном интервале изображаются кривой долгосрочных предельных издержек. Её особенность заключается в том, что она не выступает огибающей для всех краткосрочных кривых предельных издержек и всегда растет более медленно, чем эти кривые (схема 4.15).

Условные обозначения экономических переменных, используемых в схемах:

APC (average fixed cost) — средние постоянные издержки АТС (average total cost) — средние общие издержки AVC (average variable cost) — средние переменные издержки FC (fixed cost) — постоянные издержки

Кривая совокупного продукта

Кривая предельного продукта

Схема 4.6. Издержки производства на краткосрочном временном интервале

Схема 4.7. Кривая совокупного продукта

Схема 4.8. Кривая предельного продукта

Схема 4.9. Закон убывающей доходности

В краткосрочном временном интервале кривая предельных издержек имеет U-образную форму, что связано с законом сокращающейся доходности, когда дополнительные усилия прилагаются к ограниченным (или фиксированным) факторам производства во всевозрастающем размере

Схема 4.10. Предельные издержки

Предельных издержек

Схема 4.11. Предельная производительность и предельные издержки

□ объем производимой фирмой продукции можно увеличивать за счет увеличения не только переменных, но и постоянных издержек

□ затраты всех факторов являются переменными

□ кривая долгосрочных средних издержек (LAC)

□ кривая долгосрочных предельных издержек (KMC)

Схема 4.12. Издержки производства нг

долгосрочном временном интервале

Схема 4 13. Положительный и отрицательный эффекты размера фирм

Объем выпуска продукции

□ является огибающей для всех возможных кривых краткосрочных средних издержек (АТС, АТС2, ATCV

атс4)

□ касается только кривых краткосрочных средних издержек, не пересекая их

Схема 4. 14. Кривая долгосрочных средних издержек

 

Кривая долгосрочных предельных

издержек

показывает прирост издержек, связанных с производством дополнительной единицы продукции, в том случае, когда фирма свободна изменять все виды затрат оптимальным образом в целях минимизации издержек

долгосрочные предельные издержки всегда растут более медленно, чем краткосрочные (МС, МС2) для любого отдельно взятого предприятия

Схема 4.15'. Кривая долгосрочных предельных издержек

Изучив эту тему, вы сможете понять:

характерные черты совершенной конкуренции;

чем определяется уровень выпуска продукции, дающий максимальную прибыль на краткосрочном временном интервале в условиях совершенной конкуренции;

Любая предпринимательская фирма, как было уже отмечено ранее, в своей деятельности стремится минимизировать издержки и максимизировать прибыль. Минимизация издержек создает условие для появления и роста прибыли (схема 5.1). Однако сам этот процесс зависит от типа фирмы: является ли она совершенно конкурентной или несовершенно конкурентной. Выявление особенностей совершенно конкурентной фирмы — исходный вопрос в изучении темы.

Прежде всего следует определить, что совершенно конкурентная фирма — это фирма, принимающая цену на свою продукцию как данную, не зависящую от продаваемого ею объема продукции. Ctipoc на продукцию отдельной фирмы, объем продаж которой не оказывает никакого влияния на изменение рыночной цены, отражает кривая спроса совершенно конкурентной фирмы. Эта кривая спроса представляет собой кривую абсолютно эластичного спроса, показывая, что любое количество товаров и услуг фирма будет продавать по одной и той же цене, которая определяется общим отраслевым спросом и предложением (схема 5.2).

Совершенно конкурентная фирма продает свою продукцию на совершенно конкурентном рынке.Последний представляет собой рынок, где удовлетворяются условия совершенной конкуренции. Характерные черты этого рынка: большое количество мелких фирм, однородность их продукции, вступление новых фирм в отрасль не встречает каких-либо препятствий или ограничений, вход и выход из отрасли абсолютно свободен, и, наконец, нет ограничений на доступ к информации о состоянии рынка, о ценах на товары и ресурсы, о затратах, качестве товаров, технике производства (схема 5.3).

Разница между предельным доходом и предельными издержками показывает, как изменяется прибыль от продажи дополнительной единицы продукции, т.е. как изменяется предельная прибыль. Максимизация прибыли на основе предельного анализа предполагает поиск выпуска продукции такого объема, который максимизирует разницу между предельным доходом и предельными издержками. Фирма максимизирует прибыль, продолжая производить продукцию, пока предельная

 

Прибыль положительна. Главным условием для фирмы, максимизирующей прибыль, является равенство предельного дохода и предельных издержек. Поскольку для совершенно конкурентной фирмы цена равна предельному доходу, то предельное условие максимизации прибыли фирмы может иметь форму равенства цены и предельных издержек (схема 5.7).

