Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5: Документооборот и отчетность, методы расчета тарифов

Поиск

 

План

 

5.1. Формы экономической отчетности на ПАТ.

5.2. Общие принципы ценообразования и особенности ценообразования на автомобильном транспорте.

5.3. Принципы построения тарифов и методы их расчета. Правила применения тарифов.

 

5.1. Работа предприятий в условиях перехода к рыночной экономике означает поворот к интенсификации производства, в первую очередь, за счет использования качественных факторов экономического роста. Усиление роли экономических рычагов управления предприятиями невозможно без всесторонней, исчерпывающей, объективной, своевременной и достоверной информации о состоянии предприятия и его подразделений. Чтобы иметь такую информацию, необходимо ее собрать, обработать, проанализировать и представить органам управления в наиболее приемлемой для них форме.

Сбор, обработка, анализ и представление органам управления информации являются одной из функций управления, реализуемой в форме оперативного, бухгалтерского и статистического учета.

В задачи оперативного учета входит наблюдение, измерение и регистрация состояний и изменений объектов управления. В ходе оперативного учета осуществляются первичный учет и документальное оформление актов и операций деятельности предприятия и отдельных лиц, представляющие собой доступные для хранения, проверки и последующего использования.

Первичными документами по учету грузовых перевозок являются путевой лист и товарно-транспортная накладная.

Все предприятия независимо от форм собственности, имеющие как собственные, так и арендованные автомобили, обязаны при выпуске автомобиля на линию выдавать водителю путевой лист. Порядок заполнения путевого листа следующая. Дежурный сменный диспетчер на основе сменно-суточного задания до выхода автомобиля из гаража указывает в путевом листе наименование АТП и его адрес, дату, марку автомобиля, код марки, гаражный номер, выданный Госавтоинспекцией, номера прицепов, фамилию водителя, его табельный номер, фамилии сопровождающих лиц, задание водителю - в чье распоряжение поступает автомобиль, время прибытия, откуда взять и куда доставить груз, наименование груза, его массу, число ездок, расстояние перевозок. Дежурный механик удостоверяет техническую исправность автомобиля и прицепа, разрешение на выезд, показания спидометра и наличие топлива при выезде из гаража. Водитель подтверждает своей подписью принятие технически исправного автомобиля. При прохождении автомобиля через выездные ворота проставляется фактическое время выезда из гаража.

Во время работы автомобиля на линии грузоотправитель проставляет в путевом листе время прибытия к нему автомобиля под погрузку и номера выписанных ТТН, что подтверждается подписью и печатью.

Простои автомобиля на линии фиксируются работником техпомощи или уполномоченным на то лицом в разделе "Особые отметки", где проставляются продолжительность простоя и его причина.

При возвращении автомобиля в гараж проставляется фактическое время его прибытия. Механик записывает обнаруженные недостатки, фиксирует показания спидометра и результаты замера топлива, делает отметку о приеме автомобиля от водителя.

Путевой лист с приложенными к нему ТТН водитель сдает сменному диспетчеру отдела эксплуатации, который проверяет правильность его заполнения, выполнение маршрутов и сменного задания.

На основании записей в путевом листе исчисляются расход топлива и износ шин, начисляется заработная плата водителям и грузчикам.

Бухгалтерский учет - это система непрерывного, сплошного отражения в денежном выражении хозяйственных операций. Бухгалтерский учет дает информацию о наличии и движении основных фондов предприятия, материальных ценностей и денежных средств, состоянии расчетов с заказчиками транспорта, финансовых результатах деятельности АТП.

Осуществляя постоянный учет наличия материальных ценностей, а также контролируя их правильное и эффективное использование, бухгалтерский учет позволяет выявлять и предупреждать отдельные случаи бесхозяйственности и хищения на предприятии.

Расчет заработной платы каждого работника является составной частью бухгалтерского учета, который контролирует правильность использования фонда оплаты труда.

В задачи БУ входит также контроль за соблюдением режима финансирования, кредитования и налогообложения.

