Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3: источники финансирования пат, использование кредитных систем: экономическая схема и эффективность реноваций, лизинговые системы и методы расчета по ним

Поиск

План

3.1.Состав и классификация основных производственных фондов (ОПФ) ПАТ и их воспроизводство. Физический и моральный износ ОПФ.

3.2.Амортизация ОПФ, порядок установления и расчета нормы

амортизационных отчислений.

3.3. Лизинговые системы и методы расчета по ним.

3.4.Оборотные средства ПАТ, стадии кругооборота оборотных средств.

3.5.Показатели оборачиваемости оборотных средств. Собственные и заемные средства. Использование кредитных систем.

3.1. На формирование материально-технической базы, выполнение программ социально-экономического развития оказывает влияние оснащение отрасли основными фондами.

Основные производственные фонды отрасли - это те средства труда, которые участвуют во многих производственных циклах, сохраняя при этом свою натуральную форму, а их стоимость перено­сится на готовый продукт по частям в течение длительного времени. Все основные фонды народного хозяйства подразделяются на производственные и непроизводственные.

Непроизводственные основные фонды не принимают непосредственного участия в создании продукции. Они косвенно способствуют осуществлению процесса, удовлетворяя бытовые и культурные потребности трудящихся, сюда относят жилые дома, здания, сооружения, оборудование учреждений и организаций просвещения, здравоохранения и т.д. К непроизводственным относятся также средства труда, находящиеся в процессе монтажа и строительства на складе в виде излишних запасов, списанные, но не переданные или полученные, но не установленные машины, оборудование, транспортные средства.

Средства труда становятся тогда производственными основными фондами, когда они принимают участие в создании стоимости продукции.

Основные производственные фонды делятся на активные и пассивные. К активной части относится комплекс средств и механиз­мов, непосредственно участвующих в производственном процессе (транспортные средства, машины, измерительные приборы), к пас­сивной части - все остальные виды основных фондов, являющиеся необходимым условием производственного процесса.

На автомобильном транспорте по основной деятельности применяется следующая классификация основных производственных фондов:

транспортные средства - автомобили, тягачи, прицепы и полу­прицепы;

- производственные и служебные здания - здания, занятые цехами, мастерскими, стоянками для подвижного состава, складами, админи­стративные корпуса и строения;

- сооружения - мосты, эстакады, дороги и дорожные сооружения, хранилища, топливозаправочные колонки, водонапорные башни, водос­токи, оборудованные открытые стоянки автомобилей;

- силовые установки, двигатели, генератор, паровые котлы и ус­тановки, превращающие разного рода энергию в механическую;

- производственное оборудование зон и цехов ТО и ТР ПС;

- передаточные устройства - электросети, линии сигнализации и свя­зи, трансмиссии, водопроводы, газопроводы производственного наз­начения;

- инструменты всех видов со стоком службы более года и стоимостью не менее 1 млн. руб. за единицу. Сюда же относятся измеритель­ные и лабораторные приборы;

- хозяйственный инвентарь и производственные принадлежности - предметы контрольного и хозяйственного значения, счетные приборы, пишущие машинки, в т.ч. книжный фонд технических библиотек.

Соотношения различных элементов основных фондов в их общей стоимости характеризуют производственную структуру основных фондов

Структура основных фондов зависит от многих факторов и в т. ч от состава автомобильного парка, уровня концентрации и специали­зации производства, развития производственно-технической базы. Особенностью структуры основных производственных фондов автомо­бильного транспорта в отличие от других видов транспорта и отраслей народного хозяйства является высокий удельный вес транспортных средств, которые составляют более 60%, в то время, как по данным НИИАТа, рациональное соотношение основных средств, при котором обеспечивается нормальная деятельность автомобильного транспорта, должна составить для подвижного состава примерно 40% и для производственно-технической базы - 60%.

Для повышения эффективной работы автомобильного транс­порта основные производственные фонды должны обеспечивать: мак­симальную техническую готовность подвижного состава при минималь­ных затратах на ТО и ремонт; использование транспортных средств для грузовых и пассажирских перевозок в полном соответствии тре­бованиям, предъявляемым к данным видам перевозок; минимальные затраты на перевозки.

