Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
До трех лет, когда малыш осознает наличие других людей.
Содержание книги
- Экзаменационная контрольная работа
- Психологическая готовность ребенка к школе.
- Фаза (от греч. phasis — появление) период, ступень в развитии какого-либо явления, этап.
- Для второй группы характерно то, что периодизации построены на основе одного, произвольно выбранного автором, внутреннего критерия.
- Предлагает считать зону ближайшего развития, которая представляет собой
- И промежуточные, и узловые рубежи возникают в процессе социального развития не однажды – они, закономерно чередуясь, следуют один за другим.
- До трех лет, когда малыш осознает наличие других людей.
- наладить интимные отношения.
С трех лет, когда ребенок осознает свое Я. Самоутверждается Я сам, осваивает нормы человеческих отношений, пытаясь уже ориентироваться на оценку взрослых, что в первую очередь определяется потребностью в общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности.
С десяти лет, когда подросток стремится утвердить свое Я в системе общественных отношений. Этот этап уже предполагает и осознание общения, и самоуправление в процессе общения, т.е. развитую личность.
Именно уровни социального развития наиболее благоприятны для формирования личности, ее стержневых качеств, а значит, для системы воспитательных воздействий, которые должны обеспечить школа и общество в целом.
ЧАСТЬ 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ
При представлении контрольных заданий полностью прописывайте само задание, цветом выделяйте вставленные фразы, определения, предложения и т.д.
Контрольное задание № 1
Вставьте пропущенные слова, закончите предложения:
- Возрастная психология – это отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики.
- наблюдение - преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения.
- Методы исследования возрастного развития можно разделить на 4 группы: организационный, эмпирические методы, методы обработки данных, интерпретационные методы.
- Цель лонгитюдинального исследования - изучение генетических связей между фазами жизни.
- В отличие от хронологического возраста, выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, понятие психологического возраста означает возраст.
- Возрастные особенности проявляются в единстве с их индивидуальной вариативностью психических функций на каждом этапе развития.
- При использовании метода возрастных срезов в качестве предмета исследования берутся различные возрастные интервалы.
- К низшим психическим функциям относятся сенсорная, моторная, мнемическая и пр.
- К высшим психическим функциям относятся память, мышление, восприятие, речь.
- Психологические орудия необходимы для овладением процессами.
- Промежуточным этапом между речью, обращенной к другому, и речью, обращенной к себе, является оцентрическая речь.
- Высшие психические функции (какие?) наиболее сложноорганизованныепсихические процессы. К высшим психическим функциям относят восприятие, память, мышление и речь.
- Процесс интериоризации - это превращение интерпсихологических отношений в интрапсихологические, в ходе которого происходит превращение внешних средств-знаков во внутренние.
- По мнению Л.С. Выготского, отличие отношений человека и природы от взаимоотношений обезьяны и природы в том, что явилось возникновение сознания.
- Существует три группы схем периодизации:
- периодизация на основе внешних критериев, без связи с физическим и психическим развитием человека;
- периодизация на основе на одном внутреннем критерии. Выбор критерия, который ложится в основу классификации, субъективен и происходит по самым разным причинам;
- периодизация основывается на нескольких существенных особенностях развития и может учитывать изменение важности критериев со временем.
- К. Бюлер связывает ступени развития с развитием не только с созреванием мозга и усложнением отношений с окружающей средой, но и с развитием аффективных процессов, с развитием переживания удовольствия, связанного с действием.
- Ж. Пиаже и А. Валлон в качестве критерия развития используют стадиальное развитие.
- До 7 лет суждение о моральности поступка выносится по: будут ли такой поступок наказан или удостоится похвалы, после 7 лет – по: суждение о поступке выносится в связи с той пользой, которую можно будет извлечь.
- По мнению Л.С. Выготского, реальным основанием для периодизации явилась внутренняя логика детского развития - процесса самодвижения, возникновения и образования в психике нового.
- Согласно З. Фрейду, развитие личности соответствует психосексуальному развитию человека, причем каждый из этапов характеризуется определенным способом проявления или непроявления либидо через эрогенные зоны, присущие данному возрасту.
- Главное возражение против теории З. Фрейда касается той значительной роли, которую она отводит полу в развитии личности.
- Снижение активности и интересов, связанных с сексом, соответствует латентной стадии (5-12 лет) в периодизации З. Фрейда.
- Представление о сохранении некоторых признаков объекта появляется у ребенка на стадии интеллектуального развития.
- На стадии формальных операций мыслительные операции могут совершаться без без опоры на чувственное восприятие конкретных объектов.
- Нравственное развитие тесно связано с когнитивным развитием.
- В процессе нравственного развития человек проходит эволюцию от эгоцентрического отношения к окружающим до более гибкой позиции.
- Вынося суждение о поступке, женщина скорее будет руководствоваться не принципами, а представлением о личности того, кто конкретно совершил данный поступок.