Теперь, когда нами установлен предел максимизации прибыли совершенно конкурентной фирмы, можно определить и равновесный выпуск продукции максимизирующий прибыль совершенно конкурентной фирмы. Последний представляет выпуск, при котором рыночная цена равняется предельным издержкам и предельному доходу. Любой выпуск ниже этого уровня означает, что фирма может повысить выпуск продукции для увеличения прибыли, и наоборот.

Учитывая определенные выше валовой и предельный доход, совершенно конкурентная фирма выбирает объем производства, который обеспечивает ей максимальную прибыль. При этом следует иметь в виду, что выпуск продукции, обеспечивающий фирме максимальную прибыль, вовсе не означает получение самой большой прибыли за единицу этой продукции. То есть прибыль на единицу товара нельзя использовать как критерий общей прибыли (схема 5.8).

Определяя выпуск, максимизирующий прибыль, необходимо учитывать и то, что когда цена больше, чем средние издержки производства, которые максимизируют прибыль, то совершенно конкурентная фирма получает экономическую прибыль. Получение экономической прибыли означает, что ее доходы превышают все ее издержки (схема 5.9). Если же рыночная цена на продукцию равна минимальным средним издержкам, то она позволяет совершенно конкурентной фирме лишь покрывать свои издержки, в результате фирма получает экономическую прибыль, равную нулю, т.е. нормальную прибыль,,Совершенно конкурентная фирма в этом случае находится на уровне самоокупаемости (схема 5.10). Когда же рыночная цена падает ниже минимально возможных средних издержек, но превышает минимум средних переменных издержек, то совершенно конкурентная фирма несет убытки (схемы 5.11 и 5.12). Наконец, когда цена падает до уровня минимально возможных средних переменных издержек, фирма находится в точке прекращения операций. При любой цене, опускающейся ниже минимально возможных средних переменных издержек,

 

Вспомните, что кривая спроса совершенно конкурентной фирмы отражает спрос на продукцию отдельной фирмы, объем продаж которой не оказывает никакого влияния на изменение рыночной цены. Кривая спроса, с которой сталкивается отдельная совершенно конкурентная фирма, абсолютно эластична. Кривая предложения совершенно конкурентной фирмы показывает связь между ценой и количеством предлагаемого товара. Краткосрочная кривая предложения совершенно конкурентной фирмы совпадает с кривой ее предельных издержек, но только в той ее части, которая расположена выше минимально возможных средних переменных издержек (схема 5.14).

На основе выведенных краткосрочных кривых предложения для каждой из совершенно конкурентных фирм может быть определена кривая предложения и на рынке в целом. Рыночная краткосрочная кривая предложения отражает суммарный объем продукции, поставляемый всеми фирмами, предлагающими стандартизированный продукт на рынок по любой возможной цене. Краткосрочная рыночная кривая предложения получается путем суммирования объемов предложения всех фирм при каждой возможной цене (схема 5.15).

Долгосрочный временной интервал предполагает мобильность всех производственных ресурсов, а также изменение числа фирм в отрасли. Новые фирмы будут вступать в отрасль, если прибыль в данной отрасли превышает ту, которую они могут получить в других отраслях. Если же экономическая прибыль в отрасли имеет отрицательное значение и фирмы получают прибыль ниже нормальной прибыли, то они покидают отрасль. Когда же в отрасли экономическая прибыль равна нулю, то фирмы не получают стимула для того, чтобы входить в отрасль или покидать ее. Совершенно конкурентная фирма производит продукцию на долгосрочном временном интервале только в том случае, когда цена не опускается ниже долгосрочных средних издержек (схема 5.16). Соответственно при цене, изначально меньшей долгосрочных средних издержек, имеют место убытки и отток фирм из отрасли. Когда же достигается равенство цены товара и минимально возможных в долгосрочном временном периоде средних издержек

 

Обратите внимание, что зависимость между долгосрочными кривыми издержек фирмы и ее долгосрочной кривой предложения для краткосрочного и долгосрочного временных интервалов остается по сути неизменной. Долгосрочная кривая предложения совершенно конкурентной фирмы представляет собой ту часть ее кривой долгосрочных предельных издержек, которая расположена выше минимально возможных долгосрочных средних издержек производства (схема 5.18). Кривая рыночного предложения на долгосрочном временном интервале получается путем сложения объемов предложения всех фирм, потенциально существующих на рынке, при каждом значении цены. Однако эта кривая может уже иметь не только восходящую форму, но и быть горизонтальной, дугообразной или с отрицательным наклоном. Форма долгосрочной кривой рыночного предложения определяется изменением цен на различные виды отраслевых затрат по мере расширения объемов выпускаемой продукции на долгосрочном временном интервале цен (схемы 5.19 и 5.20).

