В сфере профессиональной коммуникации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В сфере профессиональной коммуникации



 

Тексты лекций

 

Редактор А.И. Гончаров

Техническое редактирование и корректура А.И. Гончаров

Компьютерная правка А.В. Артамонов

 

Подписано в печать 30.12.2008. Формат 60х84/16.

Бумага газетная. Ризография. Усл. печ. л. 4,22.

Уч.-изд. л. 6,7. Тираж экз. Изд. № 273. Заказ №.

 

Ростовский государственный университет путей сообщения.

Ризография РГУПС.


Адрес университета: 344038, г. Ростов н/Д, пл. им. Ростовского Стрелкового Полка Народного Ополчения, 2.

 

Лекция № 1

Наука о туризме: перспективы становления

 

План:

1 Туризм как системный объект изучения.

2 Статистические и концептуальные дефиниции туризма.

3 Современная терминология и понятийный аппарат международного

туризма.

4 Периодизация и генезис международной туристской деятельности.

 

Рекомендуемая литература

1 Вавилова, Е.В. Основы международного туризма / Е.В. Вавилова. – М., 2005. – С. 7–16.

2 Александрова, А.Ю. Международный туризм / А.Ю. Александрова. –

М., 2002. – С. 34–42.

3 Квартальнов, В.А. Иностранный туризм / В.А. Квартальнов. – М., 2003. – С. 13–28.

4 Туризм как вид деятельности / под ред. И.В. Зорина, П.А. Виноградова, Е.Н. Ильина. – М., 2001. – С. 17–23.

 

1 Туризм является многогранным явлением современного мира. Существует, по крайней мере, четыре взгляда на туризм:

– туризм как отрасль хозяйства является наиболее распространенным утверждением руководителей регионов и экономистов;

– туризм как межотраслевой комплекс или рынок, где господствует туроператор, который из продукции различных отраслей формирует туристский продукт;

– туризм как самостоятельный вид экономической деятельности, т. е. деятельности по обслуживанию туристов;

– туризм как деятельность самих туристов во время их отдыха.

Из выше изложенного следует, что в современном мире туризм выступает как сложное социальное явление, которое имеет много граней. По этой причине ни одна из наук не может полностью охарактеризовать его как объект собственных исследований, и ни один из существующих социально-экономических институтов не в состоянии решить комплекс его проблем.

Туризм в представлении большинства людей связан с отдыхом, новыми впечатлениями, удовольствием. Менее известно, что туризм является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамичных отраслей экономики. В некоторых странах международный туризм является практически единственным источником валютных поступлений. В мировом экспорте товаров и услуг в настоящее время туризм занимает второе место, уступая только торговле нефтью и нефтепродуктами.

Кроме того, международный туризм оказывает мощное воздействие на занятость населения. По оценкам специалистов, в современном туризме и связанных с ним сферах занят каждый восьмой работник в мире.

Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые секторы хозяйства, как транспорт и связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления, выступая катализатором социально-экономического развития.

Туризм претерпевает быстрые темпы роста, в течение второй половины XX века численность международных туристов увеличилась почти в 28 раз, а поступления от этого вида услуг возросли в 237 раз. По прогнозам специалистов XXI век станет веком туризма.

Анализ современного состояния рынка туристских товаров и услуг, перспектив его развития и вклада туризма в мировую и национальную экономику чрезвычайно важен, однако, прежде чем погружаться в текущие проблемы туристского бизнеса целесообразно раскрыть содержание понятия «туризм».

2 Как сложное социально-экономическое явление туризм недостаточно изучен и трудно поддается количественной оценке. Существующие дефиниции туризма могут быть объединены в две группы. Одни из них носят узкоспециализированный характер и выступают в качестве инструмента для решения конкретных задач, другие дефиниции являются концептуальными. Они охватывают предмет в целом, раскрывают внутреннее содержание туризма, выражающееся в единстве всего многообразия свойств и отношений.

Статистическое определение туризма возникло в первой половине XX века и было обусловлено повсеместным увеличением туристских потоков, растущим экономическим значением туризма. В статистике под туризмом понимают одну из форм миграции населения, не связанную с переменой местожительства или работы.