Основными приемами БУ являются документирование, инвентаризация, счета бухгалтерского учета и двойная запись, калькуляция себестоимости продукции, бухгалтерский баланс и отчетность. Бухгалтерская отчетность состоит из трех взаимосвязанных отчетных форм: бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и их использовании и приложения к балансу предприятия. Ежеквартальная бухгалтерская отчетность представляется: органам государственной налоговой инспекции, вышестоящим государственным органам, которым подведомственны предприятия, основанные на государственной собственности; собственникам предприятий, основанных на акционерной, кооперативной и другой собственности; органам статистики. Бухгалтерская отчетность представляется учреждениям кредитующих банков в соответствии с кредитными договорами, а также ассоциациям, биржам и другим организациям, в которые предприятие входит на добровольной основе.

В задачи статистического учета входят сбор, обработка и анализ данных оперативного и бухгалтерского учета. Организационно функция сбора и обработки статистических данных возлагается, как правило, на вычислительные центры и специалистов по сбору и машинной обработке данных.

Данные статистического учета позволяют выявить общие закономерности развития автотранспорта, результаты работы отдельных предприятий и их подразделений. Точные и объективные данные статистического учета необходимы для составления текущих и перспективных планов работы АТП.

Для автомобильного транспорта установлены формы годовой, квартальной и месячной статистической отчетности, которые в соответствии с установленной периодичностью представляются органам государственного комитета по статистике по месту нахождения АТП. Все формы государственной статистической отчетности унифицированы для различных видов перевозок: грузовые, автобусные, таксомоторные.

Помимо утвержденной статистической отчетности, предприятия ведут внутреннюю статистическую отчетность для целей анализа и совершенствования управления. Сюда входят учет основных фондов, трудовых ресурсов, оплаты труда, материальных ресурсов, себестоимости и финансовых результатов

5.2. В рыночной экономике цена выполняет три функции. Во-первых, она дает информацию, ориентирующую действия покупателей и продавцов. Во-вторых, стимулирует наиболее экономичный способ производства и наиболее рациональное поведение спроса. И, в-третьих, через цену происходит главное в рыночной экономике - распределение доходов между ее участниками.

Выполнение этих функций требует, чтобы ценам было обеспечено свободное движение. А такая свобода достижима только при отсутствии инфляции и монополизма, искажающих подлинную динамику цен и тем самым превращающих цену в лжеинформацию, лжестимул и лжераспределение доходов. Вот почему важнейшей задачей регулирования рыночной экономики является борьба с инфляцией и монополизмом.

Хотя система цен очень сложна, все цены можно свести к трем основным видам - "договорные", "государственные" и "мировые".

Договорные цены - подлинно рыночные, свободные цены, воплощающие свободу предпринимательства. Они устанавливаются соглашением покупателя и продавца, т.е учитывают только спрос и предложение на данный товар. Недостатком договорных цен является то, что они могут быть спекулятивно завышены (или занижены) и нарушить равновесное состояние рынка. Именно удельный вес договорных цен определяет степень "рыночности" экономики данной страны.

Государственные цены в рыночной экономике устанавливаются вовсе не на продукцию государственных предприятий. Такое мнение просто недоразумение, ибо в рыночной экономике многим государственным предприятиям присуща коммерческая самостоятельность, не уступающая частным. государственные цены в рыночной экономике устанавливаются на:

1) продукцию предприятий-монополистов:

2) базовые (для экономики данной страны) ресурсы;

3) социально значимые товары.

Система государственных цен состоит из двух элементов: фиксированные цены, жестко устанавливаемые правительством и регулируемые цены, учитывающие изменения экономической конъюнктуры.

Государственное регулирование цены состоит в установлении ее предельного уровня (или предела ее допускаемого отклонения от значения фиксированной государственной цены).

Мировые цены применяются в международной торговле; по мере развития международной специализации труда их роль возрастает, поскольку они оказывают активное влияние на внутренние цены в качестве оптимальных ориентиров.

