Экзаменационная контрольная работа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экзаменационная контрольная работа



Экзаменационная КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по курсу Психология развития и возрастная психология

 

Вариант №_1

Выполнил: ( ФИО)

Проверил: к.психол.н., доцент каф. ОПиИП

Е.О.Шамшикова

 

Работа представлена _____________

Оценка_________________________

 

НОВОСИБИРСК 2013

 

 

Вариант № 1

 

Культурно-историческая теория Л.С. Выготского

Культурно-историческая теория развития психики и развития личности разрабатывалась Выготским и его школой (Леонтьев, Лурия и др.) в 20-30 гг. XX в (одной из первых публикаций была статья "Проблема культурного развития ребенка" в журнале "Педология" в 1928 г.).

Советский психолог Лев Выготский (1896-1934) был первым, кто подчеркнул важность социального контекста, в котором происходит большая часть когнитивного развития детей, а также значение исторического развития знания и понимания, являющихся совокупным достоянием всего общества. Он выдвинул основной вопрос: как мы коллективно извлекаем смысл из окружающего нас мира? В попытке ответа на него в контексте индивидуального развития Выготский привлек на помощь социологию, антропологию и историю. Его заключение было следующим: мы понимаем наш мир, усваивая значения, разделяемые окружающими нас людьми.

В этом подходе Л.С. Выготский предлагает рассматривать социальную среду не как один из факторов, а как главный источник развития личности. В развитии ребенка, замечает он, существует как бы две переплетенных линии. Первая следует путем естественного созревания, вторая состоит в овладении культурой, способами поведения и мышления. По теории Выготского, развитие мышления и других психических функций происходит в первую очередь не через их саморазвитие, а через использование ребенком "психологических орудий", путем овладения системой знаков-символов, таких как - язык, письмо, система счета.

Л.С.Выготский предположил существование двух линий развития психики:

· натуральной,

· культурно опосредствованной.

В соответствии с этими двумя линиями развития выделяются «низшие» и «высшие» психические функции.

Примерами низших, или естественных, психический функций могут служить непроизвольная память или непроизвольное внимание ребенка. Ребенок не может ими управлять: он обращает внимание на то, что ярко неожиданно; запоминает то, что случайно запомнилось. Низшие психические функции – это своего рода зачатки, из которых в процессе воспитания вырастают высшие психические функции (в данном примере – произвольное внимание и произвольная память).

Превращение низших психических функций в высшие происходит через овладение особыми орудиями психики – знаками и носит культурных характер. Роль знаковых систем в становлении и функционировании психики человека, безусловно, принципиально – оно определяет качественно новый этап и качественно иную форму существования психики.

Многие факты свидетельствуют, что осваивание ребенком знаковых систем не происходит само собой. Здесь проявляется роль взрослого. Взрослый, общаясь с ребенком и обучая его, сначала сам «овладевает» его психикой. Например, взрослый показывает ему что-то, по его мнению, интересное, и ребенок по воле взрослого обращает внимание на тот или иной предмет. Потом ребенок начинает сам регулировать свои психические функции с помощью тех средств, которые раньше применял к нему взрослый. Так же, будучи взрослыми людьми, мы, устав, можем сказать себе: «Ну-ка, посмотри сюда!» и действительно «овладеть» своим ускользающим вниманием или активизируем процесс воображения. Перепетии важного для нас разговора мы создаем и анализируем заранее, как бы проигрывая в речевом плане акты своего мышления. Затем происходит так называемое вращивание, или «интериоризация» - превращение внешнего средства во внутреннее. В результате из непосредственных, натуральных, непроизвольных психические функции становятся опосредствованными знаковыми системами, социальными и произвольными.

Культурно-исторический подход в психологии продолжает плодотворно развиваться и сейчас, как в нашей стране, так и за рубежом. Особенно эффективным этот подход оказался при решении проблем педагогики и дефектологии.

Список литературы


1. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000.

2. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет: Учебное пособие. – М.: Изд-во РОУ, 1996.

3. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 1999.

4. Мухина В.С. Психология детства и отрочества. Учебник для студентов психолого–педагогических факультетов вузов. – М.: институт практической психологии, 1998.

