Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Аксиологические теории в XX веке.
| Подход
| Специфика толкования понятия ценность
| Представители
| Основные идеи
|
| Психологический подход
| Сводя ценности к тем или другим психическим явлениям, возникающим в процессе ценностного отношения, сторонники психологических теорий ценности, по характеристике Н. Лосского, субъективировали ценность и отвергали существование абсолютных ценностей
| Эренфельс, Крейбиг и Мейнонг
| 1.Ценность объекта есть желаемость его субъектом.
2. Ценность есть значение, которое имеет для субъекта содержание ощущения или мысли благодаря связанным с этим содержанием чувствам.
3. Ценность предмета определяется чувством ценности, которое, по его мнению, является единственным доступным опыту в ценности.
|
| «Натуралистическая» аксиология
| «биоцентрический» или «психоцентрический» подход.
| Ральф Бартон Перри, Джон Дьюи
| «ценность как объект соответствующе го интереса», «относящееся к интересу» Сам же интерес — «объединяющее понятие», означающее инстинкт, побуждение, чувство, эмоции и «другие отделы моторно-аффективной жизни»
|
| Социологическая аксиология
| Субъективное понимание ценности, включая ценности эстетическую и художественную, обосновывается не только психологически, но и социологически.
| М.Вебер
| «ценности — лишь выражения общих установок своего времени», и поэтому «у каждого времени есть и свои «абсолюты». Абсолют, таким образом, оказывается историческим, а стало быть, относительным»
«Различные ценностные порядки мира находятся в непримиримой борьбе»
| Э. Дюркгейм
| Ценности он считал порождением социальной сознательности и их «объективность» усматривал в их социальном характере. «Социальные факты» Дюркгейм не сводил к биопсихологической реальности. Но ценности связывал с «коллективным сознанием», рассматривая его как одно из проявлений «социальных фактов».
|
| Логико-семантический анализ
| В центре внимания здесь оказывается смысл и значение слов и понятий, обозначающих ценностные категории, но результаты этого анализа были неоднозначными.
| Дж.Э. Мур
| выявление «натуралистической ошибки» в трактовке нравственных и эстетических ценностей, т. е. критики подмены сущности добра и красоты их проявлением в объективном и субъективном мире. Ценность, по Муру, не должна сводиться ни к предмету, имеющему ценностное значение, ни к удовольствию, которое он доставляет, ни к пользе, которую он имеет.
| Б. Рассел
| «Защитники религии решительно заявляют, что вопрос о ценностях — то есть о том, что является благом как таковым, не зависящим от последствий,— выходит за пределы науки. Думаю, что они правы; но я добавил бы, что вопрос о ценностях вообще находится за пределами знания... Наука не решает вопроса о ценностях, но происходит это потому, что такого - рода вопрос вообще не решается с помощью интеллекта. Ценность не имеет отношения к истине или лжи»
| Л. Витгенштейн
| «Смысл мира должен лежать вне его. В мире все есть, как оно есть, и все происходит так, как происходит. В нем нет никакой ценности, а если бы она там и была, то она не имела бы никакой ценности. Если есть ценность, имеющая ценность, то она должна лежать вне всего происходящего и вне Такого.
| Б. Кроче
| Кроче выстраивает систему категорий бытия, которое мыслится им как «дух», познаваемый при помощи духовных способностей человека. «Дух» проявляется в двух основных видах — как теоретический (дух как познание) и практический (дух как действие). Теоретический дух обладает двумя формами: интуитивной формой и формой логической. Первой соответствуют человеческая способность воображения и наука эстетика. Второй — разум и наука логика. Практический дух имеет экономическую и этическую форму. Экономической форме духа соответствуют способность желания и наука эконо мика, этической форме — воля и наука этика. Каждому члене нию «духа» соответствует категория, выражающая традицион ную ценность: Красота, Истина, Польза, Добро.
| Ч.У. Моррис
| Моррис выявляет четыре основных случая применения знаков: информативное, оценочное, побудительное и системное. Что же понимается им под оценочным применением знака? Если информативное применение информирует о свойствах объекта или ситуации, если побудительное — вызывает определенную линию поведения, реакцию по отношению к объектам или другим знакам («съешь!», «сделай!»), если системное применение призвано организовать предрасположенность к поведению, уже вызванную другими знаками (это слова «и», «или», «если..., то» и т. п.), то оценочное применение знаков должно «побудить кого-либо к предпочтительному поведению по отношению к определенным объектам или ситуациям»
|
| Феноменологический подход
| этот опыт подсказывает и иные трактовки ценности и ценностного отношения, в которых акцент делается не на субъекте, а на объекте данного отношения.
| Э. Гуссерль
| Феномен, по Гуссерлю, не есть предмет, вещь, существующая сама по себе, вне сознания, но «самообнаружение и самополагание вещи в по токе сознательных переживаний» *. Сознанию, согласно фено менологической философии, присуща интенциональность — единство переживаний, «быть сознанием о чем-то» 2. Через ноэзис — процесс сознания, конституирующий предметы, созда ется ноэма— предмет, выступающий как феномен, облада ющий смысловой значимостью.
