Государственный бюджет и его основные статьи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственный бюджет и его основные статьи.



Государственный бюджет – годовой план государства по расходам и источникам их формирования.

Функции бюджета:

Распределительная.

Контрольная.

Стимулирующая.

Принципы:

Полнлта, т.е. бюджетные статьи должны быть полностью выполнены.

Реальность, бюджетные статьи должны реально отображать возможности экономики.

Исполнительность, обязательной к исполнению является часть бюджета.

Гласность, бюджет печатается в прессе для контроля со стороны налогоплательщиков.

Структура бюджета на примере стран с рыночной экономикой. Расходная часть:

1.Расходы на социальную политику (60-70%).

2.Административно-хозяйственные расходы включая содержание посольств (10-20%).

3.Расходы на реальный сектор экономики (субсидии и дотации приоритетным отраслям, 10-20%).

4.Расходы связанные с погашением внешнего долга (5-8%). Доходная часть:

1.Налоги, включая акцизы и таможенные пошлины, до 80%. 2.Платежи во внебюджетные фонды, до 10%.

Доходы от государственной торговли.

Бюджетная система РБ.

Бюджетная система РБ состоит из центрального бюджета (республиканского), бюджета города Минска, областных, районных, городских, сельских и поселковых бюджетов. Республиканский бюджет оборачивает более 50% всех финансовых ресурсов. Формируется республ. бюджет за счет крупных налогов, таких как НДС, налог на прибыль, акцизы, таможенные пошлины. Расходная часть направлена на обеспечение общегосударственных программ (соц. политика, централизованные субсидии и дотации). Местные бюджеты формируются за счет местных налогов и финансирования через республиканский бюджет. Расходная часть уходит на местные программы (здравоохранение, образование, содержание ЖКХ, местное субсидирование).

Основные проблемы:

1.Расходы на социальную политику превышают 75%.

Увеличить затраты на ВПК.

Сократить расходы на реальный сектор экономики.

4.Налоги, платежи во внебюджетные фонды превысили 95-96%. 5.Местные бюджеты не являются самостоятельными по большей части ресурсов.

29. Бюджетный дефицит.

Бюджетный дефицит – превышение расходной части над доходной. Различают структурный и циклический дефицит. Структурный формируется правительством в начале финансового года. По результатам работ за год реальный дефицит может быть другим. Превышение реального над структурным называется циклическим. Бюджетный дефицит считается нормальным, если он не превышает 2-3% от ВВП (либо по расходной части бюджета).

Финансирование:

Дополнительная эмиссия денег.

Увеличение налогов.

Выпуск государственных облигаций.

Секвестр – сокращение всех статей расходной части бюджета за исключением соц. защищенных.

Привлечение внешних займов.

Регулирование бюджетного дефицита:

Бюджетный дефицит нужно регулировать в течении финансового года.

Бюджетный дефицит нужно регулировать во время экономического цикла, т.е. дефицит будет наблюдаться при спаде, но компенсация при подъеме.

Бюджетный дефицит не должен регулироваться вообще, главная задача – контроль макроэкономического равновесия.

Государственный долг.

Государственный долг - задолженность государства своим и иностранным физическим и юридическим лицам. Различают внутренний и внешний долг. Внутренний долг — это долг государства населению, предприятиям, организациям своей страны, внешний — это задолженность гражданам, организациям, правительствам других стран.Внешний долг начинает быть проблемным, если он превышает 25% всех доходов от внешней экономической деятельности.

Варианты погашения внешнего долга: 1.Классический (золотовалютные резервы страны). 2.Консолидация (превращение краткосрочной задолженности в долгосрочную). 3.Конверсия (превращение долгов в долгосрочные иностранные инвестиции). 4.Прочие (право пользования своим морским или континентальным шлейфом, строительство военных баз).

Основные проблемы внутреннего долга: 1.Государственные ценные бумаги покупают граждане с высокими доходами, а налоги, за счет которых финансируется выплата % - платят все. 2.Большой внутренний долг отпугивает инвесторов. 3.Долгосрочность долга вызывает недоверие населения к государству.

Понятие и принципы налогообложения.

