Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Міфологічне мислення. Філософія міфу.Содержание книги Поиск на нашем сайте
Понятие "миф и философия" воспринимается сознанием как многоаспектное единое целое благодаря огромному количеству исследовательских работ. Это проблема не просто актуальна в наши дни, а ее актуальность только растет и исходя из этого – она весьма далека от завершения Проблема постепенно меняет своё качество благодаря ряду выдающихся открытий, стремительно расширивших горизонт человеческих знаний. Мифологическое мышление — форма осмысления действительности, в которой соединялись первобытные верования и образное отношение к миру, зачатки эмпирических знаний. Закон функционирования мифологического мира - закон метаморфоз, т.е. убеждение во взаимной превращаемости всего сущего, в фундаментальном и неустрашимом всеединстве жизни, в кровном родстве всего существующего. Мифология основывается на родовых интуициях, а человек любой эпохи не способен обойтись без таких интуиции. Миф – сказание, передающее верования древних народов о происхождении мира и явлений природы, о богах и легендарных героях. Миф более обоснованно рассматривать не как вымысел, а как особый способ духовного освоения мира, который находится с философией (логосом - единым, общим для всего существования законом) в сложных и неоднозначных отношениях. Миф объединяет элементы теории и художественные творчества. Отличительная черта мифа – это отождествление образа и предмета, субъективного и объективного, внутреннего и внешнего, части и целого, представление, что "все во всем". Другими словами, миф приписывает каждой вещи свойства других вещей. Древний человек не видел особой разницы между природой и человеком или животным; он их отождествлял. Более того, он наделял природу чертами и свойствами живого, разумного существа: эмоциями, переживаниями, стремлениями. В мифах мы сталкиваемся с антропоморфизмом (очеловечиванием природы). В результате, явления природы становятся одушевленными, чувствующими, деятельными. Миф полон жизни, фантастики, волшебства. Но в отличие от сказок, легенд и фольклора волшебство в мифах имеет иную природу. Миф нельзя назвать сказкой, потому что сказка – продукт народного творчества, она вполне сознательно придумывается с заранее намеченной целью и идеей, причем и рассказчик, и слушатель понимают сказочную выдумку и ее условность. миф не является оправданием чего-то, он есть органическое продолжение общественной жизни людей, распространяемой на природу. Тем самым осуществлялась возможность овладения ею, она становилась близкой и понятной. Отсюда вытекает и основная функция мифа – социально-практическое освоение мира. Оно возможно только в коллективе. Миф – порождение коллективного сознания, поэтому в нем преобладают коллективные чувства и представления. Он зарождается на стадии общинно-родовой жизни, а другой реальности для древнего человека не существовало. Філософія Піфагора та його школа. Пифагор попытался создать “аристократию духа” в лице своих учеников, которые вели государственные дела так отменно, что поистине это была аристократия, что значит “владычество лучших”. Популярность Пифагора объясняется незаурядными личными качествами философа и его умением увлечь за собой людей. Но не только сила личности и мудрость Пифагора, а и высокая нравственность проповедуемых им идей и жизненных принципов, притягивала к нему единомышленников. Именно талант политического оратора и религиозного проповедника принесли Пифагору успех. Нравственные принципы, проповедуемые Пифагором и сегодня достойны уважения и подражания. В религиозно-философском учении раннего пифагоризма различаются две части: “акусмата” (услышанное), т.е. положения, устно и без доказательства, преподнесенные учителем ученику, и “математа” (знание, учение, наука), т.е. собственно знания. Первая часть включала в себя указания на смысл вещей, предпочтительность тех или иных вещей и действий. Обычно они преподавались в форме вопросов и ответов: «Что такое острова блаженных? - Солнце и Луна. Что самое справедливое? - Принесение Жертв» (имеется ввиду самое справедливое- принесение себя в жертву, как сделал Иисус) и т.д. Пифагорейцы имели множество символических изречений. Акусмы – собрания этих изречений, заменяли собой устав общества. Некоторые из акусм: - Сердце не ешь (т.е. не подтачивай душу страстями или горем) - Огня ножом не вороши (т.е. не задевай гневных людей) - Уходя не оглядывайся (т.