Понятие предмета макроэкономики. Методы макроэкономики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие предмета макроэкономики. Методы макроэкономики.



Понятие предмета макроэкономики. Методы макроэкономики.

Макроэк – наука об агрегированном поведении в экономике, т.е. объединении боле мелких показателей в более крупные на нац. и частично мировом уровне. Предмет макроэк. рассм. следующие основные разделы: 1) понятие и структура нац. экономики. 2) Анализ основных макроэк. показателей. 3) Изучение совок спроса и предложения. 4) Изучение макроэк. равновесия. 5) Изучение совокупного потребления и сбережения. 6) Изучение макроэк. нестабильности (инфляция, занятость, безработица, цикличность) 7) Изучение денежно-кредитной политики 8) Фискальная политика гос-ва 9) Финансовая система 10) Соц политика 11) Проблемы перехода к рыночной экономике.

Метод макроэк. определён спецификой предмета и объекта науки. Методы: 1) Общие (традиционные).

2) Частные (специфические). К общим относятся: 1) Анализ (мысленное расчленение изучаемого явления на составные части с целью детального их изучения). 2) Синтез (соединение отдельных частей в целое, что позволяет выявить внутренние связи между элементами). 3) Сравнение (поиск сходств и различий, что позволяет систематизировать понятия, представить их в систематизированном виде). 4) Аналогия (перенос одного св-ва с известного явления на неизвестное с целью формирования опр. выводов, даёт вероятное, но не достоверное значение). 5) Диалектика познания (восхождение от абстрактного к конкретному). 6) Системный подход (все эк. объекты изучаются как часть системы, однако и сами представляют сложную систему из более мелких элементов). К частным приёмам относят:

1) Экономический атомизм (исследуются простейшие, далее неделимые эк. единицы, которые самостоятельно принимают решение, осущ. хозяйственную деятельность, взаимодействуют между собой). 2) Рационализм (предположение о рациональности поведения эк. субъектов, рациональность заключается в стремлении к получению выгод от своих действий. 3) Предельный анализ (морженализм) его сущность закл в том, что все явления рассматриваются как в законченном так и в меняющемся виде, а эк. субъекты сопоставляют выгоды и затраты не только сегодняшние, но и завтрашнего дня.

4) Функциональный анализ (в ходе исследования выделяется определённая интересующая нас черта, а затем опр. факторы, влияющие на неё, далее устанавливается способ взаимосвязи, т.е. функция, в этом случае интересующая нас черта рассматривается как результат действия факторов). 5) Равновесный подход (исследование динамических явлений, состояние которых явл. стабильным, т.е. при данном взаимодействии факторов отсутствуют внутренние причины к изменению состояния явления. Если при небольшом внешнем изменении ситуация меняется существенно, эк. равновесие наз. неустойчивым.

Метод верифицируемости теории (означает её проверяемость на практике, если теория не согласуется с фактами её либо отвергают либо дорабатывают).

Понятие и структура нац. экономики.

Национальная экономика – это территориально-историческая социально сложившаяся структура общественного воспроизводства страны со своей спецификой. Цели нац. экономики: 1) Стремление к постоянному эк. росту (растущие потребности общества экономика должна обеспечить непрерывным приростом благ. жизнеспособность же эк. системы определяется именно тем, в какой степени она может решить эту проблему). 2) Стремление к полной занятости, но не достижение её. 3) Достижение уравновешенного платёжного баланса (соотношение экспорта и импорта) (сильные колебания в ту или иную сторону не желательны. 4) Стабильный уровень цен (Процесс долговременного снижения покупательной способности денег представляет собой инфляцию. При невысоких темпах она выступает стимулом для развития производства. Однако если цены растут значительно, то возможны разрушительные последствия: неэффективность производственной деятельности, обесценение денежных доходов, их перераспределение, ухудшение управляемости экономикой). 5) Достижение эффективности производства 6) Справедливое распределение доходов (рынок не обеспечивает равенства в распределении доходов, и скорректировать этот недостаток может государство посредством трансфертных платежей (пособия по безработице, пенсии по старости и инвалидности) или путём вмешательства в механизм ценообразования (законодательство о минимальной заработной плате, установление закупочных цен для с/х производителей).

Структура нац. экономики: 1) Воспроизводственная подструктура (включает в себя в качестве составляющих 3 субъекта: домашнее хозяйство, предпринимательский сектор и государство).

