Проблемы тождества и различия, части и целого. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы тождества и различия, части и целого.



ТОЖДЕСТВО И РАЗЛИЧИЕ - две взаимосвязанные категории философии и логики. При определении понятий Т. и Р. используют два фундаментальных принципа: принцип индивидуации и принцип тождества неразличимых. Согласно принципу индивидуации всякая вещь универсума обладает уникальными чертами. Из этого принципа вытекает проблема универсалий, которая формулируется в следующем виде: каким образом неповторимые индивиды содержат в себе нечто общее, т.е. можно ли считать свойство Т. реальным, если каждая вещь имеет своеобразие. Благодаря появлению понятия абстрактного объекта, проблема универсалий стала решаемой. Абстрактным объектом называется реальный объект, характеризуемый по какому-нибудь одному свойству. Поскольку нет двух действительно тождественных вещей, путем абстрагирования выделяются такие объекты, в которых можно актуально установить Т. Для абстрактных объектов Лейбниц ввел принцип Т. неразличимых: один объект тождественен второму, если и только если все свойства одного и второго объекта являются общими. Итак, Т. двух реальных объектов определяется на основании их общего признака, различие двух реальных объектов - исходя из наличия индивидуального признака. Таким образом, в зависимости от выделяемых признаков, между одними и теми же объектами имеет место как Т., так и Р. С этих позиций, познание свойств реальных объектов может быть интерпретировано как выявление в них Т. и Р., классифицирующих объекты по различным признакам.

Часть и целое.

Парадокс корабля Тесея:

Согласно греческому мифу, пересказанному Плутархом, корабль, на котором Тесей вернулся с Крита в Афины, хранился афинянами до эпохи Деметрия Фалерского, и ежегодно отправлялся со священным посольством на Делос. При починке в нём постепенно заменяли доски, до тех пор, пока среди философов не возник спор, тот ли это ещё корабль, или уже другой, новый? Кроме того, возникает вопрос: в случае постройки из старых досок второго корабля, какой из них будет настоящим?

Предложенные решения:

-Причины Аристотеля

Согласно философской школе Аристотеля, существует несколько описывающих объект причин: форма, материал и суть вещи (которая, по учению Аристотеля, является самой важной характеристикой). Согласно этой философии, корабль остался тем же, так как его суть не поменялась, лишь изменился износившийся материал. Однако, подобное решение спорно, так как оно исходно предполагает превалирование сути над формой и материалом.

-Определения «тот же»

Согласно этому решению, вещи могут быть «теми же» количественно и/или качественно. В таком случае, после смены доски корабль Тесея окажется количественно тем же, а качественно — уже другим кораблём. Проблема решения в том, что при введении слишком большого количества характеристик, теряется любая возможность тождества (например, тот же корабль без всякой смены досок, изменив положение в пространстве, сможет считаться «другим» кораблём).

Целое не является простой суммой частей. Это философские категории, выражающие отношение между совокупностью предметов (или элементов отдельного объекта) и связью, которая объединяет эти предметы и приводит к появлению у совокупности новых (интегративных) свойств и закономерностей, не присущих предметам в их разобщённости. Благодаря этой связи образуется целое, по отношению к которому отдельные предметы выступают в качестве частей.

Пространство и время в философской онтологии.

Основные модели развития.

 

Модель Представители Сущность
Регрессивное развитие К. Н. Леонтьев Р. Генон Необратимые качественные изменения идут в направлении постоянного понижения качественных характеристик бытия, его неуклонной функциональной и структурной деградации. Чаще всего акценты на регрессивных аспектах развития ограничиваются социальными процессами.
Эволюционизм Г. Спенсер Обосновывается положение о всеобщей постепенной эволюции природы от простого к сложному, где все системы (не важно, биологические, социальные или ментальные) эволюционируют путем появления новых элементов (дифференциация) и их последующего объединения (интеграция) в рамках новой целостности, переходя «от неопределенной бессвязной однородности к определенной связной однородности» до той поры, пока не обретут равновесия с внешней средой, не адаптируются к ней.
Эмерджентизм Л. Морган А. Бергсон Суть эмерджентизма заключается в абсолютизации скачкообразного характера развития и полной несводимости высшего к низшему. В результате вновь возникшее качество высшей ступени никаким образом не может быть объяснено из закономерностей функционирования низ лежащей ступени.