Хотя международная торговля характеризуется множеством цен на один и тот же товар, мировой ценой считаются цены, по которым совершаются наиболее крупные экспортно-импортные сделки. Эти цены всегда рассчитываются в свободно конвертируемой валюте. как правило, мировые цены ориентируются на базисные цены, отражающие динамику цен на данный товар за ряд лет. Мировая цена может отклоняться под влиянием двух факторов: условий транспортировки данного товара и объема покупки (оптовая и розничная цена).

Особую разновидность мировых цен представляют так называемые "трансфертные цены". Эти цены применяются международными корпорациями в сделках между их подразделениями, расположенными в разных странах. Манипуляции трансфертными ценами как внутрифирменными позволяют корпорациям показывать конечные цены продукции в той стране, в которой максимально облегчено налоговое бремя.

Переход от назначаемых"(директивных) цен к "свободным (рыночным) в нашей стране зависит от того, как скоро нам удастся создать рыночный механизм ценообразования, который представляет собой свободное взаимодействие свободного спроса и свободного предложения.

Свободное предложение возникает как результат производственной деятельности множества конкурирующих между собой экономически самостоятельных производителей. для этого нам требуется приватизация и демонополизация основной массы государственных предприятий.

Свободный же спрос появляется в качестве реальной возможности и осознанного стремления всех участников рыночной экономики к высокодоходной деятельности. для этого необходимо открыть все источники материальных доходов для всего населения (ценные бумаги, землевладение, мелкое предпринимательство).

Свободное ценообразование есть главный инструмент эффективной самонастройки рыночной экономики. Однако оно имеет и ряд недостатков, прежде всего -несправедливость распределения доходов через цены, во многом зависящие от непредсказуемости их рыночных колебаний. И все же плюсы свободного ценообразования перевешивают все неизбежные для него минусы.

В зависимости от экономических признаков все цены в переходный период классифицируются по видам и разновидностям. Важнейшим признаком классификации цен является их дифференциация в зависимости от обслуживаемой ими сферы товарного обращения. По этому признаку цены подразделяются на следующие виды:

=-> оптовые цены на продукцию промышленности:

-=> цены на строительную продукцию;

=> закупочные цены;

=>тарифы грузового и пассажирского транспорта;

=> розничные цены;

=> тарифы на платные услуги населению;

=> цены, обслуживающие внешнеторговый оборот.

Оптовые цены на продукцию промышленности - цены, по которым реализуется и закупается продукция предприятий, фирм и организаций независимо от форм собственности в порядке оптового оборота. Продукция продается и покупается оптовыми партиями. В этом принципиальное отличие оптовых цен в условиях перехода к рыночным отношениям.

В свою очередь оптовые цены на продукцию промышленности | подразделяются на два подвида: оптовые цены предприятия и оптовые (отпускные) цены промышленности.

Оптовые цены предприятия (свободные отпускные цены) - цены • изготовителей продукции, по которым они реализуют произведенную продукцию потребителям - другим предприятиям и организациям. Реализуя свою продукцию, предприятия или фирмы должны возместить свои издержки производства и реализации и получить такую прибыль, которая позволила бы им функционировать в условиях рынка (рис. 1).

Рис. 1. Состав оптовой цены предприятия - цены изготовителя продукции

На основе оптовых цен предприятия производятся планирование, анализ и расчет стоимостных показателей работы предприятия (фирмы).

Оптовые (отпускные) цены промышленности (цены закупки) - цены, по которым предприятия и организации-потребители оплачивают продукцию предприятиям-производителям или сбытовым (оптовым) организациям (рис.2).

Оптово-сбытовая скидка (оптовая надбавка) возмещает издержки обращения снабженческо-сбытовых или оптовых организаций и образует их прибыль.

Рис. 2 Состав оптовой (отпускной) цены промышленности

Розничные цены - цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям, они, как правило, выбывают из сферы обращения и потребляются в домашнем хозяйстве или в производстве. Состав розничной цены показан на рис.3.

