Аксиологические теории в XX веке. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аксиологические теории в XX веке.



  Подход Специфика толкования понятия ценность Представители Основные идеи
  Психологический подход Сводя ценности к тем или другим психическим явлениям, возникающим в процессе ценност­ного отношения, сторонники психологических теорий ценности, по характеристике Н. Лосского, субъективировали ценность и отверга­ли существование абсолютных ценностей Эренфельс, Крейбиг и Мейнонг 1.Ценность объекта есть желаемость его субъектом. 2. Ценность есть значение, которое имеет для субъекта содержание ощущения или мысли благодаря связанным с этим содержанием чувствам. 3. Ценность предмета определяется чувством ценности, которое, по его мнению, является единственным доступным опыту в ценности.
  «Натуралистическая» аксиология «биоцентрический» или «психоцентрический» подход. Ральф Бартон Перри, Джон Дьюи «ценность как объект соответствующе­ го интереса», «относящееся к интересу» Сам же интерес — «объединяющее понятие», означающее инстинкт, побуждение, чувство, эмоции и «другие отделы моторно-аффективной жиз­ни»
  Социологическая аксиология Субъективное понимание ценности, включая ценности эстетическую и художественную, обосновывается не только пси­хологически, но и социологически. М.Вебер «ценности — лишь выражения общих установок своего времени», и поэтому «у каждого време­ни есть и свои «абсолюты». Абсолют, таким образом, оказыва­ется историческим, а стало быть, относительным» «Различные ценностные порядки мира находятся в неприми­римой борьбе»
Э. Дюркгейм Ценности он считал поро­ждением социальной сознательности и их «объективность» ус­матривал в их социальном характере. «Социальные факты» Дюркгейм не сводил к биопсихологической реальности. Но ценности связывал с «коллективным сознанием», рассматривая его как одно из проявлений «социальных фактов».
  Логико-семантический анализ В центре внимания здесь оказывается смысл и значение слов и понятий, обозначающих ценностные категории, но резуль­таты этого анализа были неоднозначными. Дж.Э. Мур выявление «натуралистической ошибки» в трактовке нравственных и эстети­ческих ценностей, т. е. критики подмены сущности добра и красо­ты их проявлением в объективном и субъективном мире. Цен­ность, по Муру, не должна сводиться ни к предмету, имеющему ценностное значение, ни к удовольствию, которое он доставляет, ни к пользе, которую он имеет.
Б. Рассел «Защитники религии решительно заявляют, что вопрос о цен­ностях — то есть о том, что является благом как таковым, не зависящим от последствий,— выходит за пределы науки. Ду­маю, что они правы; но я добавил бы, что вопрос о ценностях вообще находится за пределами знания... Наука не решает вопроса о ценностях, но происходит это потому, что такого - рода вопрос вообще не решается с помощью интеллекта. Цен­ность не имеет отношения к истине или лжи»
Л. Витгенштейн «Смысл мира должен лежать вне его. В мире все есть, как оно есть, и все происходит так, как происходит. В нем нет никакой ценности, а если бы она там и была, то она не имела бы никакой ценности. Если есть ценность, имеющая ценность, то она должна лежать вне всего происходящего и вне Такого.
Б. Кроче Кроче выстраивает систему категорий бытия, которое мыслится им как «дух», познаваемый при помо­щи духовных способностей человека. «Дух» проявляется в двух основных видах — как теоретический (дух как познание) и прак­тический (дух как действие). Теоретический дух обладает двумя формами: интуитивной формой и формой логической. Первой соответствуют человеческая способность воображения и наука эстетика. Второй — разум и наука логика. Практический дух имеет экономическую и этическую форму. Экономической форме духа соответствуют способность желания и наука эконо­ мика, этической форме — воля и наука этика. Каждому члене­ нию «духа» соответствует категория, выражающая традицион­ ную ценность: Красота, Истина, Польза, Добро.
Ч.У. Моррис Моррис выявляет четыре основных случая применения зна­ков: информативное, оценочное, побудительное и системное. Что же понимается им под оценочным применением знака? Если информативное применение информирует о свойствах объекта или ситуации, если побудительное — вызывает определенную линию поведения, реакцию по отношению к объектам или другим знакам («съешь!», «сделай!»), если системное примене­ние призвано организовать предрасположенность к поведению, уже вызванную другими знаками (это слова «и», «или», «если..., то» и т. п.), то оценочное применение знаков должно «побудить кого-либо к предпочтительному поведению по отношению к определенным объектам или ситуациям»
  Феноменологический подход этот опыт подсказывает и иные трак­товки ценности и ценностного отношения, в которых акцент делается не на субъекте, а на объекте данного отношения. Э. Гуссерль Феномен, по Гуссерлю, не есть предмет, вещь, существующая сама по себе, вне сознания, но «самообнаружение и самополагание вещи в по­ токе сознательных переживаний» *. Сознанию, согласно фено­ менологической философии, присуща интенциональность — единство переживаний, «быть сознанием о чем-то» 2. Через ноэзис — процесс сознания, конституирующий предметы, созда­ ется ноэма— предмет, выступающий как феномен, облада­ ющий смысловой значимостью.
М. Шелер Иерархия: 1. Чувственные (радость—наказание, удовольствие—боль) 2. Гражданские (полезное—вредное) 3. Жизненные (благородное—вульгарное) 4. Культурные (духовные) а) эстетические (красивое—некрасивое) б) этико-юридические (праведное—неправедное) Законодатель в) спекулятивные (истинное—ложное) 5. Религиозные (священное—мирское) Трагическое: Трагичес­кое — традиционное эстетическое понятие, воплощаемое в раз­личных видах в произведениях искусства.
Н. Гартман Классы ценностей: I. «Ценности блага, охва­тывающие все ценности полезного для нас...»; II. «Ценности удовольствия,называемые обычно «приятными; III. «Жизненные ценности» «ценности, присущие всему живому» и «все, что полезно для жизни»; IV. «Нравствен­ные ценности, охватываемые понятием «добро»; V. «Эстетичес­кие ценности, охватываемые понятием «прекрасное»; VI. «По­знавательные ценности»— «истина».
М. Дюфрен Классификация ценностей: Первая категория охватывает блага пользования и наслаждения: приятное, полезное, прекрасное. Вторая категория благ — это блага знания, истина. Третья категория благ — те блага, кото­рые вызывают уважение. К ним относятся ценности священ­ного, гуманности и справедливости
  Экзистенциализм тенденция к субъективизации ценности М. Хайдеггер протестует против обыденной «логики», по которой «мысли­тель, отрицающий ценности, должен с необходимостью объ­явить все никчемным» ценность сводится Хайдег­гером к оценке, а последняя справедливо рассматривается как изначально субъективная: «Всякое оценивание, даже когда оцен­ка позитивна, есть субъективация».
Ж.-П. Сартр Ценность, по Сартру, имеет двойной характер. Она облада­ет свойством быть и не быть. «Ценность имеет бытие» в качест­ве «ценности». Однако «нормативное существование не имеет, в точности говоря, бытия как реальности». ценность, по Сартру, соединяет все области «феноменологической он­тологии» — «бытие-в-себе», «бытие-для-себя» и «бытие-для- другого».
А. Камю «Бели ни во что не веришь, если ни в чем не видишь смысла и не можешь утверждать какую-либо ценность, все дозволено и нич­то не имеет значения. Нет доводов «за», нет доводов «против», и убийцу невозможно ни осудить, ни оправдать.
  Теологическая аксиология объективно-онтологи­ ческое существование ценностей. Габриэль Марсель, Жак Маритен Ценность - это смысл жизни. «Этому миру нужно, чтобы героизм, истина, добродетель, красота ста­ ли полезными ценностями— самыми луч­шими, самыми верными орудиями пропаганды и господства временных сил»