2) Институционально-социальная (в основу характеристики положены отношения собственности. В РБ чётко выделяются следующие секторы как составные части соц. структуры экономики: государственный, коллективный, частный, смешанный и основанный на совместной форме собственности. 3) Территориальная подструктура (определяет деление нац. экономики на эк. районы. например, в РБ можно выделить области, районы т.д.). 4) Инфраструктура (совокупность связанных между собой институтов в пределах особых рынков и выполняющих опр. функции, образуют инфраструктуру: газо-, водо-, электроснабжение, авто, авиа, ж/д транспорт и связь)

Отраслевая структура (представляет совокупность отраслей,т.е. качественно однородных хозяйственных единиц с особыми условиями функционирования в системе общественного разделения труда. здесь могут выделены отрасли материального производства 9промышленность, с/х хозяйство и т.д.) и непроизводственной сферы. 6) Структура внешней торговли (соотношение экспортной и импортной продукции) 7) Структура теневой экономики.

Основные макроэк. показатели.

Основные макроэк. показатели: 1) Валовой внутренний продукт (сумма конечных товаров и услуг, произведённых в течении года факторами производства, принадлежащим гражданам РБ, нац. экономике и иностранцам находящимся в рамках нац. экономики. 2) Валовой нац. продукт (сумма конечных товаров и услуг, произведённых в течении года факторами производства, находящимися в собственности граждан данной страны в том числе и за её пределами).

Рассчитать ВВП можно 3 способами: 1) По доходам (суммируются все доходы, полученные за год в рамках нац. экономики). 2) По расходам (суммируются все расходы по товарам и услугам). 3) По добавленной стоимости (суммируются стоимость, добавленная на каждой стадии производства). При расчёте ВВП не включается: 1) Доходы домохозяйств, полученные с натурального ведения хозяйства. 2) Работы учёных не воплощенные в конечном товаре. 3) Барторная продукция. 4) Трансферные операции (пенсии, стипендии). 5) Финансовые операции. 6) Чаевые.

Номинальный ВВП- рассчитывается в текущих ценах, а реальный ВВП – с учетом индекса цен.

Чистый нац продукт- это ВВП за минусом амартизационных исчислений.

Нац доход – это то, что прибавила нац эк-ка в результате пр-ва за год

Личный доход- это нац доход минус налоги из прибыли.

Личный располагаемый доход- это личный доход минус подоходный налог и др платежи гос-ва.

Планирование и прогнозирование нац. экономики.

Планирование экономики – выбор и стратегия развития экономики в целом.

Прогнозирование – доведение опр. показателей до необходимого уровня планирования.

Сущ. 4 типа планирования:

Административно–командная экономика.

2) Индирективное (большая часть планирования принадлежит гос-ву, но присутствуют элементы рыночной экономики).

Индикативное (50 на 50).

4) Рыночное планирование (Франция, Италия).

3 уровня Прогнозирования:

1) Макроуровень (уровень гос-ва)

Отраслевое

На микроуровне.

Ценовые факторы, влияющие на совокупный спрос: 1) Эффект богатства (чем выше цены, тем ниже спрос). 2) Эффект процентной ставки (ссудная, депозитная, ставка рефинансирования). 3) Эффект импортных закупок (чем выше цена на отечественные товары, тем больше спрос на импорт).

Неценовые факторы: 1) Упаковка 2) Сервис 3) Экологичность продуктов 4) Сроки хранения 5) Государственные факторы (кредитная политика, соц. политика, инвестиционная политика, налоговая политика, законодательная политика, амортизационная политика) 6) Природные факторы (наводнение, землетрясение). Следует различать совокупные расходы и конечные продажи. Объём конечных продаж отличается от нац. продукта на величину чистого экспорта и изменения величины запасов. Совокупные расходы = ВНП + импорт – экспорт; Конечные продажи = ВНП+ импорт – экспорт – изменение величины запасов.

Совокупное предложение – совокупность всех товаров и услуг, предложенных к продаже в нац. экономике. Ценовой фактор: чем выше цена, тем выше предложение. Кривая AS показывает взаимосвязь реального объёма производства и уровня цен. При этом прослеживается прямая (положительная) зависимость: чем выше уровень цен, тем больше заинтересованность в дополнительном производстве товаров и услуг. 3 – горизонтальный участок (на этом этапе доходы населения не велики, но развитие экономики требует увеличение нац. дохода, это возможно только при увеличении пр-ва и сдерживания уровня цен. 2 – промежуточный участок (параллельно увеличению доходов предприятия пр-дит увеличение доходов населения, что позволяет предприятиям не только увеличивать объёмы пр-ва, но и розничную цену. 1 – вертикальный (кейсианский) участок (цена продолжает расти, доходы граждан растут, но объёмы пр-ва уже не увеличиваются, т.к. экономика работает уже на пределе и может возникнуть кризис перепроизводства.