В настоящее время в международной практике широко используется определение, выработанное Международной конференцией по статистике путешествий и туризма (Оттава 1991 г.) и одобренное ВТО. Согласно ему, турист – это посетитель, т.е. лицо, которое путешествует и осуществляет пребывание в местах, находящихся за пределами его обычной среды, на срок не более 12 месяцев с любой целью, кроме занятия деятельностью, оплачиваемой из источников в посещаемом месте. Это понятие рекомендуется использовать в качестве ключевого в статистике туризма.

Выделяются три главных признака, позволяющих объединить туристов и экскурсантов в категорию посетителей.

Выезд за пределы обычной среды является первым критерием классификации путешественников. Параметры обычной среды характеризуются двумя показателями: частотой посещения объекта и его удаленностью. Дискуссионным остаются пороговые значения расстояния и частоты посещения объекта. Они существенно отличаются по странам и требуют поправок.

Продолжительность пребывания относится ко второму критерию выделения статистической совокупности посетителей. Он позволяет отличить туристов и экскурсантов от резидентов. Продолжительность ограничивается 12 месяцами, после чего посетитель переходит в категорию постоянного жителя.

Мотив поездки – третий признак посетителей. Туристские цели объединены в несколько блоков: досуг, рекреация, отдых, посещение родственников и знакомых, деловые и профессиональные цели, паломничество.

В отличие от производителей материальных благ и услуг, посетители являются потребителями национального продукта. Они ввозят валюту в принимающую страну и в равной степени увеличивают валютные поступления в её бюджет.

С развитием научного знания о туризме последний предстает как системный объект изучения. Концептуальное определение туризма формирует комплексное представление о предмете исследования, раскрывает многообразие внутренних и внешних связей этого общественно-экономического явления.

В концептуальное определение туризма включаются:

– туристские потребности и мотивации;

– особенности поведения туристов;

– их пребывание вне постоянного места жительства;

– экономические отношения между туристами и производителями товаров и услуг;

– взаимодействие сферы туризма с окружающими природной, экономической и другими макросредами.

Итак, туризм представляет собой сложное образование и как нечто целое выступает в отношениях с внешними макросредами, а именно экономической, политической, социальной, технологической и экологической.

3 Современная терминология и понятийный аппарат международного туризма достаточно разнообразен. Международный туризм как социально-экономическое явление имеет множество определений, которые постоянно подвергаются доработке и усовершенствованию. На заре становления туризма, акцент делался на его связи с транспортом, так как туризм считался частью транспортных перевозок.

По мере развития туризма и превращение его в массовое явление на международном и национальном уровнях появились новые трактовки этого понятия.

Туристская терминология формировалась на основе введенного Советом лиги наций определения международного туриста как лица, обладающего тремя признаками: передвижением, временным пребыванием в определенном месте, отсутствием связи с трудом и заработком.

В настоящее время для характеристики международного туризма ВТО использует определение статистической комиссии ООН от 1993 г.

В России термин «международный туризм» максимально приближен к понятию международного туризма, данному ВТО и определяется Федеральным Законом РФ от 24 ноября 1996 г. «Об основах туристской деятельности в РФ как временные выезды граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в различных целях без занятия оплачиваемой в стране временного пребывания деятельностью».

Кроме того, туризм – это туроператорская и турагентская деятельность предприятий, а также иных организаторов и посредников. Туроператорские организации занимаются формированием, продвижением и реализацией туристского продукта. В свою очередь турагентсткие организации только продвигают и реализуют туристский продукт.

Туризм подразделяется на два крупных вида: внутренний и международный.

Внутренний туризм определяется как временный выезд граждан конкретной страны с постоянного места жительства в пределах национальных границ той же страны для отдыха, удовлетворения познавательных интересов, занятий спортом и других туристских целей.

К международному туризму относится систематизированная и целенаправленная деятельность предприятий сферы туризма, связанная с предоставлением туристских услуг и туристского продукта иностранным туристам на территории какой-либо страны (въездной туризм) и путешествиями лиц, постоянно проживающих в какой-либо стране, за рубежом (выездной туризм).

В качестве признака, позволяющего выделить различные виды туризма, могут использоваться мотивационные факторы. В таком случае выделяются следующие виды туризма: рекреационный, познавательный, обучающий, деловой, паломнический, экологический, экстремальный и т. д.