Рис.3. Состав розничной цены

Включенный в розничную цену акциз - это косвенный налог на потребителя, -включаемый в цену товара. Перечень товаров, облагаемых акцизом, строго ограничен действующим законодательством. В этот перечень включены главным образом престижные товары и предметы роскоши, а также легковые автомобили, алкогольные напитки и некоторые другие товары.

Налог на добавленную стоимость, являясь также косвенным налогом, оплачивается конечным потребителем. По отдельным группам товаров (основные продукты питания, медикаменты, товары детского ассортимента и некоторые другие) установлены льготные ставки НДС.

Торговая надбавка (скидка) возмещает издержки обращения торговых организаций и образует их прибыль.

Пример определения оптовых и розничной иен. Определить свободную отпускную (оптовую цену предприятия), цену закупки (оптовую цену промышленности) и розничную цену изделия при следующих исходных данных:

1.3атраты:

• сырье и основные материалы - 18 руб.

• вспомогательные материалы - 2 руб. 50 коп.

• топливо и электроэнергия на технологические цели - 50 коп.

• заработная плата производственных рабочих -16 руб.

• начисления на заработную плату - 37% от заработной платы производственных рабочих

• расходы по содержанию и эксплуатации оборудования - 50% к заработной плате производственных рабочих

• цеховые расходы - 20% к заработной плате производственных рабочих

• общезаводские расходы - 80% к заработной плате производственных рабочих

• внепроизводственные расходы - 0,5 % к производственной себестоимости

• транспортные расходы - 15 % к производственной себестоимости

2. Рентабельность - 25 % к полной (коммерческой) себестоимости.

3. НДС - 20 % к свободной отпускной цене (18.00без НДС).

4. Акциз - 30 % к свободной отпускной цене (без НДС)

5. Оптовая надбавка (наценка сбытовых организаций) - 15 % к свободной отпускной цене (с учетом НДС).

6 Торговая надбавка - 25 % к свободной отпускной цене (с учетом НДС).

Решение:

1. Определяем себестоимость изделия:

   
сырье и основные материалы - 18,0
вспомогательные материалы 2.50
топливо и электроэнергия на технологические цели 0.50
заработная плата производственных рабочих 16.00
Единый социальный налог 6.00*0.26=1,56
расходы по содержанию и эксплуатации оборудования 16.00*0,50=8.00
цеховые расходы 16.00*0,20=3.20
общезаводские расходы 16.00*0.80=12.80
Итого производственная себестоимость 62,56
внепроизводственные расходы 62.56*0.005=0.312
транспортные расходы 62.56*0,15=9,38
Итого полная (коммерческая) себестоимость 72,25

 

 

2. Определяем прибыль в цене: 72руб. 25коп. *0,25 = 18руб. 06коп.

3. Определяем свободную отпускную цену (без НДС):

72руб.25коп. + 18руб.06коп. = 90руб.31коп.

4. Определяем НДС: 90руб.31коп. 0,18 = 16руб.25коп.

5. Определяем свободную отпускную цену (с учетом НДС):

90руб.31коп. + 16руб.25коп. = 106ру6.56коп.

6. Определяем акциз: 90руб.31коп. * 0,3 = 27руб.09коп.

7. Определяем оптовую надбавку: 106ру6.56коп. *0,15 = 15руб.98коп.

8 Определяем цену оптовой закупки (оптовую цену промышленности):

106ру6.56коп. + 27руб.09коп. +15руб.98коп. = 149руб.63коп.

9. Определяем торговую надбавку: 106ру6.56коп. * 0,25 = 26руб.60коп.

10.Определяем розничную цену: 149руб.63коп. + 26руб.60коп. = 176руб.23коп.

Схематично состав и структуру розничной цены можно представить в виде следующей схемы

 

Рис.4. Состав и структура розничной цены

 

5.3 Разновидностью цен на продукцию общественного транспорта являются тарифы, которые характеризуют необходимые затраты на перевозку грузов и пассажиров.

Являясь составной частью ценообразования, тарифы на транспортную работу строятся на тех же принципах, что и цены в других отраслях народного хозяйства.