Изучая данную тему, обратите внимание на то, что модель рынка совершенной конкуренции служит эталоном эффективности распределения и использования ресурсов. Совершенная конкуренция предполагает такой уровень организации экономики, при котором общество извлекает максимум полезности из имеющихся ресурсов и технологий, а чью-либо долю в получении результата уже невозможно увеличивать, не сократив другую. Общество находится на границе полезности — возможности. Ресурсы эффективно распределяются как в сфере производства, так и в сфере потребления. Участвующие в производстве фирмы выпускают набор продукции, наиболее предпочтительный, полезный для потребителя, а производство осуществляется таким образом, что издержки для общества становятся минимальными (схема 5.21).

Определяя основные достоинства совершенно конкурентной рыночной модели, следует обратить внимание и на се слабые стороны. В конкурентной рыночной системе отсутствуют мотивы оптимального распределения доходов. Распределяя ресурсы, конкурентная модель не допускает побочных издержек и выгод или производства общественных благ. Отрасль с чистой конкуренцией может мешать применению лучшей производственной техники и способствовать медленному темпу

 

LAC (lond-run average total cost) — долгосрочные средние издержки LMC (lond-run marginal cost) — долгосрочные предельные издержки МС (marginal cost) — предельные издержки MR (marginal revenue) — предельный доход Р (price) — цена

Кривая спроса совершенно конкурентной фирмы параллельна горизонтальной оси, показывая, что любое количество товаров и услуг фирмы будет продаваться по одной и той же цене, которая определяется общим отраслевым спросом и

Предложением

Схема 5.2. Совершенно конкурентная фирма

а представляет собой абстрактный, идеальный тип
  рыночной структуры    
а служит эталоном для сопоставления с другими типами
  рыночных структур    
- ----------- — - - - ---

Схема 5.3. Совершенно конкурентные рынки


Схема 5.4. Объем выпуска и реализации

совершенно конкурентной фирмы


Схема 5.5 Поведение совершенно конкурентной фирмы на краткосрочном временном интервале


□ разница по высоте между кривыми валового дохода (TR) и валовых издержек (ТС) — это прибыль при любом объеме выпуска

□ точки пересечения кривых валового дохода и валовых издержек — это точки критического объема выпуска

Схема 5.6. Проверка прибыльностью для выбора

оптимального выпуска на краткосрочном временном интервале


Схема 5. 7. Предельный подход для выбора

оптимального выпуска на краткосрочном временном интервале


Схема 5.8. Максимально-прибыльное равновесие в условиях совершенной конкуренции


Схема 5.9. Получающая прибыль совершенно конкурентная фирма


ьлелш iv. совершенно конкурентная фирма на уровне самоокупаемости


Объем выпуска Схема 5.7/. Совершенно конкурентная фирма, несущая убытки


Схема 5.12. Минимизация убытков совершенно конкурентной фирмы

> Л акт 1172


Схема 5.13. Прекращение производства

совершенно конкурентной фирмой


Схема 5.14. Кривая предложения конкурентной фирмы на краткосрочном временном интервале


Схема 5. /5. Рыночная кривая предложения на

краткосрочном временном интервале

 

Объем выпуска

Схема 5. 16. Поведение совершенно конкурентной фирмы на долгосрочном временном интервале


Схема 5.17. Долгосрочное состояние безубыточности отрасли

ПО


Схема 5.18. Предложения фирмы на долгосрочном временном интервале


Чтобы определить, как влияет монополизм на поведение фирмы, следует прежде всего остановиться на теории монопольного спроса. Фирма-монополист является единственным производителем данной продукции и спрос на ее продукцию будет совпадать с рыночным спросом. Кривая спроса на выпуск продукции фир-мой-монополистохм совпадает с кривой рыночного спроса. Особенностью этой кривой является то, что она убывающая: объем продаж можно увеличивать только за счет снижения цены. В результате предельный доход будет меньше, чем цена для каждого уровня выпуска, кроме первого, и кривая предельного дохода лежит ниже кривой спроса. Если спрос представлен в виде прямой наклонной линии, предельный доход будет составлять половину угла наклона линии спроса (схема 6.4).