4 Наиболее точно соответствующей тенденциям мирового развития сферы туризма можно считать следующую периодизацию в туристском движении:

- раннеисторический этап – до середины XIX века;

- начальный этап – с середины XIX века по 1914 г.;

- период развития – 1914 – 1945 гг.;

- период массового туризма – с 1945 г. по настоящее время.

Зачатки туристкой деятельности появились ещё в глубокой древности. В специальной литературе приводятся египетские тексты, датируемые 2000 – 1000 гг. до н. э, которые свидетельствуют, что древние египтяне активно путешествовали.

Однако, первым специалистом туристской отрасли считается англичанин Томас Кук. В 1851 г. он основал первое коммерческое бюро путешествий «Томас Кук и сыновья» и вывез первую организованную группу зажиточных туристов на отдых в Швейцарию.

Таким образом, именно Кук положил начало современной туристической индустрии. Во второй половине XIX века туристские фирмы стали возникать во многих странах, в России в 1885 году. Этому событию в большей мере способствовал промышленный переворот на транспорте и появление такого массового транспортного средства, как железные дороги.

 

 

ACCESSORIES

 

Read an interview with Dr. Alberto Garcia, who works for the World Tourism Organisation (WTO).

He is talking about how the WTO defines the words "traveller", "tourist" and "visitor" when producing statistics on international travel.

These definitions were revised and updated at the World Tourism Organisation (WTO) conference in Ottawa in June 1991 and certain recommendations were formulated.

These have been adopted by most countries. The WTO has published these recommendations in its report "Recommendations on Tourism Statistics."

The WTO's definition of the traveller moves away from the concept of the "visitor" and distinguishes between the "tourist" and the "excursionist." In fact, travellers can be categorised in four ways:

– Domestic visitors;

– International visitors; – International tourists;

– Excursionists.

THE DOMESTIC VISITOR

For statistical purposes, the term 'domestic visitor' describes any person residing in a country, who travels to a place within the country, outside his/her usual environment for a period not exceeding 12 months and whose main purpose of visit is other than an activity for which he/she is paid within the place visited.

Domestic tourism is very significant in world tourism as it represents, on average, over 80 per cent of all tourism movements.

THE INTERNATIONAL VISITOR

The term international visitor describes any person visiting a country other than that in which he or she has usual place of residence but outside his/her usual environment for a period not exceeding 12 months and whose main purpose of visit is other than the exercise of an activity remunerated from within the country visited.

Two factors differentiate visitors from other international travellers: their country of residence and their motivation for travel.

Certain types of travellers are excluded from the category of 'tourist' for reasons other than that of residency. These are:

– people travelling for political reasons: refugees;

people travelling for political / professional reasons: migrants, members of the armed forces, diplomats, embassy staff;

– people travelling for professional reasons: nomads, border workers, seasonal workers, couriers;

– people sent abroad by their companies or government. These are considered residents, of the country where they normally live (temporary immigrants);

– transit passengers and permanent immigrants.

CLASSIFICATION OF INTERNATIONAL VISITORS

People who travel to work in a foreign country and are paid by this country have different motives for travelling than other visitors to the country. The WTO has devised a system of classifying international travellers which separates visitors that should be included in international tourism statistics from those that should not.

It is often difficult to identify and classify accurately each traveller in the global movement of people crossing borders.

Are they in transit? Are they in transit for more or less than 24 hours? Are they remaining in the airport or staying at an airport hotel? Will they visit the town? And so on.

A visitor whose length of stay in a country reaches or exceeds 24 hours, thus spending at least one night inthe visited country, is classified as a tourist. If his length of stay in the country is less than 24 hours he is categorised as a same-day visitor.

INTERNATIONAL TOURISTS ARE DEFINED AS:

Temporary visitors staying at least 24 hours in a country whose motive for travel can be described as being either for:

leisure (pleasure, holidays, health, study, religion or sport); or for: business, family or work assignments.

e) Congresses and other meetings – trips undertaken to attend a congress or other types of meetings (seminars, conferences, etc.) for non-profit motives;.

d) Health – trips for medical reasons either to receive medical care or for health improvement by preventive medicine (fitness training, salt water cures, etc.) This category also includes all therapeutic treatments and visits to thermal resorts;

e) Study – visits abroad to attend courses or to undergo training in a study centre for one or more academic years;

f) Religion – pilgrimages and trips to holy shrines. INTERNATIONAL TOURISM TRENDS

Economic flows generated by international tourism have become essential factors of economic growth and international economic relations for a great many countries. With currently more than half a billion international tourist arrivals, the tourism sector has experienced rapid growth. Yet, it is apparent that is not the case in all the world's regions. Indeed, the primary feature of world tourism trends is the unequitable distribution of international travel flows to the different regions of the world.