В процессе эксплуатации и появлении более совершенной тех­ники основные фонды вследствие их производственного потребления, а также под воздействием естественных условий стареют.

Экономическая сущность изнашиваемости основных фондов заклю­чается в постепенной утрате ими своей стоимости с соответствующим перенесением части стоимости на вновь созданную продукцию (тран­спортную). Величина износа определяет размер той части стоимости основных фондов, которая переносится на продукт.

Различают два типа износа основных фондов: моральный и фи­зический.

Моральный износ означает старение основных фондов до наступ­ления их полного физического изнашивания. Основные фонды, особен­но подвижной состав, оборудование, станки, приборы обесцениваются по двум причинам: в результате технического прогресса появляются более производительные, технически совершенные конструкции этих видов основных фондов; в результате снижения издержек производст­ва создаются основные фонды меньшей стоимости.

Морально устаревшие основные фонды сдерживают рост произво­дительности труда, повышают себестоимость продукции, приводят к значительным эксплуатационным расходам.

Морально устаревшие основные фонды, требующие замени их до срока физического износа, учитываются путем сокращения амортизаци­онного периода и соответствующего увеличения норм амортизационных, отчислений на полное восстановление основных фондов при возмож­ности их замены.

Физический износ - это тот, который приводит к потере основ­ными фондами своих первоначальных качеств в процессе эксплуатации или под влиянием естественных сил природы. Его величина зависит от качества материалов и прочности конструкций, из которых они изго­товлены, от объема и времени их работы, от интенсивности эксплуа­тации. Степень износа может быть определена по срокам службы ос­новных фондов (в %):

где - фактический срок службы, лет;

- срок службы по установленной норме (амортизационный период), лет.

В течение календарного года основные производственные фонды могут как вводиться, так и выбывать, поэтому для определения многих экономических показателей используется показатель "среднегодо­вая стоимость основных производственных фондов".

Среднегодовая стоимость ОПФ (в руб.) определяется по форму­ле:

 

где - соответственно стоимость производственных основ­ных фондов на начало года, поступивших и выбывших в году, руб;

- количество месяцев функционирования поступивших и выбывших производственных основных фондов.

- стоимость наличных ОФ на 1 число 4,7, 10 месяца

 

Большое народнохозяйственное значение имеет эффективное использование производственных фондов, которое оценивается в натуральном и денежном выражениях.

Оценка в натуральных показателях делается для определения технического состава основных фондов» производственной мощности предприятий и отрасли, для установления путей повышения исполь­зования производственных мощностей.

Натуральная форма оценки проводится по данным паспортов ос­новных фондов, в которых содержится развернутая характеристика по каждому объекту.

Основные фонды, учитываемые в натуральном выражении по объектам, называются основными средствами, а выраженные в денежной форме не изменяют своего названия.

Оценка в денежном выражении производится для установления при планировании их расширенного воспроизводства, а также для определения себестоимости продукции и рентабельности предприятий. В связи с длительностью функционирования, постепенным изнашива­нием основных фондов существует несколько методов их денежной оценки:

по первоначальной стоимости, т.е. по фактической стоимости, включающей полную стоимость введенного в эксплуатацию объекта или прейскурантную цену покупаемых машин, оборудования и др. средств труда, а также стоимость доставки их к месту использова­ния, монтажа и других затрат, связанных с вводом в действие фон­дов. По этой оценке вводимые в действие основные фонды включа­ются на баланс предприятия и называются балансовой стоимостью.

по восстановительной стоимости, т.е. по стоимости воспроиз­водства основных фондов в новых производственных условиях. Эта оценка стоимости позволяет сопоставить их стоимость в разные годы. Экономическое значение восстановительной стоимости заклю­чается в том, что она показывает, во сколько обошлось бы создание действующих основных фондов в данный момент в современных ценах с учетом морального износа. Однако при этом методе, как и при оценке по первоначальной стоимости, трудно установить степень их изношенности;

по остаточной стоимости, т.е. по первоначальной или восста­новительной стоимости основных фондов за вычетом их износа. Экономическое значение этой оценки заключается в возможности не только определить реальную цену, которая подлежит дальнейшему пере­несению на стоимость выпускаемой продукции, но и установить сте­пень изношенности основных фондов исходя из денежной оценки.