- Возрастное новообразование – это психические и социальные изменения, возникающие на данной ступени развития и определяющие сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь.
- В стабильные периоды развитие совершается за счет микроскопических изменений которые, накапливаясь до определенного предела, затем скачкообразно обнаруживаются в виде какого-либо возрастного новообразования.
- Особенности критических возрастов:
· кризис новорожденности - отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста;
· кризис одного года - отделяет младенчество от раннего детства;
· кризис трех лет - переход к дошкольному возрасту;
· кризис семи лет - соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом;
· кризис тринадцати лет - совпадает с переходом к подростковому возрасту.
- Специфика развития в кризисный период состоит в том, что в дебюте кризиса ребенок открывает новую идеальную форму и ее отношение к реальной становится социальной ситуацией развития.
- Под “нормой” в психологии развития понимают некую норму развития личности, то есть, нечто усредненное, то, что вкладывается в среднестатистические данный среди исследуемой группы.
- В основе периодизации В.И. Слободчикова лежит понятие включающее одновременно и объект, и источник развития.
- Социальная ситуация развития – это особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, типичное для каждого возрастного этапа.
- К системе “ ребенок - общественный взрослый” относятся следующие ведущие деятельности, которые ориентируют ребенка на нормы отношений между людьми.
- К системе “ребенок - общественный предмет” относятся следующие ведущие деятельности: благодаря которым усваиваются общественно выработанные способы действий с предметами и различные эталоны.
- Ведущая деятельность – это деятельность, выполнение которой определяет формирование основных психологических новообразований человека на данной ступени развития его личности.
- В деятельности системы “ребенок - общественный предмет” происходит освоение общественно выработанных способов действий с предметами и эталонов, выделяющих в предметах те или иные их стороны.
- Переход от одной эпохи к другой, согласно периодизации Д.Б. Эльконина, происходит при возникновении несоответствия между операционально-техническими возможностями ребенка и задачами и мотивами деятельности, на основе которых они сформировались.
- Трудновоспитуемость в критические периоды наступает из-за того, что изменение эмпирического изучения, не поспевает за быстрыми изменениями.
- Возрастной кризис связан с изменением физических данных и психологических характеристик ребенка, с целостной перестройкой его организма и поведения.
- По мнению Э. Эриксона, резкое изменение общественных условий существования взрослой личности может привести к "одержимости формальной стороной" ритуализации.
- Идентичность – это конфигурация, которая возникает в результате успешного эго-синтеза и ресинтеза в течение детства.
- Те процессы развития, которые более или менее непосредственно связаны с основными новообразованиями, называют центральными линиями развития в данном возрасте. Все другие процессы, совершающиеся в данном возрасте, называют побочными линиями развития.
- При относительно мягкой системе отношений кризис внешне протекает мягче; в этих случаях дети сами активно ищут возможности противопоставить себя взрослому, "им такое противопоставление внутренне необходимо ".
- В предкритической фазе ребенку открывается неполнота той реальной формы, в которой он живет. Такое открытие возможно лишь на основе возникновения представления об иной (новой) идеальной форме.
- В кризисе на этапе конфликта обнаруживаются и эмоционально переживаются преграды к реализации идеальной формы.
- Разрешение кризиса создает новую зону ближайшего развития и невозможно в старой системе отношений.
- В качестве критерия для периодизации Д.Б. Эльконин предлагает закон чередования, периодичности разных типов деятельности.
- По мнению Д.Б. Эльконина, каждая эпоха в развитии ребенка построена по общему принципу. Она открывается периодом, в котором идет усвоение задач, мотивов и норм человеческой деятельности и развитие мотивационно-потребностной сферы. Здесь подготавливается переход ко второму периоду, в котором происходит преимущественное усвоение способов действий с предметами и формирование операционно - технических возможностей.
- Кризис рождения в периодизации В.И. Слободчикова, это переход в новую общность. Вхождение в новую общность подобно новому рождению (человек рождается не единожды) и сопровождается сдвигом, качественным преобразованием в системе отношений с миром, с людьми и собой, внутри которой протекал предыдущий этап развития субъекта.
- Кризис развития – это освоение новой общности.
- Согласно теории научения развитие ребенка - постепенное, пошаговое накопление образцов памяти, знаний, умений и навыков.
- Теория «трех ступеней» детского развития К.Бюлера подход отождествлял этапы развития ребенка со ступенями развития животных. Представители этого подхода: И. П. Павлов, Э. Торндайк, В. Келлер.
- Скиннер выступал против наказания как метода воспитания, поскольку наказание указывает на то, чего человек не должен делать, но не раскрывает, как следует поступать.
- По мнению А. Бандуры, научение происходит на основе наблюдения и подражания авторитетным образцам.