Неценовые факторы: 1) Цены на ресурсы (чем выше цены на ресурсы, тем ниже предложение, цены на ресурсы регулируются долгосрочными контрактами). 2) Производительность (чем выше, тем выше предложение; в зарубежной экономической науке она рассчитывается как отношение реального объема производства к количеству используемых ресурсов. Можно сказать иначе, что производительность — это показатель среднего объема выпуска продукции на единицу затрат. Если производительность возрастает, значит, на том же ресурсном потенциале производится больший объем продукции и, следовательно, совокупное предложение возрастает, а кривая на графике сдвигается вправо). 3) Государственная политика (налоги, законодательство; оно может касаться либо налогов, либо субсидий. В случае ужесточения налоговой системы увеличиваются издержки и совокупное предложение сокращается, а если налоги снижаются, сокращаются издержки и совокупное предложение возрастает. Если речь идет о субсидиях, имеются в виду прямые правительственные платежи бизнесу или снижение налоговых ставок. И те, и другие сокращают издержки и, следовательно, стимулируют рост совокупного предложения).

Макроэкономическое равновесие – предполагает пересечение кривых совокупного спроса и предложения, а точка пересечения говорит о том, что при данных ценах, сущ. макроэкономич. политики вся произведённая масса товаров и услуг будет поглощена совокупным спросом. Равновесие может быть: 1) Общим (представляет единую взаимосвязанную систему частичных равновесий). 2) Частичным (равновесие на отдельных рынках товаров: равновесие на рынке труда, на валютном рынке, на рынке товаров и услуг, равновесие на фондовом рынке). 3) Реальным. 4) Планируемым.

Классическая модель:

Классики считали, что идеальным равновесием может быть в случае, если: 1) Объём пр-ва будет постоянен 2) Занятость будет полной 3) реализуемый товар будет продаваться не ниже себестоимости. Помимо этого классики определили необходимый объём пр-ва (уравнение Фишера MV=PQ), а также предложили контроль ден. массы с целью сдерживания инфляции и поддержания совокупного спроса.

G – расходы государства. В данном случае теоретики считали идеальным если все совокупные расходы в экономике соответствовали чистому нац. продукту. При дальнейшем анализе опр. след. факторы, влияющие на идеальность этой модели (метод изъятий и инъекций): При своём потреблении домашние хозяйства часть своих доходов сберегали тем самым как бы делали изъятие из совокупных расходов, чтобы компенсировать эту недостачу государству необходимо сделать инъекции, т.е. стимулировать предприятие, себя и иностранцев выкупить изъятую часть.

Понятие и виды инвестиций.

Инвестиции – имущественные и интеллектуальные ценности, вкладываемые в различные сферы деятельности, с целью получения прибыли. Различают 2 типа инвестиций: 1) Финансовые (вложения в ценные бумаги) 2) Реальные (создание новых факторов производства). В свою очередь реальные инвестиции подразделяются на 3 вида: 1) Инвестиции в основные фонды предприятий (представляют собой инвестиции в здания, сооружения, оборудования, приобретаемое предприятиями для использования в своей деятельности. сумма инвестиций в основные фонды равны сумме чистых и реновационных инвестиций. Чистые предназначены для расширения выпуска или снижения издержек пр-ва на единицу продукции, реновационные – для замены выбывших, изношенных факторов пр-ва. 2) Инвестиции в жилищное строительство (включают расходы на приобретение домов для проживания в них и для последующей сдачи их в аренду.). 3) Инвестиции в запасы (товары, предназначенные для хранения, включая сырьё, материалы, незавершённое пр-во и готовые изделия. Инвестиции в запасы подвержены колебаниям в большей степени, чем другие инвестиции. Если продажи неожиданно изменяются, то фирмы соответствующим образом изменяют объём пр-ва, чтобы скорректировать запасы. Например, при кризисных явлениях в экономике совокупный спрос падает, а запасы возрастают. в ответ фирмы сокращают пр-во и в итоге выпуск падает даже в большей степени, чем совокупный спрос. Ещё инвестиции бывают внутренние и внешние (иностранными гражданами). Факторы, влияющие на инвестиционное решение: 1) Размер предполагаемой прибыли. 2) Политическая стабильность. 3) сроки окупаемости (чем меньше сроки, тем больше соблазн). 4) Состояние рыночной инфраструктуры (посреднеческое звено между покупателем и продавцом). 5) Потребительская способность. 6) Процентная ставка. 7) Наличие неиспользуемых мощностей. Вся совокупность факторов, опр. инвестиции в стране наз. инвестиционным климатом.

