До трех лет, когда малыш осознает наличие других людей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

До трех лет, когда малыш осознает наличие других людей.



С трех лет, когда ребенок осознает свое Я. Самоутверждается Я сам, осваивает нормы человеческих отношений, пытаясь уже ориентироваться на оценку взрослых, что в первую очередь определяется потребностью в общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности.

С десяти лет, когда подросток стремится утвердить свое Я в системе общественных отношений. Этот этап уже предполагает и осознание общения, и самоуправление в процессе общения, т.е. развитую личность.

Именно уровни социального развития наиболее благоприятны для формирования личности, ее стержневых качеств, а значит, для системы воспитательных воздействий, которые должны обеспечить школа и общество в целом.

 

ЧАСТЬ 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ

При представлении контрольных заданий полностью прописывайте само задание, цветом выделяйте вставленные фразы, определения, предложения и т.д.

Контрольное задание № 1

Вставьте пропущенные слова, закончите предложения:

  1. Возрастная психология – это отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики.
  2. наблюдение - преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения.
  3. Методы исследования возрастного развития можно разделить на 4 группы: организационный, эмпирические методы, методы обработки данных, интерпретационные методы.
  4. Цель лонгитюдинального исследования - изучение генетических связей между фазами жизни.
  5. В отличие от хронологического возраста, выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, понятие психологического возраста означает возраст.
  6. Возрастные особенности проявляются в единстве с их индивидуальной вариативностью психических функций на каждом этапе развития.
  7. При использовании метода возрастных срезов в качестве предмета исследования берутся различные возрастные интервалы.
  8. К низшим психическим функциям относятся сенсорная, моторная, мнемическая и пр.
  9. К высшим психическим функциям относятся память, мышление, восприятие, речь.
  10. Психологические орудия необходимы для овладением процессами.
  11. Промежуточным этапом между речью, обращенной к другому, и речью, обращенной к себе, является оцентрическая речь.
  12. Высшие психические функции (какие?) наиболее сложноорганизованныепсихические процессы. К высшим психическим функциям относят восприятие, память, мышление и речь.
  13. Процесс интериоризации - это превращение интерпсихологических отношений в интрапсихологические, в ходе которого происходит превращение внешних средств-знаков во внутренние.
  14. По мнению Л.С. Выготского, отличие отношений человека и природы от взаимоотношений обезьяны и природы в том, что явилось возникновение сознания.
  15. Существует три группы схем периодизации:
  1. периодизация на основе внешних критериев, без связи с физическим и психическим развитием человека;
  2. периодизация на основе на одном внутреннем критерии. Выбор критерия, который ложится в основу классификации, субъективен и происходит по самым разным причинам;
  3. периодизация основывается на нескольких существенных особенностях развития и может учитывать изменение важности критериев со временем.
  1. К. Бюлер связывает ступени развития с развитием не только с созреванием мозга и усложнением отношений с окружающей средой, но и с развитием аффективных процессов, с развитием переживания удовольствия, связанного с действием.
  2. Ж. Пиаже и А. Валлон в качестве критерия развития используют стадиальное развитие.
  3. До 7 лет суждение о моральности поступка выносится по: будут ли такой поступок наказан или удостоится похвалы, после 7 лет – по: суждение о поступке выносится в связи с той пользой, которую можно будет извлечь.
  4. По мнению Л.С. Выготского, реальным основанием для периодизации явилась внутренняя логика детского развития - процесса самодвижения, возникновения и образования в психике нового.
  5. Согласно З. Фрейду, развитие личности соответствует психосексуальному развитию человека, причем каждый из этапов характеризуется определенным способом проявления или непроявления либидо через эрогенные зоны, присущие данному возрасту.
  6. Главное возражение против теории З. Фрейда касается той значительной роли, которую она отводит полу в развитии личности.
  7. Снижение активности и интересов, связанных с сексом, соответствует латентной стадии (5-12 лет) в периодизации З. Фрейда.
  8. Представление о сохранении некоторых признаков объекта появляется у ребенка на стадии интеллектуального развития.
  9. На стадии формальных операций мыслительные операции могут совершаться без без опоры на чувственное восприятие конкретных объектов.
  10. Нравственное развитие тесно связано с когнитивным развитием.
  11. В процессе нравственного развития человек проходит эволюцию от эгоцентрического отношения к окружающим до более гибкой позиции.
  12. Вынося суждение о поступке, женщина скорее будет руководствоваться не принципами, а представлением о личности того, кто конкретно совершил данный поступок.
  13. Возрастное новообразование – это психические и социальные изменения, возникающие на данной ступени развития и определяющие сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь.
  14. В стабильные периоды развитие совершается за счет микроскопических изменений которые, накапливаясь до определенного предела, затем скачкообразно обнаруживаются в виде какого-либо возрастного новообразования.
  15. Особенности критических возрастов:

· кризис новорожденности - отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста;

· кризис одного года - отделяет младенчество от раннего детства;

· кризис трех лет - переход к дошкольному возрасту;

· кризис семи лет - соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом;

· кризис тринадцати лет - совпадает с переходом к подростковому возрасту.