 

Аристотелевская концепция движения.

Бытие любой вещи определено движением, а само движение – переход от возможности к действительности.

Учение о четырех причинах.

У каждой вещи есть 4 причины. Пример – постройка дома.

1. Causa materialis.(материальная причина) – материал

2. Causa formalis. (формальная причина) – необходимость постройки

Eidos (общая причина чего-либо,идея) и morphe (форма)

3. Causa efficiens (действующая причина) – труд строителей

Techne (мастерство, умение что-либо делать)

4. Causa finalis (цель, предел, зачем)

Зачем нам этот дом?

Диалектика Гегеля.

Мир – это самораскрытие и самопознание Абсолютной Идеи.

Абсолютная идея, осуществляющаяся в мире, не есть неподвижная, покоящаяся субстанция, а есть начало вечно живое и развивающееся. Абсолютное есть диалектический процесс, все действительное – изображение этого процесса. Если хотят Бога называть абсолютным существом, то, по мнению Гегеля, следует говорить: «Бог созидается», а не «Бог существует». Философия есть изображение этого движения мысли, Бога и мира, она есть система органически связанных и необходимо одно из другого развивающихся понятий. Побудительной силой в развитии мышления, согласно философии Гегеля, служит противоречие, без него не было бы никакого движения, никакой жизни. Все действительное полно противоречия и, тем не менее, разумно. Противоречие не есть что либо неразумное, останавливающее мысль, но побуждение к дальнейшему мышлению. Его не надо уничтожать, а «снимать», т. е. сохранять, как отрицаемое, в высшем понятии. Противоречащие друг другу понятия мыслятся вместе в третьем, более широком и богатом, в развитии которого они составляют только моменты. Воспринятые в высшее понятие, противоречивые прежде понятия посредством диалектики дополняют одно другое. Их противоречивость побеждена. Но новое высшее понятие в свою очередь оказывается противоречащим другому понятию и эта противоречивость опять должна быть преодолена согласованием в высшем понятии и т. д – в этом и состоит суть диалектики Гегеля. Каждое отдельное понятие односторонне, представляет лишь частицу истины. Оно нуждается в дополнении своей противоположностью, после соединения с которой, образует высшее понятие, более приближающееся к истине. По философии Гегеля, Абсолютное в своем вечном созидании проходит чрез все противоположности, попеременно создавая и снимая их и приобретая таким путем при каждом новом движении вперед более ясное сознание своей настоящей сущности. Только благодаря такой диалектике понятий, философия вполне соответствует живой действительности, которую должна понять. Итак, положение, противоположение и их объединение (тезис – антитезис – синтез) составляют в системе Гегеля сущность, душу диалектического метода. Самый широкий пример этой триады – идея, природа, дух – дает метод для деления философской системы Гегеля на три главные составные части. И каждая из них, в свою очередь, строится внутри себя на том же основании.

АИ объективирует (выражает себя) в Мире и через Мир, то сам этот Мир содержит в себе возможность, что он есть.

Развитие мира есть самораскрытие в природе и самопознание через человека АИ. Разум диалектичен.

Законы диалектики.