Спад (характеризуется сокращением пр-ва и занятости, в результате превышения предложения товаров над их спросом начинается падение цен. Капитал не находит применения в промышленности и торговле и стекается в банки, это вызывает рост наличности при незначительном спросе на неё. Как следствие ссудный процент значительно падает).

Кризис (низшая точка спада, уровень пр-ва минимален, высокая безработица и инфляция, с рынка исчезают нерентабельные предприятия, изменения в экономике начинаются с момента появления спроса на средства пр-ва и первыми оживают предприятия их производящие. Возникает перепроизводство товаров по сравнению с платёжеспособным спросом на них, в результате избытка предложения происходит падение цен, и как следствие имеет место резкое сокращение объёма пр-ва. Данный процесс провоцирует рост безработицы, снижает уровень жизни и ещё больше уменьшает совокупный спрос. В кризисное состояние втягивается кредитная сфера, поскольку возникает потребность в наличности при недостатке её предложения. В подобной ситуации предприниматели готовы платить высокие проценты за кредит, но массовое изъятие вкладов лишает банки возможности предоставлять ссуды).

4) Подъём (характеризуется восстановлением объёма пр-ва на прежнем уровне. значительно растут товарные цены, сокращается безработица, в результате возрастания спроса на ссудный капитал повышается уровень ссудного процента).

Пик (выше чем первый пик).

Понятие и виды занятости.

Занятым считается гражданин трудоспособного возраста, который: 1)работает на семейном предприятии без вознаграждения; 2)работает за вознаграждение в рамках полного или неполного рабочего дня; 3)временно отсутствует на работе по причине болезни, отпуска сессии, забастовки, декрета и т.д.

Виды занятости: 1.Полная. Ситуация, при которой каждому желающему и способному трудиться предоставляется возможность заниматься каким-либо видом общественно-полезной деятельности, называется полной занятостью. При полной занятости предложение рабочей силы равно спросу на нее. 2.Эффективная – такое распределение ресурсов труда с учетом специальности, территориального и отраслевого аспектов, которое позволяет получить наибольший прирост национального продукта. 3.Рациональная – оптимальное сочетание выше указанных видов.

Формы: 1.По организации рабочего времени: полное рабочее время, неполная занятость в условиях сокращенного рабочего дня, неполная занятость в рамках почасовой оплаты, совместительство. 2.По значимости: первичная (приносящая основной доход), вторичная. 3.По признаку стабильности: постоянная, временная.

Формы и виды безработицы.

Безработным считается гражданин, который: 1)не работает на семейном предприятии; 2)не занимается предпринимательской деятельностью; 3)не состоит в рядах вооруженных сил; 4)не является слушателем очного учебного заведения; 5)зарегистрирован государственной службе занятости. Виды: 1.Фрикционная – она связана с поиском или ожиданием работы. 2.Структурная – связана с НТП, когда новое рабочее место не соответствует квалификации рабочего и необходимо время для обучения. 3.Циклическая – связана со спадом производства. Первая и вторая образуют естественный уровень безработицы. Формы: 1.В зависимости от характера проявления: краткосрочная, долгосрочная. 2.В зависимости от открытости экономики: открытая (официальная статистика), скрытая (наличие в производстве излишних работников). 3.По степени охвата различных групп населения: трудоспособная, молодежная, остаточная (граждане ограниченные по труду, пенсионеры). 4.По отношению граждан к безработице: вынужденная, добровольная (фиктивная).

Безработица в период нормального функционирования экономики зависит от величины фрикционной и структурной безработицы и определяется как естественная безработица, или уровень безработицы при полной занятости. Уровень естественной безработицы зависит от показателей трудоустройства и увольнения. Следовательно, экономическая политика, которая имеет своей целью снижение естественного уровня безработицы, должна содействовать либо уменьшению уровня увольнения, либо увеличению уровня трудоустройства.

