Предлагает считать зону ближайшего развития, которая представляет собой 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предлагает считать зону ближайшего развития, которая представляет собой



разницу в уровне сложности задач, решаемых ребенком самостоятельно и

Выполняемых им в сотрудничестве с взрослыми или другими детьми.

  1. В чем сущность понятия "зона ближайшего развития" и что нового в понимание нормы развития вносит эта теоретическая идея?

Ответ: При определении теоретического значения данного понятия следует

подчеркнуть, что оно:

Раскрывает внутренние связи, определяющие процесс умственного

развития;

Показывает социальную детерминированность внутренних

индивидуальных свойств ребенка;

Делает явными скрытые процессы умственного созревания, которые

Должны завершиться в ближайший и последующие периоды

возрастного развития ребенка;

Открывает путь к изучению связей, существующих между отдельными

Периодами, к установлению значения предшествующего периода для

Наступления последующего.

Практическое значение данного диагностического принципа связано с

Тем, что он позволяет вплотную приблизиться к решению вопроса о

Сензитивности отдельных периодов детского развития к определенному типу

Педагогического воздействия.

  1. В чем различие между описательным и объяснительным диагнозом развития, по мнению Л.С. Выготского?

Ответ: Смысл кризиса Выготский определяет как борьбу этих 2-х психологий – объяснительной и описательной. Практика, по мнению Выготского, подталкивает психологию к выбору материалистической парадигмы, психология должна быть объяснительной наукой.

  1. Какой исследовательский метод адекватен для диагностики развития, по утверждению Л.С. Выготского?

Ответ: научное решение задач диагностики развития возможно лишь на основе

всестороннего изучения структуры и динамики возрастных изменений. Анализ данной части работы позволяет выявить следующие этапы в диагностике развития ребенка:

I Этап – констатация отдельных показателей развития за истекший период.

Это результаты прошедшего этапа.

II Этап – определение процессов, находящихся на стадии созревания.

 

Статья 3.

Фельдштейн, Д. И. Стадиальные характеристики социализации-индивидуализации и уровни становления личности (Гл.6 из книги «Психология взросления»).

 

Проверочные вопросы на понимание и усвоение материала статьи:

1.В чем состоят структурно-содержательные характеристики разных периодов детства?

Ответ: В индивидуальном варианте — это, как правило, устойчивая последовательность актов взросления растущего человека, его состояние «до взрослости». В обобщенном — это совокупность детей разных возрастов, составляющих «до взрослый контингент» общества.

2. Что понимает Д.И. Фельдштейн под отношением «ребенок-общество»?

Ответ: в концепции Д.И. Фельдштейна прослежена стержневая линия личностного становления, выражающаяся в последовательно усложняющейся позиции Я ребенка как определяющей субстанциальную сущность его социального созревания. Показано, что процесс самоопределения ребенка, развития его сознания представляет собой не «случайные» или локально формируемые накопления, а интегративные, постоянно воспроизводимые состояния, реализуемые в его концепции отношения Я к обществу, вбирающей на каждом этапе все возрастные новообразования.

3. От чего зависит характер изменения «ребенок-общество» позиции?

Ответ: социальное развитие личности представляет собой сложный, многофакторно обусловленный процесс, который осуществляется в развертываемой деятельности ребенка, противоречивое взаимопересечение двух сторон которой создает своеобразные узлы социального движения.

Именно в раскрытии закономерностей и механизмов развития внутри стадий, периодов, этапов, фаз кроются возможности выявления характера процесса развертывания социализации – индивидуализации, факторов, его определяющих, что позволяет углубленно рассматривать социальное развитие на всей обширной дистанции – от рождения до социальной зрелости человека как личности.

4. В чем разница между позициями «Я в обществе» и «Я и общество»?

Ответ: В социальной позиции, складывающейся на промежуточном рубеже развития (именно она обозначается формулой «я в обществе»), реализуется потребность развивающейся личности в приобщении себя к обществу – от рассмотрения себя среди других, стремления быть, как другие, до утверждения себя среди других, самореализации. На узловом, поворотном рубеже развития, когда формируется социальная позиция, обозначаемая нами формулой «я и общество», реализуется потребность растущего человека в определении своего места в обществе, в общественном признании – от осознания наличия своего «Я», своей «самости» до стремления к реальному выделению своего «Я» в системе равноправных отношений с другими людьми.

Д.И. Фельдштейн вводит представление о чередующемся развитии двух личностных позиций ребенка: Я в обществе и Я и общество. Первая позиция характеризуется преобладанием процесса социализации. Новые отношения с людьми делают неопределенными контуры личности ребенка, он податливо отзывается на влияние общества. Вторая позиция выступает как процесс индивидуализации. Ее содержанием является осознание себя в качестве субъекта общественных отношений. Позиция субъекта, согласно Фельдштейну, возникает уже у трехлетнего ребенка, в шесть лет она сменяется его установкой на новые социализирующие воздействия. Однако у подростка в период от 10 до 15 лет, на основе развития сознания и самосознания, вновь преобладает позиция Я и общество.

5. В какие возрастные периоды наиболее интенсивно развивается каждая позиция?

Ответ: В целом в исследованиях подчеркивается, что на протяжении всего развития личности в онтогенезе имеют место различные уровни социальной зрелости личности, но главные узлы этого развития отражаются в трех этапах:

До трех лет, когда малыш осознает наличие других людей.

С трех лет, когда ребенок осознает свое Я. Самоутверждается Я сам, осваивает нормы человеческих отношений, пытаясь уже ориентироваться на оценку взрослых, что в первую очередь определяется потребностью в общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности.

С десяти лет, когда подросток стремится утвердить свое Я в системе общественных отношений. Этот этап уже предполагает и осознание общения, и самоуправление в процессе общения, т.е. развитую личность.

Именно уровни социального развития наиболее благоприятны для формирования личности, ее стержневых качеств, а значит, для системы воспитательных воздействий, которые должны обеспечить школа и общество в целом.

6. Чем фиксируются устанавливаемые изменения позиции ребенка в обществе и по отношению к обществу?

Ответ: Предметно-практическая сторона деятельности, процессе которой происходит социализация ребенка – освоение социального опыта через освоение орудий знаков, символов, овладение социально-зафиксированными действиями, их социальной сущностью, выработка способов обращения с предметами, при оценке своих действий, умении присматриваться к себе, примерять себя к окружающему, рефлексии на свои действия и поведение, связана с утверждением позиции «Я» среди других – «я в обществе». В присвоении общественной сущности человека заключается главный смысл социального развития ребенка – от самовосприятия, рефлексии, самооценки, самоутверждения до самосознания, социальной ответственности, интериоризованных социальных мотивов, потребности в самореализации своих возможностей, субъективного осознания себя самостоятельным членом общества, понимания своего места и назначения в нем.

7. Что означают рубежи первого типа или «промежуточные рубежи»?

Ответ: Выявление и раскрытие особенностей разных позиций ребенка по отношению к обществу позволили выделить два типа закономерно проявляющихся рубежей социального развития личности, обозначенных нами промежуточными и узловыми.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 2211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.190.167 (0.003 с.)