Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наукове знання: метод, сумнів, достовірність

Поиск

Научные знания - сложная развивающаяся система, в которой по мере эволюции возникают все новые уровни организации. Они оказывают обратное воздействие на ранее сложившиеся уровни знания и трансформируют их. В этом процессе постоянно возникают новые приемы и способы теоретического исследования, меняется стратегия научного поиска.

Метод - это совокупность правил поведения и требований к деятельности, сформулированных на основе знаний о свойствах объективной реальности. Метод - это, образно говоря, фонарь, освещающий путнику дорогу в темноте.Поэтому методы познания столь же многообразны, как и сама действительность. Исследование методов познания и практической деятельности является задачей особой дисциплины - методологии.

Сомнение -неуверенность, колебание в том, следует ли принимать в качестве истинного или правильного какое-то утверждение или систему утверждений. В зависимости от характера утверждения можно говорить о С. в истинности описания или С. в эффективности (правильности) оценки; в зависимости от той области, к которой относится С.. оно может быть теоретическим, нравственным, религиозным и т.д.

Сомнение-неуверенность духа, отказ от утверждения или отрицания. Различают две формы сомнения: 1) естественное сомнение, сопровождающее отсутствие определенных знаний; 2) методическое, или философское сомнение, предполагающее сомнение во всех наших знаниях, даже в нашем восприятии вещей и мира, поскольку принцип знания нам не известен.

Достоверность -обоснованность, доказательность, бесспорность знания. Достоверное суждение - такое суждение, в котором выражается прочно обоснованное знание. Достоверные суждения разделяются на два вида: констатирующие реальное положение дел и утверждающие необходимую связь явлений. Д. суждений обеспечивается эмпирическим подтверждением, экспериментальными данными, общественной практикой.

Достоверность научного знания- одна из основных общетеоретических проблем науки; сводится в конечном счете к ответу на вопрос: "Объективно ли научное знание?".

Філософія Декарта.

Рене́ Дека́рт— французский математик, философ, физик и физиолог, создатель аналитической геометрии и современной алгебраической символики, автор метода радикального сомнения в философии.

Философия Декарта была дуалистической. Он признавал наличие в мире двух объективных сущностей: протяжённой и мыслящей, при этом проблема их взаимодействия разрешалась введением общего источника (Бога), который, выступая создателем, формирует обе субстанции по одним и тем же законам.

Главным вкладом Декарта в философию стало классическое построение философии рационализма как универсального метода познания. Разум, по Декарту, критически оценивает опытные данные и выводит из них скрытые в природе истинные законы, формулируемые на математическом языке.

Другой важнейшей чертой подхода Декарта был механицизм. Материя (включая тонкую) состоит из элементарных частиц, локальное механическое взаимодействие которых и производит все природные явления. Для философского мировоззрения Декарта характерен также скептицизм.

Метод радикального сомнения

Исходной точкой рассуждений Декарта является «сомнение во всём». Скептицизм и поиски идеальной математической точности — два различных выражения одной и той же черты человеческого ума: напряженного стремления достигнуть абсолютно достоверной и логически непоколебимой истины.

Если Декарт искал высшего абсолютного принципа знания в непосредственном самосознании человека, то речь шла не о каком-либо мистическом откровении неведомой основы вещей, а о ясном, аналитическом раскрытии самой общей, логически неопровержимой истины. Её открытие являлось для Декарта условием преодоления сомнений, с которыми боролся его ум.

Наука та техніка: філософський аналіз відношень.

Одна из центральных проблем методологии техники - анализ специфики технического знания.

Эволюцию взаимоотношений техники и науки можно разделить на несколько этапов:

Первый из них начинается в эпоху Реставрации в Англии и распространения абсолютизма в Европе. Это эпоха научной революции. Наука и техника в этот период находятся в тесной связи. Технический принцип познания в виде механической картины мира выступает в качестве универсальной модели (образца) объяснения. Ориентация науки на технику проявляется также в значительном развитии техники научного инструментария.

Второй этап, это период институциональной дифференциации науки и техники, их независимого, самостоятельного развития. Здесь наука достигает своей автономии, возрастает значение теоретического рассмотрения и обоснования научных положений.

Между тем нарастающая индустриализация делает технические изобретения определяющим элементом экономического воспроизводства.

Динамический характер технологии вызывает спрос на науку, порождая процесс так называемой сциентификации техники, которая представляет следующий, третий этап развития взаимоотношений науки и техники. В нем наука достигает стадии, когда она может быть ориентирована на практические цели, может создавать новые технологии, которые не в состоянии разработать отдельные изобретатели. В свою очередь технические нововведения являются следствием применения научного метода к решению технических проблем. Тем самым осуществляется интеграция, взаимопроникновение научного и технического знания.

Однако современные философы техники выделяют специфические черты, свойственные этим видам знания. Так, по мнению немецкого философа Ф. Раппа, техническое знание отличается более сложной системной организацией. Объекты этого знания, в отличие от "естественных" объектов науки, имеют искусственную природу. Есть существенное различие как в результатах, получаемых соответственно в науке и в технике, так и в их оценке.

В отличие от науки технические достижения способны оказывать непосредственное влияние на развитие общества. Но перечисленные отличия не абсолютны, что затрудняет анализ отношения науки и техники. Процессы "сциентификации" техники и технизации науки взаимообусловливают друг друга, стирая границы, разделяющие науку и технику. Вместе с тем как научное, так и техническое знание выражают общую черту человеческого знания: стремление к постижению истины, проникновению в глубины непознанного, овладению тайнами природы. Поэтому сегодня вряд ли можно говорить о строгом разграничении этих областей человеческой деятельности и знания.