Действующие грузовые и пассажирские тарифы на различных видах транспорта служат основой формирования их доходов, и в то же время определяют расходы на перевозки. Тарифы должны способствовать решению основных задач отрасли: 1) простому и расширенному воспроизводству транспорта как отрасли экономики; 2) согласованности интересов народного хозяйства, предприятий транспорта и обслуживаемой клиентуры; 3) оптимальному размещению производительных сил, формированию рациональных транспортных связей и распределению перевозок между видами транспорта, в том числе между автотранспортом общего пользования и ведомственного подчинения; 4) углубленному хозяйственному расчету, отражая объективные условия работы транспорта и различия в уровне фондоемкости и трудоемкости отдельных видов перевозок; 5) ускорению научно-технического прогресса и эффективному использованию технических средств, транспорта и погрузочно-разгрузочных механизмов с целью повышения качества их работы.

Будучи денежным выражением стоимости всего общественного продукта, цена должна возместить затраты на: 1) производство и реализацию продукта или осуществление услуг; 2) оплату производственных фондов; 4) материальное стимулирование и социально-культурные нужды; 5) содержание государственного аппарата. В общей стоимости продукта (в сумме цен) народного хозяйства доля его себестоимости и издержек обращения составляет около 80%. Остальная часть приходится на стоимость прибавочного продукта, который используется для финансирования расширенного социалистического воспроизводства, социально-культурных нужд общества, обороны и содержания управленческого аппарата.

Ценообразование есть процесс формирования цен и их применения для получения максимума материальных ценностей и услуг при наименьших затратах, а также постоянного повышения жизненного уровня трудящихся. Ценообразование направлено на обеспечение в наибольшем объеме тех функций, которые возлагаются обществом на цены. В соответствии с этими принципами формируются как методологические, так и организационные основы планового ценообразования.

Цена, установленная перевозчиком в рыночных условиях, оказывает противоречивое воздействие на рыночное положение (конкурентоспособность) предприятия).

С одной стороны, цена определяет доходность деятельности АТП. Повышение цены на единицу реализуемых услуг увеличивает, при неизменном объеме деятельности, объем доходов предприятия.

С другой стороны, цена определяет уровень спроса на услуги предприятия. Повышение цены в условиях конкуренции снижает количество потребителей, обращающихся к услугам предприятия и, следовательно, уменьшает объем реализации услуг.

Поиск наивыгоднейшего компромисса между двумя указанными тенденциями составляет основное содержание тарифной политики предприятия в условиях свободных цен.

Прежде чем говорить о формировании и реализации на практике тарифной политики АТП, рассмотрим общие предпосылки ее разработки.

Предпосылки формирования тарифной политики АТП. Для того, чтобы автотранспортное предприятие могло вырабатывать и осуществлять на практике тарифно-ценовую политику, необходимо выполнение ряда условий.

Во-первых, руководство предприятия и его коммерческая служба должны четко сформулировать общие задачи АТП в отношении каждого сегмента рынка или вида деятельности (расширение объема реализуемых услуг, стабилизация, “снятие сливок” и т.д.). Если это не сделано, то нет и основы для постановки задач ценообразования и целенаправленной деятельности по формированию тарифов.

Во-вторых, предприятие должно иметь постоянно обновляемую информацию о ценах, предлагаемых потребителям конкурентами. При этом должна учитываться и межвидовая конкуренция. Коммерческая служба грузового АТП, в частности, должна знать не только об уровне цен на рынке автотранспортных услуг, но и о тарифах других видов транспорта, в первую очередь - железнодорожного. Кроме того, коммерческая служба предприятия должна представлять себе возможную реакцию конкурентов и предприятий-партнеров на инициативное изменение тарифов данным автотранспортным предприятием.

В-третьих, на предприятии следует проводить постоянный анализ собственных издержек, связанных с различными видами перевозок и предоставлением потребителям неперевозочных услуг.

