Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Космоцентризм Милетской школы.↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Билет 1 Что такое философия? Ранее, философия представляла собой единую науку, объединяющую все знания, которые накопил человек. Но со временем от философии отделилось множество дисциплин, в их числе и физика. Точное определение философии является само по себе открытым философским вопросом. В рамках учений разных философских школ, образовавшихся за время существования философии, можно дать разные определения того, что есть философия. Поэтому в определённом смысле точное определение философии менялось с течением времени. В моем понимании, философия – наука о жизни: о законах развития природы, общества, об отношении человека к миру. Это свободная наука. Ей свойственен постоянный поиск чего-то нового. Или же ответов на иные вечные вопросы, такие как вопросы о возникновении и существовании всех существующих предметов и явлений. Космоцентризм Милетской школы. Космоцентризм — совокупность (система) философских взглядов, появившаяся в Древней Греции. Она предполагает восприятие мира как космоса, представление всех явлений окружающего мира через призму космса. Это первый этап развития античной философии, который часто называют досократовским. Миле́тская школа — философская школа, основанная Фалесом в Милете. Милетская школа рассматривала мир как живое целое; не делала принципиального различия между живым и мёртвым, психическим и физическим. Главным вопросом милетской школы является вопрос о сущности мира. Фалес считал основой всего сущего воду. Однако, он понимал воду не как конкретную фору, а как «текущее» сосредоточение материи. Все существующее разнообразие вещей Фалес рассматривал как проявление этого единого начала. Он утверждал, что все вещи возникают из воды и, разрушаясь, вновь превращаются в воду. Анаксимен же полагает основой всего сущего воздух. Он считает, что разряжение воздуха приводит к возникновению огня, а сгущение вызывает ветра, затем тучи, воду, землю и камни. Сгущение и разряжение - взаимно противоположные процессы. Для Анаксимандра основой всего сущего является «апейрон» – неопределённое и беспредельное первовещество. У Анаксимандра встречается проблематика возникновения и формирования жизни. Способность жизни приписывается непосредственно к определенному виду материи. Кроме того, Анаксимандр относит человека к естественному ряду развития животных. Объект и субъект познания. Субъектом познаия познания может выступать как «индивид» - отдельный человек, так и «общество в целом» - различный социальные группы. Объектами становятся существующие независимо от человека вещи, явления, процессы, которые осваиваются либо в ходе практической деятельности, либо в ходе познания их субъктом. Объект познания – это то, что противостоит субъекту, на что направлена его практическая и познавательная деятельность. Объектом познания могут быть материальные образования (физические тела, живые организмы), социальные явления (общество, взаимоотношение людей, их поведение и деятельность). Также, объектом познания могут быть «результаты познания» (итоги эксперимента, научные теории). Научное познание предполагает не только сознательное отношение субъекта к объекту, но и сознательное отношение субъекта к самому себе. Проблема отношения субъекта к объекту, как отношения познающего к познаваемому, с самого возникновения философии, всегда находилась в центре внимания философов. Объяснение причин и характера этого отношения претерпело сложную эволюцию, начиная с противопоставления субъективной достоверности, самосознания субъекта и мира объективной реальности до выявления сложной взаимосвязи субъекта и объекта в ходе познавательной деятельности.
Билет 3 1.Мудрость и знания: отношение философии и науки. Вопрос о взаимоотношении науки и философии можно разделить как минимум на три аспекта: – является ли философия наукой; – взаимодействие философии и частных (конкретных) наук; – соотношение философии и вненаучного знания. 1) Научного характера философии нельзя отрицать, она – наука о всеобщем, свободная и универсальная область человеческого знания, постоянный поиск нового. Однако, при желании, можно и доказать, что философия является наукой. Первое. Наука – систематическое, доказательное и проверяемое знание. В науке реализуется принцип доказательности; её выводы должны проходить практическую проверку. В философии также есть систематичность, доказательность и «проверяемость». Эти признаки были выработаны именно в философии. Философы стараются проверять и доказывать свои выводы фактами. Второе. Главная ценность науки – истина. Поскольку в философии ей уделяют первостепенное внимание, то философия является наукой. 