Кроме оценочных показателей в натуральном и денежном выра­жении, существуют показатели, отражающие экономическую эффектив­ность использования производственных основных фондов. Обобщающим показателем, характеризующим использование производств венных основных фондов предприятий и отрасли в целом, является показатель фондоотдачи, который строится на принципе соизмерения производственной продукции со всей совокупностью применяемых при ее производстве основных фондов.

Фондоотдача определяется как отношение выпущенной продукции, измеряемой в стоимостном или натуральном выражении, к стоимости основных фондов. Показатель фондоотдачи в стоимостном выражении определяет количество доходов, приходящееся на 1 руб стоимости ОПФ:

где Д - доходы от выполненной работы, руб;

- среднегодовая стоимость ОПФ руб.

Показатель фондоотдачи в натуральном выражении определяет количество продукции, приходящееся на 1 руб. стоимости ОПФ:

где Q - объем транспортной продукции (ткм, пасс-км).

При анализе работы автомобильного транспорта в целом по отрасли и отдельных АТП используются следующие показатели:

Фондоемкость продукции. Это величина, обратная фондоотдаче:

Она может измеряться в стоимостном или натуральном выражении:

Степень оснащенности каждого работника ОПФ представляет собой фондовооруженность:

где N - среднесписочное количество работников, чел.

К показателям, характеризующим состояние ОНФ относятся коэффициенты обновления, изношенности, годности и выбытия

Коэффициент обновления характеризует интенсивность ввода в действие новых производственных мощностей и определяется по формуле:

где - стоимость ОПФ вновь поступивших в эксплуатацию за отчетный период, тыс. руб.

- стоимость ОПФ на конец отчетного периода, тыс. руб.

Коэффициент изношенности выявляет степень изношенности ОФ и рассчитывается по формуле:

где А - сумма начислений амортизации за год, руб.

Коэффициент годности выражает степень годности ОФ в стои­мостных показателя и определяется по формуле:

Коэффициент выбытия определяет необходимость пополнения основными фондами и определяется по формуле:

где - стоимость ОПФ на начало отчетного периода, тыс. руб,

- стоимость выбывших ОПФ за отчетный период, тыс. руб.

Перечисленные показатели используются при разработке меро­приятий по эффективному использованию ОФ.

Между показателями фондоотдачи, фондовооруженности и про­изводительности труда существует тесная взаимосвязь. Если пока­затель производительности труда разделить на показатель фондовооруженности, то получим фондоотдачу:

Математическая зависимость между этими показателями имеет опре­деленное экономическое содержание. Производительность труда растет в результате различных факторов, основными из которых являются: внедрение нового подвижного состава, автоматизация и механизация работ по ТО и ремонту автомобилей, рост квалификации водителей и ремонтных рабочих, применение передовых методов организации пере­возок и др. Все факторы можно объединить в две группы: связанные с капитальными вложениями и ростом ОФ и не связанные.

Если повышение производительности труда обусловлено воз­действием факторов первой группы, то может иметь место опереже­ние роста фондовооруженности по сравнению с ростом производитель­ности труда, и, следовательно, снижение фондоотдачи. И, наоборот, при увеличении производительности труда по сравнению с фондовооруженностью имеет место за счет факторов, не связанных с ростом ОФ, а значит, растет показатель фондоотдачи. Повышение производительности труда, достигаемое только путем сокращения рабочей силы, благодаря лучшей оснащенности АТП основ­ными фондами, приводит к обязательному более быстрому росту фондовооруженности и падению фондоотдачи.

Повышение эффективности использования ОПФ достигается двумя основными путями: либо увеличением времени действия ПС и других ОФ, т.е. посредством более полного их экстенсивного исполь­зования, либо повышением отдачи средств труда в единицу времени, т. е. усилением их интенсивного использования.