 

Билет 17

Емпіризм та раціоналізм.

Эмпиризм - философское направление, признающее чувственное восприятие и опыт единственным источником познания, недооценивающее значение теоретических обобщений при изучении отдельных фактов, явлений.

Это различное понимание опыта создаёт две типичных формы эмпиризма: имманентный и трансцендентный.

Имманентным эмпиризмом называются философские попытки объяснить состав и законосообразность нашего познания из комбинации единичных ощущений и представлений. Такие попытки в истории философии приводили или к полному скептицизму, или к безмолвному предположению трансцендентного.

Юм подвергает сомнению существование реальности вне сознания. Он противопоставляет сравнительно бледным и слабым психическим переживаниям — Идеям — более яркие и сильные — Впечатления, но признает эту границу «текучей». Отсюда, казалось бы, следовало ожидать, что Юм будет считать недоказанным реальное тождество впечатлений, но, провозглашая подобную точку зрения, он не выдерживает её, принимая незаметно для себя впечатления за объекты, существующие помимо сознания и действующие на нас как раздражители.

Трансцендентный эмпиризм: его типичнейшей формой является материализм, принимающий двигающиеся в пространстве и вступающие в разнообразные комбинации частицы материи за истинную реальность, за мир опыта. Все содержание сознания и все законы познания представляются, с этой точки зрения, продуктом взаимодействия организма с окружающей его материальной средой, образующей мир внешнего опыта.

Рационали́зм — метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум. Рационализм не является характерной чертой какой-то определенной философии; кроме того, имеются различия во взглядах на место разума в познании от умеренных, когда интеллект признают главным средством постижения истины наряду с другими, до радикальных, если разумность считается единственным существенным критерием.

Формальная и субстантивная рациональность

Макс Вебер различает формальную и субстантивную рациональность. Первая состоит в способности осуществлять калькуляцию и расчет в рамках принятия экономического решения. Субстантивная рациональность относится к более обобщенной системе ценностей и стандартов, которые интегрированы в мировоззрение.

Начиная с эпохи Просвещения, рационализм обычно ассоциируют с введением в философию математических методов Декартом, Лейбницем и Спинозой. Противопоставляя это течение британскому эмпиризму, его еще называют континентальным рационализмом.

В широком смысле рационализм и эмпиризм противопоставлять нельзя, поскольку каждый мыслитель может быть одновременно рационалистом и эмпириком. В предельно упрощенном понимании эмпирик выводит все идеи из опыта, постижимого либо пятью органами чувств, либо через внутренние ощущения боли или удовольствия. Некоторые рационалисты противопоставляют этому пониманию ту идею, что в мышлении существуют некоторые основные принципы, подобные аксиомам геометрии, и из них знание можно выводить чисто логически дедуктивным методом. К ним, в частности, относятся Лейбниц и Спиноза. Тем не менее, они признавали лишь принципиальную возможность такого способа познания, считая исключительно его применение практически невыполнимым.Философия рационализма в наиболее логичном и систематическом изложении была развита Спинозой. Он пытался ответить на главные вопросы нашей жизни, провозглашая при этом, что «бог существует только в философском смысле».

Філософія Канта.

В центре философии Канта находится проблема теории познания. Подход философа к ее решению заключается в том, что он привел переход от метафизики субстанции теории субъекта. Главное, по Канту, не изучение вещей самих по себе, а исследования познавательной деятельности человека. Прежде, чем познавать мир, нужно познать собственное познание, установив его границы и возможности.

Кант считал, что человеческий разум познает не «вещи в себе», то есть их сущность, а явления вещей, результат их воздействия на органы чувств человека. «Вещи в себе» становятся явлением благодаря априорным формам созерцания (пространство, время) и априорным формам мышления (качество, количество, причинность, реальность и др.). Следующая ступенька познания - это ум, который завершает мышления и при этом не создавая ничего нового, запутывается в нерешенных противоречиях – так называемых «антиномиях» чистого разума. Философ убежден, что таких антиномий четыре: 1) мир является простой и одновременно сложный; 2) мир является конечный и одновременно бесконечный в пространстве и времени; 3) в мире существует свобода и одновременно ее нет, а все подчиняется законам природы; 4) в мире существует Бог и одновременно Бога не существует. Решить эти антиномии ум не может, поскольку каждый из этих тезисов можно без нарушения правил логики одинаково доказать или опровергнуть.

В учении о антиномии Кант обнаружил диалектику противоречий в процессе познания. Наличие антиномии доказывает то, что существуют пределы познавательных свойств ума. Кроме того, человек от природы получает априорные формы знаний (т.е. знаний, существующих в уме без необходимости доведения их подлинности), которые обеспечивают правильную упорядоченность получения опытного знания. Это означает возможность частичного постижения истины.

В философии Канта объединены материализм (признание объективного существования «вещей в себе») и идеализм (утверждение о априорные формы созерцания и рассудка) с агностицизмом (отрицание познания объективной действительности). Это своеобразный компромисс между материализмом и идеализмом.

Отсюда Кант делает вывод, что вещи сами по себе нельзя узнать. Ни формы чувственности, ни категории не представляют собой определение "предметов самих по себе". Тем самым обосновывается тезис о возможности познания "вещей для нас" и невозможность познания "вещей в себе", что становится основой новой формы агностицизма.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 446; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.234.187 (0.017 с.)