Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 4. Служебный этикет и этикетная культура менеджера скдСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Цель: сформировать представление о служебном этикете, раскрыть базовые понятия этикетной культуры и выявить особенности этикетной культуре менеджера СКД Вопросы: 1. Этикет – часть общественной культуры 2. Понятие этикет, его виды и функции 3. Деловой этикет и его особенности 4. Этикетная культура и сущностная характеристика этикетной культуры 5. Критерии этикетности менеджера СКД и уровни формирования основ этикетной культуры (науки благоразумия).
Ключевые слова: этикет, этический кодекс делового человека, деловой протокол, этикетная культура
Этикет на обыденном уровне является отражением общественного состояния культуры нации. Правила этикета формировались на базе традиции и ритуала и во многом сохраняют с ними связь. Часто правило поведения является упрощенной и более применимой в новом обществе формой ритуала. Этикет призван утвердить уже существующие социальные отношения. Этикет – часть общественной культуры. И потому одним из первых преобразований Петра Великого в России было создание свода правил – «Юности честное зерцало…» (1717). Эта книга была составлена по его указу из сочинений разных авторов (в числе составителей был знаменитый полководец и учёный Яков Брюс.) Начиная с XVIII в. изучение этикета вошло в обязательную программу образования. Светский этикет XIX в. сменился в XX в. - советским. Современный отечественный служебный этикет имеет интернациональные признаки, потому что, как указывалось выше, его основы были заложены еще в 1720г. «Генеральным регламентом» Петра I, в котором были заимствованы зарубежные идеи. Этикет существует также в разных сферах профессиональной деятельности (медицинский этикет, юридический этикет, воинский и т. д.), в отношении значимых артефактов культуры (предметы культа, этикет флага и т. д.). Современный этикет ориентирован уже не на то, чтобы отнести человека к той или иной социальной группе, а на то, чтобы создать ему определенный имидж. Формированию этики бизнеса и этикету деловых отношений в Республике Беларусь уделяется большое внимание, так как этические критерии в бизнесе определяют культуру деловой жизни страны и её имидж на международном уровне. В регулировании предпринимательской деятельности большая роль принадлежит Гражданскому кодексу Республики Беларусь, закону «О предпринимательстве в Республике Беларусь» и др. Важным регулятором поведения в деловой среде наряду с нормами права является этика предпринимательской деятельности. Понятие «этика» употребляется в двух значениях:1). в качестве одной из форм идеологии – учении о морали, её морали, принципах, нормах, и роли в обществе; 2). в качестве совокупности норм поведения, мораль какой-нибудь общественной группы, профессии, служебных этикетных норм в деловом мире В развитых странах, особенно в Японии и США, широкое значение получили этические кодексы фирм и кодексы предпринимателей отдельных групп профессионалов-бизнесменов. Последние называют цеховыми этическими кодексами (по профессиям). В кодекс делового бизнеса составной частью входят взаимоотношения предпринимателя и потребителя, начальника и подчиненного, правила корпоративных взаимоотношений и правила, направленные на формирование корпоративной культуры. Виды и функции делового этикета, деловой протокол Этикет – слово французского происхождения, означающее манеру поведения. Без соблюдения этих норм невозможны политические, экономические, культурные отношения. Различают несколько видов этикета, основными из которых являются: · придворный (государственный) этикет – строго регламентированный порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов (глав государств); · дипломатический этикет – правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах друг с другом на различных приемах, визитах, переговорах; · воинский этикет – свод общепринятых правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности; · религиозный этикет – правила общения с представителями кульута той или иной конфессии и нахождения в храмах; · общегражданский этикет – совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении с друг другом. Общегражданский этикет, в свою очередь, разделяется на несколько подвидов: · делового и неделового общения; · обрядовый; · застольный; · беседы – визуальной, телефонной, электронной и др. Большинство правил служебного, дипломатического, воинского и общегражданского этикета в той или иной мере совпадают. Отличие между ними состоит в том, что соблюдению правил этикета дипломатии придается большее значение, поскольку отступление от них или нарушение этих правил может причинить ущерб престижу страны или ее официальным представителям и привести к осложнениям во взаимоотношениях государств. Известны «писанные» и «неписанные» нормы поведения в той или иной ситуации официального контакта. Принятый порядок и форма обхождения на службе называется деловым этикетом. Его основные функции: - формирование правил, способствующих взаимопониманию людей; - функция удобства, т.