Регистрация вакантных мест.

Понятие и виды инфляции.

Инфляция – переполнение в экономике денежными знаками сверх необходимости, которое ведет к их обесцениванию. Инфляция может проявляться по отношению к другим иностранным валютам, к товарам и услугам, к сырью и золотым запасам.

Причины: внутренние:

1.Деформирование структуры национальной экономики. 2.Неграмотное макроэкономическое планирование.

Бюджетный дефицит.

Чрезмерное инвестирование.

Увеличение затрат на ВПК.

Внешние:

Увеличение внешнего долга.

Формы и виды инфляции.

Формы: 1.Инфляция спроса – вызванная товарным дефицитом, когда граждане при текущих доходах не в состоянии потребить необходимые товары и услуги. Причиной избыточного спроса может являться увеличение количества денег, находящихся в обращении, рост дефицита государственного бюджета, не зависящий от объема производства рост реального потребления, плановых инвестиций или чистого экспорта. Итогом превышения совокупного спроса над совокупным предложением будет достижение нового равновесного состояния при том же объеме выпуска и более высоком уровне цен. В условиях избыточного спроса цены быстро повышаются, что создает возможности для увеличения прибылей. Предприниматели расширяют производство, нанимают дополнительную рабочую силу, растут денежные доходы населения, что в свою очередь способствует росту спроса и повышения цен. 2.Инфляция предложения – вызванная ростом цен на издержки производства. Повышение издержек на единицу продукции приведет к уменьшению прибыли и объема продукции, который фирмы готовы предложить при существующем уровне цен. Уменьшение предложения товаров и услуг в свою очередь вызовет рост цен.

Виды: 1.По темпам развития – умеренная (до 10% в год), галопирующая (до 100% в год), гиперинфляция (до 200-290% в год), суперинфляция (более 50% в месяц). 2.По мере ожидания – ожидаемая, неожиданная. 3.По сбалансированности- сбалансированная (цены на все товары, услуги растут равномерно), несбалансированная. 4.По территориальности – локальная, мировая. 5.По степени открытости экономики – открытая, подавленная.

22. Последствия инфляции, измерение. Измерение: Глубину инфляционных процессов можно оценить с помощью индексов роста цен в различных секторах экономики, в том числе и потребительском. Индексы цен — это относительные показатели, которые характеризуют соотношение цен во времени. Обычно цены базисного периода принимаются равными 100, а цены отчетного периода пересчитываются по отношению к базисному. Последствия инфляции: 1.Снижение реальных доходов граждан. 2.Снижаются сбережения граждан. 3.Отягащается социальная обстановка. 4.Впервую очередь страдают граждане с твердыми доходами. 5.При длительной инфляции возникает недоверие к правительству. 6.Крах банковской системы. 7.При длительной и высокой инфляции ухудшается инвестиционный климат.8.Длительная инфляция увеличивает государственные расходы.

Политика направленная на регулирование доходов граждан – замораживание доходов граждан, увеличение доходов соразмерно реальному росту ВВП, воздействие на доходы через социальную политику и через регулирование рынка труда.

2.Экономические методы влияния – эффективная налоговая политика (стимулирование приоритетных отраслей, увеличение налогов в торговом секторе), через кредитную политику (сокращение ссудного %), увеличение эффективности рыночных механизмов, формирование благоприятного инвестиционного климата, возможен контроль цен за товарами первой необходимости.

Наличие теневой экономики.

Формы инфляции в РБ:

Инфляция спроса.

Инфляция предложения.

Локальная и мировая.

Криминальная.

Понятие и функции финансов.

Финансы – общественные фонды используемые для распределения и перераспределения определенных финансовых средств. В рамках обращения возникают следующие финансовые отношения:

Распределительная (связана с распределением и перераспределением части стоимости общественного продукта. В ходе этих процессов формируются и используются целевые денежные фонды субъектов хозяйствования, государства, доходы населения).

Стимулирующая.

Воспроизводственная.

Инвестиционная Функция.

26. Финансовая система и ее структура.

Финансовая система – государственные фонды по средствам, которых распределяются и перераспределяются финансы населения, предприятий, учреждений.

Финансовая система может быть построена по 2 принципам: 1.Демократический централизм (в данном случае большая часть финансов сосредоточена в центральном управлении и только часть децентрализована).

Фискальный федерализм.