 

 

ЧАСТЬ 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЯ «ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ПО СТАТЬЯМ»

 

Прочитайте 3 статьи, ответьте на проверочные вопросы. Формулируйте свой ответ четко и лаконично. Обязательным требованием является перефразирование высказывания автора «своими словами». Перед каждым ответом обозначайте вопрос на который вы отвечаете.

Статья 1.

Эльконин, Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте (Из книги: Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды) / Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 1989. С. 60-77.

 

Проверочные вопросы на понимание и усвоение материала статьи:

1. Почему периодизации построенные на основе фактически сложившейся системы воспитания и обучения Д.Б. Эльконин лишенными теоретических и практических оснований?

Ответ: установленное на педагогических основаниях членение детства относительно близко подходит к истинному, но не совпадает с ним, а главное, не связано с решением вопроса о движущих силах развития ребенка, о закономерностях переходов от одного периода к другому. Изменения, происходящие в системе воспитательно-образовательной работы, вскрывают то обстоятельство, что «педагогическая периодизация» не имеет должных теоретических оснований и не в состоянии ответить на ряд существенных практических вопросов

2. Кто из исследователей отечественной психологии заложил основы развития детской психологии в нашей стране?

Ответ: В тридцатые годы проблеме периодизации большое внимание уделяли П. П. Блонский и Л. С. Выготский, заложившие основы развития детской психологии в нашей стране.

3. Почему П.П. Блонский был противником чисто эволюционистских представлений о ходе детского развития?

Ответ: П. П. Блонский был противником чисто эволюционистских представлений о ходе детского развития. Он считал, что детское развитие является прежде всего процессом качественных преобразований, сопровождающихся переломами, скачками. Он писал, что эти изменения «могут происходить резко критически, и могут происходить постепенно, литически. Условимся называть эпохами и стадиями времена детской жизни, отделенные друг от друга кризисами, более (эпохи) или менее (стадии) резкими. Условимся также называть фазами времена детской жизни, отграниченные друг от друга литически».

4. В чем разница между понятиями эпоха, стадия и фаза?

Ответ: Эпоха: — длительный период времени, выделяемый по каким-нибудь характерным явлениям, событиям.

Статья 2.

Выготский, Л.С. Проблема возраста / Собрание сочинений. Т. 4, ч. 2.

Проверочные вопросы на понимание и усвоение материала статьи:

  1. Как характеризует автор каждую из трех выделенных им групп периодизаций психического развития?

Ответ: Для первой группы характерно построение периодизации на основе внешнего, но связанного с самим процессом развития критерия.

Концепция о психическом развитии человека: историзм и системность — вот главные принципы в подходе к исследованию психологической действительности, и прежде всего сознания как специфически человеческой ее формы.

  1. Каковы могут быть, с точки зрения автора, принципы построения подлинной периодизации психического развития?

Ответ: "Л. С. Выготский писал, — где следует искать ее реальное основание: только внутренние изменения самого развития, только переломы и повороты в его течении могут дать надежное основание для определения главных эпох построения личности ребенка, которые мы называем возрастами»..."

  1. Какие параметры могут и должны быть положены в основу построения научной периодизации психического развития, по утверждению Л.С. Выготского?

Ответ: Л.С.Выготский отмечал, что необходимо выделить объективные основания, указывающие на изменение возраста и перехода ребенка на новый этап развития. Он ввел понятия психологические новообразования и социальная ситуация развития (характер отношений между ребенком и обществом, которые складываются в данный период). Л.С.Выготский считал, что исследование переходов от одного периода развития к другому дает возможность раскрыть внутренние противоречия развития. Центральным моментом при рассмотрении динамики психического развития был для Л.С.Выготского анализ социальной ситуации развития. Распад старой и возникновение основ новой социальной ситуации развития, по мысли Выготского, и составляет главное содержание критических возрастов.

  1. В чем, с точки зрения автора, заключается принципиальная новизна его подхода к построению периодизаций психического развития?

Ответ: Для Льва Семеновича Выготского развитие — это прежде всего возникновение нового. Стадии развития характеризуются возрастными новообразованиями, т.е. качествами или свойствами, которых не было раньше в готовом виде. Источником развития, по Выготскому, является социальная среда. Взаимодействие ребенка со своим социальным окружением, воспитывающим и обучающим его, определяет возникновение возрастных новообразований.