е. целесообразность и практичность; -трансляционная функция, способствующая передаче от старшего поколения к молодому поколению традиций, господствующих в трудовом коллективе и др. Деловой этикет включает две группы правил: · нормы, действующие в сфере общения равными по статусу, членами одного коллектива (горизонтальные); · наставления, определяющие характер контакта руководителя и подчиненного (вертикальные). Слово «протокол», как и многие другие международные термины, - греческого происхождения: означает protos « первый», kolla - «клею». Так греки обозначала правила оформления документов и ведения архивов, а дипломаты расширили это понятие, добавив в него правила этикета и церимониал. Под протоколом подразумевают соблюдение определенного этикета, основанного на принятых правилах и уважении старшинства (должностного и возрастного) участников тех или иных официальных или публичных мероприятий. В бизнесе дороже всего ценится время. Поэтому всегда нужно помнить о том, что письменные деловые формы отношений (протоколированные) должны быть краткими, точными и по существу. Деловая корреспонденция редко охватывает несколько тем. Если всё же в письме нужно охватить несколько вопросов, то их желательно отделить один от другого визуально, то есть пронумеровать. Наилучший вариант – когда деловое письмо содержит ответ на какой-либо один вопрос или однородную информацию. В этом случае письмо получается точным и сжатым. Важную роль в современном деловом этикете играют визитные карточки – это небольшой лист тонкого картона (или плотной бумаги высокого качества), на котором напечатаны основные сведения о ее владельце. В процессе развития визитных карточек как элементов делового общения определились две важнейшие их функции: 1. Представительская функция. 2. Функция письменного послания. В настоящее время в левом верхнем или нижнем углу визитной карточки проставляются установившиеся в международном протоколе обозначения* (начальные буквы соответствующих французских слов), указывающие на повод, по которому посылают карточки: *p.f. - поздравление с праздником; р.f.N.А. - поздравление по случаю Нового года; p.r. - выражение благодарности за поздравление; p.f.c. - выражение удовлетворения знакомством; p.c. - выражение соболезнования; p.р.р. - выражение соболезнования с готовностью помочь; p.p. - для заочного представления; р.р.с. - заочное прощание (при окончательном отъезде из страны пребывания). На визитные карточки с буквами р.г., р.р.с. принято не отвечать. В ответ на визитные карточки с буквами р.с., р.f., р.р.р. посылают свою визитку с буквами р.г., т.е. благодарят. На визитку с сокращениями р.р. ответ дается в адрес представляемого лица визитной карточкой без подписи. Это означает, что представление принято и можно налаживать личные контакты. На визитных карточках могут быть и другие надписи, краткие сообщения на родном языке. В таких случаях текст пишется в третьем лице, подпись не ставится. Обмен визитными карточками – обязательный атрибут первой личной встречи с деловыми партнерами. При знакомстве первым визитную карточку вручает младший по должности старшему, при равенстве социальных статусов и в неофициальном общении младший по возрасту первым вручает старшему. Этикет приветствий и представлений – совокупность правил и первоначального межличностного взаимодействия, касающихся внешнего проявления отношения к людям. Необходимость проведения исследования этикетной культуры и ее функционирования в профессиональном пространстве менеджера СКД обусловлена глобальными социальными и культурными изменениями, происходящими в мире, на которые сориентирована развитая система социально-культурной деятельности в Республике Беларусь. Анализ основных методологических подходов, в рамках которых рассматриваются явления, к которым относится культура этикета показывает, что основным выбран культурологический подход, который рассматривается в научных работах Дж.Гершковича, И.А.Журавлевой, М.С.Кагана, И.В.Кондакова, Л.К.Кондаленко, А.И.Кравченко, К.Леви-Стросса, А.С.Лаптенка, Ю.М.Лотмана, Дж.Смэлзера, П.А.Сорокина, Г.Спенсера, В.Н.Топорова, А.Швейцера, Г.Г.Шпета. Этот подход диктует опору на принципы культуросообразности, всеобщности, мультикультурности, на семиотический, этический, структурологический и диалогический принципы. Всеобщность в культуре обращает внимание на важность и ценность классических канонов этикета; культуросообразность ориентирует на лучшее в массе явлений в пространстве культуры, на свободное следование традициям и этикетным правилам; мультикультурность учитывает значение иной культуры, наряду с ведущей — народной, национальной, государственной. В этикетной культуре больше универсалий, чем особенностей; она организуется по правилам семиотического познания — выявление смысла этикетного факта, понимание его как текста и кода к нему. Семиотический принцип подчеркивает значимость языковой компетентности и речевого этикета в культуре поведения и общения; диалогический принцип нацеливает на овладение правилами ведения диалога и формирование диалогических навыков. Представители онтологического подхода (Ж.Адамар, С.Н.Булгаков, В.В.ЗеньковскиЙ, И.А.Ильин, Н.О.Лосский, Н.Н.Моисеев, Н.И.Николко, Х.Ортега-и-Гассет, Г.Г.Шпет) раскрывают суть бытия и мотив «жизнелюбия»; язык в онтологии — это особый уровень бытия народа, особый народный обычай. Последователи антропологического подхода (М.Мид, М.Ф.Печенко, Б.М.Поршнев, П.С.Таранов, К.Д.Ушинский, П.Ф.Флоренский) акцентируют внимание на позитивных и негативных сторонах жизни, на значимости позитивного взаимодействия людей, на взаимосвязи настоящего с прошлым и будущим. Аксиологический подход и его исследователи К.