е. перед смертью не цепляйся за жизнь) - Не садись на хлебную меру (т.е. не живи праздно) и др. Во второй же части – части знаний, Пифагору приписывают геометрические открытия, такие, как известная теорема Пифагора о соотношении гипотенузы и катетов прямоугольного треугольника, учение о пяти правильных телах, в арифметике – учение о четных и нечетных числах и т.д. Пифагор впервые употребил слово космос в его сегодняшнем смысле для определения всего мироздания и его важнейшую сторону – упорядоченность, симметрию, а значит, и красоту. Однако и в учении Пифагора не обошлось без мистики,чегото туманного, а порой и вовсе смешного, причем смешного не только для нас и наших современников. Но и для современников самого Пифагора. Подобным было учение о бессмертии души, о посмертном переселении души человека в животных, о том, «что все рожденное вновь рождается через промежутки времени, что ничего нового на свете нет и что все живое должно считаться родственным друг другу».Из учения о переселении душ следовали и предписания, запрещающие убивать животных и питаться их мясом, так как в животном могла обитать душа умершего человека. Многие весьма прохладно принимали эту часть пифагорейского учения и часто его осмеивали, приписывали иностранное влияние. Пифагорейцы, предавшись математическим занятиям, считали началами всего - числа, так как в числах они находили много сходства с тем, что существует и происходит, и в числах первичные элементы всех математических начал. Філософія науки та герменевтика. Герменевтика – особое философское течение, в центре внимания которого проблемы понимания и интерпретации текстов, раскрытия смыслов, оказало определенное воздействие на развитие философии не только гуманитарных, но и естественных наук. Свое название герменевтика получила от имени древнегреческого бога Гермеса, который был посредником между богами и людьми - истолковывал волю богов людям и доносил пожелания людей богам. Соответственно - предметом исследования, как правило, является текст. Основным принципом герменевтики является так называемый герменевтический круг: для понимания целого необходимо понять его отдельные части, но для понимания отдельных частей уже необходимо иметь представление о смысле целого. Например, слово может быть понято только в контексте фразы, фраза – только в контексте абзаца или страницы, а последняя – лишь в контексте произведения в целом, в свою очередь, последнее - невозможно без понимания до этого его частей. Возможно, я не совсем правильно кажу фразу И.А. Гирки, но суть ее была такова: «Трудно понять практику, не зная теории, и трудно понять теорию, не понимая практики». В сущности, я вижу это как раз, как герменевтический круг. В философии науки герменевтический круг разрабатывается как взаимообусловленность теории и факта (или же эксперимента): факты (экперименты), на которых строится теория, всегда концептуально нагружены, а их отбор и интерпретации обусловлены той самой теорией, которую они должны обосновать. Билет 6 Философия как критика мифа. Мышление, при котором человек ставит под сомнение поступающую информацию или же собственные убеждения называется критическим. Мифология может быть представлена как система из двух уровней: образного, доставшегося ей от искусства, и более глубокого – понятийного, который по мере эволюции логического мышления становится все более важным. В какой-то момент этот развившийся из мифологии глубинный (понятийный) уровень прорывает оболочку образов и выходит на поверхность, заявляя о своей самоценности. Философия начинается с осознанного применения понятий. Это и есть точка перехода от мифологии к философии. Началом становления философии служит введение отвлеченных сущностей, а окончательно укрепляется она тогда, когда эти сущности начинают рассматриваться как понятия, формирующиеся в мозгу человека и выступающие в качестве предмета мышления. Философия начинается с вечных и неизменных понятий, и именно они – гарант бессмертия человеческого духа. В ней достигает своего расцвета отличающее человека от животных понятийное, отвлеченное, абстрактное мышление. Философское рождение в самосознании предполагает личные усилия, а критическая направленность мышления заставляет подвергать сомнению не только общепринятые архетипы, но и собственные выводы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 377; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.6.144 (0.008 с.) |