  1. Что понимается Л.С. Выготским под возрастными новообразованиями?

Ответ: Под возрастными новообразованиями следует понимать тот новый тип строения личности и ее деятельности, те физические и социальные изменения, которые возникают наданной ступени впервые и которые определяют в самом главном и основном сознание ребенка в егоотношении к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь и весь ход его развития в данный период.

  1. Чем различается структура и динамика стабильных и кризисных возрастов психического развития?

Ответ: Л.С. Выготский рассматривает динамику переходов от одного возраста к другому. На разных этапах изменения в детской психике могут происходить медленно и постепенно, а могут – быстро и резко. Выделяются стабильные и кризисные стадии развития, их чередование – закон детского развития. Для стабильного периода характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в Личности р-ка. По продолжительности долгие. Незначительные, минимальные изменения накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии: появляются возрастные новообразования, устойчивые, фиксирующиеся в структуре Личности.

  1. В чем своеобразие кризисных возрастов и кризисных новообразований?

Ответ: В этих периодах на протяжении относительно короткого времени (несколько месяцев, год или, самое большое, два) сосредоточены резкие и капитальные сдвиги и смещения, изменения и переломы в личности ребенка. Ребенок в очень короткий срок меняется весь в целом, в основных чертах личности. Развитие принимает бурный, стремительный, иногда катастрофический характер, оно напоминает революционное течение событий как по темпу происходящих изменений, так и по смыслу совершающихся перемен. Это поворотные пункты в детском развитии, принимающем иногда форму острого кризиса.

Самое существенное содержание развития в критические возрасты заключается в возникновении новообразований (Л.С.Выготский).
Вокруг основного (центрального) новообразования данного возраста располагаются и группируются все остальные частичные новообразования, относящиеся к отдельным сторонам личности ребенка, и процессы развития, связанные с новообразованиями предшествующих возрастов. Раз возникшие новообразования в сознательной личности ребенка приводят к тому, что изменяется сама эта личность. Новая структура сознания, приобретаемая в данном возрасте, неизбежно означает и новый характер восприятия внешней действительности и деятельности в ней, новый характер восприятия внутренней жизни самого ребенка и внутренней активности его психических функций. В результате возрастного развития возникающие к концу данного возраста новообразования приводят к перестройке всей структуры сознания ребенка и тем самым изменяют всю систему его отношений к внешней действительности и к самому себе.

  1. Каковы место и роль кризисных периодов в развитии ребенка, с точки зрения Л.С. Выготского?

Ответ: Л.С. Выготский придавал кризисам большое значение и рассматривал чередование стабильных и кризисных периодов как закон детского развития. Кризис начинается и завершается незаметно, его границы размыты, неотчетливы. Обострение наступает в середине периода. Для окружающих ребенка людей оно связано с изменением поведения, появлением «трудновоспитуемое™», как пишет Л.С. Выготский. Ребенок выходит из-под контроля взрослых, и те меры педагогического воздействия, которые раньше имели успех, теперь перестают действовать. Аффективные вспышки, капризы, более или менее острые конфликты с близкими — типичная картина кризиса, характерная для многих детей. У школьников падает работоспособность, ослабляется интерес к занятиям, снижается успеваемость, иногда возникают мучительные переживания, внутренние конфликты.

  1. Что нового в понимание роли среды в развитии ребенка вносит Л.С. Выготский?

Ответ: Л.С. Выготский подчеркивал, что отношение к среде меняется с возрастом, а следовательно, меняется и роль среды в развитии. Он подчеркивал, что среду надо рассматривать не абсолютно, а относительно, так как влияние среды определяется переживаниями ребенка. Понимание формы развития как приспособления, адаптации ребенка к окружающей его среде - главная черта натуралистических концепций. По Л.С. Выготскому, психическое развитие ребенка происходит путем присвоения исторически выработанных форм и способов деятельности. В отличие от этого биологический тип развития происходит в процессе приспособления к природе, путем наследования свойств вида и/или путем накопления индивидуального опыта. У человека нет врожденных форм поведения в среде. Его развитие происходит путем присвоения исторически выработанных форм и способов деятельности.

  1. Что понимает автор под социальной ситуацией развития?