Понятие ценности. Субъект-объектные концепции ценности.

Ценность – указание на значимость чего-либо. Ценностное отношение – ментальное действие по ранжированию предметов, явлений и обстоятельств действительности.

Объективистские и субъективистские концепции ценности.

Ценность – культура - миф.

Этика и эстетика.

ЭСТЕТИКА (от греч. αἰσθάνομαι – чувствовать; αίσθητικός – воспринимаемый чувствами) – наука о неутилитарном созерцательном или творческом отношении человека к действительности, изучающая специфический опыт ее освоения, в процессе (и в результате) которого человек ощущает, чувствует, переживает в состояниях духовно-чувственной эйфории, восторга, неописуемой радости, блаженства, катарсиса, экстаза, духовного наслаждения свою органическую причастность к Универсуму в единстве его духовно-материальных основ, свою сущностную нераздельность с ним, а часто и конкретнее – с его духовной Первопричиной, для верующих – с Богом. Термин «эстетика» употребляется в современной научной литературе и в обиходе и в ином смысле – для обозначения эстетической составляющей культуры и ее эстетических компонентов. В этом смысле говорят об эстетике поведения, той или иной деятельности, спорта, церковного обряда, воинского ритуала, какого-либо объекта и т.п. Главные категории эстетики: эстетическое, прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое, безобразное, искусство.

Э́тика (греч. ἠθικόν, от др.-греч. ἦθος — этос, «нрав, обычай») — философская дисциплина, предметом исследования которой являются мораль и нравственность[1]. Первоначально смыслом слова этос было совместное жилище и правила, порождённые совместным общежитием, нормы, сплачивающие общество, преодоление индивидуализма и агрессивности. По мере развития общества к этому смыслу добавляется изучение совести, добра и зла, сочувствия, дружбы, смысла жизни, самопожертвования и т. д.[2] Выработанные этикой понятия — милосердие, справедливость, дружба, солидарность и др., направляют моральное развитие социальных институтов и отношений[1].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 658; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.221.52 (0.006 с.)