Структура финансовой системы:

1.Децентрализованное звено (финансовых учреждений, предприятий). 2.Централизованное звено (государственный бюджет, внебюджетные фонды, обязательное государственное страхование, государственный кредит).

Распределительная.

Контрольная.

Стимулирующая.

Принципы:

Бюджетная система РБ.

Бюджетная система РБ состоит из центрального бюджета (республиканского), бюджета города Минска, областных, районных, городских, сельских и поселковых бюджетов. Республиканский бюджет оборачивает более 50% всех финансовых ресурсов. Формируется республ. бюджет за счет крупных налогов, таких как НДС, налог на прибыль, акцизы, таможенные пошлины. Расходная часть направлена на обеспечение общегосударственных программ (соц. политика, централизованные субсидии и дотации). Местные бюджеты формируются за счет местных налогов и финансирования через республиканский бюджет. Расходная часть уходит на местные программы (здравоохранение, образование, содержание ЖКХ, местное субсидирование).

Основные проблемы:

1.Расходы на социальную политику превышают 75%.

Увеличить затраты на ВПК.

Увеличение налогов.

Привлечение внешних займов.

Государственный долг.

Государственный долг - задолженность государства своим и иностранным физическим и юридическим лицам. Различают внутренний и внешний долг. Внутренний долг — это долг государства населению, предприятиям, организациям своей страны, внешний — это задолженность гражданам, организациям, правительствам других стран.Внешний долг начинает быть проблемным, если он превышает 25% всех доходов от внешней экономической деятельности.

Варианты погашения внешнего долга: 1.Классический (золотовалютные резервы страны). 2.Консолидация (превращение краткосрочной задолженности в долгосрочную). 3.Конверсия (превращение долгов в долгосрочные иностранные инвестиции). 4.Прочие (право пользования своим морским или континентальным шлейфом, строительство военных баз).

Основные проблемы внутреннего долга: 1.Государственные ценные бумаги покупают граждане с высокими доходами, а налоги, за счет которых финансируется выплата % - платят все. 2.Большой внутренний долг отпугивает инвесторов. 3.Долгосрочность долга вызывает недоверие населения к государству.

Виды налогов.

Виды налогов подразделяются по след. признакам:

1.По объекту обложения:

- прямые налоги (выплач. самим субъектом хоз-ния);

- косвенные налоги (уплач. Покупателями при совершении покупки, но перечисляют производителям);

2.По принципам построения:

- прогрессивные, т.е. чем выше доход, тем выше налог (подоходный налог в РБ)

- пропорциональные, т.е. остаются неизменными (подоход. налог в РФ (13%));

- регрессивные т.е. чем выше доход, тем ниже налог;

3.По х-ру использования:

- общие (они использ. для общегос-ных нужд);

- специальные или целевые (использ. по назначению, например, пенсионный налог);

4.По территориальному признаку:

- гос-ные (поступают в центральный бюджет);

-местные (муниципальные).

Налоговая система в РБ.

Налог. с-ма в РБ сост. из след налогов:

1. Налоги, уплачиваемые из прибыли;

2. Налоги, включаемые в себестоимость продукции;

3. Налоги, включаемые в стоимость товаров и услуг (НДС, акцизы, тамож. пошлины);

4. Подоходный налог;

5. Налог с предпринимательской деятельности;

Местные налоги.

Основные проблемы налог. с-мы РБ:

  1. Не выполняется принцип стабильности, т.к. налог. законодательство постоянно меняется;
  2. Не выполняется принцип доступности и простоты, что усложняет бух. учет и увеличивает затраты нанимателя по содержанию бухгалтерии;
  3. Плохо проявляет себя принцип гибкости, т.к. до сих пор не определены преорететные отрасли.
  4. Контролирующие органы не кач-но выполняют такую функцию как информационная.

Увеличение занятости.

В зависимости от механизмов реагирования выделяют 2 вида фиск. политики:

1. Дискреционную (сознательные манипуляции правительства по изменению гос. расходов и налогов);

Формы и виды кредитования.

Виды:

1.Онкольный (вернуть кредит по первому требованию банка)

2.Краткосрочный (до 1 года)

3.Среднесрочный (1-5 лет, в РБ 1-3 года)

4.Долгосрочный (свыше 5 лет, в РФ- 3 года).

Формы:

1.Коммерческий (отсрочка платежа);

2.Банковский (кредитование юрид. лиц);

Банковский сектор

- центр. банк;

- коммерч. банки;

Небанковский сектор

- пенсионный фонд;

-инвестиционный фонд;

- страховые и лизинговые компании

- ламбарды.