2) Конкретные науки имеют собственный предмет исследования, свои методы и законы, свой уровень обобщения знания, у философии же предметом анализа являются обобщения частных наук, т. е. философия имеет дело с более высоким, вторичным уровнем обобщения. Философия сама оказывает воздействие на развитие частных наук, а не только испытывает влияние с их стороны. Это воздействие может быть как положительным, так и отрицательным. Влияние философии происходит через мировоззрение, которое так ил иначе влияет на самого ученого, его отношение к миру и необходимости развития какой-либо конкретной области знания. 3) Вненаучное знание можно разделить: – на заблуждения, связанные с исследованиями людей, убежденных, что они создают подлинную науку (в которую входят такие «науки», как астрология, магия, колдовство и т. п.) – отношение философии и паранауке (некоторые авторы призывают использовать любые учения, вплоть до мистики, магии, суеверий, астрологии и т. п., лишь бы они оказывали терапевтическое воздействие на современное больное общество). Філософія Геракліта. «Все существующее, – учил он, – постоянно переходит из одного состояния в другое: все течет, все изменяется; в одну и ту же реку нельзя войти дважды; в мире нет ничего неподвижного: холодное теплеет, теплое холодеет, влажное высыхает, сухое увлажняется. Возникновение и исчезновение, жизнь и смерть, рождение и гибель – бытие и небытие – связаны между собой, они обусловливают и переходят друг в друга». Гераклит был великим диалектиком, пытался понять сущность мира и его единства, опираясь не на то, из чего он сделан, а на то, как это единство себя проявляет. Согласно его воззрениям переход явления из одного состояния в другое совершается через борьбу противоположностей, которую он называл «всеобщим Логосом», т. е. единым, общим для всего существования законом. Гераклит учил, что мир не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем. Гераклита можно считать основоположником учения о познании (гносеологии). Он первым стал различать чувственное и рациональное познание. По его мнению, познание начинается с чувств, однако чувственные данные дают лишь поверхностную характеристику познаваемому, поэтому должны быть соответствующим образом обработаны разумом. Теория познания Канта. Кант считал, что научные знания строятся на предпосылках, априорных представлениях человека. Такими априорными представлениями являются понятия пространства и время. Согласно Канту, необходимые условия познания заложены, в самом разуме и составляют основу знания. Человек приступающий к познанию, уже обладает сложившимися до него познавательными формами. Кант отводил в своем учении большое место противоречиям (диалектике) – они рассматривались им, как необходимый момент познания. Согласно Канту, нам не доступен мир вещей «самих по себе», а мы познаем лишь явления. При попытке понять суть вещей – наш разум впадает в противоречия. Кант считал, что человек «живет в двух мирах»: в первом – он часть мира явлений, в котором характер человека определяют его склонности и условия в которых он действует, второй же – сверхчувственный мир «вещей в себе». Познание начинается с того, что “вещи в себе” (далее как ввс) воздействуют на наши органы чувств и вызывает ощущения. Здесь бессильны и стечение обстоятельств, и диктующий свою волю нравственный долг. Он считал, что при попытке понять суть вещей, разум впадает в противоречия ибо на него действую "две силы" (моя интерпретация слов). Что человек живет в двух мирах: в первом характер человека определяют его склонности и обстоятельства, условия в которых он действует, а во втором им руководствуются чувства. Как бы эти два мира и вызывают противоречия. Билет 4 Позитивізм: імена та ідеї. Истоки позитивиза, как философского течения, исходят из представлений о том, что знания о мире, человеке и обществе получается в специальных науках, что "позитивная" наука должна отказаться от попыток постигнуть "первые начала бытия и познания", к чему собственно философия стремится с самого своего возникновения. Основателем позитивизма был французский мыслитель Огюст КОНТ. С его именем связано развитие первого этапа позитивизма - "первого позитивизма". Основной идеей позитивизма был тот факт, что эра метафизики закончилась и, началась эра положительного знания (эра позитивной философии). Наука опирается на законы и стремится к их открытию. Учитывая это, Конт старался обосновать свое учение несколькими сформулированными им же законами. Таким законом является «закон трех стадий», который предполагает 3 этапа, которые нужно пройти человечеству, дабы познать окружающий мир. Первая стадия – теологическая. Все явления объясняются на основе религиозных представлений. Подразумевается, что на этой стадии своего духовного развития, человек стремится все явления объяснить вмешательством сверхъестественных сил, понимаемых по аналогии с ним самим (богов, духов, душ, ангелов, героев и т.