Налог – это взыскание в бюджет соотв. Уровня или во внебюджетные фонды, согласно текущего налогового законодательства.

Налоговая система – совокупность всех видов налогов, налогового законодательства и контролирующих органов.

В налог. с-ме должны соблюдаться след. принципы:

1.Всеобщность: налогами охвачены все субъекты хозяйствования;

2.Равнонапряженность, т.е. к субъектам хозяйствования применяются единые ставки налога;

3.Однократность, т.е. с одной хоз. операции налог не может взыматься дважды;

4.Стабильность, т.е.налог. закон-во не должно изменяться в течение ряда лет (5 лет);

5.Простота и доступность;

Гибкость, т.е. налог. с-ма должна стимулировать приоритетные отрасли.

Функции:

1.Фискальная, т.е. налоги обеспечивают поступления в гос. казну;

Регулирующая, т.е. посредством льгот или дифференциации налогов можно изменить эк. соотношение в нац. эк-ке.

Отдельные стороны выполняют элементы налогообложения: субъект налогооблож., объект налогооблож. (с чего платится налог), единица налогооблож. (рубль, процент и т.д.), налог. ставка (размер налога),налог. льготы, налоговое бремя – совокуп. всех налогов, лежащих на одном субъекте хоз-ния.

Виды налогов.

Виды налогов подразделяются по след. признакам:

1.По объекту обложения:

- прямые налоги (выплач. самим субъектом хоз-ния);

- косвенные налоги (уплач. Покупателями при совершении покупки, но перечисляют производителям);

2.По принципам построения:

- прогрессивные, т.е. чем выше доход, тем выше налог (подоходный налог в РБ)

- пропорциональные, т.е. остаются неизменными (подоход. налог в РФ (13%));

- регрессивные т.е. чем выше доход, тем ниже налог;

3.По х-ру использования:

- общие (они использ. для общегос-ных нужд);

- специальные или целевые (использ. по назначению, например, пенсионный налог);

4.По территориальному признаку:

- гос-ные (поступают в центральный бюджет);

-местные (муниципальные).

Налоговая система в РБ.

Налог. с-ма в РБ сост. из след налогов:

1. Налоги, уплачиваемые из прибыли;

2. Налоги, включаемые в себестоимость продукции;

3. Налоги, включаемые в стоимость товаров и услуг (НДС, акцизы, тамож. пошлины);

4. Подоходный налог;

5. Налог с предпринимательской деятельности;

Местные налоги.

Основные проблемы налог. с-мы РБ:

  1. Не выполняется принцип стабильности, т.к. налог. законодательство постоянно меняется;
  2. Не выполняется принцип доступности и простоты, что усложняет бух. учет и увеличивает затраты нанимателя по содержанию бухгалтерии;
  3. Плохо проявляет себя принцип гибкости, т.к. до сих пор не определены преорететные отрасли.
  4. Контролирующие органы не кач-но выполняют такую функцию как информационная.

На практике налог. бремя в основном лежит на гражданах.

Фискальная политика государства.

Фискальная политика – это политика гос-ва по изменению гос. расходов и налогов для достижения поставленных перед экономикой целей.

Основные цели:

1.Устойчивый эк. рост;

2.Снижение инфляции;

Увеличение занятости.

В зависимости от механизмов реагирования выделяют 2 вида фиск. политики:

1. Дискреционную (сознательные манипуляции правительства по изменению гос. расходов и налогов);

Автоматическую фиск. политику (характеризуется наличием в экономике встроенных стабилизаторов, т.е. механизмов, способных автоматич. Реагировать на изменения в экономике).

Наиболее известными стабилизаторами явл. изменения в налогах и пособия по безработице.

Государство может проводить 2 типа фиск. политики:

Стимулирующая – снижение налогов, увелич. гос. расходов.

Сдерживающая – увеличение налогов, сокращение гос. расходов.

Фиск. политика явл. наиболее сложным макроэк. механимом т.к.:

1.Сущ. как параллельные, так и разнонаправленные факторы;

Между внедрением политики в действие и получением результатов сущ. долгосрочный период.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.34.87 (0.017 с.)