Ответ: Социальная ситуация развития лат. socialis — общественный] — сущностная характеристика возрастного периода развития, введенная Л.С. Выготским. С. с. р. — это единственное и неповторимое, специфическое для данного возраста отношение между ребенком и средой. С. с. р. определяет весь образ жизни ребенка, его социальное бытие, особенности его сознания. С. с. р., как отношение между развивающимся субъектом и средой, определяет: 1) объективное место ребенка в системе социальных отношений и соответствующие ожидания и требования, предъявляемые к нему обществом (А.Н.Леонтьев); 2) особенности понимания ребенком занимаемой им социальной позиции и своих взаимоотношений с окружающими людьми; отношение ребенка к своей позиции в терминах принятия — непринятия. С. с. р. ставит перед субъектом на каждом возрастном этапе специфические задачи развития, разрешение которых и составляет содержание психического развития в данном возрасте. Достижения психического развития ребенка постепенно приходят в противоречие со старой С. с. р., что приводит к слому прежних и построению новых отношений с социальной средой, а следовательно к новой С. с. р. Вновь возникшее противоречие между новыми, более высокими социальными ожиданиями и требованиями к ребенку и его возможностями разрешается путем опережающего развития соответствующих психологических способностей. Таким образом, скачкообразное изменение С. с. р. выступает одним из существенных компонентов возрастных кризисов развития. Анализ С. с. р. позволяет выделить «ближайшие» и «далекие» отношения ребенка к обществу (Л.С. Выготский), т.е. два плана отношений: отношения «ребенок — общественный взрослый», как представитель социальных требований, норм и общественных смыслов деятельности; отношения «ребенок — близкий взрослый и сверстник», реализующий индивидуально личностные отношения. С. с. р. включает такие сферы взаимоотношений как семья, детский сад, школа, общение с близкими сверстниками, неформальные молодежные организации, дополнительные образовательные учреждения и др.

  1. В чем состоят проблемы определения реального уровня
    развития ребенка, по мнению Л.С. Выготского?

Ответ: Фундаментальным критерием диагностики развития Л.С. Выготский

Наступления последующего.

Статья 3.

Фельдштейн, Д. И. Стадиальные характеристики социализации-индивидуализации и уровни становления личности (Гл.6 из книги «Психология взросления»).

 

Проверочные вопросы на понимание и усвоение материала статьи:

1.В чем состоят структурно-содержательные характеристики разных периодов детства?

Ответ: В индивидуальном варианте — это, как правило, устойчивая последовательность актов взросления растущего человека, его состояние «до взрослости». В обобщенном — это совокупность детей разных возрастов, составляющих «до взрослый контингент» общества.

2. Что понимает Д.И. Фельдштейн под отношением «ребенок-общество»?

Ответ: в концепции Д.И. Фельдштейна прослежена стержневая линия личностного становления, выражающаяся в последовательно усложняющейся позиции Я ребенка как определяющей субстанциальную сущность его социального созревания. Показано, что процесс самоопределения ребенка, развития его сознания представляет собой не «случайные» или локально формируемые накопления, а интегративные, постоянно воспроизводимые состояния, реализуемые в его концепции отношения Я к обществу, вбирающей на каждом этапе все возрастные новообразования.

3. От чего зависит характер изменения «ребенок-общество» позиции?

Ответ: социальное развитие личности представляет собой сложный, многофакторно обусловленный процесс, который осуществляется в развертываемой деятельности ребенка, противоречивое взаимопересечение двух сторон которой создает своеобразные узлы социального движения.

Именно в раскрытии закономерностей и механизмов развития внутри стадий, периодов, этапов, фаз кроются возможности выявления характера процесса развертывания социализации – индивидуализации, факторов, его определяющих, что позволяет углубленно рассматривать социальное развитие на всей обширной дистанции – от рождения до социальной зрелости человека как личности.

4. В чем разница между позициями «Я в обществе» и «Я и общество»?

Ответ: В социальной позиции, складывающейся на промежуточном рубеже развития (именно она обозначается формулой «я в обществе»), реализуется потребность развивающейся личности в приобщении себя к обществу – от рассмотрения себя среди других, стремления быть, как другие, до утверждения себя среди других, самореализации. На узловом, поворотном рубеже развития, когда формируется социальная позиция, обозначаемая нами формулой «я и общество», реализуется потребность растущего человека в определении своего места в обществе, в общественном признании – от осознания наличия своего «Я», своей «самости» до стремления к реальному выделению своего «Я» в системе равноправных отношений с другими людьми.