п.). Вторая стадия – метафизическая. Для нее характерно стремление человечества достигнуть абсолютного знания о мире. Однако, в отличие от первой стадии, здесь объяснение явлений мира достигается не путем обращения к божественным началам и силам, а сводится к ссылке на различные выдуманные первосущности, якобы скрывающиеся позади мира явлений (позади всего того, что мы воспринимаем в опыте, основу которого они составляют). Третья стадия – позитивная. На этой стадии человечество отказывается и от теологических, и от метафизических вопросов и устремляется по пути накопления положительного знания, получаемого частными науками. Вторым этапом развития позитивизма стал эмпириокритицизм.. Его представители настаивают на необходимости борьбы в науке с наличием метафизических подходов Третий этап – неопозитивизм. Он истолковывал истину - как совпадение высказываний с непосредственным опытом человека. Билет 5 Билет 6 Философия как критика мифа. Мышление, при котором человек ставит под сомнение поступающую информацию или же собственные убеждения называется критическим. Мифология может быть представлена как система из двух уровней: образного, доставшегося ей от искусства, и более глубокого – понятийного, который по мере эволюции логического мышления становится все более важным. В какой-то момент этот развившийся из мифологии глубинный (понятийный) уровень прорывает оболочку образов и выходит на поверхность, заявляя о своей самоценности. Философия начинается с осознанного применения понятий. Это и есть точка перехода от мифологии к философии. Началом становления философии служит введение отвлеченных сущностей, а окончательно укрепляется она тогда, когда эти сущности начинают рассматриваться как понятия, формирующиеся в мозгу человека и выступающие в качестве предмета мышления. Философия начинается с вечных и неизменных понятий, и именно они – гарант бессмертия человеческого духа. В ней достигает своего расцвета отличающее человека от животных понятийное, отвлеченное, абстрактное мышление. Философское рождение в самосознании предполагает личные усилия, а критическая направленность мышления заставляет подвергать сомнению не только общепринятые архетипы, но и собственные выводы. Логический позитивизм. Третим этапом в развитии позитивизма был неопозитивизм. Исторически первый и основной вариант неопозитивизма - логический позитивизм. В логике неопозитивисты увидели тот инструмент, который должен был стать основным средством философско-методологического анализа науки. Язык логики состоит из простых, или "атомарных", предложений, которые с помощью логических связок могут соединяться в сложные, "молекулярные", предложения. Логический позитивизм имеет некоторые характерные особенности. К ним относятся: отрицание традиционной философии, или "метафизики" (что многими критиками неопозитивизма признается чуть ли не основной его отличительной особенностью) и антиисторизм и почти полное пренебрежение процессами развития. Представители логического позитивизма исходили из предпосылки, что предметом философии не может быть теория познания, ибо ее решения вынуждены выходить на мировой уровень, а это неизбежно наталкивает философское мышление в сферу “метафизических” проблем. По их мнению, философия вообще не имеет предмета исследования, потому что она не является содержательной наукой о какой-то реальности, а представляет собой род деятельности. Билет 7 Билет 8 Билет 9 1.Теоцентризм средневековой философии. Теоцентрический – религиозный. Средневековое мышление теоцентрично. Бог является реальностью, которая создает и определяет все сущее. В эволюции средневековой философии принято выделять два периода – патристику и схоластику. Патристика – совокупность теологических, философских и политико-социальных доктрин христианских мыслителей. Патристика представляет собой учение «отцов церкви», т. е. духовных наставников, которые характеризуются святостью жизни, высоким авторитетом. Вера – наивысший акт воли. На вершине средневекового интеллектуального мышления стоит Фома Аквинский. Согласно его мышлению, «есть некоторые истины, которые превосходят сколь угодно мощный разум: например, Бог един в трех лицах. Другие истины вполне доступны разуму: например, что Бог существует, что Бог един и подобные этому». Фома Аквинский впервые ввел различие истин факта и веры, которое широко распространилось в религиозной философии. Бог — действующая и конечная причина мира, мир создан Богом «из ничего»; душа человека бессмертна, его конечная цель — блаженство, обретаемое