  1. Специфика развития в кризисный период состоит в том, что в дебюте кризиса ребенок открывает новую идеальную форму и ее отношение к реальной становится социальной ситуацией развития.
  2. Под “нормой” в психологии развития понимают некую норму развития личности, то есть, нечто усредненное, то, что вкладывается в среднестатистические данный среди исследуемой группы.
  3. В основе периодизации В.И. Слободчикова лежит понятие включающее одновременно и объект, и источник развития.
  4. Социальная ситуация развития – это особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, типичное для каждого возрастного этапа.
  5. К системе “ ребенок - общественный взрослый” относятся следующие ведущие деятельности, которые ориентируют ребенка на нормы отношений между людьми.
  6. К системе “ребенок - общественный предмет” относятся следующие ведущие деятельности: благодаря которым усваиваются общественно выработанные способы действий с предметами и различные эталоны.
  7. Ведущая деятельность – это деятельность, выполнение которой определяет формирование основных психологических новообразований человека на данной ступени развития его личности.
  8. В деятельности системы “ребенок - общественный предмет” происходит освоение общественно выработанных способов действий с предметами и эталонов, выделяющих в предметах те или иные их стороны.
  9. Переход от одной эпохи к другой, согласно периодизации Д.Б. Эльконина, происходит при возникновении несоответствия между операционально-техническими возможностями ребенка и задачами и мотивами деятельности, на основе которых они сформировались.
  10. Трудновоспитуемость в критические периоды наступает из-за того, что изменение эмпирического изучения, не поспевает за быстрыми изменениями.
  11. Возрастной кризис связан с изменением физических данных и психологических характеристик ребенка, с целостной перестройкой его организма и поведения.
  12. По мнению Э. Эриксона, резкое изменение общественных условий существования взрослой личности может привести к "одержимости формальной стороной" ритуализации.
  13. Идентичность – это конфигурация, которая возникает в результате успешного эго-синтеза и ресинтеза в течение детства.
  14. Те процессы развития, которые более или менее непосредственно связаны с основными новообразованиями, называют центральными линиями развития в данном возрасте. Все другие процессы, совершающиеся в данном возрасте, называют побочными линиями развития.
  15. При относительно мягкой системе отношений кризис внешне протекает мягче; в этих случаях дети сами активно ищут возможности противопоставить себя взрослому, "им такое противопоставление внутренне необходимо ".
  16. В предкритической фазе ребенку открывается неполнота той реальной формы, в которой он живет. Такое открытие возможно лишь на основе возникновения представления об иной (новой) идеальной форме.
  17. В кризисе на этапе конфликта обнаруживаются и эмоционально переживаются преграды к реализации идеальной формы.
  18. Разрешение кризиса создает новую зону ближайшего развития и невозможно в старой системе отношений.
  19. В качестве критерия для периодизации Д.Б. Эльконин предлагает закон чередования, периодичности разных типов деятельности.
  20. По мнению Д.Б. Эльконина, каждая эпоха в развитии ребенка построена по общему принципу. Она открывается периодом, в котором идет усвоение задач, мотивов и норм человеческой деятельности и развитие мотивационно-потребностной сферы. Здесь подготавливается переход ко второму периоду, в котором происходит преимущественное усвоение способов действий с предметами и формирование операционно - технических возможностей.
  21. Кризис рождения в периодизации В.И. Слободчикова, это переход в новую общность. Вхождение в новую общность подобно новому рождению (человек рождается не единожды) и сопровождается сдвигом, качественным преобразованием в системе отношений с миром, с людьми и собой, внутри которой протекал предыдущий этап развития субъекта.
  22. Кризис развития – это освоение новой общности.
  23. Согласно теории научения развитие ребенка - постепенное, пошаговое накопление образцов памяти, знаний, умений и навыков.
  24. Теория «трех ступеней» детского развития К.Бюлера подход отождествлял этапы развития ребенка со ступенями развития животных. Представители этого подхода: И. П. Павлов, Э. Торндайк, В. Келлер.
  25. Скиннер выступал против наказания как метода воспитания, поскольку наказание указывает на то, чего человек не должен делать, но не раскрывает, как следует поступать.
  26. По мнению А. Бандуры, научение происходит на основе наблюдения и подражания авторитетным образцам.
  27. Корни чувства отчужденности, оторванности от окружающих людей и дел, неспособности молодых людей найти свое место в жизни общества, по мнению У. Бронфенбреннера, кроются в особенностях современной семьи, в частности, дефиците родительского общения (осо­бенно отцовского).
  28. По мнению З. Фрейда, “Сверх-Я” формируется на оральной стадии.
  29. А. Фрейд выделяет следующие защитные механизмы: вытеснение, перенос, сублимация, проекция, регрессия.
  30. По мнению А.Фрейд, детское развитие - процесс постепенной социализации ребенка, подчиняющийся закону перехода от принципа удовольствия к принципу реальности.