Д.И. Фельдштейн вводит представление о чередующемся развитии двух личностных позиций ребенка: Я в обществе и Я и общество. Первая позиция характеризуется преобладанием процесса социализации. Новые отношения с людьми делают неопределенными контуры личности ребенка, он податливо отзывается на влияние общества. Вторая позиция выступает как процесс индивидуализации. Ее содержанием является осознание себя в качестве субъекта общественных отношений. Позиция субъекта, согласно Фельдштейну, возникает уже у трехлетнего ребенка, в шесть лет она сменяется его установкой на новые социализирующие воздействия. Однако у подростка в период от 10 до 15 лет, на основе развития сознания и самосознания, вновь преобладает позиция Я и общество.

5. В какие возрастные периоды наиболее интенсивно развивается каждая позиция?

Ответ: В целом в исследованиях подчеркивается, что на протяжении всего развития личности в онтогенезе имеют место различные уровни социальной зрелости личности, но главные узлы этого развития отражаются в трех этапах:

С трех лет, когда ребенок осознает свое Я. Самоутверждается Я сам, осваивает нормы человеческих отношений, пытаясь уже ориентироваться на оценку взрослых, что в первую очередь определяется потребностью в общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности.

Именно уровни социального развития наиболее благоприятны для формирования личности, ее стержневых качеств, а значит, для системы воспитательных воздействий, которые должны обеспечить школа и общество в целом.

6. Чем фиксируются устанавливаемые изменения позиции ребенка в обществе и по отношению к обществу?

Ответ: Предметно-практическая сторона деятельности, процессе которой происходит социализация ребенка – освоение социального опыта через освоение орудий знаков, символов, овладение социально-зафиксированными действиями, их социальной сущностью, выработка способов обращения с предметами, при оценке своих действий, умении присматриваться к себе, примерять себя к окружающему, рефлексии на свои действия и поведение, связана с утверждением позиции «Я» среди других – «я в обществе». В присвоении общественной сущности человека заключается главный смысл социального развития ребенка – от самовосприятия, рефлексии, самооценки, самоутверждения до самосознания, социальной ответственности, интериоризованных социальных мотивов, потребности в самореализации своих возможностей, субъективного осознания себя самостоятельным членом общества, понимания своего места и назначения в нем.

7. Что означают рубежи первого типа или «промежуточные рубежи»?

Ответ: Выявление и раскрытие особенностей разных позиций ребенка по отношению к обществу позволили выделить два типа закономерно проявляющихся рубежей социального развития личности, обозначенных нами промежуточными и узловыми.

С трех лет, когда ребенок осознает свое Я. Самоутверждается Я сам, осваивает нормы человеческих отношений, пытаясь уже ориентироваться на оценку взрослых, что в первую очередь определяется потребностью в общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности.

Именно уровни социального развития наиболее благоприятны для формирования личности, ее стержневых качеств, а значит, для системы воспитательных воздействий, которые должны обеспечить школа и общество в целом.

 

КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ

При представлении контрольных заданий полностью прописывайте само задание, цветом выделяйте вставленные фразы, определения, предложения и т.д.

Контрольное задание № 1

Вставьте пропущенные слова, закончите предложения:

  1. Возрастная психология – это отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики.
  2. наблюдение - преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения.
  3. Методы исследования возрастного развития можно разделить на 4 группы: организационный, эмпирические методы, методы обработки данных, интерпретационные методы.
  4. Цель лонгитюдинального исследования - изучение генетических связей между фазами жизни.
  5. В отличие от хронологического возраста, выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, понятие психологического возраста означает возраст.
  6. Возрастные особенности проявляются в единстве с их индивидуальной вариативностью психических функций на каждом этапе развития.
  7. При использовании метода возрастных срезов в качестве предмета исследования берутся различные возрастные интервалы.
  8. К низшим психическим функциям относятся сенсорная, моторная, мнемическая и пр.
  9. К высшим психическим функциям относятся память, мышление, восприятие, речь.
  10. Психологические орудия необходимы для овладением процессами.
  11. Промежуточным этапом между речью, обращенной к другому, и речью, обращенной к себе, является оцентрическая речь.
  12. Высшие психические функции (какие?) наиболее сложноорганизованныепсихические процессы. К высшим психическим функциям относят восприятие, память, мышление и речь.
  13. Процесс интериоризации - это превращение интерпсихологических отношений в интрапсихологические, в ходе которого происходит превращение внешних средств-знаков во внутренние.
  14. По мнению Л.С. Выготского, отличие отношений человека и природы от взаимоотношений обезьяны и природы в том, что явилось возникновение сознания.
  15. Существует три группы схем периодизации:
  1. периодизация на основе внешних критериев, без связи с физическим и психическим развитием человека;
  2. периодизация на основе на одном внутреннем критерии. Выбор критерия, который ложится в основу классификации, субъективен и происходит по самым разным причинам;
  3. периодизация основывается на нескольких существенных особенностях развития и может учитывать изменение важности критериев со временем.
  1. К. Бюлер связывает ступени развития с развитием не только с созреванием мозга и усложнением отношений с окружающей средой, но и с развитием аффективных процессов, с развитием переживания удовольствия, связанного с действием.
  2. Ж. Пиаже и А. Валлон в качестве критерия развития используют стадиальное развитие.
  3. До 7 лет суждение о моральности поступка выносится по: будут ли такой поступок наказан или удостоится похвалы, после 7 лет – по: суждение о поступке выносится в связи с той пользой, которую можно будет извлечь.
  4. По мнению Л.С. Выготского, реальным основанием для периодизации явилась внутренняя логика детского развития - процесса самодвижения, возникновения и образования в психике нового.
  5. Согласно З. Фрейду, развитие личности соответствует психосексуальному развитию человека, причем каждый из этапов характеризуется определенным способом проявления или непроявления либидо через эрогенные зоны, присущие данному возрасту.
  6. Главное возражение против теории З. Фрейда касается той значительной роли, которую она отводит полу в развитии личности.
  7. Снижение активности и интересов, связанных с сексом, соответствует латентной стадии (5-12 лет) в периодизации З. Фрейда.
  8. Представление о сохранении некоторых признаков объекта появляется у ребенка на стадии интеллектуального развития.
  9. На стадии формальных операций мыслительные операции могут совершаться без без опоры на чувственное восприятие конкретных объектов.
  10. Нравственное развитие тесно связано с когнитивным развитием.
  11. В процессе нравственного развития человек проходит эволюцию от эгоцентрического отношения к окружающим до более гибкой позиции.
  12. Вынося суждение о поступке, женщина скорее будет руководствоваться не принципами, а представлением о личности того, кто конкретно совершил данный поступок.
  13. Возрастное новообразование – это психические и социальные изменения, возникающие на данной ступени развития и определяющие сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь.
  14. В стабильные периоды развитие совершается за счет микроскопических изменений которые, накапливаясь до определенного предела, затем скачкообразно обнаруживаются в виде какого-либо возрастного новообразования.
  15. Особенности критических возрастов:

· кризис новорожденности - отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста;

· кризис одного года - отделяет младенчество от раннего детства;

· кризис трех лет - переход к дошкольному возрасту;

· кризис семи лет - соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом;

· кризис тринадцати лет - совпадает с переходом к подростковому возрасту.