в созерцании Бога в загробном мире; сам человек тоже творенье Божье, а по своему положению — промежуточное существо между тварями (животными) и ангелами. В целом влияние Фомы на европейскую культуру трудно переоценить, поскольку именно он синтезировал христианство и идеи Аристотеля, гармонизировав соотношение веры и знания. В его концепции они не противостоят друг другу, а сливаются в целое, что достигается допущением возможности рационального постижения сущности универсума, созданного Творцом. В общем, средневековой философии господствует теоцентристское понимание человека, суть которого заключается в том, что происхождение, природа, предназначение и вся жизнь человека предопределены Богом. Билет 10 Філософія ідей Платона. Основная часть философии Платона, давшая название целому направлению философии — это учение об идеях (эйдосах), о существовании двух миров: мира идей и мира вещей, или форм. Идеи являются прообразами вещей, их истоками. Идеи лежат в основе всего множества вещей, образованных из бесформенной материи. Идеи — источник всего, сама же материя ничего не может породить. В мифе о пещере Благо изображается как Солнце, идеи символизируются теми существами и предметами, которые проходят перед пещерой, а сама пещера — образ материального мира с его иллюзиями. Душа человека представляется у Платона в образе колесницы с всадником и двумя лошадьми, белой и черной. Возница символизирует разумное начало в человеке, а кони: белый — благородные, высшие качества души, черный — страсти, желания и инстинктивное начало. Когда человек пребывает в ином мире, он (возница) получает возможность вместе с богами созерцать вечные истины. Когда же человек вновь рождается в мире материальном, то знание этих истин остается в его душе как воспоминание. Поэтому, согласно философии Платона, единственный для человека способ знать — это припоминать, находить в вещах чувственного мира «отблески» идей. Когда же человеку удается увидеть следы идей — через красоту, любовь или справедливые дела — то, по словам Платона, крылья души, когда-то утерянные ею, вновь начинают расти. Второй силой, не менее преобразующей человека и способной поднять его до мира богов, является Любовь. И философия, и любовь дают возможность рождения чего-то прекрасного: от создания прекрасных вещей до прекрасных законов и справедливых идей. Платон учит, что все мы можем выйти из «пещеры» к свету идей, поскольку способность видеть свет духовного Солнца (то есть созерцать истину и мыслить) есть в каждом, но, к сожалению, мы смотрим не в том направлении. В «Государстве» Платон также дает нам учение об основных частях человеческой души, каждая из которых имеет свои добродетели: разумная часть души имеет в качестве добродетели мудрость, вожделеющее начало (страстное начало души) — умеренность и воздержанность, а яростный дух (который может быть союзником как первого, так и второго) — мужество и способность подчиняться разуму. Все вместе эти добродетели составляют справедливость. Билет 11 Миф о пещере Для Платона пещера представляет собой чувственный мир, в котором живут люди. Подобно узникам пещеры, они полагают, что благодаря органам чувств познают истинную реальность. Однако такая жизнь — всего лишь иллюзия. От истинного мира идей до них доходят только смутные тени. Философ может получить более полное представление о мире идей, постоянно задавая себе вопросы и ища на них ответы. Однако бессмысленно пытаться разделить полученное знание с толпой, которая не в состоянии оторваться от иллюзий повседневного восприятия. Излагая данную притчу, Платон демонстрирует своим слушателям, что познание требует известного труда — беспрестанных усилий, направленных на изучение и понимание тех или иных предметов. Поэтому его идеальным городом могут править только философы — те люди, которые проникли в сущность идей, и в особенности идеи блага. Билет 12 Наблюдение и эксперимент. Наблюдение - это целенаправленное изучение и фиксирование данных об объекте, взятом в его естественном окружении; данных, опирающихся в основном на такие чувственные способности человека, как ощущения, восприятия и представления. Существуют два главных вида наблюдения: качественное и количественное. Качественное наблюдение было известно людям и использовалось ими с древнейших времен - задолго до появления науки в ее нынешнем понимании. Использование количественных наблюдений совпадает с самим становлением науки в Новое время. Количественные наблюдения связаны, естественно, с успехами в развитии теории измерений и измерительной техники. Активность наблюдателя проявляется в целенаправленности и избирательности наблюдения, в наличии у него определенной целевой установки: что наблюдать, на какие явления обращать