Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2. Французская школа философии историиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Рене Декарт и картезианское направление в западноевропейской историософии. Рационализм Декарта как один из источников философии истории Просвещения. Историософия Блеза Паскаля как теологическая мировоззренческая реакция на «языческое» мышление Декарта. Просвещение как очередная верификация французской идентичности. Суверенитет личности — центральная идея философской антропологии Просвещения и его историософский смысл. Вольтер и введение в научный оборот термина «философия истории». Антропологическая обусловленность истории согласно Вольтеру. Абсолютизация онтологического фактора в историческом процессе. Антиисторизм Руссо. Антропологические представления Руссо и их роль в его историографии. Историческое учение Руссо как теоретическое обоснование якобинского террора. Монтескье и его трактовка истории как отражения географических и климатических условий в жизни людей. Футурология Просвещения в трудах Кондорсе. Интерпретация теологического взгляда на природу исторического процесса в трактате «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума». Романтизм как реакция на антиисторизм Просвещения. Общие основания сравнительно-сопоставительной характеристики историко-философских представлений романтизма и просвещения. Романтическая историография во Франции как теоретическая рефлексия на последствия Французской революции. Жозеф де Местр и его антируссоистская концепция природы человека. Интерпретация истории как действия подсознательных инстинктов и страстей, не подвластных контролю разума. Оценка Просвещения как деструктивного явления во французской истории. Рене де Шатобриан и его критика Просвещения как предпосылки и идеологического обоснования революции. Представления Шатобриана о цикличности исторического процесса, нахождение в античной истории аналогов французской революции. О. Тьерри, Ф. Мишле, Ф. Гизо и открытие ими существования классов и классовой борьбы. Тьерри и его теория «классов и интересов» в интерпретации истории Англии и Франции. Ф. Гизо и его философия истории как закономерного прогресса в истории. Принцип приоритета социальной истории. Концепция философии истории К.А. Сен-Симона, его положение об истории как «позитивной» науке. Введение в научный оборот понятий «историческая закономерность» и «исторический прогресс». История как причинно-обусловленная смена общественных систем. О. Конт — основоположник французского позитивизма, «отец социологии». Отождествление Контом истории с социологией. Позитивизм как философия, вытекающая из данных естественных наук. Замена «народного духа» романтиков «человеческим духом» позитивистов. Антропологические и биологизаторские концепции истории. Ваше де Ляпуж, Ж.А. Гобино, В. Курт де Лилль. Ж.А. Гобино и его исследование «Опыт о неравенстве человеческих рас». Гобино об этническом факторе как движущей силе исторического и культурного професса. Антропосоциальная теория эволюционного прогресса по Ляпужу. Социология и историософия Э. Дюркгейма, их направленность против биологических интерпретаций истории. Абсолютизация социальности и метафизация общества. Понятие «аномии». Французская «школа Анналов» и возникновение исторической антропологии. Коллективная ментальность и социальное поведение во времени.М. Блок, Л. Февр, Ф. Бродель и история ментальностей. Связь школы Анналов и структурализма. Рационалистическое направление во французской историософии. Реймон Арон. Концепции философии истории «новых философов». В.-А. Леви, А. Глюксман, К. Жамбе, Ж.-М. Бенуа. Интерпретации истории как «воли к власти». Философия истории в концепциях «новых правых». А. де Бенуа, П. Вьяль, И. Бло, А. де Лекен. Концепция «жизни и смерти», концепция национальной идентичности, «достоверная идея человека». Тема 3. Философско-историческая мысль России Парадигма русской историософской традиции. Русская философия истории в общей системе философского знания. Ее отношение к европейской философии истории и своеобразие. Русская философия истории о смысле истории, ее начале и конце, о всеобщих началах человеческого бытия, об исторической миссии России в мировом историческом процессе. Основные этапы в развитии философско-исторической мысли России. Соотношение в ней метафизики, теории исторического процесса и эпистемологии. «Древлее любомудрие». Истоки русской философско-исторической мысли: распространение письменности, летопись, христианская традиция. «Повесть временных лет»: рефлексия по поводу истоков Русской земли. Развитие историософских суждений, или «древлего любомудрия» в «Слове о законе и благодати» Илариона. Идеологема «Москва — третий Рим». Обоснование русского мессианизма. Его влияние на последующее развитие русской историософской мысли. Русское просвещение и поиски национальной идентичности. Отношение «Россия — Европа» — доминанта русской историософской мысли XIX в. Общество любомудров в поисках национальной идентичности. «Философические письма» П.Я. Чаадаева о выпадении России из всеобщей истории. Антиномичность спора славянофилов и западников об исторических судьбах России. Антитеза «Восток — Запад» в славянофильской критике просвещения (И.В. и П.В. Киреевские). Соборность (А.С. Хомяков). Отношения народа и власти (К.С. Аксаков). Западничество как утверждение принципа универсальности исторического процесса (К.Д. Кавелин). Философия истории А.И. Герцена: идея «растрепанной импровизации истории» и многообразия путей исторического развития народов. От западничества к либерализму в объяснении социально-исторического развития России. Концепция культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского: история человечества как развитие самостоятельных, замкнутых культурно-исторических типов. Теория стадиальности исторического развития К.Н. Леонтьева. Византизм — как культурно-исторический архетип России. Идея конца истории. Философский позитивизм и теория прогресса П.Л. Лаврова и Н.К. Михайловского. «Формула прогресса» (П.Л. Лавров). Критически мыслящая личность и народ в историческом процессе. Субъективный метод в социологии и философии истории. «Правда» как критерий прогресса (Н.К. Михайловский). Социологический позитивизм в моделировании исторического процесса (Н.И. Кареев). Материалистическая философия истории Г.В. Плеханова. Ее европейские и русские источники. «Научный социализм»: теория классовой борьбы и социальной революции. «Легальный марксизм»: критика марксизма и поиски новой модели социализма. Социализм как естественная транфсормация капитализма (П.Б. Струве). «Этический социализм» (М.М. Туган-Барановский). B.C. Соловьев: поворот к религиозной историософии. Критика «отвлеченных начал» западной философии. Идея всеединства — основа религиозной историософии Соловьева. Богочеловечество как интенция исторического процесса. Духовные искания в начале XX в. Развитие историософии всеединства. Религиозный материализм. С.Н. Булгаков как оправдание мира. Православие как провиденциальная основа Русской идеи у Л.П. Карсавина. Смысл истории. Исторический процесс и пути исторического познания. Евразийство — движение русской эмиграции. «Исход к Востоку». Отношение России к Европе и Азии. Учение об идеократическом государстве и симфонической личности. Евразийство и большевизм. Евразийский соблазн и критика евразийства. Персоналистический вариант религиозной философии Бердяева. История как реализация свободы человеческого духа в объективированном мире. Метафизический смысл истории: историческое как тождество ноуменального и феноменального, универсального и индивидуального, временного и вечного. Конец истории и эсхатологическое преображение мира. Перерыв в развитии русской историософской традиции. Раздел III ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 294; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.1.100 (0.006 с.) |