Travel flows are concentrated towards a few regions and are mainly between countries within the same region.,

Although demand for travel to developing countries is growing, the Third World only attracts one-third of the world's international visitors. Furthermore, the already considerable differences in travel flows between world regions are growing.

Europe is the largest receptor region and attracts 59.3 per cent of the world's tourists. Three-quarters of the international visits in the region are by European inhabitants.

Europe therefore owes its dominant position to the concentration of travel flows to certain destinations in the region.

Demand for world tourism is undergoing considerable quantitative and qualitative changes which are directly influencing the world tourism market.

{adaptedfrom "International Tourism!"/)

Task 1 Write a brief summary of the text.

Task 2 Using the classifications and definitions from the text, discuss the trends in tourism in Russia along the following lines:

1 What forms of tourism are best developed in Russia?

2 Is domestic tourism popular in Russia? If yes, how can you prove it? If no, why not?

3 What are the main purposes of travelling in Russia?

4 What categories of foreign visitors are most frequent in Russia?

5 Are there many commuters in Russia? Why (not)?

6 What do you know about excursionist tourism in Russia?

7 What are the major travel motivations for Russian people?

8 Where do Russian people prefer to spend their holidays? Why?

9 What other personal motives for travelling make Russian people move around?

10 What can you say about rates of development of Russian tourism?

11 What are the latest trends in Russian tourism?

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы

 

1 Почему существуют статистические и концептуальные дефиниции туризма? Аргументируйте.

2 Назовите основные критерии категории туриста.

3 Какое существует различие между терминами «турист» и «экскурсант»?

4 Когда появилось первое туристское агентство в мире?

5 Причины быстрого развития туризма во второй половине XIX века.

6 Почему современный туризм является высокодоходной отраслью наукоемкой экономики?

 

 

Лекция № 2

Государственное регулирование туристской деятельности

 

ПЛАН:

1 Инструменты государственного регулирования туристским спросом.

2 Методы государственного регулирования туристским предложением.

 

Рекомендуемая литература

1 Туризм и отраслевые системы: учебник / В.А. Квартальнов. – М.: «Финансы и статистика», 2001. – С. 63–64.

2 Гуляев, В.Г. Организация туристской деятельности: учеб. пособие / В.Г. Гуляев. – М., 1996. – С. 34–36.

3 Сапрунова, В.Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг / В.Б. Сапрунова. – М., 1997. – С. 15–18.

4 Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

 

1 Государство регулирует туристский сектор непосредственно через Министерство по туризму или национальные туристские организации (НТО), а также косвенно с помощью правовых рычагов, поддержки своей инфраструктуры и международной политики. Государство влияет на туризм двумя путями: управляя спросом и доходами или управляя предложением и ценами.

Для управления спросом государство использует следующие инструменты: маркетинг и продвижение, ценообразование и ограничение доступа. Для проведения эффективного маркетинга необходимо иметь четкую постановку цели, знание рынка и продуктов туризма.

Мероприятия по продвижению туризма являются составной частью маркетинга, проводимого государством, и преследует цель пробуждения спроса у потенциальных клиентов. Согласно рекомендациям ВТО эти мероприятия должны быть направлены на создание качественного имиджа страны, основанного на её привлекательных символических характеристиках. Существуют разные способы создания качественного имиджа страны – это встречи специалистов с журналистами, приглашенными в страну, командировки специалистов за рубеж, выступления по телевидению и радио, бесплатное распространение брошюр, слайдов и видеоматериалов, а также участие в различных выставках-ярмарках, для чего приобретается стенд. Поскольку число организаций, включенных в мероприятия по продвижению туризма, велико, важную роль играет координация действий, которой обычно занимаются представительства государственных организаций за рубежом.

Средства, выделяемые из бюджета на проведение мероприятий по продвижению туристского имиджа страны, могут превышать половину бюджета государственных организаций.

Эффективность мероприятий по продвижению может увеличиться с помощью международных соглашений по кооперации между министерствами по туризму или организациями, ответственными за туризм. Цель этих действий – обмен или объединение усилий по продвижению туризма.