внимание в первую очередь. Разумеется, квалифицированный исследователь не игнорирует и явления, не входящие в его установку в качестве собственных целей данного наблюдения: они им тоже фиксируются и вполне могут оказаться полезными для познания изучаемых им вещей. В наблюдении участвует не только чувственная, но и рациональная способность в форме теоретических установок и научных стандартов. Эксперимент - это целенаправленное, четко выраженное активное изучение и фиксирование данных об объекте, находящемся в специально созданных и точно фиксированных и контролируемых исследователем условиях. Эксперимент обладает преимуществами перед наблюдением: 1) изучаемые явления можно воспроизводить по желанию исследователя; 2) в условиях эксперимента возможно обнаружение таких характеристик изучаемых явлений, которые нельзя наблюдать в естественных условиях; 3) варьирование условий дает возможность существенно изолировать изучаемое явление от всякого рода привходящих, усложняющих обстоятельств и приблизиться к тому, чтобы изучать его в "чистом виде" с соблюдением принципа ceteris paribus (при прочих равных условиях); 4) резко расширяется возможность использования приборов и, следовательно, автоматизации и компьютеризации эксперимента. Билет 13 Билет 14 Билет 15 Символ и сознание. Символ — это одно из центральных понятий философии, эстетики, филологии, без него невозможно построить ни теорию языка, ни теорию познания. Несмотря на иллюзию общепонятности, понятие символа является одним из самых туманных и противоречивых. Так же за определением символа мы можем обратиться к книге Л. И. Тимофеева. Можно привести цитату: «Символ есть предметный или словесный знак, условно выражающий сущность явления с определённой точки зрения, которая и определяет самый характер, качество символа». «В основе своей символ имеет всегда переносное значение. Взятый же в словесном выражении — это троп. В символе наличествует всегда скрытое сравнение, та или иная связь с явлениями быта, с явлениями исторического порядка, с историческими сказаниями, верованиями и т. п.». С помощью символов человек создает модель окружающего мира, строит планы поведения и сценарии развития событий, ориентируется в историческом и социальном пространстве. Фрейд видел в культуре систему запретов, ограничивающих и вытесняющих естественные влечения. Юнг понимает культуру как систему символов. Он считает человеческую потребность в символизации более настоятельной, чем какую-либо другую. Символами принято называть знаки, приметы, образы, содержащие указания на какую-либо вещь или событие. Этимологически понятие символа связано с греческим глаголом "соединять", "сталкивать", "сравнивать". Уже отсюда видно, что символ связывает сознание и его предмет. Именно путем изучения символов Юнг приходит к выводу о единстве архетипических оснований всех культур. В мифах различных народов, сновидениях, детских рисунках, фантазиях и бредовых идеях шизофреников можно встретить одни и те же символы. Освобождая эти широко распространенные культурные символы от личных и случайных ассоциаций, мы приближаемся к естественным архетипам, которые устойчивы, универсальны и формальны. Архетипы (наиболее древний текст письма. памятника, являющийся первоисточником для последующих списков, копий) изначально присутствуют в сознании всех людей. Поэтому каждый человек способен создать свою символическую модель мира - в соответствии со своим жизненным опытом. И благодаря тем же архетипам люди, имеющие различный опыт и различные убеждения, способны понимать друг друга. Созна́ние — состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях. Термин сознание является трудным для определения, поскольку данное слово используется и понимается в широком спектре направлений. Сознание может включать мысли, восприятия, воображение и самосознание и пр. В разное время оно может выступать как тип ментального состояния, как способ восприятия, как способ взаимоотношений с другими. Оно может быть описано как точка зрения, как Я. Многие философы рассматривают сознание как самую важную вещь в мире. С другой стороны, многие ученые склонны рассматривать это слово как слишком расплывчатое по значению для того, чтобы его использовать. Сознание — категория для обозначения ментальной деятельности человека по отношению к самой этой деятельности. Билет 16 Філософія Декарта. Рене́ Дека́рт— французский математик, философ, физик и физиолог, создатель аналитической геометрии и современной алгебраической символики, автор метода радикального сомнения в философии. Философия Декарта была дуалистической. Он признавал наличие в мире двух объективных сущностей: протяжённой и мыслящей, при этом проблема их взаимодействия разрешалась введением общего