Банковский сектор выполняет операции:

1.Рассчетно- кассовое обслуживание клиентов;

2.Кредитование;

3.Привлечение во вклады;

4.Валютные операции;

Банковская система РБ.

Денежное обращение- это непрерывное движение денег в процессе реализации товаров и совершение различных платежей. Количество денег необходимое для обращения определяется соответственно с законами денежного обращения.

Денежная масса- это количество всех денег, предложенных к обращению в рамках нац эк-ки. Денежная масса структурирована по агрегатам, кот делятся по степени ликвидности денег, т.е. способности их к быстрой реализации.

Стр-ра денежной массы:

Спрос и предложение денег.

Предложение денег – количество денег в обращении. Регулирование обращения находится в компетенции гос-ва и в зависимости от ситуации в эк-ке гос-во может предолжить след. варианты:

i i - ссудный процент;

M M – масса денег.

Присутствует при фиксир. проценте, но изменяемой массе денег. Такая ситуация присуща жесткой ден.-кредит. политики, при кот. изменение ссудного процента может резко повлиять на денежный рынок. Масса денег изм. в зависимости от уровня цен и объема пр-ва.

Спрос на деньги для сделок

Спрос на деньги зависит от:

1.Уровня цен;

2.Скорости обращения денег (чем выше скорость, тем меньше денег нужно для обращения);

3.Кол-ва конкурентно-способных товаров и услуг;

Процентной ставки.

Другими словами, денежно-кредитная политика вызывает увеличение денежного предложения во время спада для поощрения расходов, а во время инфляции, наоборот, ограничивает предложение денег для ограничения расходов.

Подготовка и реализация программ занятости.

Экологическая безопасность

Эффективность соц политики выражается в конкретных показателях, таких как уровень затрат соц политики на душу населения, уровень жизни, уровень реальных доходов населения, потребительская корзина и миним. Бюджет, также качество жизни.

Механизм соц защиты

Соц защита – это опред обязательство общества по отношению к своим гражданам в рамках действующей конституции. Как правило, данная политика явл адресной, т.е. направленное на отдельные категории граждан.

К числу мер соц защиты относят:

Соц партнерство

Важным элементом явл адресные выплаты (пенсия, пособия, степендия).Гос пособия назначаются: 1. семьям, воспит детей, 2. населению, пострадавшему в результате черноб аварии, 3. инвалидам войны, 4.инвалидам, 5. женщинам по беременности и родам

Система социальной защиты представляет собой совокупность мер, направленных на выполнение этих обязательств. Действенность и масштаб системы социальной защищенности во многом зависят от экономического потенциала той или иной страны, всей совокупности макроэкономических условий осуществления социаль­ной политики.

Меры по социальной защите населения могут быть активной и пассивной формы. Примерами активной формы могут служить подготовка и переподготовка кадров, создание новых рабочих мест. Пассивные формы сводятся в основном к выплате соответствующих пособий и дотаций.

Эгалитарный- он изучает полное равенство, уравнительность в распределении и доходах. 2. Роулсианский – здесь считают, что относительное эк неравенство допустимо лишь тогда, когда оно способствует достижению более высокого абсолютного уровня жизни беднейшими членами общества; 3. Утилитарный – большую часть богатства должен получать тот член общества, кот способен получить большее удовлетворение или полезность от доставления ему доли богатства; 4. рыночный – он означает соответствие дохода каждого владельца факторов пр-ва к предельному продукту, полученному от данных факторов

К способам перераспределения доходов государства принадлежит:

Понятие предмета макроэкономики. Методы макроэкономики.

Макроэк – наука об агрегированном поведении в экономике, т.е. объединении боле мелких показателей в более крупные на нац. и частично мировом уровне. Предмет макроэк. рассм. следующие основные разделы: 1) понятие и структура нац. экономики. 2) Анализ основных макроэк. показателей. 3) Изучение совок спроса и предложения. 4) Изучение макроэк. равновесия. 5) Изучение совокупного потребления и сбережения. 6) Изучение макроэк. нестабильности (инфляция, занятость, безработица, цикличность) 7) Изучение денежно-кредитной политики 8) Фискальная политика гос-ва 9) Финансовая система 10) Соц политика 11) Проблемы перехода к рыночной экономике.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.252.87 (0.221 с.)