И промежуточные, и узловые рубежи возникают в процессе социального развития не однажды – они, закономерно чередуясь, следуют один за другим. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И промежуточные, и узловые рубежи возникают в процессе социального развития не однажды – они, закономерно чередуясь, следуют один за другим.



10.Что понимается под единым процессом социального развития и с чем связано чередование разных типов позиций?

Ответ: развитие личности – это единый процесс социализации, когда ребенок осваивает социальный опыт, и индивидуализации, когда он выражает собственную позицию, противопоставляет себя другим, проявляет самостоятельность путем установления все более широких отношений, где он сам себя проверяет, «прокручивает», вырабатывая перспективу развития дальнейшей деятельности и, что исключительно важно, выходя за пределы заданной деятельности.

11.Что представляет собой индивидуализация развивающейся личности?

Ответ: накопления элементов социализации – индивидуализации – относится к переходу ребенка из одного периода онтогенеза в другой (в 1 год, 6 и 15 лет).

12.Что является основанием взросления человека, по мнению Д.И. Фельдштейн?

Ответ: саморазвитие двух сторон процесса социализации: социализации и индивидуализации как взаимообусловливающих моментов единого процесса социального созревания, в то же время не только имеющих качественно различные особенности, но и по-разному реализуемых на разных этапах детства, при четко определяемой неравноценности их действия на личностное становление взрослеющего человека.

13.Какие характеристики деятельности раскрывают смысл изменения уровней социального освоения действительности? (развитие по горизонтали и по вертикали – развертывание спирали).

Ответ: Становление личности происходит в процессе деятельности ребенка. Развитие этой деятельности предстает в рассматриваемом плане как сложный процесс, в котором, во-первых, происходит постоянное насыщение, рост, увеличение объема, что может быть графически изображено в виде расширяющейся по вертикали воронкообразной спирали. Во-вторых, в этом спиралевидном процессе каждый следующий момент снимает и содержит достижения предыдущих периодов, обеспечивая формирование новых образований. В-третьих, при дифференциации процесса происходит, что важно, одновременное расширение и одной, и другой сторон деятельности, во взаимодействии и чередующейся актуализации которых обеспечиваются разные уровни развития личности.

14.Развитее и присвоение чего обеспечивает общение ребенка со взрослым?

Ответ: в процессе чередования субъект-субъектных и субъект-объектных отношений наблюдается сложное взаимодействие взаимоотношений, при котором на первый план выходят отношения то ребенка к взрослому, то взрослого к ребенку, опосредованные объектами, находящимися в разной степени актуализации. Понятно, развитие социальной активности, самодеятельности ребенка как личности совершается и в субъект-объектных отношениях, свойственных предметно-практической стороне деятельности, однако наиболее оптимально этот процесс развертывается в субъект-субъектных отношениях, т.е. в развитии деятельности по усвоению норм взаимоотношений.

15.Как непосредственно изменяется социальная позиция ребенка от возраста к возрасту (в 1, 2, 3,6,9,10 лет)?

ОТВЕТ: в младенчестве, в период от рождения до одного года, возникает непосредственно эмоциональное обще­ние, которое и есть в этом возрасте ведущая деятельность ребенка. Ребенок в этот период ориентирован на установле­ние социальных контактов.

В раннем детстве, с года до 3 лет, когда возникает по­требность в общественном поведении и при этом отсутст­вует умение общественно действовать, тогда на первый план выдвигается и становится ведущей предметно-манипулятивная деятельность, в процессе которой ребенок овладевает не только формой человеческого общения между людьми, но прежде всего общественно выработан­ными способами употребления всех окружающих его ве­щей.

Усвоив в постоянных контактах со взрослыми опера­тивно-техническую сторону деятельности, ребенок в сле­дующем, дошкольном возрасте (от 3 до 6 лет), выходит за пределы непосредственно житейских отношений. Веду­щей в этот период становится развитая игровая деятель­ность. Именно в развитой сюжетно-ролевой игре ребенок обнаруживает, что окружающие его люди обладают разно­ образными профессиями, включены в сложнейшие отно­шения, и он сам, ориентируясь на нормы этих отношений, должен учитывать не только свою, но и чужую точку зре­ния.