источника (Бога), который, выступая создателем, формирует обе субстанции по одним и тем же законам. Главным вкладом Декарта в философию стало классическое построение философии рационализма как универсального метода познания. Разум, по Декарту, критически оценивает опытные данные и выводит из них скрытые в природе истинные законы, формулируемые на математическом языке. Другой важнейшей чертой подхода Декарта был механицизм. Материя (включая тонкую) состоит из элементарных частиц, локальное механическое взаимодействие которых и производит все природные явления. Для философского мировоззрения Декарта характерен также скептицизм. Метод радикального сомнения Исходной точкой рассуждений Декарта является «сомнение во всём». Скептицизм и поиски идеальной математической точности — два различных выражения одной и той же черты человеческого ума: напряженного стремления достигнуть абсолютно достоверной и логически непоколебимой истины. Если Декарт искал высшего абсолютного принципа знания в непосредственном самосознании человека, то речь шла не о каком-либо мистическом откровении неведомой основы вещей, а о ясном, аналитическом раскрытии самой общей, логически неопровержимой истины. Её открытие являлось для Декарта условием преодоления сомнений, с которыми боролся его ум. Билет 17 Емпіризм та раціоналізм. Эмпиризм - философское направление, признающее чувственное восприятие и опыт единственным источником познания, недооценивающее значение теоретических обобщений при изучении отдельных фактов, явлений. Это различное понимание опыта создаёт две типичных формы эмпиризма: имманентный и трансцендентный. Имманентным эмпиризмом называются философские попытки объяснить состав и законосообразность нашего познания из комбинации единичных ощущений и представлений. Такие попытки в истории философии приводили или к полному скептицизму, или к безмолвному предположению трансцендентного. Юм подвергает сомнению существование реальности вне сознания. Он противопоставляет сравнительно бледным и слабым психическим переживаниям — Идеям — более яркие и сильные — Впечатления, но признает эту границу «текучей». Отсюда, казалось бы, следовало ожидать, что Юм будет считать недоказанным реальное тождество впечатлений, но, провозглашая подобную точку зрения, он не выдерживает её, принимая незаметно для себя впечатления за объекты, существующие помимо сознания и действующие на нас как раздражители. Трансцендентный эмпиризм: его типичнейшей формой является материализм, принимающий двигающиеся в пространстве и вступающие в разнообразные комбинации частицы материи за истинную реальность, за мир опыта. Все содержание сознания и все законы познания представляются, с этой точки зрения, продуктом взаимодействия организма с окружающей его материальной средой, образующей мир внешнего опыта. Рационали́зм — метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум. Рационализм не является характерной чертой какой-то определенной философии; кроме того, имеются различия во взглядах на место разума в познании от умеренных, когда интеллект признают главным средством постижения истины наряду с другими, до радикальных, если разумность считается единственным существенным критерием. Формальная и субстантивная рациональность Макс Вебер различает формальную и субстантивную рациональность. Первая состоит в способности осуществлять калькуляцию и расчет в рамках принятия экономического решения. Субстантивная рациональность относится к более обобщенной системе ценностей и стандартов, которые интегрированы в мировоззрение. Начиная с эпохи Просвещения, рационализм обычно ассоциируют с введением в философию математических методов Декартом, Лейбницем и Спинозой. Противопоставляя это течение британскому эмпиризму, его еще называют континентальным рационализмом. В широком смысле рационализм и эмпиризм противопоставлять нельзя, поскольку каждый мыслитель может быть одновременно рационалистом и эмпириком. В предельно упрощенном понимании эмпирик выводит все идеи из опыта, постижимого либо пятью органами чувств, либо через внутренние ощущения боли или удовольствия. Некоторые рационалисты противопоставляют этому пониманию ту идею, что в мышлении существуют некоторые основные принципы, подобные аксиомам геометрии, и из них знание можно выводить чисто логически дедуктивным методом. К ним, в частности, относятся Лейбниц и Спиноза. Тем не менее, они признавали лишь принципиальную возможность такого способа познания, считая исключительно его применение практически невыполнимым.