Существуют разные средства, с помощью которых государство может регулировать цены на туристскую продукцию. Во-первых, многие достопримечательности в стране находятся в сфере влияния государственного сектора, большинство авиакомпаний контролируется государством, а во многих развивающихся странах даже гостиницы принадлежат государству. Как правило, социальная инфраструктура и транспортные сети считаются естественными монополиями, и если они не принадлежат государству, то должны, по крайней мере, им контролироваться.

Косвенно государство может повлиять на цену с помощью экономических рычагов, с помощью налогов от продаж, открытия магазинов в таможенных зонах.

Государство, помимо вышеуказанных рычагов, может повлиять на спрос с помощью лицензирования или грации по качеству обслуживания. Эта мера особенно часто применяется в гостиничном бизнесе, когда количество предлагаемых номеров превосходит спрос и с помощью регулирования цен правительство не может устранить этот дисбаланс. Регулирование цен является очень непопулярной в рыночной экономике мерой, на которую правительства некоторых стран все-таки идут, чтобы сдерживать отечественные компании от соблазна получения сиюминутной выгоды в ущерб долгосрочным интересам туристского бизнеса страны. Кроме того, правительство, регулируя цены, может защитить интересы туристов, оградить их от сверхрасходов и таким образом, поддержать репутацию страны.

Чтобы регулировать спрос, некоторые государства принимают меры для ограничения въезда туристов, например, уменьшают количество виз, выдаваемых в стране, откуда прибывают туристов.

2 В отличие от управления спросом, нацеленным на выбор туристов и регулирование цен, государственное регулирование предложения связано с воздействием на продавцов туристских услуг. Для управления предложением государство использует следующие методы: исследование рынка и планирование, регулирование рынка, планирование и контроль за использованием земли, жилищное регулирование, налоги, инвестиции. Государство проводит исследование рынка с помощью сбора статистического материала и мониторинга изменений, происходящих в туризме, с целью определения выгоды и издержек туризма. Экономическим критерием, характеризующим оптимальную работу рынка, является осведомленность клиентов об альтернативах, предлагаемых им. Государство может регулировать рынок, возлагая на продавцов обязательства по отношению к потребителям не в виде юридических норм, а в виде правил, имеющих характер условий для членства в разных туристских организациях. Для обеспечения конкурентной борьбы и защиты рынка от монополизации государство осуществляет правовое регулирование рынком.

Контроль за использованием земли сопровождается регулированием строительства и заключается в архитектурном надзоре. Во многих странах приняты законы, защищающие историко-архитектурные памятники.

Одним из ключевых методов воздействия государства на туризм является налогообложение туристов с тем, чтобы перераспределить издержки от туризма, которые приходятся на местное население, обеспечивающее комфортные условия и достойное обслуживание гостей, а также чтобы увеличить доходную часть бюджета. Это налоги, взимаемые с туристов в гостиницах при размещении, в аэропортах при покупке билетов, в казино, где государство может забрать около половины выручки. Однако введение налогов не всегда может быть благоприятным для государства, потому что сбор налогов, в свою очередь, может снизить спрос на туристские услуги, а следовательно, и доходы.

Инвестиции в туристский сектор могут поступать либо от частного и государственного секторов экономики, либо от международных организаций. Основным зарубежным заемщиком является Международный банк реконструкции и развития. Среди организаций, финансирующих развитие туризма в Европе, можно выделить Европейский инвестиционный банк и Европейский фонд регионального развития.

Фактический размер финансовой помощи, оказываемой со стороны государства, определяется важностью туристского сектора в экономике страны и специфическим отличием этого сектора от других. Государственные дотации проявляются в разных формах, начиная от мероприятий по продвижению положительного имиджа страны до предоставления налоговых льгот на туристскую деятельность.

ACCESSORIES

REGULATION, RESEARCH AND DEVELOPMENT IN TOURISM

 

The roles of government are vital to tourism. First, governments generally set the policy of their country, state, or locality towards tourism. They also regulate the different components of the industry on a day-to-day basis. Second, they perform the research and analysis that result in statistics on the tourist industry. Third, they are often involved in the development of tourism in their areas. This is especially true in the developing countries, but it occurs in industrialized areas as well. Fourth, governments are actively engaged in promoting a flow of tourism. In many countries, tourism is so important that its interests are represented at the ministerial level of government. Spain, for example, has.a Ministry of Tourism and Information. One of the ways in which countries.or regions can promote tourism is by relaxing the kind of regulation that usually comes under the heading of "red tape." Travel is made easier when there are no visa requirements and when the entry formalities are simple.