Закон отрицания отрицания Данный закон утверждает, что в процессе развития каждая последующая ступень является, с одной стороны, отрицанием предшествующей ступени (через отрицание каких-то свойств и качеств), а с другой — отрицанием этого отрицания, так как воспроизводит в изменившемся предмете, на новой ступени и в новом качестве некоторые свойства и качества ступени, подвергшейся отрицанию ранее. Иными словами, в любом развитии (регрессивном или прогрессивном) на любом уровнебытия всегда диалектически сочетаются моменты разрушения старой системы и моменты преемственности, т.е. сохранения свойств старой системы в рамках вновь возникшей
Закон перехода количественных изменений в качественные Данный закон проясняет механизмы развития, утверждая, что в процессах развития ≪количественные изменения на определенном этапе приводят к качественным, а новое качество порождает новые возможности и интервалы количественных изменений≫Закон перехода количественных изменений в качественные как раз и говорит о том, что в любом предмете или явлении происходит накопление количественных изменений, которые на определенном этапе его существования (при переходе присущей предмету меры) приведут к изменению его качества, т.е. возникнет новый предмет. В свою очередь этот новый предмет обладает своей собственной мерой, переход через которую приводит к рождению нового предмета, делая тем самым процесс развития бесконечным.
Закон единства и борьбы противоположностей Во-первых, даже самое беглое и поверхностное рассуждение на обыденном уровне показывает, насколько фундаментальную роль играют противоположные свойства, тенденции и аспекты окружающего нас мира: свет и тьма, рождение и смерть, высокое и низкое, правое и левое, мужское и женское, прошлое и будущее, любовь и ненависть, свое и чужое. Анализ этих пар бинарных оппозиций, их своеобразное осмысление и разрешение составляют внутренний мотив развертывания любого мифа и целых мифологических систем у различных народов1. Во-вторых, научный анализ окружающего мира с самого момента зарождения рациональной человеческой мысли приводил к следующему важному выводу: структура и динамика как космического целого, так и индивидуального человеческого существования с необходимостью выводят на фундаментальные пары противоположностей, очерчивающие крайние точки, как бы логические пределы того, что мы можем о различных формах и проявлениях бытия помыслить, к чему нам надо стремиться и чего избегать. Это противоположности плоскости и точки, покоя и движения, ассоциации и диссоциации атомов, ассимиляции и диссимиляции веществ, наследственности и изменчивости, личного и общественного, войны и мира, доброго иитого, достойного и недостойного. Здесь нетрудно видеть, что эти базовые пары категорий лежат в фундаменте всего спектра наук — от ло- тки и физики до политологии и педагогики. В-третьих, философская мысль всегда обращала внимание на значение взаимодействия противоположностей в бьпии и познании. Начиная с Платона философский разум, в отличие от рассудка, связывался со способностью к диалектическому мышлению, исследующему различные взаимоотношения, в которых могут находиться основополагающие противоположности мировой жизни. Не только борьба противоположностей, но их ритмическое чередование и взаимный переход друг в друга постепенно выдвигаются в центр философского внимания.

 

Религиозная антропология.

АНТРОПОЛОГИЯ РЕЛИГИОЗНАЯ – представления о человеке в его отношении к Богу (богам, божеству), священному в этнических и мировых религиях; а также – раздел или дисциплина богословия и философии, учение о сущности, происхождении и назначении человека, основанное на священных текстах и вероучительной традиции. Слово «антропология» в значении «учение о человеке» впервые появляется в немецкой философии XVI в., но человековедение присутствует во всей истории религии и философии. Религиозная антропология – это специфический способ самосознания человека. Ее специфика состоит в том, что сущность, существование, природа, назначение человека понимаются исходя из признания высшего первоначала (духов, богов, божества или единого личного Бога) и его особых взаимоотношений с человеком. Религиозная антропология утверждает решающую роль такого начала в происхождении человеческого рода и каждого индивида, в понимании сущности человека. Она выделяет в природе человека особую соотносящуюся с высшим началом инстанцию или даже видит эту природу двойственной (душа и тело), тройственной (тело, душа и дух) и т.п. Религиозная антропология оценивает существование человека в свете особого, установленного высшим началом назначения человека, говорит о продолжении существования после смерти и усматривает призвание человека в воссоединении с первоначалом. Представление о человеке как божественной, космической сущности, превосходящей пределы индивидуального существования, присутствуют в мифе о первочеловеке, его смерти или творческом умерщвлении. Подобные мифы присутствуют практически у всех народов. В античной философии человек понимался как разумное существо, способное ставить и осуществлять свои цели, обретать смысл существования в реализации своего назначения. В Библии проблема сущности человека ставится в неразрывной связи с его отношением к личному Богу: «Что есть человек, что ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?» (Пс. 8:5; Иов. 14:1–3). В Коране человек понимается как «наместник» Бога на земле (2:28), одаренный высшими знаниями (2:29–32). В Средние века разрабатывалась христианская, иудейская и мусульманская теологическая антропология. В Новое время протестантская и католическая богословская и философская антропология испытывают воздействие социальных преобразований, научно-технического прогресса, секуляризации, дискуссии с иррелигиозной философией. Христианская антропология оказывает возрастающее влияние на философские и религиозные учения о человеке в иудаизме, исламе, индуизме, буддизме, синтоизме и других религиях. В свою очередь, в XX – начале XXI в. религиозная антропология испытывает влияние восточных учений о человеке.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 502; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.181.0 (0.011 с.)