Основными показателями экстенсивного использования ОПФ яв­ляются:

продолжительность работы в течение определенного календар­ного периода. Увеличение продолжительности зависит от слажен­ности работы с обслуживаемой клиентурой, устранения или сглажи­вания сезонности перевозок, повышения коэффициента выпуска авто­мобилей на линию, прогрессивных форм организации труда водителей, своевременного и качественного выполнения ТО и Р ПС. Пределом использования ПС в течение года является 365 сут.;

время нахождения ПС в наряде. Увеличение средней продолжи­тельности работы автомобилей в сутки зависит от сокращения затрат времени на подготовительно-заключительные и вспомогательные опе­рации, развития прогрессивных форм организации перевозок, обеспечивающих взаимодействие работы АТП с ПРП промышленных, строительных и торговых организаций, создания диспетчерских пунктов на крупных грузообразующих объектах и др.

При анализе для определения характеристики использования ПС в течение суток рассчитывают коэффициент сменности, который вы­ражает отношение фактически отработанного количества часов во всех сменах за сутки к плановому фонду рабочего времени:

 

На современном этапе особое значение приобретает интенсив­ный путь использования 0Ф, который наиболее эффективен. Показа­телем его является выработка на одну списочную автомобиле-тонну или на один списочный автомобиль, измеряемая в тоннах или ткм, пасс или пасс-км.

Выработка ПС зависит от многих факторов, направленных на улучшение всех технико-эксплуатационных показателей его работы. Более интенсивное использование ПС в единицу времени достигается

путем:

- рациональных сфер применения ПС с широким использованием при­цепного состава;

- повышения уровня механизации ПНР с внедрением контейнерного и пакетного способа доставки грузов;

- слаженной деятельности АТП и клиентуры по обеспечению устой­чивой и равномерной работы ПС по графикам и без простоев;

- повышения срока службы ПС за счет увеличения их межремонтных пробегов, улучшения качества ТО и ремонта.

 

3.2. Для экономического возмещения физического и мораль­ного износа ОФ их стоимость в виде амортизационных отчислений постепенно переносится в затраты на производство продукции или выполненную работу в течение всего срока функционирования ОФ.

Эти отчисления производятся по норам амортизации от первона­чальной стоимости ОПФ. Норма амортизации представляет собой ус­тановленный в плановом порядке годовой процент погашения стои­мости ОПФ и определяет сумму ежегодных амортизационных отчислений. Размеры таких отчислений зависят от стоимости ОФ и от длитель­ности амортизационного периода.

Система амортизационных отчислений на ПС отлична от систем амортизационных отчислений на другие фонды. Интенсивность исполь­зования автомобилей не может быть учтена с помощью поправочных коэффициентов к основной норме, как это делается по другим ос­новным фондам в случае их многочисленной работы. Износ автомобиля определяется не временем его работы, а его пробегом, поэтому интенсивность использования ПС может быть отражена в нормах амортиза­ции по двум разным показателям: пробегу к сроку службы.

Нормы амортизационных отчислений для каждого классификаци­онного вида ОФ установлены единые для всех предприятий и органи­заций страны и исходят из эксплуатации этих фондов в обычных ус­ловиях.

В основу начисления норм амортизации по подвижному составу на полное восстановление (реновацию) положен пробег автомобиля, а не срок службы. Порядок отчислений на восстановление в зависи­мости от срока службы сохранен только для тех автомобилей, которые имеют небольшие годовые пробеги, и работа которых связана с боль­шими внутрисменными простоями. К такой группе относятся: грузо­вые автомобили грузоподъемностью до 2 т со сроком службы 6 лет, автобусы особо малого класса с общей длиной до 5 м со сроком службы 6 лет; легковые автомобили (кроме такси) со сроком служ­бы 5-8 лет в зависимости от рабочего объема двигателя; специаль­ные автомобили со сроком службы 10 лет.

Норма амортизационных отчислений на полное восстановление по основной группе ПС определяется в процентах от балансовой стоимости на 1000 км пробега:

где - балансовая и остаточная стоимости ПС, руб;

-нормативный амортизационный пробег ПС, км;

1000 - поправочный коэффициент на пробег.

Остаточная стоимость ОФ при расчете норм амортизационных отчис­лений установлена в размере 10^ от первоначальной балансовой стоимости.