National policy can also discourage tourism. In some cases, this may work to prevent the country's nationals from travelling outward.

Any country can discourage incoming tourism simply by not providing accommodations and catering services or by restricting the length of time a traveler can stay in that country. Some countries have set visa and entrance requirements that several restrict entry.

Governments at all levels are also involved in day-to-day regulation of the tourist facilities, including various kinds of licensing. A license is a document giving permission to carry on a particular kind of activity after meeting prescribed standards and paying a fee. Catering establishments must be inspected periodically in most localities to ensure that they maintain standards of cleanliness. An interesting kind of regulation is the official system, used in France and other countries, for rating accommodations establishments according to objective standards. Research involves travel statistics, tourist expenditures, the purpose of the trip or the tourist's reactions to his vacation. Much of the purpose of research simply involves a classification count - business, pleasure, visiting friends or relatives, health and so on.

Deeper research tries to find out why tourists visited a particular resort and what their reactions were.

Still another kind of research in tourism involves trying to determine the social impact of tourism on an area. This has become an important factor before undertaking tourist development, in part because of the negative effect that tourism has had on many places in the Caribbean.

Most governments now try to regulate the location and density of new developments, thereby spreading the economic benefits more widely. Where government investment in tourism is not direct, there must be an indirect investment in the form of building or improving the infrastructure.

The infrastructure consists of those things that are necessary before development can take place – roads, sewers, electricity, telephone service, airports and water supply. The facilities that are based on the infrastructure are often called the superstructure.

Another way in which governments encourage tourism is through training programs for service personnel. Before a government undertakes tourist development, it usually attempts to determine the market potential - the number or per cent age of traveler sit can hope to attract.

This is followed by studies of the social impact and very often of the environmental impact - what tourism will do to the natural surroundings. The research is followed by the actual planning and development that include improvement of the infrastructure, financial arrangements, and construction of the superstructure.

The tendency at the present time is strongly in favor of careful research and planning instead of unrestricted growth and expansion.

Task 1 Find in the text answers to these questions:

1 Why are the roles of government vital for tourism?

2 How can tourism be promoted?

3 In what ways can travel be made easier?

4 How can national policy discourage tourism?

5 What is a license? Why is it important?

6 Why must catering establishments be inspected regularly?

7 What does research in tourism involve?

8 What is the purpose of deeper research?

9 Why is the social impact of tourism on an area important?

10 In what way can development of tourism affect the environment?

11 What is the role of infrastructure for development of tourism?

12 What is the superstructure?

13 How else can government encourage tourism?

14 What is the market potential?

15 What steps should be taken before starting tourist development?

16 What is the tendency in tourist development at the present time?

Task 2. Say what you've learned from the text about:

a) the roles of government for tourism development;

b) the ways of promoting tourism;

c) the ways of discouraging tourism;

d) licensing in tourism

e) different lines of research in tourism;

f) the importance of infrastructure and superstructure in tourism;

g) the current tendency in tourism development.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы

 

1 Укажите способы продвижения туристской индустрии.

2 Докажите важность инфраструктуры и суперструктуры.

3 Назовите современные тенденции развития туризма.

 

 

Лекция № 3

Транспортное обеспечение туризма

 

ПЛАН:

1 Развитая транспортная сеть как фактор развития туризма.

2 Значение авиационных и железнодорожных коммуникаций в индустрии международного туризма.

 

Рекомендуемая литература

1 Гуляев, В.Г. Организация туристских перевозок / В.Г. Гуляев. –М.: – «Финансы и статистика», 2001. – С. 5–7.

2 Жукова, М.А. Индустрия туризма: менеджмент организации / М.А. Жукова. – М., 2002. – С. 53–55.

3 Осипова, О.Я. Транспортное обслуживание туристов / О.Я. Осипова. – М., 2005. – С. 17–19.