- Корни чувства отчужденности, оторванности от окружающих людей и дел, неспособности молодых людей найти свое место в жизни общества, по мнению У. Бронфенбреннера, кроются в особенностях современной семьи, в частности, дефиците родительского общения (особенно отцовского).
- По мнению З. Фрейда, “Сверх-Я” формируется на оральной стадии.
- А. Фрейд выделяет следующие защитные механизмы: вытеснение, перенос, сублимация, проекция, регрессия.
- По мнению А.Фрейд, детское развитие - процесс постепенной социализации ребенка, подчиняющийся закону перехода от принципа удовольствия к принципу реальности.
Контрольное задание №2
I. Вставьте пропущенные слова, закончите предложения:
- Симптомы кризиса трех лет: негативизм, упрямство, строптивость.
- Ведущая психическая функция в раннем детстве – восприятие.
- Ведущая психическая функция в дошкольном возрасте – память.
- Ведущая психическая функция в младшем школьном возрасте – мышление.
- Активное овладение речью начинается в раннем (возраст).
- Новообразование новорожденности - комплекс оживления, т.е. первая специфическая реакция ребенка на человека.
- Особенности сна новорожденного: продолжительность.
- Особенности психики новорожденного обусловлены (чем?) его исключительно социальной природой.
- Симптомы окончания кризиса новорожденности:
- психологический - комплекс оживления.
- физиологический - появление зрительного и слухового сосредоточения.
- медицинский - приобретение ребенком первоначального веса.
- Симптом кризиса семи лет - утрата детской непосредственности.
- Новообразования кризиса одного года: считают мотивируемые представления, активность.
- Новообразования кризиса семи лет: возникновение личного сознания и конкретной самооценки.
- Особенности автономной детской речи:
- ситуативность, влекущая за собой неустойчивость значений «слов», их неопределенность, многозначность;
- своеобразные «обобщения», когда одним словом объединяются разнородные предметы. Обычно предметы объединяются по какому-то одному, часто несущественному с логической точки зрения признаку;
- отсутствие флексий и синтаксических отношений, слова не связываются в предложения, а больше похожи на отдельные восклицания.
- автономная речь понятна только близким взрослым, понимающим значения слов ребенка.
- “Полевое поведение” ребенка раннего возраста обусловлено (чем?) совокупностью импульсивных ответов на стимулы внешней среды.
- Факт амнезии в раннем детстве объясняется события, происходящие в первые два года жизни, не могут достаточно сильно консолидироваться. Поэтому, если впечатления не очень яркие, их нельзя впоследствии воспроизвести.
- Для ребенка раннего детства нет проблемы понимания его взрослыми, так как автономная речь понятна только близким взрослым, понимающим значения слов ребенка.
- Новообразование раннее детство (возраст) - развитие основ социальных отношений.
- Д.Б. Эльконин называет игру в раннем детстве “как бы игрой”, так как игра является не отправлением организма, а формой поведения, т.е. деятельностью с вещами, причем обладающими элементами новизны.
- Особенности социальной ситуации развития в младенчестве: «ребенок—взрослый».
- Деструктивное поведение проявляется у ребенка от 1 – 3 лет.
- В школе необходимо контролировать не только результат запоминания, но и воспроизведению смысла, существа материала, доказательств, аргументации, логических схем, рассуждений. Очень важно научить учащихся правильно ставить цели для запоминания.
- Можно выделить следующие мотивы учения: к первой относятся познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и овладении новыми умениями, навыками и знаниями (познавательные мотивы). Вторая связана с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений (широкие социальные мотивы).
- Готовность к школьному обучению – это уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья.
- Особенности престижной мотивации заключаются в том, что желание получить высокую отметку, возрастает к 3-4 классу. Мотив избегания санкций, то есть наказания. Интерес к предмету (уменьшается в 5 раз – до 5% учащихся). Основная мотивация – внешняя, престижная и принудительная. Мотивация неустойчивая, нет интереса к определенным предметам.
- Для того чтобы проверить, есть ли у ребенка познавательная мотивация, необходимо через организацию реальных видов деятельности, общения и через осознание эталонов, норм мотивационных установок); обеспечить целостное и поэлементное формирование мотивации; подчеркнуть целесообразность изучения мотивации в ее формировании (изучение исходного уровня, динамики, появление качественных изменений, структурных новообразовании и выявление их устойчивости); использовать для этого совокупности диагностических методических приемов, позволяющих объективировать изменения в мотивационной сфере. При формировании мотивации важно не только изучать, но и корректировать, отдельные стороны ее развития, сопоставлять стратегию формирования мотивации и ходе исследования и в процессе воспитания. При этом необходимо учитывать систему показателей, параметров при оценке параметров результативности формирования мотивации.
- Д.Б. Эльконин выделяет три вида игры:
1. игра и развитие мотивационно – потребностной сферы;
2. игра и преодоление «познавательного эгоцентризма»;
|