Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2: деловые отношения как процесс коммуникацииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Цель: Рассмотреть деловые отношения как процесс коммуникации, выявить виды речевой деятельности в служебной сфере Вопросы: 1. Контексты деловой коммуникации 2. Понятие «общение», структура и функции общения 3. Понятие «деловое общение», виды делового общения 4. Особенности речевой деятельности в деловой сфере Ключевые слова: коммуникативный процесс, коммуникация, общение, коммуникативная компетентность, деловое общение, речевая деятельность делового человека
Деловые отношения рассматриваются учеными как социально-психологическая проблема (Г.В.Бороздина), и коммуникативный процесс: коммуникация – монологична, общение - диалогично. С.Биби и к.соц.н. О.В.Терещенко предложил рассматривать в качестве объекта коммуникации сообщение, а в качестве предмета – социальные отношения, возникающие по поводу и в связи с сообщениями. Многочисленные контексты деловой коммуникации – межперсональная, групповая, организационная, публичная, массовая – продолжают развиваться, включая, напр., мультимедийные технологии и провоцируя вопросы о влиянии каналов коммуникации на значение сообщения. Управление организацией можно представить как процесс получения информации, её обработки, принятия решения и доведения до исполнителя. Наиболее важной частью управления является принятие решения. Для выработки правильного решения требуется полная, оперативная и достоверная информация. Часть информации, используемой в управлении организацией, фиксируется в документах – письменных формах делового общения. Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека. (Г.В. Бороздина) Структура и функции общения: К структуре общения можно подойти по-разному, в данном случае будет охарактеризована структура путем выделения в общении трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. · Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. · Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями). · Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Употребление этих терминов условно, иногда в аналогичном смысле употребляют и другие: в общении выделяют три функции - информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная. 1) Коммуникативная функция общения. Во время акта общения имеет место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между двумя индивидами - субъектами общения. Следовательно, имеет место обмен информацией. Но люди при этом не просто обмениваются значениями, они стремятся при этом выработать общий смысл. А это возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена. 1. Вербальная коммуникация. Использует в качестве таковой человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации посредством речи менее всего теряется смысл сообщения. Модель вербального коммуникативного процесса включает 5 элементов: КТО? (передает сообщение) - Коммуникатор ЧТО? (передается) - Сообщение (текст) КАК? (осуществляется передача) - Канал КОМУ? (направлено сообщение) - Аудитория С КАКИМ ЭФФЕКТОМ? - Эффективность. Невербальная коммуникация. Установлено, что в процессе взаимодействия людей 60-80% коммуникации осуществляется путем применения невербальных выражений. Они развиваются как общественные знаки коммуникации, хотя некоторые элементы, составляющие их, врожденны. Жесты и мимика, позы наделены семантико-экспрессивной окраской, подчиняются этическим нормам. В условиях служебного взаимодействия тональность невербального поведения должна оставаться нейтральной. Чрезмерная жестикуляция при деловом разговоре может быть расценена как проявление фамильярности. 2) Интерактивная и перцептивная функции общения Интерактивная функция - это характеристика тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Есть два типа взаимодействий - кооперация и конкуренция. Кооперативное взаимодействие означает Координацию сил участников. Кооперация является необходимым элементом совместной деятельности, порождается самой ее природой. Одной из наиболее ярких форм конкуренции является конфликт. Перцептивная функция общения - это процесс восприятия и понимания людьми друг друга. Все три стороны общения тесно переплетаются между собой, органическидополняют друг друга и составляют процесс общения в целом. II. Уровни общения. Общение может происходить на различных уровнях: Манипулятивный - уровень, заключается в том, что один из собеседников через определенную социальную роль пытается вызвать сочувствие, жалость партнера. Примитивный - уровень, когда один из партнеров подавляет другого (один постоянный коммуникатор, а другой постоянный реципиент). Высший - это тот социальный уровень, когда независимо от социальной роли, статуса партнеры относятся друг к другу как к равной личности. Коммуникативная компетентность – это система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций личностного взаимодействия (а также на разной психологической дистанции). Формирование коммуникативной культуры личности включает овладение социальными ролями: организатора общения, участника и др., а также очень важен опыт восприятия искусства, которое воспроизводит разнообразные модели человеческого поведения. Техника общения — совокупность средств (приемов), используемых людьми для достижения желаемого эффекта в общении. Они бывают словесные (вербальные) и несловесные (невербальные): мимика, позы, жесты, тон, контакт глаз, интонация речи, а также пространственно-временная организация. Исследования показывают, что невербальные реакции в меньшей степени контролируются сознанием, чем словесные высказывания. Технику общения принято разделять на технику поведения и технику слушания. Критерием коммуникабельности считается умение слушать и задавать вопросы, поскольку в процессе слушания реализуются две важнейшие функции: восприятие информации и осуществление обратной связи, т.е. передача говорящему информации о том, как воспринимаются его речь и поведение. Исследования показали, что выслушивать собеседника спокойно и целенаправленно умеют не более 10% людей. Эффективность общения з ависит от его пространственно-временной организации. Необходимо учитывать место где происходит беседа (служебное помещение, общественное, личное), время (рабочее время, свободное). Важным элементом установления контакта считается расстояние между собеседниками. Виды делового общения: По характеру общение бывает формальным (деловое) и неформальным (светское, обыденное, бытовое). По содержанию бывает материальное – обмен предметами и продуктами деятельности, когнитивное – обмен знаниями, мотивационное – обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями, деятельностное – обмен действиями, операциями, умениями. По способу обмена информацией различают устное и письменное деловое общение. 1. Письменные виды делового общения – это многочисленные служебные документы: деловое письмо, протокол, отчет, справка, договор, докладная или служебная записка, акт, заявление, устав, положение, инструкция, решение, распоряжение, указание, приказ, доверенность, деловые письма, отправленные по факсимильной связи, по электронной почте и др. 2. Устные виды делового общения разделяются на монологические и диалогические. К монологическим видам относятся:приветственная речь; торговая речь (реклама); информационная речь; доклад (на заседании, собрании). К диалогическим видам общения относятся: деловой разговор, переговоры, интервью, дискуссия; совещание (собрание); пресс-конференция, контактный деловой разговор, телефонный разговор (дистанционный), исключающий невербальную коммуникацию. Различные аспекты искусства делового общения подробно освящены в трудах Д.Карнеги «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей»; Д.Вуда и Ж.Серре «Дипломатический церемониал и протокол»; Н.М.Тимченко «Искусство делового общения»; Р.Шмидт «Искусство общения» и др. Культура речи управленца подробно разбирается в работах А.С.Зубры, В.Введенской, М.Ханина, Р.Львова, Т.Шуба, А.Рудь, В.Стариченка и др. Речевая деятельность является профессиональной компетенцией менеджера СКД (Слово – это слышимая идея, дар речи – биоакустика (В.Морозов)) В евангелие от Иоанна написано: «В начале было Слово, и Слова было у Бога; и слово было Богом». Каждое слово имеет особое значение. Слово «спасибо» удостоено специального праздника - 12 января – Всемирный день «спасибо». Речевая деятельность облекается в различные формы словесности – (словесность - совокупность произведений речевой культуры) – главными из которых наиболее древними являются проза и поэзия. Речевая деятельность носит социальный характер. Синонимичные понятия речевой деятельности: -речевая коммуникация -речевое общение -речевой акт -речевое поведение -культура речи (совокупность и система коммуникативных качеств человека) -культура языка (степень развития и богатство лексики)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.183.161 (0.009 с.) |