 

Раскрывая особенности поведения фирмы-монополиста, следует учитывать се зависимость не только от потребительского спроса и предельного дохода, но и от издержек производства. Фирма-монополист будет увеличивать производство до такого объема, когда предельный доход будет равен предельным издержкам. Дальнейшее увеличение объема производства хотя бы на одну единицу принесет превышение дополнительных издержек над дополнительным доходом. Сокращение же хотя бы на одну единицу продукции по сравнению с этим уровнем будет означать упущенный доход, получение которого было бы возможно от продажи еще одной дополнительной единицы. Объемы выпуска, при котором предельный доход равен предельным издержкам, обеспечивает фирме-монополисту максимальную прибыль. Цена, дающая максимум прибыли, равна высоте кривой спроса при этом уровне выпуска (схема 6.5).

Если рыночные условия неблагоприятны, то фирма-монополист, так же как и фирма в условиях совершенной конкуренции, может оказаться не в состоянии получить прибыль в пределах краткосрочного временного интервала (схема 6.6). Если цена, соответствующая выпуску продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам, упадет ниже средних издержек, фирма-монополист понесет убытки. Когда же эта цена превышает минимально возможные средние издержки, то фирма-монополист получает экономическую прибыль (схема 6.7). Если же складывается положение, при котором фирма-монополист покрывает все свои издержки, но не получает прибыль, то имеет место положение безубыточности в условиях несовершенной конкуренции.

Адекватно можно описать поведение фирмы-монополиста и на долгосрочном временном интервале. Обратите внимание, что при описании краткосрочного и долгосрочного интервалов изменяется лишь интерпретация кривых. Кривая, отображающая изменение средних совокупных издержек на долгосрочном временном интервале, интерпретируется как кривая долгосрочных средних издержек. Кривая предельных издержек будет уже соответствовать кривой долгосрочных предельных издержек. Следовательно, максимизация прибыли на долгосрочном временном интервале предполагает объем выпуска, при котором предельные издержки равны предельному доходу. Цена, максимизирующая прибыль фирмы-монополиста на долгосрочном временном интервале, равна высоте кривой спроса в этой точке (схема 6.8).

 

Обобщая поведение модели фирмы-монополиста на краткосрочном и долгосрочном временном интервалах, следует обратить внимание и на ценовую дискриминацию фирм, обладающих монопольной властью. Последняя предполагает политику установления разных цен на один и тот же продукт для разных категорий покупателей. На ценовую дискриминацию влияют два основных фактора: отсутствие у покупателя возможности перепродажи продукта и наличие у продавца возможности разделять покупателей на группы исходя из эластичности спроса на покупаемый продукт. Фирмы-монополисты занимаются ценовой дискриминацией, когда они с ее помощью могут увеличивать свои прибыли (схема 6.9).

Анализируя основные особенности функционирования фирм, обладающих монопольной властью, нельзя не учитывать их влияние на эффективность распределения и использования ресурсов. Следует выделить по крайней мерс три формы подобного влияния. Прежде всего имеют место ограничение объема производства и установление более высокой цены. Это приводит к тому, что ресурсы общества используются не в полном объеме и необходимая обществу продукция не производится. Данную форму влияния дополняет отсутствие стимулов к снижению производственных издержек. Обновление производства, снижение издержек и гибкость производства для фирмы-монополиста не являются вопросами выживания. Слабо заинтересована фирма-монополист и в научно-исследовательских разработках и использовании новых достижений научно-технической революции (НТР). Наконец, имеют место и огромные расходы, связанные с сохранением и укреплением монопольной власти. По всем этим причинам влияние монопольного производителя на эффективность распределения и использования ресурсов весьма отрицательно (схема 6.10).

Разобравшись в особенностях крайне несовершенной формы конкуренции, какой является монополия, следует выяснить специфику тех рыночных структур, которые занимают промежуточное положение между совершенной конкуренцией и монополией.

Наиболее близкой к совершенной конкуренции является монополистическая конкуренция. В этом случае на рынке действует большое количество продавцов, производящих разнообразную продукцию, и возможно появление новых продавцов. Вступление конкурентов в отрасль достаточно свободное (схема 6.11).