 

1 При изучении международного туризма очень важно определить его взаимоотношения с индустрией транспорта. Успехи на генерирующих рынках туризма и адекватная транспортная инфраструктура составляют одну из важнейших предпосылок развития любого туристского центра. Со своей стороны, спрос в туризме стимулировал быстрое развитие индустрии транспорта. Существенную роль в этом сыграли также научно-технические достижения в индустрии транспорта за последнее десятилетие.

Развитию транспорта как составной части инфраструктуры постоянно уделяют большое внимание правительства практически всех стран мира.

В XX веке в России была создана мощная транспортная система. Протяженность сети сообщения всех видов транспорта составляет на сегодня около 5 млн км.

С развитием туризма транспортные пути будут постоянно расширяться, так как увеличение спроса на путешествия оказывает положительное влияние на развитие транспортной инфраструктуры. Транспорт же, в свою очередь, позволяет расширять географию путешествий. Происходит полезное и выгодное двум сторонам взаимовлияние.

Транспортные услуги – один из основных видов услуг в туризме. На них приходится и основная доля в структуре цены тура. В зависимости от продолжительности, дальности путешествия эта доля колеблется от 20 % до 60 %. Различные виды транспорта используются туристскими организациями для перевозки туристов во время путешествий.

Основная доля в общей структуре транспортных услуг принадлежит авиационному транспорту. Наибольшее количество туристов, особенно путешествующих на дальние расстояния, пользуются услугами авиации. При этом самолет можно назвать транспортом индивидуалов. Наиболее массовые потоки туристов, путешествующих с курортной, деловой, познавательной, развлекательной целями, составляют индивидуальные туристы. И именно они чаще всего пользуются авиационным транспортом. В среднем 40 % туристов добираются к месту назначения самолетом.

Автомобильный транспорт можно с полным правом назвать транспортом всеобщего применения, так как он используется повсеместно: от трансфертов и экскурсий, внутримаршрутных перевозок автобусами до аренды малолитражных автомобилей туристами для личного пользования на отдыхе. Автобусы и автомобили – транспорт местного и внутрирегионального значения. Особой популярностью пользуются автобусные, экскурсионно-познавательные туры с посещением нескольких городов и достопримечательных мест. Международные путешествия по дорогам осуществляют 47 % туристов. Автомобильные путешествия особенно распространены внутри Европы, где небольшие расстояния между странами и высокоразвитая сеть дорог делают этот вид транспорта легкодоступным и быстрым. К тому же иммиграционная и таможенная процедуры между странами ЕС смягчены в последние годы.

Главный конкурент автобусов в групповых перевозках – железная дорога. В пределах нашей страны она имеет некоторый приоритет и перед авиационными перевозками (по групповым внутрироссийским маршрутам). Преимуществом железнодорожных перевозок являются более низкие тарифы и разветвленная система скидок, проездных билетов, позволяющих путешествовать по значительно более низким ценам. Однако ни автобусные, ни железнодорожные перевозки не конкурируют с авиацией на дальних расстояниях.

Водный транспорт, речной и морской сами по себе уже вызывают образ туристского обслуживания и используются в туризме достаточно активно. Водные путешествия имеют ряд, как преимуществ, так и недостатков по сравнению с другими видами транспорта. Наиболее значимыми преимуществами являются высокий уровень комфорта, большой объем единовременной загрузки, возможности реализации различных видов и целей туризма, полноценного отдыха, полный комплекс жизнеобеспечения. Основными недостатками можно назвать невысокую скорость передвижения транспортных средств, высокие тарифы, ограничение мобильности, а зачастую и подверженность части людей «морской болезни» на морских круизах

2 В индустрии туризма и мировой экономике воздушному транспорту принадлежит важное место и темпы его роста высоки – в 2 раза выше, чем темпы роста мирового ВНП. Этот вид транспорта очень чувствителен к экономическим политическим переменам. Так, война в Персидском заливе и экономический спад начала 90-х гг. послужили причиной сокращения воздушных перевозок. Спрос на авиатранспорт значительно увеличился с внедрением реактивных двигателей.

Популярность воздушного транспорта обусловливается все большим расширением географии путешествий и устойчивой тенденцией к сокращению сроков путешествий в пользу их частоты. Самолеты – самый популярный вид транспорта в мире. И этому есть ряд причин:

1) авиация – самый быстрый и удобный вид транспорта при переездах на дальние расстояния;

2) сервис на авиарейсах сейчас имеет привлекательный для туристов вид;

3) авиационные компании напрямую и через международные сети бронирования и резервирования выплачивают туристским агентствам комиссионные за каждое забронированное в самолете место, мотивируя их тем самым выбирать авиаперевозки.