В младшем школьном возрасте (от 6 до 10 лет) ведущей становится учебная деятельность, т. е. социальная дея­тельность по усвоению теоретических форм мышления. В процессе этой деятельности дети овладевают умением учиться и способностью оперировать теоретическими зна­ниями. Эта деятельность характеризуется усвоением нача­льных научных понятий в тех или иных сферах знания, у детей формируются основы ориентации в теоретических формах отражения действительности.

Дети подросткового возраста (от 10 до 15 лет) включа­ются в качественно новую систему отношений, общения с товарищами и со взрослыми в школе. Изменяется и их фактическое место в семье, а также среди сверстников в повседневной жизни. У ребенка в подростковом возрасте значительно расширяется сфера деятельности, а главное, качественно изменяется характер этой деятельности, зна­чительно усложняются ее виды и формы.

16.С какими изменениями в социальной позиции связан подростковый возраст? В чем отличие между подростками 14 и 15 лет?

ОТВЕТ: подростковый возраст выступает как важный момент социального развития, имеющий особую нагрузку в становлении личности. Интенсивное развертывание и насыщение социальной позиции ребенка «я и общество» обеспечивает общественно полезная деятельность, потому что в ней подросток получает возможность не только обратить на себя внимание, проявить себя, но и увидеть свое «я» в оценке других людей, почувствовать, что общество его признает. В этом и заключается механизм выработки социальной позиции подростка по отношению к обществу, выступающей исходной точкой, необходимым внутренним условием дальнейшего развития его деятельности как форма выражения сознания, самосознания, личностного самоопределения, что является важнейшим моментом включения индивида в социальное движение, приобщающее его к социальному движению общества.

«Изучение особенностей наличного "я" и желаемого "я" показывает, что если в 14 лет (первое полугодие) и наличное и желаемое "я" относятся к деятельности по усвоению норм взаимоотношений, то уже в 15 лет (первое полугодие) и желаемое и наличное "я" четко переориентированы на предметно-практическую деятельность.

17.Какие изменения происходят в период 15–17 лет?

ОТВЕТ: От 15 до 17 лет идет развитие абстрактного и логического мышления, рефлексии собственного жизненного пути, стремление к самореализации, что обостряет потребность юношествазанять позицию какой-либо социальной группы, определенные гражданские позиции...»

Период ранней юности отнесен Д.И. Фельдштейном к социальной позиции Я в обществе,промежуточному рубежу развития, когда реализуется потребность самореализации. По завершении этого рубежа, к 17 годам личность преодолевает узловой поворотный рубеж развития, обозначающий формирование социальной позиции, определения своего места в обществе, реального выделения своего «Я» в системе отношений с другими людьми. Таким образом, Д.И. Фельдштейн хотя и считает возраст ранней юности тесно связанным с подростковым, но придает ему совершенно иное психологическое значение.

18.Какие происходят изменения в формировании самосознания на двух фазах развития (доподростковой и отрочества)?

ОТВЕТ: Наиболее крупными ступенями социального развития личности в период от рождения до зрелости - фазы становления личности.

Первая фаза – развитие самосознания

Вторая фаза - активное формирование самосознания человека «выступающего в социальной позиции общественно ответственного субъекта»

 

19.Что представляет собой «растяжка периодов детства»? ОТВЕТ:

 

20.Сколько и какие Д.И. Фельдштейн выделяет стадии в социальном развитии?

ОТВЕТ: В целом в исследованиях подчеркивается, что на протяжении всего развития личности в онтогенезе имеют место различные уровни социальной зрелости личности, но главные узлы этого развития отражаются в трех этапах:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1279; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.0.25 (0.008 с.)