В-четвертых, предприятие должно располагать достаточной информацией о всех формальных требованиях и ограничениях, влияющих на назначение цен в тех или иных секторах рынка (законодательные акты, нормативно-правовые акты федерального уровня, уровня субъекта Федерации и т.д.).

Наконец, в-пятых, важно иметь представление об экономическом состоянии различных групп потребителей и даже отдельных крупных клиентов АТП, иметь сведения об их заинтересованности в тех или иных автотранспортных услугах, об их возможной реакции на то или иное изменение предприятием цен на свои услуги. Эта информация позволяет, в конечном счете, оценить фактическую платежеспособность потребителей. На базе перечисленных предпосылок, в свою очередь, может проводиться выработка и практическая реализация отдельных элементов тарифно-ценовой политики предприятия.

В настоящее время не действует единая тарифная система оплаты автоперевозок. Согласно «Временному порядку уста­новления и применения тарифов на перевозки грузов авто­мобильным транспортом в Российской Федерации», утверж­денному Комитетом РФ по политике цен 31.08.97 г., всеми предприятиями и организациями, независимо от организа­ционно-правовых форм, оказывающими услуги по перевоз­кам грузов автомобильным транспортом всем грузоотправи­телям, включая население, применяются свободные тарифы. Указанным «Временным порядком» установлены основные требования к формированию свободных тарифов. Они состо­ят в том, что, исходя из конъюнктуры рынка, тарифы уста­навливаются с учетом себестоимости перевозок и уровня рен­табельности. Налог на добавленную стоимость и спецналог не включаются в тарифы и взимаются дополнительно к пе­ревозочным платежам в установленном порядке. Себестоимость перевозок должна рассчитываться, разумеется, в соот­ветствии с «Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себес­тоимость продукции (работ, услуг)».

Транспортные предприятия должны располагать информацией о применяемых тарифах, удобной для пользования клиентами. Автотранспортное предприятие (перевозчик) обя­зано заранее уведомлять грузовладельцев (клиентов) о пред­полагаемом изменении тарифов.

Применяемые тарифные ставки в зависимости от условий перевозок (массовые перевозки, нерегулярные перевозки и т.д.) «привязаны» к одному из наиболее показательных из­мерителей условий. Применяются измерители:

— тонна груза, перевезенного на определенное расстоя­ние;

— километр пробега автомобиля,

— час работы автомобиля;

— автотонно-час.

Возможно применение комбинаций этих измерителей.

Вид тарифа определяется конкретными условиями перево­зок: дальностью, объемом и регулярностью, характеристика­ми груза. Сдельный тариф наиболее пригоден для перевозок однородных массовых грузов (песок, щебень, металлоизделия и т.д.). Здесь появляются стимулы к повышению производи­тельности труда транспортников. Покилометровые тарифы рациональны при перегонах транспортных средств и дальних перевозках легковесных грузов. Повременные тарифы исполь­зуются, когда транспортный процесс нестабилен или вообще заранее не определен (особенно по временным интервалам).

Однако даже правильно разработанные и примененные та­рифы не позволяют учесть всевозможные особенности пере­возок (состояние дорог, погодные условия, возможные про­стои не по вине перевозчика и т.д.), поэтому к ним применя­ют систему коэффициентов для конкретных условий эксплу­атации.

При разработке тарифов предусматривается их дифференциация в зависимости от типа автомобиля. Наиболее удобной для использования является тарифная система,

состоящая из таблиц, в которые сведены однотипные тарифы для различных автомобилей (см. табл. 1— 3)

 

Таблица 1

Сдельные тарифы, в рублях за тонну

Р, км Расстояние перевозки,км     Размер отправки, т Класс груза
до 1          
               

 

Таблица 2

Покилометровые тарифы, в рублях

Грузоподъемность автомобиля, т За один километр пробега
свыше 0,5 до 1 5 включительно    
свыше 1,5 до 3,0 включительно    
свыше 3,0 до 5 0 включительно    
свыше 5,0 до 7 0 включительно    
За каждую дополнительную тонну    

 


Таблица 3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.126.69 (0.01 с.)