Для групп автомобильной техники, по которой нормы амортизаци­онных отчислений на полное восстановление не зависят от пробега, формулой определения норм является:

где - амортизационный срок службы, лет.

 

Нормы амортизационных отчислений установлены по типам ПС и включают несколько групп. Группа "Транспортные автомобили" дифференцируется по грузоподъемности ПС. Отдельно устанавливаются нормы амортизационных отчислений по прицепам и полуприцепам всех марок.

Нормы амортизационных отчислений дифференцированы по легковым автомобилям в зависимости от рабочего объема двигателя, по автобусам - от их длины.

К нормам амортизационных отчислений установлен ряд попра­вочных коэффициентов, учитывающих специфику условий ПС. По авто­мобилям и прицепам со специализированными кузовами и автомобилям-тягачам, работающим с одним полуприцепом, нормы амортизационных отчислений принимаются как для грузовых автомобилей по группе грузоподъемности, соответствующей базовому автомобилю. К нормам амортизационных отчислений на полное восстановление установлены следующие коэффициенты: для автомобилей, работающих с прицепами на каждый прицеп - 1,1 и для автомобилей-самосвалов грузоподъем­ностью до 25 т - 1,15.

Для всех групп автомобилей, прицепов, полуприцепов, посто­янно работающих в районах Крайнего Севера и местностях, прирав­ненных к районам Крайнего Севера, в пустынно-песчаных и высокогор­ных районах, а также в тяжелых дорожных условиях применяется коэф­фициент 1,3.

При использовании легковых автомобилей малого класса (с ра­бочим объемом двигателя до 1,8 л) в качестве автомобилей-такси к) норме амортизационных отчислений на полное восстановление приме­няется коэффициент 2. Для автомобилей, прицепов и полуприцепов, работающих на вывозке леса из лесосек применяется коэффициент (кроме вышеуказанных) 1.25.

3.3. Аренда - это имущественный наем, основанный на договоре о предоставлении имущества во временное пользование за определенную плату.

 

Виды аренды

 

Аренда оборудования

По объектам Аренда транспортных средств

договора Аренда зданий и сооружений

Аренда предприятий

Аренда земельных участков

 
 


Договор аренды

По виду договора Договор проката

Лизинг

По изменению Аренда с правом выкупа имущества

права Аренда без выкупа имущества

Собственности

Долгосрочная (50 - 20 лет)

По срокам Среднесрочная (1 - 5 лет)

аренды Краткосрочная (до одного года)

Развитие арендных отношений привело к такой форме аренды, как лизинг. Это практически особая форма финансирования капитальных вложений, в которой соединяются арендные отношения, элементы кредитного финансирования под залог, расчеты по долговым обязательствам.

Экономическая логика лизинговых операций в том, что для максимализации конечных результатов деятельности предприятия важно не его право собственности на средства производства, а право их использования для извлечения дохода (прибыли). Это обуславливает главные преимущества лизинга как формы финансирования развития производства; доля капитальных вложений в промышленность посредством лизинга составляет: свыше 30% в США и Австралии, свыше 20% в Великобритании и Франции, 15% в Германии.

Лизинг выгоден и арендодателю (владельцу имущества), поскольку создает ему возможность динамичного развития и расширения арендного рынка средств производства. Это, в свою очередь, приводит к расширению рынка сбыта для производителей машин и оборудования, строителей зданий и сооружений.

Лизинг способствует сокращению цикла подготовки и освоения производства новой продукции. Тем самым укрепляется конкурентоспособность производителей, увеличивается объем сбыта продукции.

Можно выделить три основные формы лизинга:

финансовый (капитальный),

оперативный (сервисный),

возвратный.

Финансовый лизинг не предусматривает никакого обслуживания имущества со стороны арендодателя, не допускает досрочного прекращения аренды. Он является полностью автоматизированным, что позволяет арендодателю рассчитывать на получение арендных платежей, полностью возмещающих все его расходы по приобретению оборудования. Условия лизингового соглашения предусматривает обязательство арендатора нести расходы по полной амортизации инвестиций, осуществленных арендодателем при закупке оборудования, а также возместить нес амортизированный остаток по ставке, близкой к той, которую пришлось бы платить за целевой банковский кредит в случае приобретения оборудования за счет заемных средств.