 

Спрос на продукцию в условиях монополистической конкуренции отражает кривая спроса (схема 6.12). Она показывает суммарный объем продукции, поставляемый фирмой при каждом значении цены. Подобно кривой спроса фирмы-монополиста кривая спроса на продукцию в условиях монополистической конкуренции является также убывающей. Но она намного более эластична, чем кривая спроса производителя-монополиста, поскольку продавец в условиях монополистической конкуренции сталкивается с относительно большим числом конкурентов, производящих взаимозаменяемые товары. Чем больше конкурентов и слабее дифференциация продукта, тем более эластичной будет кривая спроса в условиях монопольной конкуренции. Что же касается кривой предельного дохода в этих условиях, то и она лежит ниже кривой спроса производителя, и ее наклон также будет составлять половину угла наклона последней (см. схему 6.12).

На краткосрочном временном интервале в условиях монопольной конкуренции фирмы будут выбирать цену и объем выпуска, максимизирующие прибыль или минимизирующие убытки, также исходя из уже известного принципа равенства предельного дохода и предельных издержек (схема 6.13). Сходная ситуация имеет место и на долгосрочном временном интервале. Максимизация прибыли в этом периоде в условиях монополистической конкуренции предполагает объем выпуска, при котором предельный доход равен долгосрочным предельным издержкам (схема 6.14).

Завершая краткий анализ рыночного поведения фирм в условиях конкуренции, следует также обратить внимание на эффективность распределения и использования ресурсов. В этих условиях производится несколько меньший, чем наиболее эффективный объем продукции. Это означает, что имеет место недоиспользование ресурсов для производства товаров и установления несколько более высокой цены. Иначе говоря, издержками монополистической конкуренции яаляются избыточные производственные мощности и недопроизводство необходимой обществу продукции. Но чем острее проблема избытка производственной мощности, тем шире диапазон потребительского выбора. Монополистическая конкуренция связана с приспособлением продукта к потребительскому спросу, а потребительского спроса — к продукту. Такое приспособление является компенсирующим моментом монополистической конкуренции, но максимальная производственная эффективность все-таки не достигается (схема 6.15),

 

Завершить рассмотрение рынка несовершенной конкуренции необходимо анализом олигополии. Олигополия — рыночная структура, состоящая из небольшого числа фирм, причем по крайней мере некоторые из них имеют большие размеры относительно размеров рынка. Товар, реализуемый в условиях олигополии, может быть и дифференцированным, и стандартизованным (схема 6.16). На олигополистичсском рынке фирмы, обладающие большими долями в общем выпускаемом количестве товара, обладают способностью влиять на цену товара, варьируя его наличие на рынке. Степень преобладания на рынке одной или нескольких больших фирм определяют коэффициент концентрации и индекс Герфиндаля. Коэффициент концентрации — простейший показатель, измеряющий концентрацию рынка. Он показывает процент продаж приходящихся на данном отраслевом рынке на долю четырех (или восьми) крупнейших фирм. Индекс Герфиндаля позволяет учесть степень влияния доминирующей фирмы. Этот индекс рассчитывается путем возведения в квадрат процентных долей рынка каждой из фирм и суммирования полученных результатов (схема 6.17).

Соперничающие фирмы могут не только договариваться о сотрудничестве в погоне за прибылью, но и вести сознательное соперничество или войны цен. Ценовая война предполагает цикл последовательных снижений цены соперничающими на олигопо-литическом рынке фирмами. Война цен продолжается до тех пор, пока цена не падает до уровня средних издержек. Снижение цены ниже этого уровня приводит к убыткам (схема 6.19).

Пока не выработано общей теории олигополии, но существуют разные модели, описывающие поведение олигополистов. Первая попытка создать теорию олигополии была предпринята А. Курно еще в 1838 г. Эта теория основывается на предпосылке, что на рынке присутствуют только две фирмы, и каждая фирма принимает цену и объем производства конкурента постоянными, а затем принимает свое решение (схема 6.20).

Столетие спустя был сделан еще один важный вклад в теорию олигополии двумя английскими экономистами Р Л.Холлом и К.И. Хитчем и американским экономистом П.М. Суизи. Ими примерно в одно и то же время была разработана теория "изгибающейся крив



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 392; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.70.108 (0.012 с.)