  1. Специфика развития в кризисный период состоит в том, что в дебюте кризиса ребенок открывает новую идеальную форму и ее отношение к реальной становится социальной ситуацией развития.
  2. Под “нормой” в психологии развития понимают некую норму развития личности, то есть, нечто усредненное, то, что вкладывается в среднестатистические данный среди исследуемой группы.
  3. В основе периодизации В.И. Слободчикова лежит понятие включающее одновременно и объект, и источник развития.
  4. Социальная ситуация развития – это особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, типичное для каждого возрастного этапа.
  5. К системе “ ребенок - общественный взрослый” относятся следующие ведущие деятельности, которые ориентируют ребенка на нормы отношений между людьми.
  6. К системе “ребенок - общественный предмет” относятся следующие ведущие деятельности: благодаря которым усваиваются общественно выработанные способы действий с предметами и различные эталоны.
  7. Ведущая деятельность – это деятельность, выполнение которой определяет формирование основных психологических новообразований человека на данной ступени развития его личности.
  8. В деятельности системы “ребенок - общественный предмет” происходит освоение общественно выработанных способов действий с предметами и эталонов, выделяющих в предметах те или иные их стороны.
  9. Переход от одной эпохи к другой, согласно периодизации Д.Б. Эльконина, происходит при возникновении несоответствия между операционально-техническими возможностями ребенка и задачами и мотивами деятельности, на основе которых они сформировались.
  10. Трудновоспитуемость в критические периоды наступает из-за того, что изменение эмпирического изучения, не поспевает за быстрыми изменениями.
  11. Возрастной кризис связан с изменением физических данных и психологических характеристик ребенка, с целостной перестройкой его организма и поведения.
  12. По мнению Э. Эриксона, резкое изменение общественных условий существования взрослой личности может привести к "одержимости формальной стороной" ритуализации.
  13. Идентичность – это конфигурация, которая возникает в результате успешного эго-синтеза и ресинтеза в течение детства.
  14. Те процессы развития, которые более или менее непосредственно связаны с основными новообразованиями, называют центральными линиями развития в данном возрасте. Все другие процессы, совершающиеся в данном возрасте, называют побочными линиями развития.
  15. При относительно мягкой системе отношений кризис внешне протекает мягче; в этих случаях дети сами активно ищут возможности противопоставить себя взрослому, "им такое противопоставление внутренне необходимо ".
  16. В предкритической фазе ребенку открывается неполнота той реальной формы, в которой он живет. Такое открытие возможно лишь на основе возникновения представления об иной (новой) идеальной форме.
  17. В кризисе на этапе конфликта обнаруживаются и эмоционально переживаются преграды к реализации идеальной формы.
  18. Разрешение кризиса создает новую зону ближайшего развития и невозможно в старой системе отношений.
  19. В качестве критерия для периодизации Д.Б. Эльконин предлагает закон чередования, периодичности разных типов деятельности.
  20. По мнению Д.Б. Эльконина, каждая эпоха в развитии ребенка построена по общему принципу. Она открывается периодом, в котором идет усвоение задач, мотивов и норм человеческой деятельности и развитие мотивационно-потребностной сферы. Здесь подготавливается переход ко второму периоду, в котором происходит преимущественное усвоение способов действий с предметами и формирование операционно - технических возможностей.
  21. Кризис рождения в периодизации В.И. Слободчикова, это переход в новую общность. Вхождение в новую общность подобно новому рождению (человек рождается не единожды) и сопровождается сдвигом, качественным преобразованием в системе отношений с миром, с людьми и собой, внутри которой протекал предыдущий этап развития субъекта.
  22. Кризис развития – это освоение новой общности.
  23. Согласно теории научения развитие ребенка - постепенное, пошаговое накопление образцов памяти, знаний, умений и навыков.
  24. Теория «трех ступеней» детского развития К.Бюлера подход отождествлял этапы развития ребенка со ступенями развития животных. Представители этого подхода: И. П. Павлов, Э. Торндайк, В. Келлер.
  25. Скиннер выступал против наказания как метода воспитания, поскольку наказание указывает на то, чего человек не должен делать, но не раскрывает, как следует поступать.
  26. По мнению А. Бандуры, научение происходит на основе наблюдения и подражания авторитетным образцам.
  27. Корни чувства отчужденности, оторванности от окружающих людей и дел, неспособности молодых людей найти свое место в жизни общества, по мнению У. Бронфенбреннера, кроются в особенностях современной семьи, в частности, дефиците родительского общения (осо­бенно отцовского).
  28. По мнению З. Фрейда, “Сверх-Я” формируется на оральной стадии.
  29. А. Фрейд выделяет следующие защитные механизмы: вытеснение, перенос, сублимация, проекция, регрессия.
  30. По мнению А.Фрейд, детское развитие - процесс постепенной социализации ребенка, подчиняющийся закону перехода от принципа удовольствия к принципу реальности.

 

 

Контрольное задание №2

I. Вставьте пропущенные слова, закончите предложения:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 2324; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.205.5.65 (0.06 с.)