Н.Вентцель П.Ф.Каптерев, Н.И.Крюковский, Х.Ортега-и-Гассет; В.А.Салеев — исследователь нео-аксиологического подхода подчеркивают единство миропонимания и жизнепонимания, осмысленного отношения к природе и людской жизни (мысль П.Ф. Каптерева), значение «культа ребенка» в современном мире (позиция К.Н. Вентцеля). Гуманистический подход нашел отражение в работах Ш. Бюлер, М. Вебера, Л.К. Кондаленко, А.Маслоу, А.П.Сманцера; он нацеливает на развитие здоровых отношений индивида с миром людей и вещей, на успешную этикетную самоподготовку. Сущностная характеристика этикетной культуры Понятие «этикетная культура», или «культура этикета», трактуется в исследовании как ритуализированное бытие народа, нации, группы населения и отдельных индивидов, зафиксированная традициями, обычаями, правилами этикета, культурой обращения с людьми и вещами. Этикетная культура обладает общими формами взаимодействия и особыми (этикетными) чертами. Сущность этикетной культуры состоит в универсальных канонах, нормах, традициях и обычаях, этикетных правилах и имеет три основных аспекта, главный из них — семиотический (рисунок 1). Сущность этикетной культуры
Этикетная культура определяется в отечественных исследованиях как культурное бытие народа, нации, группы населения, отдельных индивидов, зафиксированная традициями, обычаями, обязательными протоколами, формами церемониалов, обычаев, нормами официальных и бытовых отношений, достойной манерой вести себя. Культура этикета обладает стандартами успешного взаимодействия и своеобразными этикетными нормами и имеет три основных аспекта (семиотический, коммуникативный и поведенческий). Она включает · идеи и наставления, · образы этикетности и · образцы следования им. Правила этикетной культуры носят символический, знаковый характер, также наставительный, контролирующий и сдерживающий— основной. Функционирование норм этикетной культуры в деловой сфере зависит: от уровня этикетной культуры руководителей учреждений культуры, от практической реализации канонов этикетности в профессиональной среде; от акцента на сдержанность в поведении, осмотрительность в общении с другим, от уровня успешного взаимодействия преподавателей и студентов вузе. Критерии этикетности менеджера СКД Критериальные характеристики этикетности носят социокультурный, семиотический, психолого-педагогический, поведенческий, коммуникативный, эстетический, этический и жизненно важный характер. Идеализированная модель успешного этикетного взаимодействия делового человека включает: общие типы этикетного обращения с людьми и вещами; степень вхождения в смысл этикетных канонов, истин, наставлений, норм; готовность к овладению должными этикетными нормами и образцами; открытость к овладению основами этикетной грамоты и их современных трактовок; результативность намерений в этикетном самообразовании; стремление облагородить манеры поведения и стиль этикетного общения. В формировании основ этикетной культуры менеджера СКД предлагает общие типы этикетного поведения и общения, а также индивидуального этикетного самообразования значимы три уровня: информационно-познавательный, ознакомительный, или элементарный; осмысленный, продвинутый, или активный; высокий, регулятивный, осознанный уровень носителя этикета с опорой на лучшее в науке благоразумия. В качестве главного метода формирования у менеджера этикетной культуры предлагается метод согласного (этикетного) диалога, который акцентирует внимание на универсальности этикетных идей (согласие, лад, единение) и их жизненной значимости. Существуют различные средства и способы повышения уровня этичности делового общения. К ним относятся: -разработка этических нормативов на предприятии; -создание комитетов и комиссий по этике; -проведение социально-этических ревизий; -обучение этическому поведению. Выводы: Этикет – очень важная часть общечеловеческой культуры, выработанная на протяжении многих веков всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, нравственности, а также о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности. Особенностью делового этикета является его регламентированность. Модель успешного этикетного взаимодействия менеджера СКД предлагает общие типы этикетного поведения и общения, а также индивидуального этикетного самообразования. Литература: 1. Кондаленко, Л.К. Этикетная культура / Л.К. Кондаленко, С.М. Симонова. – Минск: М-во образования Респ. Беларусь, Акад. последиплом. образования, 1999. – 174 с. 2. Сіманава, С.М. Этыкетная культура / С.М. Сiманава, Л.К. Кандаленка // Адукацыя і выхаванне. – 1996. – № 7. – С. 71–75. 3. Зенкова, С.М. Согласный, или этикетный диалог / С.М. Зенкова // Адукацыя і выхаванне. – 2009. – № 7.– С. 27–29. 4. Зенкова, С.М. Формирование этикетной культуры у старшеклассников гимназии / С.М. Зенкова // Чалавек. Грамадства. Свет. – 2010. – № 3. – С. 17– 28. 5. Зенкова, С.М. Языковой этикет в современной гимназии / С.М. Зенкова // Язык и межкультурные коммуникации: сб. науч. ст. / Бел. гос. пед. ун-т им. М. Танка. – Минск, 2007. – С. 157–159. 6. Современный этикет / А. В. Савицкая, Ю.В. Савицкая. – М.: Новое знание, 2004. – 69.
Лекция 5
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 324; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.166.61 (0.008 с.) |