Финансовый лизинг позволяет быстро и без резкого финансового напряжения обновлять производственные фонды, подвергающиеся быстрому моральному старению (компьютеры, станки с ЧПУ, транспортные средства, оргтехника и т.п.).

Оперативный (сервисный) лизинг предусматривает обслуживание, ремонт, наладку и другие виды сервиса арендуемого оборудования. Такого рода лизинг относится прежде всего к технологическому оборудованию: комплексам вычислительной техники, оргтехники, самолетам, автомобилям (в том числе коммерческим грузовикам). Арендодатель кроме сервисных услуг обычно возлагает на себя обязанности по профессиональному обучению специалистов, обеспечения эффективного использования оборудования. При этом расходы на сервисные услуги и обучение персонала, естественно, включаются в сумму платежей по лизинговому договору.

Возвратный лизинг – это система взаимосвязанных соглашений, при которой фирма–собственник имущества (предприятия) продает это имущество финансовому институту (например, банку страховой компании) с одновременным оформленным соглашением о долгосрочной аренде бывшей своей собственности на условиях лизинга. Предприятие, владевшее ранее этой собственностью, став арендатором, продолжает пользоваться своей же прежней собственностью на новых, специфичных условиях лизинга.

В финансовом отношении это напоминает заемную операцию, при которой расчеты производятся по согласованному графику арендных платежей. При возвратном лизинге арендная плата устанавливается по схеме финансового лизинга: сумма платежей должна быть достаточной для полного возвращения инвестору всей суммы, которая была выплачена им при покупке, и плюс к тому обеспечить среднюю норму прибыли (среднюю процентную ставку) на инвестиционный капитал.

В условиях недостатка капитала у предприятия для технического перевооружения и технического производства лизинг становится одним из важных направлений инвестиционной деятельности, стимулом к оживлению производства оборудования, одним из эффективных инструментов рынка капиталов.

Классическая схема лизинга

Поставка Договор

Производитель
оборудования
Лизингополучатель
Лизингодатель Лизинговая компания
купли-

продажи

Заявка на

Покупку

Оборудования

Лизинговое

Соглашение Кредитный

Договор

       
 
Страховая компания
 
Банк


Формула суммы лизинговых платежей [2]

ЛП = АО + ПК + КВ + ДУ + НДС,

где АО - величина амортизационных отчислений, причитающихся лизингодателю в текущем году;

ПК - плата за используемые кредитные ресурсы лизингодателем на приобретение имущества - объекта договора лизинга;

КВ - комиссионное вознаграждение лизингодателю за предоставление имущества по договору лизинга;

ДУ - плата лизингодателю за дополнительные услуги лизингополучателю, предусмотренные договором лизинга;

НДС - налог на добавленную стоимость, уплачиваемый лизингополучателем за услуги лизингодателя.

3.4. Эффективность деятельности АТП в значительной степени зависит от наличия и состава оборотных средств.

Оборотные средства предприятий составляют совокупность фондов оборотных и обращения, выдержанных в деньгах.

Оборотные фонды, обслуживая производственный процесс, целиком потребляются в едином производственном цикле и полностью переносят свою стоимость на вновь созданную продукцию, изменяя свою натуральную форму. Они включают в себя необходимые запасы сырья, материалов, топлива, эксплуатационных материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов и спецодежды, незавершенное производство и расходы будущих периодов.

К малоценным и быстроизнашивающимся относятся предметы, стоимость которых не превышает 500 тыс. руб. за единицу независимо от срока их службы, а также предметы более высокой стоимости, если они изнашиваются в течение года. Малоценные предметы, срок службы которых превышает одного месяца в состав оборотных фондов не включается. Они непосредственно переносятся на себестоимость продукции.

Незавершенное производство учитывается только по тем работам, продолжительность которых более одного дня. Оно включает затраты на приобретение материалов, запасных частей, заработную плату и пр. денежные средства, необходимые для выполнения ремонтных работ и ТО ПС. По основной деятельности АТП, связанных с осуществлением перевозочного процесса, незавершенное производство отсутствует.