Сейчас в мире насчитывается более 1 300 авиакомпаний. Крупнейшими компаниями мира по количеству перевозок считаются американские «delta fir lines», «pan American», «united», французская «Äir France», немецкая «Lufthansa», британская «British Airways». Крупной авиа компанией считается «Аэрофлот». Международные перевозки в основном совершаются между Северной Америкой, Европой, Японией и новыми индустриальными странами Азии.

Наиболее загруженные маршруты в будущем будут направляться в Азию, где быстрыми темпами развиваются туризм и международная торговля. Азиатские компании выигрывают от расширения рынка, благодаря которому они могут использовать стратегии международного развития. Более того, конкуренция между ними заставляет их применять относительно новый флот. В этом списке лидируют авиакомпании: «Сингапур аэрлайнс», «Таи интернешнл», «Таи Пасифик», «Чайна аэялайнс». Самые загруженные маршруты в Европе берут свое начало в Лондоне и включают: «Лондон-Париж»; «Лондон-Нью-Йорк»; «Лондон-Амстердам».

Классификация авиакомпаний зависит от принятого критерия и может быть различной. Однако основная классификация авиакомпаний основана на доходе «пассажир-километр», соответствующем единице дохода при перевозке одного пассажира на расстояние один километр.

Воздушный транспорт регулируется тремя способами:

1) национальное регулирование-лицензирование авиаперевозчиков, работающих как на внутренних, так и на международных маршрутах.

2) межправительственное регулирование, когда регулярные воздушные маршруты основываются на соглашениях между правительствами соответствующих стран.

3) международное регулирование, когда тарифы на регулярные авиарейсы устанавливаются для членов авиалиний на основе взаимных договоров между участвующими компаниями при посредничестве Международной ассоциации воздушного транспорта или третьего лица.

В конце 80-х гг. в индустрии авиатранспорта значительно увеличилось число объединений и слияний. Авиакомпании вынуждены входить в альянсы по следующим причинам:

- потребность в обширных связях во всем мире;

- необходимость экономии от масштаба в операциях;

- конкуренция в получении пространства в терминалах и свободного окна;

- доступ к новым дистрибьюторским каналам.

Соглашения между авиакомпаниями о создании альянса могут касаться определенных сфер. Например, объединение коммерческой деятельности; соглашение о совместном управлении и инвестировании; соглашение о создании холдинговых групп. Компании, входящие в холдинговые группы, несут общую ответственность за стратегическое планирование, маркетинг, продажи и бухучет. В последнее время все больше возрастает значение альянсов между представителями индустрии авиаперевозок и представителями индустрии кредитных карточек.

Железные дороги исторически активно участвовали в развитии туристского движения. Но все же довольно серьезную конкуренцию железнодорожным перевозкам на короткие расстояния, а также на экскурсионных маршрутах составляют автомобильные перевозки. Достаточно взглянуть на следующие цифры – 47 % автоперевозки и 5 % – железнодорожные.

В настоящее время многие железнодорожные компании прикладывают большие усилия для сохранения и увеличения туристского пассажиропотока. Основными направлениями в этом плане можно назвать:

- прокладку высокоскоростных магистралей;

- обслуживание в вагонах по формуле «Евро-найт» (т.е. улучшение комфортности до гостиничного уровня);

- организацию специальных туристских поездов.

Железнодорожное сообщение регулируется целым пакетом национальных и международных соглашений, конвенций и договоров.

В России действуют: Устав железных дорог, Правила перевозок пассажиров и багажа по железнодорожному транспорту; ведомственные нормативные акты; Правила перевозок и тарифов; Соглашение о международном пассажирском сообщении; Единые пассажирские тарифы и т.д.

В системе пассажирских перевозок поезда разделяются на рейсовые, следующие по строго установленному маршруту, в строго соблюдаемом временном промежутке и графике движения, которые подразделяются на пригородные, местные и дальние, и на в нерейсовые (чартерные), которые комплектуются по мере необходимости перевозок. Это относится и к туристским поездам.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.47.118 (0.156 с.)