 

 

Контрольное задание №2

I. Вставьте пропущенные слова, закончите предложения:

  1. Симптомы кризиса трех лет: негативизм, упрямство, строптивость.
  2. Ведущая психическая функция в раннем детстве – восприятие.
  3. Ведущая психическая функция в дошкольном возрасте – память.
  4. Ведущая психическая функция в младшем школьном возрасте – мышление.
  5. Активное овладение речью начинается в раннем (возраст).
  6. Новообразование новорожденности - комплекс оживления, т.е. первая специфическая реакция ребенка на человека.
  7. Особенности сна новорожденного: продолжитель­ность.
  8. Особенности психики новорожденного обусловлены (чем?) его исключительно социальной приро­дой.
  9. Симптомы окончания кризиса новорожденности:
  1. психологический - комплекс оживления.
  2. физиологический - появление зрительного и слухового сосредоточения.
  3. медицинский - приобретение ребенком первоначального веса.
  1. Симптом кризиса семи лет - утрата детской непосредственности.
  2. Новообразования кризиса одного года: считают мотивируемые представления, активность.
  3. Новообразования кризиса семи лет: возникновение личного сознания и конкретной самооценки.
  4. Особенности автономной детской речи:

- ситуативность, влекущая за собой неустойчивость значений «слов», их неопределенность, многозначность;

- своеобразные «обобщения», когда одним словом объединяются разнородные предметы. Обычно предметы объединяются по какому-то одному, часто несущественному с логической точки зрения признаку;

- отсутствие флексий и синтаксических отношений, слова не связываются в предложения, а больше похожи на отдельные восклицания.

- автономная речь понятна только близким взрослым, понимающим значения слов ребенка.

  1. “Полевое поведение” ребенка раннего возраста обусловлено (чем?) совокупностью импульсивных ответов на стимулы внешней среды.
  2. Факт амнезии в раннем детстве объясняется события, происходящие в первые два года жизни, не могут достаточно сильно консолидироваться. Поэтому, если впечатления не очень яркие, их нельзя впоследствии воспроизвести.
  3. Для ребенка раннего детства нет проблемы понимания его взрослыми, так как автономная речь понятна только близким взрослым, понимающим значения слов ребенка.
  4. Новообразование раннее детство (возраст) - развитие основ социальных отношений.
  5. Д.Б. Эльконин называет игру в раннем детстве “как бы игрой”, так как игра является не отправлением организма, а формой поведения, т.е. деятельностью с вещами, причем обладающими элементами новизны.
  6. Особенности социальной ситуации развития в младенчестве: «ребенок—взрослый».
  7. Деструктивное поведение проявляется у ребенка от 1 – 3 лет.
  8. В школе необходимо контролировать не только результат запоминания, но и воспроизведению смысла, существа материала, доказательств, аргументации, логических схем, рассуждений. Очень важно научить учащихся правильно ставить цели для запоминания.
  9. Можно выделить следующие мотивы учения: к первой относятся познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и овладении новыми умениями, навыками и знаниями (познавательные мотивы). Вторая связана с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений (широкие социальные мотивы).
  10. Готовность к школьному обучению – это уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья.
  11. Особенности престижной мотивации заключаются в том, что желание получить высокую отметку, возрастает к 3-4 классу. Мотив избегания санкций, то есть наказания. Интерес к предмету (уменьшается в 5 раз – до 5% учащихся). Основная мотивация – внешняя, престижная и принудительная. Мотивация неустойчивая, нет интереса к определенным предметам.
  12. Для того чтобы проверить, есть ли у ребенка познавательная мотивация, необходимо через организацию реальных видов деятельности, общения и через осознание эталонов, норм мотивационных установок); обеспечить целостное и поэлементное формирование мотивации; подчеркнуть целесообразность изучения мотивации в ее формировании (изучение исходного уровня, динамики, появление качественных изменений, структурных новообразовании и выявление их устойчивости); использовать для этого совокупности диагностических методических приемов, позволяющих объективировать изменения в мотивационной сфере. При формировании мотивации важно не только изучать, но и корректировать, отдельные стороны ее развития, сопоставлять стратегию формирования мотивации и ходе исследования и в процессе воспитания. При этом необходимо учитывать систему показателей, параметров при оценке параметров результативности формирования мотивации.
  13. Д.Б. Эльконин выделяет три вида игры:

1. игра и развитие мотивационно – потребностной сферы;

2. игра и преодоление «познавательного эгоцентризма»;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 2034; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.204.24.82 (0.01 с.)