| М. Шелер
| Иерархия: 1. Чувственные (радость—наказание, удовольствие—боль) 2. Гражданские (полезное—вредное) 3. Жизненные (благородное—вульгарное) 4. Культурные (духовные) а) эстетические (красивое—некрасивое) б) этико-юридические (праведное—неправедное) Законодатель в) спекулятивные (истинное—ложное) 5. Религиозные (священное—мирское)
Трагическое: Трагическое — традиционное эстетическое понятие, воплощаемое в различных видах в произведениях искусства.
| Н. Гартман
| Классы ценностей:
I. «Ценности блага, охватывающие все ценности полезного для нас...»;
II. «Ценности удовольствия,называемые обычно «приятными;
III. «Жизненные ценности» «ценности, присущие всему живому» и «все, что полезно для жизни»;
IV. «Нравственные ценности, охватываемые понятием «добро»;
V. «Эстетические ценности, охватываемые понятием «прекрасное»;
VI. «Познавательные ценности»— «истина».
| М. Дюфрен
| Классификация ценностей: Первая категория охватывает блага пользования и наслаждения: приятное, полезное, прекрасное. Вторая категория благ — это блага знания, истина. Третья категория благ — те блага, которые вызывают уважение. К ним относятся ценности священного, гуманности и справедливости
|
| Экзистенциализм
| тенденция к субъективизации ценности
| М. Хайдеггер
| протестует против обыденной «логики», по которой «мыслитель, отрицающий ценности, должен с необходимостью объявить все никчемным»
ценность сводится Хайдеггером к оценке, а последняя справедливо рассматривается как изначально субъективная: «Всякое оценивание, даже когда оценка позитивна, есть субъективация».
| Ж.-П. Сартр
| Ценность, по Сартру, имеет двойной характер. Она обладает свойством быть и не быть. «Ценность имеет бытие» в качестве «ценности». Однако «нормативное существование не имеет, в точности говоря, бытия как реальности». ценность, по Сартру, соединяет все области «феноменологической онтологии» — «бытие-в-себе», «бытие-для-себя» и «бытие-для- другого».
| А. Камю
| «Бели ни во что не веришь, если ни в чем не видишь смысла и не можешь утверждать какую-либо ценность, все дозволено и ничто не имеет значения. Нет доводов «за», нет доводов «против», и убийцу невозможно ни осудить, ни оправдать.
|
| Теологическая аксиология
| объективно-онтологи ческое существование ценностей.
| Габриэль Марсель,
Жак Маритен
| Ценность - это смысл жизни.
«Этому миру нужно, чтобы героизм, истина, добродетель, красота ста ли полезными ценностями— самыми лучшими, самыми верными орудиями пропаганды и господства временных сил»
|
Понятие ценности. Субъект-объектные концепции ценности.
Ценность – указание на значимость чего-либо. Ценностное отношение – ментальное действие по ранжированию предметов, явлений и обстоятельств действительности.
Объективистские и субъективистские концепции ценности.
Ценность – культура - миф.
Этика и эстетика.
ЭСТЕТИКА (от греч. αἰσθάνομαι – чувствовать; αίσθητικός – воспринимаемый чувствами) – наука о неутилитарном созерцательном или творческом отношении человека к действительности, изучающая специфический опыт ее освоения, в процессе (и в результате) которого человек ощущает, чувствует, переживает в состояниях духовно-чувственной эйфории, восторга, неописуемой радости, блаженства, катарсиса, экстаза, духовного наслаждения свою органическую причастность к Универсуму в единстве его духовно-материальных основ, свою сущностную нераздельность с ним, а часто и конкретнее – с его духовной Первопричиной, для верующих – с Богом. Термин «эстетика» употребляется в современной научной литературе и в обиходе и в ином смысле – для обозначения эстетической составляющей культуры и ее эстетических компонентов. В этом смысле говорят об эстетике поведения, той или иной деятельности, спорта, церковного обряда, воинского ритуала, какого-либо объекта и т.п. Главные категории эстетики: эстетическое, прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое, безобразное, искусство.
Э́тика (греч. ἠθικόν, от др.-греч. ἦθος — этос, «нрав, обычай») — философская дисциплина, предметом исследования которой являются мораль и нравственность[1]. Первоначально смыслом слова этос было совместное жилище и правила, порождённые совместным общежитием, нормы, сплачивающие общество, преодоление индивидуализма и агрессивности. По мере развития общества к этому смыслу добавляется изучение совести, добра и зла, сочувствия, дружбы, смысла жизни, самопожертвования и т. д.[2] Выработанные этикой понятия — милосердие, справедливость, дружба, солидарность и др., направляют моральное развитие социальных институтов и отношений[1].
|