Философия рационализма в наиболее логичном и систематическом изложении была развита Спинозой. Он пытался ответить на главные вопросы нашей жизни, провозглашая при этом, что «бог существует только в философском смысле». Філософія Канта. В центре философии Канта находится проблема теории познания. Подход философа к ее решению заключается в том, что он привел переход от метафизики субстанции теории субъекта. Главное, по Канту, не изучение вещей самих по себе, а исследования познавательной деятельности человека. Прежде, чем познавать мир, нужно познать собственное познание, установив его границы и возможности. Кант считал, что человеческий разум познает не «вещи в себе», то есть их сущность, а явления вещей, результат их воздействия на органы чувств человека. «Вещи в себе» становятся явлением благодаря априорным формам созерцания (пространство, время) и априорным формам мышления (качество, количество, причинность, реальность и др.). Следующая ступенька познания - это ум, который завершает мышления и при этом не создавая ничего нового, запутывается в нерешенных противоречиях – так называемых «антиномиях» чистого разума. Философ убежден, что таких антиномий четыре: 1) мир является простой и одновременно сложный; 2) мир является конечный и одновременно бесконечный в пространстве и времени; 3) в мире существует свобода и одновременно ее нет, а все подчиняется законам природы; 4) в мире существует Бог и одновременно Бога не существует. Решить эти антиномии ум не может, поскольку каждый из этих тезисов можно без нарушения правил логики одинаково доказать или опровергнуть. В учении о антиномии Кант обнаружил диалектику противоречий в процессе познания. Наличие антиномии доказывает то, что существуют пределы познавательных свойств ума. Кроме того, человек от природы получает априорные формы знаний (т.е. знаний, существующих в уме без необходимости доведения их подлинности), которые обеспечивают правильную упорядоченность получения опытного знания. Это означает возможность частичного постижения истины. В философии Канта объединены материализм (признание объективного существования «вещей в себе») и идеализм (утверждение о априорные формы созерцания и рассудка) с агностицизмом (отрицание познания объективной действительности). Это своеобразный компромисс между материализмом и идеализмом. Отсюда Кант делает вывод, что вещи сами по себе нельзя узнать. Ни формы чувственности, ни категории не представляют собой определение "предметов самих по себе". Тем самым обосновывается тезис о возможности познания "вещей для нас" и невозможность познания "вещей в себе", что становится основой новой формы агностицизма. Философия науки Философия науки представлена множеством оригинальных концепций, предлагающих те или иные модели познавательной деятельности и развития науки. Она сосредоточена на выявлении роли и значимости науки, характеристик науки, позволяющих отличить её от других видов познавательной деятельности. Госуда́рство — это особая форма организации общества, обладающая определенными средствами и методами применения власти внутри общества, устанавливающая определенный порядок взаимоотношений между членами общества, установленная на определенной территории, и вовлекающая в свою деятельность все население на установленной территории. Основным средством сохранения установленного порядка является применение власти. Порядок взаимоотношений между членами общества и применения власти определяется: конституцией, законами и другими правовыми документами государства, которые являются частью формального устройства государства; а также обычаями, сформировавшимися внутри общества независимо от государства, которые являются основаниями для понимания законов государства и определяют неформализованный порядок применения и трактовки законов. Билет № 18 1.Философия техники: традиционное, индустриальное, информационное общества. Филосо́фия те́хники — исследование первопричин техники. Основоположником этого раздела философии является Эрнст Капп, написавший «Основные направления философии техники». Различные аспекты философии техники рассматриваются в марксизме, трансгуманизме и ряде других направлений. В основе техники лежит органопроекция, - т. е. техника создается по образцу живого организма. Создание техники не есть создание нового, но раскрытие естественных возможностей организма. Техника — это путь к новым горизонтам бытия. Традиционное общество — общество, которое регулируется традицией. Сохранение традиций является в нём более высокой ценностью, чем развитие. Общественный уклад в нём характеризуется жёсткой сословной иерархией, существованием устойчивых социальных общностей (особенно в странах Востока), особым способом регуляции жизни общества, основанном на традициях, обычаях. Данная организация общества стремится сохранить в неизменном виде со
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1263; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.5.179 (0.017 с.) |