К расходам будущих периодов относятся затраты на выполнение научно-исследовательских и рационализаторских работ, освоение новой техники и др. Затраты по расходам будущих периодов производятся в текущем году, но на себестоимость продукции будут отнесены в последующем периоде.

Фонды обращения – это денежные средства, находящиеся на расчетном счете предприятий и в кассах, а также незаконченные расчеты. Основные элементы оборотных средств приведены на рис. 2.

 

 

                               
   
Оборотные средства
 
   
 
           

 

                   
 
Топливо смазочные материалы зап. части агрегаты МЦ и БИ материалы спецодежда
   
Спецодежда МЦ и БИ предметы
 
Незавершенное производство в авторемонт. Расходы будущих периодов
 
Расчетные документы в банках на инкассо   Дебиторы   Прочие средства в расчетах
 
Средства на счетах в банке Средства в кассе Пр. денежные средства
 
 
 
 

 

 


Рис. 2 Состав оборотных средств

 

Оборотные средства по способу образования подразделяются на нормируемые и ненормируемые.

Нормируемые оборотные средства – это денежные средства, выделенные предприятию для обеспечения покрытия плановых норм производственных, незавершенного производства и расходов будущих периодов. Размер их устанавливается в зависимости от необходимых условий обеспечения бесперебойной работы.

Ненормируемые оборотные средства – это денежные средства на расчетном счете, задолженность других предприятий, прочие активы. Размер ненормируемых оборотных средств не устанавливается планом, они покрываются за счет кредитов банка, кредиторской задолженности и свободных средств предприятия.

В структуре оборотных средств преобладающее место занимают средства в сфере обращения (60%). В процессе расширенного воспроизводства оборотные средства совершают непрерывный кругооборот, переходя из сферы производства в сферу обращения и обратно. Ускорение оборота средств приводит к более быстрому их возмещению и повторному использованию, что при том же объеме производства позволяет высвободить часть их из них.

Кругооборот оборотных средств включает три фазы.

В первой приобретаются товарно-материальные ценности, необходимые для осуществления производственного процесса. На этой стадии оборотные средства меняют денежную форму производственных запасов и переходят из сферы обращения в сферу производства.

Во второй происходит потребление сырья, материалов, топлива и других товарно-материальных ценностей в процессе перевозок, ТО и Р ПС, в результате чего создается продукция автотранспорта.

В третьей производятся расчеты за выполненные перевозки и на расчетный счет АТП, а поступают денежные средства. В этой фазе оборотные средства переходят из сферы производства в сферу обращения.

В отличие от других отраслей материального производства в кругообороте оборотных средств автотранспорта исключается товарная форма, т.к. готовой продукцией является сам процесс перевозок, а поэтому после производственной формы оборотные средства вновь принимают денежную форму.

Важным экономическим фактором являются разработка и внедрение научно обоснованных норм расхода и запасов оборотных средств, обеспечивающих рациональное использование ТМЦ на автотранспорте.

Нормирование оборотных средств должно опираться на метод, при котором решается комплексная задача по нахождению при определенном объеме производства оптимального размера необходимых оборотных средств. Научно обоснованный норматив должен отражать минимальную величину потребности предприятия в ТМЦ, необходимых для непрерывного процесса перевозок. Необходимо стремиться к разработке прогрессивных нормативов, в которых наиболее полно отражаются все изменения, связанные с НТП. Завышение норматива приводит к снижению рентабельности. Занижение норматива ведет к финансовым затруднениям и невыполнению производственной программы.

Потребность в оборотных средствах определяется ежегодно при составлении финансового плана с учетом потребности в средствах для основной деятельности, а также для выполнения хозяйственным способом капитальных ремонтов, непромышленных нужд, подсобных и вспомогательных производств.

Нормирование оборотных средств выполняется в два этапа:

на первом устанавливаются нормы запаса в днях, процентах или других показателях. Например, для топлива, материалов, запасных частей, автомобильных шин норма запаса устанавливается в днях, для запаса агрегатов – в процентах к стоимости комплектов агрегатов на действующих автомобилях, для запаса спецодежды – в рубля



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.41.111 (0.026 с.)